Является ли штатное расписание конфиденциальной информацией

Полная информация на тему: "Является ли штатное расписание конфиденциальной информацией" от профессионалов для людей понятным языком.

Штатное расписание коммерческая тайна

Многим профсоюзным организациям в России, особенно – в ситуации конфликта с работодателем, приходилось сталкиваться с отказом менеджмента предоставить штатное расписание под предлогом того, что данный документ представляет коммерческую тайну.

Недавний пример – . Несмотря на проведение сокращений администрация упорно отказывается предоставить профсоюзной организации штатное расписание для совместного обсуждения имеющихся вакансий и поиска возможности сохранить кадровый потенциал.

Но разберемся, что такое «коммерческая тайна» и действительно ли штатное расписание подпадает под это определение?

Все, что связано с коммерческой тайной в России, регулируется специальным законом №98-ФЗ. В нем говорится, что «коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Обладатель тайны сам устанавливает, какие сведения включить в специальный документ, называющийся «Перечень информации, составляющей коммерческую тайну», и как эти сведения оберегать. В законе (пункт 2 статьи 3) так и говорится: «к информации, составляющей коммерческую тайну, предприниматель вправе отнести сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие)». На это положение закона очень любят ссылаться работодатели… при этом забывая, что в статье 5 того же закона четко устанавливаются исключения из этого правила.

К числу сведений, в отношении которых работодатель не вправе устанавливать режим конфиденциальности, т.е.

Конфиденциальность локальных нормативных актов и других документов работодателя

которые он в том числе не может включить их в Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, относятся в том числе данные «о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест».

А значит, говорить о коммерческой тайне применительно к штатному расписанию – документу, содержащему информацию о численности, составе работников и системе оплаты труда, – не приходится.

Стоит отметить, что суды придерживаются той же точки зрения.

Более подробную информацию, в том числе – примеры судебных решений – можно найти, перейдя .

Главный правовой инспектор труда

[2]

Дата публикации: 22 января 2015 г.

Работаю в ООО главным инженером.

Разглашение коммерческой тайны

1. Является ли штатное расписание ООО коммерческой тайной? 2. Могу ли я по заявлению ознакомиться со штатным расписанием ООО? Директор отказывает мне в этом, мотивируя, что это коммерческая тайна. 3. Является ли зарплата коммерческой тайной?

(1, 3) Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении:

— сведений о численности, о составе работников (такие сведения содержаться в штатном расписании),

— сведений о системе оплаты труда (которая включает в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок).

То есть такие сведения не являются коммерческой тайной.

(2) Вы можете направить такое заявление работодателю, и в том случае, если ознакомление со штатным расписанием необходимо Вам для исполнения должностных обязанностей, работодатель обязан ознакомить Вас с данным документом.

В ином случае работодатель не обязан знакомить Вас со штатным расписанием, (если такая обязанность не предусмотрена коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений указанного Федерального закона.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Содержит ли штатное расписание коммерческую тайну?

Многим профсоюзным организациям в России, особенно – в ситуации конфликта с работодателем, приходилось сталкиваться с отказом менеджмента предоставить штатное расписание под предлогом того, что данный документ представляет коммерческую тайну.

Недавний пример – ситуация на кондитерской фабрике «Нестле» в Перми. Несмотря на проведение сокращений администрация упорно отказывается предоставить профсоюзной организации штатное расписание для совместного обсуждения имеющихся вакансий и поиска возможности сохранить кадровый потенциал.

Но разберемся, что такое «коммерческая тайна» и действительно ли штатное расписание подпадает под это определение?

Все, что связано с коммерческой тайной в России, регулируется специальным законом №98-ФЗ. В нем говорится, что «коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Обладатель тайны сам устанавливает, какие сведения включить в специальный документ, называющийся «Перечень информации, составляющей коммерческую тайну», и как эти сведения оберегать.

Содержит ли штатное расписание коммерческую тайну?

В законе (пункт 2 статьи 3) так и говорится: «к информации, составляющей коммерческую тайну, предприниматель вправе отнести сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие)». На это положение закона очень любят ссылаться работодатели… при этом забывая, что в статье 5 того же закона четко устанавливаются исключения из этого правила.

Читайте так же:  Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет

К числу сведений, в отношении которых работодатель не вправе устанавливать режим конфиденциальности, т.е. которые он в том числе не может включить их в Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, относятся в том числе данные «о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест».

А значит, говорить о коммерческой тайне применительно к штатному расписанию – документу, содержащему информацию о численности, составе работников и системе оплаты труда, – не приходится.

Стоит отметить, что суды придерживаются той же точки зрения. Суды придерживаются такой же точки зрения.

Более подробную информацию, в том числе – примеры судебных решений – можно найти, перейдя по этой ссылке.

Дата публикации: 04.01.15

Чтобы прочесть более подробную информацию, кликните на названии мероприятия.

Календарь IUF в формате PDF

При необходимости информацию о деятельности госорганов, местных властей и прочих субъектов властных полномочий, обеспеченных бюджетными средствами, может получить каждый желающий. Так, в соответствии со статьей 9 Закона «Об информации» все граждане Украины, юрлица и госорганы имеют право на информацию, то есть на свободное получение, использование, распространение и хранение сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Для получения необходимой публичной информации лицу необходимо направить запрос в соответствующий орган, ответ на который должен быть предоставлен в четко установленный Законом «О доступе к публичной информации» срок.

Может ли размер заработной платы работников коммерческой организации являться коммерческой тайной?

В частности, распорядитель информации должен предоставить ответ не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса. В течение 48 часов сведения предоставляются, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, состояния окружающей природной среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, или же в течение 20 дней, в случае предоставления большого объема информации.

Несмотря на законодательно предусмотренное право на предоставление доступа к публичной информации, на практике получить от органов власти требуемые сведения достаточно затруднительно по причине того, что сами госорганы зачастую необоснованно отказывают в ответе на запрос. Подтверждением тому служит и судебная практика, сложившаяся в спорах между просителем информации и представителем госоргана. Возьмем, к примеру, определение ВАСУ от 13.02.2013.

В ситуации, изложенной в решении, имело место быть обращение лица к Минюсту с запросом о предоставлении публичной информации, в котором была изложена просьба предоставить штатные расписания Департамента международного права и сотрудничества Минюста. Минюст на вышеуказанный запрос дал ответ, согласно которому просителю было отказано в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 11 Закона «Об информации» запрашиваемая информация является конфиденциальной. Отказ Минюста и стал причиной обращения просителя в суд с требованием признать такой отказ противоправным, поскольку отказ предоставить сведения нарушает право лица на доступ к публичной информации, гарантированное Законом «О доступе к публичной информации».

Суд первой инстанции, который поддержал и апелляционный суд, исковые требования удовлетворил, обязав Минюст предоставить требуемую информацию. Не соглашаясь с указанными судебными решениями, Минюст подал кассационную жалобу, в которой потребовал отменить судебные решения первой и апелляционной инстанций.

ВАСУ, рассмотрев жалобу Минюста, принял решение оставить ее без удовлетворения, тем самым подтвердив, что отказ предоставить сведения о штатном расписании госоргана является неправомерным.

Как мы уже отмечали, статья 9 Закона «Об информации» гарантирует гражданам и юрлицам право свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Так, по общему правилу публичная информация является открытой и представляет собой отраженную и задокументированную любыми средствами и на любых носителях информацию, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий и других распорядителей публичной информации.

Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств или имущества, фамилии, имени, отчестве физлиц и наименовании юрлиц, получивших эти средства или имущество

При этом не вся информация является публичной, ведь некоторые сведения имеют статус ограниченных, в частности, виды и порядок ограничения доступа к информации предусмотрены статьей 6 Закона «О доступе к публичной информации». При этом информация о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе копии соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество, не относятся к информации с ограниченным доступом.

Следует определиться с тем, относится ли штатное расписание госоргана к информации о распоряжении бюджетными средствами. ВАСУ отметил, что на практике понятие штатного расписания трактуется как документ, устанавливающий на предприятии структуру, штаты и должностные оклады работников. Кроме того, определение термина «штатное расписание» содержится в Порядке подготовки организационных документов в Главном управлении государственной службы Украины и его территориальных органах, которое полностью совпадает с используемым в практике.

Поскольку финансирование выплаты заработной платы работникам госорганов осуществляется за счет бюджетных средств, штатное расписание, содержащее информацию о выплате заработной платы и не предусматривающее указания персональных данных лиц, не является конфиденциальной информацией или информацией с ограниченным доступом.

Штатное расписание госоргана представляет собой документ, отражающий структуру организации, численность отделов и сотрудников, а также размер их заработной платы. Поскольку финансирование выплаты заработной платы работникам госорганов осуществляется за счет бюджетных средств, штатное расписание не является конфиденциальной информацией или информацией с ограниченным доступом. Таким образом, ВАСУ пришел к выводу, что госорганы согласно законодательству о доступе к публичной информации обязаны предоставлять копии штатных расписаний в случае получения официального запроса об их предоставлении.

Вопрос: Работаю в ООО главным инженером. Является ли штатное расписание ООО коммерческой тайной? Могу ли я по заявлению ознакомиться со штатным расписанием ООО? Директор отказывает мне в этом, мотивируя, что это коммерческая тайна. Является ли зарплата коммерческой тайной? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Работаю в ООО главным инженером. 1. Является ли штатное расписание ООО коммерческой тайной? 2. Могу ли я по заявлению ознакомиться со штатным расписанием ООО? Директор отказывает мне в этом, мотивируя, что это коммерческая тайна. 3. Является ли зарплата коммерческой тайной?

Читайте так же:  Соглашение о заключении срочного трудового договора образец

(1, 3) Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении:

— сведений о численности, о составе работников (такие сведения содержаться в штатном расписании),

— сведений о системе оплаты труда (которая включает в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок).

То есть такие сведения не являются коммерческой тайной.

(2) Вы можете направить такое заявление работодателю, и в том случае, если ознакомление со штатным расписанием необходимо Вам для исполнения должностных обязанностей, работодатель обязан ознакомить Вас с данным документом.

В ином случае работодатель не обязан знакомить Вас со штатным расписанием, (если такая обязанность не предусмотрена коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений указанного Федерального закона.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Является ли штатное расписание конфиденциальной информацией

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Общество организует обособленное подразделение, которое не является ни филиалом, ни представительством. Уставные документы не содержат информации об указанном структурном подразделении, подразделение расположено в другом городе. У ряда работников, числящихся в других структурных подразделениях, местом работы станет адрес местонахождения этого обособленного подразделения. При этом общество вносит соответствующие изменения в трудовые договоры таких работников. Общество продолжает пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Необходимо ли в указанном случае вносить изменение в штатное расписание, или нужно создать отдельное штатное расписание? Должен ли обязательно быть руководитель у обособленного подразделения?
Могут ли работники с одинаковыми наименованиями должностей в соответствии со штатным расписанием числиться в одном структурном подразделении, но иметь разные адреса места работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что при создании в организации нового структурного подразделения факт его наличия должен быть отражен в штатном расписании организации вместе с перечнем должностей и количеством работников по каждой из них. Соответственно, работодателю целесообразно внести изменения в штатное расписание организации.
Наличие или отсутствие в структурном подразделении должности руководителя работодатель решает самостоятельно исходя из своих потребностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

9 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью — местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
*(2) Смотрите также, например, следующий материал:
— Вопрос: Организация (г. Омск) создала обособленное подразделение (не филиал и не представительство) в другом регионе РФ. Может ли обособленное подразделение ООО утверждать свои положения, иметь свое штатное расписание? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.).

Является ли штатное расписание конфиденциальной информацией

Недавний пример – ситуация на кондитерской фабрике «Нестле» в Перми . Несмотря на проведение сокращений администрация упорно отказывается предоставить профсоюзной организации штатное расписание для совместного обсуждения имеющихся вакансий и поиска возможности сохранить кадровый потенциал.

Но разберемся, что такое «коммерческая тайна» и действительно ли штатное расписание подпадает под это определение?

Все, что связано с коммерческой тайной в России, регулируется специальным законом №98-ФЗ. В нем говорится, что «коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Читайте так же:  Продажа половины квартиры без согласия второго собственника

Обладатель тайны сам устанавливает, какие сведения включить в специальный документ, называющийся «Перечень информации, составляющей коммерческую тайну», и как эти сведения оберегать. В законе (пункт 2 статьи 3) так и говорится: «к информации, составляющей коммерческую тайну, предприниматель вправе отнести сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие)». На это положение закона очень любят ссылаться работодатели… при этом забывая, что в статье 5 того же закона четко устанавливаются исключения из этого правила.

К числу сведений, в отношении которых работодатель не вправе устанавливать режим конфиденциальности, т.е. которые он в том числе не может включить их в Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, относятся в том числе данные «о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест».

А значит, говорить о коммерческой тайне применительно к штатному расписанию – документу, содержащему информацию о численности, составе работников и системе оплаты труда, – не приходится.

Стоит отметить, что суды придерживаются той же точки зрения.

Более подробную информацию, в том числе – примеры судебных решений – можно найти, перейдя по этой ссылке .

Информация о штатном расписании госорганов не является конфиденциальной

При необходимости информацию о деятельности госорганов, местных властей и прочих субъектов властных полномочий, обеспеченных бюджетными средствами, может получить каждый желающий. Так, в соответствии со статьей 9 Закона «Об информации» все граждане Украины, юрлица и госорганы имеют право на информацию, то есть на свободное получение, использование, распространение и хранение сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Для получения необходимой публичной информации лицу необходимо направить запрос в соответствующий орган, ответ на который должен быть предоставлен в четко установленный Законом «О доступе к публичной информации» срок. В частности, распорядитель информации должен предоставить ответ не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса. В течение 48 часов сведения предоставляются, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, состояния окружающей природной среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, или же в течение 20 дней, в случае предоставления большого объема информации.

Несмотря на законодательно предусмотренное право на предоставление доступа к публичной информации, на практике получить от органов власти требуемые сведения достаточно затруднительно по причине того, что сами госорганы зачастую необоснованно отказывают в ответе на запрос. Подтверждением тому служит и судебная практика, сложившаяся в спорах между просителем информации и представителем госоргана. Возьмем, к примеру, определение ВАСУ от 13.02.2013.

В ситуации, изложенной в решении, имело место быть обращение лица к Минюсту с запросом о предоставлении публичной информации, в котором была изложена просьба предоставить штатные расписания Департамента международного права и сотрудничества Минюста. Минюст на вышеуказанный запрос дал ответ, согласно которому просителю было отказано в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 11 Закона «Об информации» запрашиваемая информация является конфиденциальной. Отказ Минюста и стал причиной обращения просителя в суд с требованием признать такой отказ противоправным, поскольку отказ предоставить сведения нарушает право лица на доступ к публичной информации, гарантированное Законом «О доступе к публичной информации».

Суд первой инстанции, который поддержал и апелляционный суд, исковые требования удовлетворил, обязав Минюст предоставить требуемую информацию. Не соглашаясь с указанными судебными решениями, Минюст подал кассационную жалобу, в которой потребовал отменить судебные решения первой и апелляционной инстанций.

ВАСУ, рассмотрев жалобу Минюста, принял решение оставить ее без удовлетворения, тем самым подтвердив, что отказ предоставить сведения о штатном расписании госоргана является неправомерным.

Как мы уже отмечали, статья 9 Закона «Об информации» гарантирует гражданам и юрлицам право свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Так, по общему правилу публичная информация является открытой и представляет собой отраженную и задокументированную любыми средствами и на любых носителях информацию, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий и других распорядителей публичной информации.

Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств или имущества, фамилии, имени, отчестве физлиц и наименовании юрлиц, получивших эти средства или имущество

При этом не вся информация является публичной, ведь некоторые сведения имеют статус ограниченных, в частности, виды и порядок ограничения доступа к информации предусмотрены статьей 6 Закона «О доступе к публичной информации». При этом информация о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе копии соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество, не относятся к информации с ограниченным доступом.

Следует определиться с тем, относится ли штатное расписание госоргана к информации о распоряжении бюджетными средствами. ВАСУ отметил, что на практике понятие штатного расписания трактуется как документ, устанавливающий на предприятии структуру, штаты и должностные оклады работников. Кроме того, определение термина «штатное расписание» содержится в Порядке подготовки организационных документов в Главном управлении государственной службы Украины и его территориальных органах, которое полностью совпадает с используемым в практике.

Поскольку финансирование выплаты заработной платы работникам госорганов осуществляется за счет бюджетных средств, штатное расписание, содержащее информацию о выплате заработной платы и не предусматривающее указания персональных данных лиц, не является конфиденциальной информацией или информацией с ограниченным доступом.

Штатное расписание госоргана представляет собой документ, отражающий структуру организации, численность отделов и сотрудников, а также размер их заработной платы. Поскольку финансирование выплаты заработной платы работникам госорганов осуществляется за счет бюджетных средств, штатное расписание не является конфиденциальной информацией или информацией с ограниченным доступом. Таким образом, ВАСУ пришел к выводу, что госорганы согласно законодательству о доступе к публичной информации обязаны предоставлять копии штатных расписаний в случае получения официального запроса об их предоставлении.

Читайте так же:  Что можно делать на землях сельскохозяйственного назначения

Может ли размер заработной платы работников коммерческой организации являться коммерческой тайной?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Размер заработной платы работников коммерческой организации может являться коммерческой тайной.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Статья 5 Закона N 98-ФЗ содержит перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Система оплаты труда является информацией, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне (п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ).

[3]

Исходя из смысла ст. 135 ТК РФ, система оплаты труда представляет собой совокупность правил, определяющих состав заработной платы, конкретные размеры тарифных ставок, окладов, должностных окладов, условия, порядок выплаты и размер доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, способ установления соотношения между выполненной работой и размером вознаграждения за нее, с учетом которого исчисляется заработная плата конкретных работников.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работникам предприятия устанавливается трудовыми договорами в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Иными словами, информация о размере заработной платы работников не тождественна информации о системе оплаты труда.

Так как сведения о размере заработной платы работников в перечне сведений, не подлежащих отнесению к коммерческой тайне, не поименованы, размер заработной платы работников формально может быть отнесен к коммерческой тайне коммерческой организации.*(1)

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон «О персональных данных») сведения о доходах физического лица относятся к его персональным данным. В силу ч. 1 ст. 7 Закона «О персональных данных», ст. 88 ТК РФ в отношении персональных данных работника должен соблюдаться режим конфиденциальности.

Вместе с тем, исходя из смысла указанных норм, работодатель не вправе запретить самому работнику разглашать сведения о его заработной плате.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

30 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Следует, однако, иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 3 Закона N 98-ФЗ информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Таким образом, в случае возникновения судебного спора, организации придется доказать, что сведения о размере заработной платы работников имеют коммерческую ценность и являются секретом производства.

Содержит ли штатное расписание коммерческую тайну?

Многим профсоюзным организациям в России, особенно – в ситуации конфликта с работодателем, приходилось сталкиваться с отказом менеджмента предоставить штатное расписание под предлогом того, что данный документ представляет коммерческую тайну.

Недавний пример – ситуация на кондитерской фабрике «Нестле» в Перми . Несмотря на проведение сокращений администрация упорно отказывается предоставить профсоюзной организации штатное расписание для совместного обсуждения имеющихся вакансий и поиска возможности сохранить кадровый потенциал.

Но разберемся, что такое «коммерческая тайна» и действительно ли штатное расписание подпадает под это определение?

Все, что связано с коммерческой тайной в России, регулируется специальным законом №98-ФЗ. В нем говорится, что «коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Обладатель тайны сам устанавливает, какие сведения включить в специальный документ, называющийся «Перечень информации, составляющей коммерческую тайну», и как эти сведения оберегать. В законе (пункт 2 статьи 3) так и говорится: «к информации, составляющей коммерческую тайну, предприниматель вправе отнести сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие)». На это положение закона очень любят ссылаться работодатели… при этом забывая, что в статье 5 того же закона четко устанавливаются исключения из этого правила.

К числу сведений, в отношении которых работодатель не вправе устанавливать режим конфиденциальности, т.е. которые он в том числе не может включить их в Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, относятся в том числе данные «о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест».

А значит, говорить о коммерческой тайне применительно к штатному расписанию – документу, содержащему информацию о численности, составе работников и системе оплаты труда, – не приходится.

Стоит отметить, что суды придерживаются той же точки зрения. Суды придерживаются такой же точки зрения.

Более подробную информацию, в том числе – примеры судебных решений – можно найти, перейдя по этой ссылке .

Дата публикации: 04.01.15

Чтобы прочесть более подробную информацию, кликните на названии мероприятия.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Вопрос о принадлежности данных налоговой декларации к коммерческой тайне встает, в основном, тогда, когда предоставить их для ознакомления требует контрагент хозяйствующего субъекта. Правомерен ли отказ в такой ситуации и когда отказывать нельзя, что считается коммерческой тайной согласно законодательству и как должно охраняться? В этих тонкостях необходимо разбираться, дабы избежать неприятных последствий.

Определение коммерческой тайны

Данное понятие и все связанные с ним нюансы регулируются Законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — ФЗ № 98). Согласно ему, коммерческой тайной считаются любые данные, касающиеся производственных, технических, экономических, организационных и иных процессов, происходящих в субъекте хозяйствования, имеющие реальную или теоретическую коммерческую значимость ввиду неизвестности их иным лицам. В обязательном порядке они должны удовлетворять следующим признакам:

  • отсутствие к ним свободного и беспрепятственного доступа;
  • в отношении их обладателем (налогоплательщиком) введен режим коммерческой тайны.
Читайте так же:  Ответственность работодателя за нарушение трудового договора

То есть администрацией организации в приказном порядке определен перечень данных, составляющих коммерческую тайну, установлен алгоритм их использования, следование которому строго контролируется (ст. 10, п. 1 ФЗ № 98). Эта информация охраняется и без применения определенных усилий по ликвидации средств защиты ее не получить.

В совокупности с производственной, коммерческая тайна составляет налоговую тайну, регулируемую положениями сто второй статьи НК.

[1]

На законодательном уровне спецрежим производственной тайны не установлен. Под ней могут пониматься любые данные, касающиеся процесса изготовления благ (ст. 1465 ГК, ст. 3 ФЗ № 98).

Какие сведения составляют налоговую тайну

К таковым сведениям относят данные о:

  • протекающих в субъекте хозяйствования производственных процессах,
  • его партнерах;
  • условиях сделок;
  • итоги налоговых проверок;
  • сведения специальных деклараций.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Сведения налоговых декларация не входят в перечень данных, не составляющих коммерческую тайну, определенный пятой статьей ФЗ № 98.

Исходя из этого, декларации по НДС могут составлять коммерческую тайну, что закрепляется хозяйствующим субъектом в локальном нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Они могут не предоставляться по прямому требованию контрагента, однако, он может запросить интересующие данные в органах ФНС, поскольку они не считаются налоговой тайной. Поэтому важно ставить на подаваемой налоговой документации гриф «Коммерческая тайна».

Является ли устав коммерческой тайной

Акцент на то, что содержание учредительной документации не может составлять коммерческую тайну, сделан во втором абзаце пятой статьи ФЗ № 98.

Более того, некоторых юрлиц (государственных и муниципальных) законодательство обязывает размещать устав на своих интернет-порталах (п. 6 приказа Минфина № 86н).

Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной

Информация бухгалтерских (финансовых) отчетов не может являться коммерческой тайной (п. 11, ст. 13 ФЗ № 402). Это постулирует и приказ Минфина № 43н, подтверждающий ее публичность и вменяющий организациям обязанность по обеспечению возможности беспрепятственного с ней ознакомления (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Пятая статья ФЗ № 98 указывает на то, что численность и состав штата, а также СОТ, не являются коммерческой тайной. Это подтверждено и юридической практикой.

Данные, не являющиеся налоговой тайной

ФНС может удовлетворить запрос контрагента организации на предоставление следующих сведений о ней, не считающих коммерческой или налоговой тайной согласно ст. 102 НК:

  • ИНН;
  • общедоступной информации (данных из выписки ЕГРЮЛ);
  • об уплаченных сборах, налогах и взносах за прошлый отчетный период;

Суммы, погашенные налоговыми агентами в рамках их обязанностей, составляют исключение.

  • о налоговых нарушениях (в том числе о начисленных пенях и вмененных штрафах);
  • о применении спецрежимов;
  • о списочной численности сотрудников за прошлый отчетный период;
  • о финрезультатах в рамках баланса;
  • о постановке на учет организаций и ИП — нерезидентов.

Отношения с контрагентами и государственными органами по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну

Если сведения являются коммерческой тайной, в ознакомлении с ними контрагентам может быть отказано. Впрочем, отказ в доступе к ней налоговой инстанции, исполняющей свои прямые обязанности, будет считаться неправомерным (ст. 6, 15 ФЗ № 98).

При этом, применение к важным данным режима комтайны является допгарантией в подобных деловых взаимоотношениях (ст. 102 НК). Для этого, согласно шестой статье ФЗ № 98, необходимо пометить документы, информацию из которых налоговым инспекторам следует держать в секрете, специальным грифом с указанием наименования и расположения (юрлицам) либо Ф.И.О. и адреса (ИП).

Данные сведения не могут быть раскрыты налоговыми органами и иными госструктурами, их сотрудниками и прочими лицами, в силу служебных обязанностей ими располагающими.

Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Халатное отношение к подобным сведениям, их утеря либо обнародование обуславливает следующую ответственность виновных в этом должностных единиц согласно отечественному законодательству, независимо от того, являются они сотрудниками субъекта хозяйствования либо госслужащими:

  • дисциплинарную – замечание или выговор, работодатель имеет право уволить работника, если разглашение произошло по его вине (ст.81 ТК);
  • гражданско-правовую ответственность – четко не определена, однако, исходя из общих норм гражданского права, может подразумеваться требование пострадавшей стороны полной компенсации причиненных убытков, возмещения упущенной выгоды;
  • административную – штраф (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – установлена УК, сто восемьдесят третьей статьей, подразумевает штраф, исправительные или принудительные работа, а также лишение свободы.

Лицу, оперирующему секретными данными, но не имеющему достаточных оснований считать это незаконным, в том числе получившему их ошибочно или случайно, не может вменяться ответственность.

Госслужащие не могут разглашать полученные сведения из баз данных, архивов и иной документации, без соответствующего разрешения на это их обладателя кроме таких случаев, оговоренных в ФЗ, как:

  • запрос судебной инстанции;
  • запрос следственных или дознавательных органов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, коммерческая тайна регулируется специальным федеральным законом, а включающая ее налоговая – Налоговым Кодексом. Данные нормативные акты регламентируют, какие сведения должны держаться в тайне как субъектами хозяйствования, так и ФНС, а какие могут быть общедоступными.

Источники


  1. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.

  2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  3. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
Является ли штатное расписание конфиденциальной информацией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here