Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Полная информация на тему: "Уточнение границ земельного участка с увеличением площади" от профессионалов для людей понятным языком.

Правила и особенности уточнения границ земельного участка

Под уточнением границ земельного участка следует понимать проведение межевания на ранее учтенном наделе, зарегистрированном в едином государственном реестре недвижимости.

При проведении уточнения границ кадастровый инженер определяет межи надела непосредственно на местности.

Результатом является составление стандартного межевого плана.

Уточнение производится в следующих случаях:

  1. Границы надела не были точно определены. В таком случае в кадастровом паспорте в графе «Особые отметки» стоит пометка примерно следующего содержания «Границы надела не были определены в соответствии с законодательством». Такой участок можно продать, подарить, оставить в наследство и т.д. Однако чтобы построить здесь дом (любое другое капитальное строение) и зарегистрировать его, необходимо уточнить границы надела и зарегистрировать такое уточнение в ЕГРН.
  2. Границы надела были определены неверно. При проведении первоначального межевания кадастровый инженер мог ошибиться с установлением границ. Чтобы исправить ошибку, необходимо заказать уточнение межей.

Градостроительное межевание

При составлении градостроительного плана населенного пункта, власти проводят градостроительное межевание.

Имеющаяся земля делится сначала на кадастровые кварталы (каждый квартал объединен общим видом разрешенного использования земли), а кадастровые кварталы делятся на обособленные участки.

Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ № 218 от 2015 года именного градостроительное межевание является основной для проведения уточнения границ земельного участка.

Проведение процедуры

Межевание (не уточнение границ) проводится при создании принципиально нового земельного участка с присвоением нового кадастрового номера.

Такая ситуация возможна в следующих случаях:

  1. При создании нового участка из земель государственной (муниципальной) собственности.
  2. При выделении одной доли из прежде целого участка.
  3. При объединении нескольких участков в один надел.
  4. При разделе участка на несколько обособленных наделов.

В любом из этих случаев заказывается не уточнение границ, а именно межевание. Также межевание заказывается при необходимости перераспределить ранее установленные границы нескольких наделов.

Сам процесс межевания включает в себя следующие этапы:

  1. Заключение договора с кадастровым инженером о проведении работ.
  2. Уведомление заинтересованных лиц о скором проведении работ по установлению границ. Уведомляются владельцы соседних участков, а также представители местной администрации.
  3. Проведение работ на местности. При этом используются высокоточные спутниковые технологии, что позволяет минимизировать риск кадастровой ошибки.
  4. Оформление результатов и выдача межевого плана. На основании межевого плана можно получить кадастровый паспорт участка.

Подробней о межевании читайте в статьях тематической категории.

Что такое уточнение границ

Проведение уточнения границ возможно только по отношению к ранее учтенному участку, то есть, тому участку, который ранее был зарегистрирован в ЕГРН (ГКН).

Самый простой способ узнать, был ли участок ранее поставлен на учет – публичная кадастровая карта Росреестра, где есть сведения обо всех зарегистрированных участках РФ.

Можно проверить регистрацию земельного надела и через справочный онлайн сервис Росреестра.

Для этого необходимо знать хотя бы один из нижеприведенных пунктов:

  1. Кадастровый номер земельного участка.
  2. Условный номер ЗУ.
  3. Ранее присвоенный номер ЗУ.
  4. Точный адрес.

Если земля поставлена на кадастровый учет, сервис тут же выдаст всю информацию, имеющуюся по этому участку.

Сама процедура уточнения границ проводится по аналогии с полноценным межеванием: владелец ЗУ заключает договор с кадастровым инженером, тот оповещает всех заинтересованных лиц, проводит уточнение границ на местности и оформляет результаты через создание межевого плана.

Часто во время проведения уточнения, границы участка переносятся, так как установленный забор не соответствует реальным межам участка. Все это может привести к конфликту с соседями, которые будут не согласны с переносом забора.

Здесь есть 2 пути решения:

  1. Досудебное урегулирование. Если сосед не признает вновь установленных границ можно попробовать договориться за общие средства заказать землеустроительную экспертизу, которая установит точные смежные границы.
  2. Судебное урегулирование. Если сосед на контакт не идет и отказывается переносить свой забор, необходимо подавать иск в суд. При необходимости будет назначена судебная землеустроительная экспертиза, которая и определит точные границы. При этом проигравшая сторона вынуждена будет погасить все судебные издержки, в том числе и оплатить расходы на проведение экспертизы.

Может ли измениться площадь или конфигурация надела

До 2001 года при образовании новых земельных наделов процедура межевания не проводилась, а значит, площадь таких земельных участков указывалась примерно.

В свою очередь, главная задача уточнения границ заключается не в том, чтобы утвердить установленные на местности границы надела, а в том, чтобы определить реальные границы и конфигурацию земельного участка.

Это означает, что при уточнении границ изменение размера земельного участка может произойти изменение в обе стороны:

  • Подпункт 30 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может произойти уменьшение более чем на 10% от площади, указанной в документах. То есть, если в кадастровом паспорте было указано, что площадь ЗУ составляет 20 соток, то после проведения межевания она не может быть менее 18 соток.
  • Подпункт 32 пункта 1 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может быть увеличена более чем на одну минимальную площадь конкретного вида участка, принятую в регионе. То есть, если местным нормативно-правовым актом установлено, что площадь участка под ИЖС не может быть менее 3 соток, то межуемый участок ИЖС не может быть увеличен более чем на эти же 3 сотки.

Если местным НПА не установлена минимальная площадь конкретного вида участка, для межуемого надела увеличение не может быть более чем на 10% от своей прежней площади.

Судебные споры о смежных границах

При возникновении судебного спора о смежных границах между несколькими участками, расстоянии от границы до забора, проведение межевания (уточнения границ, землеустроительной экспертизы) – неизбежно.

Читайте так же:  Собственность публично правовых образований на земельный участок

Суд в обязательном порядке будет принимать в учет итоговое заключение кадастрового инженера. А в случае, если до обращения в суд уточнение границ не производилось, будет назначена судебная землеустроительная экспертиза.

При этом суд не просто доверяет заключению кадастрового инженера, а проверяет правильность проведенного им межевания.

Так, по состоянию на 2018 год при уточнении границ кадастровому инженеру необходимо использовать высокоточное спутниковое оборудование.

Такое оборудование позволяет определить месторасположение границ и координат участка (поворотных точек) с точностью буквально до нескольких сантиметров.

В судебной практике известен случай, когда Верховный суд РФ отменил результаты проведенного межевания из-за того, что кадастровый инженер определил границы участка исходя из забора, который уже был установлен на местности.

Заключение

Уточнение границ земельного участка отличается от межевания лишь тем, что выполняется в отношении уже ранее учтенных (зарегистрированных) земельных наделов. В остальном же процедуры абсолютно идентичны. Главная задача уточнения границ – определить реальные межи участка.

Это может понадобиться сразу в нескольких случаях:

  • В целях исправления кадастровой ошибки;
  • Для решения споров с соседями о смежных границах;
  • Для внесения сведений о границах участка в ЕГРН.

Однако владельцы зарегистрированных участков не обязаны проводить уточнение границ. По своему усмотрению они могут совершать с наделом любые операции: продавать, дарить, оставлять предметом залога и т.д.

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.

Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

При уточнении границ участка в ходе дачной амнистии можно увеличить его площадь не более чем на 10 %, если границы не были определены в установленном законом порядке.

Местоположение границ устанавливается в соответствии с документом, подтверждающем право на участок, а при его отсутствии — с теми, которые определяли нахождение границ при образовании участка. Если же таких документов нет, то учитываются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов (природных или искусственного происхождения).

Самовольное занятие участка или его использование без необходимых документов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 500-1 000 руб, должностных лиц — 1 000-2 000 руб., организаций — 10 000-20 000 руб.

Как и на сколько можно увеличить площадь земельного участка при межевании

После проведения процедуры межевания собственники могут рассчитывать на расширение границ надела.
Читайте так же:  Характеристика мужу от жены в наркологический диспансер

При этом люди должны учитывать ограничения, установленные государством.

Площадь земельного участка не может быть увеличена больше, чем на 10%.

Существует несколько вариантов, которые позволяют расширить свои угодья на законных основаниях.

Что такое уточнение границ земельного участка?

До 2007 года многие собственники земли не проводили процедуру межевания. Учет земельных участков носил декларативный характер. Это привело к возникновению спорных ситуаций между соседями.

Специалисты Росреестра рекомендуют владельцам таких наделов уточнить его границы. Процедура позволит защитить интересы землевладельцев. При регистрации в ЕГРН закрепляется конфигурация и площадь участка. Уточнение границ надела осуществляется в соответствии со ст. 42 ФЗ №218.

В Приказе Минэкономразвития №90 прописаны нормы, которые должны соблюдаться при проведении процедуры.

Погрешность площади надела не может быть больше 0,3 м.

Можно выделить несколько оснований для проведения межевания:
  • Владелец участка написал заявление.
  • Межевание необходимо при рассмотрении земельных споров между соседями в суде.
  • Выявлены ошибки при определении границ смежных наделов.

Кадастровый инженер описывает недочеты и указывает в документе меры по их устранению.

Как расширить

Увеличить площадь наделам можно несколькими способами.

Порядок оформления

Зачастую у владельцев земли отсутствуют документы, которые подтверждают право на использование надела. До 2015 года государство приравнивало такие действия к самовольному захвату.

Чтобы решить проблему было решено внести изменения, касающиеся порядка проведения прирезки. Процедура должна осуществляться в соответствии со ст. 32.29 ч. 4 ЗК РФ.

[2]

Увеличение площади участка проводится по нескольким основаниям:

  • В процессе межевания были выявлены несоответствия границ участка, указанным в плане.
  • Необходимо исправить изломанный контур надела.
  • Необходимо учитывать следующие условия проведения прирезки:
  • Земля не должна находиться в зоне ЛЭП или газопроводов.
  • У основного и присоединяемого участка должно быть одинаковое целевое назначение.

Процедуру можно провести только в случае, если отсутствуют смежные наделы.

Куда обращаться

Чтобы избежать отказа лучше всего проконсультироваться с кадастровым инженером. После этого владельцу земли нужно оформить заявление.

Собственник должен предоставить в органы местного самоуправления:

  • копию правоустанавливающей документации;
  • кадастровый план и паспорт;
  • доверенность, если собственник не может заниматься сбором и оформлением документов.

Препятствием к увеличению участка может быть ущемление интересов соседей.

При положительном решении владелец земельного участка должен самостоятельно организовать и оплатить услуги кадастрового инженера.

Затраты на проведение процедуры зависят от региона, площади надела и сложности выполняемых работ.

К примеру, жителям Подмосковья придется заплатить 10 тыс. руб.

Расходы дачников, проживающих в Ленинградской области, составляют около 30 тыс. руб.

К затратам необходимо добавить плату за прирезку участка, которая установлена в размере 15% от кадастровой стоимости.

Сроки оформления

В течение 30 дней администрация должна рассмотреть документы и принять решение.

Выкуп прилегающей территории

До 2007 года участки вносили в реестр без проведения межевания. Чтобы изменить границы надела необходимо получить согласие в органах местного самоуправления.

Выкуп земли производится на основании заявления собственника. Прилегающие территории присоединяют к участку при условии, что они были признаны бесхозными.

Процедура изменения конфигурация надела оформляется актом. Владелец участка должен провести межевание с одновременным присоединением выкупленного участка.

Куда нужно подавать документы

Чтобы выкупить участок земли гражданин должен обратиться в органы местного самоуправления. Помимо заявления необходимо предъявить справку, которая подтверждает право пользования наделом.

Чтобы расширить границы участка необходимо иметь при себе справку из ЕГРН и паспорт.

Продолжительность оформления

Администрация района имеет право рассматривать документы в течение 30 дней.

Местные органы власти обычно требуют от заявителя внести аванс в размере 20% от кадастровой стоимости надела. Услуги по оценке участка оплачиваются за счет покупателя. После процедуры межевания между собственником земельного надела и государственными структурами заключается соглашение.

Чтобы оформить договор необходимо предоставить:
  • кадастровый паспорт;
  • геодезический план;
  • платежные документы, в которых указана сумма аванса;
  • справку о том, что участок используется частным лицом.

Администрация района может отказать заявителю в следующих ситуациях:

  • Человек не имеет право претендовать на землю, которая попадает под мораторий.
  • Ограничения могут быть связаны с запретом на строительство жилья на участке.
  • Надел уже принадлежит другому человеку.

Признание права собственности

Владелец может претендовать на землю в следующих случаях:

  • надел был передан по наследству;
  • человек стал владельцем участка после проведения приватизации;
  • право собственности было признано в судебном порядке.

Особенности получения наследства

Видео (кликните для воспроизведения).

Земля, принадлежащая умершему, распределяется между близкими в соответствии с долями. Причем раздел участка производится после получения свидетельства о праве на наследство.

Новые собственники должны зарегистрировать наделы в Росреестре. Процедура осуществляется на основании межевого плана с учетом доли каждого человека. На заключительном этапе родственникам выдают выписку из ЕГРН.

За нотариальное оформление документов с людей взимают 2 000-3 000 руб. Сумма зависит от региона, в котором проживают люди. Новым собственникам земельных участков необходимо заплатить госпошлину в размере 0,3% от оценочной стоимости.

Наследники не могут рассчитывать на землю, на которую умерший родственник имел временные права. Такая ситуация может возникнуть, если человек оформлял договор аренды.

Порядок признания прав на приватизированную землю

Чтобы получить право на участок земли необходимо обратиться в местные органы власти.

Граждане, указанные в ст. 39.1, 39.5 ЗК РФ имеют право на бесплатную приватизацию.

На безвозмездной основе выделяют землю людям, которые в течение 5 лет использовали надел для ведения личного хозяйства или фермерства.

На привилегии могут рассчитывать многодетные матери, которые решили приватизировать землю.

Плата не взимается с граждан, которые построили на участке дом. Бесплатная приватизация для этой категории людей предоставляется только при условии целевого использования надела в течение 5 лет.

Чтобы приватизировать участок, необходимо предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • межевой план на участок;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю.
Читайте так же:  Учитываются ли алименты при расчете среднедушевого дохода

С владельцев приватизированной земли взимается госпошлина, которая составляет 350 руб.

Обращение в суд

Зачастую земельные споры можно решить только в судебном порядке.

Причиной обращения в инстанцию может быть:

  • Отсутствие распорядительных документов на участок.
  • Людям приходится подавать иск в суд, если местные власти отказываются регистрировать право на надел.
  • Собственники сталкиваются со спорными моментами, которые возникают во время приватизации.

При рассмотрении дел, касающихся прав на землю, суды требуют следующие документы:

  • Архивные выписки, которые нужно взять из БТИ или в администрации.
  • В качестве доказательства человек может предоставить платежки, в которых указана сумму и наименование сбора.
  • Судьи учитывают наличие информации о переписке с местными властями, которые отказываются оформлять документы на землю.

Судебные издержки

Расходы зависят от оценочной стоимости земли.

В соответствии со ст.27 ФЗ №221 собственник не может расширить границы надела больше, чем на 10%.

Причины отказа в увеличении земельного надела

Местные власти вправе отказать людям, претендующим на расширение участка в следующих ситуациях:

  • Препятствием к увеличению надела является наличие на прирезаемой территории чужой собственности.
  • Администрация отказывает претендентам, если существуют споры между соседями.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором кадастровый инженер рассказывает о способах как увеличить площадь земельного участка.

Заключение

Чтобы увеличить площадь своего участка собственник может выкупить прилегающие территории. Расшить границы надела на сколько-либо можно за счет прирезки дополнительных метров, но это значение не может быть больше 10% площади надела. Признание прав собственности зависит от решения региональных органов власти.

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

В дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.

1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.

2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

Читайте так же:  Отказ от подписания дополнительного соглашения к договору

— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка, возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е. Манылов

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Если в результате кадастрового учета площадь земельного участка окажется больше той, сведения о которой содержатся в госкадастре недвижимости, в осуществлении кадастрового учета может быть отказано в следующих случаях. Во-первых, если такая разница превысит предельный минимальный размер земельного участка (устанавливается в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земель). Во-вторых, если она составит более 10% площади, сведения о которой внесены в госкадастр.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются последними.

Предельные размеры участков, предоставляемых гражданам в собственность из государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ. Если участки предоставляются для ведения ЛПХ и ИЖС, они определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По мнению Минэкономразвития России, в описанном выше случае следует применять предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

Вместе с тем правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 г. Поэтому Министерство полагает возможным до их утверждения применять предельные размеры земельных участков, предусмотренные законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, разъяснено, в каких случаях допускается уточнение местоположения границ земельного участка.

Минэкономразвития России считает, что при подтверждении их фактического местоположения можно использовать как картографическую основу госкадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Сообщается, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений его границ. Поэтому, если прежние значения таковых сохранились, конфигурация не считается измененной.

На сколько можно увеличить площадь земельного участка при межевании

Что делать если при межевании земли оказалось больше и как добиться регистрации участка? Практика в нашей стране сложилась таким образом, что при межевании участков их реальный размер может оказаться гораздо больше учтённого кадастровой службой площади. Причин тому может быть масса, но в любом случае это является препятствием для регистрации такого участка в реестре, так что проблему нужно решать.

Порядок уточнения границ участка

Уточнением на практике принято называть процедуру, целью которой является повторное проведение межевых работ. По итогам таких работ может быть выявлено, что площадь надела превышает установленные в кадастровой документации размеры или, наоборот, является меньше.

Проведение такой процедуры, в свою очередь, может понадобиться при осуществлении плановых проверок сотрудниками кадастровой службы или по желанию собственника земельного владения. При предъявлении претензий со стороны третьих лиц относительно границ участка также может быть проведена процедура уточнения.

Процедура проводится специально аттестованными инженерами, имеющими соответствующее образование и лицензию на осуществление своей деятельности. Итоговые значения выясняются в соответствии с результатами размежевания данного и при наличии споров смежных участков.

Если в итоге площадь окажется больше на показатель, равный или меньше 10% от заявленного изначального размера, а соседи не предъявляют претензии, то такое увеличение площади будет считаться законным. Кроме того, если площадь, вошедшая в состав участка, по итогам уточнения является частью участка, принадлежащего третьим лицам, то собственник уточнённого участка может быть привлечён к ответственности в административно-правовом порядке.

Площадь земельного участка по закону

Землеустройство устанавливает определённые максимальные и минимальные значения для земельных наделов в зависимости от их назначения и разрешённого типа использования. Прерогатива по определению таких размеров принадлежит местным властям. Так что уточнять нужно у них.

Согласно Федеральному закону РФ «О государственном кадастре недвижимости», если площадь надела превышает принятые в том или ином регионе максимальные значения, то кадастровый орган вправе отказать в осуществлении учёта такого участка.

Отказ также последует, если:

  1. Размер участка вследствие межевания установлен больше размера, что ранее был учтён в реестре.
  2. Размер участка больше, чем на 10% превышает учтённые размеры участка.

Если же реальная площадь надела превышает учтённые показатели, но находится в рамках установленных местной администрацией предельных значений, то отказ кадастрового органа будет незаконным.

Однако, как показывает практика, кадастровый орган не обращает внимания на тот факт, что в местности установлены максимальные значения для площадей земельных наделов и в случае превышения учтённого размера более чем на 10% отказывает в регистрации участка. Подобный отказ, как уже было сказано, будет незаконным и его можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

Судебное решение вопроса

Как увеличить размеры участка через суд? Судебная практика сложилась так, что собственники участков, размеры которых превышают заявленные изначально показатели площади, в большинстве случаев проигрывают.

  • площадь надела не должна быть преувеличена больше, чем максимальные значения для той или иной местности, категории земли, установленные местной администрацией;
  • не должно быть претензий со стороны собственников смежных участков.

[1]

Но в большинстве случаев суды первой инстанции встают на сторону государственного органа. Имеющиеся примеры выигрыша собственников в подобных процессах показывают, что придётся пойти до Верховного суда. Кадастровый орган на основе постановления судьи увеличивает размеры надела.

Читайте так же:  Сколько можно исполнять обязанности по вакантной должности

Что касается сроков рассмотрения, то по первой инстанции дело будет рассматриваться не более чем два месяца. Такие же сроки установлены для апелляционного обжалования. Однако наличие неоконченного судебного процесса по рассматриваемому вопросу служит своего рода страховкой для собственника от привлечения к ответственности в административном порядке.

Кроме того, при обращении в суд необходимо заплатить пошлину, сумма которой равняется 300 рублей. При апелляционном обжаловании решения первой инстанции нужно заплатить половину от данной суммы.

Судебное решение проблемы может быть очень длительным, но между тем помогает собственникам избежать административной ответственности.

Вариант выкупа захваченной площади

Можно увеличить площадь без суда? Если всё-таки размеры участка при межевании увеличились, то оформить излишние площади в своё владение и официально увеличить площадь участка можно путём выкупа. Для этого стоит разузнать про собственника излишне охваченных участком площадей. Если это частное лицо, то, возможно, следует с ним договориться. Если договориться не удаётся, то вопрос решается через суд.

Если конкретного собственника не обнаружено, значит, земля принадлежит государству, точнее, муниципалитету. Так что необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В таком случае вопрос, возможно, решится вообще бесплатно.

Местные власти исходят из того, что земельные владения были грамотно и планово распределены между владельцами на разные участки, так что неточности не в интересах власти. Об увеличении площади надела администрация примет постановление, на основании которого участок будет поставлен на кадастровый учёт уже при новых, уточнённых размерах.

Таким же способом можно расширить свои владения. В данном случае всё зависит от решения местных властей. В случае принятия отрицательного решения заявитель может быть привлечён к ответственности за самозахват.

Что делать, если участок ранее не был размежёван?

Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?

Основные условия для оформления таких участков следующие:

  • земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
  • нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
  • владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.

Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.

Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.

После получения акта администрации собственник должен поставить участок на кадастровый учёт.

Ответственность за самовольный захват

Вопросы ответственности лиц, самовольно присоединивших к своим земельным владениям новые части или дополнительный участок, регулируются статьёй 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Ответственность при этом исключительно имущественная, выраженная в виде административных штрафов. Итак, во сколько обойдётся штраф?

[3]

Размеры штрафов следующие:

  1. Для физических лиц сумма штрафа равняется эквиваленту 1-1,5 процента от установленной стоимости участка по кадастру для тех или иных территорий.
  2. Должностные лица уплачивают штраф в размере от 1,5 до 2%.
  3. Юридические лица – 2–3%.

Если же стоимость соответствующего участка по кадастру не была определена, то штраф устанавливается в виде фиксированной суммы.

Так:

  • физические лица – 5–10 тысяч рублей;
  • лица, занимающие определённые должности – 25–50 тысяч рублей;
  • юридические лица – 100–200 тысяч рублей.

Кроме того, привлечение лиц к ответственности за данное правонарушение имеет свои особенности:

  1. Размеры штрафов, установленные в виде процентов от стоимости участков, исчисляются исходя из удельной стоимости по кадастру той площади, которая была признана самовольно захваченной.
  2. Даже физические лица, использовавшие самовольно захваченные земли в целях предпринимательских, будут привлечены к ответственности в качестве юридических лиц и заплатят штраф, установленный для юридических лиц.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так что, если было обнаружено превышение установленных в кадастре площадей, стоит как можно скорее официально оформить дополнительные площади себе в собственность.

Источники


  1. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  3. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  4. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
  5. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
Уточнение границ земельного участка с увеличением площади
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here