Устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования

Полная информация на тему: "Устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования" от профессионалов для людей понятным языком.

Автономные НКО — Устав АНО

Основным учредительным документом Автономной Некоммерческой Организации является устав. Устав АНО должен соответствовать требованиям статьи 14 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

Устав Автономной Некоммерческой Организации должен содержать:

Устав Автономной Некоммерческой Организации подлежит государственной регистрации.

Образец устава АНО:

Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.

Формы и порядок регистрации образовательных некоммерческих организаций (30.03.2012)

На территории республики широко применяется практика оказания услуг в сфере дополнительного образования граждан. В виде таких организаций существуют частные учреждения, автономные некоммерческие организации, общественные организации. Насколько законна такая деятельность, как создать и зарегистрировать образовательное учреждение или организацию, действуя при этом в рамках закона, кто может стать учредителем? На все эти и другие вопросы в части образовательных учреждений и организаций отвечает главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике Боташев Заур Сапарович.

Какими нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться при создании образовательного учреждения или организации, оказывающей услуги в сфере образования?

Прежде всего, при принятии решения об оказании услуг в сфере дополнительного образования необходимо учредителям определиться в какой форме будет существовать созданная организация.

Услуги в сфере реализации образовательных программ могут предоставляться негосударственными (частными) учреждениями, образовательными учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений), организациями, оказывающими услуги в области образования в форме автономной некоммерческой организации, общественными организациями (объединениями), основной уставной целью которых является образовательная деятельность.

В связи с тем, что создаваемая организация специализируется именно в сфере образования необходимо при составлении учредительных документов особое внимание уделять применению норм Закона РФ «Об образовании». Обязательному применению подлежат также нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об общественных объединениях».

Создание юридического лица, его правоспособность определена в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Порядок регистрации установлен в Федеральном Законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», по этим основаниям также необходимо применение и норм данных законодательных актов.

Кто может выступать учредителем образовательной организации?

Учредителями образовательных учреждений и организаций могут выступать граждане и юридические лица.

Какие требования предъявляются к Уставу образовательного учреждения или организации?

К образовательным можно отнести следующие типы некоммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере образования: дошкольные; учреждения дополнительного образования взрослых; учреждения дополнительного образования детей и т.д. По этим основаниям и содержание уставов должно соответствовать выбранному типу дополнительного образования. Но следует знать, что к образовательным услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы о полученном образовании.

Содержание устава образовательного учреждения (организации) регламентировано ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Порядок осуществления контроля за деятельностью определяется также в Уставе. Устав образовательного учреждения (организации) в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается образовательным учреждением (организацией) и утверждается его учредителем.

Объясните читателям разницу между создаваемым образовательным учреждением и автономной некоммерческой организацией.

Основной, характерной чертой частного (негосударственного) образовательного учреждения, является то, что имущество, переданное учредителем, не принадлежит учреждению на праве собственности. Собственник, создавая учреждение, в уставе определяет цели и задачи его деятельности, направления использования закрепленного за ним имущества. А учреждение обязано использовать принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество в соответствии с целями создания, установленными собственником. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного им учреждения.

По признаку формирования учредителями имущественной базы автономная некоммерческая организация схожа с учреждением, но с тем отличием, что имущество передается в собственность автономной некоммерческой организации.

Имущественная база автономной некоммерческой организации создается путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, а также путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. Причем учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не получают часть ее имущества, которое передается в соответствии с учредительными документами или направляется на цели, для достижения которых была создана организация, учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. В этой связи учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Какие документы представляются в Управление Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике для государственной регистрации некоммерческой организации оказывающей услуги в сфере образования при ее создании?

В Управление Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Читайте так же:  Подотчетные суммы на карту сотрудника назначение платежа

Боташев Заур Сапарович,
главный специалист-эксперт отдела по делам
некоммерческих организаций Управления
Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике

Устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования

АНО «Взгляд к небу»

Чтобы стать лучше, NEBOFEST.RU использует файлы cookies. Я понимаю Узнать подробнее

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИИ

3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

4. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

5. ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

6. УЧРЕДИТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ АНО

[1]

8.1. Реорганизация АНО может происходить путем слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования, если иное не установлено законом. Автономная некоммерческая организация по решению своих Учредителей может быть преобразована в фонд.
8.2. Решение о реорганизации принимается Учредителями АНО квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
8.3. При реорганизации АНО ее права и обязанности переходят к правопреемникам Организации.
8.4. Процедура реорганизация АНО осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

9. ЛИКВИДАЦИЯ АНО

9.1. Организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими Федеральными законами.
9.2. Решение о ликвидации Организации может быть принято только Правлением АНО (с соблюдением порядка голосования, установленного настоящим Уставом), либо судом, в случаях, установленных законом.
9.3. Ликвидация производится ликвидационной комиссией, назначаемой Правлением, или органом, принявшим решение о ликвидации Организации.
9.4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами Организации.
9.5. Процедура ликвидации АНО осуществляется согласно действующему законодательству.
9.6. В случае ликвидации Организации, ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется ликвидационной комиссией на цели, указанные в настоящем Уставе, если иное не установлено законом. Ликвидационная комиссия несёт ответственность за ущерб причинённый Организации, а также третьим лицам, в соответствии с действующим законодательством.
9.8. Организация считается прекратившей свое существование с момента исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц.

10. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ УСТАВА

10.1. Настоящий Устав может быть изменен решением Правления АНО квалифицированным большинством в 2/3 голосов лиц присутствующих на заседании.
10.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Уставу регистрируются в соответствии с действующим законодательством.
10.3. Изменения настоящего Устава приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, если иное не установлено законом. Ни АНО, ни ее Учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования

Обновлено 30.08.2018 14:37

Устав Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «СНОРК» в новой редакции утвержден Решением Общего собрания Учредителей, протокол № 2 от 09 августа 2018 года.

Зарегестрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области 14 августа 2018 года.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «СНОРК», (далее — «Организация»), является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, созданная на основе добровольных имущественных взносов её учредителей, в целях предоставления услуг в сфере образования.
1.2. Организация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об образовании в Российской Федерации», другими законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом (далее — «Устав»).
1.3. Полное наименование Организации на русском языке: Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «СНОРК».
Сокращенное наименование Организации: АНО ДО «СНОРК».
Оба наименования имеют одинаковую силу и могут употребляться для официального обозначения Организации.
1.4. Статус Организации:
1.4.1. Организационно-правовая форма: Автономная некоммерческая организация.
1.4.2. Тип образовательной организации: Организация дополнительного образования.
1.5. Учредителями Организации являются граждане РФ:

  • Малышкина Екатерина Алексеевна, 18.04.1979 г.р.
  • Малышкин Вячеслав Юрьевич, 06.06.1977 г.р.

2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Предметом деятельности Организации является удовлетворение потребности граждан Российской Федерации на получение дополнительного образования.
2.2. Основными целями деятельности Организации являются:

  • образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
  • поиск, создание и внедрение образовательных методик, стандартов, техники и технологий;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей детей и взрослых в интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • формирование общей культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • организация содержательного досуга обучающихся.

2.3. Для достижения указанных в п. 2.2. Устава целей Организация осуществляет следующие виды деятельности:
2.3.1. Основной вид деятельности: Дополнительное образование детей и взрослых. Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих образовательных программ следующих направленностей:

  • технической;
  • художественной;
  • естественнонаучной;
  • социально-педагогической.

2.3.2. Дополнительные виды деятельности: организация и проведение мероприятий, направленных на:

  • содействие продвижению информации о последних достижениях в сфере образования в области создания и внедрения новых образовательных методик, стандартов, техники и технологий;
  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • развитие интеллектуальных способностей детей и взрослых;
  • формирование общей культуры и эстетики, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • организация содержательного досуга обучающихся.

2.4. Организация вправе осуществлять дополнительные виды деятельности и деятельность приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующие указанным целям, при условии что такая деятельность указана в Уставе.
2.5. Организация в соответствии со своими уставными целями может оказывать по заказу юридических и физических лиц на основе договора платные образовательные услуги:

  • обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
  • занятия с обучающимися, не предусмотренные соответствующими общеобразовательными программами;
  • оказание услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых художественной, технической, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей;
  • Приказы;
  • Должностные инструкции;
  • Учебные и учебно-методические планы;
  • Образовательные программы;
  • Расписания и графики;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила и инструкции по охране труда;
  • Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
  • Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации;
  • Положения об оплате труда и порядке премировании работников;
  • Прочие локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления административно-хозяйственной, финансовой и образовательной деятельности Организации.
Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда об исковой давности

2.6.13. Параметры организации учебного процесса должны соответствовать направленности реализации образовательных программ.
2.7. Права и обязанности участников образовательного процесса:
2.7.1. Обучающиеся имеют право на уважение их человеческого достоинства, свободы совести, информации, свободного выражения собственных взглядов и убеждений.
2.7.2. Обучающиеся имеют право на получение образования в соответствии с реализуемыми Организацией образовательными программами.
2.7.3. Обучающиеся имеют право на посещение занятий в Организации после зачисления.
2.7.4. Обучающиеся обязаны соблюдать требования Устава и внутренних локальных актов Организации.
2.7.5. Родители обучающегося (лица их заменяющие) имеют право:

  • защищать права и законные интересы ребенка;
  • требовать, чтобы обучение осуществлялось на высоком профессиональном и педагогическом уровне;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;

Родители (лица их заменяющие) или обучающиеся обязаны:

  • соблюдать Устав Организации;
  • создавать необходимые материальные и бытовые условия для нормального обучения и воспитания ребенка;
  • своевременно вносить плату за обучение в соответствии с договором об обучении.

2.7.6. Права, социальные гарантии и обязанности работников Организации:

3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

3.6. Коллегиальными органами управления Организации являются:

  • Общее собрание работников Организации;
  • Педагогический совет Организации.

3.7. Общее собрание работников Организации:
3.7.1. Общее собрание работников Организации (далее — «Общее собрание работников») в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, Положением об Общем собрании работников Организации.
3.7.2. К компетенции Общего собрания работников относится:

  • рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;
  • представление Генеральному директору предложений о поощрении работников Организации;
  • избрание органа, представляющего интересы работников Организации в социальном партнёрстве — Представителя коллектива;
  • рассмотрение вопросов охраны и безопасности условий труда работников, охраны жизни и здоровья обучающихся Организации;

3.7.3. Общее собрание работников проводится не реже одного раза в год. В заседании Общего собрания работников принимают участие все работники Организации, состоящие в трудовых отношениях с Организацией. Срок полномочий — бессрочно.
3.7.4. Общее собрание работников правомочно, если на нём присутствует более половины работников Организации. Решения принимаются открытым голосованием квалифицированным большинством голосов от числа присутствующих. На каждом заседании Общего собрании работников ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем Общего собрания работников, избираемых из его состава.
3.8. Педагогический совет Организации:
3.8.1. Педагогический совет Организации (далее — «Педагогический совет») в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, Положением о Педагогическом совете Организации.
3.8.2. К компетенции Педагогического совета относится решение следующих вопросов:

  • выбор форм, методов обучения и воспитания, разработка образовательных программ и учебных планов;
  • рассмотрение и согласование ежегодного отчёта в части образовательной деятельности;
  • организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
  • планирование и обсуждение работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • подведение итогов учебно- воспитательной работы и определение задач на следующий период работы;
  • обсуждение календарного учебного графика.

3.8.3. В состав Педагогического совета входят Генеральный директор и его заместители, все педагогические работники и работники, относящиеся к учебно-вспомогательному персоналу, состоящие в трудовых отношениях с Организацией. Председателем Педагогического совета является Генеральный директор.
3.8.4. Заседания Педагогического совета Организации проводятся не реже 2 (двух) раз в год.
3.8.5. Заседание Педагогического совета правомочно, если на нём присутствуют более половины его состава. Решения принимаются открытым голосованием квалифицированным большинством голосов от числа присутствующих. На каждом заседании Педагогического совета ведётся протокол, который подписывается Председателем Педагогического совета и секретарём заседания. Секретарь заседания Педагогического совета избирается из числа присутствующих.

4. ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • оказание платных образовательных услуг;
  • организация и проведение лекций, слушаний, веб-семинаров, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров, и других подобных мероприятий в целях реализации образовательного процесса;
  • организация и проведение творческих, интеллектуальных и культурных мероприятий;
  • организация и проведение лекций, слушаний, тренингов, веб-семинаров, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров, практикумов и других подобных мероприятий в соответствии с уставными целями Организации;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин (организация различных кружков, объединений, студий), не предусмотренных учебно-методическим планом Организации.
  • оказание информационных, методических и консультационных услуг;
  • оказание услуг по возмездному предоставлению помещений, сооружений и оборудования.

4.7. Доходы Организации, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретённое за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Организации.
4.8. Приобретение материалов, оборудования и других материальных, технических средств для осуществления уставной деятельности Организации осуществляется за счёт средств, находящихся в распоряжении Организации.
4.9. Источниками формирования имущества Организации в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от Учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы от платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности Организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

5.1. По решению Общего собрания Учредителей в устав Организации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
5.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий устав, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
5.3. Изменения, внесенные в Устав, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации Устава.

6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Реорганизация Организации осуществляется по решению Общего собрания Учредителей в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.
6.2. Организации вправе преобразоваться в фонд.
6.3. Имущество Организации переходит после её реорганизации ко вновь возникшим юридическим лицам в порядке предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. После реорганизации Организации все документы передаются организации-правопреемнику.
6.4. Ликвидация Организации может осуществляться:

  • по решению Общего собрания Учредителей;
  • по решению суда в установленном законом порядке.
Читайте так же:  Основания постановки на учет несовершеннолетних 845 приказ

7. УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

7.1. Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, Учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
7.2. Размер и структура доходов Организации, а также сведения о размерах и составе имущества Организации, о её расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Автономные НКО — Образовательные АНО

Остался вопрос? Пишите или Звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-878389 (по России).

Добрый день! Подскажите пожалуйста, мы планируем открыть АНО и в названии указать «Футбольная школа». Обязывает ли нас название получать лицензию на образовательную деятельность? Работать планируем без программы. По сути это досуговая деятельность в области спора.

[3]

Добрый день, Анна. Школа подразумевает реализацию образовательных программ, соответственно, если Вы не планируете их осуществлять можете слово «Школа» заменит на «Клуб» или «Центр».

Нужна регистрация Образовательного АНО (дополнительное образование) Москва

Ответ: Добрый день. Подскажите пожалуйста каким образом можно с Вами связаться (телефон, почта)?

Устав автономной некоммерческой организации 2018 ― 2019 года

Общая информация об уставе АНО

Юридический статус и требования к уставным документам некоммерческих организаций определяются законом «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Согласно ст. 10 закона № 7 автономные некоммерческие организации создаются в целях оказания услуг гражданам в сфере науки, культуры, спорта, образования, здравоохранения и т. п. Принципиальным отличием АНО от прочих некоммерческих организаций является отсутствие участников (членов) организации. Источниками формирования имущества являются в основном имущественные взносы, вносимые учредителями и другими лицами на добровольных началах.

Также источником формирования имущества АНО может выступать предпринимательская деятельность. В том случае, если организация планирует ее осуществлять, перечень видов такой деятельности, в силу требований п. 2 ст. 24 закона № 7, необходимо отразить в уставе.

В силу ст. 52 ГК РФ, ст. 14 закона № 7 устав является обязательным документом для АНО, в котором определяются правовые основы ее деятельности. Устав утверждается учредителями АНО на общем собрании, причем нормы, содержащиеся в нем, обязательны для исполнения как учредителями, так и работниками.

Устав, согласно ст. 13.1 закона № 7, входит в перечень документов, которые подаются учредителями в территориальное подразделение Минюста РФ при регистрации АНО.

Содержание устава АНО

Помимо указания на виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять АНО для выполнения заявленных целей, устав АНО должен содержать в себе следующую информацию (перечень определен п. 3 ст. 14 закона № 7):

  • название (полное и сокращенное), в котором должна быть обозначена организационная форма деятельности организации, а также цели ее функционирования;
  • место деятельности (юридический адрес);
  • цели деятельности (основные задачи, которые стоят перед организацией), а также предмет (способы достижения данных целей);
  • перечень органов управления организаций (собрание учредителей, а также исполнительные органы), их юридический статус, компетенция, порядок принятия решений;
  • сведения об отделениях (филиалах, представительствах), если таковые имеются (подробнее о статусе филиала и представительства читайте в нашей соответствующей статье);
  • условия приема в число учредителей, а также порядок выхода из их числа;
  • источники пополнения имущества организации;
  • порядок принятия решений при необходимости реорганизации или ликвидации;
  • порядок внесения корректив в устав организации.

Следует помнить, что данный перечень не является исчерпывающим и в уставе могут быть отражены вопросы, прямо не обозначенные в п. 3 ст. 14 закона № 7, если они важны для деятельности, по мнению учредителей.

Устав АНО с одним учредителем образца 2018 ― 2019 года для организации дополнительного образования

Закон № 7 не устанавливает ограничения на количество учредителей АНО. Таковыми, согласно требованиям ст. 15 закона № 7, могут быть граждане, коммерческие и общественные организации.

В том случае, если учредителем выступает одно лицо, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Устав не принимается собранием учредителей, а утверждается решением единственного учредителя.
  2. Все решения, которые относятся к компетенции общего собрания, принимаются решением учредителя. При этом вместо протокола собрания, который подтверждает легитимность принятых решений, юридическую силу имеет письменно оформленное решение учредителя.

В качестве примера предлагаем изучить образец устава АНО с одним учредителем, подготовленный нашими специалистами. Так как для примера был взят устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования, в качестве целей деятельности указываются, в соответствии с требованиями ст. 14 закона № 7, реализация дополнительных образовательных программ и содействие морально-нравственному развитию личности детей, подростков, взрослых.

Технические требования к оформлению устава АНО

Практикам необходимо помнить, что закон № 7, определяя требования к содержанию устава АНО, не содержит сведений о том, каким образом необходимо осуществлять техническое оформление данного документа при его подаче на регистрацию в органы юстиции.

Для восполнения данного пробела на сайте Минюста РФ опубликованы рекомендации к юридико-техническому оформлению уставов, которыми заявители могут воспользоваться при возникновении вопросов. Наиболее важные из них рассмотрим подробнее.

Оформление документа

Устав выполняется в машинописном варианте на бумаге формата А4. Величину и вид шрифта, отступы от края страницы, межстрочные интервалы заявитель вправе выбирать сам с учетом удобства восприятия изложенной в документе информации. Все страницы устава нумеруются. При этом заявитель может выделить первый лист в качестве титульного (соответственно, он не нумеруется, и нумерация последующих листов начинается с цифры 2).

Важно также помнить, что 2 экземпляра из 3 подаваемых на регистрацию должны быть прошнурованы. При этом подпись заявителя под документом ставится на шнуровке с обратной стороны последнего листа документа. Вместе с подписью на шнуровке указывается общее количество листов устава.

Читайте так же:  Переустройство нежилого помещения в многоквартирном доме

Структура документа

Для удобства восприятия информации, изложенной в уставе, Минюст РФ рекомендует разбивать его на структурные разделы нескольких порядков. Наибольшей структурной единицей документа может быть раздел, глава или статья. Соответственно, в рамках данной структурной нормы документ разбивается на части или пункты.

[2]

Для возможности указания ссылок на структурные элементы текста пункты (части) устава нумеруются арабскими цифрами. Разделы или главы могут обозначаться также арабскими или римскими цифрами.

Например, глава I устава АНО обычно регламентирует общие положения о конкретной организации. Соответственно, в рамках данной главы необходимо указать в отдельных пунктах:

  • наименование организации;
  • юридический адрес;
  • указание на статус организации как юридического лица с уточнением организационной формы и направленности деятельности.

Аналогичным образом происходит структуризация последующих глав, которые посвящены целям деятельности, структуре и компетенции органов управления, источникам формирования имущества, порядку управления организацией, статусу учредителей, специфике реорганизации или ликвидации АНО, а также порядку корректировки устава.

Подводя итоги, отметим, что нормы закона № 7, а также рекомендации Минюста РФ содержат все необходимые как нормативные, так и технические требования к уставу некоммерческой организации, что значительно упрощает работу с ним. Предложенная же нами статья и представленный выше образец устава АНО (подготовлен с учетом предложенных Минюстом РФ рекомендаций и отражает в себе требования как по юридико-техническому оформлению документа, так и к структуризации текста), надеемся, станут неплохим подспорьем для практиков в данном вопросе.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

Управление в АНО с единственным учредителем

Автономная некоммерческая организация – она же «АНО» считается полезной и удобной организационно-правовой формой для реализации различных проектов, включая те, которые живут где-то между желанием заработать и социально полезными целями (я имею в виду всевозможные клубы, секции, школы доп. образования и т.п.).

Согласно ГК РФ, АНО – «унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности».

Надо сказать, ГК об АНО говорит крайне мало – в нынешней редакции «лично» этой ОПФ посвящено всего 2 статьи – 123.24 и 123.25. Помимо ГК РФ, деятельность АНО регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Тема, которую я хотела бы сегодня поднять и предложить для обсуждения – не нова, но, как мне кажется, совершенно актуальна, и касается управления в АНО. Причем хотелось бы еще больше «сузить» тему до управления в АНО, созданном единственным учредителем.

Кто никогда с АНО не сталкивался, возможно, спросит, в чем, собственно проблема.

При этом Кодекс особо подчеркивает возможность по решению учредителей сформировать постоянно действующий коллегиальный орган (органы), а также императивно закрепляет за учредителями полномочия по назначению ЕИО (единоличного исполнительного органа).

Получается (по ГК РФ), что, если АНО создано одним учредителем, этот учредитель и управляет деятельностью АНО, соотнося свои действия с нормами, которые он же зафиксировал в уставе.

Дьявол, однако, как обычно, кроется в деталях.

Что же говорит этот закон про АНО?

АНО в Законе об НКО посвящена отдельная статья 10. Всю ее цитировать нужды нет, но стоит обратить внимание на положения, которые идут в разрез с ГК, в частности, п. 3:

По ГК (см. выше) учредители управляют, по Закону об НКО – надзирают. Согласитесь, разные функции!

Двигаемся дальше по закону об НКО.

Статья 28 «Основы управления некоммерческой организацией» начинается с безапелляционного утверждения о том, что

«Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

И вот мы подходим к самому «вкусному» — статье 29 «Высший орган управления некоммерческой организацией», согласно которой высшим органом управления для АНО в соответствии с учредительными документами является «коллегиальный высший орган управления».

Чуть ниже в пункте 5 той же статьи можно обнаружить дополнительное требование к структуре КВОУ для АНО:

«Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией».

Таким образом, по Закону об НКО единственный учредитель сам по себе высшим органом управления быть не может от слова «вообще». Даже если он никого не горит желанием подпускать к управлению и к, словами Закона об НКО, «обеспечению соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана», он обязан найти еще минимум двух «парней», которые позволят соблюсти требования о коллегиальности КВОУ (двух – это если сам учредитель является работником, например, ЕИО в своей АНО; если учредитель работником не является, достаточно одного не работающего в АНО «парня»).

По идее, проблем быть не должно – ведь в ГК прямо написано, что приоритет за ГК!

И, судя по уже зарегистрированным уставам АНО (в период с сентября 2014 г., когда вступили в действие упоминаемые выше статьи ГК об АНО в нынешнем изложении, и до начала 2016 г.), по отзывам коллег в личных встречах и беседах на профессиональных форумах, проблем с регистрацией АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ не было.

Но ведь регистрация юридических лиц не терпит стабильности!

В свежих темах на форуме мнение по вопросу, можно ли создать АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ, однозначное :«не пройдет такой фокус» (или вот тут: «Когда я на всякий переспросила по поводу коллегиального органа в АНО с одним учредителем, мне сказали — обязательно, иначе сразу «возвращают»»).

Читайте так же:  Повторная оценка объекта может осуществляться по решению

«Ноги» у проблемы растут из истории о «майских» поправках в ГК РФ 2014 г. (вступивших в силу, в основном, с сентября 2014 г.).

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 № 99-ФЗ

«Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)».

Имея в запасе такой козырь, мы все (и регистрирующие органы, и пользователи их услуг) жили по ГК, не оглядываясь на «не приведенные в соответствие» иные федеральные законы по теме.

После поправок в ГК РФ, закон об НКО точечно «латался» не раз (поправки вносились ФЗ от 08.03.2015 № 43-ФЗ, от 06.04.2015 № 80-ФЗ, от 02.05.2015 № 115-ФЗ, от 13.07.2015 № 225-ФЗ, от 28.11.2015 № 341-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 30.12.2015 № 436-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 09.03.2016 № 67-ФЗ, от 30.03.2016 № 82-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 02.06.2016 № 179-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 03.07.2016 № 286-ФЗ, от 03.07.2016 № 287-ФЗ, от 19.12.2016 № 449-ФЗ»).

Логика тех, кто обосновывает приоритет Закона об НКО в решении вопросов о структуре органов управления: раз в закон вносились поправки после изменения ГК РФ, значит, законодатель уже привел Закон об НКО «в соответствии», и ориентироваться можно только на него.

Логика сторонников приоритета ГК:

«Принимая во внимание, что последние изменения в ст. 10 Закона № 7-ФЗ, посвященную АНО, вносились в 2011 году, а в п. 1 ст. 29 этого же закона — в 1998 году, полагаем, что данные нормы могут применяться в настоящее время только в части, не противоречащей положениям ст.ст. 123.24-123.25 об АНО. Из того же источника: в самом п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ оговаривается, что его положения действуют только в том случае, если иное не предусмотрено федеральными законами. Поскольку же для АНО ГК РФ установлен иной порядок создания и определения компетенции коллегиальных органов, то данный пункт не может применяться к таким организациям».

Нужно сказать, что я лично в данной истории – в лагере «ГКшечников». Сам же Кодекс в статье 2 устанавливает приоритет самого себя в вопросах, относящихся к гражданскому законодательству: Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В уже процитированной в самом начале статье 123.24 ГК прямо и императивно утверждает, что ориентироваться на иное законодательство в АНО нужно по вопросам, «не урегулированным в ГК». Попытки скрестить положения ГК об управлении в АНО и правила, установленные Законом об НКО, приводят, на мой взгляд, не к ясной и понятной конструкции, а к «расчленке» в плане реализации полномочий высшего органа управления. И вместо стройной системы органов управления на практике в настоящий момент мы вынуждены (даже когда нам это совсем не надо) фантазировать в уставах монстров о двух головах, одна из которых – сама многоголовая. С одной стороны, Учредитель – который по ГК РФ «управляет деятельностью в соответствии с Уставом», назначает ЕИО и может назначать коллегиальные органы управления. С другой стороны, далеко не всегда на практике нужный коллегиальный высший орган управления, который искусственно, спасибо Закону об НКО, оттягивает у Учредителя массу полномочий по управлению.

В завершение же, чтоб совсем «подлить масла в огонь», хочу процитировать Типовой устав НКО, который – для ориентира регистрирующих некоммерческие организации – милостиво выложил у себя на сайте Минюст:

«Порядок управления автономной некоммерческой организацией определяется уставом, поэтому ее высший орган может быть коллегиальным или единоличным в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом организации».

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Коллеги! Очень хочется услышать мнение по вопросу, тех, кто специализируется на регистрации НКО на постоянной основе. Что вы думаете о регистрации АНО с единственным учредителем, исполняющим функции высшего органа управления? Получалось ли у кого-нибудь победить систему в 2016-начале 2017?

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  2. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
  4. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  5. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
Устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here