Удаленность последнего места обучающегося от учебной доски

Полная информация на тему: "Удаленность последнего места обучающегося от учебной доски" от профессионалов для людей понятным языком.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

С 1 сентября 2011 г. вводятся в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлены требования к размещению, территории, зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, санитарному состоянию и содержанию названных учреждений. Также определены условия водоснабжения и канализации, режим образовательного процесса и др.

Названные правила распространяются на все учреждения, реализующие программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идет о проектируемых, строящихся, реконструируемых и действующих учреждениях.

Земельные участки предоставляются под строительство названных объектов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Здания располагаются в зоне жилой застройки. Через их территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (канализации, водо-, тепло- и энергоснабжения).

Вновь строящиеся здания размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от жилых улиц. Высота их помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

Городские образовательные учреждения должны располагаться в пешеходной доступности.

Как и ранее, озеленение территории школ должно быть не менее 50%.

Рекомендуется учебные помещения для 1 классов размещать не выше 2 этажа, а для 2-4 классов — до 3 этажа.

На 1 обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при групповых или индивидуальных занятиях — 3,5 кв. м.

СанПиН 2.4.2.1178-02 признаны утратившими силу.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 сентября 2011 г.

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 16 марта 2011 г. N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2019 г. N 8

Изменения вступают в силу с 10 июня 2019 г.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. N 85

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Особенности дошкольной и школьной мебели

Когда ребенок подрастает, многие родители определяют его в детский сад, а затем в школу, чтобы развивался вместе со своими сверстниками под присмотром опытных воспитателей и учителей. Одной из важных особенностей является оснащение дошкольных и школьных учреждений мебелью, которая должна соответствовать гигиеническим требованиям, установленным техническими регламентами и национальным стандартам. Детская и ученическая мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, так как это имеет большое значение для нормального физического развития, профилактики нарушений осанки и зрения детей.

Для детей старше 5 лет желательно устанавливать столы с возможным изменением наклона крышки до 30°. При оборудовании групповой в дошкольном образовательном учреждении необходимо соблюдать следующие требования:

— столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;

— для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места;

Читайте так же:  Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

— четырехместные столы устанавливаются не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей;

— двухместные столы — не более чем в 3 ряда;

— расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5м.;

— расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно быть 1м.;

— расстояние от первых столов до настенной доски должно быть 2,5-3м при этом угол рассматривания должен составлять не менее 45 º.

[3]

Для детей школьного возраста ученическая мебель должна быть обеспечена регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты составляет 7-15º. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60см.;

[2]

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70 см.;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50 см.;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной — 100 см.;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см.;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240 см.;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860 см.;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90 см.

Полимерные материалы, используемые для изготовления детской и подростковой мебели должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к постоянному воздействию на них моющих и дезинфицирующих средств. Мебель не должна иметь шероховатостей, острых и колющих деталей, способных привести к травме; для трансформируемых элементов необходимо наличие фиксаторов.

Неправильно расстановленная мебель приводит к нарушению зрения (миопия) и осанки (сколиоз). По данным углубленных медицинских осмотров детей посещающих организованные коллективы за 2012 год по г. Рязани установлено, что количество детей со сколиозом среди школьников (7-14 лет) составило 13,4%, среди дошкольников 4,4%; количество детей с миопией среди школьников (7-14 лет) 7,4%, среди дошкольников 1%.

Анализ за три года показал, что среди школьников наблюдается тенденция к росту детей со сколиозом.

Ответственность за обеспечение качественной и безопасной мебелью и ее правильной расстановкой в учреждении несет юридическое лицо.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На базе ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» проводятся замеры мебели в соответствии с ростовыми параметрами детей и оценивается правильность её расстановки.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 — 10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования — 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

[1]

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 — 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Видео (кликните для воспроизведения).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 — 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен — не менее 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, ширина прохода между кроватями — не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 — 0,4 м.

Как регулируется максимальное количество учеников в 1 классе?

Сколько человек максимум может быть по закону на сегодня в первом классе в Московской области в г. Долгопрудного. В нашем первом классе собираются учиться 34 человека. Родители против. Классы не большие. Какими нормами можно оперировать и какими закон. Актами (приказами)?

Ответы юристов ( 1 )

Здравствуйте. Законом не установлено максимально возможное количество детей в классе. Однако существуют гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, соблюдение которых необходимо при формировании класса.

Число учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на 1 обучающегося, требований к расстановке мебели в учебных помещениях, к естественному и искусственному освещению.

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

– между рядами 2-местных столов – не менее 60;

– между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;

– между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, – не менее 50;

– от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, – 100;

– от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

– от 1-й парты до учебной доски – не менее 240;

– от последнего места обучающегося от учебной доски – 860 (наибольшая удаленность);

– от нижнего края учебной доски над полом – 70–90 (высота);

– от классной доски до 1-го ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при 4-рядной расстановке мебели – не менее 300.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6 м.

Угол видимости доски от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35° для обучающихся основного общего – среднего общего образования и не менее 45° для обучающихся начального общего образования.

Также устанавливаются нормы площади учебных кабинетов (без учета мебели):

– не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

– не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Предъявляются требования и к уровню освещения. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать таким нормам в лк:
Лк – это единица измерения освещенности.
– на рабочих столах – 300–500;

– в кабинетах технического черчения и рисования – 500;
– в кабинетах информатики на столах – 300–500;

– на классной доске – 300–500;
– в актовых и спортивных залах (на полу) – 200;

– в рекреациях (на полу) – 150.

Таким образом, конкретных требований к количеству детей в классе нет. Их размещение зависит от комфортных условий, которые установлены нормами СанПиН 2.4.2.2821–10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.

Если Вы считаете, что Ваш ребенок учится в классе, переполненном учениками, то можете обратиться с соответствующим заявлением в управление образования по Вашему району.

Помещения для занятий и рабочие места учеников: правила и рекомендации

С началом учебного года, помимо тривиальных вопросов о качестве детских школьных товаров, возникает и более существенные – не нарушается ли нормальное развитие и безопасность вашего ребёнка в самом процессе обучения, а не из-за того, что вы купили ему неправильный рюкзак? Укомплектованность учебных помещений является одним из важнейших факторов в безопасности обучения, поддержания трудоспособности ученика.

С началом учебного года, помимо тривиальных вопросов о качестве детских школьных товаров, возникает и более существенные – не нарушается ли нормальное развитие и безопасность вашего ребёнка в самом процессе обучения, а не из-за того, что вы купили ему неправильный рюкзак? Укомплектованность учебных помещений является одним из важнейших факторов в безопасности обучения, поддержания трудоспособности ученика.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» изложены основные требования для школ, которые они обязаны соблюдать неукоснительно. В данной статье тезисно представлены выдержки из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 189, помогающие сориентироваться родителям и учителям в организации учебного процесса в учебных заведениях.

Так, например, количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на — 8 см у парт 4-го номера.

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 — 10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования — 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола. Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам.

Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ»

Требования к оборудованию помещений.

2.4.1. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом.

2.4.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Покрытие рабочих поверхностей парт и столов должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий учебной мебели представлены в Приложении №1.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени обучения должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см
у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.4.1.

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1000-1150 Оранжевый
1150-1300 Фиолетовый
1300-1450 Желтый
1450-1600 Красный
1600-1750 Зеленый
Свыше 1750 Голубой

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к ученику, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени обучения не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени – 15 минут.

2.4.3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга диаметром не менее 10,0 мм или полос.

При использовании стола и стула с меняющимися параметрами их следует подбирать индивидуально с учетом антропометрических параметров обучающихся.

2.4.4. Расстановка столов (парт), как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Парты (столы) расставляют в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше.

2.4.5. При оборудовании учебных помещений соблюдают следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,

— не менее 100; а при наличии оборотных классов — 120;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 80 – 90.

Угол видимости учебной доски (от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен составлять не менее 35º для обучающихся 2-11 классов и не менее 45º для обучающихся 1 классов.

В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации учебные столы размещают в 3-4 ряда, при этом расстояние от 1-х столов до классной доски составляет не менее 3,0 м. При продольной конфигурации учебного помещения учебные столы расставляют в 2-3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами.

При установке парт-конторок дополнительно к основной ученической мебели, их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием (мебелью).

В 1 климатическом районе расстояние от стены до 1-го ряда столов составляет не мене 1,0м.

2.4.6. Парты для обучающихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставят первыми; обучающихся с пониженной остротой зрения размещают в первом ряду от окон.

2.4.7. Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону учебного помещения перед доской.

2.4.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.

В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы с подводкой электроэнергии. Ученические столы в кабинетах химии должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола. Кабинеты химии оборудуют вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя. Для проведения лабораторных опытов используют только миниспиртовки.

Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования.

2.4.9. Мастерские для трудового обучения (кабинеты обслуживающих видов труда) должны иметь площадь из расчета не менее 6,0 м² на одно рабочее место (из расчета 15 обучающихся). Размещение оборудования в мастерских осуществляют с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуют верстаками, расставленными либо под углом 45◦ к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков — не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепят к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой не менее 0,65 м. Сверлильные, точильные и другие станки устанавливают на специальном фундаменте и оборудуют предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и при необходимости оснащаться подставками для ног.

Швейные машинки устанавливают так, чтобы свет падал на лапку машинки спереди или слева.

Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся (Приложение 3). Все работы обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка).

В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающих видов труда устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды. Рядом умывальными раковинами размещают электро — или бумажные полотенца. В наличие должно быть мыло (лучше жидкое с дозатором). В каждой учебной мастерской для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки (Приложение 4).

2.4.10. В спортивных залах следует предусмотреть ограждение радиаторов, окон и осветительных приборов. Спортивное оборудование в зале должно быть надежно закреплено и исправно. Спортивные маты должны исключать возможность скольжения по полу. Их поверхность не должна быть скользкой, набивка — равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли, стойких к моющим и дезинфицирующим средствам. Для оказания первой медицинской помощи в каждом спортивном зале должна быть аптечка (Приложение 4).

2.4.11. Мебель, игровое и спортивное оборудование в игровых комнатах должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Игровое и спортивное оборудование должно быть исправно и надежно закреплено. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр. При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее 2 смен) с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

2.4.12. Спальные комнаты для первоклассников оборудуют стационарными одноярусными кроватями или раскладушками с твердым покрытием. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.

Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, устойчивыми к влажной уборки и дезинфекции.

2.4.13. Медицинский кабинет должен иметь специальное оборудование и инструментарий (Приложение 2).

Источники


  1. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  2. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
  5. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
Удаленность последнего места обучающегося от учебной доски
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here