Учредителями местной религиозной организации могут быть

Полная информация на тему: "Учредителями местной религиозной организации могут быть" от профессионалов для людей понятным языком.

Религиозная организация

Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО, АО, производственный кооператив, КТ, ПТ, ХП.
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация, ассоциация (союз), потребительский кооператив, ТСН, казачье общество, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Некоммерческие унитарные организации:
АНО, фонд, учреждение, религиозная организация.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ религиозная организация является одним из видов некоммерческих унитарных организаций.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Гражданским кодексом Российской Федерации. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Регистрация местной религиозной организации

Подскажите пожалуйста, отменено ли на настоящий момент обязательное требование предоставить в числе других документов при регистрации местной религиозной организации, подтверждение о существовании религиозной группы на данной территории в течение 15 лет? Какие изменения в данной сфере законодательства сейчас есть? Собираемся регистрировать лютеранскую общину (в состав централизованной религиозной организации не войдёт), поэтому хотелось бы знать требования законодательства. Возможно ли для начала зарегистрировать общину как юр. лицо, не имея необходимых 10 учредителей (например, через фирму, занимающуюся регистрацией юр. лиц), или это невозможно?

Ответы юристов ( 1 )

Здравствуйте Сергей. Положение о предоставлении подтверждения существования религиозной группы в количестве не менее 10 человек в течение 15 лет действует и в настоящее время.

Это положение закреплено в статье 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

«Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией».

Вы конечно можете зарегистрировать иное юридическое лицо, но оно не сможет легитимно вести ту деятельность, которую может вести религиозная организация.

4. Религиозные организации

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

Комментарий к статье 123.26

  1. Комментируемая статья в развитие содержащегося в п. 3 ст. 50 ГК РФ перечня видов некоммерческих организаций, в который включены и религиозные организации, определяет основные особенности для данной организационно-правовой формы юридических лиц. Согласно настоящей статье религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям.

В соответствии с комментируемой статьей религиозной организацией является добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица. При этом по существу религиозной организацией обозначаются три организационно и структурно взаимосвязанных, а также сгруппированных по установленным критериям объединения, позиционируемых как местная религиозная организация, централизованная религиозная организация, руководящий (координирующий) орган религиозной организации. При этом каждая составляющая представленной структуры может быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Закон о свободе совести) к религиозным организациям также отнесены учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, имеющие соответствующие признаки, присущие только религиозным объединениям, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 1 ст. 6 Закона).

Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

  1. До 1 сентября 2014 г. в законодательстве религиозные организации имели общее определение с общественными организациями и зачастую рассматривались как разновидность последних. На это, в частности, обращалось внимание в п. 7.1.3 Концепции развития гражданского законодательства РФ: “Различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица” . Необходимость рассмотрения религиозных организаций как разновидности общественных объединений отмечалась и в литературе .
Читайте так же:  Ознакомление с правилами внутреннего распорядка предприятия

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. Ст. А.Л. Маковского. С. 68.

Учебник “Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права” (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации – Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 272, 273.

Нельзя не отметить обладание религиозной организацией дополнительными существенными признаками, отличающими ее от общественных объединений, которые позволяют рассматривать такие организации как самостоятельную форму юридического лица. Как обоснованно отмечал И.В. Елисеев, “если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы” .

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 173, 174.

Религиозные организации имеют отличия от общественных по множеству аспектов. Это и собственная, отличная от общественных объединений, организационная структура, особенности обособления имущества и ответственности перед кредиторами. К примеру, согласно п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Одновременно следует обратить внимание на то, что перечень такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Установлены и другие отличительные особенности, присущие только религиозным организациям, например, по пользованию имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений.

См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 179.

Применительно к религиозным организациям не удалось избежать шероховатостей используемых формулировок: “религиозная организация” и “религиозное объединение”. Следует отметить, что с учетом положений Закона о свободе совести понятие “религиозные объединения” используется для обозначения не только религиозных организаций как юридических лиц, но и действующих без государственной регистрации религиозных групп. В частности, религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций: в качестве первой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (п. 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7 названного Закона). Вместе с тем понятия “религиозная организация” и “религиозное объединение” по своему содержанию полностью идентичны.

  1. Гражданский кодекс РФ определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций, общие требования к уставу и его содержанию, компетенцию органов управления религиозной организации, а также правовой режим ее имущества. Иные вопросы, затрагивающие правовое положение религиозных организаций и особенности их деятельности, определяются Законом о свободе совести и внутренними установлениями (внутренними документами) религиозной организации.

Учитывая специфику деятельности религиозных организаций, и прежде всего исключительное значение реализуемой религиозной организацией среди неограниченного круга лиц своей основной цели по исповеданию и свободному распространению веры, для религиозных организаций установлен императивный запрет на преобразование в юридическое лицо любой другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

Комментарий к статье 123.27

  1. В п. 1 комментируемой статьи определены количественные требования к численности учредителей при создании религиозных организаций: местной религиозной организации и централизованной религиозной организации. Одновременно установлено, что создание религиозной организации должно соответствовать требованиям Закона о свободе совести. Если местная организация создается физическими лицами в количестве не менее 10 граждан-учредителей, то централизованная религиозная организация – уже зарегистрированными в качестве юридических лиц местными религиозными организациями в количестве не менее трех либо иной уже действующей централизованной религиозной организацией.

Дополнительно к установленным в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ критериям, характеризующим местную и централизованную религиозную организацию, Законом о свободе совести определено, что деление религиозных организаций на местные и централизованные находится в прямой зависимости от сферы их территориальной деятельности (п. 2 ст. 8). Одновременно данным Законом дополнительно к установленным ГК РФ требованиям к минимальной численности в местной религиозной организации предъявляются требования к личности учредителей данной организации. Во-первых, учредитель на момент создания такой организации должен достигнуть возраста 18 лет, и, во-вторых, все учредители должны проживать в одной местности либо городском или сельском округе. Кроме того, установлено, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

– иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

– лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

– религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”;

– лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

  1. В отличие от местной религиозной организации Законом о свободе совести к централизованной религиозной организации дополнительных требований, по сравнению с предусмотренными ГК РФ, не установлено. Исключение составляет только специальное право на использование централизованной религиозной организацией в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производных от них. Согласно Закону о свободе совести такое право имеет централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.
  2. Единственным учредительным документом религиозной организации является устав. Устав религиозной организации утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. С учетом требований рассматриваемой статьи в уставе должны в обязательном порядке быть отражены следующие сведения:
Читайте так же:  Рецензия на судебную строительно техническую экспертизу

– вид религиозной организации;

– наименование организации (местная или централизованная);

– предмет и цели деятельности;

– состав, компетенция органов религиозной организации и порядок принятия ими решений;

– источники образования имущества религиозной организации и направления его использования;

– порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации религиозной организации.

Законом о свободе совести предусмотрены дополнительные требования к составу сведений о религиозной организации. В частности, в Уставе религиозной организации также указывается вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации – наименование такой централизованной организации; определяются порядок создания и прекращения деятельности и порядок внесения изменений и дополнений в устав; отражаются сведения, относящиеся к особенностям деятельности соответствующей религиозной организации. Кроме того, с учетом п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести наименование религиозной организации должно содержать сведения о вероисповедании такой организации. При этом при осуществлении деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование.

  1. Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления организации или члена коллегиального органа управления соответствующей религиозной организации определяется уставом религиозной организации и внутренними установлениями в соответствии с Законом о свободе совести. Учитывая, что названным Законом существенных требований к структуре религиозной организации и ее органам управления, в том числе коллегиальным, не предъявляется, религиозные организации обладают существенной “свободой” в разрешении данных вопросов компетенции своими внутренними документами.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

Комментарий к статье 123.28

Собрание законодательства РФ. 2010. N 49. Ст. 6423.

Необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ религиозная организация не может быть признана по решению суда несостоятельной (банкротом).

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

1. Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

[3]

Комментарий к статье 123.27 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определены количественные требования к численности учредителей при создании религиозных организаций: местной религиозной организации и централизованной религиозной организации. Одновременно установлено, что создание религиозной организации должно соответствовать требованиям Закона о свободе совести. Если местная организация создается физическими лицами в количестве не менее 10 граждан-учредителей, то централизованная религиозная организация — уже зарегистрированными в качестве юридических лиц местными религиозными организациями в количестве не менее трех либо иной уже действующей централизованной религиозной организацией.

Дополнительно к установленным в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ критериям, характеризующим местную и централизованную религиозную организацию, Законом о свободе совести определено, что деление религиозных организаций на местные и централизованные находится в прямой зависимости от сферы их территориальной деятельности (п. 2 ст. 8). Одновременно данным Законом дополнительно к установленным ГК РФ требованиям к минимальной численности в местной религиозной организации предъявляются требования к личности учредителей данной организации. Во-первых, учредитель на момент создания такой организации должен достигнуть возраста 18 лет, и, во-вторых, все учредители должны проживать в одной местности либо городском или сельском округе. Кроме того, установлено, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

— иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

— лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

— лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

2. В отличие от местной религиозной организации Законом о свободе совести к централизованной религиозной организации дополнительных требований, по сравнению с предусмотренными ГК РФ, не установлено. Исключение составляет только специальное право на использование централизованной религиозной организацией в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производных от них. Согласно Закону о свободе совести такое право имеет централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.

3. Единственным учредительным документом религиозной организации является устав. Устав религиозной организации утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. С учетом требований рассматриваемой статьи в уставе должны в обязательном порядке быть отражены следующие сведения:

— вид религиозной организации;

— наименование организации (местная или централизованная);

— предмет и цели деятельности;

— состав, компетенция органов религиозной организации и порядок принятия ими решений;

— источники образования имущества религиозной организации и направления его использования;

— порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации религиозной организации.

Законом о свободе совести предусмотрены дополнительные требования к составу сведений о религиозной организации. В частности, в Уставе религиозной организации также указывается вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации — наименование такой централизованной организации; определяются порядок создания и прекращения деятельности и порядок внесения изменений и дополнений в устав; отражаются сведения, относящиеся к особенностям деятельности соответствующей религиозной организации. Кроме того, с учетом п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести наименование религиозной организации должно содержать сведения о вероисповедании такой организации. При этом при осуществлении деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование.

Читайте так же:  Организационно правовые формы предпринимательской деятельности план

4. Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления организации или члена коллегиального органа управления соответствующей религиозной организации определяется уставом религиозной организации и внутренними установлениями в соответствии с Законом о свободе совести. Учитывая, что названным Законом существенных требований к структуре религиозной организации и ее органам управления, в том числе коллегиальным, не предъявляется, религиозные организации обладают существенной «свободой» в разрешении данных вопросов компетенции своими внутренними документами.

Остались вопросы по ст 123.27 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 123.27 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

I семестр / Механизмы реализации / Механизмы / Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами

Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами.

Для начала давайте разберём, что такое религиозное объединение.

Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками 1 :

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Российское законодательство допускает возможность образования религиозных объединений в двух формах 2 :

Видео (кликните для воспроизведения).

Начнём с религиозных групп, поскольку, исходя из ФЗ, можно отметить, что религиозные группы в процессе создания более упрощены и не имеют таких формальностей, как религиозные организации.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Что касается создания религиозной группы, то ФЗ конкретно не регламентирует порядок процесса образования группы. Поэтому мне пришлось обратиться к практике. Если вкратце, то создание религиозной группы требует:

-заявление по шаблону;

-минимум 10 человек, которые поставят под заявлением свои ФИО и подписи;

[2]

-выбрать орган местного самоуправления.

Это то, что касается религиозных групп, теперь

Давайте рассмотрим, что такое религиозные

организации и их особенности.

Что же касается религиозной организации, то для начала следует отметить то, что слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.

И более подробно.

Религиозные организации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные:

Местные – это религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные – это религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Напомню, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Так же религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

П.1 ст. 6 ФЗ от 26.06.1997 N125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»

П.2 ст. 6 ФЗ от 26.06.1997 N125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Протокол учредительного собрания местной религиозной организации

Протокол № 1
Учредительного собрания
местной религиозной организации
______________________________________________

г. ____________ «__» _________ _____ г.

Присутствовали — _____________________________________________
(перечислить ФИО)

Председатель собрания — _____________ (избран единогласно)
Секретарь собрания — _____________ (избран единогласно)

1. Создание местной религиозной организации
_____________________________________________________________.
(указать полное название)
2. Утверждение Устава местной религиозной организации
_____________________________________________________________.
(указать полное название)
3. Выборы руководящих органов местной религиозной организации
_____________________________________________________________.
(указать полное название)

1. Выступил ______________, и предложил создать местную
религиозную организацию ______________________________________
(указать полное название)

Результаты голосования:
За — ___,
Против — ___,
Воздержалось — ___.
Решили: создать местную религиозную организацию
_________________________________________________.

2. Выступил ______________, о необходимости утвердить Устав
местной религиозной организации ______________________________
Результаты голосования:
За — ___,
Против — ___,
Воздержалось — ___.
Решили: Утвердить Устав местной религиозной организации
___________________________________________________.

3. Выступил ___________________, предложивший избрать членами
Церковного совета местной религиозной организации ____________
______________________________________________________________
Результаты голосования:
За — ___,
Против — ___,
Воздержалось — ____.
Решили: Избрать членами Церковного совета местной религиозной
организации «________________________________________________»
следующих граждан ____________________________________________

4. Выступил ______________, предложивший избрать _____________
Председателем Церковного Совета местной религиозной
организации __________________________________________________
Результаты голосования:
За — ___,
Против — ____,
Воздержалось — ____.
Решили: избрать ______________ Председателем Церковного Совета
местной религиозной организации ______________________________
_______________

Новые законодательные требования к деятельности религиозных объединений. Юридический анализ

Принятые в начале 1990-х гг. законодательные и иные нормативные правовые акты в целом заложили основы формирования российской системы государственно-конфессиональных отношений. Содержание этих актов уже давно в полной мере не отражает реальные потребности данной сферы общественных отношений. С начала 2000-х попытки обновления законодательства в области свободы совести и свободы вероисповедания предпринимались многократно. Однако, как правило, это заканчивалось небольшими корректировками в те или иные нормы. Уходящий 2014 год стал переломным уже в сложившейся системе правового регулирования деятельности НКО, внеся не просто серьезные, но принципиально новые положения в действующее законодательство. В этих изменениях мы и попробуем разобраться в настоящей статье.

Читайте так же:  Увольнение в связи с прекращением деятельности организации

1. Изменения в Гражданский кодекс РФ

1 сентября 2014 г. вступило в силу большинство положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Этот нормативно-правовой акт содержит в себе серьезные новшества, напрямую затрагивающие деятельность религиозных организаций. Так, ст. 65.1 ГК РФ теперь предусматривает деление юридических лиц на корпорации и унитарные юридические лица. При этом религиозные организации отнесены к унитарным, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Законодательное закрепление запрета на членство в религиозных организациях вызвало серьезную озабоченность у многих конфессий, поскольку членство являлось фундаментом, на котором строилась основа структуры религиозной организации. Между тем уход от юридического членства, по нашему мнению, принесет самим религиозным объединениям больше пользы, чем вреда – поскольку в данном случае будет исключена возможность требовать списки членов религиозной организации, что происходило на практике до настоящего времени.

С момента вступления данного правового акта в силу религиозные организации должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями Гражданского кодекса РФ. Так, например, в уставе должны быть обязательно определены предмет и цели деятельности юридических лиц. И если с целями деятельности все предельно ясно (в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» целями создания религиозной организации является исповедание и распространение веры), то как определить предмет деятельности, да еще при этом развести цели и задачи, пока четко ответить не может никто. Как следствие, каждый определяет это в меру собственного понимания, которое может не совпасть с пониманием должностных лиц территориальных органов Минюста. Это, в свою очередь, приведет к многочисленным отказам в регистрации и внесению изменений в учредительные документы. В этой связи, как представляется, было бы целесообразным разъяснение Минюстом требований, предъявляемые к новым редакциям уставов.

Следует при этом отметить, что законодатель не устанавливал жестких сроков внесения изменений в учредительные документы, ограничившись указанием на необходимость таких действий при первом изменении учредительных документов.

Особо подчеркнем, что теперь в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ при создании религиозной организации могут быть использованы типовые уставы, разработанные централизованной религиозной организацией, в состав которой входит регистрируемая организация. При этом формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке.

Новшеством является законодательно закрепленная п. 1 ст. 53 ГК РФ возможность выступать от имени юридического лица и действовать без доверенности нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. При этом сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Следует отметить и некоторое послабление в деятельности религиозных организаций. Так, например, ст. 48 ГК РФ больше не содержит таких обязательных признаков юридического лица, как наличии сметы и самостоятельного баланса. Наличие сметы и баланса теперь – право, а не обязанность религиозной организации. Относительно баланса также следует отметить, что в 2014 году вступили в силу поправки в ст. 23 Налогового кодекса РФ, п. 1, пп. 5 которой устанавливает, что религиозная организация, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не обязана представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган.

Новая редакция п. 2 ст. 54 ГК РФ поставила жирную точку в постоянной дилемме, порождаемой регистрирующими органами: вносить или не вносить в устав полный адрес местонахождения организации, или достаточно указать только город. С 1 сентября 2014 г. местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Таким образом, вписывать полный адрес больше не требуется, что существенно упрощает жизнь религиозным организациям, не имеющим своего культового здания и часто меняющим адрес. Полный достоверный адрес теперь должен быть указан в едином государственном реестре юридических лиц. При этом, согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165 1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Говоря о новшествах в вопросах ответственности руководящих органов религиозной организации, следует отметить, что ст. 53.1 ГК РФ возлагает на лица, имеющие право действовать без доверенности от имени религиозной организации, а также на членов коллегиального органа (например, Совет Церкви) ответственность за нарушение норм права и (или) нарушения по обязательствам. При этом статья отмечает, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей вышеперечисленные лица должны действовать добросовестно и разумно.

Подводя итог изменениям в ГК РФ, следует отметить, что практика применения данных норм на сегодняшний день еще не сложилась, поэтому прокомментировать актуальные вопросы применения нового законодательства не представляется возможным.

2. Изменения в статью 16 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях

В последние годы проблема неправомерного привлечения к ответственности руководителей религиозных организаций за проведение воскресных богослужений вне культовых зданий стояла довольно остро. Так, за последние годы пострадали евангельские христиане в Красноярске, Томске, Краснодаре.

Стоит отметить, что больше всего досталось Свидетелям Иеговы, которых уже много раз в различных регионах нашей страны привлекали к административной ответственности за проведение богослужений.

Но, как говорится, «нет худа без добра»: многочисленные жалобы по данным фактам побудили Уполномоченного по правам человека обратиться в Конституционный суд РФ. 5 декабря 2012 г. КС РФ окончательно решил этот вопрос, пояснив следующее: «Федеральному законодателю – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления – надлежит внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, в иных, помимо указанных в пунктах 1–4 ст. 16 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, местах, которые позволили бы учитывать содержательные характеристики конкретных видов таких публичных религиозных мероприятий, исходя из того, что не все они требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

[1]

Далее Конституционный суд РФ разъясняет: «Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменителям, включая суды, при рассмотрении спорных вопросов относительно необходимости уведомления органов публичной власти о проведении публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1–4 статьи 16 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, местах, в том числе при решении вопроса о применении административной ответственности за несоблюдение данного требования, следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением».

Читайте так же:  Порядок действия судебных приставов по исполнительному листу

Более того, Суд обязал пересмотреть судебные решения по делам заявителей, основанные на законоположениях, признанных неконституционными. Таким образом, Конституционный суд РФ вступился за права верующих.

На основании данного постановления 22 был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”», четко устанавливающий места проведения публичных богослужений, не попадающие под действие Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». К ним относятся:

· культовые помещения, здания и сооружения, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения;

· здания и сооружения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения (например, по договору аренды или безвозмездного пользования тем или иным помещением);

· помещения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также земельные участки, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

· помещения, здания, сооружения и земельные участки, принадлежащие на праве собственности или предоставленные на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

· земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

· кладбища и крематории;

Таким образом, с момента принятия этого закона больше невозможно будет привлечь к ответственности религиозное объединение по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении), если богослужения и другие религиозные обряды и церемонии проводились в арендованных религиозной организацией под богослужения или другие обряды и церемонии зданиях, помещениях, стадионах, на земельных участках (где, например, установили шатер для проведения богослужения) и.т.п. Нельзя будет также привлечь к ответственности за публичные богослужения и богослужебные действия на кладбище, в местах паломничества (при этом в законе нет указания, что следует понимать под «местами паломничества») и в жилых помещениях.

Между тем следует обратить внимание, что, например, обряд крещения, проводящийся в открытом водоеме при массовом скоплении людей, под действие «льгот» не подпадает. Не подпадают под действие ст. 16 и евангелизации, проводящиеся во дворах жилых домов, парках и на открытых площадках. В этих случаях необходимо будет подавать уведомления.

При ведении уставной деятельности (в том числе при оформлении протоколов) руководителю религиозной организации следует обратить внимание на ст. 181.2 ГК РФ, в соответствии с которой:

1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50 % от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.

2. Если в повестке дня собрания имеется несколько вопросов, по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное единогласно не установлено участниками собрания.

3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особо обращаем внимание, что помимо привычных реквизитов протокола с 1 сентября необходимо дополнительно указывать время проведения собрания и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Источники


  1. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  2. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  4. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  5. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
Учредителями местной религиозной организации могут быть
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here