Транспортная накладная или товарно транспортная накладная

Полная информация на тему: "Транспортная накладная или товарно транспортная накладная" от профессионалов для людей понятным языком.

ТТН или торг 12

На какой-либо товар или продукцию фирма-изготовитель составляет определенную документацию, в которой отражаются показатели и характеристики, относящиеся к ним. Существуют такие понятия, как товарная накладная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН), которые, хотя и являются сопроводительными документами к продукции, но имеют определенные различия.

ттн и торг 12 в чем разница

В чем они заключаются?

Определение

ТТН – документ, согласно которому товар перемещается из одного пункта хранения в другой. На основании товарно-транспортной накладной определенное количество товара списывается с баланса грузоотправителя и приходуется на балансе грузополучателя. ТТН составляется в том случае, когда транспортировка осуществляется с применением какого-либо транспортного средства, причем она может совершаться как между продавцом и покупателем, так и при перемещении с одного склада на другой внутри одной организации.

ТН – документ, который составляется при непосредственной продаже товаров покупателю, когда к нему переходит право собственности на них. Неважно, каким образом покупатель будет забирать товар – с помощью транспортного средства или вручную – в любом случае ТН является сопроводительным документом, отражающим основные характеристики товара и условия сделки.

Это сопроводительные документы на товар при организации его перемещения, только ТТН оформляется в том случае, когда используется транспортное средство, а ТН – как с ним, так и без него. Товарно-транспортная накладная не учитывает тот факт, имеет ли место продажа продукции, поскольку она заполняется и при простом перемещении с одного склада на другой, причем в ней также указываются характеристики транспортного средства, на котором перевозится продукция. Товарная накладная отражает факт смены собственника на товар при его непосредственной продаже покупателю, поэтому в ней указываются условия совершения сделки, в том числе количество, стоимость, НДС.

Выводы TheDifference.ru

  1. ТТН необходима в том случае, когда товар перемещается с одного места на другое при помощи транспортного средства, ТН оформляется при купле-продаже товаров и смене собственника.
  2. ТТН включает в себя только физические характеристики товара и транспортного средства, а ТН кроме характеристик товара также отражает его цену в денежных единицах и фактическую стоимость всего количества.

Последнее время у бухгалтеров часто возникает вопрос о том, какими документами организация может подтвердить приобретение товара, если товар был доставлен автомобильным транспортом. Этот вопрос возник после того, как появилась новая форма транспортной накладной.

При этом сохранилась и уже действующая форма товарно-транспортной накладной. Неоднозначность действующего законодательства в отношении документального оформления доставки товара поставила в тупик и покупателей, и продавцов, и перевозчиков. 25 июля 2011 года вступили в силу Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки). Этот документ был разработан в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Напомним, что Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, которые возникают при оказании услуг автомобильным транспортом. Он определяет общие условия перевозок грузов грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам. Иными словами, Устав и Правила перевозки регулируют взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков при заключении договора перевозки.

Перевозочным документом, который подтверждает заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная (ТН). Без ТН перевозчик не имеет права принимать к перевозке груз (ст. 8 Устава). Следовательно, если организация заказывает перевозку груза специализированной компании, то грузоотправитель обязан оформить транспортную накладную и передать ее водителю автомобиля вместе с грузом. Форма и порядок заполнения ТН установлены Правилами перевозки. ТН составляется в трех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, второй у грузополучателя, а третий у перевозчика. В товарной накладной содержатся все сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

Рассмотрим основные отличия новой транспортной накладной от применявшейся ранее товарно-транспортной накладной (ТТН).

Следует заметить, что всё же ключевым отличием транспортной накладной от ТТН является то, что она не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. После того как появилась форма ТН, среди налогоплательщиков остро встали вопросы, какой же документ им необходим для того, чтобы подтвердить реальность приобретения товара, — ТН или ТТН, в каких случаях необходимо применять товарную накладную, а в каких товарно-транспортную.

Чтобы ответить на эти вопросы сначала Минтранс России обнародовал Письмо от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис, которым пояснил порядок применения названных форм. Вслед за ним и финансовое ведомство решило пролить свет на эту проблему, и появились письма Минфина Письма Минфина России, в том числе оно письмо от 20.07.11 г., восемь писем от 17.08.2011 г и одно письмо от 08.11.11 г. В своих разъяснениях, данных в Письме Минтранса, специалисты ответили, что использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм 1-Т и ТОРГ-12. Однако такой ответ на обращения организаций не поясняет, нужно ли оформлять все три документа при перевозке товара или же можно ТН заменить на ТТН. Поэтому обратимся к разъяснениям Минфина России по этому вопросу, изложенным в указанных выше Письмах.

[3]

По мнению финансистов, применение транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм №№ 1-Т и ТОРГ-12. При реализации товаров всегда составляется торговая накладная (ТОРГ-12). Также в своих Письмах Минфин рассмотрел различные случаи, когда надо или не надо применять транспортную и товарно-транспортную накладную: — при самовывозе, — при привлечении сторонней транспортной организации; — при доставке ТМЦ продавцом. В первом случае, если покупатель самостоятельно вывозит приобретенный товар со склада продавца, то составлять ТТН или ТН не нужно. Расходы на перевозку товара собственным транспортом можно признать при расчете налога на прибыль на основании путевого листа, поскольку в путевом листе транспортного средства отражается маршрут его движения. Если же перевозку реализованного товара осуществляет сторонняя организация, то грузоотправитель составляет как транспортную накладную, так и товарно-транспортную накладную (1-Т).

Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

Без такой накладной перевозчик не имеет права принимать груз к перевозке. Товар до покупателя может доставлять продавец на собственном транспорте. В этом случае договор перевозки со сторонней организацией не заключается. Для согласования условий перевозки и ее стоимости, места и даты доставки груза грузоотправитель должен оформить либо ТТН по форме 1-Т, либо ТН.

Следует отметить, что в своем последнем письме от 8 ноября 2011 года Минфин уточнил, что наличие товарно-транспортной накладной является необходимым условием для принятия расходов по перевозке продукции в налоговом учете, а транспортная накладная также обязательна к заполнению, так как именно она устанавливает порядок перевозки грузов. Таким образом, Минфин отметил, что назначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной разное.

Читайте так же:  Рассмотрение заявления по уголовному делу частного обвинения

Транспортная накладная или товарно транспортная накладная

Последнее время у бухгалтеров часто возникает вопрос о том, какими документами организация может подтвердить приобретение товара, если товар был доставлен автомобильным транспортом. Этот вопрос возник после того, как появилась новая форма транспортной накладной.

При этом сохранилась и уже действующая форма товарно-транспортной накладной. Неоднозначность действующего законодательства в отношении документального оформления доставки товара поставила в тупик и покупателей, и продавцов, и перевозчиков. 25 июля 2011 года вступили в силу Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки). Этот документ был разработан в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Напомним, что Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, которые возникают при оказании услуг автомобильным транспортом. Он определяет общие условия перевозок грузов грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам. Иными словами, Устав и Правила перевозки регулируют взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков при заключении договора перевозки.

Перевозочным документом, который подтверждает заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная (ТН). Без ТН перевозчик не имеет права принимать к перевозке груз (ст. 8 Устава). Следовательно, если организация заказывает перевозку груза специализированной компании, то грузоотправитель обязан оформить транспортную накладную и передать ее водителю автомобиля вместе с грузом. Форма и порядок заполнения ТН установлены Правилами перевозки. ТН составляется в трех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, второй у грузополучателя, а третий у перевозчика. В товарной накладной содержатся все сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

Рассмотрим основные отличия новой транспортной накладной от применявшейся ранее товарно-транспортной накладной (ТТН).

Следует заметить, что всё же ключевым отличием транспортной накладной от ТТН является то, что она не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. После того как появилась форма ТН, среди налогоплательщиков остро встали вопросы, какой же документ им необходим для того, чтобы подтвердить реальность приобретения товара, — ТН или ТТН, в каких случаях необходимо применять товарную накладную, а в каких товарно-транспортную.

Чтобы ответить на эти вопросы сначала Минтранс России обнародовал Письмо от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис, которым пояснил порядок применения названных форм. Вслед за ним и финансовое ведомство решило пролить свет на эту проблему, и появились письма Минфина Письма Минфина России, в том числе оно письмо от 20.07.11 г., восемь писем от 17.08.2011 г и одно письмо от 08.11.11 г. В своих разъяснениях, данных в Письме Минтранса, специалисты ответили, что использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм 1-Т и ТОРГ-12. Однако такой ответ на обращения организаций не поясняет, нужно ли оформлять все три документа при перевозке товара или же можно ТН заменить на ТТН. Поэтому обратимся к разъяснениям Минфина России по этому вопросу, изложенным в указанных выше Письмах.

Следует отметить, что в своем последнем письме от 8 ноября 2011 года Минфин уточнил, что наличие товарно-транспортной накладной является необходимым условием для принятия расходов по перевозке продукции в налоговом учете, а транспортная накладная также обязательна к заполнению, так как именно она устанавливает порядок перевозки грузов. Таким образом, Минфин отметил, что назначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной разное.

Транспортная накладная или товарно транспортная накладная

Отменена ли прежняя накладная № 1-Т

Новая форма транспортной накладной утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Этим же документом установлены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами. При этом большинство товаров попадает к покупателю от поставщика именно автомобильным транспортом, а не железнодорожным, например, или морским. Автомобильные перевозки регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Согласно статье 8 этого закона, транспортная накладная подтверждает заключение договора на перевозку груза. Она служит основанием для расчетов за перевозку, и заполнять ее обязательно. Документ составляет грузоотправитель. Кроме того, этот документ понадобится водителю, если его остановят в пути сотрудники ГИБДД. И наконец, без нее сложно будет спросить с перевозчика неустойку, если вдруг в пути груз потеряется или испортится. Опять-таки именно в транспортной накладной зафиксировано наименование товара, количество мест и т. д.

Транспортная накладная – документ нужный, без которого не обойтись. Но в связи с принятием новой формы возникла неясность. Отменяет ли новая накладная прежнюю – товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78? Оказалось, что нет, не отменяет.

Минтранс России сообщил об этом в письме от 20 июля 2011 г. № 03-01/08-1980ис. В нем сообщается, что введение новой транспортной накладной не исключает применение товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Таким образом, теперь в учете проходят три накладные – транспортная, товарно-транспортная и товарная.

Документы, необходимые для учета затрат на перевозку

Минфин России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500 разъяснил, какими документами подтверждаются затраты на перевозку товара при налогообложении прибыли. Состав документов зависит от того, заключался договор перевозки или нет.

Если договор заключен, то расходы можно подтвердить и новой транспортной накладной, и накладной по форме № 1-Т. Оба документа действуют и соответствуют требованиям законодательства.

Если договора нет и покупатель вывозит груз на своей машине, то услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом.

Если договора нет, а груз доставляет продавец до покупателя, то в данном случае оказывается услуга по перевозке и требуется транспортная накладная. Расходы можно подтвердить как новой транспортной накладной, так и прежней товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Однако в письме Минфина рассмотрены далеко не все ситуации, которые возникают на практике. Ведь зачастую для перевозки груза привлекается третья сторона – транспортная компания. И тут же возникает неясность, какие документы заполнять.

Пока нет официальных разъяснений на эту тему. Поэтому до тех пор, пока они не появились, безопаснее в любых ситуациях заполнять два документа – и новую транспортную накладную, и прежнюю ТТН. Это поможет избежать споров с налоговиками. Ведь ТТН никто не отменял. Теперь подробнее о возможных вариантах транспортировки груза.

Итак, поставщик заказывает в транспортной компании доставку груза до покупателя. Тогда он, как грузоотправитель, составляет три экземпляра транспортной накладной – для себя, перевозчика и покупателя. Если договор перевозки заключает с покупателем компания-экспедитор по поручению поставщика, но от своего имени, то она же является грузоотправителем и составляет транспортную накладную. Поставщик же, хотя он и не участвует в перевозке, также должен получить свой экземпляр для учета расходов на транспортировку товара. Итак, в приведенных примерах будут составлены три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные для поставщика, покупателя и перевозчика.

Читайте так же:  Сколько фотографий нужно на медицинскую справку водителя

Теперь рассмотрим ситуацию, когда транспортировку заказывает в транспортной компании покупатель. Для учета расходов ему потребуются транспортные накладные в любом случае. Даже тогда, когда он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Значит, и в этой ситуации нужны три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные.

Но поставщик может не заказывать перевозку в транспортной компании, а привезти товар самостоятельно. Тогда состав первичных документов будет зависеть от того, включена ли стоимость доставки в цену товара. Если стоимость доставки выделена отдельной строкой, то применяются правила, регулирующие договоры перевозки. А значит, составляются три транспортные накладные и четыре ТТН.

Если перевозка включена в стоимость товара и груз либо привозит поставщик, либо вывозит покупатель, то в этом случае транспортная накладная не нужна. А вот ТТН нужно оформить, так как в соответствии с пунктом 2 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минтранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» грузы перевозятся только при наличии ТТН. А эту инструкцию пока никто не отменял.

Чем транспортная накладная отличается от ТТН

Главное отличие новой транспортной накладной в том, что она не содержит товарного раздела, как ТТН. То есть по ней нельзя идентифицировать отдельные позиции перевозимого груза. А значит, нельзя его оприходовать без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Компанию выручит ТТН. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/42, для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно одной из двух накладных – либо ТТН, либо № ТОРГ-12.

Есть и другие отличия

В транспортной накладной появилась строка, которой нет в ТТН, – объявленная стоимость (ценность) груза в строке 5 «Указания грузоотправителя». Обратите внимание, что это не стоимость самого товара, а лишь его объявленная ценность. Строку заполняют для того, чтобы можно было рассчитать размер причиненного ущерба. Но для того, чтобы не возникло претензий со стороны налоговиков, безопаснее в этой строке все-таки писать ту же стоимость товара, что и в № ТОРГ-12.

В транспортной накладной также появилась строка «Экземпляр №». В ней ставится номер экземпляра. При этом не важно, экземпляр под каким номером попадет к покупателю или останется у поставщика. Более того, не страшно, если в компанию поступит четвертый экземпляр накладной, хотя по общему правилу всего выписывается их три. Договором может быть предусмотрено большее количество экземпляров.

Транспортную накладную подписывают и заверяют печатями грузоотправитель и перевозчик. Они же заверяют своими подписями и печатями любые исправления в документе.

Грузоотправитель расписывается и ставит печать в пункте 6 «Прием груза» и в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Грузополучатель ставит подпись и печать в пункте 7 «Сдача груза». Перевозчик расписывается и ставит печать в пункте 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Водитель ставит подпись в пунктах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза».

Как решались споры в судах по поводу ТТН

На практике некоторые компании не требуют от перевозчиков транспортные документы, а расходы на доставку списывают на основании акта оказанных услуг. Но эта ситуация спорная. Скорее всего налоговики откажут в вычете НДС, так как товары якобы не доставлены, а значит, не могут быть приняты к учету. Раньше подобные споры часто возникали из-за отсутствия товарно-транспортной накладной. По ним сложилась определенная арбитражная практика. Чего, кстати, нельзя сказать про новую транспортную накладную, поскольку она введена в действие совсем недавно. Поэтому обратимся к судебной практике по поводу применения ТТН. Какие выводы характерны для судей? Налоговики не вправе требовать у налогоплательщика ТТН, если не был заключен договор на перевозку груза с транспортной компанией (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. по делу № А42-6159/2007). Нельзя отказать в возмещении экспортного НДС только на том основании, что не представлена товарно-транспортная накладная (постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2008 г. № Ф09-309/08-С2).

Товар можно принять к учету только на основании товарной накладной № ТОРГ-12 без товарно-транспортной накладной (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2008 г. № А19-9946/07-18-Ф02-391/08, ФАС Волго-Вятского округа от 21 марта 2008 г. по делу № А11-2713/2007-К2-18/162). Расходы на перевозку можно подтвердить иными документами кроме ТТН – актами оказанных услуг, счетами-фактурами, договором, платежками, путевыми листами, накладными № ТОРГ-12 и т. д. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу №А27-9842/2009).

Но есть и негативные для компаний решения. Акты по оказанию транспортных услуг не подтверждают перевозку груза (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 августа 2010 г. № А63-5615/2009-С4-9).

Сколько нужно экземпляров накладных

Напомним, что товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т составляется в четырех экземплярах (п. 2 Правил оформления перевозочных документов, утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.):

первый – остается у самого грузоотправителя и является у него основанием для списания товарно-материальных ценностей (второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю);
второй – передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза (третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются перевозчику);
третий – служит основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта;
четвертый – прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Новая транспортная накладная составляется в трех экземплярах (п. 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272):

– для грузоотправителя;
– для грузополучателя;
– для перевозчика.

Какова разница между ТТН и ТН

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

Читайте так же:  Протокол решение о продлении полномочий генерального директора

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

ТТН или ТН?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.

Когда без ТТН не обойтись

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

Оформление бланка 1-Т происходит в случаях перевозки товарно-материальных ценностей от одной организации к другой как собственными силами продавца-отправителя, так и при посредничестве компании-перевозчика.

Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную

Если транспортировка товарно-материальных ценностей происходит непосредственно собственником или продавцом товара, то оформление документа входит в его прерогативу.

Если же используется заключение договора с перевозчиком, которое может происходить как от лица отправителя, так и от лица получателя товара, то и составление этого документа может быть компетенцией как той, так и другой стороны.

Иными словами, оформляет форму 1-Т та компания, которая нанимает перевозчика.

Можно ли использовать один бланк для разных перевозок

Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

Структура документа

Накладную условно можно поделить на две части.

  1. Первая – товарная, — включает сведения
    • об отправителе и получателе товара,
    • объеме,
    • наименовании и т.п. параметры.

Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  • Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.
  • Здесь же указывается стоимость транспортировки.

    Правила оформления и порядок работы с бланком

    Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

    Читайте так же:  Является ли штатное расписание конфиденциальной информацией

    К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

    • сертификаты,
    • паспорты,
    • свидетельства,
    • договоры и пр.

    Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

    [1]

    Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

    [2]

    Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

    Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной

    • Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
    • После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
    • Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
    • Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).

    Заполнение первого раздела формы 1-Т

    Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

    В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
    во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
    Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
    Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

    • цена за одну единицу товара,
    • его название,
    • единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
    • вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).

    Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

    Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).

    Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.

    Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.

    С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.

    Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.

    Заполнение второго раздела формы 1-Т

    Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

    • срок доставки груза,
    • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
    • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
    • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

    В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

    Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

    Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

    Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

    Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

    Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).

    Далее, в предпоследнюю табличку водителем вносятся все прочие ведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя и т.д.) и наконец последние данные в «Расчет стоимости» и «Таксировку» вписывает бухгалтер перевозчика.

    ТТН или ТрН — что использовать? Консультация эксперта

    Как выстроить доставку груза с соблюдением законодательства в части обмена документами? На вопросы читателя журнала «Генеральный директор» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.

    Читатель: Наша компания занимается поставкой оборудования. Для покупателей все доставки являются бесплатными. Есть несколько путей отгрузок оборудования.

    Первая: Мы нанимаем транспортную компанию для перевозки груза от нашего продавца до нашего покупателя. Мы же являемся плательщиком. На складе покупателя отгрузку контролирует наш сотрудник (который занимается сопровождением отгрузки). Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры? Обязательна ли нужна ТТН от нашей компании для покупателя?

    Алиса Муратова: Для того, чтобы корректно ответить на ваши вопросы, в первую очередь обратимся к законодательству, в частности, к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

    Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее – Постановление N 78), в том числе с применением формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).

    Кроме ТОРГ-12 и счета фактуры (далее СФ), при найме стороннего перевозчика необходимо также заключить договор перевозки, потому как в цепочке присутствует третье лицо – транспортная компания.

    Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором). Данный документ необходим вам (налогоплательщику) и грузополучателю, а также транспортной компании. Законодательство предусматривает как минимум 3 экземпляра транспортной накладной или 4 экземпляра ТТН по одному оригиналу на каждого из участников грузоперевозки, и 2 экземпляра для перевозчика – в зависимости от того, какой документ компания использует.

    Читайте так же:  Правительство рф отменило дмо лауреатам премии правительства

    ТТН, как правило, используют тогда, когда немного номенклатурных позиций груза или при перевозке алкогольной продукции. Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем, форма регламентирована 272-м постановлением.

    В статье «Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи» вы можете подробнее почитать об отличиях документов и условиях их применения.

    Тем не менее, законодательство не запрещает оформлять как ТН, так и ТТН и неоднократные разъяснения ФНС говорят о том, что выписывать оба документа одновременно нецелесообразно. Конкретно в вашем случае вы можете составлять не ТТН, а ТН, и как раньше использовать ее в связке с ТОРГ-12.

    Финансовые и налоговые органы считают, что если доставка производится силами сторонних организаций, наличие документа, подтверждающего оказание транспортных услуг, то есть ТН или ТТН, обязательно.

    Сервис обмена Synerdocs предлагает обмениваться транспортными накладными в электронном виде и значительно упрощать взаимодействие с участниками грузоперевозки. Используя оператора, вы уже сегодня можете отказаться от привычных бумажных документов – ТОРГ-12, СФ, договоров, заявок – и перевести все операции с документацией в электронную плоскость.

    Читатель: Вторая ситуация: наш сотрудник возит мелкий груз на своей машине. От точки А до точки Б (покупателя). Третья: наш сотрудник отвозит товар до терминала транспортной компании. Какие здесь необходимы документы?

    Алиса Муратова: Что касается вопроса о необходимости составления дополнительных документов в случае доставки продукции своими силами независимо от точки доставки до терминала транспортной компании или непосредственно до покупателя, существует два противоположных мнения. Опять же, опираемся на практику арбитражных судов. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 N А19-13189/10. Суть – без ТТН покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы. К тому же в п. 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» говорится о том, что поставщик все же должен составить ТТН. Хотя инструкция утверждена в 1983 году, она до сих пор действует.

    Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, а стоимость доставки включить в цену товара или зафиксировать в акте оказанных услуг. В подтверждение: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 N А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10).

    С одной стороны, в доставке участвуют только поставщик и покупатель, и не вовлечена третья сторона — транспортная компания. Казалось бы, зачем тут составлять ТН/ТТН, но несмотря на некоторую положительную практику, во избежание конфликтов с налоговыми органами некоторые специалисты советуют их оформлять.

    С правовой и практической точки зрения, как считают юристы в области грузоперевозок, да и мы – эксперты в области ЭДО, обращаясь к письмам Минфина РФ от 17 августа 2011 г. N 03-03-06/1/492 и N 03-03-06/1/500, нет договора перевозки (если транспортировка мелкого груза входит в должностные обязанности сотрудника) — ТН/ТТН не нужны. Списание затрат на ГСМ, амортизацию и т. п. производится по путевым листам. Далее взаимоотношения регулируются по договоренности с транспортной компанией. Если оформлением документов (часто это экспедиторская расписка) занимается перевозчик, то дополнительные документы не нужны, если договором предусмотрено обратное — клиент транспортной компании готовит документы самостоятельно.

    Читатель: И четвертая ситуация: заказ машины и оплата грузоперевозки ложится на нашего продавца. Наш сотрудник только встречает машину и сопровождает до склада покупателя.
    Хотелось бы понять, какие документы необходимы? Если мы в договорах с нашими покупателями будем прописывать, что доставка за наш счет, всё равно будет необходимость в оформлении ТТН? Есть еще транспортная накладная, в каких случаях можно применять только её?

    Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы. Мелкий груз возит на своей машине. Есть с ним трудовой договор, где указаны обязанности и должностная инструкция. Необходимо ли еще оформлять какие-либо документы? ГСМ у него нет, нужно ли прописать, что входит в зарплату?

    Алиса Муратова: Транспортная или товарно-транспортная накладная также необходима, т. к. договор перевозки в любом случае имеет место быть, независимо от того, кто его заключил — получатель или отправитель (хоть это и противоречит буквальному толкованию ст. 785 ГК РФ). Отсутствие транспортной накладной будет означать для водителя как минимум штраф в размере 500 рублей (ст. 12.21 КоАП РФ), а как максимум — задержание транспортного средства с грузом в случае совместного рейда ГИБДД и УБЭПиПК (бывший ОБЭП).

    Говоря об отношении судов к ТН и ТТН, практикующие юристы и иные специалисты сходятся во мнении: «Важно содержание документа, а не форма». Если в документе имеются все сведения, которые должны присутствовать в ТН/ТТН, то он так же подтверждает факт заключения договора перевозки. Для наглядности можно представить, что накладная пролинована пунктирными линиями, либо все сведения заключены в овальные графы — от этого транспортная накладная не перестаёт быть собой.

    Что касается оформления водителя, считаем, что каких-то дополнительных документов составлять не требуется. Все взаимоотношения работника и работодателя регулируются ТК РФ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Количество документов, которые оформляются на перевозку, довольно большое. Это документы на груз (ТН, ТТН, доверенности на водителя), на автомобиль (путевые листы, водительские удостоверения, талоны о прохождении техосмотра, полис ОСАГО), договоры на страхование и пр. Оформление каждого из них зависит от формы взаимоотношений между участниками. Например, когда вы нанимаете транспортную компанию, тогда заботы по оформлению документов на автомобиль полностью ложатся на нее, если же это ваш водитель, то это обязанность ваша. И так с каждым документом.

    Источники


    1. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

    2. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

    3. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
    4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
    5. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
    Транспортная накладная или товарно транспортная накладная
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here