Стоимость подарка госслужащему установлена каким нормативным актом

Полная информация на тему: "Стоимость подарка госслужащему установлена каким нормативным актом" от профессионалов для людей понятным языком.

Статья 575 ГК РФ. Запрещение дарения

Новая редакция Ст. 575 ГК РФ

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

[1]

Комментарий к Статье 575 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит указание на случаи, когда дарение в принципе запрещено, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом МРОТ. Размер МРОТ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) и в данном случае составляет 100 руб.

Установленные в п. 1, 2 и 3 комментируемой статьи запреты исходят из этических норм и стремления избежать злоупотреблений при выполнении опекунами, должностными лицами и служащими служебных и трудовых обязанностей. Вопрос о запрете подарков государственным служащим в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей решен также в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Согласно п. 6 ст. 17 указанного Закона государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации,

Следовательно, запрет распространяется и на обычные подарки. Таким образом, можно говорить о противоречии между ГК и указанными правовыми актами. Государственные служащие вправе принимать подарки, не связанные с исполнением ими должностных обязанностей (например, подарок на день рождения).

Гражданский кодекс запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями. Очевидно, законодатель исходил из того, что основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли, поэтому безвозмездные отношения между такими организациями противоречат здравому смыслу и, по существу, могут быть направлены только на уход от налогообложения.

Разъясняем законодательство

Взятка не является подарком

Вопрос: В каком случае подарок может считаться взяткой?

Отвечает заместитель прокурора Конышевского района Сенчук И.Л.: Под взяткой понимаются ценные бумаги, иное имущество, а также выгоды, преимущества как имущественного, так и неимущественного характера.

Получение взятки следует отличать от получения подарка.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещает государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги.

Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, являются собственностью государства и передаются по акту в государственный орган.

При разграничении подарка и взятки следует учитывать, что подарок (ст. 572 ГК РФ) не предполагает встречного обязательства, то есть, лицо получает его не за действия (бездействие), которое оно может осуществить, а как знак уважения и внимания. Соответственно, и вручающий подарок не рассчитывает на какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Следовательно, основным признаком разграничения подарка и взятки является не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.

Главным признаком, отличающим дарение от взятки, выступает безвозмездность.

Взятка предполагает взаимный обмен благами, выгодами, преимуществами. Она дается за что-то: за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Таким образом, «обычный подарок» должностному лицу, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не превышает более трех тысяч рублей (при отсутствии вымогательства этого подарка), может быть признан таковым только при отсутствии интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах.

Читайте так же:  Расчет утраченного заработка формула применяемая судами

Все остальные действия, связанные с интересом дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах являются «взяткой».

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

[3]

Разъясняем законодательство

Служащий должен сообщить о подарке

Пунктом 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ установлен запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей. Данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает 3 тыс. рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Аналогичный запрет установлен для государственных и муниципальных служащих ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации.

Типовое положение распространяется на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, служащих Центробанка, работников Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Под подарком подразумеваются предметы, полученные лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, а также в связи с их должностным положением.

Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка. В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки.

Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), которое принимает его на хранение.

Подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от его стоимости, также подлежит передаче на хранение ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации).

Лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник, сдавшие подарок, могут его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление.

Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления, организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.

Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

Правительство составило список разрешенных подарков для чиновников

Комиссия по законопроектной деятельности правительства России одобрила законопроект, который устанавливает перечень допустимых подарков для госслужащих в рамках совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции, сообщается на сайте правительства

24 Октябрь 2018 15:20

С ейчас законодательство разрешает дарить госслужащим и должностным лицам любые подарки, если их стоимость не превышает трех тысяч рублей. Теперь планируют отказаться от этой нормы, а в дальнейшем руководствоваться списком допустимых подарков. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» предлагается установить этот перечень.

Какие подарки смогут принимать госслужащие:

Служащим можно будет принимать подарки только в виде полиграфической продукции с логотипом государственного органа, органа местного самоуправления, организации, и только в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. Также позволят принимать цветы.

К перечню допустимых предлагают отнести ценные подарки, которые вручают в качестве поощрения (награды) как от организации, в которой одаряемый занимает должность, так и от других организаций.

Что еще известно:

Законопроект предполагает, что если служащий получит подарок, отсутствующий в списке разрешенных, он должен будет сообщить об этом своему работодателю. Такие презенты автоматически признают федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации.

Право на выкуп

Подписанное главой правительства постановление определяет порядок действий государственных служащих для соблюдения норм статьи 575 Гражданского кодекса, которая гласит, что подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Новое типовое положение обязывает госслужащих сдавать любые подарки, полученные ими в рамках официальных мероприятий и в служебных командировках, по акту приема-передачи для дальнейшей их оценки.

Требование распространяется на членов правительства, руководителей министерств и ведомств, губернаторов, мэров городов и глав других муниципальных образований, глав местных администраций, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, судей, членов контрольно-счетных органов и других лиц, замещающих государственные и муниципальные должности; всех государственных и муниципальных служащих; а также на служащих Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ОАО «Газпром», государственных корпораций, научных и учебных заведений, учредителями которых является Российская Федерация, и других организаций, созданных для выполнения задач федеральных государственных органов.

Читайте так же:  Решение о проведении выездной налоговой проверки образец

Если подарок будет оценен выше трех тысяч рублей, то госслужащий вправе в течение двух месяцев выкупить его. Невыкупленный подарок госорганы и организации могут использовать в своей работе, а если это невозможно, то выставить на торги и зачислить вырученные средства в доход соответствующего бюджета. Также подарки могут быть направлены на благотворительность, а если они пришли в негодность, то должны быть уничтожены.

Надо отметить, что не все будет считаться подарками чиновнику. Так, канцелярские принадлежности, полученные участниками официальных мероприятий, к ним не относятся, как и цветы и ценные подарки, врученные в качестве поощрения.

Несоблюдение чиновниками новых требований может повлечь за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения.

Система антикоррупционных запретов, связанных с получением вознаграждений государственными служащими: проблемы и перспективы развития

Система запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими является одной из основных антикоррупционных мер безопасности. 1 Ведь именно принятие подарков даже малой стоимости может стать первым шагом к коррупции. Такое дарение, направленное на улучшение совместной работы и поддержание контактов, подготавливает почву для последующих коррупционных отношений и может поставить под сомнение репутацию должностного лица. 2

Запрет на дарения служащим устанавливается Гражданским кодексом РФ. Ст. 575 ГК РФ не допускает дарения государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 000 рублей. Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка для лица в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события), занимающего должность государственной службы.

Специальные запреты, ограничивающие использование служебного положения для извлечения личной выгоды, предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. П. 6 ст. 17 данного закона запрещает государственным служащим «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц». При этом под вознаграждением понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Таким образом, норма ст. 575 ГК РФ практически утрачивает свое значение, т.к. подарки являются вознаграждением, которое государственному служащему брать запрещено.

Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют пава пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. 3 Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. 4 Но данное положение оставляет определенные пробелы. Так, государственный служащий может получить за свою деятельности и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. В немецкой юридической литературе в качестве примера нематериальных преимуществ называется предложение интимных отношений чиновнику с целью получить влияние на его служебную деятельность. К таким преимуществам зарубежные исследователи относят и безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника, и предоставление льготных условий (скидок) отдельным государственным служащим. 5 Еще один неоспоримый пробел — отсутствие в российском законодательстве запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий, имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).

Видео (кликните для воспроизведения).

Спорным является ограничение данного запрета только периодом нахождения на государственной службе. Ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года распространял действие данного ограничения и на период после выхода государственного служащего на пенсию. Цель продления действия запрета на получение подарков и вознаграждений после увольнения с государственной службы очевидна: предотвратить безнаказанное получение какие-либо преимуществ. Ведь по окончании государственной службы лицо может бесконтрольно принимать подарки за деятельность, которую оно осуществляло в период осуществления должностных полномочий, что затрудняет предотвращение и выявление коррупционных преступлений. При этом нет необходимости устанавливать какие-либо временные ограничения для данного запрета, достаточно указать, что вознаграждение было получено в связи с исполнением бывшим государственным служащим своих должностных обязанностей.

Отсутствие четко прописанного дисциплинарного взыскания за нарушения запрета на получения вознаграждений государственным служащим (в случае отсутствия признаков уголовного деяния) также не способствует соблюдению данного антикоррупционного правила.

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разрешил проблему принятия государственными служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. Они признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством (т.е. ст. 575 ГК РФ, если стоимость подарка не превышает 3000 рублей). При желании, чиновник может выкупить данный подарок у соответствующего бюджета. Но ни общего порядка сдачи таких даров, ни способов их оценки, ни условий и порядка выкупа подарков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, действующим законом не предусмотрено. И далеко не во всех государственных органах такой порядок прописан и доведен до сведения служащих.

Полагаю, что для эффективного предотвращения коррупционных правонарушений, связанных с дарением государственным и муниципальным служащим, необходимо:

  • дополнить запрет на получение вознаграждений (подарков) запретом на получение государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей иных преимуществ (материальных и нематериальных), прямо не предусмотренных в законе;
  • расширить круг субъектов, которым запрещено принимать вознаграждения с помощью включения лиц и организаций, с которые находятся в тесной связи с государственным служащим;
  • увеличить время действия данных запретов и на период после окончания государственной службы, если вознаграждение передается в связи с уже исполненными должностными обязанностями;
  • установить конкретные дисциплинарные санкции за нарушение запрета на получение вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и санкции для лиц, уволенных с государственной службы 6 ;
  • разработать общие для всех органов правила, регулирующие порядок и сроки передачи подарков в бюджет, определение стоимости подарка, процедуру выкупа подарка служащим.
Читайте так же:  Срок давности по налоговым преступлениям физических лиц

Такие изменения позволят улучшить существующую систему запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими и более эффективно предотвращать и пресекать коррупционные правонарушения.

Автор: Н.В. Хлонова, аспирант ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Научный руководитель: д.ю.н., проф. Щедрин Н.В.

Если госслужащий получил подарок: особенности учета

Статьи по теме

В последнее время в связи с наметившейся тенденцией борьбы с коррупцией государственным и муниципальным служащим очень важно соблюдать установленные законодательством процедуры получения и выкупа подарков, чтобы такие дары не сочли взяткой. Рассмотрим правовую сторону этого вопроса, а также порядок документального оформления и бюджетного учета операций, связанных с получением подарков госслужащими.

Когда госслужащие вправе получать подарки

Отношения по договору дарениярегулируются гл. 32 ГК РФ. Положения, касающиеся дарения подарков лицам,замещающим государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ,муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим всвязи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебныхобязанностей, содержатся в ст. 575 указанной главы.

Подпункт 3 п. 1 ст. 575 ГК РФсодержит запрет на дарение перечисленным лицам подарков, стоимость которыхпревышает 3 тыс. руб. Он закреплен также в других федеральных законах и внормативных правовых актах субъектов РФ:

  • на федеральном уровне — вподп. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации», в подп. 5 п. 1ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе вРоссийской Федерации» (далее — Закон № 25-ФЗ);
  • на региональном уровне —например в подп. 6 п. 1 ст. 16 Закона Приморского края от 08.08.2005 № 284-КЗ»О государственной гражданской службе Приморского края»; в подп. 6п. 1 ст. 14 Закона Чеченской Республики от 06.10.2006 № 29-РЗ «Огосударственной гражданской службе Чеченской Республики»; в подп. 6 п. 1ст. 15 Закона ЯНАО от 29.03.2005 № 26-ЗАО «О государствен­ной гражданскойслужбе Ямало-Ненецкого автономного округа»; в подп. 5 п. 1 ст. 13 Кодексао муниципальной службе Чукотского автономного округа от 07.08.2007 № 74-ОЗ.

Аналогичные положениясодержатся и в ведомственных нормативных правовых актах, например в п. 17разд. 2 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственныхгражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации (утв. МинфиномРоссии 23.03.2011).

Запрет обусловлен потенциальной возможностьювозникновения конфликта интересов, о чем прямо сказано в ст. 14.1 Закона №25-ФЗ. Для урегулирования такого конфликта в ведомстве может создаватьсяспециальная комиссия (см., например, приказ Госжилинспекции Краснодарского краяот 02.08.2007 № 43 «О комиссии по соблюдению требований к служебномуповедению государственных служащих государственной жилищной инспекцииКраснодарского края и урегулированию конфликта интересов»).

В п. 2 ст. 575 ГК РФ содержится оговорка, что запрет на дарение не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В таких случаях подарки, стоимость которых превышает 3 тыс. руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган власти, в котором он замещает должность.

Следовательно, у служащего невозникает обязанности по передаче работодателю в лице соответствующегоучреждения подарка, полученного в связи с официальным мероприятием, если егостоимость не превышает 3 тыс. руб.

Гражданский служащий,передавший подарок, полученный им в связи с официальным мероприятием, можетего выкупить в порядке, установленном нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.

Как передать подарок

Нормативное регулирование. Процедура передачи подарковгосслужащими на федеральном уровне регламентируется соответствующиминормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств, в которыхони замещают должности; на региональном уровне — нормативными правовыми актами уполномоченногооргана власти субъекта РФ.

Так, например, правила передачи подарков, полученныхгосслужащими Минфина России и Федерального казначейства, определенысоответственно следующими документами:

Заявление о передаче подарка. Лицо, получившее подарок,пишет соответствующее заявление (уведомление) о его передаче. В нем содержитсяследующая информация: наименование мероприятия, в ходе которого был полученподарок; наименование подарка и его описание, а также количество и стоимость(при наличии документов, подтверждающих стоимость подарка).

Образцызаявлений приведены, в частности:

  • в приложении 1 к ПорядкуМинфина России № 136;
  • в приложении 1 к Порядкупередачи подарков, полученных государственными гражданскими служащимиРоскосмоса в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками идругими официальными мероприятиями, утвержденному распоряжением Роскосмоса от19.04.2010 № АП-80.

Передача подарка и принятиеего на хранение. При передаче и принятии на хранение подарка составляется актприема-передачи (как правило, в трех экземплярах), который подписываетсясоответствующим материально ответственным лицом и служащим, передающимподарок. К подарку должны прилагаться (при наличии) его техническое описание(технический паспорт), гарантийный талон, инструкция по эксплуатации и иныедокументы; содержащиеся в них данные используются в дальнейшем при организации учетаданного объекта.

В ряде регионов нормативными актами устанавливаетсяобязанность по заключению договора хранения подарка между служащим исоответствующим учреждением (например, п. 7 Порядка Республики Саха (Якутия) №446).

Составление акта приема-передачии прием на ответственное хранение подарка учреждением производится до моментапроведения оценки и составления соответствующего акта комиссией, формируемойна постоянной основе из числа государственных (муниципальных) служащихсоответствующего учреждения.

Оценка подарка. Далее с учетом наличия илиотсутствия в распоря­жении комиссии документов, подтверждающих стоимостьподарка, производится его оценка, которая оформляется решением комиссии.

Следует учесть!

При определении текущей ры- ночной стоимости в целях при- нятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и вы- бытию активов, созданной в уч- реждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные цен- ности, полученные в письменной форме от организаций-изготови- телей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государ- ственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специ- альной литературе.

Читайте так же:  Различия и особенности правовых форм предпринимательства таблица

При определении стоимости полученного подарка нужноруководствоваться п. 25 Инструкции № 157н, согласно которому определениетекущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объектанефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования)имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества.Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможностидокументального подтверждения — экспертным путем.

На данном этапе для оценки могут быть привлечены эксперты.Необходимость экспертной оценки может возникнуть, например, в том случае еслисуществует необходимость не только стоимостной, но и исторической,художественной, научной, культурной ценности.

Бюджетный учет

Поскольку первоначально подарки передаются нахранение, до момента принятия в качестве объектов соответствующейсобственности (государственной, муниципальной) они отражаются на забалансовомсчете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» по цене,указанной в заявлении государственного (муниципального) служащего, а при ее отсутствии— в условной единице 1 руб. за один предмет.

Важный нюанс

Послеоценки подарка комиссией учреждения в зависимости от его стоимости могутосуществляться следующие действия:

  • если стоимость подарка менее3 тыс. руб., он возвращается государственному (муниципальному) служащему иодновременно списывается с забалансового счета 02;
  • если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб., онсписывается с забалансового счета 02 и принимается на балансовый учет в качествесоответствующего объекта нефинансовых активов, поскольку оформляется всобственность публично-правового образования.

В случае выкупа подарка служащимотражение дохода, полученного учреждением, производится по дебету счета 1 20571 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций сосновными средствами» (1 205 74 560 » Увеличение дебиторскойзадолженности по доходам от операций с материальными запасами») и кредитусчета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Таким образом, в соответствиис Инструкцией № 162н операции, связанные с получением государственным(муниципальным) служащим подарка в рамках официального мероприятия, могут быть отражены в учете следующими записями:

Оправдательными документами для принятия к бюджетному учету подарка будут выступать: заявление государственного служащего о передаче подарка; акт комиссии учреждения; экспертное заключение; документы, которые содержат данные о ценах на определенный товар или его аналог (газета, журнал, документ официального статистического наблюдения).

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 г. Москва «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации.

2. Установить, что федеральные государственные органы осуществляют прием подарков, полученных лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и федеральными государственными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, их оценку для принятия к бухгалтерскому учету, а также принимают решения о реализации указанных подарков.3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности федеральных государственных служащих, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации

Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации

1. Настоящее Типовое положение определяет порядок сообщения лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, государственными (муниципальными) служащими, служащими Центрального банка Российской Федерации, работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее соответственно — лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники), о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, порядок сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.

2. Для целей настоящего Типового положения используются следующие понятия:

«подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» -подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);

«получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей» — получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.

3. Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Читайте так же:  Понижение в должности государственная награда аплодисменты

4. Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники обязаны в порядке, предусмотренном настоящим Типовым положением, уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.

5. Уведомление о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей (далее — уведомление), составленное согласно приложению, представляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка в уполномоченное структурное подразделение (уполномоченную организацию) государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации, в которых лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация). К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка).

В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.

При невозможности подачи уведомления в сроки, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, по причине, не зависящей от лица, замещающего государственную (муниципальную) должность, служащего, работника, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения.

6. Уведомление составляется в 2 экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, другой экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа или соответствующий коллегиальный орган фонда или иной организации (уполномоченной организации), образованные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (далее — комиссия или коллегиальный орган).

7. Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившим его служащему, работнику неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации.

8. Подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Типового положения.

9. До передачи подарка по акту приема-передачи ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок.

10. В целях принятия к бухгалтерскому учету подарка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 тыс. рублей.

11. Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) обеспечивает включение в установленном порядке принятого к бухгалтерскому учету подарка, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования).

12. Лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник, сдавшие подарок, могут его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

13. Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления, указанного в пункте 12 настоящего Типового положения, организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.

14. Подарок, в отношении которого не поступило заявление, указанное в пункте 12 настоящего Типового положения, может использоваться государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации.

15. В случае нецелесообразности использования подарка руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа), осуществляемой уполномоченными государственными (муниципальными) органами и организациями посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

16. Оценка стоимости подарка для реализации (выкупа), предусмотренная пунктами 13 и 15 настоящего Типового положения, осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.17. В случае если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

18. Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

  2. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
  4. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
  5. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Стоимость подарка госслужащему установлена каким нормативным актом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here