Сроки назначения судебного заседания по административному делу

Полная информация на тему: "Сроки назначения судебного заседания по административному делу" от профессионалов для людей понятным языком.

Решение суда по административному делу

Результатом рассмотрения административного иска станет решение суда по административному делу. Объявление решения суда является окончанием судебного разбирательства по административному делу исходя из объективной и всесторонней оценки судом доказательств, предоставленных сторонами административного дела, а также полученных по инициативе суда.

Кодекс административного судопроизводства был введен в РФ, в том числе, для обеспечения равноправия сторон административного дела, в котором один из них наделен властными полномочиями, а другой, зачастую, нет. Правило состязательности сторон, несмотря на то, что в ряде случае административные истцы освобождены от доказывания (например, по административным искам на действия должностного лица административный истец не обязан доказывать незаконность совершенного действия), решение принимается судом только исходя из тех доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела.

Оглашение решения не всегда означает получение его сторонами, так как зачастую судье и помощнику требуется время на его подготовку. Мотивированное решение, т.е. такое, где изложены доводы суда и оценка доказательств, должно быть изготовлено не позднее 5 дней после оглашения.

[3]

Решение суда по административному делу – содержание

Особенностью рассмотрения административных дел является то, что при принятии решения он может выйти за пределы требований, которые изложил административный истец при подготовке и подаче административного иска. Законность решения означает, что при его принятии суд определяет те нормы права, которые подлежат применению для разрешения административного спора, обоснованность решения предполагает учет прав и обязанностей участвующих в деле лиц и представленных доказательств.

Вводная часть решения включает в себя указание на дату, место принятия решения по административному делу, а также суда, которые его выносит, состав суда, указание сторон и лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, а также присвоенный судом номер административного дела.

Описательная часть включает в себя изложение требований административного истца, позицией административного ответчика, мнение участвующих в деле лиц.

Мотивировочная часть содержит перечень тех обстоятельств, которые установлены судом, выводы и доводы по принятию доказательств и их оценке, ссылки на нормативные правовые акты, включая акты высших судебных органов.

Резолютивная часть – это выводы: удовлетворить требования административного истца или отказать в их удовлетворении полностью или частично, порядок и сроки исполнения решения суда, в т.ч. предельные, сохранение или отмена мер предварительной защиты, порядок отмены решения суда в апелляционной инстанции.

В решении суд должен разрешить вопрос возмещения судебных расходов, в том числе на оплату услуг представителя, если такое ходатайство поступило при рассмотрении дела.

Если в деле на стороне административного истца или административного ответчика участвуют несколько лиц, то суд обязан изложить решение так, чтобы оно содержало перечень и порядок осуществления действий в отношении каждого истца или ответчика.

Копия решение или высылается участвующим в деле лицам, или получается ими лично не позднее 3 дней с даты вынесения в окончательной форме.

Решение суда по административному делу – процессуальные вопросы

Допустим, суд по одному из требований истца решения не вынес. В таком случае сторона, заявлявшая такое требование, вправе обратиться в суд и после вынесения решения, но до вступления его в законную силу, с заявлением о принятии дополнительного решения. Такое правило распространяется и на случаи, когда суд умолчал о распределении судебных расходов и когда не указал, какие именно действия должен совершить административный ответчик. Дополнительное решение принимается в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц.

Если в решении суда обнаружены описки, опечатки, арифметические ошибки, внести исправления можно путем подачи в суд соответствующего заявления. Иногда достаточно обращения в устной форме к помощнику судьи или секретарю, чтобы суд по своей инициативе привел решение в надлежащий вид. Такой вопрос также рассматривается в судебном заседании, но явка в него не обязательна.

Иногда решение суда может быть по каким-то причинам не понятным для стороны. Тогда можно подать заявление о разъяснении решения суда – оно не меняет его содержания, но более подробно освещается порядок и способ исполнения. Такое разъяснение возможно, только если оно не вступило в законную силу.

Вступает в силу решение суда по административному делу спустя месяц, если на немедленность исполнения прямо не указано в КАС РФ (например, о включении гражданина в списки избирателей, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок) или в решении суда по ходатайству стороны (например, по административным искам об оспаривании решения органа власти).

Сроки в административном процессе

Срок давности привлечения к административной ответственности
Давность привлечения к административной ответственности
Срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации . о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса) . по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Моментом удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства является дата вынесения соответствующего определения.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Читайте так же:  Сроки уплаты налога по упрощенной системе налогообложения

Сроки рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения ‘апелляционной жалобы’

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ).

Исчисление срока обжалования предусмотрено частью 3 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Сроки рассмотрения жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения ‘ жалобы в порядке надзора ‘
Сроки рассмотрения ‘ надзорной жалобы ‘

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, КоАП РФ не предусматривает.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца; 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ), либо немедленно передается на рассмотрение судье после составления протокола (вынесения постановления) в случае административного правонарушения, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении?

Факты нарушений закона, за которые грозит административная ответственность, фиксируются в процессуальных протоколах. Этот документ составляется незамедлительно после обнаружения проступка, а в отдельных случаях – не позднее двух суток с момента выявления нарушения. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении отличается, в зависимости от того, какое должностное лицо или уполномоченный орган получат протокол.

Сроки составления протокола

Выявление фактов нарушений закона входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств, перечисленных в КоАП РФ. Например, в ГИБДД составляются протоколы о нарушениях правил движения или эксплуатации автотранспорта. Должностным лицом Госземконтроля будут оформляться документа о самозахвате участка, и т.д.

Составить протокол нужно сразу после выявления нарушений. Если нарушитель выявлен, протокол оформляется в его присутствии, с обязательным предоставлением права на дачу пояснений и возражений.

Сразу после оформления протокола, административный материал направляется для рассмотрения в уполномоченный орган. Сроки разбирательства будут зависеть от следующих факторов:

  • от характера нарушения;
  • от статуса должностного лица или уполномоченного органа, в чьи полномочия входит назначение санкций;
  • от перечня возможных видов наказания.

При рассмотрении дела нужно учитывать и общий срок давности привлечения к ответственности. В большинстве случаев он не превышает одного года с момента выявления проступка. По отдельным составам КоАП РФ этот срок может составлять до трех лет.

В какой срок нужно рассмотреть дело

Для определения процессуальных сроков применяется статья 29.6 КоАП РФ. Общие порядок определения этих сроков выглядит следующим образом:

  • на рассмотрение протокола дается не более 15 суток – такой период времени дается законом на получение протокола, записей с камер видеофиксации или иных доказательств по делу;
  • при передаче дела на рассмотрение в суд, общий срок процедуры не может превышать двух месяцев;
  • при поступлении мотивированных ходатайств от участников процесса, допускается продление указанных сроков еще на один месяц.

Продление на месячный срок возможно и по инициативе должностного лица или органа, разбирающего дело по существу. Это может быть связано с дополнительными запросами, необходимостью выяснить обстоятельства дела, получением доказательств.

Читайте так же:  Уведомление об отключении электроэнергии за неуплату образец

Однако закон содержит и ряд специальных сроков, которые обязаны соблюдать суды по отдельным категориям дел:

  • если проступок заключается в нарушении избирательных прав, максимальный срок рассмотрения судьей составляет не более 5 суток с момента получения материала (продлить указанные сроки нельзя даже при наличии ходатайства от участников процесса);
  • если в состав санкций входит арест или выдворение за пределы страны – дело рассматривается в течение суток после получения судом протокола (этот момент фиксируется по точному времени поступления материала);
  • если потенциальный нарушитель был задержан при составлении протокола, в суде обязаны рассмотреть дело не позднее 48 часов с момента задержания.

Приведем типичный пример для правильного определения сроков. Если нарушение ПДД было выявлено по данным камер фото- и видеофиксации, а в состав санкций не входит лишение прав, дело может рассматривать должностное лицо ГИБДД. В этом случае постановление должно быть вынесено не позднее 15 суток с момента оформления протокола. Если же за грубое нарушение ПДД грозит арест или лишение прав, дело может рассматривать только суд – общий срок, с учетом возможного продления, не должен превышать трех месяцев.

На период проведения Чемпионата Мира по футболу в России установлен специальный срок для дел, связанных с незаконной продажей билетов, либо реализацией поддельных билетов. Такие дела разбираются судом не позднее 10 суток с момента составления протокола, а продление этого срока не допускается. Если предприятию грозит приостановление или временный запрет деятельности, дело разбирается судом в семидневный срок.

Последствия таких нарушений будут отличаться, в зависимости от обстоятельств дела.

Последствия пропуска срока

Любое нарушение процессуальных сроков является основанием для подачи жалобы участниками процесса. Последствия рассмотрения жалобы могут существенно отличаться в следующих случаях:

  • при нарушении сроков составления протокола, документ может быть отменен вышестоящим должностным лицом или судом;
  • если судебное постановление было вынесено с нарушением двух- или трехмесячного срока, оно подлежит отмене вышестоящей инстанцией или возвращению для повторного рассмотрения (если не истек общий срок привлечения к ответственности);
  • если нарушение периода для разбирательства привело к пропуску срока давности по КоАП РФ, дело подлежит прекращению без возможности продления или восстановления.

Однако возможна и обратная ситуация – если проступок был выявлен спустя значительный период времени, фактическое привлечение к ответственности может состояться спустя годы после нарушения.

Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел

Ст. 141 КАС РФ

1. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

2. По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.

Комментарий к Статье 141 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к части 1

1. Соблюдение установленных законодательством об административном судопроизводстве сроков рассмотрения административных дел (к.с., ст. ст. 226, 241, 247, 256, 289, 305 КАС РФ) является необходимым условием осуществления правосудия, своевременности охраны (защиты) прав и интересов участвующих в деле лиц, одним из важнейших факторов укрепления законности.

2. Верховный Суд РФ всегда обращал внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленного законом срока рассмотрения и разрешения дел судом.

3. Поскольку в случае привлечения административного соответчика или административных соответчиков к участию в административном деле (ч. 7 ст. 41, ч. 6 ст. 42 КАС РФ), замены ненадлежащего административного ответчика надлежащим (ч. 3 ст. 43 КАС РФ) подготовка и рассмотрение административного дела в суде производятся с самого начала, течение срока рассмотрения административного дела, предусмотренного КАС РФ, должно начинаться со дня совершения соответствующего процессуального действия .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.

Комментарий к части 2

1. Срок рассмотрения и разрешения административных дел судом может быть продлен председателем суда только в исключительных случаях по сложным административным делам (например, требующим назначения экспертизы, направления судебного поручения, истребования материалов от граждан и организаций, находящихся вне района деятельности суда, рассматривающего административное дело, и т.п.). В то же время следует учитывать, что законом не предусмотрены категории административных дел, к которым применяются указанные положения.

2. При исчислении срока рассмотрения административного дела период, указанный в определении, добавляется к сроку, предусмотренному КАС РФ. Таким образом, административное дело считается рассмотренным в срок в случае, если длительность его рассмотрения не превышает совокупность срока рассмотрения, предусмотренного КАС РФ для данной категории административных дел, и срока, указанного в мотивированном определении председателя суда о продлении срока рассмотрения и разрешения административного дела .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

3. Следует также иметь в виду, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения административного дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до досрочного прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.

4. Дело должно быть подготовлено к судебному разбирательству и рассмотрено не позднее сроков, установленных к.с., в том числе и в случае передачи его на новое рассмотрение по первой инстанции в связи с отменой первоначального решения. При этом следует иметь в виду, что для разрешения дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации законом установлены более краткие сроки.

Читайте так же:  Справка в наркологическом диспансере для водительской медкомиссии

5. Сроки рассмотрения административных дел в тех случаях, когда административное дело рассмотрено после устранения административным истцом в установленный срок недостатков административного искового заявления, оставленного без движения определением судьи на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ, исчисляются со дня первоначального представления административного искового заявления в суд .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 года «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5.

6. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 92, 93 КАС РФ.

7. См. также комментарий к ст. ст. 136, 138, 241 КАС РФ.

Сроки по административному делу

В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.

Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.

Протокол – документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении – документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:

  • либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
  • либо руководителем органа, составившего протокол;
  • либо судом — когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста

Рассмотрение дела – стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.

Теперь о сроках

1. Срок составления административного протокола.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения – яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.

Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения

В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.

Что такое административное расследование.

Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий. В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования». По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.

2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.

После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.

3. Срок вынесения постановления.

[1]

Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.

Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц. Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства. Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.

4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения. Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой – дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату). Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.

5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.

Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.

Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.

Исключения составляют отдельные категории дел, например:

  • Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
  • Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
  • Есть и другие исключения

6. Срок привлечения к административной ответственности.

Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.

Сроки по разным категориям дел разные от 2 месяцев до 6 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

По самым незначительным правонарушениям срок составляет:

  • При рассмотрении дела органом или должностным лицом — 2 месяца
  • При рассмотрении судом – 3 месяца.

По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.

Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».

По делам например о банкротстве срок давности привлечения к ответственности составляет 3 года, а по терроризму – 6 лет.

Подробно о сроках давности привлечения можно посмотреть в ст.4.5. КоАП РФ.

Желаю Вам удачи в защите Ваших прав!

Руководитель Адвокатской конторы «Защита и Медиация»,

Рассмотрение дела об административных правонарушениях

Рассмотрение дела – наиболее важная стадия административного процесса, поскольку ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

· относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

Читайте так же:  Положена ли компенсация при сокращении работающему пенсионеру

· имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

· правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;

· достаточно ли имеющихся по делу материалов;

· имеются ли ходатайства и отводы;

· извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования), дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведется процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учета транспорта).

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено: при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения ему представителя; в случае болезни либо если имеются другие уважительные причины и если лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Рассмотрение дела возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращает дело органу, направившему его для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в орган, ведущий процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее процесс, направляет дело по подведомственности, если будет установлено, что его рассмотрение не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

· физическое лицо признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

· физическое лицо и законный представитель, извещенные надлежащим образом, уклоняются от участия в процессе и невозможно осуществить их привод. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в процессе, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники процесса по делу, выясняются причины неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам процесса разъясняются их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (ст.11.5 ПИКоАП).

Председательствующий коллегиального органа или судья обязан выяснить:

· было ли совершено административное правонарушение;

· виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

· подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

· имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

· причинен ли вред административным правонарушением;

· виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

· подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Могут учитываться и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического или представителя юридического лица, в отношение которых ведется процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведется протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст.11.7, 11.8). В нем указываются:

· место и дата заседания;

· время его начала и окончания;

· содержание рассматриваемого дела;

· наименование и состав коллегиального органа (или каким судьей);

· секретарь судебного заседания;

· сведения о явке лиц, участвующих в процессе;

· данные о лице, в отношение которого ведется процесс;

· ходатайства участников процесса;

· разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей;

· содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников процесса;

· указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

· ознакомление с протоколом и разъяснение срока подачи на него замечаний.

После подписания протокола участники процесса в течение трех суток вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности его составления.

Рассмотрев дело, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление. В нем должны быть указаны:

· время и место вынесения постановления;

· фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица;

· состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

· сведения о лице, в отношении которого ведется процесс;

· обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

· статья КоАП, предусматривающая административную ответственность;

· мотивированное решение по делу;

· срок и порядок обжалования постановления;

· размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст.11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения; о порядке и сроке депортации.

Читайте так же:  Обстоятельства отягчающие дисциплинарную ответственность

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

[2]

3) о передаче материалов дела по месту работы, для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности по их исполнению как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трех дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Постановление о наложении взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

Судебное разбирательство по административному делу

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).
Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Источники


  1. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

  3. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  4. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
Сроки назначения судебного заседания по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here