Списание компьютеров и оргтехники в бюджетных учреждениях

Полная информация на тему: "Списание компьютеров и оргтехники в бюджетных учреждениях" от профессионалов для людей понятным языком.

Учет драгоценных металлов основных средств, списание, утилизация, хранение лома и отходов

Д.Д. ХЕНКЕЕВА,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

[3]

Список литературы

1. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
2. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Организации учета компьютерной техники в бюджетном учреждении

Статья опубликована в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» № 8 апрель 2013 г.

Миллиард Мария,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В бюджетное учреждение в порядке внутриведомственной передачи поступает компьютерная техника. В накладной числятся 10 рабочих станций (системный блок, монитор, источник бесперебойного питания). Каждая станция принимается к учету как единый инвентарный объект.
Можно ли использовать системный блок и монитор, входящие в разные инвентарные объекты? Как данная ситуация отражается в учете учреждения и каков порядок документального оформления хозяйственных операций в этом случае?

На протяжении последних лет написано немало писем уполномоченных органов, статей, в которых рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учета компьютерной техники, в том числе вопрос отражения в учете замены отдельных частей ПЭВМ.

Зачастую, рассматривая данные проблемы, специалисты руководствуются исключительно «отвлеченными» методологическими принципами, не принимая во внимание складывающуюся практику организации ведения бухгалтерского учета компьютерной техники, реальные возможности бухгалтерии по формированию в учете полной и достоверной информации о таких основных средствах.

Анализ положений нормативных правовых актов, разъяснений специалистов уполномоченных органов, судебной практики и авторских материалов позволяет выделить следующие подходы к решению рассматриваемого вопроса.

1. Системные блоки и мониторы могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств.
2. Мониторы и системные блоки (их части) рассматриваются в качестве запасных (составных) частей компьютеров, являющихся отдельными инвентарными объектами. Если по каким-либо причинам возникает необходимость в замене составных частей компьютера, то в установленном порядке осуществляется ликвидация существующего объекта и в состав материальных запасов поступают запасные части (монитор, системный блок). Из этих и иных запасных частей «собирается» новый компьютер, учитываемый под новым инвентарным номером.
3. Системный блок рассматривается в качестве «базовой» составной части компьютера. Пока он не вышел из строя, продолжает существовать соответствующий инвентарный объект. Замена иных составных частей ПЭВМ (в том числе и монитора) в зависимости от конкретной ситуации рассматривается или в качестве ремонта, или в качестве модернизации инвентарного объекта.

Первый вариант, безусловно, самый удобный с точки зрения его реализации в любой организации — он позволяет организовать работу по формированию в учете полной и достоверной информации об имущественном положении организации с наименьшими трудозатратами. При инвентаризации отдельные мониторы и системные блоки легко могут быть идентифицированы по инвентарным номерам даже в том случае, если несанкционированное перемещение такого имущества в организации носит «массовый» характер.

Новые риски, связанные с уплатой налога на имущество, при таком варианте учета не возникают. При этом порядок определения возможности учета объектов в качестве отдельных основных средств, основанный на критерии «самостоятельности объекта», во многом носит субъективный характер.

Именно поэтому совсем нередко организации учитывают системные блоки и мониторы в качестве самостоятельных объектов основных средств, успешно отстаивая свою позицию в судах в случаях споров с налоговыми органами.

Третий вариант организации учета основан на содержании многочисленных писем финансового ведомства и не менее многочисленных авторских материалах, содержание которых зачастую сводится к компиляции информации, содержащейся в этих письмах.

Безусловно, подобный подход базируется на ряде неоспоримых методологических принципов.

Однако также не подлежит сомнению и то, что он служит источником все новых разногласий с контролирующими органами, предметом многочисленных разъяснений и комментариев. Связано это, в частности, с такими факторами:
1) замена мониторов (иных составных частей) компьютера может квалифицироваться в качестве ремонта компьютера, его модернизации, частичной ликвидации и дооборудования (при этом такая квалификация, по сути, достаточно субъективна);
2) действующие в настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений таких понятий, как «ремонт», «модернизация», «дооборудование» и т.п.;
3) подобный вариант учета нередко затруднительно качественно реализовать на практике.
Второй вариант учета, по сути, является «компромиссным» — монитор и системный блок учитываются в составе единого инвентарного объекта, однако у организации не возникает необходимости в квалификации осуществляемых операций в качестве ремонта, модернизации, дооборудования и т.п.

Как видим, любой из приведенных вариантов учета компьютерной техники имеет место быть, однако не следует забывать, что в учреждении должен быть сформирован единый подход учета компьютерной техники, закрепить который следует в учетной политике.

Обратите внимание, что в рассматриваемой ситуации Ваше учреждение, по сути, подтвердило, что рассматривает компьютер в качестве единого инвентарного объекта — под одним инвентарным номером были учтены монитор, системный блок и иные составные части компьютера. Несанкционированное перемещение мониторов и системных блоков, составных частей единого инвентарного объекта — компьютера нарушит принятую в учреждении методологию учета компьютерной техники, не будет обеспечивать достоверной информацией пользователей о месте нахождения компьютерной техники, что может подставить под вопрос ее сохранность и, как следствие, может привести к замечаниям со стороны контролирующих органов.

В рассматриваемой ситуации перемену местами мониторов и системных блоков следует соответствующим образом отразить в учете и оформить документально. По нашему мнению, например, может быть произведена разукомплектация объектов.

Необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия «разукомплектация». На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.

Частичная ликвидация (разукомплектация) объекта (рабочая станция) без его полного списания с балансового учета может проводиться при соблюдении следующих условий:

  • наличие принципиальной возможности использования комплектующей (монитора) вне данного объекта;
  • разукомплектация объекта не должна нанести ему несоразмерный ущерб;
  • частичная ликвидация не должна повлиять на возможность использования объекта по прямому назначению;
  • функциональное предназначение комплектующей не является неотъемлемой частью функционирования объекта основных средств как единого обособленного комплекса.
  • При отражении же хозяйственных операций, связанных с заменой монитора в рабочих станциях, в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что:
  • монитор, числящийся в настоящее время в составе рабочей станции, не подлежит списанию и в дальнейшем планируется его эксплуатация в составе другой рабочей станции;
  • функциональное предназначение монитора является неотъемлемой частью функционирования рабочей станции как единого обособленного комплекса — после изъятия монитора рабочая станция не может использоваться по прямому назначению.
Читайте так же:  Основания постановки на учет несовершеннолетних 845 приказ

Соответственно, в данном случае, по нашему мнению, целесообразно отразить в учете полную ликвидацию объекта основных средств, а затем учесть формирование стоимости нового компьютера (с учетом стоимости других (новых) составных частей) и его ввод в эксплуатацию. Фактическая стоимость запасных частей (системный блок, монитор, клавиатура и т.д.), остающихся от выбытия объекта «рабочая станция», может быть определена исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н).

Учет расходных материалов для оргтехники

Сидоров И. Е. , эксперт журнала

Так как на практике при операциях с расходными материалами к оргтехнике возникает ряд сложностей, связанных с особенностями их приемки или списания, рассмотрим варианты учета данных активов.

Общие правила учета

Расходы на обслуживание персональных компьютеров и оргтехники и поддержание их в рабочем состоянии включают затраты на технический осмотр, уход, приобретение сменных элементов (бумага для факса, картриджи для принтеров и копировальных аппаратов и т. п.).

Используемая учреждением вычислительная техника нередко выходит из строя. Для предупреждения поломок эта техника должна проходить регламентированное обслуживание. Указанные работы могут выполняться как собственными силами, так и привлеченными лицами.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы на оплату работ и услуг привлеченных организаций или физических лиц, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, должны относиться на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 00493,утвержденному постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17, оргтехника именуется канцелярской (код 3000000).

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется согласно:

  • Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1;
  • документации производителя, входящей в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации). В случае отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя порядок амортизации определяется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. (Классификатор ОК 004-93утрачивает силу с 1 января 2015 года в связи с изданиемприказа Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст, которым утверждены Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-201).

Отражаем заправку картриджа

При эксплуатации принтеров (копиров) нужно вовремя заправлять или менять картриджи. Рассмотрим на примере, как бухгалтеру следует учитывать подобные операции.

Учреждение выдало работнику под отчет 1200 руб. на заправку картриджа. Стоимость услуг составила 1100 руб. (включая НДС). Остаток подотчетной суммы в размере 100 руб. по заявлению работника удержан из его зарплаты. В учете будет записано:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.

Выданы денежные средства под отчет работнику (расходный кассовый ордер)

208 25 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»

201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»

Приняты к учету расходы согласно представленному авансовому отчету (авансовый отчет, квитанция, чек)

109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»

208 25 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»

Удержан из зарплаты работника остаток подотчетной суммы (заявление работника, расчетно-платежная ведомость)

302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Погашена задолженность подотчетного лица (справка по форме 0504833)

304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

208 25 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»

Когда нужна дефектная ведомость

Как уже отмечалось, в ходе длительной эксплуатации компьютерной техники или в непредвиденных ситуациях может потребоваться ремонт либо замена ее составных частей. Замену приспособлений и принадлежностей, выполняющих свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, нельзя рассматривать как модернизацию объектов основных средств. В то же время операции по замене составляющих и комплектующих частей объектов основных средств – это использование прочих материалов в ходе текущего (капитального) ремонта основных средств. Соответственно и расходы на приобретение таких приспособлений и принадлежностей должны отражаться по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Все хозяйственные операции, проводимые образовательной организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В данном случае можно воспользоваться дефектной ведомостью. Ее форма не утверждена законодательно, поэтому учреждение разрабатывает ее самостоятельно. Дефектная ведомость должна содержать информацию о выявленных неполадках имущества, неисправных деталях, а также рекомендации по устранению неисправностей (ремонту). (Первичные документы должны содержать реквизиты, перечисленные в статье 9 Закона о бухгалтерском учете и пункте 7Инструкции, утвержденнойприказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).

Она составляется компетентными лицами и утверждается руководителем либо уполномоченным лицом.

  • для контроля за состоянием объекта;
  • для доказательства целесообразности расходования средств в случае возникновения вопросов у проверяющих органов;
  • для определения масштаба работ.

Учет канцелярских товаров

Канцелярские принадлежности (офисная бумага, карандаши, ручки и пр.) относятся к материальным запасам и учитываются на счетах (п. 118 Инструкции № 157н):

  • 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;
  • 105 26 000 «Прочие материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».

Как показывает практика, использование (расходование) канцелярских материалов очень трудно контролировать. В большинстве организаций они списываются одновременно при их выдаче на нужды учреждения. Однако большинство этих товаров не могут быть израсходованы сразу, особенно если они закупаются в большом количестве (например, офисная бумага). Поэтому иногда у проверяющих возникает вопрос, почему при наличии в учреждении большого количества неизрасходованной офисной бумаги в бухгалтерском учете нет остатков по соответствующему счету.

Нулевые остатки по счетам учета канцтоваров при их наличии в структурных подразделениях обоснованны, если их выбытие было оформлено надлежащим образом. То есть они переданы на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Согласно приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета…», данная ведомость применяется для оформления выдачи материальных ценностей в пользование по каждому материально ответственному лицу. Она служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия материальных запасов и объектов основных средств стоимостью до 3 тыс. руб. включительно. Если выдача материальных ценностей оформлена указанной ведомостью, они списываются с учета в момент выдачи, но фактически продолжают использоваться до полного расходования. (Если канцелярские товары не выданы на нужды учреждения (находятся на складе), но списаны с учета – имеет место нарушение).

Читайте так же:  Обращение к приставам о ходе исполнительного производства

С целью оптимизации учетных процедур в учетной политике можно прописать конкретный порядок учета канцтоваров в зависимости от структуры учреждения. При этом могут быть определены нормы расходования таких товаров на нужды учреждения. Например, в учетной политике учреждения образования можно указать следующее: канцелярские товары приобретаются централизованно и передаются на нужды учреждения через склад. Принятие к учету происходит на основании документов от поставщика. Передача материальных запасов, не превышающих 3 тыс. руб. за единицу учета, со склада в структурные подразделения также осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения по мере необходимости (либо в соответствии с принятыми в учреждении нормами расходования материальных запасов на нужды учреждения). Одновременно отражается их списание по средней фактической стоимости. Если стоимость одной единицы учета превышает 3 тыс. руб., оформляют Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) в установленном порядке (на основании решения комиссии) по фактической стоимости каждой единицы.

В бюджетном образовательном учреждении ежеквартально закупают канцелярские товары за счет субсидий на выполнение муниципального задания. В последующем они выдаются на нужды бухгалтерии на основании ведомости (ф. 0504210). Списание отражается по средней фактической стоимости:

Содержание операции Дебет Кредит

Приняты к учету канцелярские товары (по мере поступления – один раз в квартал) по стоимости их приобретения

4 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

4 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
4 208 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Отражено выбытие хозяйственных товаров, переданных на нужды учреждения (ф. 0504210)

4 109 80 272
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»

4 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Лицензия на право выдавать заключения о списании и утилизации оргтехники и компьютеров

Добрый день. Наша компания хочет оказывать услугу одному из своих заказчиков. Мы хотим выдавать заключения на утилизацию оргтехники и компьютерной техники. А также передавать эту саму технику в другие руки, которые уже будут заниматься самой утилизацией. Как получить лицензию именно на этот вид деятельности. Что ещё нужно, чтобы нормально работать в этой сфере?

Ответы юристов ( 1 )

Здравствуйте Андрей, формулировка «заключение на утилизацию оргтехники» позволяет сделать вывод, что Вы намерены проводить стороннюю оценку технического состояния оргтехники с целью списания ее собственником.

Но для списания оргтехники ее собственником, у которого она числится на балансе достаточно в Учетной Политике прописать срок списания оргтехники после амортизации (несколько периодов). У всей оргтехники есть остаточная стоимость, согласно которой предприятие принимает решение списать или нет.

Вы намерены функционировать как оценочная компания?

Спасибо за Ваш. Тогда, значит, мы хотим заниматься утилизацией техники. Но так, чтобы наши вложения были минимальными, чтобы нам не приходилось открывать целое предприятие, с мощностями, чтобы мы как бы были с лицензией и при этом были посредником между нашим заказчиком и, непосредственно, компанией, которая будет проводить саму утилизацию, со всеми вытекающими. Чтобы связи между заказчиком и утилизационной компанией не было, что б связью были только мы.

В таком случае Вам удобнее выступать Агентом в поиске Компании по утилизации оргтехники для компаний- собственников такой техники.

С каждой сделки Вы будете получать процент. Лицензия агенту не требуется.

Процедура оформления утилизации оргтехники в компании

Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

  1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
  2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Что говорит закон

Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

  1. Административный кодекс в ст. 8.2 запрещает выбрасывать технику наряду с обыкновенным мусором, причем запрет касается как частных лиц, так и организаций.
  2. Отдельный запрет на это действие для юрлиц прописан в постановлении Правительства РФ № 340.
  3. Делать это своими силами предприятиям запрещает Федеральный закон № 89.
  4. П.2 ст. 20 Федерального закона № 41 от 26 марта 1998 года обуславливает ненадлежащую утилизацию техники как нарушение Налогового кодекса РФ из-за содержания в ней ценных металлов, которые должны быть переработаны и направлены в фонд государства.
  5. Специализированным предприятиям разрешено утилизировать технику при наличии соответствующей лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 года.

Что именно нужно утилизировать

Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

  • компьютеры;
  • мониторы;
  • люминисцентные лампы;
  • медицинская техника;
  • бытовые приборы;
  • аккумуляторы;
  • сканеры;
  • ксероксы;
  • принтеры и картриджи для них и др.

ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Читайте так же:  Стоимость нотариальных услуг при купле продаже недвижимости

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.
Видео (кликните для воспроизведения).

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Этапы утилизации оргтехники

Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

  1. Получение акта списания:
    • экспертная оценка;
    • определение остаточной стоимости списываемой техники;
    • заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
    • оформление выбытия ОС.
  2. Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
    • обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
    • на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (форма М-17), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
  3. Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
  4. Оприходование полученных ценностей.
  5. Передача драгметаллов в фонд государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

  • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
  • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
  • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
  • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

  1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
  2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
  3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
  4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
  5. Демонтаж поименованной техники.
  6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
  7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

Списание компьютеров

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ГОС. УЧРЕЖДЕНИЯМ

  • Компьютеры и оргтехника
  • Радиоэлектронная аппаратура
  • Медицинское оборудование
  • Бытовая техника и инвентарь
  • Звуковое и видеооборудование
  • Электроинструменты
  • Бензоинструменты и бензотехника
  • Контрольно-кассовая техника
  • Спортивное оборудование
  • Посмотреть полный список

АКТЫ СОСТОЯНИЯ И ДЕФЕКТНЫЕ ВЕДОМОСТИ ОТ 200₽

Для коммерческих организаций и бюджетных учреждений процедура утилизации компьютерной техники является обязательной. Однако проводится она только после списания оборудования, входящего в состав основных фондов, с баланса предприятия.
Порядок списания и утилизация компьютеров строго регламентируется российским законодательством и несоблюдение любого из пунктов и требований этих регламентов чревато штрафами (до 30 тыс. рублей). Это объясняется тем, что в большей части комплектующих компьютеров содержатся драгоценные металлы и токсичные вещества, относящихся к 1–4 классу опасности.
И если в коммерческих предприятиях списание производится по упрощенному порядку, то в бюджетных организациях эта процедура имеет ряд важных нюансов.
Компания «АЛАР» на протяжении 10 с лишним лет оказывает профессиональные услуги по списанию компьютерной техники коммерческим и бюджетным предприятиям Москвы и Московской области.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

  • 1Заключение
    договора
  • 2Проведение
    технической экспертизы
  • 3Подготовка
    необходимых документов
  • 4Доставка
    документации в ваш офис

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Причины списания компьютера

Законодательство признает 6 основных причин для списания компьютеров:

Списание компьютерной техники в бюджетных учреждениях

В отличие от частных компании процедура списания компьютеров в бюджетных учреждениях имеет более строгий подробный регламент. Это обусловлено тем, что любое имущество закрепляется за бюджетным учреждением (государственным, муниципальным) для осуществления оперативного управления. То есть, согласно Гражданскому Кодексу, бюджетное учреждение не имеет права им распоряжаться без согласия собственника (ст. 298). Все действия в этом отношении регламентируются «Положением о списании имущества» (Постановление Правительства № 834 от ).
Для организации списания имущества в каждом госучреждении на постоянной основе работает Комиссия по списанию или Комиссия по учету (поступление/выбытие) активов, возглавляемая председателем.
В список полномочий Комиссии входит:

  • осмотр технической документации и непосредственно оборудования;
  • вынесение решения о необходимости списания;
  • указание причин списание компьютерной техники;
  • составление акта списания компьютеров

Список документов для списания компьютеров в данном случае должен пройти обязательное утверждение в госорганах, отвечающих за распоряжение бюджетными средствами (ГРБС). По окончании оформления необходимой документации решение о списании выносится одной из следующих инстанций:

  • руководством учреждения при наличии таких полномочий, установленных вышестоящими органами.
  • непосредственно ГРБС после согласования с Росимуществом.
  • государственным распорядителем бюджетными средствами высшего ранга после ознакомления со всем пактом документов.

Получив согласие на списание, руководство бюджетной организации заключает договор с компанией, специализирующейся на экспертизе и утилизации компьютеров. Условия договора регулируются российским законодательством (ФЗ № 44 от , ФЗ № 223 от и др.).

ЗАГРУЗИТЕ СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Списание системных блоков

Отдельного внимания заслуживает вопрос списания системных блоков, входящих в состав единого комплекса основного средства (инвентарного объекта), то есть компьютера в полной сборке. На основании статей № № 257, 260, 324 Налогового Кодекса России, Письма Министерства финансов № /4/67 от вышедший из строя системный блок подлежит замене и оформляется организацией как ремонт компьютера, на основании дефектного акта.
Списание и утилизация системных блоков производится по причине:

  • перегорания одной или нескольких дорогостоящих деталей блока в результате перепада напряжения или других внешних факторов;
  • физического повреждения корпуса, ставшее причиной выхода из строя внутренних комплектующих;
  • попадания на внутренние схемы электролита разгерметизации батареи Bios;
  • выгорание микросхем поломки стабилизатора напряжения

Ремонт подобных неисправностей порой превышает рыночную стоимость самого блока, а то и вовсе не подлежат ремонту. В этих случаях производится замена и списание оборудования.
При замене новый блок оформляется в приход как заменяемая деталь с сохранением инвентарного номера и без указания срока полезного действия. При этом в налоговом и бухучете возможно оформление списания нового системного блока без изменения первоначальной стоимости самого компьютера. Согласно перечисленным выше статьям НК России такие ремонтные расходы признаются даже в случаях превышения лимита в 10 тыс. рублей.
Поскольку конструкция системного блока включает детали, содержащие драгоценные металлы, то вопросами его утилизации должна заниматься специализированная компания, имеющая лицензию и допуск на осуществление подобной деятельности.

Читайте так же:  Перенос стояков горячего и холодного водоснабжения согласование

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ
ПОЛНЫЙ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

  • Бесплатная доставка документовПри заказе от 20 ед. оборудования
  • Договор на оказание услуг
  • Документы, подтверждающие факт оплаты услуг (счет)
  • Экземпляр заверенного акта (заключения) технической экспертизы на каждый инвентарный номер оборудования
  • Копию сертификата соответствия РОСТЕСТ на услуги по проведению технической экспертизы
  • Заказать

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГАЕМ УТИЛИЗИРОВАТЬ
ОБОРУДОВАНИЕ ПОСЛЕ СПИСАНИЯ

Стоимость списания компьютерной техники

Стоимость на услуги по списанию компьютерной техники формируется под влиянием нескольких факторов:

  • Форма собственности организации Заказчика;
  • Объем подлежащей списанию техники;
  • Необходимость подготовки и оформления сопроводительной документации
  • Необходимость обращения в контролирующие госорганы

Узнать конкретные цифры можно у специалистов компании «АЛАР» по любому из указанных на сайте контактов. Подробное изложение проблемы и вызов специалиста помогут вам быстрее сориентироваться в ситуации. В случае необходимости можно заказать обратный звонок сотрудника нашей компании.

МЫ ИМЕЕМ ВСЕ
НЕОБХОДИМЫЕ ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ ДЛЯ ЗАКОННОЙ УТИЛИЗАЦИИ

Свяжитесь с нами, если хотите узнать подробнее

Списываем старую оргтехнику

В организации имеется неисправная оргтехника (мониторы, системные блоки, принтеры, источники бесперебойного питания, сканеры и т.п.), ремонт которой экономически не целесообразен. Данная оргтехника полностью самортизирована, не участвует в производственной деятельности, находится на складе. Учет этого имущества ведется на счетах 01 и 013.

Возможно ли списание данных средств со счетов 01 и 013 без проведения утилизации?

Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов 01 и 013 будет в IV квартале 2012 года, а утилизация — в I квартале 2013 года)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.

Обоснование вывода:

Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).

Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств (далее также — объект ОС) может иметь место, в частности, в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.

Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит:

[2]

— установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);

— при необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;

— составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.

Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.

На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).

Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:

— приказ руководителя организации о создании комиссии;

— акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.

В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.

Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/[email protected] и от 23.05.2006 N 20-12/[email protected]).

Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.

Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.

В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:

— МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;

— МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.

Необходимо учесть также следующее.

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

Основанием для этого являются:

— Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

[1]

— Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее — Правила N 731);

— Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее — Инструкция N 68н).

Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее — драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:

Читайте так же:  Образец претензии о возмещении ущерба причиненного имуществу

— изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

— определить содержание драгоценных металлов в деталях;

— оприходовать полученные детали.

За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Содержание в объекте ОС драгоценных материалов указывается в разделе 2 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта формы N ОС-4.

На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:

— вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);

— общую массу отходов;

— наименование драгоценных металлов;

— массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.

Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 «Материалы». Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.

Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.

Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.

В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.

Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.

Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.

В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.

Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).

К сведению:

Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

11 сентября 2012 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источники


  1. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  4. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  5. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
Списание компьютеров и оргтехники в бюджетных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here