Соотношение зарплаты руководителя и работников как считать

Полная информация на тему: "Соотношение зарплаты руководителя и работников как считать" от профессионалов для людей понятным языком.

Содержание

Вопрос: Согласно штатному расписанию пропорция по зарплате основных работников и вспомогательных специалистов, обозначенная в Положении по оплате труда в казенном муниципальном учреждении, выдержана 60% к 40%. Но реальное соотношение зарплаты основных и вспомогательных специалистов отличается от штатного в связи с наличием вакансий по основному составу работников. Кроме того, в некоторые месяцы из-за снижения основным специалистам по объективным обоснованным причинам премии, соотношение 60% к 40% нарушается в сторону увеличения доли заработной платы вспомогательных специалистов. Ревизоры финансового отдела, проверяющие наше учреждение, такую. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Согласно штатному расписанию пропорция по зарплате основных работников и вспомогательных специалистов, обозначенная в Положении по оплате труда в казенном муниципальном учреждении, выдержана 60% к 40%. Но реальное соотношение зарплаты основных и вспомогательных специалистов отличается от штатного в связи с наличием вакансий по основному составу работников. Кроме того, в некоторые месяцы из-за снижения основным специалистам по объективным обоснованным причинам премии, соотношение 60% к 40% нарушается в сторону увеличения доли заработной платы вспомогательных специалистов. Ревизоры финансового отдела, проверяющие наше учреждение, такую ситуацию считают нарушением и требуют при ежемесячном начислении зарплаты выдерживать соотношение заработных плат основных и вспомогательных работников. Насколько правомерны требования ревизоров? Действительно ли имеются нарушения?

Работодатель обязан выплачивать заработную плату в размере, установленном трудовым договором, и в соответствии со системой оплаты труда, предусмотренной локальным нормативным актом работодателя.

Поэтому если работодатель выполняет требования всех перечисленных документов, нарушения трудового законодательства в его действиях нет.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В п. 4 Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.07.2013 N 287, установлено, что показатели эффективности деятельности учреждений и их руководителей должны характеризовать, в т.ч. деятельность учреждения (руководителя), направленную на работу с кадрами, в части обеспечения целевого соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждения (с учетом типа учреждения) до 1:0,7-1:0,5.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Соотношение зарплаты руководителя и работников как считать

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Осмотр места происшествия производится без участия понятых

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

О расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников (направлено письмом Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2017 г. № 12-1066)

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю учреждения).

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.

Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению Минобрнауки России, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р, федеральных университетов, федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования «Российский университет дружбы народов», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения осуществляется без учета заработной платы руководителя (заместителей руководителя, проректоров, главного бухгалтера, президента вуза).

Среднесписочная численность работников учреждения для целей определения среднемесячной заработной платы работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера.

Внутренние совместители учитываются полностью. Соответственно, если руководитель работает по совместительству научно-педагогическим работником, при расчете средней зарплаты сотрудников учреждения его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения.

В случае, если научно-педагогический работник по совместительству работает в должности заместителя руководителя, фонд его заработной платы по руководящей должности изымается из фонда для расчета среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера) установлен пунктами 9, 10.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

Определение среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) = Начисленная зарплата работников учреждения за определяемый период (квартал, полугодие, год) (без руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, президента вуза, и.о. руководителя, заместителей руководителей [и.о. заместителей руководителя из числа НПР, ППС и др.])
Среднесписочная численность работников в определяемый период (без руководящих работников)

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (пункт 79 указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения [форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»], утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. № 498 [введен в действие приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 октября 2016 г. № 686, вступил в силу с 1 января 2017 г.]).

Определение среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера = Начисленная зарплата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за определяемый период (квартал, полугодие, год)
3, 6, 9, 12 месяцев

Расчет ведется отдельно по каждой должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает неполный календарный год (неполный период), его среднемесячная заработная плата определяется с учетом количества полных отработанных месяцев.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера)

Уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера
= Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Внимание! В случае, если по результатам расчетов уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) окажется выше предельного, установленного по учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки России, необходимо принять меры по приведению заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера (проректоров, президента вуза, исполняющих обязанности руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем, в кратности установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного учреждения и среднемесячной заработной платы работников данного учреждения помимо иных оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, также может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения (часть вторая статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации, введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ).

Обзор документа

Сообщается, что в системе Минобрнауки России соотношение среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главбухов федеральных учреждений и среднемесячной зарплаты работников этих учреждений рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю).

Читайте так же:  Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел

Это делается путем деления среднемесячной зарплаты соответствующего руководителя, заместителя, главбуха на среднемесячную зарплату работников.

В некоторых случаях условия оплаты труда руководителей, заместителей, главбухов могут быть по решению Министерства установлены без учета предельного уровня соотношения. Это касается федеральных учреждений, определенных Правительством РФ, федеральных университетов, РУДН, МФТИ, Белгородского ГНИИ.

Среднемесячная зарплата работников рассчитывается без учета зарплаты руководителя (его заместителей, проректоров, главбуха, президента вуза).

Среднесписочная численность работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главбуха. Она рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату (например, на последнее число отчетного периода).

Внутренние совместители учитываются полностью.

Если по результатам расчетов уровень соотношения окажется выше предельного, то необходимо принять меры по приведению зарплаты руководителя, его заместителей, главбуха (проректоров, президента вуза, и. о. руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем в кратности, установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размещение данной информации в сети Интернет следует осуществлять по итогам года

Сообщается, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 347-ФЗ внесены изменения, в том числе в статью 145 ТК РФ в части закрепления обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, в том числе федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий и среднемесячной заработной платой работников этих организаций (без учета заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера). Эта информация размещается в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих организаций.

Информация размещается в сети Интернет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров для определения предельного соотношения данных лиц определяется за соответствующий календарный год. При этом порядок расчета среднемесячной заработной платы данных лиц установлен с 1 января 2017 года.

Таким образом, расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и соответственно размещение информации в сети Интернет следует осуществлять по итогам года, т.е. за 2017 год, начиная с 2018 года.

Установлен порядок определения среднемесячной заработной платы управленческого персонала и работников бюджетных организаций в целях определения предельного уровня их соотношения

В Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, внесены дополнения, устанавливающие порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Изменения внесены и в другие акты Правительства РФ.

Так, например, в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583) уточнено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, в кратности от 1 до 8.

При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.

Разъяснение Минтруда России о соотношении зарплат руководителей и работников

Лента новостей RSS:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.
N 347-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее — руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:
— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих — указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ — актами субъектов РФ, муниципальных служащих — актами органов местного самоуправления).

2. Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.

[1]

3. Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ?

Действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:
— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Читайте так же:  Срок исковой давности по административным правонарушениям гибдд

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р и от 12 декабря 2015 г. N 2555-р.
В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
— по федеральным организациям — Правительством Российской Федерации;
— по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям — нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:
— для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и от 2 января 2015 г. N 2);
— для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. N 1259).

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

[2]

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. N 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановлению Информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5. Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

26 Февраля 2016 Кабмин одобрил законопроект о предельных соотношениях зарплат руководителей и работников госпредприятий

Правительство России, по словам главы Минтруда Максима Топилина, одобрило законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций».

«Правительство одобрило законопроект, который касается дифференциации заработных плат бюджетных учреждений на различных уровнях. В течение весенней сессии такой законопроект может быть вами одобрен, и уже с середины года такие механизмы как на федеральном, так и на региональном уровне могут быть внедрены», – заявил в ходе «правительственного часа» в Государственной думе министр.

Документ предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Предельные размеры соотношений для данных работников будут устанавливаться:

  • по федеральным организациям – Правительством РФ;
  • организациям субъектов РФ и муниципальным – нормативными правовыми актами соответственно субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Законопроектом также предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и зарплаты работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ранее Минтруд увязал зарплаты руководителей ФГУП с доходами рядовых работников (постановление правительства от 2 января 2015 г. № 2).

Последние публикации

11 Сентября 2019

В 2018 году в связи со вступлением в силу закона о повышении пенсионного возраста «предпенсионерам» были предоставлены дополнительные социальные гарантии. О том, что это за гарантии, какие категории лиц называются «предпенсионерами» и как подтвердить данный статус, вы узнаете из статьи.

Если работник туристической компании направляется в служебную командировку, в том числе продолжительную, на территорию иностранного государства, возникает ли объект обложения НДФЛ в отношении выплачиваемого ему среднего заработка? Меняется ли ситуация, если работник теряет статус налогового резидента РФ? В каких случаях заграничные поездки сотрудника следует квалифицировать в качестве поездок, связанных с разъездным характером работы?

Прикамским предпринимателям могут предложить расширенные условия применения патентной и упрощенной систем налогообложения для смягчения последствий отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

09 Сентября 2019

Одной из целей регистрации сведений об организации в ЕГРЮЛ является обеспечение доступа к ним другим участникам экономической деятельности, которые заинтересованы в сотрудничестве с этой организацией. Любая организация не может не иметь адреса местонахождения, поэтому он входит в число указанных сведений как один из основных идентифицирующих конкретную организацию признаков.

Читайте так же:  Подсобные помещения постройки для разных хозяйственных надобностей

Налоговым кодексом предусмотрено несколько случаев, когда экс-«вмененщик» может перейти на «упрощенку» в течение календарного года. Подобный переход возможен только при соблюдении установленных сроков и изначальном правомерном применении спецрежима в виде ЕНВД. В ситуации, когда «вмененка» применялась незаконно, переход на УСНО невозможен.

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

Заработная плата руководителя, его заместителя и главбуха с 01.01.2017 года

Заработная плата руководителя, его заместителя и главбуха с 01.01.2017 года

С 1 января 2017 г. начинают действовать изменения в ТК РФ в части выплаты заработной платы. В соответствии с этими изменениями отдельные организации должны устанавливать зарплату руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, учитывая соотношение их зарплат с зарплатами других работников. Такое положение закреплено в ч.2 ст.145 ТК РФ. Кроме того, руководители, их заместители, главные бухгалтеры теперь должны будут размещать информацию о своей среднемесячной заработной плате в Интернете. За несоблюдение требования закона о соотношении зарплат с руководителем должен быть расторгнут трудовой договор, что закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

На кого распространяются требования закона о соотношении зарплат

Определять максимальный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников должны:

  1. Организации государственного сектора (федеральные, муниципальные учреждения и учреждения субъектов РФ).
  2. Унитарные предприятия

Для остальных ограничения для определения размеров зарплат закон не устанавливает.

Кроме того, это правило не действует, если учреждение включено в специальный перечень по решению Правительства, властей субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Кто обязан установить соотношение зарплат

Соотношение среднемесячных зарплат должен определить учредитель организации. При определении соотношения учредитель должен ориентироваться на уровень, который установит Правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления.

Расчет среднемесячной зарплаты

Для определения соотношения зарплат, следует среднемесячную зарплату руководителя разделить на среднемесячную зарплату работников учреждения.

[3]

Для этого нужно поделить фактически начисленную за календарный год зарплату на 12. При расчете зарплат учитываются все источники финансирования.

Если руководитель отработал неполный календарный год, расчет среднего заработка производите исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Если руководитель совмещает должности, то нужно учитывать и оплату по основной работе, и доплату за совмещение.

Если заместитель руководителя или главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете учитывается только заработная плата по должности зама или главбуха.

Затем рассчитывается среднемесячный заработок работников.

В расчет включается:

  1. зарплата, начисленная за отработанное время, в т. ч. стимулирующие выплаты по итогам работы;
  2. выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в частности районные надбавки;
  3. суммы, рассчитанные из среднего заработка, в частности отпускные.

Следующим шагом нужно заработную плату, фактически начисленную штатным сотрудникам, разделите на их среднюю численность за календарный год и на 12.

Руководитель, его замы, главный бухгалтер в списочный состав работников не включаются и их заработок при определении зарплаты фактически начисленной работникам не учитывается.

Предельный уровень соотношения зарплат

В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения установлен в кратности от 1 до 8. Пока этот предел менять не планируется.
На региональном и местном уровнях предельное соотношение заработной платы руководителей и работников учреждений определяют нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала всем организациям определять максимальное соотношение зарплат руководства и работников в кратности от 1 до 8 Однако, региональные и местные власти применяют данные рекомендации не всегда.
Для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется «среднемесячная заработная плата». ВЫ настоящее время Минтруд разработал проект постановления Правительства РФ в котором планируется внести изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Минтруд России предлагает утвердить порядок расчета соотношения среднемесячных заработных плат. Такой расчет нужно производить:

  • по итогам календарного года;
  • отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера.
  • С 4 июля 2016 г. руководители, их замы и главбухи компаний, устанавливающих предельное соотношение среднемесячных зарплат, обязаны размещать в Интернете сведения о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате. Эти сведения публикуют на официальном сайте учредителя, или – по его решению – на сайте организации.

Порядок размещения данных о среднемесячной зарплате будет установлен Правительством РФ, региональными властями и органами местного самоуправления.

Ответственность руководителя

В ст. 278 ТК РФ появились новые основания для расторжения трудового договора с руководителем:

  1. за нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру;
  2. иные основания, предусмотренные трудовым договором.

По смыслу указанных норм указанные работники подлежат увольнению за несоблюдение правила о соотношении зарплат.

Предельное соотношение зарплат руководящего состава и работников автономных учреждений

С 2017 года среднемесячная зарплата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера автономного учреждения будет соотноситься со среднемесячной зарплатой работников АУ. Такие нормы уже закреплены в Трудовом кодексе. В статье рассмотрим их подробнее

Аналогичные нормы действуют и в настоящее время, но только в части средних зарплат руководителей и работников бюджетных и казенных учреждений (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда). С нового года эти нормы будут распространены и на автономные учреждения. Причем сопоставляться с зарплатой работников учреждения будет зарплата не только руководителя такого учреждения, но и его заместителей, главного бухгалтера. Указанные новшества внесены в Трудовой кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ. Аналогичные изменения подготовлены для внесения в Положение об установлении систем оплаты труда. Соответствующий проект постановления Правительства РФ размещен для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru.

КАКОВЫ ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ ЗАРПЛАТ?

Согласно ст. 145 ТК РФ (в редакции Федерального закона № 347‑ФЗ) предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников таких учреждений (без учета зарплаты руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Читайте так же:  Условия изменения трудового договора могут быть изменены

Согласно упомянутому выше проекту в федеральных государственных учреждениях предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников устанавливается учредителем соответствующих учреждений в кратности от 1 до 8.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной зарплаты могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

КАК РАССЧИТАТЬ СООТНОШЕНИЕ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ?

Согласно названному ранее проекту Единый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы (далее – Единый порядок) предлагается закрепить в дополнительном приложении к Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В соответствии с п. 2 Единого порядка расчет соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников учреждений производится по итогам календарного года с учетом следующих особенностей:

1) при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения списочный состав работников, а также фактически начисленная им зарплата берутся без учета зарплат руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера;

2) расчет соотношения производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера учреждения;

3) в случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения их среднемесячной зарплаты и среднемесячной зарплаты работников учреждения фактически начисленная зарплата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом;

4) в случае выполнения работы заместителем руководителя, главным бухгалтером по совместительству при расчете соотношения их среднемесячной зарплаты и среднемесячной зарплаты работников учреждения учитывается только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Среднемесячная зарплата работников учреждения рассчитывается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году) (п. 4 Единого порядка). При расчете среднемесячной зарплаты работников учреждения учитываются (п. 3 Единого порядка):

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков и для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Среднемесячная зарплата руководителя учреждения рассчитывается путем деления фактически начисленной руководителю зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году). Если руководитель учреждения отработал не полный календарный год, то расчет его среднемесячной зарплаты производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев (п. 4 Единого порядка).

При делении среднемесячной зарплаты руководителя учреждения на среднемесячную зарплату работников этого учреждения определяется соотношение таких зарплат. Аналогичным образом рассчитываются соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной зарплаты работников учреждения (п. 5 Единого порядка).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО УРОВНЯ СООТНОШЕНИЯ ПО ЗАРПЛАТЕ.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 347‑ФЗ в ст. 278 ТК РФ, несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения и среднемесячной зарплаты работников данного учреждения является основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРПЛАТЕ.

Федеральным законом № 347‑ФЗ в ТК РФ введена новая ст. 349.5 «Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу данной статьи информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений должна быть размещена в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, данная информация может по решению учредителя размещаться в Интернете на официальных сайтах самих учреждений.

При этом в составе размещаемой информации запрещается указывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные руководителя, его заместителей и главного бухгалтера, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или категории конфиденциальных.

Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера государственных (муниципальных) учреждений и предоставления указанными лицами такой информации устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, если иное не преду­смотрено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

По итогам 2016 года будут рассчитаны соотношения среднемесячных зарплат руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений и среднемесячных зарплат работников этих учреждений в целях утверждения предельного уровня таких соотношений на 2017 год. Соблюдение предельного уровня является одним из условий установления оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений. За превышение фиксированного предельного уровня соотношения по зарплате руководителю учреждения грозит увольнение.

Источники


  1. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
  4. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
  5. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
Соотношение зарплаты руководителя и работников как считать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here