Следственный эксперимент при дтп со смертельным исходом

Полная информация на тему: "Следственный эксперимент при дтп со смертельным исходом" от профессионалов для людей понятным языком.

Следственный эксперимент при дтп со смертельным исходом

. Допрос свидетелей. По делам о. ДТП допрашивают: а) свидетелей происшествия б) лиц, которые могут охарактеризовать участника. ДТП в) медицинских работников, оказывавших помощь пострадавшему г) работников милиции первыми прибывшие на место происшествия, тощ.

При допросе свидетелей необходимо учитывать быстротечность события. ДТП, неожиданность и непродолжительность восприятия этого события, приводит к частичному запоминания подробностей

В ходе допроса водителя должны быть выяснены три группы вопросов — его действия до, во время и после события

Поскольку дорожно-транспортное происшествие происходит, как правило, не намеренно, то водители готовы к даче правдивых показаний, при этом желают уменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, (г грубую неосторожность потерпевшего, неблагоприятные условия дорожного покрытия, непредвиденную неисправность механизма автомобиля и т.д..

. Допрос потерпевшего может проводится на месте. ДТП, в больнице и в кабинете следователя. В медицинском учреждении допрос проводится после получения разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняется:

— не страдает ли он каким-либо физическим болезнью (близорукостью, частичной потерей слуха и т.д.), которые могли помешать ему быстро сориентироваться в аварийной обстановке;

— где он находился в момент. ДТП;

— были рядом другие лица;

— как он сам действовал, видел встречный транспортное средство, его отличительные черты (особенно подробно, если автомобиль исчез) и другие определяемые характером происшествия обстоятельства. При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указанных обстоятельств, необходимо выяснить, какова была скорость автомобиля, как вел себя водитель — не отвлекался, не жаловался на усталость, болезнь, не рассказывал о неисправностях транспортного средства, как вел себя после неделиП.

Необходимо помнить, что потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому быть ошибочными, нечеткими. Поэтому нужно критически оценивать показания потерпилогго.

20 Назначение экспертиз и проведения следственного эксперимента при расследовании ДТП

. Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда в результате. ДТП гибнут люди и им причиняются телесные повреждения. Эта экспертиза, помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характер, локализацию и степень я яжкости телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением ему повреждений, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транс тной (автомобильной) травмы — следов удара частей тела о части автомашины или о дорожное покрытие, сотрясения мозга в результате удара, сдавливания тела, следов волочения по дорожному покрытиюю.

. Судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего способствует установлению фактов употребления спиртного или наркотиков, их количества, степени опьянения, давности употребления, наличия или отсутствия остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянения. При. Этому ом проводится биохимическое исследование с получением проб крови и мочи дослиджуемого.

. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств что исследует объекты биологического происхождения (кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости и различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные в ходе осмотра. ДТП, на теле и одежде потерпевшего). Перед эк кспертом ставятся вопросы: не является обнаруженное вещество кровью человека; совпадает она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы я человеку: если так, то они подобны с волосам потерпилого.

[1]

. Автотехническая экспертиза назначается для определения состояния транспортного средства и исправности отдельных его частей, механизмов и узлов, установления механизма. ДТП, исследования технической возможности предотвращения. ДТП

Также в делах, связанных с расследованием. ДТП могут быть назначены судебно-химические, криминалистические (трасологическая), комплексные экспертизы

. Следственный эксперимент позволяет получить информацию: а) о возможности видеть препятствие, появившейся (человека, автомобиль и т.п.) в конкретной дорожной обстановке б) о возможности слышать звуки транспортного средства, шум дви уна т.д. в) о скорости движения автомобиля г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения; д) о наличии или отсутствии у водителя конкретных проф нальных навыков и т.д.. С помощью воспроизведения обстановки. ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах следственный эксперимент помогает установить механизм зиткне ния или наезду.

При расследовании дел, связанных с. ДТП полученные результаты эксперимента в ряде эпизодов могут быть использованы исходные данные при выполнении автотехнической экспертизы

Оплачивается ли второе среднее профессиональное образование

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Оплачиваются ли учебные отпуска работнику, получающему второе среднее профессиональное образование?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Или придётся брать отпуск за свой счет? Законно ли это? Поступила в учебное заведение по профессии, работодатель отказывает в оплате ученического отпуска. У меня уже есть одно образование, но оно к моей профессии не имеет отношения. Подскажите, что делать?

Вы пишите об имеющемся среднеспециальном образовании? У вас в дипломе так указано: «средне-специальное» или вы на название первого учебного заведения ориентируетесь? Сейчас средне-специального не существует, есть среднее профессиональное (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это для понимания какой уровень образования вы сейчас получаете. Ссылка для ознакомления с законом здесь

Пункты 2, 3 ч. 1 ст. 108 того же закона разделяют начальное и среднее профессиональное образование. Хорошо бы уточнить какое профессиональное образование из этих двух вы получили.

  1. Если начальное, то исключаем равенство по п. 2 ч. 1 ст. 108 закона и смотрим специальную (особую) норму в ч. 5 ст. 68 закона. Тогда считается, что вы получаете средний профессиональный уровень впервые и на вас распространяются гарантии ст. 174 ТК РФ: дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка. И еще проверьте наличие государственной аккредитации учебного заведения. Если её нет, то нет и гарантий.
  2. Если получили среднее профессиональное, то гарантии не действуют, потому что по ст. 177 ТК РФ гарантии предоставляются обучающимся впервые, а у вас соответствующий уровень образования получен. ТК РФ смотрим здесь

[2]

Ученического договора с работодателем нет? Не предусмотрено ли трудовым или коллективным договором, какими-нибудь положениями на предприятии льготные условия? Если нет, то не до оплаты отпуска. Скажите спасибо работодателю, что вас отпускают без сохранения зарплаты.

Читайте так же:  Программа проведения внепланового инструктажа по пожарной безопасности

Бухгалтеры часто задают вопросы: как оплачивается учебный отпуск; всем ли сотрудникам он положен; как его предоставить тем, кто трудится в нескольких организациях; какие документы оформлять и т.д. Ответы на эти и другие актуальные вопросы вы найдете в этой статье.

Учебный отпуск — это дополнительный отпуск. Предоставляется работнику, совмещающему работу с получением образования.

Правило 1. Предоставление учебного отпуска

Работодатель обязан предоставить учебный отпуск сотрудникам, которые совмещают работу с получением:

  • высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, а также поступающим на обучение по указанным образовательным программам (ст. 173 ТК РФ);
  • высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации (ст. 173.1 ТК РФ);
  • среднего профессионального образования, а также поступающим на обучение по данному виду образования (ст. 174 ТК РФ);
  • основного общего образования или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения (ст. 176 ТК РФ).

Правило 2. Условия предоставления учебного отпуска

Условие 1. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ).

Обратите внимание, что форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) не является условием предоставления учебного отпуска, однако влияет на его оплату:

  • если сотрудник обучается по очной форме, то учебный отпуск не оплачивается;
  • если по очно-заочной или заочной форме обучения, то на период учебного отпуска сохраняется средний заработок (ст. ст. 173, 173.1, 174, 176 ТК РФ).

У сотрудника среднее профессиональное образование (окончил колледж). Он решил пройти обучение в колледже по другой специальности — в этом случае он не может повторно рассчитывать на предоставление ему гарантии в виде учебного отпуска.

Гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

Условие 2. Если сотрудник совмещает работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника). Об этом также говорится в статье 177 ТК РФ.

Условие 3. Образовательное учреждение, в котором проходит обучение сотрудник, должно иметь государственную аккредитацию. Реестр аккредитованных образовательных организаций можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Исключение: работодатель вправе предоставить сотруднику учебный отпуск, который проходит обучение в образовательном учреждении, не имеющем государственной аккредитации при условии, если это будет прописано в трудовом (коллективном) договоре.

Условие 4. Учебный отпуск может быть предоставлен только на основании справки-вызова из образовательного учреждения.

Особенности производства следственного эксперимента по делам о дорожно-транспортных происшествиях

В тактическую операцию по изучению обстановки, предшествующей возникновению ДТП, кроме допроса подозреваемого, свидетелей, потерпевших, входит производство следственных экспериментов, которые можно подразделить на две группы; устанавливающие (направление на установление фактов, имеющих значение для понимания отдельных элементов) и воспроизводящие, которые направлены на непосредственное восприятие (скорости движения пешехода, обзорности).

Отметим, что производство следственного эксперимента по данному виду преступлений должно отвечать общетактическим требованиям, которые необходимо соблюдать при расследовании любого преступления (в условиях, максимально» приближенных к реальным и т.д.) Однако по данному виду не во всех случаях возможно выполнить это требование. При этом необходимо иметь в виду, что если при лучших условиях получен отрицательный результат, то он, естественно, наступит и при худших условиях, и наоборот, если при худших условиях получен положительный результат, то он тем более наступит при лучших.

Большую помощь при производстве экспериментов может оказать разработанная А. Форкером измерительная шкала «путь-время». Она содержит:

• показатели скорости движения от 0 до 100 км/ч, в которой цена деления до отметки 20 км/ч равна 1 км/ч, а свыше — 5 км/ч;

• показатели времени в секундах, за которые преодолевается расстояние 100 м (с/100 м) при известной скорости движения;

• показатели расстояния (в метрах), преодолеваемого за 1 с при известной скорости движения (м/с);

• показатели расстояния (в метрах), преодолеваемого за 1 мин при известной скорости движения (м/мин).

Шкала дает возможность, имея исходные данные, быстро определять неизвестные. Например, установлено, что пешеход двигался со скоростью 7 км/ч. По шкале (км/ч) находим 7, что позволяет сделать выводы: 100 :м он прошел за 51 с и 1с затратил, чтобы пройти 1,9 м., а I мин, чтобы преодолеть 116 м.

В первой группе экспериментов наиболее часто встречается тот, который связан с определением эффективности торможения. Он должен проводиться на том же дорожном участке в пределах, ранее обнаруженных следов торможения и по возможности в тех. же условиях (время, погодные условия и др.). Кроме того, должно использоваться тоже или аналогичное т.е. с протарированным спидометром. Если это невозможно, то в качестве «лидера» может применяться другое т.е. с протарированным спидометром. При этом направление движения должно совпадать с тем, которое было при совершении преступления. Чтобы обеспечить начало торможения при исследуемой скорости, вначале водитель ее превышает на 3-5 км, а затем, снижая до исследуемой, с максимальным усилием нажимает на педаль торможения, сохраняя его до полной остановки автомобиля. Эксперимент повторяют дважды. Если длина следов торможения не превышает 5%, то эти данные считаются окончательными. Если расхождение больше, то проводится третий заезд.

По окончании эксперимента измеряют длину следа торможения от центральной линии колеса остановившейся автомашины до точки, в которой колесо было заблокировано. Для этого на шине мелком делают отметку, и один из участников эксперимента, располагаясь сбоку, фиксирует место, где прекращается вращение колес.

[3]

Кроме того, в ходе такого эксперимента могут достигаться и другие цели. Например, определение величины максимального замедления (в м/с), которое может быть достигнуто при экспертном торможении т.е.; величины минимального пути торможения (в м), который проходит т.е. от начала нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки; величины минимального времени торможения (в с), которое требуется т.е. для прохождения минимального пути торможения

Из второй группы следственных экспериментов наиболее часто проводятся те, которые связаны с определением скорости движения пешехода. При этом важно подчеркнуть, что они направлены не только на выяснение средней скорости движения, но и ее верхнего и нижнего предела.

Читайте так же:  Срок рассмотрения ходатайства судебным приставом исполнителем

При производстве эксперимента следует использовать такие тактические рекомендации:

• во-первых, следователь должен дать указание испытуемому о скорости движения (пробежать, пройти спокойно, медленно);

• во-вторых, ввести условия, соблюдение которых обязательно при проведении опытов (избрание очередности темпа движения по усмотрению испытуемого, темп движения повторяется три раза, движение осуществляется без перерыва);

• в-третьих, при исчислении времени необходимо учитывать как отрезок «разгона», так и движения по полотну дороги, исключая время, затрачиваемое на «торможение», поэтому точка окончания движения должна быть за пределами пути движения

Кроме того, в этой группе также проводятся эксперименты по определению видимости. Цель такого эксперимента — определение общей и конкретной видимости. При этом общая видимость — это расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя четко различаются элементы дорога на пути движения, что позволяет вести транспортное средство в полосе движения, рекомендуемой Правилами дорожного движения, а конкретная видимость — это расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя препятствие может быть четко опознано по его характерным признакам.

Эксперимент проводится на том же дорожном участке, а если это невозможно, на аналогичном, но который обязательно должен повторять профиль дороги и иные ее параметры. Поэтому объект (препятствие — источник опасности) должен удовлетворять требованиям подобия. В качестве испытуемого может быть как водитель т.е., допустивший нарушение, так и иное лицо, которое по своим свойствам (особенно по росту, состоянию зрения) должно совпадать с виновником. Следует заметить, что результаты эксперимента во многом зависят также от скорости движения т.е., но с целью обеспечения безопасности она должна быть минимальной.

Видео (кликните для воспроизведения).

В число участников эксперимента входят: следователь, лица обеспечивающие безопасность проведения, специалисты, проводящие фотосъемку, видеосъемку. В случае необходимости в производстве следственного эксперимента могут участвовать подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель. Так же в производстве следственного эксперимента должны присутствовать понятые. В обязательном порядке составляется план и схемы проведения эксперимента, с которыми знакомят понятых. Как показала практика, общая длина участка примерно должна составлять 300-500 м. С целью обеспечения синхронности действий целесообразно использовать радиосвязь.

Перед началом эксперимента проводится реконструкция обстановки. В процессе производства эксперимента рядом с водителем находится понятой, который в том месте, откуда становится видимо препятствие, выбрасывает какой-либо предмет. Следует отметить, что такой способ определения места неточен, а более надежно эту задачу решает специально сконструированный взрывной отметчик .


Поскольку общие требования к производству следственного эксперимента нами рассмотрены, остановимся на тактике проведения его отдельных разновидностей.

а) Особенности проведения эксперимента при столкновении с неподвижным препятствием (без торможения и при отсутствии света фар встречного транспортного средства).

После того, как на участке дороги будет обеспечена безопасность (выставлены посты милиции), транспортное средство располагается на исходной позиции, но так, чтобы водитель (водитель-наблюдатель) не воспринимали реконструкцию. Затем по команде следователя он начинает движение. Вначале водитель и понятые,- находящиеся с ним, определяют общую видимость. Для этого водитель, понятые определяют место, до которого дорога просматривается, особо уточняя то расстояние, на котором видна правая граница проезжей части и обочины, что фиксируется по отношению к устойчивым ориентирам. Если эксперимент проводится в ночное или вечернее время, то один из участников движется по правой стороне, неся световозвращатель (катафот), а водитель, понятые фиксируют то место, с которого уже плохо различима правая сторона.

После определения общей видимости т.е. продолжает движение к неподвижному препятствию (манекен, предмет, машина и т.д.). Вначале устанавливают то расстояние, на котором можно увидеть препятствие (это расстояние также измеряют), а затем определяют место, с которого можно опознать объект (препятствие).

б) Особенности-проведения эксперимента при наезде на подвижное препятствие (без торможения и.при отсутствии сеема фар встречного транспортного средства).

Для проведения этой разновидности эксперимента необходима дополнительная подготовка. Следует заранее определить то расстояние, которое преодолел как человек, так и т.е.. допустившее наезд, за 1 с. Затем, принять за точку отсчета место наезда, а участок в сторону, противоположную движению, разделить на ряд мелких с учетом того расстояния, которое он проходит за 1 с. Точно такие же отметки делают на пути движения самодвижущегося препятствия.

Затем на исходных позициях располагаются т.е. и передвижное препятствие, которые начинают движение в соответствии с заданным темпом передвижения. При этом вначале определяют общую видимость, а затем только конкретную.

в) Особенности проведения эксперимента при наезде на подвижное (неподвижное) препятствие (без торможения, при наличии света фар встречного транспорта).

В ходе подготовительной работы устанавливается скорость движения двух транспортных средств и скорость передвижения подвижного препятствия. В дальнейшем определяют расстояние, которое они преодолевали за 1 с, и проводят разбивку пути следования с учетом этих данных на участке. Затем, исходя из скорости движения двух транспортных средств, высчитывают место разъезда, что отмечается на дорожном участке. Сбоку с правой (левой) стороны дорога в местах наезда и разъезда ставят понятых. В транспортном средстве, двигавшемся во встречном направлении, кроме водителя-испытателя находятся понятые. Понятые также располагаются на исходных участках в соответствующих полосах движения.

По команде следователя транспортные средства с включенными фарами (дальним или ближним светом) и передвижное препятствие начинают движение, определяя общую, а затем конкретную видимость с автомобиля, допустившего наезд (столкновение).

Последовательное определение, общей видимости обусловлено тем, что по мере сближения т.е. ее величина сокращается.

При этом следователь, понятые, определяя конкретную видимость, фиксируют внимание на том, когда произошел наезд — до разъезда или сразу после него.

Суд по ДТП со смертельным исходом — что делать?

Содержание статьи

В судебной статистике уголовные дела, связанные с ДТП, по ст. 264 УК РФ занимают значительное место. Летальный исход в результате аварии наступает чаще всего в связи со следующими обстоятельствами:

  • боковой или лобовой удар;
  • низкое качество дорог;
  • наезд на пешехода;
  • опрокидывание ТС;
  • поломки автомобиля.

Каждый автолюбитель должен знать, какое наказание последует за ДТП со смертельным исходом. Вероятно, кого-то из водителей это остановит и он не сядет за руль после рюмки спиртного, или не захочет погонять на скорости в городской черте. Как должен себя вести участник дорожного происшествия с летальным исходом на месте ДТП, во время расследования и на суде, чтобы получить смягчение наказания?

Виноват или нет?

Большая часть ДТП случается по вине определенного участника движения. Случается, что виновными признаются несколько участников аварийной ситуации. В отношении каждого из них выносится постановление об административном нарушении. В этом случае говорят об обоюдной вине, хотя законодательство не содержит такого понятия.

Читайте так же:  Режим работы сутки через трое трудовое законодательство

Если сотрудники ГИБДД не могут установить виновность участника аварии, то инспекторы только фиксируют обстоятельства происшествия, а вину устанавливает суд. Но если только один водитель нарушил ПДД, то вина очевидна.

При нарушении ПДД всеми участникам автоаварии считается, что оба виновны в равной мере. Конкретную степень вины определит судебное разбирательство. Важно установить не только факт нарушения ПДД, но также причинно-следственную связь с конкретной аварией. Если причиной дорожного происшествия стало нарушение ПДД обоими водителями, только тогда можно говорить об обоюдной вине.

Виновность в ДТП можно обжаловать. Мы рекомендуем вам воспользоваться помощью наших профессиональных юристов, связавшись с ними через сайт или по телефону.

Варианты трактовки вины

Можно оказаться виновным в ДТП со смертельным исходом, не нарушая правила. Пункт 10.1 ПДД устанавливает — водитель должен двигаться со скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки. Когда у водителя не получилось предотвратить столкновение при наличии технической возможности, его действия считаются причиной происшествия. Он будет признан виновным и понесет ответственность, даже если другой водитель явно нарушил ПДД.

Если водителя признают виновным по причине неправильно выбранной скорости, недостаточного торможения, необходимо провести детальную экспертизу, перед которой ставится задача точного определения возможности предотвратить автоаварию. В таких случаях счет идет на сантиметры.

Какие действия на месте аварии влияют на наказание?

Чтобы свести последствия автоаварии для себя к минимуму, необходимо выполнить ряд обязательных действий:

Копии фотографий на случай утери или намеренного уничтожения заинтересованными лицами необходимо хранить у себя.

Документальная база

Если нарушения ПДД не было, основания привлечения вас по ст. 264 УК РФ отсутствуют. Но вы можете понести гражданско-правовую ответственность как владелец источника повышенной опасности, которому придется компенсировать потерпевшим материальный и моральный вред по ст. 1079 ГК РФ. Рассматривая дело о причинении смерти при ДТП, суд учтет и 109 статью УК. Эта норма регулирует ситуации, в которых пострадавший погиб в результате неосторожных действий виновника аварии.

Возможные варианты наказания

Степень наказания зависит от того, был ли водитель трезв или пьян во время аварии. Трезвый водитель нарушил ПДД, это повлекло смерть одного человека — тюремное заключение до 5 лет с лишением водительских прав до 3 лет, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ. Пьяный водитель нарушил ПДД, это повлекло смерть одного человека — аналогичное наказание, только лишение свободы составит до 7 лет согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ. Трезвый водитель нарушил ПДД, это повлекло смерть уже не одного, а двух или более людей — лишение свободы (до 7 лет) и водительского удостоверения (до 3 лет) согласно ч. 5 ст. 264 УК РФ. Пьяный водитель нарушил ПДД, это стало причиной смерти 2-х и более людей — лишение свободы до 9 лет согласно самой «тяжкой» ч. 6 ст. 264 УК РФ.

Смягчающие обстоятельства

Убийство по неосторожности, чем считается ДТП со смертельным исходом, не относится к деяниям, которые не являются преступлениями в силу малозначительности. Негативные последствия и причиненный ущерб невозможно загладить. В рамках уголовного кодекса смягчающие обстоятельства не учитываются. Они играют роль при назначении наказания по КоАП РФ, когда причинен ущерб автомобилю и отсутствуют людские жертвы. В ст. 4.2 КоАП РФ перечислены смягчающие обстоятельства при ДТП и любом ином административном правонарушении:

  • совершение действий в состоянии крайней необходимости, когда невозможно было избежать автоаварии;
  • добровольное исполнение предписания нарушителем до вынесения постановления;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение деяния женщиной, имеющей малолетнего ребенка или беременной;
  • раскаяние нарушителя, заглаживание причиненного вреда, устранение вредных последствий нарушения.

Что говорит судебная практика

Часто одновременно с материальным возмещением родственники погибших требуют выплаты моральной компенсации. Для получения возмещения пострадавшая сторона подает иск в суд на любой стадии расследования или судебного процесса. Учитывая документальные подтверждения факта причиненных страданий и материальные возможности виновника, суд определяет размер суммы, подлежащей выплаты.

Судебная практика по ДТП со смертельным исходом показывает: виновники аварий неохотно выплачивают суммы свыше 10 тыс. рублей. И тем не менее судам удавалось взыскать с виновных лиц суммы более 1 млн рублей, например, когда была присуждена компенсация матери за гибель 5-летнего ребенка в сумме 1,5 млн. рублей. Другое судебное решение: ребенку, потерявшему обоих родителей в ДТП, присудили 2,25 млн. рублей. Но чаще присуждают довольно мизерные суммы. Так, пенсионерка, потерявшая единственного сына, получила всего лишь 35 тыс. рублей.

Кто возмещает ущерб после ДТП?

С введением ОСАГО обязанность оплатить понесенный ущерб возложена на страховую компанию виновного лица. Часть ущерба, которая не покрыта страховыми выплатами, возмещается за счет виновника ДТП. Например, если гражданская ответственность застрахована на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей, а стоимость ремонта оказалась больше, разницу можно предъявить виновному в происшествии лицу. Причинитель вреда выплачивает компенсацию, если:

  • предъявлено требование о возмещении морального вреда;
  • ущерб причинен не во время движения, а на стоянке, парковке;
  • страховая отказалась выплачивать полностью или частично страховое возмещение, и обжалование ее действий не принесло результата;
  • виновник ДТП не имеет заключенного договора с какой-либо страховой компанией, полис просрочен.

Имущественные требования могут предъявляться не только к водителю, но и к организации, на балансе которой содержится автомобиль. Если автоавария произошла по вине работника, управляющего автомобилем на основании доверенности, материальную ответственность несет владелец ТС.

Вопрос 66. Особенности следственного осмотра при расследовании дтп.

Осмотр места ДТП. Когда поступает сообщение о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смер­ти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значи­тельного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следо­вателя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголов­ного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также происшествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит следователь.

Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кро­ме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, яв­ляются дорожные условия. Поэтому необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), осо­бенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, кап­ли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направ­ление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокра­сочного покрытия и т.п.

Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и тд.), наличие обочин, тро­туаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, оста­новок общественного транспорта и т.д. Далее изучается распо­ложение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам доро­ги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).

Читайте так же:  Перевод кредиторской задолженности на другую организацию

Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в про­тивоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового ве­щества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств относительно элементов проезжей части и ее границы.

нужно очень ответственно отнестись к выяснению длины и характера тормозного пути. Эти параметры с учетом свойств дорожного покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изно­шенности протектора, состояния тормозов, а иногда и силы ветра важны для установления скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для определения скорости ис­пользуются: специальные таблицы и формулы, предложенные специалистами-автотехниками, а также производство след­ственного эксперимента.

Определенную специфику имеет осмотр трупа потер­певшего. Если позволяет обстановка 1 , труп лучше осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко это рациональнее сделать в морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано расположение трупа относительно транспортного средства и его следов, окружающих предметов и элементов дороги, опи­саны поза и трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибшего, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протектора, решетки радиатора, бампера и других частей автомобиля, пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли, грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация.

Осмотр транспортного средства. ТС после аварии обычно сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам, другим ТС. делается это посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, протокольного описания.

Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомо­биля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осу­ществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр производят «снизу вверх». Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели по­ворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля.

При осмотре нижней части внимание обращается на ходо­вую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двига­теля, где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (что особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запа-ховые следы изымаются с сидений и других предметов, кото­рых касались водитель и пассажиры.

Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тор­мозной системы, рулевого управления, других агрегатов и уз­лов, в частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно изношенный протектор подлежит обязательному фотографированию. При осмотре салона фиксируется положе­ние рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указа­телей поворота и тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре автотранспортных средств используются приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фикса­ции и изъятия следов. Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабженным оптическими и осветительными си­стемами.

При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмяти­ны, свежая покраска и т.д.).

Следственный эксперимент

Поскольку при расследовании ДТП важное значение имеет установление фактических обстоятельств происшествия, иногда возникает необходимость проведения следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых имело место, данное событие, по возможности на месте происшествия. При этом не допускается проверка опытным путем обстоятельств, связанных с экстренным торможением, маневрированием для определения технической возможности предотвращения наезда и т.д. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента являются проверка: степени видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному месту; скорости движения автомашины, возможности самопроизвольного движения ТС под уклон без принятия мер предосторожности; наличия у водителя профессиональных навыков для вождения машины и др.

При необходимости на заключительном этапе расследования могут быть проведены предъявление для опознания водителя, ТС, очные ставки и иные следственные действия. После вынесения следователем мотивированного постановления о привлечении водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно бывает трех видов:

  • 1. По выяснению возможности совершения определенных действий (устанавливаются скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков);
  • 2. По установлению возможности восприятия какого-либо явления (возможность увидеть возникшее препятствие в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя и т.д.);
  • 3. По определению механизма ДТП (предполагается, по следам на автомобиле, дорожном покрытии и других объектах, выяснить механизм столкновения, опрокидывания или наезда).

На последующем этапе расследования, как правило, проводятся автотехническая, трассологическая, судебно-химическая и другие экспертизы для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым и его защитником.

Как должно проходить расследование ДТП со смертельным исходом?

Содержание статьи

Для установления виновных в дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смерть одного или нескольких человек, необходимо провести тщательное расследование. Кто, в какие сроки и каким образом его проводит, и в каких случаях необходимо расследовать ДТП с летальным исходом? На эти вопросы ответим ниже.

В каких случаях проводится расследование?

Расследование дорожно-транспортного происшествия проводится во всех случаях, когда был смертельный исход. Если в аварии не было пострадавших, то схемы ДТП и европротоколы могут заполняться водителями самостоятельно. Но в тех ситуациях, когда причинен вред здоровью или жизни человека, авария оформляется с обязательным участием сотрудников ГИБДД. Именно они проводят первичный осмотр места происшествия, а также транспортного средства. Помимо этого, сотрудники ГИБДД, оформляя ДТП со смертельным исходом, выполняют следующие действия:

  • составляют схему происшествия, описывая в ней все детали произошедшей аварии;
  • собирают свидетельства очевидцев и заносят их в протокол;
  • проверяют техническую исправность транспортных средств, попавших в аварию (при необходимости дополнительной экспертизы инспекторы ГИБДД могут ее назначить);
  • направляют водителей на медицинское освидетельствование, чтобы установить, присутствуют ли в их крови алкогольные, наркотические или иные токсические вещества;
  • составляют справку о ДТП, которая может быть направлена в страховые компании для возмещения имущественного ущерба участникам аварии.
Читайте так же:  Срок привлечения к административной ответственности юридических лиц

Обратите внимание! Расследование дорожно-транспортного происшествия будет проводиться и в тех случаях, когда смертельного исхода не было, но был причинен вред здоровью кого-либо из участников.

Какие органы и в какие сроки производят расследование по факту ДТП со смертельным исходом?

Актуальным для многих водителей является вопрос о том, в каком порядке проводится расследование ДТП со смертельным исходом, и кто этим занимается. К участию в данном процессе привлекается целая оперативно-следственная группа. В ее состав входят:

В начале расследования у указанных специалистов должны быть следующие документы:

  • протокол, в котором описываются результаты осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
  • схема аварии;
  • объяснительные, взятые у водителя и пострадавших лиц;
  • зафиксированные в письменном виде показания свидетелей происшествия;
  • документ с заключением о проверке технического состояния транспортных средств, участвующих в аварии;
  • протокол с заключением о состоянии водителей на момент ДТП (были они трезвыми или нет);
  • справка о происшествии.

Эксперт-криминалист, участвующий в расследовании ДТП со смертельным исходом, внимательно осматривает тело погибшего, исследуя его на наличие следов от автомобиля и других признаков. На начальном этапе очень важно исключить ситуацию инсценировки дорожно-транспортного происшествия.

Наказание за ДТП со смертельным исходом назначается по ст. 264 УК РФ — это лишение свободы на срок до 9 лет. В том случае, если авария была подстроена с той целью, чтобы скрыть другое преступление, смерть человека будет квалифицирована по ст. 105 УК РФ (убийство). В подобной ситуации стандартное наказание — это лишение свободы на срок от 6 до 15 лет. Однако при наличии отягчающих обстоятельств к виновному в преступлении может быть применена и такая мера, как пожизненное заключение. Ввиду существенной разницы в серьезности наказания криминалистам крайне важно на начальном этапе исключить возможность умышленного преступления (убийства). В этих целях проводят следующие исследования:

  • берут образцы грунта на месте ДТП, а затем исследуют тело погибшего на предмет наличия на нем таких же образцов;
  • проводят измерение полного объема крови, которая была обнаружена на месте аварии;
  • исследуют тело на предмет наличия на нем следов от транспортного средства, участвующего в ДТП (такими следами могут быть пятна от масла, следы шин или краски, осколки разбитых стекол и фар и т.п.);
  • исследуют автомобиль на предмет наличия на нем крови и фрагментов тела погибшего человека.

Обратите внимание! Проводимые экспертами-криминалистами исследования помогают не только исключить факт совершения умышленного преступления (убийства), но и позволяют достоверно определить, при каких обстоятельствах произошло дорожно-транспортное происшествие, и кто был виновен в причинении смерти по неосторожности.

Параллельно с криминалистами на месте дорожно-транспортного происшествия работают эксперты-трасологи и автотехники. Первые по следам от шин, оставшимся на асфальте и теле жертвы, могут определить, с какой скоростью ехал водитель, пытался ли он затормозить, и как он это делал, нарушил ли он правила дорожного движения.

Автотехники, находясь на месте аварии, проверяют техническое состояние автомобиля с той целью, чтобы определить, виновен ли водитель в тех или иных технических неисправностях.

Уголовная ответственность за ДТП с летальным исходом по ст. 264 УК РФ наступает только в том случае, если имело место нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. При этом должна быть установлена прямая причинно-следственная связь между таким нарушением и смертью одного из участников ДТП. Аналогичное правило установлено и для тех случаев, когда в смерти человека виновен пешеход или иной участник аварии, кроме водителя. Согласно ст. 268 УК РФ он может быть привлечен к уголовной ответственности лишь в тех случаях, когда нарушил правила безопасности движения или эксплуатации транспортного средства, что стало причиной смерти кого-то из участников ДТП.

Обратите внимание! Правильная техническая экспертиза автомобиля крайне важна, поскольку по ее результатам водитель может быть освобожден от уголовной ответственности.

Это возможно в тех случаях, когда он не виноват в технической неисправности авто: например, водитель ехал из сервисного центра, и техническая неисправность была вызвана недоброкачественным ремонтом и т.п.

Первый допрос, сделанный в течение часа после аварии, является наиболее весомым для суда. Считается, что именно в этот момент как водители, так и иные участники ДТП дают наиболее правдивые показания, поскольку они еще находятся в шоковом состоянии и не могут сфальсифицировать те или иные факты. Позже, обдумав ситуацию, участники ДТП попытаются выстроить линию защиты, а значит, их объяснения по поводу произошедшей аварии могут серьезно измениться.

Следователь, проанализировав представленные экспертами материалы, возбуждает уголовное дело по той или иной статье УК РФ. В ходе расследования он имеет право:

  • самостоятельно направлять ход расследования;
  • выносить решения о том, что необходимо провести экспертизы, иные процессуальные или следственные действия;
  • давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (для случаев, когда виновный водитель скрылся с места ДТП);
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Согласно ст. 162 УПК РФ срок предварительного следствия по делу о ДТП с летальным исходом не может превышать 2 месяца, однако по особо сложным делам такой срок может быть продлен до 12 месяцев. В случае необоснованного затягивания расследования дела необходимо направлять жалобы в прокуратуру.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расследование дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом — это длительный и сложный процесс. Чтобы оно проходило правильно, следует задействовать опытного юриста или адвоката, который на всех этапах предварительного следствия будет следить за тем, чтобы ваши права и интересы были соблюдены. Обратившись за помощью к нашим специалистам, вы можете быть уверены в том, что ни одна важная деталь при расследовании ДТП не будет упущена. Звоните нам или оставляйте свое сообщение на сайте.

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
  4. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Следственный эксперимент при дтп со смертельным исходом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here