Реорганизация образовательного учреждения в форме выделения

Полная информация на тему: "Реорганизация образовательного учреждения в форме выделения" от профессионалов для людей понятным языком.

Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

В обиходе появляются такие слова как «образовательный комплекс» или «образовательный холдинг». Отметим сразу, что это именно слова из обихода, т. к. с юридической точки зрения таких организаций не существует (все типы и виды образовательных организаций указаны в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные комплексы (или образовательные холдинги) при создании требуют выполнения ряда процедур, создаются на добровольной основе, включают в себя совокупность образовательных организаций. Такие комплексы дают образовательным организациям больше возможностей для реализации федерального образовательного стандарта. Комплекс позволяет повысить конкурентоспособность и эффективность своей деятельности во многих сферах школьной жизни.

Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации») в части, касающейся создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, интересными для нас являются статьи 22, 44 и 45. Они разъясняют права и обязанности родителей в сфере образования, особенности защиты прав обучающихся в образовательной организации.

Образовательное учреждение создается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п.1 ст.22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). То есть для того, чтобы полноценно разобраться в процессе объединения образовательных учреждений необходимо обратиться еще и к Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Под реорганизацией понимается: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которое осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (в п.1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (далее ГК РФ). Школы чаще всего присоединяют друг к другу путем слияния или присоединения.

Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.

  • Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
  • При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
  • Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.

Вот некоторые юридические нюансы, которые помогают нам понять, на основании чего осуществляется реорганизация школы.

Согласно этому документу, учредитель предоставляет целый пакет документов в частности:

В перечне документов присутствует пункт, в соответствии с которым должно учитываться мнение жителей сельского поселения. То есть, таких населенных пунктов, как поселки, села, станицы, хутора, деревни. Мнение жителей всех остальных территориальных образований не учитывается. Только для ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения необходимым условием является согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Какими правами в образовательном учреждении обладают родители и могут ли они повлиять на решение об объединении школы?

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право (согласно п.3 ст.44 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»):

  • защищать права и законные интересы своих детей,
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В целях защиты прав и интересов ребенка родители имеют право:

  • направлять обращения в органы управления образования, с указанием на нарушении прав несовершеннолетних, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению, указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать любые не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, если родители считают, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имеют право обращаться с соответствующими обращениями и жалобами в органы управления образования. Существует множество случаев, когда родительская общественность той или иной школы с успехом отстаивала право школы на сохранение своего статуса. Для этого необходимо иметь веские причины и собрать ряд документов.

Помимо вышеуказанных нормативных актов, существует Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который учитывает защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры. Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Вышеуказанное требование Закона является обязательным для всех муниципальных образований вне зависимости от наличия или отсутствия регламентированного порядка ликвидации муниципальных образовательных учреждений.

Читайте так же:  Отключили свет за неуплату как подключить самостоятельно

Можно сделать следующий вывод, поскольку федеральное законодательство не предусматривает получение согласия родителей на перевод обучающихся из ликвидируемых общеобразовательных учреждений в другие общеобразовательные учреждения, необходимо уточнить о наличии такого требования в муниципальных нормативных правовых актах. Если согласие родителей в соответствии с муниципальными требованиями необходимо, то имеет смысл продолжать диалог с администрацией ликвидируемого образовательного учреждения и органами управления образованием. Это возможно сделать, написав ряд писем в местные органы управления образования, ознакомиться с мнением педагогов и родителей по поводу принятия такого решения. Администрация школы, представители родительской общественности, педагоги и дети должны аргументированно отстаивать право своей школы на самостоятельность.

Не будем также забывать, что существует множество примеров успешного объединения организаций. В результате таких решений многие школы получили новую жизнь, начали функционировать гораздо успешнее и продуктивнее, получили новые возможности.

Формы реорганизации образовательных учреждений

Процесс реорганизации образовательных учреждений регулируется уровне местных органов самоуправления, а также на федеральном уровне. Вопросы реорганизации регулируются Гражданским кодексом и федеральными законами, на основании которых после проведения реорганизации образовательного учреждения, все обучающиеся в данном учреждении до реорганизации получают обязательное право на дальнейшее обучение в этом учреждении. Законодательством определяются стандартные формы реорганизации образовательных учреждений

– слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование. Каждая из форм предполагает прохождение одинаковых процедур, однако нацелены они на разные результаты. Любая реорганизация независимо от способа и формы ее проведения начинается издания руководством учреждения соответствующего указа, который является основанием для подачи заявления в ИФНС и проведения остальных необходимых процедур. В результате реорганизации главным образом происходит передача прав и обязанностей от существующего учреждения к создаваемому.

Формы реорганизации образовательных учреждений

, определенные федеральным законом даже самим названием определяют свою цель. Так, например, в результате реорганизации в форме слияния образуется новое учреждение, в состав которого входят несколько учреждений, ранее действующих как индивидуальные юридические лица. Реорганизация путем присоединения подразумевает присоединение к уже действующему образовательному учреждению одного или нескольких учебных заведений. Реорганизация в форме разделения приводит к разделению существующего учреждения на несколько отдельных учебных заведений. В результате реорганизации путем преобразования происходит лишь смена организационно правовой формы учреждения, но при этом оно не прекращает своей деятельности. И, наконец, при реорганизации путем выделения происходит отделение от существующего учреждения одного или нескольких новых образовательных заведений.

Необходимость реорганизации определяется на добровольной основе учредителями образовательных учреждений. Форма реорганизации

при этом также определяется учредителями. Для того, чтобы реорганизация учреждения прошла успешна, она, как и любой другой важный момент в «жизни» организации, должна быть тщательно спланирована, и поручена к выполнению грамотным специалистам.

Реорганизация общеобразовательных учреждений

Реорганизация общеобразовательного учреждения может регулироваться на федеральном уровне или уровне органов местного самоуправления. За счёт действующих законодательств реорганизация образовательных учреждений

процесс установился следующим образом:

— для государственных общеобразовательных учреждений, которые находятся в ведение субъекта Российской Федерации;

— для федеральных государственных общеобразовательных учреждений

— для муниципальных учреждений.

Реорганизация

имеет основной документ для общеобразовательных учреждений, в нём присутствуют принципы, основные понятия, условия реорганизации. Однако конституция Российской Федерации предусматривает для отдельных видов учреждений со своими особенностями правового положения, другие способы определять какие – то правовые акты или законы.

В соотношение с данными документами реорганизация учреждений общеобразовательного

типа осуществляется с непременным обеспечением прав на последующее продолжение образования в общеобразовательном учреждении для категорий воспитанников или обучающихся:

— учащихся студентов общеобразовательного учреждения;

— нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Остановимся своё внимание на том, что входит в понятие реорганизация учреждения

. На сайте вы более подробно можете узнать о данном процессе.

При реорганизации путем слияния одного юридического лица с другими всё имущественные обязанности и права переходят к третьему лицу, который возник в результате слияние.

Когда происходит реорганизация путём присоединение одного юридического лица ко второму юридическому лицу, то обязанности и права переходят к последнему.

А вот если происходит реорганизация разделения общеобразовательного учреждения, то создаётся несколько новых юридических лиц, а прежнее должно прекратить своё существование.

Реорганизация учреждения путем выделения

Перед тем как приступить к процедуре реорганизации учреждения путем выделения необходимо составить подробный план действий и назначить ответственное лицо. Но до того момента, когда встанет необходимость собирать документы для регистрации, необходимо совершить ряд действий. Сначала проводится собрание учредителей, на котором принимается решение о реорганизации и данная информация сообщается в регистрирующий орган. Далее необходимо известить всех кредиторов о проведении реорганизации учреждения. И не забудьте разместить сообщения в СМИ — это достаточно важный этап, который необходим для того чтобы все кредиторы получили информацию о реорганизации.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что реорганизация учреждения, как и любого другого юридического лица достаточно сложная процедура, требующая специальных знаний, навыков и опыта. Поэтому, если вы сомневаетесь в своих способностях или плохо знакомы с законодательными актами, регламентирующими данную процедуру, прекрасным выходом будет обращение в компанию, которая осуществляет работу с юридическими лицами. В данном случае вы можете быть на 100% уверены, что реорганизация пройдет успешно.

Реорганизация учреждений образования

Реорганизация юридического лица, в том числе и учреждения образования, может происходить в нескольких вариантах:

· в форме слияния;

· в форме присоединения;

· в форме разделения;

· в форме выделения.

Реорганизация в форме слияния подразумевает, что все имущественные права и обязанности каждого из двух юридических лиц переходят к третьему юридическому лицу, которое возникло в результате слияния. В свою очередь, первые два юридические лица прекращают свою деятельность.

Реорганизация образовательных учреждений может осуществляться в форме присоединения. В этом случае одно учреждение образования присоединяется к другому, все права и обязанности переходят к последнему.

При реорганизации в форме разделения создаются два или более новых учреждений образования, а прежнее образовательное учреждение прекращает свою деятельность.

Читайте так же:  Служебная записка об окончании испытательного срока образец

Реорганизация в форме выделения подразумевает, что юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но, например, отдельные его филиалы или структуры обосабливаются и начинают действовать, как новое юридическое лицо.

При реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит изменение его организационно-правовой формы или изменение статуса учреждения образования.

Порядок реорганизации учреждений образования должен устанавливаться каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.

Принятие решения о реорганизации не может быть принято образовательным учреждением самостоятельно. Решение принимается на государственном уровне, если речь идет о государственном учреждении. Стоит отмтетить, что в нашей стране имют место и негосдуарственные образовательные учреждения (прежде всего, это касается высшего профессионального образования), о которых не шла речь в данной статье.

Порядок реорганизации образовательного учреждения

Порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Российской Федерации регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст. 57-64) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 34, 50).

Необходимо отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Реорганизация юридического лица (образовательного учреждения) возможна в нескольких формах:

В подпункте б ст. 28 ЗОО РФ указано, что к компетенции РФ в области образования относится установление порядка реорганизации и ликвидации только феде¬ральных государственных образовательных учреждений.

Порядок реорганизации и ликвидации должен устанавливаться каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.

Однако органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять только порядок собственных действий и мероприятия, необходимые для создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений строго в рамках порядка, установленного федеральным законодательством.

Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена только по решению его учредителя.

Трудовые отношения при реорганизации образовательного учреждения

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 9

В прошлом номере журнала мы начали разговор о реорганизации образовательных учреждений. Рассмотрели пять ее возможных форм — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При любой форме реорганизации переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам является универсальным, то есть права и обязанности переходят от одного лица к другому в неизменном виде, как единое целое, в один и тот же момент. В то же время нельзя утверждать однозначно, что в процессе реорганизации не происходит изменения в численности штата, она может быть подвержена уменьшению (пусть даже незначительному) и, как следствие, сокращению. Как оформить продолжение трудовых отношений с работниками? Какие категории работников могут быть уволены? Об этом и о многом другом мы расскажем в статье.

Статья 75 ТК РФ предусматривает три случая изменения в руководстве организации и их влияние на трудовые отношения с работниками:

  • смена собственника имущества организации;
  • изменение подведомственности организации;
  • реорганизация: слияние, разделение, присоединение, выделение или преобразование организации.

Мы рассмотрим схему построения трудовых отношений при реорганизации.

[1]

Может ли реорганизация служить основанием для сокращения штата?

Исходя из норм, изложенных в ст. 75 ТК РФ, сам процесс реорганизации юридического лица не может служить основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Однако в Письме Роструда от 05.02.2007 N 276-6-0 разъяснено, что при проведении реорганизационных мероприятий может возникнуть ситуация с сокращением фактической численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание: в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться. Конечно, в данном случае приходится говорить не о приоритетном праве приема на работу сотрудников, а о преимущественном праве на оставление их на работе при сокращении численности или штата работников.

Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Согласно ст. 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

  • семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Следует также заметить, что ст. 179 ТК РФ предусмотрено, что преимущественным правом на оставление на работе могут воспользоваться и другие категории сотрудников, если это будет указано в коллективном договоре или ином локальном акте работодателя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если должности отдельных категорий работников все же попали под сокращение, то необходимо уведомить их об этом персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ). При этом в соответствии со ст. 178 ТК РФ сотрудники, попавшие под сокращение, имеют право на выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения.

Трудовые отношения между работником и работодателем, если сокращения штата не предвидится

О том, как могут развиваться трудовые отношения между работником и работодателем, если сокращения штата не предвидится, разъяснено в Письме Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22.09.2005 N 2572-01/19 для подведомственных образовательных учреждений. Рассмотрим это Письмо и возьмем за основу.

Когда после проведения реорганизационных мероприятий должность работника в штатном расписании сохранена, никаких изменений в учебном процессе не произошло, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. Следовательно, для того чтобы отразить факт реорганизации учреждения и возникших изменений (как минимум это изменение наименования работодателя), с работниками необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. Причем при реорганизации в форме присоединения и выделения данное правило не применяется в отношении работников присоединяющей и выделяющей организации, так как факт реорганизации в этих случаях не влечет для них каких-либо изменений.

Читайте так же:  Перевод по производственной необходимости без согласия работника

Если работник по каким-то личным мотивам отказывается от продолжения работы в учреждении, то в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ он может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе.

Если реорганизационные мероприятия повлекли за собой изменения в учебном процессе (например, произошла смена режима работы, изменились местонахождение учебного заведения, система и размер заработной платы, льготы и другое), при этом трудовая функция работника сохранилась, то есть он продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, в этом случае такие перемены влекут за собой изменения условий трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме (ст. 74 ТК РФ).

Следует заметить, что изменение существенных условий трудового договора при продолжении исполнения той же трудовой функции допускается по инициативе работодателя, лишь когда произошли изменения в организационных или технологических условиях труда, то есть изменились техника, организация рабочих мест, труда и другое. В противном случае работодатель не имеет права менять существенные условия труда работника. Если при возникновении спора между работником и работодателем суд выявит, что никаких изменений в организации или технологии труда не произошло, то он обяжет работодателя восстановить прежние существенные условия трудового договора с работником.

Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то, как указывается в ст. 73 ТК РФ, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в учреждении работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья (а также не запрещенную для женщин, несовершеннолетних, когда изменяются существенные условия их труда).

При отсутствии такой работы должна быть предложена вакантная нижеоплачиваемая работа (нижестоящая должность), которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

Если работник согласен с изменениями в трудовом договоре, трудовые отношения с ним продолжаются, и только при его отказе от продолжения работы в учреждении трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Следует ли делать записи в трудовой книжке работника при реорганизации?

Что касается записи в трудовой книжке работника, то здесь нужно обратить внимание на следующее. Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее — Инструкция), не содержит положений, регулирующих внесение записей о реорганизации учреждения. Однако если обратиться к нормам, изложенным в п. 3.1 Инструкции, то согласно им записи, повлекшие за собой изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в штатное расписание образовательного учреждения, должны вноситься в трудовые книжки работников. Поэтому запись о реорганизации образовательного учреждения должна быть внесена в трудовую книжку в порядке, аналогичном внесению записи об изменении наименования организации (п. 3.2 Инструкции), то есть в трудовой книжке производится запись о реорганизации юридического лица со ссылкой на соответствующее решение.

По нашему мнению, в трудовую книжку работника, по аналогии со случаем изменения наименования организации, может быть внесена запись следующего содержания: «Учреждение «А» реорганизовано в филиал «Б».

Поскольку ни в Инструкции, ни в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, не содержится запрет на отражение сведений об изменении наименования места работы вышеуказанным способом, то его нельзя считать неправомерным.

Реорганизация образовательных учреждений путем присоединения

Подача заявления в ЕГРЮЛ о завершении процедуры реорганизации путем присоединения образовательного учреждения планируется 11 декабря 2017 года, то есть дата регистрации будет 17 декабря 2017 года. Работники учреждения о реорганизации были предупреждены с 01 ноября 2017 года, то есть 2 месяца заканчиваются 31 декабря 2017 года. В учреждении право приемнике планируется сокращение штата (руководство, главный бухгалтер). Можно ли передаточным актом перевести людей с 01 декабря 2017 года в учреждение право приемник, а также работников не давших согласие на продолжение работы в учреждении право приемнике. И уже из нового учреждение уволить попадающих под сокращение.

Ответы юристов ( 1 )

Также привожу разъяснение Роструда по данному вопросу:

В соответствии с ч.2 ст.58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица все юридически значимые действия с работниками будет иметь право производить только учреждение-правопреемник, в т.ч. проводить сокращение штата и увольнять работников по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, а также увольнять по п.6 ч.1 ст.77 ТК РФ работников, не давших согласие на продолжение работы в учреждении-правопреемнике (если данные работники еще не были уволены «старым» работодателем).

Реорганизация образовательных учреждений путем слияния

Реорганизация – достаточно популярная мера в борьбе за повышение эффективности работы предприятия, которая применяется как к коммерческим организациям, так и к некоммерческим. В последнее время участились реорганизации образовательных учреждений. Наиболее часто встречается реорганизация образовательных учреждений путем слияния, поскольку именно эта форма повышает эффективность его работы. Решение о необходимости реорганизации образовательного учреждения принимается государственными органами: министерством образования, либо другими, имеющими отношение к образовательной системе. На основании принятого решения руководством образовательного учреждения издается соответствующий указ о реорганизации, на основании которого отправляются уведомления в регистрирующие органы в течение трех дней с момента принятия решения. Для успешной реорганизации разрабатывается план действий, заверяемый также государственным органом, принявшим решение о реорганизации.

Реорганизация образовательных учреждений путем слияния приводит к созданию нового образовательного учреждения, в состав которого входят несколько, ранее действующих индивидуально учреждений, и новому образовательному учреждению переходят все обязательства и права входящих в него учреждений. Сотрудников образовательных учреждений руководство обязано уведомить о предстоящей реорганизации в письменном виде под роспись за 2 месяца до начала реорганизации.


Также с целью определения порядка взаимодействия по социально-трудовым вопросам в обязательном порядке нужно проинформировать профсоюзные комитеты образовательных учреждений, которые реорганизовываются путем слияния. Реорганизация образовательных учреждений достаточно сложный вопрос, контролируемый государственными органами, поэтому все процедуры должны выполняться строго по плану. Реорганизация учреждения проводится грамотными специалистами с соблюдением всех указаний руководящих органов и гражданского кодекса.

Читайте так же:  Чем опасна постоянная регистрация для собственника жилья

Реорганизация учреждения в форме выделения

Краткое содержание

Выделение – одна из пяти форм реорганизаций юридического лица. Суть выделения в том, что из одной организации выделяется (образуется) одна или несколько компаний с передачей ей (им) части прав и обязанностей. При этом реорганизуемое общество продолжает свою деятельность. Разделение – одна из пяти форм реорганизаций юридического лица, при которой из одной компании создается несколько новых с полной передачей им прав и обязанностей. При этом деятельность реорганизуемого Общества прекращается.

Нужно ,чтобы учредители приняли решение о способе реорганизации.
Подробнее >>>
ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

Лучше в Вашем случае выделение. Нужно принять решение. Регистрировать в ФНС изменения.
_

[3]

Добрый вечер, Алена. При выделении — происходит создание одного или нескольких учреждений, но не происходит прекращение деятельности первоначального учреждения. а при разделении — также происходит создание одного или нескольких учреждений, однако происходит прекращение одного прежнего учреждения .
В ст.ст. 57-60 ГК РФ содержатся основные понятия данных реорганизаций.
Но в любом случае, какой бы Вы вид не выбрали , Вам обязательно необходимо:
—-принять и оформить решения о реорганизации юридического лица, с указанием естественно вида данной реорганизации;
—-подготовить проекты необходимых документов (договоры, передаточне акты);
——уведомить о начале процедуры в налоговую инспекцию и опубликовать данную информацию в специализированном печатном издании;
——зарегистрировать прекращение деятельности и создание новых фирм (статья 60 ГК РФ).

При выделении принимается решение и заключается договор об учреждении новой компании.

Алена, также, заметьте, если ваше учреждение получало лицензии, то при реорганизации ранее выданны лицензии аннулируются.

Теперь, что касаться сроков, то регистрация вновь создаваемого юридического лица будет произведена не ранее, чем через три месяца после внесения записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ.

Это основные моменты. При необходимости, можете задать уточняющие вопросы.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно ст.58 ГК РФ

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

При разделении юридического лица, оно перестает существовать, при выделении оно остается, но образуется еще и выделенное юридическое лицо.

Некоторые вопросы реорганизации образовательной организации

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Некоторые вопросы реорганизации образовательной организации

Анализ поступающих вопросов в блок консультаций «Правовое обеспечение» по вопросу реорганизации образовательных организаций, послужил основанием в необходимости сделать отдельную публикацию по некоторым часто задаваемым вопросам наших читателей.

Не хотелось бы повторяться в рассмотрении основных вопросов, связанных с реорганизацией организаций, в т. ч. образовательных. Основные моменты учёта прав всех сторон при реорганизации были рассмотрены в публикации в выпуске от 1 июля 2015 года. Спустя год всё же назрела необходимость разобрать некоторые вопросы.

1. Гарантии работников при реорганизации или смене собственника юридического лица.

Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации регулирует ст. 75 ТК РФ. Части 1-4 ст. 75 ТК РФ содержат положения, применимые только к отношениям, связанным со сменой собственника имущества организации. Поэтому важно отличать смену собственника имущества организации от схожих правоотношений.

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Расторжение трудовых договоров в таких случаях происходит на основании п. 4 ст. 81 ТК РФ. В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трёхкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (статья 181).

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Работники организации, у которой появился новый собственник ее имущества, продолжают работать на условиях ранее заключенных трудовых договоров. Если работник по каким-либо причинам откажется продолжать работу после смены собственника имущества организации, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо её реорганизацией. Это правило действует в отношении любых работников соответствующей организации, в том числе ее руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Эти императивные правила ч. 4 ст. 75 ТК РФ запрещают осуществлять сокращение численности или штата работников до государственной регистрации перехода права собственности к новому собственнику имущества организации.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Часть 5 ст. 75 ТК РФ носит гарантийный характер, она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, т. е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п. 6 ст. 77 ТК РФ. Трудовой договор может быть также расторгнут по инициативе работника.

Читайте так же:  Совокупность способов осуществления государственной власти это

Изменение подведомственности (подчиненности) организации означает ее передачу из ведения (подчинения) одного органа в ведение (подчинение) другого органа.

По гражданскому законодательству Российской Федерации реорганизация организаций может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, при реорганизации путём присоединения (на практике чаще всего встречается в системе образования):

  1. Гарантируется сохранение трудовых прав работников.
  2. Исполнение обязательств переходит к правопреемнику. Из этого следует, что руководителю образовательной организации необходимо предусмотреть заключение дополнительных соглашений (приложений) к ранее заключённым договорам для продолжения исполнения взятых на себя обязательств присоединённых юридических лиц (например, договор на оказание образовательных услуг по дошкольному образованию с законными представителями несовершеннолетних в случае присоединения детского сада к школе, не говоря уже о договорных отношениях с организациями).

2. Вопросы лицензирования образовательной деятельности при реорганизации юридического лица.

Часто задают вопрос — нужно ли повторно проходить лицензирование, если присоединяющая образовательная организация уже получила новую бессрочную лицензию? Ответ — да, нужно! Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

К особенностям лицензирования образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» относятся следующие:

2.1. Согласно общему правилу лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

2.2. Переоформление лицензии, наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями, осуществляется лицензирующим органом также:

1) при реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) при реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии проводится на основании лицензий таких организаций.

Обращаем внимание, что в лицензии должны быть указаны все уровни образовательных программ, по которым осуществляется образовательная деятельность реорганизованного юридического лица.

3. Вопросы аккредитации образовательной деятельности.

При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган выдает свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности составляет один год.

Видео (кликните для воспроизведения).

Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  3. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  4. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
Реорганизация образовательного учреждения в форме выделения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here