Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет

Полная информация на тему: "Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет" от профессионалов для людей понятным языком.

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Фонды и имущество казенных предприятий: финансово-правовое значение (Шепелева Д.В.)

Дата размещения статьи: 11.07.2016

В казенном предприятии, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд не формируется. При этом, согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ, собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Полагаем правильным присоединиться к мнению Н.В. Ласкиной, которая считает, что такая позиция законодателя обусловлена особенностями правового статуса казенного предприятия, и в частности спецификой ответственности казенного предприятия, по обязательствам которого, в случае недостаточности имущества самого казенного предприятия, отвечает собственник имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве оперативного управления. Учитывая, что основное предназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размера имущества, Н.В. Ласкина считает, что в случае с казенными предприятиями необходимость формирования такого фонда отпадает, поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя — собственника имущества .
———————————
См.: Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС «Гарант».

Д.А. Басангов, С.А. Шайдуров считают, что создавать унитарные предприятия такие фонды вправе или обязаны. По их мнению, этот вопрос должен оставаться на усмотрение руководителя предприятия, исходя из того, что создаваться фонды должны, но с учетом потребности в них унитарного предприятия и иных факторов, если обязанность создания императивно не установлена собственником имущества предприятия .
———————————
См.: Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009.

Приказ Минэкономразвития России от 25.08.2005 N 205 предусматривает создание фондов:
3.10. Предприятие создает резервный фонд, размер которого составляет не ниже процентов уставного фонда предприятия, если иное не установлено законодательством РФ. Резервный фонд предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере процентов, если иное не установлено законодательством РФ, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного настоящим пунктом Устава. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.
———————————
Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения» // Российская газета. 2005. 7 окт.

Фонд развития предприятия, средства которого используются на обновление основных средств, покупку оборудования, новой техники и технологий и иного имущества, проведения научно-исследовательской работы.
При необходимости указываются другие фонды, создаваемые за счет чистой прибыли предприятия, порядок их формирования и цели, на которые могут быть использованы средства указанных фондов. Например, создание фонда специального назначения для финансирования расходов текущего характера. Фонд специального назначения создается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, из средств которого выплачивается вознаграждение руководителю предприятия за вычетом средств, направленных на потребление.

Выводы

Библиография:

1. Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 248 с.
2. Кудрявцев С.П. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий и объединений. М.: Экономика, 1990. 239 с.
3. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС «Гарант».
4. Федоров И.А. Резервный фонд и его использование // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2012. N 9(100). С. 80 — 88.
5. Юсупова З.Г. Об особенностях правосубъектности казенных предприятий и правосубъектности предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. N 1. С. 227 — 231.

References (transliteration):

Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия (ст.ст. 11 — 19)

Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

>
Имущество унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за превышение пределов необходимой обороны

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Уставной капитал унитарного предприятия

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда определяется в рублях и должен составлять: для государственного предприятия — не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, а для муниципальных предприятий – не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Управление: Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Он назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

[3]

Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?;

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Тема: «Особенности управления капиталом унитарного предприятия»

Исполнитель: студентка Кирюхина Е.Е.

Проверила: Николаева Е.Ф.

Формирование уставного фонда

Ликвидация унитарного предприятия

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие — в гражданском праве РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Согласно ст.113 ГК РФ имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение У. п. помимо ГК РФ определено также ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г.

Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, местонахождение и др.), сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия. В этом заключается главное отличие унитарного предприятия от других коммерческих организаций — хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем:

  • право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления.

В соответствии с ГК право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с ГК — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его Имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Унитарные предприятия создаются в целях решения вопросов местного значения, полномочиями по их созданию обладают органы местного самоуправления. Существует определенный порядок их образования и некоторые нюансы функционирования.

Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.

Уставной капитал унитарного предприятия. Управление унитарным предприятием

№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.

Данная ситуация находит отражение в учете.

Создание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».

Проводки выглядят так:

Унитарные предприятия так же отличает наличие самостоятельного баланса. Баланс — это финансовый план юридического лица, выражающий в денежной форме доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом, кредитные отношения (получение и погашение ссуд, уплаты процентов).

Читайте так же:  Программа переселения соотечественников на дальний восток

Баланс отражает результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица. Наличие самостоятельного баланса является подтверждением имущественной обособленности юридического лица

Унитарные предприятия имеют ограничения на распоряжение имуществом, п редприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):

сдавать в аренду;

отдавать в залог;

вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;

[1]

распоряжаться иным способом.

Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.

Следует так же обратить внимание, что уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Видео (кликните для воспроизведения).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Читайте так же:  Односторонний отказ заказчика от договора оказания услуг

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

45.Уставной капитал унитарного предприятия. Управление унитарным предприятием.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда определяется в рублях и должен составлять: для государственного предприятия — не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, а для муниципальных предприятий – не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Управление: Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

46.Право хозяйственного ведения.

ГК РФ: Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Уставный капитал унитарного предприятия в России

Коммерческое предприятие с отсутствующей ответственностью за имущество, которое закреплено за ним, зовется унитарным. Это ограничение связано с тем, что унитарные предприятия могут быть только трех видов: государственные, муниципальные и федеральные (как на праве оперативного ведения, так и хозяйственного). А все средства для производства определенного вида деятельности выделяются государством. И при полной ликвидации такого вида организационно-правового юридического лица все состояние уходит либо в государственный фонд, либо, соответственно, муниципальный.

Унитарное предприятие имеет право на хозяйственное ведение этой собственности, но продавать/обменивать/дробить на части и совершать процедуры чреватые частичным повреждением или разрушением объектов МУПа/ГУПа/ФГПа запрещается. После краткого введения пришло время перейти к более углубленному разбору одной из обязательных частей унитарных предприятий – уставный капитал, который разбит на два подвида и по своей сути является их совокупностью.

Общие сведения об уставном капитале унитарного предприятия

Формальное именование капитала УП

Образование уставного капитала из разных по ценности материальных благ вполне возможное явление, в связи с этим уставный капитал имеет, прописанное в федеральном законе и в последствии в уставе унитарной организации, юридическое название – уставный фонд.

Тут стоит указать одну особенность правовой лингвистики – синонимы «уставной» и «уставный» подразумевают одно и тоже, на то они и синонимы, но именно слово «уставный» закреплено во всей терминологии юридического дела. При заполнении важных уставных документов, в момент подачи оных на регистрацию, необходимо удостоверится в правильности написания всех словосочетании, где задействовано данное слово.

Сравнение УК разных субъектов

Регулирующие нормы

Основной федеральный закон, что регулирует УП, последний раз попадал по редакцию 23.05.2016. В него добавили некоторые поправки и дополнения к уже существующим системам МУПа и ГУПа, а также частично переработали систему ФГПов (до 161-Ф3 – ФГУП). Кроме самого федерального закона в регламентации прав унитарных предприятий участвуют некоторые статьи Гражданского кодекса.

Важные особенности

Любое унитарное предприятие, в отличии от акционерных обществ, плотно связано с государством и чаще всего используется для удовлетворения каких-либо потребностей или создания вещей/услуг, которыми пользуется общество. Все излишки прибыли пускаются, чаще всего, в резервные фонды, если информация о создании таковых была заранее задана в уставе унитарного предприятия.

Читайте так же:  Предоставление лесных участков в безвозмездное пользование

Если унитарное предприятие каждый финансовый месяц увеличивает свою чистую прибыль, то на этот случай в соответствии с уставом производится пополнение поощрительных или стимулирующих фондов для выдачи премиальных средств работникам предприятия. Объем уставного фонда унитарного предприятия подсчитывается исключительно в российских рублях, но фонд может состоять не только из денежных средств. В этом случае проводится инспекция и оценка вложенных активов.

Построение УК УП

Его образование

Уставный капитал учреждается исходя из основных и оборотных ресурсов государственного/муниципального/федерального унитарного предприятия. Состояние обеих ресурсных резервов прописывается в уставе, при его регистрации, отдельно.

Согласно федеральному закону № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд может быть образован денежными средствами, ценными бумагами, облигациями, правами на имущество.

Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда. Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.

Увеличение и уменьшение

По окончанию формирования уставного фонда унитарного предприятия, у собственников появляется возможность увеличить уставной капитал с помощью излишков оборотных средств, оставшихся после распределения их по внутренним фондам. Для этого от собственника требуется годовая отчетность за истекший год по всем финансовым манипуляциям.

С увеличением уставного фонда собственник должен будет подать документы на изменение устава предприятия (муниципального, государственного) – редактированный экземпляр с изменениями в размерах фонда. Важная деталь – объем изменяемого фонда не может превышать общую сумму, выведенную в чистый актив суммы.

При сокращении оборотных средств и падении их ниже уровня уставного фонда у собственника есть право уменьшить его до необходимого порога. Если этого не произойдет, то собственник, опять же, обязывается в течении 3 месяцев восполнить дефицит недостающих средств. После истекшего срока кредиторы через судебный иск потребуют возместить убытки или закрыть унитарное предприятие полностью.

В завершение, хотелось бы напомнить, что унитарные предприятия практически полностью работают на бюджет государства и каждый финансовый год происходит отчисление некоторой доли прибыли из фондов. Доля эта вычисляется федеральным органом исполнительной власти не позднее 1 мая, сумма может варьироваться в зависимости от рентабельности предприятия и от программы развития на будущий рабочий год.

Про УК и другие важные особенности у нитарных предприятий расскажет видео ниже:

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· иных не противоречащих законодательству источников [14, с. 14].

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации [5, с. 307].

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия [1, с. 6].

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения [1, с. 8].

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия [1, с. 9].

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц [10, с. 125].

Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия [13, с. 101].

[2]

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

Читайте так же:  Основания для признания сделки недействительной указаны в

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия [3, с. 98].

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков [13, с. 85].

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия [14, с. 16].

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления [19, с. 83].

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия [1, с. 12].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, предприятие — это являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, а унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Унитарные предприятия могут быть трех типов: Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП; Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации) и муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования). Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Источники


  1. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  2. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  5. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here