Раздел земельного участка находящегося в муниципальной собственности

Полная информация на тему: "Раздел земельного участка находящегося в муниципальной собственности" от профессионалов для людей понятным языком.

Статья 11.4. Раздел земельного участка

Статья 11.4 . Раздел земельного участка

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 11.4 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ в пункт 1 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

[3]

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

[1]

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 5 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 27 июня 2019 г. — Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ статья 11.4 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт 2 пункта 7 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

О подготовке межевого плана земельного участка в случае образования части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 09.02.2013 № ОГ-Д23-460

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение от 10 декабря 2012 г., сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

[2]

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в том числе если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

В соответствии с пунктом 61 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования), графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании:

сведений государственного кадастра недвижимости – в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках;

актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, договоров, вступивших в законную силу судебных актов – в отношении образуемых частей земельных участков.

В данном случае копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану.

Пунктами 62 и 63 Требований предусмотрено заполнение графы «Характеристика части» в случаях:

если образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке объектов недвижимости;

если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности.

В тоже время в Требованиях к подготовке межевого плана отсутствуют положения о заполнении реквизитов графы «Характеристика части» раздела 5 «Общие сведения о частях образуемых земельных участков» формы межевого плана при образовании части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду.

Читайте так же:  Чем отличается сертификат качества от сертификата соответствия

Вместе с тем, исходя из положений пункта 10 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, сведения о части земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок.

Согласно части 4 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о государственном кадастровом учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости, или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, в случае образования части земельного участка с целью передачи ее в аренду, графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании документа, подтверждающего устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав (например, документ, содержащий в себе признаки предварительного договора, предусмотренного статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации), копия которого включается в состав приложения к межевому плану.

При отсутствии такого документа в графе «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана может указываться цель образования части, например: «Часть земельного участка образована в целях передачи в аренду».

По мнению Департамента недвижимости, отсутствие в указанном случае в приложении к межевому плану документов, являющихся основанием для заполнения графы «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана не может являться причиной отказа в осуществлении кадастрового учета.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 11 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при государственном кадастровом учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Если по истечении одного года со дня завершения государственного кадастрового учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, за исключением случая, установленного частью 9 статьи 47 Закона о кадастре.

В дополнение сообщаем, что изложенная позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.

Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в пункт 2 статьи 11.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

Положения пункта 2 статьи 11.3 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ статья 11.3 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

Положения пункта 2.1 статьи 11.3 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

2.1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Читайте так же:  Уточненное исковое заявление в арбитражном процессе образец

3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);

2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

5. В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Об уточнении местоположения границ измененного земельного участка при выделе земельного участка в счет земельных долей и разделе с измененным земельным участком

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20.02.2013 № ОГ-Д23-650

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Случаи раздела земельных участков, при которых исходный земельный участок сохраняется в измененных границах (далее – раздел с измененным земельным участком), предусмотрены статьей 11.4 Земельного кодекса.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) в случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на государственный кадастровый учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его государственного кадастрового учета документы. Данное правило также распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела с измененным земельным участком.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный кадастровый учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с государственного кадастрового учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (часть 3 статьи 24 Закона о кадастре).

Исходя из вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости, уточнения местоположения границ измененного земельного участка при выделе земельного участка в счет земельных долей и разделе с измененным земельным участком, не требуется.

Вместе с тем, пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412, предусмотрено, что в случае, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

Учитывая, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса), по мнению Департамента недвижимости, если границы исходного (измененного) земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и при этом местоположение границ (части границ) образованного в результате выдела (раздела с измененным земельным участком) земельного участка не соответствует местоположению границ (части границ) такого исходного земельного участка (пересекаются), должны быть проведены работы и по исправлению ошибки в местоположении границ (части границ) исходного земельного участка.

Таким образом, если при образовании земельных участков уточнено местоположения границ (части границ) исходного (измененного) земельного участка (в том числе в результате исправления ошибки), в орган кадастрового учета одновременно представляется заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевой план по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка и заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованного земельного участка и межевой план по его образованию. При этом в межевом плане по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка могут содержаться только сведения о части границы такого земельного участка, ошибка в местоположении которой исправлена.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 26, частью 13 статьи 27 Закона о кадастре решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в судебном порядке.

В дополнение сообщаем, что Росреестру поручено довести указанную позицию Департамента недвижимости до сведения территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра в целях соблюдения норм действующего законодательства.

Статья 11.4 ЗК РФ. Раздел земельного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Читайте так же:  Положение о проведении медицинских осмотров работников организации

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Комментарии к ст. 11.4 ЗК РФ

1. Пункт 1 разъясняет, что, по мнению законодателя, следует понимать под разделом земельного участка. При этом момент прекращения существования земельного участка как объекта прав в связи с его разделом следует связывать с положениями п. 2 ст. 11.2 настоящего Кодекса.

Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому при толковании данной статьи, как и других статей этой главы, регулирующих сходные отношения, следует исходить из того, что право собственности на вновь образуемые земельные участки сохраняется у собственников вне зависимости от того, в общей или индивидуальной собственности находился прежний участок. Право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.

4. Норму п. 4 можно считать определенной новеллой действующего законодательства, поскольку она предполагает, как можно понять из текста, конструкцию «участок в участке». Новеллой является и понятие измененного земельного участка, часто используемое в данной главе. Правовое значение категории «измененный земельный участок» заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращения земельного участка и возникновения нового. С правоприменительной точки зрения введение новой категории «измененный участок» может иметь будущее. Имевшееся ранее излишне прямолинейное понимание действий по изменению границ участка порождало большое количество проблем.

5. Образование новых земельных участков при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства является одним из последних действий по комплексному освоению, когда основные объекты недвижимости уже построены и необходимо определить, какие земельные участки должны возникнуть взамен предоставленного для этих целей. Образование земельных участков в этом случае заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.

Условия комплексного освоения земельного участка требуют от арендатора проведения землеустроительных работ по:

1) размежеванию территории в границах предоставленного в аренду земельного участка на основании документов планировки территории, в том числе образованию земельных участков, предназначенных для использования объектов инженерной инфраструктуры и подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность, необходимых для использования объектов капитального строительства (жилых домов, зданий социально-культурного и иного назначения);

2) определению границ земель общего пользования;

3) вынесению на местность устанавливаемых ограничений и обременений (размещение кабельных и иных линейных сооружений, установление сервитутов, др.).

Глава I.1. Образование земельных участков (ст.ст. 11.1 — 11.10)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ наименование Главы I.1 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

Глава I.1. Образование земельных участков

См. схему «Земельные участки»

>
(утратила силу)
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Раздел земельного участка

Земельный участок является достаточно крупной материальной ценностью, поэтому правоотношения по его переоформлению, разделу и передаче необходимо оформлять особенно тщательно. Необходимость в разделе земельного участка может возникать по разным причинам – разрыв взаимоотношений между совладельцами, использование разных частей участка в разных целях, оформление сервитута и так далее. Процесс разделения земли на части регулируется положениями ст.11.4 Земельного кодекса РФ.

Основной принцип процесса разделения земельного участка состоит в том, что старый участок прекращает свое существование, а новые участки в его пределах подлежат регистрации как самостоятельные.

Субъектный состав процесса раздела участка

Субъектами разделения участка могут быть все физические и юридические лица, которые имеют право на владение землей. После оформления разделения земельного участка собственник получает право на все полученные в результате небольшие участки.

Достаточно распространенным является раздел земельного участка, обусловленный разводом супружеской пары, которая являлась совладельцами такой земли. В таком случае начальное оформление раздела земельного участка может быть в двух формах – в форме соглашения между супругами, если вопрос удалось решить в добровольном порядке или в форме решения суда (если спор решался именно в судебном порядке). В остальном процесс раздела земельного участка при разводе ничем не отличается от общего установленного порядка.

Читайте так же:  Основания для обжалования постановления об административном правонарушении

В случае если несколькими собственниками было принято решение о разделе земельного участка совместно, документы для оформления раздела может подать любой из них. Однако обязательным в таком случае является наличие письменного согласия других собственников на осуществление процесса. Без такого согласия переоформление не может быть осуществлено государственным органом.

Процесс оформления раздела

Для оформления раздела земельного участка в соответствии с законом, необходимо соблюсти некоторые основные правила:

  • сохранение целевого назначения земли;
  • соблюдение минимального размера земельного участка, установленного правилами использования земли и застройки, а также градостроительной и проектной документацией конкретного субъекта Федерации;
  • полученные в результате новые земельные участки должны обладать собственным подъездом или другим доступом;
  • отсутствие ограничений на раздел, установленных законодательством или подзаконными актами.

Такие ограничения установлены, к примеру, положениями закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Такой тип земельных участков вообще не подлежит разделению, а оформление такого раздела неправомерно и недействительно.

Первый этап разделения земельного участка – проведение землеустроительных работ. Его цель – выделение частей земли в натуре и установление границ между ними. Специалистами составляется план новых земельных участков. Необходимо отметить, что при разделе суммарная площадь новообразованных земельных участков не может быть меньше общей площади старого участка. Например, площадь старого земельного участка составляла 2 гектара. После раздела на две части общая площадь их должна составлять именно 2 га (нельзя отдельно еще выделить земельный участок площадью 0,0001 га для отдельной цели и не отобразить его в документах для регистрации).

С вопросом суммарной площади земельных участков тесно связан вопрос минимальной площади получаемых и разделяемых земель. Минимальный размер земельных участков устанавливается двумя типами нормативных актов – законодательством и подзаконными актами субъектов федерации.

Подзаконными актами устанавливаются размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства.

Следующий этап – снятие большого участка с кадастрового учета. Осуществляется это действие по заявлению одного из владельцев земли. Далее инициатору раздела необходимо обратиться в территориальный орган Роснедвижимости для постановки на учет новообразованных земельных участков. Для регистрации обязательно необходимо предъявить кадастровые планы новых участков (о них упоминалось выше) и соглашение о разделе или решение суда. После получения всех необходимых документов государственный орган осуществляет регистрацию и раздел может считаться завершенным.

Документы для оформления раздела земельного участка

Для того чтобы оформить раздел земельного участка, необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление о разделе, заверенное нотариусом;
  • правоустанавливающие документы (которые подтверждают право на земельный участок заявителя);
  • документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • документ (квитанция), подтверждающая оплату взноса за государственную регистрацию;
  • постановления органа местного самоуправления о присвоении новообразованным земельным участкам адресов;
  • письменное согласие других собственников земельного участка на его разделение (если таковые собственники имеются).

Согласие от других собственников на раздел земельного участка не требуется только в одном случае – если разделение проводится в соответствии с решением суда. Согласие на разделение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и удостоверено подписями конкретных физических или юридических лиц-собственников. Необходимо отметить, что законодательство не устанавливает обязательного нотариального заверения согласия других собственников, однако на практике органы управления субъектов федерации могут отказать в принятии согласия в простой письменной форме.

Раздел арендованного земельного участка

Момент прекращения существования разделенного земельного участка

Указанный момент может иметь основополагающее значение в некоторых случаях на практике. Самым простым примером может быть внесение или невнесение собственником разделенного земельного участка установленных законом налогов и сборов на него. В соответствии с общим правилом, старый земельный участок прекращает свое существование с момента регистрации права собственности на новые земельные участки. Однако из этого правила существует два основных исключения:

  • раздел земельного участка, который был предоставлен некоммерческой организации с целью проведения садоводства – в этом случае при разделе перерегистрация земельного участка не проводится и он остается в своих прежних пределах;
  • раздел земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности – в этом случае разделенный участок остается в измененных границах.

Соглашение о разделе земельного участка

Соглашение о разделе земельного участка является основополагающим документом для проведения разделения в случае наличия нескольких собственников у земли. Сделка заключается между совладельцами земельного участка, предполагаемого к разделению в случае, если общая собственность совладельцев более не устраивает. Например, супруги владели земельным участком на праве общей собственности. При этом после развода необходимо разделить спорную землю. В случае возможности установления соглашения между совладельцами, условиями указанной сделки можно определить новый режим права собственности на части земельного участка без ущерба контрагентам. Возможность заключения соглашения предусмотрена положениями Земельного кодекса РФ, а также закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенности раздела в зависимости от формы собственности и вида участка

Земельные участки, которые пребывают в государственной или муниципальной собственности могут быть разделены исключительно по согласию органов государственной и местной власти. Инициатор разделения должен подать в муниципальный орган соответствующее заявление. После этого заявление рассматривается и выносится постановление об его удовлетворении или отказе в последнем. Решение органа муниципальной власти может быть обжаловано в общем порядке через подачу искового заявления.

Перед подачей заявления на раздел земельного участка необходимо помнить, что в случае его классификации как неделимого (то есть того, который не подлежит разделу в соответствии с законом) в заявлении будет однозначно отказано. Делимыми называют участки, после раздела которых образуются части, допустимые к использованию без перевода в другую категорию. Категории земельных участков определяются органами местного самоуправления. Таким образом, определение делимости или неделимости участка возлагается на органы местного самоуправления субъектов федерации.

Деление земельного участка является достаточно простым процессом в случае отсутствия конфликтов между совладельцами земли.

Статья 11.4 ЗК РФ. Раздел земельного участка

Новая редакция Ст. 11.4 ЗК РФ

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Читайте так же:  Ответственность управляющей компании за пожарную безопасность

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Другой комментарий к Ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации

Нормы комментируемой статьи развиты в иных законодательных и нормативных правовых актах. Прежде всего отметим ч. 4 ст. 44 ГсК, согласно которой в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 ВдК пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Однако не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

Особенности раздела земельного участка отражены в ст. 1182 ГК РФ. Раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения. При невозможности раздела земельного участка участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка. Компенсация остальным наследникам предоставляется в порядке, установленном ст. 1170 ГК РФ.

В случае, когда никто из наследников не имеет преимущественного права на получение земельного участка или не воспользовался этим правом, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются наследниками на условиях общей долевой собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 54 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315, предусматривает, что режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом требования о сохранении исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничения их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков.

В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, в целях образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  4. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
  5. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
Раздел земельного участка находящегося в муниципальной собственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here