Проверка начисления заработной платы в бюджетном учреждении

Полная информация на тему: "Проверка начисления заработной платы в бюджетном учреждении" от профессионалов для людей понятным языком.

Ревизия расчетов с персоналом по оплате труда

«Финансовый справочник бюджетной организации», 2011, N 11

Расчеты с персоналом — один из наиболее ответственных участков учета, так как в случае ошибки бухгалтер рискует навлечь на себя гнев не только ревизоров, но и своих собственных работников. В наихудшем случае дело может дойти даже до суда. Рассмотрим, на что нужно обратить самое пристальное внимание при расчетах с сотрудниками.

Типичные нарушения

Можно выделить следующие характерные нарушения, выявляемые в ходе проверок расчетов учреждения с сотрудниками по оплате труда:

  • превышение предельной штатной численности работников;
  • превышение установленного фонда оплаты труда;
  • необоснованное начисление стимулирующих выплат, материальной помощи;
  • неверное исчисление НДФЛ, неправильное применение налоговых вычетов;
  • неприменение унифицированных форм первичных документов по оплате труда или их неправильное заполнение;
  • принятие к учету неправильно оформленных листков нетрудоспособности;
  • выплата физическим лицам, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, пособий по временной нетрудоспособности, отпускных, командировочных;
  • неправильный расчет среднего заработка;
  • неправильное исчисление стажа работы для расчета надбавки за выслугу лет.

Проверяемые документы

При проверке расходования средств на оплату труда контролеры проверяют следующие документы:

  • штатное расписание, приказы (распоряжения) о приеме на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора (контракта), трудовые договоры;
  • Главную книгу (ф. 0504072);
  • Кассовую книгу (ф. 0504514);
  • Журнал операций по счету «Касса» (ф. 0504071);
  • Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071);
  • карточки-справки (ф. 0504417);
  • табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421);
  • Книгу аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий (ф. 0504048);
  • расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401), расчетные ведомости (ф. 0301010), платежные ведомости (ф. 0504403), расходные кассовые ордера (ф. 0310002);
  • ведомости на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501);
  • записки-расчеты об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425).

Контроль штатного расписания, по существу, включает проверку оформления структуры, штатного состава, численности, перечня должностей, должностных окладов, наличия надбавок, сведений о месячном фонде заработной платы.

При проверке правильности начисления заработной платы в карточках-справках, расчетно-платежных, расчетных ведомостях данные сверяются с табелем учета рабочего времени. Помимо подтверждения основного заработка контролируется наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам; справок-расчетов бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда; приказов руководителя о премировании, о выдаче материальной помощи.

Пример акта ревизии

В процессе ревизии проверяются соблюдение трудового законодательства, правильность начисления заработной платы, денежного довольствия и удержаний из них, документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между учреждением и работниками. При этом выполняются следующие процедуры:

  • оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;
  • подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям;
  • установление законности и полноты удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам в пользу учреждения, бюджета, других юридических и физических лиц;
  • проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
  • контроль соблюдения учреждением налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Контроль правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам осуществляется, как правило, выборочным способом. При этом проводятся следующие процедуры:

  • проверка наличия и правильности оформления документов, подтверждающих начисление пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, листки нетрудоспособности);
  • проверка соблюдения законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и ТК РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
  • арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).

Приведем образец заполнения акта ревизии в части результатов проверки ведения учета расчетов с персоналом по оплате труда.

АКТ ревизии (проверки) (полное наименование проверяемого объекта) за (период проведения проверки)

V. Проверка расходования средств на заработную плату

Предельная штатная численность [наименование учреждения] ___ установлена [наименование вышестоящей организации] на ___ год в количестве ___ штатных единиц, в том числе [привести данные по категориям профессий, должностей].

Штатное расписание на ____ год утверждено [указать должность, Ф.И.О. лица, утвердившего штатное расписание] в количестве ___ штатных единиц, в том числе [привести данные по категориям профессий, должностей].

Установлена излишняя штатная численность в количестве ___ единиц.

По [категория профессий, должностей] штатная численность превышает предельную на ____ штатных единиц ввиду [указать причины].

[Провести анализ по всем категориям профессий, должностей, по которым выявлено превышение штатной численности.]

На момент ревизии по [категории профессий, должностей] вакантны _____ штатных единиц с «__» ___________ ____ г. ввиду [указать причины].

Фонд оплаты труда на ___ год утвержден в сумме ______ руб., в том числе [привести данные по категориям профессий, должностей].

Ревизией (проверкой) установлено, что по [категория профессий, должностей] фонд оплаты труда превышает требуемый [или занижен] на _____ руб. вследствие [указать причину — завышение должностных окладов, неверный расчет фонда оплаты труда и т.п.].

По [категория профессий, должностей] [аналогично предыдущему] выявлено [и т.д. по всем категориям профессий, должностей].

В [наименование проверяемого учреждения] установлены сроки выплаты денежного содержания и заработной платы: аванс ___ числа текущего месяца, заработная плата ____ числа следующего месяца. В течение проверяемого периода выплаты денежного содержания и заработной платы производились с задержками до ___ дней по следующим причинам [указать причины].

Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на «__» ______ 200_ г. составляет ____ руб. по причине [указать причину образования задолженности].

Выявлены факты задержки выплаты заработной платы при наличии финансового обеспечения из [указать уровень] бюджета на эти цели. Так, заработная плата за _____ месяц 200_ г. выплачена с задержкой на ____ дней (срок выплаты «__» _________ 200_ г., фактически выплачено «__» ______ 200_ г.), при этом средства на заработную плату поступили на счет N ___ «__» __________ 200_ г. [указать документы, подтверждающие поступление средств].

Читайте так же:  Проверить зарегистрирован ли договор в росреестре онлайн

Проверкой правильности установления должностных окладов государственных служащих (работников) установлено, что в нарушение [указать действующий на проверяемый период федеральный или локальный нормативный акт] установлены факты завышения (занижения) окладов (разрядов) [перечислить все факты завышения (занижения) с указанием должности, Ф.И.О., установленного оклада (разряда), с какого времени установлен, почему должен быть установлен другой оклад (разряд), сумму завышения оклада].

В нарушение постановления [указать действующий на проверяемый период федеральный или локальный нормативный акт] приказом руководителя [наименование проверяемой организации] от ___________ N __ с _________ г. должностной оклад [должность, Ф.И.О.] установлен в размере _______ руб. в месяц, следовало установить ________ руб., в результате чего неправомерно выплачено/переплачено (недоплачено) оклада по (количество) единицам обслуживающего персонала за период __________ в общей сумме __________ руб. Расшифровка приведена в Приложении N __.

[Приложение оформляется с указанием должностей, Ф.И.О., установленного оклада, следовало установить, переплата (недоплата).]

Проверкой правильности установления надбавок за выслугу лет установлено, что в нарушение [указать действующий на проверяемый период федеральный или локальный нормативный акт] в стаж работы [должность, Ф.И.О.] без соответствующего решения руководителя включен период работы (службы) [указать, в какой организации, на какой должности], не дающий права на установление надбавки за выслугу лет. За период _________ неправомерно выплачено _______ руб.

В нарушение [указать действующий на проверяемый период федеральный или локальный нормативный акт, наименование должности руководителя, Ф.И.О.] без соответствующего решения вышестоящего органа управления выплачено стимулирующих надбавок к должностному окладу на общую сумму _____ руб., в том числе [указать на основании какого документа (приказа) выплачено, за что надбавка, номера, даты расходных кассовых документов и выплаченную по каждому из них сумму].

Выявлены факты незаконных выплат надбавок [доплат, материальной помощи, премий] работникам без приказов руководителя организации. За период _______ 200_ г. без приказов руководителя выплачено ____ руб., в том числе [указать должности, Ф.И.О. работников, получивших деньги, реквизиты расходных кассовых документов и сумму по каждому из них].

В соответствии с приказом руководителя от «__» ________ 200_ г. N __ работникам [наименование учреждения] должна быть выплачена [премия, материальная помощь] в размерах от ___ до ___% должностного оклада согласно указанному в приказе списку. На основании данного приказа [должность, Ф.И.О.] начислено [премии, материальной помощи] на сумму _____ руб., что составляет __% должностного оклада вместо предусмотренных приказом ___%. По [наименование расходного кассового документа, номер, дата] выплачено ___ руб., переплата (недоплата) составила ____ руб. Также данным приказом не предусмотрена выплата [премии, материальной помощи, должность, Ф.И.О.], фактически ему выплачено ____ руб. Неправомерные выплаты/переплата [премии, материальной помощи] составили ____ руб.

Ревизией (проверкой) установлено, что в 200_ г. были заключены трудовые договоры (соглашения) с сотрудниками, состоящими в штате организации. Согласно контракту от _________ N __, заключенному с [должность, Ф.И.О.], не предусмотрены выплаты за [какие выплаты]. Фактически данные выплаты произведены за счет [указать, какого бюджета — федерального, субъекта РФ, местного, внебюджетных средств], вследствие чего за период с ________ по ________ неправомерно выплачено ________ руб.

Правильность оплаты отпусков проверена (за весь проверяемый период, выборочно). Установлено, что в нарушение [указать действующий на проверяемый период федеральный или локальный нормативный акт] в расчет среднедневного заработка [должность, Ф.И.О.] при расчете отпускных включено (не включено) [указать, какие выплаты]. В результате среднедневной заработок рассчитан в сумме ______ руб., отпускные начислены в сумме ____ руб. Среднедневной заработок за _______ месяц фактически составляет ________ руб. [указать, каким образом следовало произвести расчет], и отпускные следовало начислить в сумме _____ руб. [указать расчет]. Неправомерные расходы/переплата (недоплата) отпускных составили ________ руб.

Установлены нарушения ст. 126 ТК РФ. Так, по расходному кассовому ордеру [номер, дата] согласно приказу руководителя [наименование учреждения, Ф.И.О. руководителя] от __________ N ____ выплачена компенсация за полный неиспользованный отпуск за ____ год [должность, Ф.И.О. работника]. Всего установлено неправомерных выплат на общую сумму ____ руб. Сводный реестр приведен в Приложении __.

Установлены факты, когда в нарушение требований ст. 38 БК РФ в проверяемом периоде за счет средств [указать уровень] бюджета осуществлялись выплаты заработной платы, подлежащей оплате за счет [указать, за счет каких средств, описать выявленное нарушение], на общую сумму ________ руб., что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Выявлены факты уплаты платежей [по НДФЛ, ЕСН, обязательному страхованию (указать вид страхования), в Пенсионный фонд РФ] не по тем кодам бюджетной классификации, за счет которых было произведено начисление, что является нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).

Выявлены факты уплаты платежей по НДФЛ за счет собственных средств учреждения, а не за счет средств работников, что отразилось в образовании сальдо переплаты на счете 303 01 по коду бюджетной классификации __________ по состоянию на «__» __________ 20__ г., что является нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).

Начисление оплаты труда и взносов

И. И. Любая, аудитор

Если образовательное учреждение имеет филиалы, следует помнить, что перечислять НДФЛ в бюджет надо отдельными платежными поручениями по каждому подразделению. На этом настаивают налоговики. А вот о том, какие записи надо сделать при начислении зарплаты, налогов и взносов, – в статье.

Расчеты по оплате труда

Бухгалтерские записи по начислению сумм, связанных с оплатой труда, зависят от ряда факторов.

Определяем статью КОСГУ

Оплату труда в бюджетном учреждении отражают по подстатьям статьи 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда».

Расходы на выплату зарплаты, осуществляемые на основе договоров (контрактов), относят на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Кроме того, по данной подстатье отражают удержания из заработной платы работника:

– суммы, удержанные работодателем из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений для зачисления денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях;

– перечисления средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);

– налог на доходы физических лиц;

– возмещение материального ущерба, причиненного работником;

– по исполнительным документам, в том числе на оплату алиментов и почтового сбора;

– иные удержания в рамках исполнительного производства.

Читайте так же:  Первоначальная стоимость лизингового имущества в налоговом учете

По подстатье 212 «Прочие выплаты» учитываются расходы на оплату работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций.

Данные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, статусом работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– суточные при служебных командировках, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота;

– компенсация стоимости медуслуг, стоимости именных путевок на санаторно — курортное лечение работникам учреждений и членам их семей в законодательно установленных случаях;

– компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;

– доплата матерям-одиночкам пособий на детей в возрасте от 0 до 16 лет;

– компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц (и членов их семей), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также расходов, связанных с проездом к месту работы в такой местности, и других аналогичных расходов;

– дополнительные ежемесячные выплаты работникам- пенсионерам.

Расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, отражают по одноименной подстатье 213 КОСГУ. Это пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России штатным работникам.

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также оплата пособия по временной нетрудоспособности, в том числе НДФЛ с данных сумм (исключение – пособие за первые три дня нетрудоспособности, оплачиваемое за счет средств работодателя);

– оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и соцпособие на погребение.

Какие записи сделать в бухгалтерском учете

Суммы начисленной зарплаты учитывают по кредиту счета 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» и дебету, соответствующему операции счета:

– 401 20 211 «Расходы по заработной плате»;

– 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения», 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения», 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» при отражении изготовляемых хозяйственным способом объектов нефинансовых активов;

– 109 61 211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы».

Дополнительные выплаты и компенсации учитывают по кредиту счета 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам» и дебету счета:

– 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам»;

– 106 30 000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»;

– 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Должностной оклад работника бюджетного учреждения (не перешло на субсидирование) составляет 12 000 руб.

Ему выплачивается надбавка в размере 10 процентов должностного оклада.

Начисленная заработная плата за январь 2011 года составила 13 200 руб. (12 000 руб. + 12 000 руб. × 10%).

Данная операция была отражена в бухгалтерском учете.

Проводки выглядели так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата работнику (оклад и надбавка)

1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»

[2]

1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Налог на доходы физических лиц

Операции по отражению операций с НДФЛ учитываются на счете 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».

Бухгалтерские записи рассмотрим на конкретном числовом примере.

Работнику бюджетного учреждения (не перешло на субсидиарное финансирование) в январе начислена заработная плата в размере 15 000 руб.

Он имеет право на стандартный налоговый вычет в 400 руб.

С начисленной суммы надо удержать налог на доходы физических лиц. В рассматриваемом случае данная сумма составляет 1898 руб. ((15 000 руб. – 400 руб.) × 13%).

Бухгалтер учреждения сделал такие записи в учете:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено начисление учреждением суммы НДФЛ

1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

1 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»

Списаны средства со счета бюджета на основании оправдательных документов в уплату НДФЛ

1 303 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ»

1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»

Начисление страховых взносов

В конце каждого месяца формируется база для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско — правовых договоров (предметом которых является выполнение работ, оказание услуг).

Работнику (1970 года рождения) была начислена зарплата за февраль 2011 года в сумме 15 000 руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены страховые взносы в ПФР (на накопительную часть) – 6%

1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

1 303 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»

900
(15 000 руб. × 6%)

Начислены страховые взносы в ПФР (на страховую часть пенсии) – 20%

1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

1 303 10 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»

3000(15 000 руб. × 20%)

Видео (кликните для воспроизведения).

Начислены страховые взносы в ФСС России – 2,9%

1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

1 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

435
(15 000 руб. × 2,9%)

Начислены страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1%

Читайте так же:  Является ли состояние алкогольного опьянения отягчающим обстоятельством

1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

1 303 07 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»

465
(15 000 руб. × 3,1%)

Начислены страховые взносы в ТФОМС – 2%

1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

[3]

1 303 08 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»

300
(15 000 руб. × 2%)

Перечислены страховые взносы в ПФР (накопительная часть)

1 303 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»

1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Перечислены страховые взносы в ПФР (страховая часть)

1 303 10 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»

1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Перечислены страховые взносы в ФСС России

1 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Перечислены страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медстрахования

1 303 07 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»

1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Перечислены взносы в ТФОМС

1 303 08 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»

1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Далее на примере рассмотрим порядок учета взносов от несчастных случаев. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ

За отчетный период бухгалтерия бюджетного учреждения (не перешло на субсидирование) начислила страховые взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 12 000 руб.

В учете это было отражено так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены страховые взносы

1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

1 303 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Перечислены страховые взносы

1 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Минфин о системе оплаты труда и контроле за правильностью начисления зарплаты

Автор: Г. И. Демидов

Какие разъяснения по вопросам о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты представил Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198?

Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198 рассмотрел вопрос о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты. О том, какие разъяснения привели специалисты финансового ведомства, вы узнаете из данной статьи.

О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений

Свои разъяснения Минфин начал с того, что привел определение понятия бюджетного учреждения. Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде соответствующей субсидии.

Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.

Что касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии со ст. 144 ТК РФ они устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ или правовых актов органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В Письме № 02-10-07/68198 Минфин сослался на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол 11. Однако в 2016 году действуют Единые рекомендации, утвержденные 25.12.2015, протокол 12. Они включают в себя:

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сфер образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, следует использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций).

Читайте так же:  Передача технической документации при смене управляющей компании

Согласно п. 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников данного учреждения.

В положении об оплате труда работников учреждения предусматриваются конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.

Некорректным является использование на уровне учреждений таких терминов, как рекомендуемые минимальные размеры и минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме конкретного размера оклада в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником преду­сматриваются размеры выплат:

  • компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами;
  • стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Напомним, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать:

  • примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Согласно п. 16 Единых рекомендаций в федеральных государственных учреждениях при разработке показателей и критериев эффективности работы следует учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказами Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421, Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287 и Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920, предусмотренные в письмах Минобразования РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02, Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значений целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2016 год.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров приведены в разд. IV Единых рекомендаций.

Правилами п. 25 Единых рекомендаций предусмотрено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Частью 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.

О контроле за правильностью начисления зарплаты

Кто осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы работникам бюджетной сферы? Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования, соответственно.

Кроме того, в силу пп. 5.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, в субъектах РФ государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов, связанных с порядком начисления заработной платы, необходимо обращаться (подавать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию труда области в установленном порядке.

Проверка начисления заработной платы в бюджетном учреждении

499037 + 4603 + 46946 + 82472 + 15231 + 14807 + 270020 + 48750 + 62188 = 1044054

На основании табеля учета использования рабочего времени за январь 2010 года он отработал 148 часов, надбавка за стаж — 20%, доплата за работу во вредных условиях труда — 14%, доплата за классность — 10%.

По результатам произведенной проверки можно сделать вывод о том, что расчет заработной платы рабочему-сдельщику произведен правильно: надбавки и доплаты соответствуют нормам, установленным законодательством Республики Беларусь, а также соблюдены условия коллективного договора, положения о премировании.

Читайте так же:  Профстандарт водитель автомобиля утвержденный правительством рф

В процессе проверки необходимо уделять особое внимание правильности начисления дополнительной оплаты труда. Так как одним из основных видов дополнительной оплаты труда является оплата отпуска, то необходимо установить правильность определения среднего заработка, среднемесячной и среднедневной оплаты труда, суммы оплаты за время отпуска. При проверке данного вопроса необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденным Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В процессе проверки необходимо установить следующие вопросы, приведенные на рисунке 3.4.

На основании приложений подтвердим правильность начисления отпуска водителю второй категории УП «Добрушское ГАТП» Никоненко Александру Григорьевичу. Так, согласно приказа Никоненко Александру Григорьевичу предоставляется трудовой отпуск на 28 календарных дней с 11.01.2010 г. по 07.02.2010 г.

Рисунок 3.4 — Вопросы проверки правильности начисления оплаты отпусков

Согласно приложений в бухгалтерии был произведен расчет суммы оплаты, причитающейся работнику за время отпуска.

Проверка правильности расчета оплаты за время отпуска работнику представлена в таблице 3.5.

Таблица 3.5 — Проверка правильности расчета оплаты за время отпуска

Размер оплаты труда, принимаемый для расчета отпускных, руб.

по данным предприятия

по данным проверки

1,06 * 311491 = 330180

1,06 * 468674 = 496794

1,06 * 769997 = 816197

1,06 * 893132 = 946720

1,06 * 585691 = 620832

1,06 * 724844 = 768335

1 * 684504 = 684504

1 * 304807 = 304807

1 * 813072 = 813072

1 * 875610 = 875610

1 * 678938 = 678938

1 * 569716 = 569716

Среднемесячная заработная плата:

7905705 / 12 = 658808 руб.

Среднедневная заработная плата:

658808 / 29,7 = 22182 руб.

Оплата за время отпуска:

11.01.2010 — 07.02.2010 (28 дней) — 22182 * 28 = 621096 руб.

Сумма к оплате за время отпуска составила 621096 руб.

После произведенного расчета необходимо сопоставить расчетные данные и данные, отраженные в записке об отпуске. В ходе сверки было установлено, что расчет оплаты труда за время отпуска произведен правильно, но между суммами есть небольшое расхождение из-за округлений.

В ходе ревизии следует учитывать, что начисленная оплата труда за время отпуска, включается в фонд оплаты труда отчетного месяца, только в сумме приходящейся за дни отпуска в отчетном месяце. Поэтому оплата труда за время отпуска должна быть отражена в текущем месяце по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счетов производственных затрат только в сумме, приходящейся на дни отпуска в данном месяце, а сумма, начисленная за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц, должна отражаться на счетах учета производственных затрат в следующем месяце.

На следующем этапе ревизии необходимо проверить расходование средств фонда социальной защиты населения, а именно на выплату пособий по временной нетрудоспособности. При этом ревизор должен руководствоваться Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 №1290 (ред. от 10.12.2007 №1710). Следует проверить наличие листков нетрудоспособности, которые выдаются лечебными учреждениями, и порядок их оформления.

Данный этап включает вопросы, представленные на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 — Вопросы проверки исчисления пособий по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность. В заработок для начисления пособия по временной нетрудоспособности включаются выплаты, на которые начисляются страховые взносы по государственному социальному страхованию. Выплаты, подлежащие учету при исчислении пособия, кроме премий, включаются в заработок месяца, за который они начислены. Премии и другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в заработок за тот месяц, в котором они выплачены. Месяцем выплаты премий и иных выплат считается месяц, на который они приходятся согласно лицевому счету, расчетной ведомости.

Также в процессе ревизии необходимо убедиться в соблюдении порядка оформления листков нетрудоспособности, для этого проверяется, имеются ли в них подписи врачей, печати лечебных учреждений и т.д.

[1]

В ходе проверки порядка оформления листка нетрудоспособности нарушений не выявлено, имеются подпись врача и печать, указаны все необходимые реквизиты и данные.

На основании данных приложений необходимо подтвердить правильность начисления пособия по временной нетрудоспособности. Согласно листка нетрудоспособности серии БИ №0447201 Поселёнов Эдуард Анатольевич находился на больничном с 27.01.2010г. по 01.02.2010г.. Эта информация подтверждается табелем учета рабочего времени за январь месяц 2010 года, в котором числится данный работник.

Согласно приложений Поселёнов Эдуард Анатольевич находился на больничном 4 дня (32 часа), которые оплачиваются по 100%.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности Поселёнову Э.А. произведена на основании сумм заработной платы за два предшествующих месяца, т.е. за ноябрь и декабрь.

В ноябре 2009 года начислена заработная плата в сумме 195108 руб., отработано 45 часов.

В декабре 2009 года начислена заработная плата в сумме 313450 руб., отработано 166 часов.

Исходя из расчетов таблицы 2.11 «Расчет пособия по временной нетрудоспособности» пособие по временной нетрудоспособности составляет 77128 руб.

Далее необходимо сопоставить получившиеся расчетные данные и данные расчета оплаты больничного, произведенные бухгалтером УП «Добршуского ГАТП» (таблица 3.6).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 3.6 — Ведомость проверки правильности расчета пособия по временной нетрудоспособности Поселёнова Э.А.

Источники


  1. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  2. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  3. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
  4. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.
  5. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
Проверка начисления заработной платы в бюджетном учреждении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here