Процедура внесения изменений в устав муниципального образования

Полная информация на тему: "Процедура внесения изменений в устав муниципального образования" от профессионалов для людей понятным языком.

Содержание

  • Статья 65. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав

    Статья 65 . Порядок внесения изменений и дополнений в Устав

    1. Проект Устава муниципального образования, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав принимаются Советом депутатов. Решение о внесении изменений и дополнений считаются принятыми, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов Совета депутатов района.

    В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

    Информация об изменениях:

    Решением Сковородинского районного Совета народных депутатов Амурской области от 31 марта 2017 г. N 521 часть 2 изложена в новой редакции

    2. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

    Не требуется официальное опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, или законов Амурской области в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

    Информация об изменениях:

    Часть 3 изменена с 26 декабря 2017 г. — Решение Сковородинского районного Совета народных депутатов Амурской области от 17 ноября 2017 г. N 27

    3. Устав муниципального образования, решение о внесении изменений и дополнений в Устав, принятые Советом депутатов муниципального образования, подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, в порядке, установленном федеральным законом.

    Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

    [2]

    Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

    Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

    Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:

    1) решением представительного органа муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;

    2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа о его принятии. Включение в такое решение представительного органа переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.

    Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.

    Информация об изменениях:

    Решением Сковородинского районного Совета народных депутатов Амурской области от 31 марта 2017 г. N 521 статья 65 дополнена частью 4

    4. Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом Амурской области осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом Амурской области указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом Амурской области определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона Амурской области, необходимости официального опубликования и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

    Читайте так же:  Право собственности российской федерации на недвижимое имущество
    >
    Заключительные и переходные положения (ст.ст. 66 — 67)
    Содержание
    Решение Сковородинского районного Совета народных депутатов Амурской области от 30 октября 2015 г. N 371 «О принятии.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Сетевое издание свидетельство ЭЛ №ФС77-64325

    Оформление результатов публичных слушаний по внесению изменений в устав муниципального образования

    В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    Указанный порядок должен предусматривать:

    1) заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний;

    2) заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования;

    3) меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования;

    4) опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

    По результатам проведения публичных слушаний в обязательном порядке должны быть оформлены:

    — протокол проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

    — заключение о результатах проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

    Очень важно точно соблюдать процедуру проведения публичных слушаний, установленную уставом муниципального образования, и чтобы указанные выше документы отражали истинный ход публичных слушаний, содержали все поступившие предложения и замечания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. Это позволит в дальнейшем избежать в последующем каких-либо нареканий и претензий со стороны участников слушаний.

    Примерные формы протокола проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и заключения о результатах проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования:

    Данные методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи главам муниципальных образований по порядку принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, и их последующей государственной регистрации (стр. 1 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    Уважаемые представители органов местного самоуправления

    Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) разработаны методические рекомендации для органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (далее – методические рекомендации).

    Данные методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи главам муниципальных образований по порядку принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, и их последующей государственной регистрации и опубликования (обнародования).

    Надеемся, что методические рекомендации помогут в повседневной практической деятельности.

    Список используемых сокращений:

    1. Федеральный закон – Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
    2. Федеральный закон – Федеральный закон -ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
    3. Устав/МПА – устав муниципального образования либо муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования;
    4. Приказ Минюста России № 9 — Приказ Минюста России от 01.01.2001 №9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований».

    I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    Устав муниципального образования — основной, важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне, своеобразная малая конституция на территории муниципального образования.

    Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других локальных нормативных актов и является документом комплексного нормативного характера. Он призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования.

    Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым муниципальное образование фиксирует свой статус, систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности местных органов власти, определяет предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.

    Обязательным этапом процедуры вступления устава в силу и всегда предшествующая его опубликованию является государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. Незарегистрированные уставы и муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав считаются недействующими и не подлежат применению.

    Государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав направлена на обеспечение соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение 7 дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

    Более того, Федеральным законом предусмотрено, что глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Данные сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.

    Читайте так же:  Пфр единовременная выплата из накопительной части пенсии

    В соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на территории Кабардино-Балкарской Республики проводит территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований — Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики (5, инд.360000).

    II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования установлен Федеральным законом и включает в себя несколько этапов.

    ЭТАП 1 Разработка проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

    С инициативой внесения изменений в устав муниципального образования могут выступить депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, иные выборные органы местного самоуправления, глава местной администрации, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, а также иные субъекты правотворческой инициативы, определенные уставом муниципального образования.

    Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

    При разработке проекта устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав (МПА) прежде всего, необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства.

    Следует также обращать внимание на оформление и стиль изложения текста устава и МПА, использовать общепринятые правовые конструкции. При внесении изменений в целях не допущения ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

    На данном этапе рекомендуется направить проект в Управление для его согласования. Указанная мера позволит выявить и устранить нарушения действующего законодательства, а также правил юридической техники в муниципальном правовом акте еще на стадии рассмотрения проекта и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в его государственной регистрации, а также оставления его без рассмотрения и возврата главе муниципального образования (приложение № 2 – заявления о направлении проекта на согласование).

    ЭТАП 2. Официальное опубликование (обнародование) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

    В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона проект устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

    Несоблюдение 30-дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается порядок их принятия.

    Одновременно с опубликованием (обнародованием) проекта должен быть опубликован (обнародован) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава (МПА) (место, время, в течение которого принимаются замечания и предложения граждан), а также порядок участия граждан в его обсуждении (место и время проведения публичных слушаний).

    Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

    Таким образом, если в устав вносятся изменения, предусматривающие приведение устава в соответствие, в форме точного воспроизведения положений Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то опубликование указанных порядков не требуется.

    Устав муниципального образования: совершенствование порядка принятия (Леонтьева С.А.)

    Дата размещения статьи: 12.09.2013

    На практике стремление исполнить требование закона зачастую приводит к организации двухэтапного обсуждения проекта. Сначала собираются предложения граждан по проекту, которые после обобщения представляются в представительный орган. Затем проводятся публичные слушания, результаты которых также направляются в представительный орган. В соответствующих решениях внесение предложений по проекту и публичные слушания рассматриваются как самостоятельные формы участия граждан в обсуждении проекта .
    ———————————
    См.: решение Муниципального совета муниципального образования «Муниципальный округ Обуховский» от 10 мая 2012 г. N 406 / www.moobuhovskiy.sankt-peterburg.info; решение Муниципального совета муниципального образования «Муниципальный округ Пулковский меридиан» от 26 января 2012 г. N 283 / www.mo47.spb.ru; решение Муниципального совета муниципального образования «Муниципальный округ Академическое» от 1 февраля 2011 г. N 192 // Академический вестник. 2011. 2 февраля; www.mo-akademicheskoe-spb.ru.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Вернуться на предыдущую страницу

    Сетевое издание свидетельство ЭЛ №ФС77-64325

    Памятка по порядку и процедуре принятия Устава муниципального образования

    На официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации опубликована Памятка по процедуре принятия Устава муниципального образования, внесения изменений в Устав.

    Редакция сетевого издания выражает уверенность, что данная информация окажется полезной администрациям муниципальных образований.

    Памятка по порядку и процедуре принятия Устава муниципального образования

    Процедура принятия Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в Устав (далее — МПА) детально урегулирована нормами ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап:

    Опубликование (обнародование) проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

    Обращаем особое внимание на то, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава (МПА) и его утверждением на сессии представительного органа должен быть не менее 30 дней.

    Например, в случае, если проект был опубликован (обнародован) 10 октября, то его рассмотрение на сессии представительного органа должно быть не ранее 10 ноября.

    Несоблюдение 30-ти дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается процедура его принятия (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

    Проект устава или проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования должен быть опубликован в официальном периодическом печатном издании муниципального образования. Как правило, к числу таких периодических печатных изданий относятся районные газеты. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность создания муниципальным образованием своего периодического печатного издания.

    Читайте так же:  Применение оружия без предупреждения сотрудником полиции

    Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

    При этом согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуется.

    Действующее законодательство также предусматривает возможность обнародования проекта устава (МПА).

    В данном случае в уставе муниципального образования должен быть закреплен порядок и процедура обнародования проекта устава (МПА).

    Например, в уставе муниципального образования может предусматриваться, что проект устава (МПА) не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному обнародованию в местах общего пользования, к числу которых относятся: больницы, библиотеки, Дом культуры, магазины, школы, доски объявлений и другие. Обнародование осуществляется путем ознакомления жителей муниципального образования с текстом проекта устава (МПА), выпущенного тиражом в ___ экземпляров (количество экземпляров самостоятельно).

    Вместе с проектом одновременно публикуется (обнародуется) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

    Кроме того, также должна быть опубликована (обнародована) информация о назначении публичных слушаний (ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

    ВТОРОЙ ЭТАП:

    Проведение публичных слушаний

    Проведение публичных слушаний по проекту устава (МПА) должно быть запротоколировано. Протокол подписывается председателем публичных слушаний и секретарем. После проведения публичных слушаний проект устава (МПА) выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

    ТРЕТИЙ ЭТАП:

    Проведение сессии представительного органа муниципального образования

    Обращаем Ваше внимание на порядок проведения сессии Совета депутатов. Такой порядок устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проектов муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола сессии.

    Протокол подписывается председателем представительного органа муниципального образования, независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и председателя Совета депутатов или нет.

    На сессии принимается устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав, то есть – МПА.

    В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав (МПА) принимается большинством в две трети голосов от установленной в уставе численности депутатов представительного органа муниципального образования.

    Например, уставом предусмотрено, что представительный орган муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых населением на основе прямого тайного голосования.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В данном случае устав (МПА) считается принятым, если за его принятие проголосовало 10 и более депутатов.

    В случае если за принятие устава (МПА) проголосовало менее 2/3 от установленной уставом численности депутатов (независимо от того, по каким причинам депутаты не принимали участие в голосовании), то в соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» нарушение процедуры принятия устава (МПА) является основанием для отказа в государственной регистрации устава (МПА).

    ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:

    Представление документов на государственную регистрацию

    Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предъявляются ряд требований к оформлению документов на регистрацию.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы на государственную регистрацию направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы (образец прилагается).

    Согласно ч. 2 и 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию устава муниципального образования представляются в двух экземплярах на бумажном и магнитном носителях следующие документы:

    1) сопроводительное письмо на имя Начальника Управления Министерства юстиции субъекта Российской Федерации;

    2) устав муниципального образования;

    3) решение представительного органа муниципального образования об утверждении устава

    или решение схода граждан о принятии устава муниципального образования – для муниципальных образований, в которых функции представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан;

    4) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав;

    5) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

    Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представляются в двух экземплярах на бумажном и магнитном носителях следующие документы:

    1) сопроводительное письмо на имя Начальника Управления Министерства юстиции субъекта Российской Федерации;

    2) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

    [1]

    3) решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав либо решение схода граждан о принятии указанного акта;

    4) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят МПА;

    5) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по проекту МПА;

    6) устав муниципального образования в актуальной редакции, т.е. с внесенными решением представительного органа муниципального образования изменениями и дополнениями (только в электронном варианте).

    Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Аналогичные требования предъявляются к МПА (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).

    На последней странице устава (МПА) должна быть подпись главы муниципального образования, так как в соответствии с ч. 13 ст. 35, ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ подписание и опубликование (обнародование) нормативных актов представительного органа муниципального образования отнесено к полномочиям главы муниципального образования.

    Читайте так же:  Рапорт на перерасчет денежного довольствия военнослужащего

    Документы, представленные на государственную регистрацию, рекомендуется возвращать главе муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня поступления их в территориальный орган с указанием причин возврата в следующих случаях:

    — представлен не полный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

    — представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

    — документы отозваны главой муниципального образования (п. 12 Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 88, далее — Рекомендации).

    Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается в тридцатидневный срок со дня представления документов на регистрацию.

    Основаниями для отказа в государственной регистрации устава (МПА) являются:

    1) противоречие устава муниципального образования (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации;

    2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава (МПА);

    3) наличие в уставе муниципального образования (МПА) коррупциогенных факторов.

    Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (МПА) для государственной регистрации после устранения указанных в заключении об отказе нарушений действующего законодательства.

    Пятый этап:

    Опубликование (обнародование) устава (МПА) после государственной регистрации

    Согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

    В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) главы муниципальных образований обязаны направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

    Сведения направляются в письменном виде (источник опубликования с сопроводительным письмом, либо информационное письмо с указанием названия, даты и номера печатного издания, в случае опубликования, либо с указанием даты и места обнародования).

    Сетевое издание свидетельство ЭЛ №ФС77-64325

    Процедура внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования

    Устав муниципального образования является основополагающим нормативным правовым актом, который регламентирует вопросы создания и функционирования муниципального образования, органов местного самоуправления. Происходящие изменения в общественно-политической жизни страны, совершенствование законодательства Российской Федерации и субъектов России, насущные проблемы муниципального образования приводят к необходимости внесения в устав изменений и дополнений.

    Общий порядок принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений указан в статье 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В тоже время сама процедура внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования (далее — Устав) требует отдельных подробных разъяснений.

    Для начала уясним, чем отличается «внесение изменений» от «внесения дополнений» в содержание Устава.

    Внесение изменений в Устав – процедура, в ходе которой изменяется содержание текста действующей редакции Устава. Это изменение может касаться отдельных символов, букв, знаков препинания, слов, словосочетаний, абзацев, статей и разделов Устава.

    В ходе внесения изменений могут осуществляться следующие основные действия с текстом документа:

    — исключения из текста какого-либо структурного компонента (абзац, пункт, часть, статья, раздел);

    — изменение нумерации и обозначения структурных компонентов;

    — исключение из текста символов, букв, знаков препинания, словосочетаний, предложений;

    — дополнение структурного компонента новыми символами, буквами, знаками препинания, словосочетаниями, предложениями.

    В случае изменения текстовой части структурных компонентов Устава, как правило, в нормативном правом акте, закрепляющем эти изменения, приводится новая редакция содержания измененного структурного компонента.

    Пример:

    часть 1 статьи 52 Устава изложить в следующей редакции:

    ««1. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Обнародование осуществляется путем их размещения для ознакомления граждан на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах и (или) в других местах, определяемых представительным органом муниципального образования.

    [3]

    Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном периодическом издании муниципальной газете «Муниципальный вестник» и (или) в сетевом издании «МПА.ОНЛАЙН».

    Внесение дополнений в Устав – процедура, в ходе которой действующая редакция Устава дополняется новыми структурными компонентами, такими как абзац, пункт, часть, статья, раздел. При этом содержание иных структурных компонентов Устава может быть изменено или же оставлено в прежней редакции.

    Пример:

    дополнить часть 1 статьи 44 Устава пунктом 4 следующего содержания:

    Как правило, внесение дополнений в Устав влечет за собою внесение изменений в текст иных структурных компонентов. В этом случае принято считать, что в Устав вносятся изменения и дополнения.

    Муниципальный правовой акт, принимаемый представительным органом муниципального образования, должен содержать указание на конкретные виды поправок, вносимых в Устав:

    — изменения и дополнения.

    В дальнейшем в данной статье для обобщения будет использован термин «внесение изменений и дополнений».

    Процедура внесения изменений и дополнений в Устав состоит из следующих этапов:

    1 этап. На данном этапе в представительный орган муниципального образования вносится инициатива по внесению изменений и дополнений в Устав.

    Инициаторами внесения изменений и дополнений в Устав могут выступать:

    — представительный орган муниципального образования;

    — глава администрации муниципального образования.

    Инициатива оформляется в виде проекта решения представительного органа муниципального образования по внесению изменений и дополнений в Устав, а также письменного обоснования предлагаемых изменений редакции Устава.

    Читайте так же:  Порядок систематизации учета и ведения правовой документации

    2 этап. В соответствии с установленным регламентом работы представительного органа муниципального образования поступивший проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав проходит юридическую проверку на соответствие действующему федеральному законодательству и законам субъекта РФ, а также проверку на наличие коррупциогенных факторов. При необходимости к указанной проверке могут привлекаться специалисты профильных областей знаний.

    3 этап. После получения положительного заключения по результатам юридической и антикоррупционной экспертизе представительный орган принимает решение о проведении публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в Устав, а также о порядке учета предложений по проекту муниципального правового акта и участия граждан в его обсуждении.

    4 этап. Одновременное опубликование (обнародование) проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав и установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении — сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний.

    Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

    5 этап. Проведение публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования.

    Публичные слушания предполагают участие граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта. На публичных слушаниях председательствует глава муниципального образования либо иное лицо, определяемое Председательствующий подписывает протокол публичных слушаний.

    В ходе проведения публичных слушаний в обязательном порядке регистрируются все поступившие от граждан предложения по проекту обсуждаемого муниципального правового акта.

    О результатах публичных слушаний составляется заключение с мотивированным обоснованием принятого решения, подписываемое главой муниципального образования. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, определяемом уставом муниципального образования.

    6 этап. Не ранее чем по истечении 30 суток со дня опубликования проекта муниципального правового акта представительный орган принимает решение о внесении изменений и дополнений в Устав.

    Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

    7 этап. Принятый представительным органом муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав глава муниципального образования направляет в подразделение Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте России для осуществления государственной регистрации в течение 15 дней, со дня его принятия.

    В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для отказа в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования могут быть:

    1) противоречие муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

    2) нарушение установленного Федеральным законом порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав;

    3) наличие в муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав коррупциогенных факторов.

    Как видим, указанный список оснований для отказа в государственной регистрации муниципального правового акта является закрытым. Не могут быть указаны в качестве причин в отказе государственной регистрации муниципального правового акта рекомендации (письма) подразделений Минюста России и других ведомств федерального или регионального уровня.

    8 этап. Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав в течение семи дней со дня его поступления из соответствующего подразделения Минюста России.

    Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

    Следует отметить, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Однако если Законом предусмотрены иные, более поздние сроки вступления в силу отдельных положений, то это необходимо отражать в решении представительного органа муниципального образования.

    Изменения и дополнения, внесенные в Устав и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.

    9 этап. В течение 10 дней со дня опубликования муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав глава муниципального образования направляет сведения об источнике и дате официального опубликования в подразделение Минюста России, осуществлявшего его государственную регистрацию.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Подводя итог можно с уверенностью сказать, что внесение каких-либо изменений и дополнений в устав муниципального образования не представляет из себя сложного процесса. Главное условие — соблюдение требований, указанных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Источники


    1. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

    2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

    3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
    4. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
    5. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
    Процедура внесения изменений в устав муниципального образования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here