Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом

Полная информация на тему: "Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом" от профессионалов для людей понятным языком.

Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Цитирую решение: «. суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
1. В соответствии с ч 2 ст 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место , время совершения и событие административного правонарушения. В протоколе об АП, составленном 10.04.2003 в отношении заявителя не указано место совершения им правонарушения, а также не описано само событие этого правонарушения.
В этой связи протокол в силу требования ч 3 ст 26.2. КоАП не мог рассматриваться в качестве документа, содержащего доказательства по делу поскольку был составлен с нарушением ч 2 ст 28.2. КРоме того такой протокол не мог являться процессуально-правовым основанием для рассмотрения дела об административном правонарушениии.»

Второе основание — то что мы заявили ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью подготовки письменного объяснения по существу дела, но инспектор рассмотрел дело в день составления протокола и «тем самым лишил юрлицо предоставленного ему законом права дачи объяснений по существу дела и представления доказательств по данному делу.»

Ну и еще несколько мелких нарушений было.

При том что ни одного мотивированного возражения по материальному праву мы бы не смогли представить, да и не потребовалось.

Так что смело ссылайтесь на процессуальные нарушения, которые лишают

Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2009 г. N Ф04-2451/2009(5312-А67-27) Признавая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, суд исходил из того, что протокол об административном правонарушении был подписан неуполномоченным лицом, а законный представитель о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела извещен не был (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 апреля 2009 г. N Ф04-2451/2009(5312-А67-27)
(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» (далее по тексту ООО «УК «Наш дом», Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее по тексту — Инспекция) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2008 N 2133/31-П о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ).

Решением от 28.01.2009 Арбитражного суда Томской области заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебное решение и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать.

По мнению налогового органа, в рассмотренной судом процедуре привлечения Общества к административной ответственности нарушений требований части 2 статьи 28.5 и частей 2 и 3 статьи 25.4 КоАП РФ не допущено. Поскольку на стадии составления протокола об административном правонарушений присутствовал исполняющий обязанности генерального директора Общества Е.А.М., назначенный приказом N 14 от 15.10.2008, который присутствовал и при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника Общества на основании доверенности N 3 от 17.05.2007.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «УК «Наш дом» указывает на несостоятельность доводов налогового органа, считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения и ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.

Руководствуясь статьями 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы Инспекции и возражения Общества относительно кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.

Как видно из материалов дела Инспекцией 16.10.2008 проведена проверка магазина «Урожайный», принадлежащий ООО «УК Наш Дом», расположенном по адресу г. Томск пер.Урожайный, 3. По результатам проверки составлены протокол N 190 об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там документов, акт выдачи кассового чека, протокол от 24.10.2008 N 2220 об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.10.2008 N 2133/31-П, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности, послужили факты нарушения пунктов 9 и 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившихся в не доведении до сведения покупателей в наглядной и доступной форме правил продажи отдельных видов товаров, отсутствии единообразных и четко оформленных ценников на алкогольную продукцию с указанием наименования и цены за единицу товара.

Не согласившись с постановлением Инспекции от 30.10.2008 N 2133/31-П, Общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы России по г. Томску, которое своим решением от 20.11.2008 N 414 в удовлетворении жалобы отказало.

Посчитав, что налоговым органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, ООО «УК «Наш дом» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оставляя без изменения принятое по делу решение от 28.01.2009, арбитражный суд кассационной инстанции исходит из установленных судом обстоятельств дела и правильности применения норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Читайте так же:  Объекты недвижимости подлежащие государственному кадастровому учету

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется нормами раздела 4 КоАП РФ.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения, за исключением специально предусмотренных законом случаев, составляется протокол.

Данная норма предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе обязательное разъяснение законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено производство, а также иным лицам их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, о чем в протоколе делается запись. Лицу, в отношении которого возбуждено производство, должна быть предоставлена обязательная возможность ознакомления с протоколом, при этом данное лицо вправе изложить свои замечания и объяснения.

Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица ( часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Вывод арбитражного суда о том, что составление протокола об административном правонарушении возможно только в присутствии законного представителя, либо в отсутствие законного представителя юридического лица при наличии сведений о надлежащем извещении последнего о времени и месте составления протокола, является правильным.

Принимая решение, арбитражный суд, определив обстоятельства имеющие значение для дела, исследовав и оценив доказательства в соответствии с требованиями статей 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный и законный вывод о том, что исполнявший обязанности директора Общества Е.А.М. не являлся законным представителем Общества и, что законный представитель Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела извещен не был.

По изложенным мотивам доводы Инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, признаны не состоятельными.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

решение от 28.01.2009 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-145/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2004 N А56-31352/03 Поскольку материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении составлен старшим инспектором отдела административных расследований таможни в пределах его компетенции, несостоятелен довод общества о том, что указанный протокол составлен неуполномоченным лицом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

от 2 апреля 2004 года Дело N А56-31352/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от Щелковской таможни Бузихина А.В. (доверенность от 11.02.04 N 04-21/1051), рассмотрев 29.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Транс-Экспедишн“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.03 по делу N А56-31352/03 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.),

Общество с ограниченной ответственностью “Транс-Экспедишн“ (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Щелковской таможни

(далее — таможня) от 26.08.03 по делу об административном правонарушении N 10110000-209/03 о наложении на общество административного взыскания на основании части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Решением суда от 27.10.03 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.03 решение суда отменено. Обществу отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на отсутствие своей вины в совершении административного правонарушения.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Читайте так же:  Фсс официальный сайт программа для электронных больничных

В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество по книжке МДП N ХЕ39052495 осуществляло доставку в автомобиле “Скания Р 124“ находящегося под таможенным контролем товара — громкоговорителей. Местом доставки товара определена Щелковская таможня. В ходе таможенного досмотра в таможне назначения выявлено отсутствие 37 громкоговорителей на сумму 73996,86 руб.

По факту недоставления части товара в таможню назначения таможенным органом вынесено определение от 19.06.03 о возбуждении дела об административном правонарушении.

По результатам административного расследования таможня составила в отношении общества протокол от 10.07.03 об

административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением таможни общество привлечено к административной ответственности в виде 36998,43 руб. штрафа.

Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, является несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В части 1 статьи 23.8 КоАП РФ указано, что таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.2 — 16.22 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О службе в таможенных органах Российской Федерации“ должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен старшим инспектором отдела административных расследований таможни в пределах его компетенции.

В силу части 1 статьи 16.9 КоАП РФ утрата либо недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.

Исследовав имеющиеся в

деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку заявитель не принял все зависящие от него меры по сохранению находящегося под таможенным контролем товара.

Из материалов дела следует, что водитель общества оставил автомобиль с товаром на охраняемой стоянке на два дня (с 13.06.03 по 15.06.03). Доказательства наличия товара в момент сдачи транспортного средства на охраняемую стоянку в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.03 по делу N А56-31352/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Транс-Экспедишн“ — без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом

Видео (кликните для воспроизведения).

Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поэтому он является недопустимым доказательством.

П О С ТА Н О В Л Е Н И Е

13 апреля 2011 года г. Чита

Заместитель председателя Забайкальского краевого суда Н.П. Шишкина, рассмотрев жалобу Буланбаева Ж.С. на постановление мирового судьи судебного участка №20 Ингодинского района г. Читы от 25 ноября 2010 года и решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 1 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении Буланбаева Ж.С.,

постановлением начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Забайкальскому краю от 15 сентября 2010 года №1753 Буланбаев Ж.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере

Установив факт неуплаты указанного штрафа, 8 ноября 2010 года юрисконсульт отделения исполнения административного законодательства отдела иммиграционного контроля УФМС России по Забайкальскому краю А. составила протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №20 Ингодинского района г. Читы от 25 ноября 2010 года Буланбаев Ж.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере

Решением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 1 марта 2011 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, Буланбаев Ж.С. просит об отмене принятых судебных решений, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 20.25 КоАП РФ административным правонарушением признается неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Привлекая Буланбаева Ж.С. к административной ответственности, мировой судья и судья районного суда исходили из соблюдения должностными лицами УФМС России по Забайкальскому краю процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.

С данными выводами судей согласиться нельзя.

В силу п.3 ч.1 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно п.12 ч.5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа.

Приказом ФМС России от 3 июня 2008 года №137 утвержден перечень должностных лиц Федеральной миграционной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (далее – Перечень)

Читайте так же:  Особенности претензионного досудебного порядка урегулирования споров

Согласно п. 3 Перечня в территориальном органе ФМС указанными полномочиями наделены начальник (заместитель начальника) управления, отдела, территориального (межрайонного) отдела, отделения, территориального (межрайонного) отделения, территориального пункта; старший инспектор по особым поручениям, инспектор по особым поручениям, старший инспектор, инспектор; главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.

Между тем протокол об административном правонарушении в отношении Буланбаева Ж.С. составлен юрисконсультом, который такими полномочиями.

Перечень должностных лиц МВД России, утвержденный приказом МВД РФ от 2 июня 2005 года №444, устанавливающий право юрисконсульта на составление протокола об административном правонарушении, не распространяется на должностных лиц ФМС России (приказ МВД РФ от 16 июня 2008 года №516 в совокупном толковании с приказом ФМС России от 3 июня 2008 года №137).

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом. Поэтому он является недопустимым доказательством.

Кроме того, в силу п.1 ч.1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Как видно из материалов дела, копия постановления начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Забайкальскому краю от 15 сентября 2010 года получена Буланбаевым Ж.С. 17 сентября 2010 года. Таким образом, постановление могло вступить в законную силу не ранее 28 сентября 2010 года.

Вместе с тем, должностным лицом УФМС России по Забайкальскому краю при составлении протокола об административном правонарушении, а также мировым судьей и судьей районного суда при привлечении лица к административной ответственности определена иная дата вступления постановления должностного лица в законную силу 26 сентября 2010 года.

Кроме того, в апелляционной жалобе Буланбаев Ж.С. ссылался на обжалование упомянутого постановления от 15 сентября 2010 года в ФМС России.

Как следует из ответа заместителя начальника Управления иммиграционного контроля ФМС России Демиденко Д.П. от 21 января 2011 года, в ФМС России поступали обращения Буланбаева Ж.С. по факту привлечения его к административной ответственности по ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ; 13 ноября 2010 года Буланбаеву Ж.С. отправлены ответы (исх. МС-3/20413, 20822).

Указанное обстоятельство подтверждено также уведомлением-телефонограммой (л.д.25), квитанциями «Почта России» от 27 сентября 2010 года (л.д.26), уведомлением (л.д.24).

В нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ судьями не оценены представленные доказательства, не исследован вопрос о времени вступления в законную силу постановления от 15 сентября 2010 года, о соблюдении Буланбаевым Ж.С. порядка его обжалования.

Так как мировым судьей и судьей районного суда указанные нарушения не были выявлены и устранены в предусмотренном законом порядке, постановление мирового судьи судебного участка №20 Ингодинского района г. Читы от 25 ноября 2010 года и решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 1 марта 2011 года подлежат отмене.

При условии вступления постановления о привлечении Буланбаева Ж.С. к административной ответственности в законную силу 28 сентября 2010 года, обстоятельство, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имело место 29 октября 2010 года. При таком положении срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении начал исчисляться с 29 октября 2010 года и истек 29 января 2011 года.

Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановление мирового судьи судебного участка №20 Ингодинского района г. Читы от 25 ноября 2010 года и решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 1 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренномч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении Буланбаева Ж.С. отменить.

Протокол об административном правонарушении, его особенности

Должностные лица, уполномоченные составлять протокол

Процессуальным документом, подводящим итоги расследования по административному делу, является протокол, который фиксирует каждое нарушение, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М., 2000. С. 260..

Частью 2 ст.28.2 КоАП РФ законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, место и время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным Попов Л.Л. Административное право России. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — С. 624.

Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В ст.28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону «О Прокуратуре РФ». В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение и т.д. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

Читайте так же:  Ооо с иностранным учредителем юридическим лицом особенности

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Должностное лицо, может самостоятельно принять решение о наложении административного наказания и исполнить его немедленно. Важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

Уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства. К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и т.п.

14. Протокол по делу об административном правонарушении

В связи с тем, что наиболее частым результатом проведения проверки становится выявление тех или иных различных нарушений, возможно даже и вымышленных, чтобы затем наложить административного штраф. Одним из основных документов при этом, является протокол по делу об административном правонарушении. Протокол составляется затем, чтобы отразить сам факт совершения правонарушения. Это означает, что если нет протокола, или он утратил силу, возможно по истечению сроков привлечения к ответственности см. ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, то нет и ответственности за правонарушение. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом. В большинстве случаев выявленные нарушения носят характер административных правонарушений (те случаи, когда нарушение закона подпадает под статью Уголовного кодекса и речь идет о преступлении регулируются уголовно-процессуальным кодексом). Предприниматель должен знать, что в отношении физического или юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении.

В любом случае, в протоколе об административном правонарушении указываются:

· дата и место его составления,

· должность, (специальное звание) фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

· сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

· фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие),

· место, время совершения и событие административного правонарушения (существо правонарушения),

· точное указание статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ (а не абстрактная цифра, никому не понятная), предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

· объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, если они имеются,

· иные необходимые сведения.

Поэтому отстаивайте свои интересы и защищайте права в любом случае!

Статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов юридической силы протокола об административном правонарушении не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.

Статья 28.6 КоАП РФ, предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола. Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. Если же лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, на месте совершения административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается запись в отдельной графе протокола, в виде вашей подписи. Соответственно, если Вам не разъяснили ваши права, то это является существенным нарушением действующего законодательства. В последствии такой протокол при обжаловании в административном или судебном порядке, можно легко признать недействительным.

В случае отсутствия правонарушителя (например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец и нет самого предпринимателя) протокол об административном правонарушении, как правило, составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.

Предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, предпринимателем или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нём делается соответствующая запись.

Без лишней нужды не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или не подписание документов не имеет существенного значения для правовой оценки результатов проверки, но сильно раздражает проверяющих. Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких либо документов оценит это скорее негативно. В случае, если Вы по каким-либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку «не согласен». Если готовы чётко и правильно изложить своё несогласие, то излагайте на отдельном листе, который приложите к протоколу, если же Вы растеряны либо не готовы дать объяснения сразу, то не конкретизируйте своё несогласие, впоследствии Вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен.

Проверяющему же объясните, что из-за волнения не можете чётко сформулировать своё несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.

Читайте так же:  Советник государственной службы 3 класса соответствует званию

Давая объяснения (сразу или впоследствии), всегда помните положение Конституции, статья 51 которой гласит:

«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному и гражданскому.

С Вашим правом давать объяснения корреспондируется соответствующая обязанность определённого должностного лица принять у Вас эти объяснения. Необоснованный отказ Вас выслушать или принять у Вас письменные объяснения по какому-либо вопросу не допускается. Также недопустим и отказ от принятия объяснений, мотивированный тем, что «сейчас некогда», «я Вас выслушаю позже» или же требование «давайте только сейчас, потом будет поздно».

При подписании важно проверить, чтобы все графы были заполнены, особенно графа «свидетели». Если их нет, то проследите, чтобы там был поставлен прочерк в форме буквы «Z» и невозможно было дописать что-либо. Иногда свидетелей вписывают после Вашей подписи на протоколе. Особенно этим любят злоупотреблять сотрудники ДПС, но весьма часто это можно встретить и у работников служб, проверяющих предпринимателей.

Указание в протоколе ниже перечисленных сведений будет выгодно для предпринимателя:

* личные сведения: место жительства, количество иждивенцев и т.д. Необходимость фиксации указанных сведений обусловлена тем, что в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ, при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;

[1]

* сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством.

Хотя с практической точки зрения следует заметить, что данная норма на сегодняшний день практически не работает. По этому если вы согласились с постановлением, но у вас имеются действительные финансовые проблемы, препятствующие обеспечению его добровольного исполнения, то вам необходимо разъяснить об этом должностным лицам органа вынесшего постановление.

Однако следует помнить:

В соответствии с ч. 1. ст. 31.6. КоАП РФ, в случае принесения протеста прокурором, не приостанавливает постановление о приостановлении деятельности.

Физическому лицу, предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ.

На практике, в случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец и нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.

В этом случае возможно поступить следующим образом:

1). Продавцу заявить ходатайство проверяющему лицу следующего рода «Прошу вас предоставить мне разумное время для устранения причины отсутствия сертификатов на рабочем месте». Решение должностным лицом об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства выносится немедленно, о чем указанно в ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в виде определения. Однако если требуйте письменного определения об отказе в удовлетворении ходатайства.

2). Если заявленное ходатайство не будет удовлетворенно в объяснениях указать следующее «Сертификаты временно отсутствуют в связи затоплением, наводнением, пожаром и т. д.». Возможно сослаться на любые обстоятельства крайней необходимости обуславливающие их отсутствие. Указываем должностным лицам на крайнюю необходимость ст. 2.7 КоАП РФ.

3). В том случае, если заявленное ходатайство вами не удовлетворено, то у вас появляется еще одна прекрасная возможность написать жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, в связи отказом в удовлетворении вашего ходатайства.

При этом важно помнить, что, согласно статье ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения».

Срок, указанный в данной статье, является окончательным и завершает начатое административное преследование, что означает исключение возможности вынесения постановления по делу об административном правонарушении и привлечение Вас к ответственности по истечении указанного срока.

Источники


  1. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  4. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
  5. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here