Профстандарт мастера производственного обучения вождению

Полная информация на тему: "Профстандарт мастера производственного обучения вождению" от профессионалов для людей понятным языком.

Профстандарт мастера производственного обучения вождению

Министерство труда
и социальной защиты

Утвержден профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». В настоящее время приказ проходит регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

  • Скачать профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Профстандарт мастера производственного обучения вождению

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (подготовлен Минтрудом России 21.01.2016)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Министр М.А. Топилин

труда и социальной защиты Российской Федерации

от «__» ______2015 г. N___

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Обучение вождению транспортных средств (ТС) соответствующих категорий и подкатегорий
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обучение безопасному управлению ТС
Группа занятий:
2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
(код ОКЗ*(1)) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.30 Обучение профессиональное
(код ОКВЭД*(2)) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий 6 Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий A/01.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий A/02.6 6.1
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся A/03.6 6.2

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», г. Москва
И.о. ректора Борщ Виталий Викторович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1 Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей «, город Москва
2 ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, Московская область

*(1)Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).

*(4) Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031, 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

*(5) Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598).

*(6) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.06.2015) «О Правилах дорожного движения», п. 21.3

*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за незаконное подключение к электросетям

*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Обзор документа

Приведен проект профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Стандарт содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.

К трудовым функциям относятся проведение практических занятий, педагогический контроль и оценка освоения квалификации, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения и успеваемости.

Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения

Под действие стандарта подпадают, в том числе, преподаватели и мастера производственного обучения.

Профессиональный стандарт во многом дополняет и повторяет требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

С начала 2017 года стать мастером производственного обучения или преподавателем с нуля станет сложнее. Необходимо будет пройти профессиональную переподготовку, а при отсутствии педагогического образования пройти еще и повышение квалификации по предмету «педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей автотранспортных средств». Более того необходимо будет проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Данные требования будут распространяться только к новым сотрудникам автошкол, которые придут устраиваться на работу после 1 января 2017 г. Автоинструкторы и преподаватели работающие в образовательной организации продолжительное время, уровень образования которых не соответствует требованиям стандарта, смогут подтвердить свои навыки и компетенции с помощью аттестации, проводящейся внутри организации раз в пять лет.

Ознакомиться с более подробным анализом текста профессионального стандарта можно здесь.

28 октября вступил в действие профстандарт мастера

Уважаемые коллеги!

Долгожданный профстандарт мастера производственного обучения вождению утвержден приказом Минтруда РФ и зарегистрирован в Минюсте РФ.

Данный документ был разработан в порядке общественной инициативы научными и общественными организациями — МАДИ, МААШ и объединенным научно-методическим центром.

Профстандартом установлены требования к образованию, условия допуска к работе, трудовая функция и трудовые действия, необходимые знания и умения мастера.

Кроме водительского удостоверения и и документа на право обучения вождению, теперь необходим стаж управления не менее 3-х лет и отсутствие лишения права управления в течении 5 лет.

МААШ благодарит всех участников рабочей группы по подготовке документа, всех участников международных конференций и всероссийских семинаров МААШ, которые принимали активное участие в обсуждении и доработке документа, всех представителей министерств и ведомств, которые вместе с профессиональным сообществом продвигали идею необходимости отдельного профессионального стандарта мастера производственного обучения вождению ввиду специфики этой профессиональной деятельности и в целях повышения качества профессионального обучения водителей транспортных средств.

Предлагаем вам ознакомиться с профстандартом и применять его в практической деятельности. Он вступает в силу 28 октября 2018 года.

Профессиональные стандарты преподавателя и мастера производственного обучения вождению

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

РУКОВОДИТЕЛИ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ, МАСТЕРА, ИНСТРУКТОРЫ!

Все Вы, как профессионалы своего дела, неоднократно высказывались за наведение порядка требований к ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И МАСТЕРАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ водителей автотранспортных средств различных категорий, начиная с простейшей унификации требований. Очевидно, что формирование единых требований к данной категории основных работников автошкол и их последующее закрепление в нормативной правовой базе позволит поставить все автошколы в равные условия, а также повысить качество подготовки водителей.

Научно-методический центр подготовки водителей (АНО НМЦ) в 2008 году разработал примерное ПОЛОЖЕНИЕ о порядке подготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств и в настоящее время приступил к разработке профессионального стандарта ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (далее для краткости инструкторов). В этой работе мы готовы учесть Ваши предложения по обязательным требованиям к инструкторам, для этого просили бы Вас заполнить прилагаемый вопросник, а так же прислать замечания и предложения в примерное Положение.

Вопросник составлен с учетом зарубежного опыта, именно со сбора мнения автошкол и научных специалистов по подготовке водителей и обеспечению БДД по аналогичному вопроснику в 2004 году началась работа в Евросоюзе по формированию профессионального стандарта инструктора. Сейчас эта работа завершена, стандарт разработан, он принят на уровне объединений автошкол и идет обсуждение проекта Закона (Директивы) по его принятию.

Несмотря на зарубежный опыт, самым ценным нам представляется Ваш профессиональный опыт и компетентный взгляд на вопросы подготовки водителей. Мы хотели бы их учесть в максимальной степени и будем Вам заранее признательны за полные ответы на приведенные вопросы по обязательному содержанию стандарта, а также за Ваши комментарии, пояснения и дополнения. Примите во внимание, что у нас с Вами есть уникальная возможность разработать именно такой стандарт, каким его видят профессионалы.

Профстандарт мастера производственного обучения вождению

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», который начнет действовать с 28 октября 2018 года.

Читайте так же:  Проверить готовность документов по регистрационному номеру

Данный документ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 603н и в нем рассматриваются условия, которым должен соответствовать автоинструктор. Ранее подобного нормативного документа в России не было.

В этой статье Вы узнаете:

Требования к инструктору в ПДД

Для начала рассмотрим существующие требования к автоинструктору, которые приведны в пункте 21.3 ПДД:

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Таких требований всего 2:

  • наличие удостоверения автоинстуктора;
  • наличие водительского удостоверения.

Иные требования до 28 октября 2018 года не применялись.

Требования к образованию инструктора

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Инструктор должен иметь среднее профессиональное образование. Причем если это образование профильное (в области обучения вождению), то дополнительная подготовка не требуется. Если же образование получено по другой специальности, то требуется получить дополнительное профессиональное образование.

[1]

Условия допуска инструктора к работе

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
Прохождение инструктажа по охране труда

Обратите внимание, в данном пункте дублируются требования о наличии водительского удостоверения и удостоверения инструктора из правил дорожного движения.

Также речь идет и о медицинских осмотрах, которые являются обязательными для всех работающих водителями.

Дополнительные требования

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Первый пункт, касающийся дополнительного профессионального образования, является рекомендательным.

[2]

А вот остальные условия обязательные:

  • Стаж не менее 3 лет (любой категории).
  • Отсутствие лишения прав в течение 5 лет.

Примечание. В стандарте не дается пояснений по поводу того, с какого момента следует считать отсутствие лишения прав. То ли с момента вынесения постановления суда о лишении, то ли с момента окончания последнего срока лишения, то ли с момента возврата прав после лишения.

Является ли профессиональный стандарт обязательным?

Ну а теперь самый интересный вопрос. Является ли рассматриваемый сегодня стандарт обязательным или рекомендательным?

В самом стандарте по этому поводу ничего не говорится, поэтому обратимся к статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Итак, обязательность требований профессионального стандарта должна быть закреплена в других нормативных правовых документах. Обратимся к статье 46 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В данном документе говорится, что педагогической деятельностью может заниматься только человек, соответствующий профессиональному стандарту. Осталось проверить лишь то, является ли инструктор педагогическим работником. Для этого обратимся к постановлению Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»:

2. Должности иных педагогических работников
.

Таким образом приведенные выше нормативные документы говорят о том, что требования нового стандарта являются обязательными и автошколам придется перестраивать собственную работу в соответствии с этим документом.

Профстандарт мастера производственного обучения вождению

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018 г. № 603н «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Читайте так же:  Соглашение об установлении сервитута земельного участка образец
Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 октября 2018 г.
Регистрационный № 52440

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 сентября 2018 г. № 603н

Профессиональный стандарт
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

1215
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Обучение вождению транспортных средств (далее — ТС) соответствующих категорий и подкатегорий 01.006
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
(код ОКЗ 1 ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.30 Обучение профессиональное
(код ОКВЭД 2 ) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий 6 Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий А/01.6 6
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий А/02.6 6
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся А/03.6 6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
ЕКС 8 Мастер производственного обучения
ОКПДТР 9 23962 Мастер производственного обучения
ОКСО 10 6.44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

[3]

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

3 АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково
1 Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва
2 ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково

1 Общероссийский классификатор занятий. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3 Статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108).

4 Статьи 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237).

5 Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122).

6 Пункт. 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 36, ст. 5622).

7 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).

8 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Обзор документа

Минтруд разработал профстандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Он содержит:

Требования к мастеру производственного обучения вождению

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», который начнет действовать с 28 октября 2018 года.

Читайте так же:  Рассмотрение представление прокуратуры с участием прокурора

Данный документ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 603н и в нем рассматриваются условия, которым должен соответствовать автоинструктор. Ранее подобного нормативного документа в России не было.

В этой статье Вы узнаете:

Требования к инструктору в ПДД

Для начала рассмотрим существующие требования к автоинструктору, которые приведны в пункте 21.3 ПДД:

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Таких требований всего 2:

  • наличие удостоверения автоинстуктора;
  • наличие водительского удостоверения.

Иные требования до 28 октября 2018 года не применялись.

Требования к образованию инструктора

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Инструктор должен иметь среднее профессиональное образование. Причем если это образование профильное (в области обучения вождению), то дополнительная подготовка не требуется. Если же образование получено по другой специальности, то требуется получить дополнительное профессиональное образование.

Условия допуска инструктора к работе

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
Прохождение инструктажа по охране труда

Обратите внимание, в данном пункте дублируются требования о наличии водительского удостоверения и удостоверения инструктора из правил дорожного движения.

Также речь идет и о медицинских осмотрах, которые являются обязательными для всех работающих водителями.

Дополнительные требования

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Первый пункт, касающийся дополнительного профессионального образования, является рекомендательным.

А вот остальные условия обязательные:

  • Стаж не менее 3 лет (любой категории).
  • Отсутствие лишения прав в течение 5 лет.

Примечание. В стандарте не дается пояснений по поводу того, с какого момента следует считать отсутствие лишения прав. То ли с момента вынесения постановления суда о лишении, то ли с момента окончания последнего срока лишения, то ли с момента возврата прав после лишения.

Является ли профессиональный стандарт обязательным?

Ну а теперь самый интересный вопрос. Является ли рассматриваемый сегодня стандарт обязательным или рекомендательным?

В самом стандарте по этому поводу ничего не говорится, поэтому обратимся к статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Итак, обязательность требований профессионального стандарта должна быть закреплена в других нормативных правовых документах. Обратимся к статье 46 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В данном документе говорится, что педагогической деятельностью может заниматься только человек, соответствующий профессиональному стандарту. Осталось проверить лишь то, является ли инструктор педагогическим работником. Для этого обратимся к постановлению Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»:

2. Должности иных педагогических работников
.

Таким образом приведенные выше нормативные документы говорят о том, что требования нового стандарта являются обязательными и автошколам придется перестраивать собственную работу в соответствии с этим документом.

В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.

В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.

Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.

Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу – это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.

Читайте так же:  Стандарт должностной инструкции специалиста по социальной работе

Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.

Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.

– Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, – говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. – Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.

Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.

– Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, – считает Татьяна Шутылева. – Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.

А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.

Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.

Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель – 14 погибших.

А к 2030 году намечено вообще стремиться к нулевой смертности от ДТП.

28 октября в России вступили в силу профессиональные требования к инструкторам по вождению в автошколах. Требования прописаны в приказе Минтруда № 603н, официально позиция инструктора называется «мастер производственного обучения вождению транспортных средств».

Документ, в частности, говорит, что инструктор должен обладать дипломом как минимум о среднем профессиональном образовании. При этом он должен знать «устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей», разбираться в «принципах работы типовых электрических устройств автомобиля», понимать «возрастные особенности обучающихся». Водительский стаж наставника должен составлять не менее трех лет, у него не должно быть случаев лишения прав в течение последних пяти лет. Теперь автошколы могут нанимать инструкторами лишь тех, кто удовлетворяет этим требованиям, пишет «Коммерсантъ».

До сих пор регламентированного стандарта к инструкторам по вождению не было. В ПДД сказано лишь, что наставник должен иметь права той же категории, в рамках которой проводит обучение, а также «документ на право обучения вождению» (свидетельство о прохождении дополнительного профессионального обучения).

Новый профессиональный стандарт упорядочит работу автошкол и повысит качество подготовки кандидатов в водители. Контроль за соблюдением стандарта будут вести региональные структуры Рособрнадзора и подразделения ГИБДД. Документ разрабатывался при участии института МАДИ, Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) и других организаций.

По оценкам МААШ, сегодня в России работает около 100 тысяч мастеров производственного обучения вождению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования к инструкторам автошкол — часть большой реформы образования кандидатов в водители, которая ведется с 2013 года. Введены новые категории прав, усложнены правила приема экзаменов. Кроме того, ГИБДД планирует объединить экзамены по вождению «город» и «площадка» в единый тест.

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

  2. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  5. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Профстандарт мастера производственного обучения вождению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here