Проблемы реализации конституционного права на образование

Полная информация на тему: "Проблемы реализации конституционного права на образование" от профессионалов для людей понятным языком.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин.

Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.

Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.

В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности – гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.

В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 20002005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.

[1]

Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что, начиная с 1999 года, наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой — российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.

Из года в год не выполняются нормы закона Российской Федерации об образовании, определяющие объемы финансирования, налоговые льготы и освобождение от них. Были неоднократные попытки пересмотреть, приостановить и даже отменить законодательные нормы о гарантиях финансирования образования. Тревогу вызывает стремление некоторых радикальных политиков и экономистов пересмотреть принципы всеобщности и обязательности общего образования.

Не решены вопросы оплаты труда работников образования, в тяжелейшем материальном положении находится значительная часть российского студенчества, особенно из малообеспеченных семей. Недостаточно выделяется бюджетных средств на финансирование вузовской науки, несмотря на ее высокий научный потенциал. Это противоречит требованиям Федерального закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

До настоящего времени не разработаны и не утверждены федеральным законом государственные нормативы финансирования образовательных учреждений, не отработана система социального образовательного процесса.

Более того, сложилась странная правотворческая практика, когда одни законы имеют как бы большую юридическую силу относительно других законов того же вида. Так, главенство Налогового кодекса РФ над Законом РФ «Об образовании» продолжает абсолютизироваться руководителями налогового ведомства.

Все это происходит в обстановке отсутствия единого взгляда на роль и значение образовательного права в регулировании реально существующих образовательных отношений.

Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.

Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что в последнее время удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на данную сферу. Так, Н. В. Васильева считает, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, не всегда высокой квалификации преподавателей. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

В настоящий момент средний возраст работников системы образования составляет 40,1 года, хотя российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов. Молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы. В вузах ситуация еще более сложная. Как отмечает Н. В. Васильева, структура профессорско-преподавательского состава значительно сдвинута в сторону старшего, а нередко и преклонного возраста.

В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом.

Не смотря на предпринимаемые государством в последнее время усилия, сложной остаётся ситуация с износом основных фондов учебных учреждений, который превышает 37 процентов, коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2 процента в год.

Очевидно, что до сих пор государство не определилось в вопросе о степени своего участия в развитии системы образования. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой — не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. Эта тенденция вступает во все более заметное противоречие, как с Конституцией Российской Федерации, так и с фундаментальными интересами российского общества.

Читайте так же:  Расчётные при увольнении по собственному желанию калькулятор

В числе ключевых проблем, требующих своего скорейшего разрешения, можно выделить: обеспечение прав и свобод человека и гражданина в образовательной сфере; расширение доступности образования; кардинальное улучшение качества образования на всех его ступенях; коренное повышение эффективности государственно-общественного и муниципального управления сферой образования; увеличение бюджетного финансирования и совершенствование организационно-экономического механизма развития образования.

Сегодня в России общее количество законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, только на федеральном уровне составляет более 500 документов. Это создает существенные трудности в правовой регламентации деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, осложняя деятельность юридических служб и руководителей учебных заведений, и формируя условия для юридических коллизий и необоснованных проблем конкретных людей, возникающих при реализации ими права на образование. Все это ведет к необходимости принятия Кодекса об образовании.

В то же время в образовательной сфере достаточно большой круг отношений регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. .И одной из основных проблем в развитии законодательства об образовательной деятельности является вопрос о соотношении законодательного регулирования в этой сфере на федеральном и региональном уровне. Существуют и другие проблемы: недостаточное финансирование образовательных учреждений, низкая зарплата преподавателей, коррупция и другие правонарушения, совершаемые чиновниками и другими деятелями образования.

Список использованной литературы:

Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г.

Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ

Всеобщая декларация прав человека и гражданина 8.12.1948 г.

Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2011. – с. 300

Иванов А.Е.. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. — М.: Статут, 2011. – с. 160

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

Зарубежный опыт реализации права на образование и возможность его использования в российских условиях

Право на образование — одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.

Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.

Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 г. содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.

Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.

Согласно ст. 7 Основного закона для Германии, все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Такое обширное регулирование содержит германская конституция.

Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, — бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.

Однако во многих конституциях право на образование по- прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:

«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.

Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».

Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством. Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения.

Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где ч. 2-4 § 1 ст. 24 в редакции 1988 г. установили:

«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.

Сообщество организует образование, которое является нейтральным.

Нейтральность предполагает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».

Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».

Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.

Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (59-я), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования». Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.

[3]

Что касается практики реализации конституционного права на высшее образование, то здесь сложилась немного другая ситуация, и именно отсюда можно перенять положительный опыт для России.

Читайте так же:  Расторжение договора дарения квартиры по соглашению сторон

С целью заимствования положительного опыта автором рассматривается возможность получения бесплатного высшего образования в Германии, Франции и в Скандинавских странах (Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии), которые рассматривают право на получение бесплатного высшего образования как условие построения социального государства.

Особый интерес представляет опыт США, которые занимают первое место в мире по количеству учащейся молодежи в высших учебных заведениях, а американская система высшего образования имеет ряд отличительных особенностей.

[2]

Следует отметить, что Конституция Германии не закрепляет права на получение бесплатного высшего образования, однако Рамочный закон о высшем образовании устанавливает бесплатность получения высшего образования с ограничением по сроку обучения.

Анализ системы высшего образования Франции позволяет нам сделать вывод о том, что государственное обеспечение права на бесплатное высшее образование является долгом государства. С введением в действие в 2000 г. Кодекса образования Франция явилась лидером в вопросах кодификации образовательного законодательства.

Анализ законодательства и систем образования ряда европейских стран позволяет сделать вывод о социальной направленности государственной политики этих стран в сфере высшего образования. На практике у населения имеется возможность получения бесплатного высшего образования. Однако в каждой стране существуют свои особенности, в том числе связанные с финансированием.

Несмотря на отсутствие в ряде стран конституционной нормы, закрепляющей бесплатность высшего образования, государства рассматривают высшее образование как инвестирование в коллективное будущее обществ и наций, а не только как образование отдельного человека. Государственная политика многих стран направлена на серьезную финансовую поддержку студентов, которая выражается в предоставлении кредитов, займов, выплате стипендий и пособий, предоставлении льгот на проживание и транспорт и др.

В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что финансирование образования осуществляется в первую очередь государством, и государство должно быть заинтересовано в максимальном доступе к бесплатному высшему образованию.

научная статья по теме РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ Государство и право. Юридические науки

Видео (кликните для воспроизведения).

Цена:

Авторы работы:

ЛЕВАНОВА ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ»

Социальное развитие общества

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Реализация права человека и гражданина на образование на уровне субъекта Российской Федерации — один из частных вопросов общей проблемы прав человека в современной России. Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законодательство субъектов Российской Федерации в сфере образования, нормы международного права являются организационной основой государственной политики в области образования.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Процесс реализации права на образование предполагает, что лицо приобретает знания, расширяет, углубляет свои познания в сфере науки, техники, культуры и также приобретает общее и профессиональное образование. В одном случае право на образование выступает как динамичный процесс, а в другом -речь идёт о достижении определённого уровня образованности. Реализация права на образование может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, как правило, в правоотношениях, но возможна реализация и вне правоотношений (самообразование).

Характерными чертами системы образования в субъектах Российской Федерации, отличающими их друг от друга, являются: особая система образовательных учреждений, различное качество образования, особенности управления образования, политика субъекта РФ в части обеспечения получения образова-

ния всеми жителями. Для примера рассмотрена деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования в субъектах Российской Федерации. Численность студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в России, государственных и негосударственных вузов по всем формам обучения в Российской Федерации1 и в субъекте — Чувашская республика2 составляло в 1995 г. -179, соответственно, в Чувашии — 154, а в 2005 г. — 419, соответственно — 494. Рост численности студентов произошёл за счёт расширения платной формы обучения в государственных вузах.

Пункт 3 ст. 43 Конституции РФ гласит: «Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Но в плане реализации конституционного права на высшее образование обеспечивается бюджетное финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях в расчёте: сто семьдесят студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в РФ.

Из приведённого видно, что увеличение числа студентов в Российской Федерации в 2,3 раза, а в Чувашской республике в 3,2 раза свидетельствует об увеличении общедоступности профессионального высшего образования за счёт расширения платной деятельности высшего учебного заведения. Трудно поверить в то, что материально-техническая база вузов за менее чем 10 лет возросла, то же самое можно сказать и в отношении численности профессорско-преподавательского состава. Численность

1 Россия в цифрах. 2006. Краткий стат. сборник / Росстат. М., 2006. С. 128.

2 Статический ежегодник Чувашской республики. 2006: Стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2006. С. 121-122.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2008. № 5(41)

профессорско-преподавательского состава в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в Российской Федерации в 2005/2006 учебном году составила — 322,1 тыс. человек, тогда как в 1995/1996 учебном году -239,2 тыс. человек, то есть темп роста всего лишь 35 процентов, а этот показатель в Чувашской республики соответственно — 1995/1996 -1639 человек, 2005/2006 — 3180 человек, численность увеличилась в 1,94 раза.

Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на высшее профессиональное образование в последнее десятилетие (1995-2005 гг.) требует дополнительного внимания со стороны Правительства России. Например, если в 1995 г. в среднем на 1 преподавателя государственного высшего учебного заведения в России приходилось 11 студентов, то в 2005 г. — уже 19 студентов; в Чувашской республике в 1995 г. — 13 студентов, а в 2005 г. — 20 студентов. Можно привести ещё один показатель по Чувашской республике: количество студентов на одного доктора наук, профессора — 1995 г. — 188 студентов, 2005 г. — 280 студентов; на одного кандидата наук, доцента соответственно — 28 и 44 студента. Встаёт вопрос о качестве образования. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 26 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») осуществляется государственной аттестационной службой и государственными органами управления профессиональным высшим образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законом Российской Федерации «Об образовании».

Читайте так же:  Пример перерасчета за горячую воду ненадлежащего качества

Полагаем, что государственные и негосударственные вузы должны чётко разделяться в условиях рынка (конкуренция вузов). Государственный вуз обязан выполнять государственный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональном образованием (контрольные цифры приёма) в пределах бюд-

жетных средств выделяемых государством в рамках реализации конституционных норм, а негосударственные вузы предоставляют на платной основе образовательные услуги, которые будут конкурировать на рынке труда со специалистами, подготовленными государственными вузами. На практике в государственных вузах число студентов, обучающихся на платной основе, превысило 50% и более от общего числа студентов, обучающихся за счёт средств федерального бюджета. Это ведёт к снижению конкурентоспособности государственных вузов. Следует пересмотреть такую тенденцию. В субъектах РФ, в государственных вузах проводить подготовку и обучение только за счёт федерального бюджета, обеспечивая конкурсность при приёме студентов и обеспечивая повсеместное исполнение государственных гарантий, законодательно установленных для населения.

Одним из условий рационального управления развития государственной высшей школы субъектов РФ является повышение научной обоснованности эффективного функционирования многопрофильной, сложной социально-экономической системы образования, стержнем которой является профессиональное высшее образование. Управление развитием высшего образования в субъектах РФ характеризуется отсутствием системности и учёта тактического и стратегического взаимодействия между высшими учебными заведения субъектов РФ, недооценкой создания равных условий и равной доступности для приобретения качественного образования в условиях постоянного роста контингента студентов, обучающихся на платной основе в государственных вузах без заметного роста профессорско-преподавательского состава и материальной базы. Недостаточное бюджетное финансирование государственной высшей школы субъектов РФ приводит к снижению качества образовательных услуг и поиску нетрадиционных источников финансирования, при котором научно-необоснованная коммерциализация может привести к усилению негативных явлений.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

Порядок реализации конституционного права на образование

Если смотреть глобально, то конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений, в том числе в сфере реализации права на образование, предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств.

Права человека — это его собственность, важнейшее достояние. Они выражают его жизненные потребности, а также отношения с другими людьми, обществом и государством, благодаря которым человек получает наибольшую свободу и возможность саморазвития.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.

Исходя из естественного характера права на образование, можно определить следующие его свойства. Оно является неотъемлемым, неотчуждаемым правом. Это подразумевает, что человек обладает правом на образование независимо от того, как это право интерпретировано в международном и национальном законодательстве. Человек не может передать это право обществу, государству, другому человеку или группе людей ни по договору, ни в силу закона, ни по какому другому основанию. Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» признают, что право на образование не даруется личности государством, а следовательно, не может быть ограничено или отобрано. Государство всецело принимает на себя обязательство признания данного права и обеспечения условий для его беспрепятственной реализации, путем создания механизма реализации данного права, который включает в себя систему образования и нормативную правовую базу.

Следует различать такие понятия, как реализация конституционно-правовых норм, гарантирующих конституционное право на образование, и реализация самого конституционного права на образование.

В теории права под реализацией норм права понимается деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения. Реализация права представляет собой особую стадию правового регулирования.

Нормы конституционного права, закрепляющие основное право на образование, могут быть реализованы в любой из вышеуказанных форм. При этом, если субъектами соблюдения, использования и исполнения данных норм являются граждане (физические лица), то в качестве субъектов применения данных конституционных норм могут выступать только уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления.

Так, каждый вправе использовать свое конституционное право на получение образования установленного уровня, каждый обязан соблюдать нормы, предписывающие воздерживаться от каких бы то ни было неправомерных ограничений данного права, все родители должны исполнить обязанность по обеспечению получения детьми общего образования. При этом уполномоченные органы государственной власти путем применения соответствующих норм права обеспечивают действующий механизм реализации конституционного права на образование.

В отличие от реализации норм конституционного права, закрепляющих конституционное право на образование, реализация гражданином самого конституционного права на образование представляет собой, по мнению Н. В. Витрука, регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Таким образом, рассматриваемые понятия соотносятся как общее к частному, т.е. реализация конституционного права на образование представляет собой лишь частную форму реализации нормы права.

Читайте так же:  Справка о временной нетрудоспособности сотрудника мвд бланк

Анализируя юридическую сущность права на образование сквозь призму классификации прав и свобод в соответствии с выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых они возникают и реализуются, можно отметить, что конституционное право на образование обладает свойствами, позволяющими отнести его к социальным, экономическим и к культурным правам. В связи с этим можно констатировать отсутствие единого мнения о месте права на образование в системе прав и свобод личности.

По нашему мнению, право на образование относиться к группе социально-экономических прав, поскольку уровень образования во многом определяет социальный статус, степень социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования является достижением социально-экономического развития общества.

Право на образование часто связывают с другим конституционным правом личности — правом на труд, поскольку оно делает возможным доступ к трудовой деятельности и к занятию определенных должностей. Именно в этом происходит юридическое объединение права на образование с правом на труд.

Право на образование непосредственно или косвенно связано с такими свободами, как свобода слова, свобода мысли, свобода совести и т.п., ведь речь идет о праве думать независимо, иметь свой взгляд на мир, собственные убеждения, излагать их и отстаивать. Осознать и оценить окружающую действительность, определить свое место в ней человек может только через процесс познания, который происходит в рамках образовательной системы. Также очевидна связь права на образование и свободы литературного, научного, технического и других видов творчества.

Несмотря на то, что право на образование закреплено в нормах международного права, Конституции Российской Федерации, оно является небезграничным и имеет определенные пределы.

Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование

Согласно ст. 43 Конституции РФ, право на образование является элементом системы прав и свобод человека. К образовательным правам относятся право на дошкольное образование, право на начальное образование, право на получение объективной оценки своих знаний и умений со стороны педагога (преподавателя), право на перевод из одного образовательного учреждения в другое, право на получение документа об образовании определенного уровня при условии выполнения учебного плана и т.д. В современный период проблемы прав обучающихся, студентов, педагогов особенно актуальны и значимы как в научном, так и в практическом отношениях и требуют специального изучения.

Болонский процесс как сближение систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования начал свое мировое шествие в 1999 году. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года, и в течение почти десяти лет основы отечественного образования подвергаются тектоническим сдвигам, как в области формы, так и содержания.

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году на встрече министров образования в Берлине, обязавшись с 2010 года внедрять у себя принципы Болонской декларации: двухуровневую систему высшего образования (бакалавры и магистры); зачетные единицы (кредиты), позволяющие количественно выражать знания студентов с целью сравнения этих знаний, в том числе и применительно к разным странам, обеспечивая тем самым мобильность в Европе студентов, а затем и рабочей силы.

Серьезные проблемы встают перед нашей страной в связи со вступлением в ВТО. Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне.

Для полноценного участия в Болонском процессе Россия предпринимает ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:

  • — двухуровневой системы высшего профессионального образования;
  • — системы зачетных единиц для признания результатов обучения;
  • — сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;
  • — внутривузовских систем контроля качества образования — и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению, и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

С введением новых образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда.

Проблем все еще масса. Болонская (теперь уже и российская) система предлагает для студентов два уровня обучения. Студенты сначала учатся как бакалавры. По русскому толковому словарю: «бакалавр» — «лицо, окончившее среднюю школу». Это «лицо, окончившее среднюю школу», продолжает оставаться таковым и в вузе еще в течение трех лет (в Европе) или четырех лет (в России), так как в вузе ему преподаются не специальные, а общеобразовательные предметы: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и т.п. Если это «лицо, окончившее среднюю школу», захочет все-таки, затем приобрести диплом о высшем образовании, оно должно поступить в магистратуру, сдав туда вступительные экзамены и платя за обучение немалые деньги. В магистратуре студент учится в течение двух лет: изучает специальность и, сдав выпускные экзамены, получает диплом о высшем специальном образовании, чтобы (как говорится в толковом словаре о том, кто такой «магистр») стать «должностным лицом», войти в «совокупность чинов в буржуазном государстве».

Болонская (а ныне и российская) система приспособлена к тому, чтобы обслуживать общество с рыночной экономикой, в котором имеется два уровня населения: наемные рабочие и работодатели (собственники-капиталисты). Между ними имеется прослойка — управленцы (менеджеры, директора и т.п.), которые, с одной стороны, являются наемными работниками. А с другой — представляют интересы работодателей-собственников. Они как раз и есть те «должностные лица», та самая «совокупность чинов в буржуазном государстве», для которых и предназначена магистратура, обеспечивающая их дипломами о высшем специальном образовании.

Разумеется, работодатель (собственник) тоже в состоянии заплатить за высшее образование и получить диплом. Но он обычно сам не работает (если он не очень мелкий собственник), — работают нанятые им управленцы, на которых работодатель часто и возлагает свою вину за эксплуатацию наемных рабочих. Что касается наемных рабочих (пролетариев — без собственности), то высшее специальное образование им, получается, не нужно. В случае безработицы они ищут именно работу, а не специальность. Им часто придется менять место работы, но не специальность. Им достаточно и бакалавриата, в котором преподают общеобразовательные дисциплины. По Конституции РФ, высшее образование не является обязательным, — в вузе поэтому можно и не учиться (если к тому же у тебя нет денег): это твое личное дело.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом

Соотношение наемных рабочих, с одной стороны, и работодателей вместе с их управленцами — с другой, в Европейском Союзе примерно 80 % бакалавров дальше в магистратуре не учатся — отправляются работать, а в магистратуре остаются учиться только 20 % студентов. В Европе уже проведена соответствующая специализация вузов. Например, в Венгрии бывшие педагогические институты теперь стали специализироваться на обучении бакалавров (в течение трех лет), и называются они уже не институтами, а школами, по-английски: колледжи (College). Закончившие колледж бакалавры, если они хотят учиться дальше и если их финансовые возможности (возможности их родителей) позволяют, переезжают в другой вуз, где обучаются не только бакалавры, но и магистры. В Венгрии такими вузами остались Будапештский, Сегедский, Печский и Дебреценский университеты. В настоящее время вузы (точнее — колледжи), которые обучают бакалавров, в Венгрии присоединяются к четырем названным университетам и перестают существовать.

В России этот промежуточный этап пропускается, вуз, который должен бы обучать бакалавров, сразу объявляется «неэффективным» и присоединяется к «эффективным» вузам, в которых учатся и бакалавры, и магистры. Производится монополизация высшего образования (который теперь дает прибыль), характерная для современного капитализма (с сокращением конкуренции и ухудшением результатов работы).

Преподавателям по Болонской системе работать легче. Когда вместо 25 человек из группы в аудитории сидит 1-2 студента, тем более, когда не сидит ни одного студента, то преподавателю, как он сам признается, хуже не становится. Единственное, о чем иногда сожалеет преподаватель: он пришел на занятие, а студентов нет; если бы он заранее знал об этом, то он не приходил бы. В современном частнособственническом обществе каждый делает свое дело. Дело студента — ходить или не ходить на занятия, а дело преподавателя — преподавать, если студент пришел, или не преподавать, если не пришел. Однако для российских преподавателей, воспитанных в традициях советской школы, подобные отношения все еще кажутся анормальными.

Введение новой системы образования не только высшего, но в особенности среднего, подвергается в настоящее время резкой критике. Критикует новую систему, прежде всего старшее поколение, которое еще помнит советскую систему. При этом, критикуя, недоумевают: зачем надо было менять образование, ведь все в образовании было так хорошо. Критики часто не понимают, что теперь в России новый социально-экономический строй (капитализм, рыночная экономика), требующий и новой системы образования, так как старая система образования, обслуживавшая социализм, не подходит к новой системе. И то, что сейчас в России новая система среднего и высшего образования, совершенно оправдано.

Академическая мобильность и признание дипломов в любых вузах стран — участниц Болонского процесса в перспективе может играть очень положительную роль. С перестройкой системы образования выпускники наших вузов получат право работать в десятках стран Европы. Обмен опытом, возможность трудоустройства где угодно без процедуры подтверждения диплома — это важные моменты Болонской декларации. Однако, здесь немало подводных камней. Например, академизм, гуманитаризация образования — одно из самых больших достижений русской высшей школы. Наша вузовская подготовка сильна традициями: большими аудиторными нагрузками, высоким уровнем контроля над студентами, добротными методиками. На Западе господствует другой принцип — прагматизм. Однако даже в элитных вузах Англии и США (например, в Оксфорде и Стенфорде) профессорский состав часто жалуется на то, что узкая профессионализация вытесняет универсализацию.

Болонской конвенцией предполагается слияние образования и научных исследований, когда студенты вуза не только изучают определенные учебные дисциплины, но и ведут научные исследования, которыми руководят преподаватели вуза. Это означает, что получение ученой степени становится продолжением образования, что в значительной мере изменяет методы работы и студента, и преподавателя, а также повышает требования к первому и второму. В сложившейся российской практике получение ученой степени не означает продолжение образования. Так что, пока западная и российская системы образования работают в разных режимах, а механизм их согласования не выработан.

Болонским соглашением предусматривается полная самостоятельность вузов в составлении набора изучаемых в них дисциплин и их программ. В западной системе образования такой подход сложился исторически и является нормой. Кроме того, западные вузы обладают значительной автономией от государственных органов — здесь сильна роль общественности. Российская система образования всегда находилась под жестким государственным контролем. Министерству образования принадлежит решающая роль в управлении делами образования, в составлении государственных стандартов преподавания различных дисциплин, в составлении и утверждении программ кандидатских экзаменов и так далее. Если сейчас российские вузы сразу получат самостоятельность подобную западной, то, как они поведут себя в отсутствии такой традиции и каковы будут последствия — предсказать трудно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, мы видим, что проблем и трудностей на пути реализации Болонского процесса очень много. Включение в систему реформирования образования этих целей неизбежно сталкивается не только с трудностями адаптации российского менталитета к названным нововведениям, но и с трудностями финансово-экономического порядка, что обусловливает изменение отношения к образовательной сфере (в том числе и с точки зрения капиталовложений в нее). Впереди перед Россией стоят сложнейшие задачи по: формированию проектов ФГОС совместно с работодателями; созданию методологии механизма экспертизы перед их утверждением; совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов. Разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня; разработке положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

Источники


  1. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  2. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  3. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
  4. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
  5. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
Проблемы реализации конституционного права на образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here