Признание дома непригодным для проживания судебная практика

Полная информация на тему: "Признание дома непригодным для проживания судебная практика" от профессионалов для людей понятным языком.

О признании квартиры непригодной для проживания. Решение от 02 февраля 2012 года №. Московская область.

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд в составе: председательствующего судьи Гулиной *.*., при секретаре Москвичевой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко *.*., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Яценко *.*., по иску Галкина *.*., действующего в своих интересах несовершеннолетней Галкиной *.*., к Администрации муниципального образования «Городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района » о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить жилое помещение,

Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГ, квартира по адресу: , в которой зарегистрированы истцы со своими несовершеннолетними детьми, стала непригодной для проживания. ДД.ММ.ГГ

комиссией по обследованию жилого помещения было составлен акт, согласно которому вышеуказанное жилое помещение было признано непригодным для проживания в текущем состоянии, было рекомендовано произвести ремонт жилого помещения. Между тем, истцы утверждают, что проведение ремонта не целесообразно, поскольку квартира находится в очень плохом состоянии, дом признан ветхим.

Истцы просят суд признать вышеуказанное жилое помещение не пригодным для проживания, обязать ответчика предоставить другое благоустроенное жилое помещение.

Истцы в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика (по доверенности Добряков *.*.) в судебное заседание явился, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что согласно акту квартира подлежит ремонту. включен в муниципальную программу «Переселение граждан из и аварийного жилищного фонда», ориентировочные сроки его расселения могут быть известны после заключения инвестиционных контрактов на строительство жилых домов.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального

вреда: прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В судебном заседании установлено, что в по адресу: , корпус 1, постоянно зарегистрированы: Яценко *.*., которая является ответственным квартиросъемщиком, Яценко *.*., Галкина *.*. и Галкин *.*. (л.д. 9).

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ в указанной квартире произошел пожар, в результате которого в квартире обгорели помещение санузла, кухня, коридор, обгорели входные двери комнат, закоптились все помещения квартиры, частично обрушилось перекрытие в помещении кухни (л.д. 16).

Из акта комиссии в составе главного инженера техника-смотрителя, инженера, составила акт о том, что ДД.ММ.ГГ в вышеуказанном доме произошел пожар. Из заключения комиссии усматривается, что согласно распоряжению Главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГ № , подлежит сносу. Поэтому ремонт квартиры экономически нецелесообразен. К проживанию квартира не пригодна (л.д. 17).

В материалах дела имеется Решение Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГ, утверждена муниципальная адресная программа реконструкции и развития микрорайонов (приложение 1), согласно которой вторым этапом программы будет снос ветхих домов, в том числе и

Однако, согласно выводам акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГ, вышеуказанное жилое помещение в текущем состоянии непригодно для проживания. Необходимо произвести ремонт жилого помещения. Рекомендовано балансодержателю помещения

ОАО «ЛГЖТ» провести ремонт квартиры (л.д. 18).

Пункт 38 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГN47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции“ устанавливает, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Для определения пригодности спорной квартиры для проживания, определением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ назначена судебно-строительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту эксперту представлены вопросы.

Согласно выводам экспертизы:

по первому вопросу: , расположенная по адресу: , не соответствует основным требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

по второму вопросу: в указанном жилом помещении ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом

или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований имеются;

по третьему вопросу: при проведении натурных исследований было установлено, что возможность проведения капитального ремонта квартиры имеется. Реальная стоимость приведения квартиры в состояние, пригодное для проживания в соответствии с нормативными документами в по адресу: , представлена в локальной смете (Приложение 2). Перечень работ не включает в себя работы по устройству отделки квартиры. Также в стоимость не включены работы по приведению в соответствующее состояние наружных ограждающих конструкций всего дома. Исходя из общего состояния дома и стоимости капитального ремонта квартиры, эксперт считает проведения в данном помещении ремонта не целесообразным;

по четвертому вопросу: объем и стоимость необходимых работ указаны в смете (Приложение 2). Стоимость приведения квартиры в состояние, пригодное для проживания, по составленной смете составляет

Суд не находит оснований усомниться в результатах исследования, проведенного в ООО «Независимый центр экспертизы и оценки», так как эксперт, проводивший экспертизу, имеет соответствующее образование и квалификацию, был предупрежде ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Читайте так же:  Под предпринимательством понимается любая деятельность приносящая доход

Из п.п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ усматривается, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет,

за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Учитывая, что приведение квартиры в состояние, пригодное для проживания в соответствии с нормативными документами в вышеуказанной квартире возможно, однако исходя из общего состояния дома и стоимости капитального ремонта квартиры несоразмерны, проведение в данном помещении ремонта нецелесообразно, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме, признать жилое помещение по адресу: , непригодным для проживания; обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района » предоставить Яценко *.*., несовершеннолетней Яценко *.*., ДД.ММ.ГГ года рождения, Галкину *.*., несовершеннолетней Галкиной *.*., ДД.ММ.ГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах городского поселения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования удовлетворить.

Признать жилое помещение по адресу: , — непригодным для проживания.

Обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района » предоставить Яценко *.*., несовершеннолетней Яценко *.*., ДД.ММ.ГГ года рождения, Галкину *.*., несовершеннолетней Галкиной *.*., ДД.ММ.ГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах городского поселения общей площадью на одного

человека не менее нормы предоставления.


Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Верховный Суд России разъяснил применение законодательства при рассмотрении споров в отношении ветхого жилья

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года утвержден Обзор судебной практики по делам данной категории, в котором освещены некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов (далее – Обзор).

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии в Обзоре указано на необходимость проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Также, удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

В Обзоре приведены и правовые позиции в сфере обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Так, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Правильной признана практика судов, учитывающих, что в случае, если признанный аварийным и подлежащим сносуесли многоквартирный дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

А при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

В Обзоре также разъяснено, что возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, судам необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Читайте так же:  Продажа квартиры приобретенной на средства материнского капитала

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Требования органа местного самоуправления о выселении нанимателя и членов его семьи из аварийного жилого помещения не могут быть удовлетворены, если будет установлено, что предлагаемое для переселения жилое помещение не отвечает уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте, или может привести к ухудшению жилищных условий.

Решение суда о признании жилого помещения непригодным для проживания № 2-3355/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд в составе:

Председательствующего судьи Савченко Е.А.,

при секретаре ФИО3

представителя истца по доверенности ФИО4

Представителя ответчика Администрации

[1]

по доверенности ФИО5

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации о признании жилого помещения непригодным для проживания,

В судебном заседании истец, представитель истца, исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные доводы.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

[2]

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу на Администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах , отвечающее санитарно-техническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 17,7 квадратных метра.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Администрацией уведомлением №от ДД.ММ.ГГГГ. во исполнение решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. предложена комната 27, общей площадью 22,41 кв.м. в восьмикомнатной коммунальной .

Согласно представленного истцом технического заключения ООО «Независимая экспериза и оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ. техническое состояние комнаты № в коммунальной по ул. в , по состоянию на день осмотра, не соответствует техническим и санитарным требованиям, противопожарным нормам.

Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. (ч.2, 3 указанной статьи).

В силу части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.

Так, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.

Согласно п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным, а многоквартирного дома — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 13, 15, 32).

Во исполнение вышеуказанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Читайте так же:  Получение гражданства рф по четырехстороннему соглашению

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

— о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

— о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

— о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

— о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительности власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Сведения о признании в установленном законом порядке вышеуказанного жилого дома, аварийными и подлежащим сносу или реконструкции, спорной комнаты в указанной квартире непригодной для проживания в деле отсутствуют.

Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Между тем, оценив представленные материалы дела, дав им оценку в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что городской межведомственной комиссией решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для признания жилого помещения – комнаты № в ул. непригодным, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик указанного жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями не принималось.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает. В связи с вышеизложенным, суд полагает необходимым в требованиях отказать в полном объеме.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, суд в соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ полагает необходимым в требованиях истца о взыскании в его пользу судебных расходов в виде расходов на оплату услуг специалиста отказать в полном объеме.

[3]

Руководствуясь ст.ст.194-197 Гражданского процессуального кодекса РФ,

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации о признании жилого помещения непригодным для проживания отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд .

Судья Савченко Е.А.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения о возложении обязанности, ссылаясь на то, что дд.мм.гггг обратилась к ответчику с письменным заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», с приложением необходимы.

истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что дд.мм.ггггг. она обратилась с письменным заявлением в Министерство социальной защиты населения о присвоении звания «Ветеран труда». К заявлению приложила пакет необходимых документов, подтв.

Решение Верховного Суда РФ от 27.03.2015 N АКПИ15-166

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 27 марта 2015 г. N АКПИ15-166

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Р. о признании частично недействующим пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47,

согласно пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Гражданка Р. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 47 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта предписывают комиссиям императивно принимать исключительно одно из решений, что противоречит статьям 2 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает ее жилищные права. При установлении факта аварийного состояния принадлежащего ей жилого помещения она не может воспользоваться правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте так же:  Трудовой спор подсудность по месту жительства работника

Р. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 марта 2015 г. N СП-П9-1500).

Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (статья 5).

Статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Положение).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 6 февраля 2006 г., N 6, «Российской газете» 10 февраля 2006 г., N 28.

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания согласно пункту 33 данного Положения является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.

Пункт 47 Положения содержит варианты формулировок заключений, выдаваемых межведомственной комиссией. Оспариваемые нормы данного пункта Положения не предусматривают возможности произвольного принятия решения межведомственной комиссией и соответствуют нормам жилищного законодательства. Так, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставляя сотруднику, имеющему стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливает, что единовременная социальная выплата предоставляется при определенных условиях, в частности, если сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Содержащиеся в пункте 47 Положения варианты формулировок заключений, которые выдаются межведомственной комиссией, относятся к порядку признания жилого помещения непригодным для проживания, принятого на основании статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие права Р., указанные в заявлении.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Р. о признании частично недействующим пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Верховный Суд России разъяснил применение законодательства при рассмотрении споров в отношении ветхого жилья

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года утвержден Обзор судебной практики по делам данной категории, в котором освещены некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов (далее – Обзор).

Читайте так же:  Признается ли недвижимостью в законодательстве рф предприятие

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии в Обзоре указано на необходимость проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Также, удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

В Обзоре приведены и правовые позиции в сфере обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Так, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Правильной признана практика судов, учитывающих, что в случае, если признанный аварийным и подлежащим сносуесли многоквартирный дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

А при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

В Обзоре также разъяснено, что возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, судам необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования органа местного самоуправления о выселении нанимателя и членов его семьи из аварийного жилого помещения не могут быть удовлетворены, если будет установлено, что предлагаемое для переселения жилое помещение не отвечает уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте, или может привести к ухудшению жилищных условий.

Источники


  1. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  2. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  3. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
  4. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
  5. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
Признание дома непригодным для проживания судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here