Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление

Полная информация на тему: "Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление" от профессионалов для людей понятным языком.

Примерная форма соглашения о примирении сторон (административное судопроизводство) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Соглашение о примирении сторон (административное судопроизводство)

[ место подписания соглашения ]

[ число, месяц, год ]

[ Ф. И. О. и паспортные данные, ИНН (для ИП)/полное наименование организации, ИНН/ОГРН, Ф. И. О. и должность представителя, документ, подтверждающий его полномочия, адрес регистрации, адрес для корреспонденции ], именуемое в дальнейшем «Административный истец», с одной стороны и

[ Ф. И. О. и паспортные данные, ИНН (для ИП)/полное наименование организации, ИНН/ОГРН, Ф. И. О. и должность представителя, документ, подтверждающий его полномочия, адрес регистрации, адрес для корреспонденции ], именуемое в дальнейшем «Административный ответчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Настоящее соглашение заключается Сторонами на основании статьи 137 Кодекса административного судопроизводства РФ в целях устранения спора, явившегося причиной предъявления исковых требований Административного истца к Административному ответчику, возникших в связи с [ указать суть спора, например, оспариванием результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Административному истцу на праве собственности ], при том понимании, что: [ кратко описать суть спора ].

2. [ Подробно описать согласованные сторонами сведения об условиях, на которых они пришли к примирению ].

3. Настоящее соглашение подписано [ число, месяц, год ] в Российской Федерации, городе [ вписать нужное ] и подлежит утверждению [ наименование суда ] в порядке, предусмотренном статьей 137 Кодекса административного судопроизводства РФ.

4. Настоящее соглашение о примирении заключено в трех экземплярах на русском языке, которые имеют равную юридическую силу. По одному экземпляру настоящего соглашения подлежит передаче каждой из Сторон, а оставшийся экземпляр подлежит приобщению к материалам дела N [ значение ].

5. К Сторонам по настоящему соглашению применяется право РФ. Толкование настоящего соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Судебные расходы распределяются между Сторонами в следующем порядке: [ вписать нужное ].

7. Последствия прекращения производства по делу в связи с заключением соглашения о примирении Сторонам разъяснены и понятны.

1) Копии документов, подтверждающих полномочия представителей Сторон на подписание соглашения о примирении.

[ подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего соглашение ]

[ подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего соглашение ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма соглашения о примирении сторон (административное судопроизводство)

Разработана: Компания «Гарант», апрель 2016 г.

Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление

Статья 137. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

1. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

2. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

4. Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

5. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе части 1 настоящей статьи, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

6. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.

7. На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

8. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

9. Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 настоящего Кодекса.

Установление истины по делу как цель уголовного судопроизводства (на примере прекращения дела в связи с примирением сторон) (Ларионова А.А.)

Дата размещения статьи: 10.05.2015

Так, по мнению В.А. Лазаревой, истина не является целью доказывания, поскольку в условиях состязательности суд при принятии решения основывается на вероятных данных или на соглашении сторон .
———————————
Лазарева В.А. Проблемы доказывания в современном уголовном процессе России: Учеб. пособие. Самара, 2007.

Однако многие процессуалисты не согласны с этой точкой зрения.
М.С. Строгович обращал особое внимание на то, что, «если истина по уголовному делу не найдена, если преступление не раскрыто и преступник не изобличен. это значит, что следствие и суд не справились со своей задачей, допустили серьезное нарушение законности» .
———————————
Строгович М.С. Курс уголовного процесса. М., 1958. Т. 1. С. 329.

Читайте так же:  Сроки выдачи лицензии на приобретение гладкоствольного оружия

З.З. Зинатуллин отмечал, что «познание внешнего и внутреннего механизма преступления и есть не что иное, как познание истины по конкретному уголовному делу», «истина и только истина, правда должна лежать в основе такого акта правосудия, каковым является судебный приговор» .
———————————
Зинатуллин З.З. Проблема истины в современной уголовно-процессуальной науке // URL: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/st/zinatullin.htm.

Н.В. Жогин говорил о направленности уголовного судопроизводства на достижение объективной истины: «Цель доказывания — познание всех существенных обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по уголовному делу. Изменяется и совершенствуется сам процесс доказывания в советском уголовном процессе, его правовое регулирование: расширяется круг допустимых следственных (судебных) действий, уточняющий их цели и задачи, улучшается порядок проведения действий, применения технических средств и др., но цель доказывания — достижение истины — остается неизменной» .
———————————
Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. М., 1973. С. 116.

Уже в наши дни А.М. Багмет обоснованно заявляет, что «принцип установления объективной истины — исторически сложившаяся доктрина в науке уголовного процесса, которая на протяжении всех этапов развития отечественного уголовно-процессуального законодательства подтверждала свою состоятельность и необходимость законодательного закрепления. Установление объективной истины должно быть нормативным идеалом для уголовного процесса и выражаться в обязательности установления истины по каждому уголовному делу. Вопрос об объективной истине — это и вопрос об уровне культуры правосознания следователей и судей. Их правосознание и практика должны опираться на объективную истину» .
———————————
Багмет А.М. Роль следователя в установлении объективной истины при расследовании преступлений // Рос. следователь. 2013. N 16. С. 4 — 7.

По мнению Г.А. Печникова, при отказе от объективной истины уголовный процесс неизбежно утрачивает необходимые для него определенность, стабильность, принципиальность. Лишается процесс и процессуальной самостоятельности, стойкого иммунитета, ориентированного на объективность, легко становясь орудием субъективизма и произвола, как и законные права личности в уголовном судопроизводстве. Утративший научные ориентиры процесс теряет и нравственные ориентиры. Все становится относительным, вседозволенным, и следователь, судья легко могут впасть в правовой нигилизм .
———————————
Печников Г.А. Диалектические проблемы истины в уголовном процессе: Дис. . д-ра юрид. наук. Волгоград, 2005.

Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе России находится законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу» . В пояснительной записке к нему указывается, что реализация назначения уголовного процесса невозможна без выяснения обстоятельств уголовного дела, таких, какими они были в действительности, т.е. без установления по делу объективной истины. Принятие итогового решения на основании недостоверных данных может привести к неправильной уголовно-правовой оценке деяния, осуждению невиновного или оправданию виновного. Таким образом, ориентированность процесса доказывания по уголовному делу на достижение объективной истины — необходимое условие правильного разрешения уголовного дела и отправления справедливого правосудия.
———————————
URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=440058-6&02.

Н.А. Подольный указывает, что процессуальное решение имеет ценность лишь в том случае, если оно основано на истине. Однако, как отмечает автор, ситуация, когда все участники уголовного процесса нацелены на познание истины по уголовному делу, — это некая «всеобщая гармония», «идиллия» .
———————————
Подольный Н.А. Методологическое и идеологическое значение проблемы истины в уголовном процессе // Рос. судья. 2012. N 8. С. 22 — 25.

Конечно, не вызывает сомнений искреннее желание следователя и судьи установить истину. Но это обусловлено прежде всего тем, что их основной задачей является вынесение справедливых решений. Одно из требований к выносимому приговору — требование справедливости. Установление истины по делу становится промежуточной целью, достижение которой необходимо для того, чтобы можно было вынести справедливый приговор. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством возможно вынесение справедливого решения и без установления истины по делу . В качестве примера Н.А. Подольный приводит прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, в том числе в связи с примирением сторон. Автор указывает, что в таком случае решение выносится не на основании установления истины, а по причине примирения сторон. Позволим себе не согласиться с такой точкой зрения.
———————————
Там же.

Согласимся с Н.В. Жогиным в том, что «следователь и суд должны познать то, что имело место в действительности, то есть познать конкретное преступление как определенную совокупность фактических признаков деяния в их действительной правовой значимости, в которой и выражена их общественно-политическая сущность» . Этого же мнения придерживается Е.А. Доля: «Несмотря на то что понятие «истина» в действующем УПК РФ не упоминается, это не означает, что деятельность по доказыванию не преследует цели ее установления. Без достижения указанной цели уголовное судопроизводство не решит ни одну из задач, связанных со своим назначением (ст. 6 УПК)» .
———————————
Теория доказательств в советском уголовном процессе. С. 123.
Доля Е.А. Содержание истины, устанавливаемой в уголовном судопроизводстве // Законность. 2013. N 11. С. 3 — 9.

Однако есть и отрицательные примеры: большинство уголовных дел не содержит каких-либо процессуальных и иных документов, которые бы подтверждали факт добровольности примирения и возмещения вреда. В ряде случаев уголовные дела прекращались несмотря на имеющиеся в законе запреты.
Например, следователем Ишимского УВД было прекращено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ в отношении А., имевшего непогашенную судимость. Таким образом, уголовное дело было прекращено в отношении лица, не впервые совершившего преступление, что прямо противоречит требованиям ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ. Кроме того, в материалах уголовного дела не содержится отдельного заявления потерпевшей о прекращении уголовного дела (факт примирения она подтвердила лишь в ходе очередного допроса) .
———————————
Уголовное дело N 200304049/19 // Там же.

Прекращая уголовное дело, следователь следственного управления при УВД Тобольска указал в постановлении о прекращении уголовного дела, что вред от преступления возмещен полностью, хотя в заявлении потерпевшего вообще не упоминался факт возмещения вреда . Вместе с тем ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ четко закрепляют, что прекращение уголовного дела возможно лишь в случае заглаживания причиненного вреда. Законодатель не предусматривает альтернативы: нет, например, возможности «прощения долга», как в ГК РФ (ст. 415). Кроме того, согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» под заглаживанием вреда для целей ст. 76 УК РФ следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего. Способы заглаживания вреда, которые должны носить законный характер и не ущемлять прав третьих лиц, а также размер его возмещения определяются потерпевшим. На наш взгляд, как уже было сказано, факт возмещения вреда должен быть обязательно подтвержден документально.
———————————
Уголовное дело N 200203792/23 // Там же.
Бюл. Верховного Суда РФ. 2013. N 8.

Читайте так же:  Профессиональный стандарт методиста дополнительного образования

Представляется, что прекращение уголовного дела за примирением сторон должно происходить по следующей схеме: 1) возбуждение уголовного дела; 2) сбор, проверка, оценка доказательств; 3) привлечение лица в качестве обвиняемого (в случае осуществления уголовного расследования в форме предварительного следствия); 4) прекращение уголовного дела (при поступлении заявлений сторон о примирении). Установление объективной истины должно быть нормативным идеалом для уголовного процесса и выражаться в обязательности установления истины по каждому уголовному делу независимо от того, направляется ли оно в суд или прекращается по какому-либо из оснований.

Примирение сторон в административных делах

Согласно статье 137 КАС РФ примирение сторон возможно при соблюдении определенных условий. Так, примирение может касаться только прав и обязанностей сторон как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно только в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Ранее ГПК РФ также содержал положения, устанавливающие права сторон окончить дело мировым соглашением (статья 39 ГПК РФ).

Вместе с тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказал позицию о невозможности заключения мирового соглашения сторонами в делах, возникающих из публичных правоотношений (пункт 27 постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Это связано с тем, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в случаях оспаривания постановлений, действий (бездействия) госорганов, их должностных лиц, государственных служащих судом проверяется их законность, поэтому на решение данного вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом.

Несмотря на вступление в силу КАС РФ, актуальность приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации сохраняется и в настоящее время.

В то же время следует отметить, что законодательство об исполнительном производстве Российской Федерации предусматривает иные механизмы урегулирования споров.

Так, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» наделяет главных судебных приставов территориальных органов ФССП России, а также старших судебных приставов правом отменять или изменять не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц территориальных органов ФССП России (пункт 2 статьи 9 и пункт 2 статьи 10).

Необходимо отметить, что заключение мирового соглашения в интересах Службы предусмотрено Положением об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, утвержденным приказом ФССП России от 11.01.2016 N 1 (пункт 5.1).

Вместе с тем, данный порядок применяется только в рамках рассмотрения судами исковых заявлений, вытекающих исключительно из материально-технического направления деятельности Службы, и не связан с оспариванием постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалоб

КАС РФ значительно, по сравнению с ГПК РФ, ужесточил требования к содержанию и форме процессуальных документов.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 299 КАС РФ лицо, подающее апелляционную жалобу, обладающее государственными или иными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалоб и приложенных к ней документов заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Несоблюдение указанных требований является основанием для оставления апелляционной жалобы без движения и последующего ее возвращения в случае невыполнения указания судьи о предоставлении доказательств направления другим лицам (статья 300 КАС РФ).

Так, суды отдельных субъектов Российской Федерации (например, Кировской области), применяя положения статьи 299 КАС РФ, требуют представить не только доказательства направления копий апелляционной жалобы, но и доказательства вручения лицам, участвующим в деле, указанных документов.

Несомненно, критерии оценки таких способов будут формироваться судами еще длительное время.

Принятие и рассмотрение судами административных исковых заявлений, содержащих требования о взыскании убытков и компенсации морального вреда

Поскольку КАС РФ действует незначительный период времени и в настоящий момент отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений, важное значение, с точки зрения практического применения КАС РФ, имеет для Службы названное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015.

Несмотря на детальное регламентирование отдельных процессуальных вопросов, Постановление в ряде случаев допускает их расширительное толкование.

Необходимо отметить, что до вступления в силу КАС РФ складывалась отрицательная для Службы судебная практика рассмотрения в рамках одного процесса так называемых «смешанных» исков, содержащих требования административного и искового характера.

В то же время положениями главы 25 ГПК РФ (в настоящее время главы 22 КАС РФ) и 24 АПК РФ предусмотрен специальный порядок разрешения административных дел.

Например, срок для обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Общий срок исковой давности по требованиям имущественного характера составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Читайте так же:  Последствия прекращения производства по делу о банкротстве

На практике заявители, пропустившие десятидневный срок для обжалования, предъявляют в пределах общего срока исковой давности исковые требования о взыскании убытков, содержащие требование об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

В связи с тем, что срок общей исковой давности не истек, суды принимают к производству названные исковые заявления и рассматривают их, несмотря на пропуск истцами специального срока, установленного процессуальным законодательством для оспаривания действий (бездействия) должностного лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации поддержал в Постановлении приведенную практику судов.

Так, пункт 1 Постановления содержит разъяснение о том, что в случае, если от разрешения требований об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 137. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

Статья 137. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

См. комментарии к статье 137 настоящего Кодекса

1. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Информация об изменениях:

Статья 137 дополнена частью 1.1 с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

2. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

Информация об изменениях:

Статья 137 дополнена частью 2.1 с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ часть 4 признана утратившей силу с 25 октября 2019 г.

4. Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ часть 5 признана утратившей силу с 25 октября 2019 г.

5. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе части 1 настоящей статьи, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ часть 6 признана утратившей силу с 25 октября 2019 г.

6. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ часть 7 признана утратившей силу с 25 октября 2019 г.

7. На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ часть 8 признана утратившей силу с 25 октября 2019 г.

8. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ часть 9 признана утратившей силу с 25 октября 2019 г.

9. Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Статья 137 дополнена частью 10 с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

>
Предварительное судебное заседание
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Читайте так же:  Субсидиарная ответственность в исполнительном производстве

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) — это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды» предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

[2]

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Читайте так же:  Оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 137 КАС РФ. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 137 КАС РФ. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

    [3]

    1. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

    2. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

    3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

    4. Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

    5. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе части 1 настоящей статьи, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

    6. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.

    7. На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

    8. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

    9. Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 настоящего Кодекса.

    Комментарии к статье 137 КАС РФ, судебная практика применения

    В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

    Соглашение о примирении по делам об оспаривании решений, действия органов публичной власти, связанных с проведением публичных мероприятий

    В случае оспаривания предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях стороны вправе до дня проведения публичного мероприятия согласовать спорные параметры его проведения и иные условия, заключив соглашение о примирении (статья 137 КАС РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Заключение соглашения о примирении в административных делах об оспаривании отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия не допускается (часть 1 статьи 137 КАС РФ).

    Источники


    1. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

    2. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

    3. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
    4. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
    5. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
    Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here