Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации

Полная информация на тему: "Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации" от профессионалов для людей понятным языком.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

[2]

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Правила внутреннего контроля

В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

1. Общие положения

Настоящие Правила внутреннего контроля (далее — Правила) разработаны с учетом тре­бований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (да­лее — ПОД/ФТ):

— Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями) (далее — Федеральный закон);

— постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Требования к Правилам);

— постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положе­ния о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

— постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требо­ваниях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутрен­него контроля и программ его осуществления» (далее – Постановление № 715);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осу­ществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противо­действия легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путем и финансиро­ванию терроризма» (далее – Положение о требованиях к обучению);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 31.08.2009 № 103 « Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее — Приказ № 103);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 № 245 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мони­торингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» (далее – Инструкция);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее – Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей);

— и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер­роризма.

Правила внутреннего контроля являются документом, который:

а) регламентирует организационные основы работы ООО «Мирада», направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;

б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников ООО «Мирада» в целях осуществления внутреннего контроля;

в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Настоящие Правила включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее — программа организации внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее — программа идентификации);

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом»О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно — Федеральныйзакон, программа по приостановлению операций (сделок));

[3]

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации);

Читайте так же:  Расторжение договора по взаимному соглашению сторон образец

ПОД/ФТ115 — это специальный проект Юридической компании «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») ( www.idekart.ru ) по направлению оказания услуг в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) во исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ № 115).

ЮК «ДЕКАРТ» работает на рынке юридических услуг с 2012 года и за это время зарекомендавала себя как профессионального и надежного партнера для своих клиентов. При этом вопросами в сфере ПОД/ФТ многие сотрудники ЮК «ДЕКАРТ» занимаются с 2007 года.

Основными направлениями ЮК «ДЕКАРТ» являются юридическое сопровождение деятельности на финансовом рынке и рынке микрофинансирования, оказание услуг в сфере ПОД/ФТ (ФЗ № 115), взаимодействие с Банком России, Росфинмониторингом, Прокуратурой РФ, Пробирной палатой РФ, ФНС России, ФССП России и другими надзорными органами, а также оказание регистрационных услуг, связанных с открытием бизнеса «под ключ».

Клиентами ЮК «ДЕКАРТ» являются коммерческие банки, инвестиционные компании (профессиональные участники рынка ценных бумаг), управляющие компании ПИФ, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), микрофинансовые организации (МФО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), ломбарды, страховые организации, лизинговые компании, агентства недвижимости (АН), ювелирные магазины, операторы платежей и иные субъекты ФЗ № 115.

В целях повышения качества оказываемых услуг в 2017 году было принято решение о выделении услуг в сфере ПОД/ФТ в отдельное направление и запуска для этого отдельного Интернет-ресурса www.podft-fz115.ru .

На Интернет-сайте www.podft-fz115.ru представлена не только информация об услугах ЮК «ДЕКАРТ» в сфере ПОД/ФТ, но и регулярно размещаются статьи экспертов, новости финансового мониторинга, уведомления об изменении законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Кроме того, через форму обратной связи вы можете получить бесплатную консультацию в сфере ПОД/ФТ.

Мы надеемся, что наш Интернет-ресурс www.podft-fz115.ru поможет вам разобраться в непростых вопросах правоприменения законодательства РФ, эффективной организации внутреннего контроля и успешного прохождения проверок надзорных органов в сфере ПОД/ФТ (Росфинмониторинга, Банка России, Пробирной палаты РФ, Прокуратуры РФ).

ЮК «ДЕКАРТ» оказывает услуги в сфере ПОД/ФТ абсолютно всем категориям организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), попадающих под действие ФЗ № 115 от 07.08.2001, по всей России . География клиентов ЮК «ДЕКАРТ» очень обширна, вот только ее небольшая часть:

Обратившись в ЮК «ДЕКАРТ», Вы всегда можете рассчитывать на высококвалифицированную юридическую помощь, индивидуальный подход и оперативное решение вашей задачи .

Инструктаж ПОД/ФТ

Цели инструктажа:

  1. Соответствие компании требованиям, установленным №115-ФЗ (ред. от 04.06.2014)«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  2. Избежание штрафных санкций по статьям 15.27 КоАП РФ и 174 УКРФ
  3. Получение свидетельства установленного образца о прохождении обучения по ПОД/ФТ

Программа:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПОД/ФТ
Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.

  • Формирование единой международной системы ПОД/ФТ. Организации и специализированные органы. Международные стандарты ПОД/ФТ (40+9 Рекомендаций ФАТФ).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОД/ФТ

  • Национальная система ПОД/ФТ. Общая характеристика нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ.

Обзор изменений, произошедших в законодательстве РФ в сфере ПОД/ФТ в 2016 году:

  • шесть редакций Федерального закона № 115-ФЗ
  • шесть редакций Федерального закона № 115-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667;
  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209
  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209;
  • Приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232
  • Приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232;
  • Положение Банка России от 20.07.2016 N 550-П
  • Положение Банка России от 20.07.2016 N 550-П;
  • Положение Банка России от 15.12.2014 N 445-П
  • Положение Банка России от 15.12.2014 N 445-П;
  • Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П
  • Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П;
  • Указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У
  • Указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У;

Обзор ожидаемых изменений в законодательстве РФ в сфере ПОД/ФТ.

Государственная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти.

Организации и предприниматели, являющиеся субъектами ПОД/ФТ. Классификация субъектов ПОД/ФТ. Различия в нормативно-правовом регулировании деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ

  • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (ПВК): порядок разработки, утверждения и оформления. Законодательные требования к структуре и содержанию ПВК. Программы внутреннего контроля. Субъективные требования к ПВК сотрудников надзорных органов. Типовые ошибки при составлении ПВК.

Специальное должностное лицо (СДЛ), ответственное за исполнение ПВК: квалификационные требования, права, обязанности и функции, совмещение должностей. Практическая деятельность СДЛ.

Проверка осуществления внутреннего контроля: порядок и сроки проведения, порядок оформления.

ИНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Понятие и этапы идентификации.

Упрощенная идентификация: субъекты, условия применения, особенности осуществления.

Случаи и условия освобождения от обязанности по проведению идентификации.

Установление сведений в отношении клиентов и их операций: порядок получения, фиксирования и проверки достоверности. Источники получения информации при проведении идентификации.

Порядок и особенности выявления бенефициарных владельцев: практические примеры.

Проверка на причастность к экстремистской деятельности или терроризму.

Публичные должностные лица: виды, порядок выявления, особенности приема на обслуживание.

Фиксирование информации о результатах идентификации клиентов.

Присвоение клиенту степени (уровня) риска.

Обновление информации: порядок, основания и сроки.

Примеры из административной и судебной практики.

ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ КОНТРОЛЮ

Операции, подлежащие обязательному контролю: виды, критерии, особенности.

Проблемы и особенности выявления операций на практике.

Подозрительные операции. Общие и специальные признаки необычного характера сделок (операций). Порядок составления и оформления сообщения об операциях, подлежащих контролю. Мотивированное решение.

Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Видео (кликните для воспроизведения).

НАПРАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН

Способы, сроки и особенности предоставления сведений в Росфинмониторинг.

Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: порядок регистрации и рекомендации по использованию.

Использование АРМ «Организация-М» и АРМ «Организация-М» версии Т.

Типовые ошибки представления сведений в уполномоченный орган.

ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ

Обучение и подготовка кадров в целях ПОД/ФТ.

Перечень сотрудников, которые должны проходить обучение.

Формы, периодичность и сроки обучения.

Разработка программы обучения.

Учет прохождения обучения.

НАДЗОР В СФЕРЕ ПОД/ФТ

Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа.

Читайте так же:  Срочный трудовой договор продление на определенный срок

Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ в финансовых и нефинансовых организациях.

Взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу с надзорными органами

Взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу с надзорными органами.

Типовые нарушения, выявляемые при проведении проверок.

Специальный внутренний контроль в целях ПОД/ФТ (основные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ)

В настоящей статье раскрываются вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ ) в организациях — субъектах Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.

Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.

Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:

  • разработку внутренних документов в соответствии с действующим законодательством;
  • назначение лиц, ответственных за соблюдение внутренних документов;
  • управление рисками;
  • установление персональной ответственности сотрудников за несоблюдение внутренних документов;
  • внедрение в практику методов и способов реализации внутреннего контроля с помощью системы двойного контроля и специализированного программного обеспечения;
  • исключение конфликта интересов;
  • выстраивание эффективных внутрикоммуникационных каналов связи между сотрудниками, сотрудниками и руководством, компании с окружающей средой в лице третьих лиц (контрагнетов, партнеров, клиентов, надзорных органов);
  • четкое разделение полномочий сотрудников;
  • проведение инструктажей и обучения как внутри организации, так и в специализированных учебных центрах.

В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин » комплаенс-контроль «. Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного «фундамента», стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.

Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.

Основой законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115 ), в соответствии со ст. 5 которого к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанным соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ , относятся:

Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте «ПОД/ФТ115».

[1]

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее — поднадзорные организации ) обязаны :

Перечень сделок, подлежащих обязательному контролю , устанавливается Федеральным законом № 115-ФЗ, а к подозрительным операциям относятся операции, соответствующие признакам и/или критериям необычных операций, установленным самой поднадзорной организацией в Правилах в целях ПОД/ФТ с учетом требований нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ и специфики (особенностей) ее деятельности.

Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также необходимо иметь в распоряжении актуальные:

  1. Перечень террористов и экстремистов (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  2. Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  3. Перечень, государств не выполняющих рекомендации ФАТФ , утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)». В настоящее время в него включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР);
  4. Перечень государств — оффшоров, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» .

Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( ФСФМ России или Росфинмониторинг ).

К поднадзорным Росфинмониторингу организациям относятся:

  1. лизинговые компании;
  2. операторы по приему платежей;
  3. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  4. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  5. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

При этом контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Пробирная палата России , а на финансовом рынке, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО), по согласованию с Росфинмониторингом — Центральный банк РФ ( Банк России ).

Читайте так же:  Пересмотр должностных инструкций должен производиться не реже

Банк России вправе проводить в отношении своих поднадзорных организаций — субъектов Федерального закона ФЗ № 115 контрольные мероприятия в целях ПОД/ФТ в виде:

  1. выездных или камеральных проверок;
  2. направления предписаний и запросов о представлении отдельных документов и сведений;
  3. привлечения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (как правило, в виде наложения административного штрафа ) или передачи материалов проверки правоохранительным органам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае наличия состава преступления;
  4. в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года участником финансового рынка требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона № 115, принять решение об аннулировании , приостановлении ранее выданной лицензии или исключения поднадзорной организации из соответствующего государственного реестра организаций (в частности, для микрофинансовых организаций (МФО).

Административная ответственность для всех типов организаций — субъектов Федерального закона № 115 за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ:

«1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 — 4 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб .

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.»

При этом дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России (НФО и кредитными организациями), рассматриваются непосредственно самим Банком России.

В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК «ДЕКАРТ» оказывает поднадзорным организациям (субъектам Федерального закона № 115) следующие услуги в сфере ПОД/ФТ :

Если вас заитересовали наши услуги в сфере ПОД/ФТ или просто нужна консультация по вопросам выполнения законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, оставьте заявку, и сотрудники ЮК «ДЕКАРТ» свяжутся с вами в самое ближайшее время.

Порядок работы с правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ: правовые аспекты.

В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее также — субъекты противолегализационного контроля, антиотмывочной деятельности, первичные агенты финансового мониторинга), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее – Правила, ПВК в целях ПОД/ФТ).

Читайте так же:  Определение поставщика подрядчика исполнителя считается отмененным

Такие правила должны соответствовать требованиям, утверждаемым Правительством РФ или ЦБ РФ для поднадзорных ему первичных агентов финансового мониторинга (по согласованию с уполномоченным органом).

В настоящее время указанные требования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

Указанные требования по-разному регулируют отдельные элементы порядка работы с ПВК. Эти различия обусловлены не только разной ролью в сфере финансового мониторинга, которую играют те субъекты, которым они адресованы, но и тем, что Правительство РФ, Росфинмониторинг, который готовил соответствующий документ для утверждения Правительством России, и ЦБ РФ проводят в жизнь отличающиеся друг от друга подходы к этой работе.

Правовая природа и структура правил внутреннего контроля.

Для ответа на отдельные вопросы по процедуре работы с Правилами важно определить их правовую природу.

ПВК в целях ПОД/ФТ по своему правовому статусу являются локальным (корпоративным) нормативным актом, положения которого обязательны для всех сотрудников организации или для индивидуального предпринимателя, на которых они распространяют свое действие. Под локальными (корпоративными) нормативно-правовыми актами применительно к сфере антиотмывочной деятельности понимаются внутренние документы первичных агентов финансового мониторинга, рассчитанные на неоднократное применение, устанавливающие их права и обязанности, права и обязанности всех или отдельных категорий сотрудников в определенной сфере деятельности. Признак «корпоративный» указывает на источник соответствующих правовых норм. Признак «локальный» говорит о месте Правил в системе источников права и указывает на масштаб их действия.

ПВК в целях ПОД/ФТ могут представлять из себя комплексный документ или комплект документов, определяемый субъектом антиотмывочной деятельности. Правила регламентируют деятельность таких лиц и должны содержать описание совокупности принимаемых им мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в указанных целях.

Порядок разработки правил внутреннего контроля.

Правила разрабатываются самими субъектами противолегализационного контроля и утверждаются руководителем организации. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то указанный документ утверждается им лично.

На мой взгляд, имеется системная проблема, связанная с уровнем данного локального нормативного права. Как известно, в корпоративных организациях, в том числе хозяйственных товариществах и обществах, единоличный или коллегиальный орган управления подчиняется решениям общего собрания учредителей, участников, акционеров либо совета директоров. К сожалению, на практике основные акционеры (участники), представители совета директоров нередко вмешиваются в повседневную производственную жизнь, дают те или иные указания, которые подчас выходят за рамки локальных нормативных актов. Так, я был свидетелем того, как председатель совета директоров, являющийся одним из основных акционеров компании, дал указание генеральному директору не проводить идентификацию конкретного клиента, который, как он сказал, является очень уважаемым и авторитетным человеком. Что и было исполнено.

Полагаю, что целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы повысить уровень ПВК в целях ПОД/ФТ, установив, что они должны утверждаться либо советом директоров или аналогичным ему органом, либо общим собранием, если коллегиальный орган учредителей, участников, акционеров не создается.

Конечно, само по себе изменение уровня утверждения Правил не служит стопроцентной гарантией от их нарушения по воле учредителей, участников, акционеров, но несомненно сыграет позитивную роль в повышении значения и роли противолегализационного контроля в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Изменение уровня утверждения Правил не скажется на оперативности их принятия или изменения, поскольку они могут утверждаться в том числе путем заочного голосования.

К тому же законодательство, например, уже предусматривает необходимость утверждения положения о внутреннем аудите в субъектах страхового дела именно учредителями, участниками или акционерами (см., например, п. 3 ст. 28.2 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Замечу, кстати, что и законотворцам, Правительству РФ и ЦБ РФ следует задуматься над тем, чтобы изменения в Закон № 115-ФЗ и соответствующие подзаконные акты вносить реже, объединяя все новеллы, подготовленные на каждый конкретный момент. Когда в Закон № 115-ФЗ за 17 лет его действия внесены изменения уже более чем 50-тью федеральными законами, то это явно показатель низкого качества техники законодательной работы.

К сожалению, ни Закон № 115-ФЗ, ни нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ не регулируют вопрос о сроках первичной разработки Правил. Этот вопрос может иметь принципиальное значение в тех случаях, когда противолегализационное законодательство расширяет перечень первичных агентов финансового мониторинга или при создании нового юридического лица, либо регистрации индивидуального предпринимателя, ведь отсутствие Правил уже само по себе образует, как минимум, состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Более того, отсутствие ПВК в целях ПОД/ФТ может привести и к иным нарушениям антиотмывочного законодательства, скажем, к тому, что не будут направляться в Росфинмониторинг уведомления о сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, и т.д.

Понятно, что надзорные органы не будут проводить проверку на следующий день после вступления в силу соответствующих новелл или сразу после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо получения ими соответствующей лицензии, но получается, что здесь все зависит от усмотрения конкретных чиновников Росфинмониторинга или сотрудников ЦБ РФ, а в случае доведения дела до суда – и судей.

В этой связи полагал бы целесообразным установить предельный срок разработки ПВК в целях ПОД/ФТ в Законе № 115-ФЗ. Оптимальным таким сроком, учитывая какой сложный характер и по содержанию и по объему в настоящее время должны иметь Правила, представляется срок в три месяца с момента вступления в силу норм, относящих конкретный вид участников гражданского оборота к числу субъектов противолегализационного контроля, если иное не установлено данным законом, либо с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, когда для занятия той или иной деятельностью требуется получение лицензии, — получения ими такого официального разрешения. Почему именно такой срок? Во-первых, требуется подобрать специальное должностное лицо, обеспечить прохождение им соответствующего обучения, назначить на должность, а он затем должен подготовить проект Правил, этот документ должен быть рассмотрен руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, а, если им сделаны замечания, то нужно определенное время для устранения недочетов и, наконец, утвердить их. И это все при том условии, что первые месяцы работы всегда самые напряженные, так как требуется одновременно решать множество самых разнообразных вопросов.

Читайте так же:  Перепланировка однокомнатной квартиры в двухкомнатную фото

Внесение изменений в правила внутреннего контроля.

Правила организациями, поднадзорными Росфинмониторингу, должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 1(1) постановления Правительства РФ № 667). Кредитным и некридитным финансовым организациям для этого предоставляется три месяца с момента вступления таких нормативных актов в действие, если в них прямо не установлено иное (соответственно — абз. 2 и 3 п. 1.9. Положения № 375-П и абз. 2, 3 п. 1.10 Положения № 445-П).

Такое существенное различие в сроках трудно объяснить какими-либо объективными причинами. Безусловно, сейчас нормативное регулирование ПОД/ФТ для кредитных и некредитных финансовых организаций заметно сложнее и объемнее, чем для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, но не настолько, чтобы соответствующий срок был в три раза больше. Полагаю, что здесь основная причина этих различий носит сугубо субъективный характер.

Вследствие сказанного неизбежно возникает вопрос о необходимости унификации указанных сроков. Считал бы целесообразным остановиться на сроке в три месяца. Почему? Во-первых, далеко не у всех субъектов антиотмывочной деятельности есть юристы, а тем более юридические службы, хорошо подготовленные специалисты в области ПОД/ФТ, что для них объективно затрудняет своевременное получение информации о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ и нормативные акты в этой сфере. Во-вторых, изменения противолегализационных нормативных актов подчас носят столь значительный характер, что для их изучения и осмысления требуется достаточно длительное время. При этом нельзя не учитывать, что первичные агенты финансового мониторинга в это время продолжают осуществлять свою основную производственную деятельность. В-третьих, жизнь убедительно показала, что внесение изменений в ПВК в целях ПОД/ФТ в течение трех месяцев структурами, поднадзорными ЦБ РФ, которые в силу специфики их деятельности находятся что называется на переднем крае борьбы с ОТ/ФТ не приводит к каким-либо негативным последствиям для этой сферы.

Важное практическое значение имеет методология внесения изменений в Правила. Чаще всего специальное должностное лицо выбирает из текста законодательного или нормативного акта те положения, которые изменены или внесены в них дополнительно, и затем вносит их в текст ПВК в целях ПОД/ФТ. Это достаточно экономный по времени и затратам сил метод. Причем, когда речь идет о внесении небольших по объему изменений, он себя оправдывает в полной мере. Однако в случае, когда требуется значительное изменение Правил, он может дать сбои.

По этой причине рекомендовал бы в таких ситуациях действовать иначе – вносить в текст Правил все новые или измененные положения законодательных или нормативных актов, касающиеся данного субъекта антиотмывочной деятельности, а потом уже дополнять этот текст теми позициями ПВК в целях ПОД/ФТ, которые дополняют и уточняют новые положения. Это более трудоемкий способ, но он гарантирует от любых упущений, неточностей относительно законодательных или иных нормативных новелл.

Кстати, я всегда советую рассматривать Правила как сугубо рабочий документ, который должен обеспечивать эффективное выполнение первичным агентом финансового мониторинга и его сотрудниками задач противолегализационного контроля. Для того, чтобы данный документ мог в полной мере способствовать выполнению такой задачи, в них нужно вносить изменения и дополнения и в том случае, когда в ходе реализации конкретных мероприятий были выявлены недостатки или пробелы правового регулирования, когда появились новые перспективные идеи и способы работы, а не только когда изменились нормативно-правовые акты в сфере антиотмывочной деятельности.

В практике возник следующий вопрос относительно изменений Правил – можно ли вносить в них соответствующие поправки, если в Закон № 115-ФЗ новеллы уже внесены, но в действие они ещё не вступили? Ответ утвердительный. Скажу больше, это даже удобнее, поскольку не надо решать ещё одну учетную задачу – как бы не пропустить в будущем время для соответствующих изменений ПВК в целях ПОД/ФТ. Но при этом, с учетом правовой природы данного документа, необходимо понимать последствия такого акта. В частности, если последствия основаны на новых нормах закона, то пока не вступили в действие его новые нормы, такие последствия применять нельзя.

Так, 28 января этого года вступили в действия изменения Закона № 115-ФЗ в части предъявления к специальным должностным лицам кредитных и некредитных организаций требований о соответствии нормам деловой этики, когда это предусмотрено законами, регулирующими деятельность таких структур. Если то или иное лицо таким требованиям не соответствует, то оно может быть уволено из-за обнаружившегося несоответствия занимаемой должности. Так вот, увольнение по данной причине может иметь место лишь после вступления в действие соответствующей норм законодательства. Не могут также предъявляться к клиентам и их представителям новые требования, если соответствующие законодательные новеллы ещё не действуют.

Если последствия носят организационный или технический характер, например, изменяется методика действий, то новые правила можно применять сразу, как утверждена новая редакция ПВК в целях ПОД/ФТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

С.В. ДЕДИКОВ, старший партнер Общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ

Источники


  1. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
  4. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  5. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here