Права жильцов при капитальном ремонте многоквартирного дома

Полная информация на тему: "Права жильцов при капитальном ремонте многоквартирного дома" от профессионалов для людей понятным языком.

Права жильцов при капитальном ремонте многоквартирного дома

13. Выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома

Жилищный кодекс РФ (извлечения).

Статья 85. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (п. 4).

Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

Статья 88. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

1. При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

2. Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.

3. Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.

4. После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.

Какие вопросы решаются судом при выселении из жилых помещений в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома?

Капитальный ремонт здания – это ремонт, проводящийся с целью восстановления ресурса здания, с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт должен включать: повышение теплозащиты ограждений зданий, замену или модернизацию окон и балконных дверей, установку или замену инженерного оборудования.

Реконструкция жилого здания – это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества, площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

Реконструкция может включать: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований – частичную разборку зданий, улучшение архитектурной выразительности здания.

Реконструкция обязательно должна включать работы капитального ремонта, относящиеся к повышению теплозащиты зданий и установке инженерного оборудования.

В соответствии со ст. 88 ЖК для нанимателей жилых помещений, проживающих в домах, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, предусмотрены различные права при выселении. Одним предоставляются жилые помещения временно в маневренном фонде, другие выселяются окончательно с предоставлением других благоустроенных жилых помещений.

Все зависит от того, какими будут последствия капитального ремонта. Если жилое помещение не сохранится, значительно уменьшится или значительно увеличится, то нанимателю должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение. Увеличение или уменьшение площадей жилых помещений в доме имеет место при реконструкции, так как работы по реконструкции включают в себя изменение площади квартир и их назначения. При капитальном ремонте изменения площадей жилых помещений или их функциональных назначений не происходит, поэтому жильцам дома, подлежащего капитальному ремонту, предоставляются на время ремонта временные жилые помещения из маневренного жилого фонда.

Если дом неинтересен инвесторам, наймодатель будет стараться выселить жильцов в маневренный жилой фонд, в свою очередь жильцы вправе не согласиться с этим. В таком случае спор о выселении должен рассматриваться в суде.

Нанимателям жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, необходимо, в зависимости от пожеланий, остаться в прежнем жилом помещении или получить взамен другое благоустроенное жилое помещение, грамотно возражать против неугодного выселения.

Установить, что станет с жилым помещением после реконструкции, можно только на основании проектной документации. Проектная документация должна быть надлежащим образом утверждена, а не согласована, так как при согласовании проекта с уполномоченными экспертными учреждениями проект может быть отклонен, например, ввиду невозможности эксплуатируемых конструкций противостоять действующим эксплуатационным нагрузкам и дом должен быть снесен или переоборудован.

Суду также должен быть представлен такой документ, как постановление о проведении капитального ремонта, которое издает исполнительная власть города (района). В постановлении указывается, какой ремонт здания будет проведен: реконструкция, капитальный ремонт, капитальный ремонт с элементами реконструкции и т. п.

Собственник дома может решить провести поэтапную реконструкцию или капитальный ремонт, при котором необходимо освободить ремонтируемые помещения, т. е. отселить сначала одну часть дома, сделать ремонт, а затем выселить жильцов из другой части ремонтируемого дома. В этом случае проектная документация должна содержать сведения о возможности проведения капитального ремонта (реконструкции) поэтапно, без выселения всех жильцов из дома, иначе нет гарантии безопасности проживания в жилых помещениях.

Общая площадь жилого помещения нанимателя может быть уменьшена. Это не является основанием для предоставления другого благоустроенного жилого помещения, если такое уменьшение не сделает нанимателя нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом в законе не говорится о гражданах, которые уже являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, из чего можно сделать вывод, что малейшее уменьшение общей площади жилого помещения нанимателя, нуждающегося в улучшении жилищных условий, является основанием для предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения.

Читайте так же:  Положение о должной осмотрительности при выборе контрагента

Общая площадь жилого помещения нанимателя может быть увеличена. Если в результате увеличения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно не превысит норму предоставления, наниматель вправе потребовать не расторгать с ним договор социального найма. Вопрос о том, является ли увеличение общей площади жилого помещения нанимателя существенным или нет, решается судом по своему усмотрению.

Самым спорным положением в применении ст. 88 ЖК является термин «не сохранится». Естественно, что жилое помещение не сохранится, если дом будет снесен или переоборудован в нежилой, но в таких случаях применяются другие статьи ЖК. Что касается ст. 88 ЖК, то жилое помещение не сохранится, если превратится в место общего пользования, станет частью другого жилого помещения, после реконструкции изменит свое функциональное назначение и т. п.

Если наниматели жилых помещений выселяются временно в жилые помещения маневренного фонда, то в договоре найма или в решении суда о выселении обязательно должен быть указан срок, на который выселяется наниматель с членами своей семьи, в ином случае есть вероятность безрезультатных хождений по инстанциям с требованием заставить наймодателя закончить ремонт.

Если нанимателю должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, подлежащего капитальному ремонту или реконструкции, оно должно быть предоставлено до ремонта. Недопустимо по закону переселять гражданина временно в маневренный фонд до предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения, это будет противоречить ст. 88 ЖК, хотя это приемлемо при наличии договоренности между наймодателем и отселяемым нанимателем жилого помещения.

. В суде рассматривался иск о выселении граждан на время капитального ремонта. По мнению суда, ремонт будет продолжаться не более шести месяцев, в то время как городская администрация указывала, что ремонт планируется производить в течение одного года.

При рассмотрении жалобы, поданной на решение суда, было установлено, что ссылка в постановлении суда на ведомственный акт необоснованна, так как этот акт не может заменить утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, из которой только и можно установить характер ремонта, его срок и т. п. Поэтому решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

. В суд было подано исковое заявление о переселении ответчиков в жилое помещение маневренного фонда.

Ответчики возражали против удовлетворения иска об их выселении, так как у них были все основания полагать, что занимаемое ими жилое помещение после ремонта не сохранится. При рассмотрении этого дела судом было установлено, что проектом капитального ремонта предусмотрено переоборудование дома, в результате которого количество жилых помещений уменьшится за счет увеличения их площадей. В ходе капитального ремонта будут снесены практически все внутренние стены дома и восстановлены новые стены совершенно в других местах. Из двух-трех жилых помещений, занимаемых ранее разными нанимателями, будет построена одна квартира, т. е. жилое помещение нанимателя станет частью чужого жилого помещения. Некоторые жилые помещения поменяют свое функциональное назначение (жилые комнаты станут кухнями и т. п.). Учитывая эти обстоятельства, суд в иске отказал.

Права жильцов многоквартирного дома

Права и обязанности собственников жилья в многоквартирном доме

Владельцы объектов недвижимости имеют определенные права относительно своих квартир. Помимо самого собственника в ней могут проживать, временно или постоянно, другие жильцы.

Они тоже обладают правами и обязанностями. Также жители многоквартирного дома могут распоряжаться общедомовым имуществом. Каждый из этих аспектов требует к себе отдельного внимания.

Правомочия собственника

Основные права, относящиеся к жилплощади, сформулированы следующим образом:

[1]

  1. Право владения. Под этим подразумевается, что гражданин обладает жилой площадью и может ее удерживать, а также ограничить доступ в помещение посторонних людей.
  2. Право пользования. Владелец имеет возможность не только проживать в квартире, но и извлекать из нее прибыль.
  3. Право распоряжения. Собственник вправе совершать любые действия с объектом недвижимости: продажу, дарение, обмен.

Как гласит Жилищный кодекс, полезные площади многоквартирных домов, в первую очередь, должны быть использованы для проживания. Но, помимо этого, владелец квартиры имеет возможность использовать свою собственность для трудовой деятельности.

Жильцы могут оборудовать в ней студию, производить товары или просто работать на компьютере. Главный критерий, который ограничивает такое применение жилплощади – деятельность не должна затрагивать права ни одного из соседей.

Это означает, что нельзя осуществлять шумные работы, особенно в ночное время, а производство не должно быть связано с ядовитыми и сильно пахнущими веществами.

Кроме индивидуального пользования, собственник имеет полное право временно сдавать в аренду свободную площадь. При этом арендатором может выступать не только физическое лицо, но и юридическое.

Последний вариант требует заключения официального договора аренды, и использоваться квартира может исключительно для проживания. Например, размещения сотрудников фирмы во время командировок.

Что запрещено

Помимо запрета на нарушение прав граждан, проживающих рядом, существуют еще ряд действий, осуществлять которые собственнику не разрешается.

Владелец квартиры не имеет права самостоятельно демонтировать, пусть даже временно, части коммуникаций, проходящие через его жилплощадь.

На проведение любых подобных работ должно быть получено определенное разрешение, а некоторые действия обязаны выполнять исключительно профессиональные сотрудники соответствующих служб.

К примеру, перенос газовой плиты, при котором необходимо внести изменения в конструкцию газопровода. Собственноручно владелец квартиры не имеет право этого сделать, так как малейшее нарушение техники безопасности может привести к серьезным негативным последствиям.

Самостоятельное изменение планировки жилплощади ее собственником также невозможно. Прежде чем осуществить какие-либо изменения, владелец должен получить на них официальное разрешение. Осуществив незаконную перепланировку, можно нанести серьезный вред общему имуществу жилого дома, что может спровоцировать разрушение здания.

Жильцы, не являющиеся собственниками

Кроме самого владельца жилья на территории его квартиры имеют право находиться и иные лица, на которых не распространяется право собственности на объект недвижимости. В подавляющем большинстве случаев это члены его семьи, зарегистрированные временно или постоянно.

Согласно Жилищному кодексу, членами семьи признаются супруги, дети, а также родители. В некоторых ситуациях другие лица могут считаться членами семьи.

Собственник вправе зарегистрировать их, постоянно либо временно, в своей квартире, и тогда они автоматически получают статус членов семьи с юридической точки зрения.

Жильцы, временно либо постоянно прописанные, имеют такое же право пользования жилплощадью, как и сам владелец. Но, при появлении намерений заняться трудовой деятельностью, сдать часть площади в аренду или провести перепланировку жилья, они обязаны получить согласие собственника, и лишь после этого осуществлять какие-либо действия.

Читайте так же:  Установление соответствия вида разрешенного использования классификатору

Одновременно с правами, временно зарегистрированные жильцы получают и обязанности. Граждане, за исключением недееспособных лиц, в полном объеме несут бремя ответственности за состояние квартиры и использование ее по прямому назначению.

Они должны оплачивать предоставление коммунальных услуг в полной мере по фиксированным тарифам. Оплата налога на имущество целиком возлагается на владельца квартиры.

Права после прекращения семейных отношений

Ярчайшим примером такой ситуации является развод. Когда гражданин перестает быть членом семьи собственника жилья, он не может претендовать на право пользования квартирой.

Но и из этого правила существуют исключения.

  1. Категорически запрещено выселять несовершеннолетнего ребенка.
  2. Право на пользование объектом недвижимости возможно восстановить через суд, если после завершения семейных отношений у человека нет другого варианта жилья. В судебной практике известны ситуации, когда собственника обязывают обеспечить бывшего члена семьи иной жилплощадью.
  3. Семейный кодекс определяет, что если супруг (или супруга) владельца квартиры был зарегистрирован в этом жилом помещении, то даже после развода он имеет полное право там проживать. При возникновении такой ситуации, необходимо обращаться в суд или заниматься продажей квартиры. Тогда бывший член семьи может быть снят с регистрации.

Для того, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций, связанных с пользованием объектом недвижимости, нужно заранее составить и подписать официальный документ. В зависимости от степени родства это брачный договор, договор пожизненного содержания или договор ренты.

В тех случаях, когда жилье в многоквартирном доме не оформлено в собственность, после проведения приватизации собственниками становятся все зарегистрированные жильцы.

Права жильцов относительно общего имущества многоквартирного дома

В соответствии с жилищным законодательством общедомовое имущество находится в долевой собственности владельцев жилплощади.

К нему относятся помещения и объекты, не входящие в состав квартир:

  • межэтажные лестницы и лестничные площадки;
  • лифты и их шахты;
  • коридоры, если таковые имеются;
  • крыши;
  • чердачные помещения;
  • подвалы, с помощью которых обеспечивается доступ к коммуникациям;
  • придомовая территория многоквартирного дома со всеми расположенными на ней объектами и элементами благоустройства.

Все собственники жилья имеют равные права на пользование, владение и распоряжение данным имуществом.

Помимо непосредственного использования владельцы объектов недвижимости могут осуществлять перепланировку или реконструкцию этих объектов. Нередко это объединение жилых и чердачных помещений, пристройки или расширение дома, увеличение площади чердака.

Такие работы проводятся для оборудования разнообразных объектов благоустройства, например, создание веранд, зимних садов или спортивных залов, или же для сдачи свободных площадей в аренду.

Очень важную роль играет право собственности на придомовую территорию. Это не просто участок земли под домом и вокруг него, но также все постройки и иные элементы, расположенные на этой площади.

Только сами жильцы имеют право решать, что будет располагаться на общедомовой территории. Без их согласия не может осуществляться строительство гаражей, магазинов, детских площадок или парковок. Любые работы по созданию каких-либо объектов, осуществляемые без ведома жильцов, являются абсолютно незаконными.

Все решения, связанные с общим имуществом, должны быть согласованы на общем собрании жильцов. Для осуществления некоторых действий требуется разрешение от органов местного самоуправления.

Чтобы его получить, обязательно нужно предоставить протокол собрания собственников жилья, в котором отмечено согласие большинства жильцов на реконструкцию или строительство нового объекта. В данной ситуации не учитываются голоса временно или постоянно зарегистрированных граждан, которые не имеют права собственности на объект недвижимости.

Собственники жилья имеют право сдавать в аренду нежилые помещения, расположенные на первом этаже дома, а также часть общедомовой площади. Финансовые средства, полученные в результате совершения такой сделки, могут быть направлены на благоустройство, ремонт, оплату труда консьержа.

Несмотря на то, что придомовая территория находится в общедолевом владении всех жильцов, невозможно выделить ее конкретную часть в пользование одного или нескольких граждан. Также нельзя самовольно размещать во дворе гаражи, организовывать посадку растений и проводить иные работы.

Даже являясь владельцем, все действия нужно непременно согласовывать с остальными соседями на общедомовом собрании.

Обязанности жильцов

Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с правами, у собственников существует ряд обязанностей, связанных с эксплуатацией дома в целом и его личной квартиры в частности. Это распространяется также и на временно зарегистрированных граждан, проживающих на данной жилплощади.

В первую очередь, владелец жилья несет ответственность за содержание в надлежащем состоянии всего общедомового имущества. Это также касается и собственников коммунальных квартир.

Каждый жилец, временно или постоянно зарегистрированный в квартире, должен соблюдать права соседей, не игнорировать правила пользования помещениями общего назначения и правила содержания общедомового имущества.

К примеру, жильцы, чьи квартиры находятся на первом этаже дома, все равно должны оплачивать ремонт и обслуживание лифта, даже если они им никогда не пользуются. А владельцы жилья на верхних этажах обязаны принимать участие в ликвидации затопления подвала, хотя может показаться, что их это практически не касается.

Все без исключения собственники обязаны оплачивать расходы, связанные с содержанием, ремонтом и благоустройством общего имущества. К ним относится оплата услуг управляющей компании, различные платежи и взносы, обязательные для членов ТСЖ.

Владельцы жилплощади, не являющиеся членами подобных организаций, вносят плату на ремонт и обслуживание в соответствии с Жилищным кодексом. Размер взносов рассчитывается, основываясь на площади объекта недвижимости, который находится в собственности гражданина.

Также каждый собственник и зарегистрированный гражданин должен своевременно оплачивать коммунальные платежи. При возникновении определенной суммы задолженности подача воды, газа или электричества в квартиру может быть приостановлено. Возобновить ее можно только после того, как долг будет выплачен в полном размере.

Похожие записи:

Один комментарий на запись “ Права жильцов многоквартирного дома ”

Дурдом . Проживаю в доме с 1980 года . На плоской крыше стояли антенны для моей любительской радиостанции . После снятия антенн для для капитального ремонта крыши не могу даже 1 антенну установить-ЖЭУ не дает ключи- 3 . жильца против . Неужели надо собирать собрание жильцов ?

Порядок проведения капитального ремонта в многоквартирном доме

В этой статье мы расскажем о порядке проведения капитального ремонта. Для начала вы узнаете, чем капитальный ремонт отличается от текущего. Кроме того, мы расскажем, какими законодательными актами регулируется капремонт, как он финансируется и кто контролирует ход работ.

Читайте так же:  Раздел однокомнатной квартиры доставшейся по наследству

Чем капитальный ремонт отличается от текущего

Текущий и капитальный ремонт – это два вида ремонта, которые отличаются способами финансирования и перечнем видов работ. Текущий ремонт проводит организация, которая обслуживает ваш дом. Оплачивается он за счёт средств, собираемых на содержание общего имущества дома. Для капитального ремонта в течение нескольких лет формируется фонд. Капремонт финансируется из средств этого фонда. Кроме того, дом может получить субсидии из федерального или регионального бюджета.

Что касается работ, то текущий ремонт носит предупредительный характер. Согласно Правилам обслуживания общего имущества МКД, управляющая организация должна проводить осмотры помещений и на их основе составлять план работ по текущему ремонту. Во время капремонта комплексно восстанавливаются или заменяются внутридомовые инженерные сети, лифты, проводятся восстановительные работы на фасаде и кровле здания.

Законодательные акты, регулирующие порядок проведения капитального ремонта

Определение капитального ремонта дано в статье 166 Жилищного кодекса РФ. Эта же статья устанавливает правила проведения капремонта. Статья 154 Жилищного кодекса РФ описывает, какие платежи включаются в плату за жилое помещение. Взносы на капремонт – входят в структуру платежа за жилые помещения. Статья 158 ЖК РФ уточняет, что взносы на капремонт обязаны платить и владельцы нежилых помещений.

Многоквартирный дом может получить финподдержку от госкорпорации «Фонд содействия развитию ЖКХ». Для получения денег нужно обратиться в соответствующие региональные органы власти. Далее, в Фонд поступит заявка от имени вашего региона. Если будут выделены средства, то их можно будет потратить на оплату процентов по кредиту на проведение капремонта, а также на оплату работ по повышению энергоэффективности дома (в рамках капремонта). Максимальный размер субсидий составляет 5 миллионов рублей на один МКД. Правила предоставления такого рода субсидий устанавливает постановление Правительства РФ от 17.01.2017 №18. Конечно, это довольно сложная процедура. В 2017 году такого рода поддержку получили только 27 домов по всей России. Депутаты Госдумы РФ уже предлагали упростить процедуру получения финподдержки на капремонт. Однако соответствующий законопроект ещё не принят.

[2]

Способ формирования фонда капитального ремонта

Жители многоквартирных домов не могут отказаться от оплаты взносов на капремонт, так как это их обязанность в силу прямого указания закона. Однако они могут решить, каким способом будут накапливаться средства для проведения капитального ремонта. Вариантов здесь два: спецсчёт многоквартирного дома в банке или формирование фонда капремонта на счёте регионального оператора капремонта. По умолчанию взносы поступают на счёт регионального оператора. Спецсчётом владеет организация, обслуживающая многоквартирный дом (УО, ТСЖ или ЖСК). И сбором средств, при наличии спецсчёта, также занимается УО, ТСЖ или ЖСК, которая обслуживает МКД, капремонт в этом случае включается отдельной строкой в квитанцию за управление и обслуживание общего имущества МКД. Региональный оператор капремонта – это сторонняя организация, которая выставляет отдельную квитанцию.

Заметим, что УО, ТСЖ или ЖСК не могут размещать взносы на капремонт на своих банковских счетах. Это является нарушением жилищного законодательства и чревато штрафами. Для спецсчёта необходимо выбрать банк, который удовлетворяет условиям, описанным в постановлении Правительства РФ от 24.04.2018 No497. На сегодня в РФ действуют пять банков, которые этим условиям полностью удовлетворяют: ПАО Сбербанк, Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», АО «АЛЬФА-БАНК». Если владелец спецсчёта открыл его в другом банке, необходимо срочно созвать ОСС, которое решит, в какой из указанных пяти банков необходимо перевести спецсчёт.

Преимущество спецсчёта в том, что жители дома через ОСС могут принять решение о сроках капремонта. Когда фондом капремонта МКД распоряжается региональный оператор, он устанавливает и сроки проведения капремонта, а также выбирает исполнителя работ.

Мероприятия по капитальному ремонту МКД

В ходе капремонта восстанавливаются или полностью меняются внутридомовые коммуникации, которые составляют ОИ МКД. А именно: системы водоснабжения и водоотведения, разводка электросети, газовое оборудование, система теплоснабжения. Полный перечень работ по капремонту, указан в ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Лифты подлежат замене, если они используются более 25 лет. Если лифт установлен менее 25 лет назад, то проводится ремонт кабины и подъёмного оборудования. При необходимости ремонтируются и шахты лифта.

Капремонт кровли предполагает замену кровельного покрытия, ремонт или замену несущей конструкции кровли, восстановление теплоизоляции и водонепроницаемости крыши, при необходимости кровлю красят.

Фундамент ремонтируется с учётом расположения несущих конструкций первого этажа и схемы инженерных сетей. Во время капитального ремонта капремонта фасада МКД восстанавливают герметичность швов, штукатурку и облицовочную плитку, меняют отливы и водосточные трубы.

В приказе Минстроя РФ от 15.02.2017 №98/пр перечисляются виды работ по капитальному ремонту, которые позволяют увеличить энергоэффективность МКД. В этот перечень входят работы по герметизации межпанельных швов, трещин и дополнительной теплоизоляции стен дома. Кроме того, в приказе рекомендуется установить общедомовые приборы учёта потребления коммунальных ресурсов, модернизировать теплоузлы, установив тепловые пункты. По части электрической энергии Приказ предлагает установить в подъездах светодиодные лампы и ОДПУ для предотвращения безучётного потребления электроэнергии.

Кто контролирует проведение капремонта

Если в вашем доме деньги на капитальный ремонт накапливаются на спецсчёте регионального оператора, то и контролировать все работы должен регоператор. Ведь согласно статье 180 Жилищного кодекса РФ, в этом случае регоператор должен стать заказчиком капитального ремонта. В ситуации, когда у вашего дома есть спецсчёт, на который перечисляются средства на капремонт, то все претензии к качеству надо адресовать управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. То есть той организации, которая обслуживает ваш дом.

Жилищные права граждан при проведении капитального ремонта нарушались

Прокуратурой Самарской области рассмотрен доклад Уполномоченного по правам человека в Самарской области «О реализации прав граждан при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области». Как говорится в письме первого заместителя прокурора Самарской области А.Ф. Хусаинова «в докладе обозначены наиболее острые проблемы реализации на территории региона системы капитального ремонта, недостатки и нарушения в работе регионального оператора – фонда «Региональный оператор Самарской области – Фонд капитального ремонта» (далее – ФКР), указаны конкретные факты ненадлежащего ремонта в многоквартирных домах».

Деятельность ФКР также была проверена прокуратурой. В ходе проверки была проанализирована деятельность регионального оператора по реализации программы капитального ремонта, расходование бюджетных средств в рамках государственных программ Самарской области, дана оценка эффективности надзорной деятельности контролирующих органов.

Проведенная проверка свидетельствует о ненадлежащей организации ФКР возложенных на него функций, неэффективном осуществлении государственной жилищной инспекцией Самарской области и попечительским советом ФКР предоставленных законом контрольных полномочий, что повлекло нарушение жилищных прав граждан и системное нарушение сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее — МКД), определенных постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707 (далее — Региональная программа).

Читайте так же:  Протокол собрания гаражного кооператива о переизбрании председателя

Установлено, что Региональным оператором допущено нарушение сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, ненадлежащим образом исполняются обязанности по контролю за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями, несвоевременно направляются собственникам жилых помещений предложения о проведении капитального ремонта.

Так, в прошедшем году работа по направлению предложений о ремонте ФКР фактически начата лишь в ноябре 2015 года, в текущем году с нарушением срока направлены предложения собственникам 77 домов, подлежащих ремонту в 2017 году.

Системное нарушение сроков ФКР при реализации Региональной программы стало возможным ввиду несовершенства регионального законодательства, а именно отсутствия утвержденного порядка подготовки документации на ремонт общего имущества МКД и отсутствия законодательного запрета (ограничения) на изменение существенных условий договоров с подрядными организациями.

До настоящего времени региональным законодательством не урегулирован порядок подготовки сметной документации на ремонтные работы, которая необходима для направления собственникам в составе предложений о проведении ремонта и последующего отбора подрядных организаций.

В 2015 году порядок подготовки указанных документов был определен поручением Губернатора Самарской области, в 2016 году — решением Попечительского совета ФКР.

[3]

Учитывая, что в соответствии с п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, Правительству области прокуратурой Самарской области указано на необходимость разработки и утверждения порядка взаимодействия органов местного самоуправления, государственной жилищной инспекции Самарской области, Регионального оператора при подготовке указанных документов.

В силу положений ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 14.10.2016 порядок привлечения ФКР подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту МКД регулировался ст. 25 Закона № 60-ГД и самостоятельно разработанным Региональным оператором Положением о закупках, которыми не ограничивалась возможность Регионального оператора на заключение дополнительных соглашений к договорам подряда, в том числе в части изменения существенных условий.

Фактическое отсутствие данного запрета в региональном законодательстве привело к формированию негативной практики в деятельности Регионального оператора по неоднократному изменению (увеличению) сроков выполнения работ, увеличению первоначальной цены договора с подрядными организациями.

При этом в соответствии с новыми положениями жилищного законодательства с 14.10.2016 закупки Региональным оператором товаров, работ, услуг должны осуществляться в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, который прямо запрещает изменение предмета договора, сроков выполнения работ (услуг), видов работ (услуг), перемену подрядчика, увеличение цены договора допускается не более чем на 10 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, услуг.

Вместе с тем, до настоящего времени положения ст. 25 Закона № 60-ГД не приведены в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ; Положения о закупках, разработанные ФКР, недействующими не признаны.

Вышеозначенным правонарушениям в деятельности Регионального оператора способствовал также недостаточный контроль со стороны Попечительского совета и государственной жилищной инспекции Самарской области.

Анализ контрольной деятельности государственной жилищной инспекции Самарской области показал, что данный контролирующий орган на протяжении 3 месяцев (август-октябрь 2016 года) проявил бездействие по выдаче ФКР обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, что повлекло не только неэффективность контрольной деятельности, но и способствовало халатному отношению Регионального оператора к реализации возложенных на него функций.

Проверка законности положений Устава Регионального оператора показала, что его нормы не приведены в соответствие с действующими нормами жилищного законодательства.

По результатам проверки прокуратурой области 08.11.2016 внесены представления Губернатору Самарской области и руководителю Регионального оператора с предложениями об устранении нарушений законодательства и совершенствованием регионального законодательства. Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, прокуратурой области проверена законность исключения ряда многоквартирных домов городского округа Самара из региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707 (далее — Региональная программа).

Проверкой было установлено, что Правительство региона, основываясь на ошибочном понимании норм жилищного законодательства (п. 1 ч. 2 ст.168 ЖК РФ) в апреле 2016 года необоснованно исключило из Региональной программы в 2016 году ряд многоквартирных домов городского округа Самара (всего 2 339 домов), в отношении которых, по мнению Правительства области, органами местного самоуправления городского округа Самара принято решение о сносе и реконструкции.

В качестве такого решения Правительством области рассмотрено решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 540 «Об утверждении адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории городского округа Самара» (далее — Адресная программа). Однако, указанная Адресная программа городского округа Самара не является решением о сносе или реконструкции многоквартирных домов, которое может быть признано основанием для их исключения из Региональной программы.

Адресная программа муниципалитета необходима для реализации полномочий органов местного самоуправления по развитию застроенных территорий (ст.ст. 46.1 — 46.3 Градостроительного кодекса РФ) и содержит адресный перечень многоквартирных домов, планируемых для сноса и реконструкции на основании договоров о развитии застроенных территорий, заключенных по результатам проведенных аукционов на право заключения соответствующих договоров.

Адресная программа городского округа Самара включает перечень домов, планируемых к сносу или реконструкции в случае принятия решения о развитии застроенной территории муниципального образования. Таким образом, данное решение органа местного не может являться основанием для исключения данных домов из Региональной программы капитального ремонта.

В связи с многочисленными обращениями граждан постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2016 № 370 дома, исключенные на основании Адресной программы городского округа Самара, восстановлены в Региональной программе с ранее запланированными видами и сроками выполнения работ.

Вместе с тем, в нарушение требований закона пунктом 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 № 370 определено, что данные изменения вступают в силу после исключения жилых домов из Адресной программы городского округа Самара.

Таким образом, Правительством области фактически жилые дома, включённые в Адресную программу городского округа Самара, не включаются в Региональную программу капитального ремонта, что противоречит требованиям жилищного законодательства и нарушает права собственников помещений указанных многоквартирных домов.

Читайте так же:  Статус безработного и государственная социальная поддержка

Прокуратурой области в Самарский областной суд направлено административное исковое заявление о признании п.4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 № 370 не действующим. Исковое заявление принято к производству.

Изменения в Жилищном кодексе РФ о капитальном ремонте в МКД

29 июля был подписан Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ. Он внёс изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся проведения капитального ремонта в МКД.

Сегодня мы расскажем, как собственникам нежилых помещений в МКД вносить плату за капитальный ремонт, переходят ли обязательства по расходам на капремонт к новому владельцу помещения в МКД и какие новые полномочия появились у общего собрания собственников.

Об обязанностях собственников и полномочиях ОСС

Пункты 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ теперь излагаются в новой редакции. В этой статье перечислены вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников.

ОСС может принимать решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Может выбирать уполномоченного на открытие спецсчёта в банке, совершать операции с денежными средствами, находящимися на таком счёте.

Кроме того общее собрание собственников имеет право принимать решения о размере взноса на капитальный ремонт, о минимальном размере фонда, о размещении временно свободных средств фонда.

N 257-ФЗ установил порядок уплаты взносов на капитальный ремонт для собственников нежилых помещений в МКД. Они могут платить за капремонт один раз за предстоящий календарный год или каждый месяц равными долями в течение календарного года (ч. 3 ст. 171 ЖК РФ).

Взносы на капитальный ремонт собственники платят на основании платёжных документов. Если собственник нежилого помещения – юридическое лицо, квитанция доставляется по адресу места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ.

Платить за проведение капитального ремонта в МКД должны все собственники помещений в таком доме. Вместе с правом собственности на помещение новому владельцу переходит и обязанность выплачивать взносы на капитальный ремонт.

Не переходит такая обязанность по наследству, если её не исполнила Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Это положение относится ко всем правоотношениям, которые возникли с 1 января 2013 года.

О региональных операторах и региональных программах капремонта

Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений по:

  • переносу установленного срока капитального ремонта на более поздний период,
  • сокращению планируемых видов услуг или работ по капремонту

осуществляется при наличии соответствующего решения ОСС.

Такого решения не нужно получать в нескольких случаях, все они перечислены в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Теперь к ним добавился ещё один пункт – 4. Получать решение ОСС не нужно, если была определена невозможность оказания услуг или работ по капитальному ремонту из-за воспрепятствования со стороны собственников или управляющей организации.

Что такое воспрепятствование? Это значит, что перечисленные лица не допустили подрядную организацию в помещения МКД или к строительным конструкциям дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому или другому оборудованию.

В связи с этим у регионального оператора появляется новая обязанность (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он должен обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту.

N 257-ФЗ установил возможность вносить изменения в региональную программу капитального ремонта – изменять сроки оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту. Переносить сроки можно только тогда, когда нет возможности их своевременно оказать из-за вмешательства собственников или лиц, которые управляют МКД (ч. 4.2 ст. 168 ЖК РФ).

Дополнен перечень принципов, исходя из которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы. Теперь к ним относится принцип актуализации в связи с проведением капитального ремонта МКД в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

О фонде капитального ремонта

Поменялась формулировка ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, которая касается фонда капремонта и способов его формирования. Уточнены источники средств, из которых формируется фонд капитального ремонта. К ним относятся:

  • взносы на капремонт;
  • пени;
  • проценты, начисленные за пользование деньгами, находящимися на спецсчёте, счёте, счетах регионального оператора;
  • доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта;
  • средства финансовой поддержки;
  • кредитные и заёмные средства, привлечённые собственниками помещений на проведение капитального ремонта.

Новая редакция п. 9.1 ст. 173 ЖК РФ рассказала, как региональным операторам бороться с задолженностью. Если владелец специального счёта – региональный оператор и его выбрали на общем собрании собственников, он не позднее пяти дней после получения уведомления от ГЖИ информирует в письменной форме управляющую организацию и должников о необходимости погашения задолженности.

Если задолженность не гасят за два месяца до истечения срока, установленного ГЖИ, управляющая организация инициирует проведение общего собрания собственников помещений для принятия решения о порядке погашения задолженности.

Дополнен список операций, которые можно совершить со специального счёта (ст. 177 ЖК РФ):

  • списание денег по решению суда;
  • списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денег при представлении владельцем специального счёта заявления на возврат денежных средств и документа, подтверждающего оплату.

Если ОСС решает, что фонд КР формируется счете регионального оператора, то нужно определить и утвердить:

  • перечень услуг и работ;
  • предельно допустимую стоимость услуг и работ по капитальному ремонту;
  • уполномоченное лицо, которое будет участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тоже самое, а ещё сроки проведения капитального ремонта и источники финансирования нужно утвердить, когда фонд капитального ремонта по решению собственников МКД формируется на специальном счёте.

Источники


  1. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  2. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  3. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
  4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
  5. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
Права жильцов при капитальном ремонте многоквартирного дома
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here