Порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения

Полная информация на тему: "Порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения" от профессионалов для людей понятным языком.

Порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения

приказом МУ «Отдел образования

администрации городского округа

от «___» октября 2014 г. № ___

утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы (далее — Устав) муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – образовательные организации).

1.2. Образовательные организации являются юридическими лицами и действуют на основании Уставов.

1.3. Функции учредителя образовательных организаций осуществляет муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – Отдел образования).

1.4. Устав образовательной организации должен соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.5. Устав образовательной организации утверждается учредителем в случаях:

— создания образовательной организации;

— внесения в Устав образовательной организации существенных изменений и (или) дополнений, при которых целесообразно изложение Устава в новой редакции. В остальных случаях утверждаются изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

1.6. Устав образовательной организации утверждается приказом Отдела образования.

2. Порядок утверждения Устава образовательной организации

2.1. Проект Устава разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации и подлежит принятию на общем собрании Учреждения.

2.2. Устав образовательной организации должен содержать наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующую информацию:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2.3. На титульном листе Устава в правом верхнем углу располагается гриф «Утвержден» со ссылкой на наименование утверждающего документа в творительном падеже, дату утверждения и номер.

2.4. При утверждении Устава в новой редакции под наименованием указывается «(новая редакция)».

2.5. Разработанный образовательной организацией проект Устава предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

2.6. Отдел образования рассматривает проект Устава в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания Устава установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации.

2.7. В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект Устава руководителю образовательной организации на доработку.

2.7. Утвержденный Устав образовательной организации должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью образовательной организации.

2.8. Руководитель образовательной организации обязан:

— в установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации обеспечить государственную регистрацию Устава образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— при изменении наименования или местонахождения подготовить пакет документов и предоставить в Министерство образования и науки Республики Марий Эл на переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности и получение свидетельства о государственной аккредитации;

— в десятидневный срок с момента государственной регистрации Устава образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию Устава образовательной организации и его копию.

3. Внесение изменений и (или) дополнений в Устав

3.1. Образовательная организация при изменениях законодательства Российской Федерации, организационно-правовой формы, типа и других изменениях вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

3.2. Проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации (в том числе новой редакции Устава), разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации.

3.3. Разработанный образовательной организацией проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

3.4. Отдел образования рассматривает проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания изменений и (или) дополнений вносимых в Устав установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации.

В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав руководителю образовательной организации на доработку.

3.5. Вносимые изменения и (или) дополнения вносимые в Устав образовательной организации оформляются на отдельном листе, даже если они незначительны по объему.

3.6. Титульный лист вносимых изменений и (или) дополнений аналогичен титульному листу вновь принимаемого Устава образовательной организации.

3.7. Утвержденный изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью образовательной организации.

3.8. Руководитель образовательной организации обязан:

— в установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении вносимых изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации обеспечить государственную регистрацию изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— в десятидневный срок с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию изменений и (или) дополнений внесенных в Устав образовательной организации и их копию.

Читайте так же:  Образец уточняющей справки для назначения льготных пенсий

4. Заключительные положения

4.1. Отдел образования обеспечивает хранение копий Уставов образовательных организаций, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке в налоговом органе, а также внесенных изменений и (или) дополнений в Уставы образовательных организаций.

Регистрация изменений в уставе образовательного учреждения

Учреждения образования, функционирующие на территории России, действуют на основании устава, который подлежит утверждению. Порядок утверждения определен ФЗ № 273. Ранее действовало правило, согласно которому, уставы образовательных учреждений принимались его коллективом. Вступление ФЗ «Об образовании в РФ» отменило эту норму.

Закон установил порядок, по которому утверждается устав, вносятся изменения и дополнения к нему.

Порядок принятия устава и изменений к нему в государственных (муниципальных) учреждениях

Положения об утверждении устава в учреждениях бюджетной и казенной сферы, определены ФЗ «О некоммерческих организациях». Нормы закона позволяют учредителю осуществлять утверждение данного документа.

Внесение изменений в устав, основанные на смене существенных обстоятельств, касающихся функционирования учреждения, осуществляется в рамках процесса, установленного:

  • Правительством РФ, что характерно для учреждений федерального значения;
  • высшими исполнительным органами власти, действующими на территории конкретного субъекта РФ, что касается учреждений, функционирующих в его пределах;
  • местными администрациями муниципальных образований, относительно учреждений муниципального значения.

Уставы автономных учреждений подлежат утверждению в порядке, который определен ФЗ «Об автономных учреждениях», на основании которого таким правом наделяется его учредитель.

Важная особенность учреждения уставов учреждений данного типа заключается в их предварительном рассмотрении наблюдательным советом, имеющим право на внесение предложений об изменении данного документа, предоставление рекомендаций.

Действия, связанные с регистрацией изменений

Законодательные новшества упростили процедуру по изменению положений уставов в учреждениях. Обновленный порядок предусматривает собой лишь подготовку таких изменений и их утверждение со стороны учредителя, для чего не требуется общих собраний коллектива.

Изменения в документ должны находиться в полном законодательном соответствии, поэтому подробная консультация юриста непременно потребуется.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В дополнение к данному перечню п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:

наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,

место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,

предмет и цели деятельности,

сведения о филиалах и представительствах,

права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),

источники формирования имущества некоммерческой организации,

порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,

порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:

указание на тип учреждения,

сведения о собственнике его имущества,

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,

указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Следует отметить, что указанные выше требования к обязательному содержанию устава не являются исчерпывающими. Дополнительные требования к содержанию устава зависят от организационно-правовой формы образовательной организации.

Вместе с тем, законодательство РФ не содержит указаний на то, что содержание устава должно включать в себя исключительно обязательные положения. Наоборот, есть целый ряд оговорок о том, что какое-либо требование законодательства может быть конкретизировано в уставе. Например, абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержит оговорку о том, что уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, законодательство РФ не содержит запретов на включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем содержания устава. Это означает, что в случае необходимости устав может дополнительно содержать любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ. Соответственно, в рассматриваемом случае исключать пункты устава, касающиеся регламентации образовательного процесса или приема в школу, а также иные положения, не предусмотренные обязательным перечнем, нет необходимости. Однако в любом случае с 1 сентября 2013 г. с вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ устав образовательной организации должен быть приведен в соответствие с ним, а противоречащие ему положения должны быть исключены или изменены.

Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Какая информация должна содержаться в уставе образовательного учреждения? В каких случаях необходимо вносить изменения в устав образовательного учреждения в связи с тем, что к 1 июля 2016 необходимо привести его в соответствие с Законом об образовании?

Образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ (п.1 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», далее по тексту – Закон №273-ФЗ).

Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

тип образовательной организации;

учредитель или учредители;

виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.

Читайте так же:  Удостоверение ветерана труда регионального значения фото

Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);

порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);

права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).

Поскольку образовательное учреждение является НКО, то необходимо учитывать требования, которые предъявляются к уставу Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ).

Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 закона №7-ФЗ):

1)наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

3)порядок управления деятельностью;

4)предмет и цели деятельности;

5)сведения о филиалах и представительствах;

6)права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);

Видео (кликните для воспроизведения).

7)источники формирования имущества;

8)порядок внесения изменений в устав;

9)порядок использования имущества в случае ликвидации;

10)иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ):

для государственных — федеральные или региональные органы власти;

для муниципальных — муниципальные органы власти;

для частных образовательных организаций общего образования — их учредитель или учредители.

Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения

Необходимость внесения изменений в устав образовательного учреждения может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Наименование и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Данный срок продлен согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.2015г. №458-ФЗ до 1 июля 2016 года (п.5 ст.108 Закона №273-ФЗ).

Практически это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям Закона №273-ФЗ.

Одной из организационно-правовых форм НКО являются образовательные учреждения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли переименовывать «учреждение» на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)?

Разъяснения в части случаев внесения изменений в устав образовательных учреждений приведены в Письмах Минобрнауки РФ от 25.08.2015 г. №АК-2453/06, от 09.07.2013 г. №ДЛ-187/17, от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17.

Так, если в отношении образовательного учреждения не меняется его тип, то его переименование и, внесение изменения в устав, не требуется. Например, ничего не нужно менять (при неизменности типа образовательных организаций), если образовательные учреждения имеют наименование «Муниципальное общеобразовательное учреждение», «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» и пр. То есть термин «учреждение» не нужно изменять на термин «организация».

В том случае, если меняется тип образовательного учреждения, необходимо вносить изменения в устав.

Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 закона №273-ФЗ:

дошкольная образовательная организация;

профессиональная образовательная организация;

образовательная организация высшего образования.

Например, если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование — «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

Кроме того, Минобрнауки РФ (Письмо от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17) разъяснило перечень необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательного учреждения:

указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);

указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);

указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ);

включение в наименование официального наименования «РФ» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования по специальному разрешению;

использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав.

Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

Образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ (п.1 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», далее по тексту – Закон №273-ФЗ).

Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.

Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

  • порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);
  • порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);
  • права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).

Поскольку образовательное учреждение является НКО, то необходимо учитывать требования, которые предъявляются к уставу Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ).

Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 Закона №7-ФЗ):

  • наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в устав;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.
Читайте так же:  Протокол заседания экспертной комиссии по стимулирующим выплатам

Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ):

  • для государственных — федеральные или региональные органы власти;
  • для муниципальных — муниципальные органы власти;
  • для частных образовательных организаций общего образования — их учредитель или учредители

.

Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения

Необходимость внесения изменений в устав образовательного учреждения может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Практически это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям Закона №273-ФЗ.

Одной из организационно-правовых форм НКО являются образовательные учреждения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли переименовывать «учреждение» на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)?

Так, если в отношении образовательного учреждения не меняется его тип, то его переименование и, внесение изменения в устав, не требуется. Например, ничего не нужно менять (при неизменности типа образовательных организаций), если образовательные учреждения имеют наименование «Муниципальное общеобразовательное учреждение», «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» и пр. То есть термин «учреждение» не нужно изменять на термин «организация».

Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 Закона №273-ФЗ:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования.

НАПРИМЕР

Если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование — «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

Как внести изменения в устав ДОУ (с учетом разъяснений Минобрнауки и Рособрнадзора)

Внесение изменений в устав любой организации – обычная практика в процессе хозяйственной деятельности. Изменение устава может быть связано как с изменением законодательства, регулирующего деятельность той или иной организационно-правовой формы юридического лица, так и с переменами в самой организации.

Какие сведения должны содержаться в уставе ДОУ?

Анализ положений законов об образовании и некоммерческих организациях позволяет выделить следующие обязательные для включения в устав ДОУ положения:

  • указание на тип образовательной организации (далее – ОО);
  • сведения об учредителе ОО;
  • перечисление видов образовательных программ, которые ДОУ реализует;
  • структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования и сроки полномочий;
  • наименование ОО, которое будет указывать на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Для бюджетных или казенных учреждений наименование должно также отражать тип учреждения;
  • юридический адрес ОО;
  • информация о филиалах и представительствах;
  • перечисление источников накопления имущества;
  • порядок внесения изменений в устав;
  • сведения об использовании имущества, когда ОО ликвидируется;
  • а также иные сведения, указанные в названных выше законах.

Кроме того, в Уставе ДОУ может содержаться и другая информация, которая не будет противоречить действующим законам.

Какие образовательные учреждения должны поменять наименования до начала 2016 года?

Рособрнадзор указал на то, что изменение наименования образовательных учреждений и изменения их устава должны быть зарегистрированы до начала 2016 года. При этом нельзя требовать внесения подобных изменений немедленно, так как для этого установлен переходный период вплоть до 01.01.2016 года.

Не все ОО должны менять свое наименование и вносить соответствующие изменения в устав, а лишь те, которые указаны в ч. 5 ст. 108 закона об образовании. К ним, в частности, относятся коррекционные образовательные учреждения, которые занимаются воспитанием детей с ограниченными возможностями; образовательные учреждения, которые предоставляют услуги по дополнительному образованию детей и ряд других образовательных учреждений. Данные образовательные учреждения должны переименоваться в образовательные организации. Кроме того, Минобрнауки заметило, что государственные или муниципальные автономные учреждения при переименовании должны обязательно включить в свое наименование указание на собственника имущества (то есть наименование должно содержать слово федеральное, либо государственное, либо муниципальное).

Дошкольные образовательные организации в этот перечень не входят и не обязаны менять свое наименование. Вместе с тем, для дошкольных организаций существует обязанность привести свои уставы в соответствии с требованиями ФГОС. С учетом мнения Рособрнадзора на это мероприятие также есть время до 01.01.2016 года.

Кроме того, Минобрнауки отметил в своем письме от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17, что образовательная организация по своему желанию или по желанию её собственника может включить в свое наименование следующие сведения:

  • указание на тип – казенное, бюджетное, автономное (касается государственных и муниципальных учреждений);
  • сведения о форме собственности – государственное, муниципальное или частное;
  • сведения об особенностях образовательной деятельности;
  • также другие сведения, указанные в названном письме Минобрнауки.

Как принимается решение о внесении изменений в устав?

Сначала необходимо подготовить проект изменений в Устав, затем предложить их для утверждения на собрание коллектива ДОУ. Коллектив ДОУ принимает решение о внесении изменений в Устав. Порядок принятия решения в данном случае должен быть отражен в Уставе ДОУ.

Принятое решение о внесении изменений в Устав, проект самих изменений и лист согласования (при необходимости) направляются учредителю ДОУ на утверждение. Учредитель издает соответствующий документ об утверждении изменений в устав (приказ, постановление и т.п.).

Утвержденные учредителем ДОУ изменения в устав обязательно должны пройти госрегистрацию.

Какие документы нужно подать на регистрацию?

Документы на регистрацию необходимо подавать в местную налоговую. Сделать это может как сам руководитель ДОУ, так и его представитель по доверенности.

Для регистрации внесения изменений в устав необходимо оформить следующие документы:

  • заявление по форме Р13001, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected];
  • документ, подтверждающий волеизъявление коллектива ДОУ на внесение изменений в устав;
  • документ, подтверждающий утверждение изменений в устав учредителем ДОУ;
  • новая редакция устава или изменения, вносимые в него, в 2 экземплярах.
Читайте так же:  Соблюдение претензионного порядка в гражданском процессе

Не забудьте оплатить госпошлину, которая составляет для таких случаев 800 рублей. Документ, подтверждающий её оплату, прикладывать необязательно. Налоговая может сама проверить, оплачивалась госпошлина или нет. Но стоит учесть, что в системе, по которой налоговая осуществляет проверку оплаты, может произойти сбой или сотрудник может допустить ошибку при проверке. Тогда из-за подобных сбоев и ошибок можно получить необоснованный отказ в регистрации. Поэтому целесообразно все же приложить документ об оплате госпошлины.

Какие документы ДОУ получит после регистрации?

По истечении 5 рабочих дней можно будет получить документы с регистрации:

  • новую редакцию устава или изменения к нему с отметкой о регистрации;
  • лист изменений;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Остались вопросы?

Звоните в юридический отдел по телефонам:

  • Москва: (499) 577-00-25 (доб. 147)
  • С-Пб: (812) 425-66-30 (доб. 147)
  • Регионы РФ (звонок бесплатный): 8-800-350-23-69 (доб. 147)

Первая консультация бесплатно.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

[3]

Устав по-новому. К вопросу об учредительных документах образовательных организаций.

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») произошли значительные изменения в сфере осуществления образовательной деятельности.

Пунктом 5 ст. 108 данного закона установлено, что некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны привести свои наименования и уставы до 01 января 2016 года в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При приведении наименования необходимо учитывать, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Согласно ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Перечень организационно-правовых форм закреплен в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Необходимо отметить, что в Республике Хакасия практически все зарегистрированные образовательные организации имеют организационно правовую форму – учреждение. Здесь необходимо обратить внимание на то, что учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом – это частное учреждение (ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ). Следовательно, если образовательная организация создана в форме частного учреждения, то в наименовании организации должны содержаться слова «частное учреждение».

Помимо указания на организационно-правовую форму в наименовании образовательной организации также должно содержаться указание и на тип образовательной организации.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования) и типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования).

Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется либо образовательные организации, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[1]

Вместе с тем приведению подлежат и уставы образовательных организаций в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При приведении устава образовательной организации необходимо учитывать, что требования к уставу содержатся не только в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но и в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», кроме того надо также учитывать особенности организационно-правовой формы, в которой создана образовательная организация, поскольку образовательная организация — это, прежде всего, некоммерческая организация.

Кроме того, необходимо отметить, что с 01.09.2014 вступили в силу изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации, внесенные федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В связи с чем учредительные документы юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Следовательно при приведении уставов образовательных организаций необходимо учитывать также изменения в ГК РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 25 Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

2) сведения о его месте его нахождения;

3) учредитель или учредители;

4) предмет и цели деятельности;

5) тип образовательной организации;

6) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

7) порядок управления деятельностью, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий;

8) сведения о филиалах и представительствах;

9) права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);

[2]

10) источники формирования имущества;

11) порядок внесения изменений в учредительные документы;

12) порядок использования имущества в случае ликвидации образовательной организации.

Значительные изменения коснулись органов управления образовательной организацией, статуса руководителя образовательной организации, прав и обязанностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, правового статуса педагогических работников.

Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.

Читайте так же:  Обязан ли наймодатель регистрировать нанимателя в квартире

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Данный принцип призван четко разграничивать компетенцию между единоличным исполнительным органом образовательной организации и коллегиальными органами управления, сформированными из состава работников, педагогов, учащихся и их законных представителей, а с другой стороны, определить порядок и условия их взаимодействия.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Кроме того руководитель образовательной организации, как правило, является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации.

Правовой статус руководителя образовательной организации закреплен в статье 51 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в зависимости от вида образовательной организации руководитель может быть избран (общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации) или назначен уполномоченным лицом (например, учредителем образовательной организации).

Важно также отметить, что согласно п. 10 ст. 51 названного закона особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией также определяются в уставе образовательной организации (п. 6 ст. 51 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

На ряду с единоличным исполнительным органом в образовательной организации формируются также коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Необходимо обратить внимание на то, что общее собрание работников и педагогический совет являются обязательными коллегиальными органами управления образовательной организацией.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Вместе с тем, новым законом обучающимся, родителям (законным представителям) предоставлено право, участвовать в управлении образовательной организацией, в порядке, установленном ее уставом. Обучающиеся и родители (законные представители) могут участвовать в управлении образовательной организацией посредством участия в таких коллегиальных органах как совет обучающихся, совет родителей. Право на участие в управлении образовательной организацией педагогических работников может осуществляться, в том числе в коллегиальных органах управления.

Таким образом, уставом образовательной организации помимо прав, обязанностей участников образовательного процесса устанавливается и порядок осуществления данного правомочия.

Также одним из нововведений является и то, что теперь при создании образовательной организации в форме учреждения соучредительство нескольких лиц не допускается (ст. 123.21 ГК РФ). Что касается других форм, то там может быть и несколько учредителей.

Что касается деятельности, то теперь, в соответствии с ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность (а не предпринимательскую деятельность как это было ранее), если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» тоже использует понятие приносящая доход деятельность.

В заключение хотелось бы отметить, что приведение уставов некоммерческих организаций осуществляющих образовательную деятельность в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — это обязанность организаций, следовательно до 01.01.2016 уставы и наименования всех образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако на сегодняшний момент в Республике Хакасия из зарегистрированных 81 организаций уставы и наименования приведены лишь у 11 организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия
М.Ю. Якушева

Источники


  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  2. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  3. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
  4. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here