Порядок принудительного прекращения прав на землю устанавливается

Полная информация на тему: "Порядок принудительного прекращения прав на землю устанавливается" от профессионалов для людей понятным языком.

Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок в результате совершения земельного правонарушения

В перечне оснований для прекращения прав на землю законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушением ими земельного законодательства (ст. ст. 44 — 45 ЗК РФ). Поскольку прекращение права на землю в этих случаях имеет характер санкций за неисполнение соответствующими субъектами требований законодательства, т.е. за совершение земельного правонарушения, правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности в земельно-правовой сфере. В этой связи нельзя не согласиться с мнением некоторых правоведов о том, что невключение такого вида ответственности в положения главы XIII Земельного кодекса является недостатком юридической техники.

Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. ст. 44 — 48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ. Законодательство разграничивает основания и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда.

^ Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Одним из случаев принудительного изъятия земельного участка у собственника является изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Данный вид ответственности применяется в следующих случаях:

— нерациональное использование земель, т.е. когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования;

— использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;

— использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности.

Принудительное изъятие земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного) пользования,осуществляется по правилам, предусмотренным ст. ст. 45 и 54 ЗК РФ. Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный участок принимается судом. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:

а) в случае использования земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;

б) при использовании земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности;

в) в случае неустранения следующих умышленно совершенных правонарушений:

— отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;

— нарушение установленного законодательством режима использования особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;

— систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

— систематическая неуплата земельного налога;

г) в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —

| 7082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Вопрос 41. Принудительное прекращение прав на земельный участок

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.

Читайте так же:  Смена фамилии по собственному желанию алгоритм действий

Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 615 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

56 Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли,;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Прекращение прав на земельный участок в принудительном порядке

Телефоны: (495 ) 649-41-49, 64-911-65

Прекращение прав на земельный участок в принудительном порядке

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам:

8 (495 ) 64 — 911 — 65 или 8 (495 ) 649 — 41 — 49 или 8 (985 ) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line

Основания для прекращения прав на земельный участок

Прекращение права собственности на землю – это установленная законодателем процедура, сопряженная с некоторыми сложностями и тонкостями надлежащего оформления.

Основанием прекращения права собственности являются фактические причины, которые возникают у собственника и заинтересованных лиц. Перечень оснований проведения этой процедуры установлен законодательством. По причинам, выходящим за рамки этого списка, не может быть прекращено право собственности лица на земельный участок. Также граждане Российской Федерации вправе добровольно отказаться от принадлежащего им имущества в установленном порядке.

Основные законодательные положения

Процесс отчуждения земли подробно изложен в земельном и гражданском законодательстве. Право граждан приобретать участки земли и распоряжаться ими установлено Конституцией Российской Федерации.

В главном, основополагающем законе России – Конституции содержатся следующие сведения, которые прямо касаются прав граждан на распоряжение собственностью:

  • каждый гражданин РФ может владеть земельным участком на правах собственности
  • владельцы могут использовать своею землю и распоряжаться ею в рамках установленных законодательством правил. Иными словами, действия собственника в отношении принадлежащего ему участка не должны нарушать права и законные интересы третьих лиц, положения законов. Также использование земли не должно причинять вред окружающей среде
  • условия и порядок использования наделов установлены законодательством
Читайте так же:  Субсидиарная ответственность учредителя бюджетного учреждения

В системе законодательства установлена строгая иерархия, поэтому нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством России, не должны вступать в противоречие с Конституцией.

Данный принцип положен в основу порядка ликвидации имущественных прав на земельные наделы. Основные правила этой процедуры содержатся в Земельном кодексе:

  • имущественное право на земельный участок прекращается при конкретизированном волеизъявлении владельца, оформленном с соблюдением установленного законом порядка
  • право собственности на землю может быть прекращено принудительно при наличии установленных законодательством оснований и посредством утвержденной процедуры
  • оба способа ликвидации прав на з/у подробно изложены в Гражданском и Земельном кодексах, а также Федеральных законах РФ
  • имущественное право гражданина может быть аннулировано независимо от того, каким способом земля была приобретена (посредством купли-продажи, приватизации, наследования или другими подобными способами)

Во многих ситуациях, особенно связанных с принудительным прекращением права собственности на землю, гражданам целесообразно обращаться за квалифицированной юридической помощью для более эффективной защиты своих прав и интересов.

Основания для прекращения прав на землю

Основания прекращения собственнических прав на землю регламентируются в большинстве своем Земельным кодексом. Само основание – это причина, при наличии которой собственник участка лишается своих прав пользования, владения или распоряжения имуществом.

Основания прекращения прав на землю можно условно разделить на две достаточно объемные группы:

  1. Добровольное прекращение прав. В эту группу входят основания, по которым лицо добровольно отчуждает свое имущество. Для проведения процедуры требуется конкретизированное волеизъявление гражданина касательно передачи своей собственности другому лицу. К подобным случаям относится продажа земельного участка, передача в подарок, в аренду. Также законодательство устанавливает возможность для граждан совершить добровольный отказ от собственности в пользу государства или третьих лиц
  2. Принудительная ликвидация прав на землю. При подобной процедуре прекращаются права на имущество гражданина без учета его мнения. Основания, по которым права на собственность лица ликвидируются в принудительном порядке, установлены земельным и гражданским законодательством. Причины и процедура лишения гражданина имущества не должны вступать в противоречие с законами Российской Федерации. Порядок проведения ликвидации прав собственности четко регламентирован законодателем

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при ликвидации имущественных прав на землю влечет за собой недействительность процедуры независимо от того, кем она была проведена. При наличии у лица весомых поводов можно инициировать судебное разбирательство и вернуть свои права на участок.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

[1]

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Нюансы принудительного прекращения прав

Ликвидировать право собственности лица на участок без учета его мнения могут в следующих случаях:

  • при ненадлежащем использовании надела (к подобным случаям относится простой участка в течение трех лет или проведение работ, которые наносят вред свойствам земли и окружающей среде)
  • выкуп или изъятие з/у для нужд муниципалитета или государства (это может быть необходимость прокладки линий электропередач или размещение других значимых объектов)
  • реквизиция (при возникновении неотложных обстоятельств в целях обеспечения безопасности граждан или государства в целом у лица может быть изъят земельный участок с возвратом или последующей компенсацией)
  • изъятие земли, которая по установленным законом причинам не может принадлежать гражданину
  • конфискация (изъятие имущества в целях наказания за правонарушение и/или возмещения причиненного вреда)

[3]

При этом у граждан не может быть насильно изъята земля в случаях, которые не регламентированы действующим законодательством.

У лица может быть изъято имущество, в том числе и земельный участок, при наличии долговых обязательств, не исполненных в целях погашения задолженности. Эта процедура проводится только посредством судебного разбирательства.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Статья 62. Основания для принудительного прекращения прав на земельный участок и порядок его прекращения.

Читайте так же:  Решение единственного учредителя о добавлении оквэд образец
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 62. Основания для принудительного прекращения прав на земельный участок и порядок его прекращения.

1. Принудительное прекращение прав на земельный участок независимо от условий договора и форм собственности производится при:

а) использовании земельного участка не по целевому назначению и не по разрешенному использованию;

б) неустранении нарушений, предусмотренных подпунктами а), б), в), г), к), л) пункта 1 статьи 68 настоящего Закона в сроки, установленные предписанием специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель;

в) неиспользовании всего или части земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного сельскохозяйственному предприятию или организации, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, садоводческому, животноводческому, дачному некоммерческому объединению граждан и его членам, личному подсобному хозяйству, в течение трех лет, за вычетом времени на освоение земельного участка, мелиоративное строительство, восстановление после стихийного бедствия и иные обстоятельства, исключающие такое использование;

г) неиспользовании всего или части земельного участка для застройки в течении трех лет, если сроки начала и окончания строительства не установлены договором;

д) изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктом 2 статьи 45 настоящего закона;

е) неуплаты земельного налога в течении двух лет и непогашения задолженности по уплате земельного налога в течении последующего года;

ж) ликвидации предприятия, учреждения, организации с полным сносом объектов недвижимости.

2. Принудительное прекращение прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования земельными участками и аренды по основаниям, предусмотренным подпунктами а, б, в, г, д, е пункта 1 настоящей статьи, производится в следующем порядке:

а) при выявлении указанных нарушений на виновных граждан или юридических лиц налагается в установленном порядке штраф с одновременным предупреждением их об устранении допущенных нарушений в срок до 3-х месяцев;

б) в случае неустранения нарушений полномочные органы, выявившие нарушение, вносят в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предоставившие земельный участок, представление о прекращении прав на этот земельный участок.

3. Прекращение прав собственности и пожизненного наследуемого владения на земельный участок, предусмотренных настоящей статьей, производится на основании решения суда по представлению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Прекращение права пользования земельным участком в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится на основании постановлений глав исполнительной власти или решений органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Прекращение права аренды на земельный участок в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится путем расторжения договора по инициативе арендодателя.

4. При несогласии пользователя арендатора земельного участка с постановлением органов исполнительной власти или решением органов местного самоуправления о прекращении прав на земельный участок, они вправе обратиться в суд. В этом случае исполнение принятого постановления или решения приостанавливается до решения суда.

5. Прекращение права собственности на земельный участок происходит с оплатой по нормативной цене за исключением конфискации земельного участка по решению суда, а также если земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно.

>
Ограничения в использовании земель в пригородных зонах.
Содержание
Закон Новосибирской области от 12 ноября 1998 г. N 28-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Принудительное прекращение прав на земельный участок

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.

Читайте так же:  Форум сотрудников фсин единовременная социальная выплата

Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8677 —

| 7440 — или читать все.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 48. Основания прекращения сервитута
1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Статья 50. Конфискация земельного участка Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

17.03.2016
Сосед подрыл откос на меже на 1,5-0,6м , грунт размывается,. Какая статья зем кодекса регулирует данные отношения?

Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

Комментарий к статье 54

1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.

Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:

— уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

— самовольная переуступка права пользования землей;

— самовольный обмен земельного участка;

— проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

— сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

— уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.

3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.

Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:

о допущенном земельном правонарушении

4 — 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.

Читайте так же:  Определение о прекращении производства по гражданскому делу

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ «С» для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.

На основании протокола общего собрания АООТ «С» от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ «С» перерегистрировано в ОАО «С», что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.

Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.

Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.

В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. п. 3, 4 ст. 54 ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 Кодекса и предоставившего земельный участок.

Данное предупреждение должно содержать: 1) указание на допущенное земельное правонарушение; 2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; 3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; 4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок; 5) иные необходимые условия.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК.

На основе исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств судами установлено, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Учитывая изложенное, выводы судов о том, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования, основаны на правильном применении указанных норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований администрации города Абакана.

Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами положений ст. 54 ЗК не были приняты судом кассационной инстанции, поскольку они не основаны на правильном толковании указанных норм материального права.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

Источники


  1. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
  4. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
  5. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
Порядок принудительного прекращения прав на землю устанавливается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here