Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

Полная информация на тему: "Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества" от профессионалов для людей понятным языком.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приказом Минэкономразвития №931 от 10.12.2015г. был установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Приказ вступил в силу с 1 января 2017г.

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
  • территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

  • прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов;
  • проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
  • внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:

  • органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
  • исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются:

  • вид объекта недвижимости,
  • его кадастровый номер,
  • адрес (при наличии),
  • сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Сроки рассмотрения заявления

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

Перечень документов для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

Документы для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

Все документы (за исключением заявления о государственной регистрации) представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй – помещен в дело правоустанавливающих документов (абз.3 п.5 Положения).

* В случае, если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимости, не зарегистрировано в ЕГРП, в заявлении органа местного самоуправления должны быть указаны данные о правообладателе.
** Не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п.1 ст.17 Закона о регистрации, п.6 Положения).
*** Представляются в случае, если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимости, не зарегистрировано в ЕГРП.
Копии указанных правоустанавливающих документов могут быть удостоверены нотариально либо должностное лицо органа местного самоуправления должно сделать надпись об их соответствии подлинникам и указать дату заверения, свою фамилию и инициалы. Надпись заверяется подписями указанного должностного лица и собственника, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, а также печатью органа местного самоуправления (абз.2 п.9 Положения).

Разъяснение понятий «постановка бесхозяйного объекта недвижимости на кадастровый учет» и «принятие объекта недвижимости на учет как бесхозяйного»

В связи с часто поступающими вопросами относительно порядка осуществления ГКУ и принятия на учет объекта недвижимости как бесхозяйного, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области дает разъяснение понятий «постановка бесхозяйного объекта недвижимости на кадастровый учет» и «принятие объекта недвижимости на учет как бесхозяйного».

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество определен в п.3 ст.225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным имуществом) обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, оно должно быть принято на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество.

О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества необходимо удостовериться, что у данной недвижимости не имеется собственника либо он неизвестен.

Бесхозяйным является имущество:

— не имеющее собственника;

— собственник которого неизвестен;

— от права собственности на которое собственник отказался.

Собственник имущества, права на которые зарегистрированы в Государственном учреждении юстиции «Регистрационная палата по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Читинской области» (далее — «Регистрационная палата»), либо ранее — в соответствующей организации технической инвентаризации, может отказаться от прав на это имущество, выразив свои волеизъявления в виде заявления об отказе от права собственности или в иной письменной форме, свидетельствующей об отказе от прав. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности иным лицом.

В случае, если имущество не имеет собственника органами местного самоуправления предпринимаются меры по установлению лица, обладающего правом на недвижимое имущество или собираются документы, свидетельствующие, что данное имущество не имеет собственника или собственник данного имущества неизвестен.

Читайте так же:  Перемещение сотрудника в другое структурное подразделение

Комитет по имущественным отношениям уточняет, связано ли данное недвижимое имущество договором о залоге, о наличии зарегистрированных правах на имущество. В связи с тем, что договор о залоге заключается в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению производится допрос в нотариальную контору о предоставлении информации о зарегистрированном договоре о залоге данного имущества.

Согласно ст.131 ГК РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Государственная регистрация прав и сделок с недвижимым имуществом осуществляется внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр прав, в связи с чем в письменной форме — в виде выписок (справок) из реестра. К сведениям открытого характера, предоставляемым любому заинтересованному лицу в виде выписки из Единого государственного реестра прав, относятся описание объекта недвижимости, данные о зарегистрированных правах на объект, ограничениях (обременениях) прав, самом правообладателе.

Конфиденциальной информацией являются сведения о содержании правоустанавливающих документов, данные о зарегистрированных ранее правах на объект недвижимости и переходе права от одного правообладателя к другому, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Перечисленные сведения, ограничения на представления которых установлены законодателем с целью охраны правообладателя от вмешательства в его коммерческую и иную деятельность, предоставляются также в виде выписок и справок из реестра прав ограниченному кругу лиц и в том числе руководителям органов местного самоуправления и руководителям государственной власти субъектов РФ.

Предоставление информации о зарегистрированных правах осуществляется в заявительном порядке. Любое лицо вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с письменным заявлением (запросом) о выдаче интересующих его сведений из реестра прав.

В заявлении указывается наименование и месторасположение объекта недвижимости, характер запрашиваемой информации. При этом заявитель не обязан указывать, для чего ему необходима запрашиваемая информация. Если необходимы сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, в заявлении необходимо изложить информацию об этом лице, необходимую для поиска данных. Органам местного самоуправления (кроме их руководителей) по запросам выдается информация только открытого характера, так как указанные субъекты не входят в круг лиц, имеющих право на получение конфиденциальных сведений.

Правообладатель имеет право на получение еще одного вида информации: по его письменному заявлению регистрирующий орган должен сообщить о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на которое имеет права заявитель.

В виде выписок предоставляются:

— сведения о зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях);

— обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости;

— сведения о переходе прав.

В виде справок выдаются:

— сведения о содержании правоустанавливающих документов;

— информация о лицах, получивших сведения об объекте правообладателя.

Выписки и справки подписываются регистраторами и скрепляются печатью учреждений юстиции. Если все необходимые сведения не умещаются на одном листе, листы нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью должностного лица и печатью учреждения юстиции. Выписки, справки и сообщения об отказе в выдаче информации выдаются лично заявителям (их представителям) или направляются по почте по указанному ими в запросе адресу.

Информация о зарегистрированных правах представляется не только по письменным запросам и заявлениям. Законодательство обязывает орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно сообщать сведения, необходимые для работы, организациям, ответственным за учет недвижимости — соответствующим БТИ и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству.

При выяснении, что имущество является бесхозяйным, комитет по управлению имуществом муниципального образования производит постановку на учет недвижимого имущества в Государственном учреждении юстиции «Регистрационной палате».

Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется Регистрационной палатой в течение месяца со дня принятия заявления от органа местного самоуправления.

Плата за постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества не взимается.

Постановка на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, от права собственности, на которое собственник отказался, осуществляется Регистрационной палатой при наличии двух заявлений:

— от органа местного самоуправления о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного;

от собственника об отказе от своих прав на соответствующее недвижимое имущество и согласии на постановки на учет в качестве бесхозяйного.

Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.03 № 580. СЗ РФ. — 2003.- №9. — Ст.1530.

На территории Читинской области действует постановление Главы администрации Читинской области от 19 июля 1999 г. № 841 «О порядке постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Читинской области». Заб.рабочий. — 1999. — 20 июля. Данное постановление было разослано Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области всем Главам муниципальных образований Читинской области для принятия мер по существу.

[1]

А по истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

При этом необходимо учитывать, что в государственной регистрации права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть отказано только при нарушении требований, установленных ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, должно быть направлено сообщение о причине отказа, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Читайте так же:  Утверждение годовой отчетности ооо единственный участник

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.

Как Сельсовету оформлять здания как бесхозные.

Здравствуйте Татьяна! Ответственность за работу с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом возложена на Глав администраций соответствующих муниципальных образований (городской округ,муниципальный район, городское поселение, сельское поселение).

Правовые основания для признания права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное недвижимое имущество определены гражданским законодательством.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701.

Порядок оформления бесхозяных обьектов недвижимого имущества следующий:

1.Сначала определяются бесхозяйные и бесхозяйственно содержимые объекты недвижимости на территории поселения, затем составляется их соответствующий перечень.

Администрация муниципального образования формирует комиссию для обследования фактически бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых, предположительно брошенных объектов недвижимого имущества -жилого помещения (здания), земельного участка. По результатам работы определяется перечень бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости.

2. После этого, проведятся обследования жилых помещений (зданий) и составляются соответствующие акты.

Акт обследования составляется комиссией, которую, как правило,возглавляет Глава соответствующего муниципального образования.

В комиссию могут входить работники Администрации соответствующего муниципального образования, работникиорганов местного самоуправления муниципального района (посогласованию), иные заинтересованные лица. Состав комиссии формируется в составе, как правило, 3-5 чел.

Функции указанной комиссии может осуществлять комиссия по благоустройству территории муниципального образования, утверждаемая нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. В акте, составленном комиссией,должно быть отражено то, что жилое помещение (здание) содержится в бесхозяйственно содержимом состоянии, неблагоприятно сказывается на архитектурном виде населенного пункта, может создавать опасность для населения.

3. Следующим этапом оформления документов идет — подготовка и направление запросов в соотвествующие органы:

1. Запрос в муниципальный архив с целью получения информации о собственниках соответствующих жилых помещений (зданий).

.2. Запрос в нотариальные органы на территории муниципального образования области с целью получения информации по обращениям граждан на оформление права наследования соответствующего жилого помещения (здания).

.3. Запрос в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по соответствующей территории муниципального образования области с целью получения информации о наличии или отсутствии прав и остаточной стоимости на соответствующее жилое помещение (здание).

.4. Запрос в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности Российской Федерации (о нахождении имущества в реестре федерального имущества).

.5. Запрос в департамент имущественных отношений и государственных закупок с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности (о нахождении имущества в реестре областного имущества).

.6. Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области о представлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на соответствующее жилое помещение (здание).

.7. Запрос в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии о представлении выписки из кадастрового паспорта (кадастровой выписки) земельного участка под жилым помещением (зданием).

.8. В случае наличия зарегистрированного права собственности и смерти собственника также запрашивается свидетельство о смерти собственника в соответствующем территориальном подразделении органов записи актов гражданского состояния .

4. По результатам полученных на запросы ответов администрация муниципального образ-ования осуществляет следующие действия:

1. В случае, если жилое помещение (здание) не имеет собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался необходимо действовать в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»:

Направляет в соответствующий территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

К указанному заявлению должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: -документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального государственного имущества и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

— документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями),осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 No 122 — ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

5. Следующим этапом идет подача заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Необходимо учитывать, что такое заявление может быть направлено не ранее, чем по истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

6. После этого,на основании решения суда подается заявление в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о регистрации права муниципальной собственности.

Оставьте пожалуйста свой отзыв!

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Вы правильно решили о том, что началом действий является оформление заброшенных зданий-руин как бесхозяйных: это обязанность органа местного самоуправления.
В
По существу вопроса поясняю следующее (с учетом текущей судебной практики):

Читайте так же:  Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется

1) В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

2) Первоначальные действия сельсовета – это постановка на учет бесхозяйной вещи.

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, сельсовет может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, только по истечении года после постановки на учет объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий.

3) Постановка на учет бесхозяйного имущества.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество — Росреестром, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
— выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

— выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

4) В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Таким образом, сельсовет после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества (по истечении года) будет вправе обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства о признании за собой права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Согласно части 1 статьи 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Согласно ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

5) И только после положительного и вступившего в законную силу решения суда сельсовет будет вправе распоряжаться указанными в вопросе объектами, в том числе «отдать эти здания и стены от зданий на баланс нашего нового НКО (Местная общественная организация)».

Если требуется более детальная консультация, обращайтесь, в том числе на адрес моей электронной почты.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

В целях обеспечения выполнения п. 3 статьи 225 ГК РФ приказываю:
1. Утвердить Временную инструкцию о порядке постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета Е.А. Киндееву.

Председатель Комитета
В.Н. УРСОВ

Приложение
к приказу
Москомрегистрации
от 14 декабря 2000 г. N 133-П

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

1. Общие положения

Учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется в целях обеспечения исполнения п. 3 ст. 225 ГК РФ с учетом положений, изложенных в ст. 235, 236 ГК РФ.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до приобретения права собственности другим лицом.
По истечении года орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.
Поставленное на учет бесхозяйное недвижимое имущество и не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность может быть вновь принято оставившим его собственником либо приобретено в силу приобретательной давности.
Порядок, установленный настоящей инструкцией, обязателен и распространяется на деятельность сотрудников Московского комитета по регистрации прав, осуществляющих прием и подготовку документов для учета бесхозяйного недвижимого имущества.

2. Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Читайте так же:  Продолжительность больших перемен между уроками должна быть

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Бесхозяйное имущество и порядок оформления его в муниципальную собственность

По определению Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 225. П.1. бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат передаче в муниципальную собственность.

Объекты инженерной инфраструктуры являются недвижимостью.

Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30..

Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются:

дата представления документов;

перечень документов с указанием их реквизитов;

количество экземпляров каждого из представленных документов;

количество листов в каждом экземпляре документа;

номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов;

фамилия и инициалы работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись.

Копия расписки приобщается к представленным для принятия на учет объекта недвижимого имущества документам.

В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.

Принятие объекта на учёт осуществляется в течение месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.

До внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет бесхозяйного объекта осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет или приостановления принятия на учёт. Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30.

После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления направляется выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учёт объекта недвижимого имущества по установленной форме, которая должна содержать следующие сведения:

  • — наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав;
  • — кадастровый (или условный) номер объекта недвижимого имущества;
  • — адрес (местоположение), наименование и назначение объекта недвижимого имущества;
  • — номер, указанный в графе «Номер регистрации» Единого государственного реестра прав;
  • — дата внесения записи в подраздел II-1 Единого государственного реестра прав (дата принятия на учет объекта недвижимого имущества).

Выписка удостоверяется подписью государственного регистратора (с указанием его фамилии, имени и отчества) и скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации права собственности на данный объект. Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 ( в ред. от 12 ноября 2004 г. № 627 ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №38. П. 5-30.

Государственная регистрация права муниципальной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон

Читайте так же:  Форма договора дарения денег между близкими родственниками

Государственная регистрация права собственности на находящийся на учёте объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательской давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учёт этого объекта. В этом случае, объект считается снятым с учёта в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательской давности. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Ст. 234. П. 1

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет.

В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.

На оборотной стороне листа подраздела II-1 Единого государственного реестра прав, в который были внесены записи о принятии на учет объекта недвижимого имущества, в графе «Документы-основания» записи о прекращении права указываются дата и номер государственной регистрации права собственности. В графе «Особые отметки регистратора» пишутся слова: «снят с учета».

Также независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.

Если запись о государственной регистрации права данного лица имеется в Едином государственном реестре прав, объект недвижимого имущества только снимается с учета. В этих целях на оборотной стороне листа подраздела II-1 Единого государственного реестра прав, в который были внесены записи о принятии на учет объекта недвижимого имущества, в графе «Документы-основания» записи о прекращении права пишутся слова: «заявление собственника о принятии вновь имущества во владение, пользование и распоряжение», а также указываются реквизиты этого заявления, дата и номер, под которым данное заявление было зарегистрировано в книге учета входящих документов. В графе «Особые отметки регистратора» пишутся слова: «снят с учета».

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения объекта органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на этот объект.

Если орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия объекта на учёт, суд отказывает в принятии заявления и прекращает производство по делу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст.290.

Установленная законодательством процедура постановки и снятия с учета бесхозяйных объектов достаточна продолжительна и трудоемка, требует оформления значительного количества документов и финансовых затрат.

По сложившейся практике Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска период с момента выявления бесхозяйного объекта до оформления на него права муниципальной собственности составляет 1,5 — 2 года.

Хотя постановка на учет объектов в качестве бесхозяйных производится бесплатно, органам местного самоуправления приходится нести расходы на оформление документов, содержащих описание объекта, то есть паспортов технической инвентаризации.

Срок оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность не учитывает особенностей инженерной инфраструктуры.

Во-первых, бесхозяйные коммунальные сети и объекты находятся в аварийном или близком к аварийному состоянии. Согласно действующему законодательству муниципальные образования могут расходовать средства местного бюджета только на содержание и эксплуатацию муниципального имущества. Следовательно, расходы местных бюджетов на содержание и устранение аварий на бесхозяйных инженерных сетях и объектах в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевым расходованием бюджетных средств, которое влечет административную и уголовную ответственность.

Данные положения ставят перед органами местного самоуправления альтернативу: либо, нарушая законодательство устранять аварии на бесхозяйных сетях, либо соблюдать закон, пренебрегая интересами жизнеобеспечения населения.

Во-вторых, объекты инженерного обеспечения, по крайней мере, созданные до начала массовой приватизации однозначно подлежали передаче в муниципальную собственность и не могли иметь иных собственников, кроме муниципальных образований. Следовательно, годичный срок постановки этих объектов на учет, сбор справок об их отсутствии в реестрах государственного имущества являются бессмысленными.

Имеет смысл рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, положения о том, что передача бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность оформляется органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании заявления органа местного самоуправления с приложением документов, содержащих описание объекта, при отсутствии сведений о зарегистрированных правах иных субъектов.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  3. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
  4. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  5. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here