Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны

Полная информация на тему: "Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны" от профессионалов для людей понятным языком.

О современном состоянии законодательства о служебной тайне (Камалова Г.Г.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Совершенствование законодательства в последние десятилетия отражает важнейшие направления происходящих в стране преобразований. Особенно динамично развивается информационное законодательство. Однако остаются нерешенными вопросы регулирования сбора, создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа. В ходе легализации регулирования оборота государственно-значимой информации наибольший упор был сделан на правовой режим государственной тайны. Служебная тайна и ее правовой режим остались в тени.

Вместе с тем продолжают приниматься нормативно-правовые акты, в которых в том или ином аспекте фигурирует служебная тайна и регламентируется ее оборот. Так, например, Закон РФ «О космической деятельности» определяет, что распространение информации о космической деятельности осуществляется с соблюдением требований охраны государственной, служебной и коммерческой тайны. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» среди основных обязанностей государственного гражданского служащего называет обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
———————————
Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 «О космической деятельности» (ред. от 21.11.2011) // Российская газета. 1993. 6 окт.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

На фоне десятков законов, содержащих подобные нормы, столь необходимый специализированный законодательный акт отсутствует. Потребность в правовом регулировании оборота служебной тайны приводит к принятию Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1233 (далее — Постановление Правительства N 1233).
———————————
Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (ред. от 20.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.

Следующим шагом явилось принятие перечня сведений конфиденциального характера , которым служебная тайна была включена в состав такой информации и определена как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами. Данная дефиниция оставляет открытыми ряд принципиальных вопросов: могут ли иные субъекты иметь служебную тайну (например, органы местного самоуправления, государственные структуры, не являющиеся органами власти), как соотносится служебная тайна и информация ограниченного распространения, регламентированная Постановлением Правительства РФ N 1233 и иные.
———————————
Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Существенное изменение законодательства в области защиты информации ограниченного доступа принес 2006 г.
Были приняты Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» . Часть 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что ограничение доступа к информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть только в режиме государственной или служебной тайны. Данным Законом было введено легальное определение профессиональной тайны. Ожидалось аналогичное определение и относительно служебной тайны. Однако этого в очередной раз не произошло. Закон в п. 4 ст. 9 указывает служебную тайну среди иных видов информации ограниченного доступа, признавая волю государства на сохранение и развитие специального правового режима служебной тайны.
———————————
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

На наш взгляд, в существующих ныне проблемах в очередной раз выразилось отмечаемое теоретиками «противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью права. Право движется как бы «прерывисто», постоянно делая «остановки», большие или меньшие по времени, тем самым давая возможность регулируемым общественным отношениям периодически обгонять себя, уходить вперед. Сложное противоречие динамики общественной жизни и стабильности права является движущей силой его развития, имманентно ему присуще» .
———————————
Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. С. 146 — 147.

Принятый в 2009 г. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» явился результатом развития информационного законодательства, регулирующего права и свободы граждан на доступ к информации. В нем введена необходимая совокупность понятий, таких как информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, пользователь информацией и другие. Однако действие Закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, порядком рассмотрения обращений граждан и предоставления информации в иные госорганы, органы местного самоуправления, то есть Закон охватывает не всю сферу создания и использования служебной информации. Кроме того, Закон не затронул вопросы регулирования оборота служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны).
———————————
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

Следует согласиться с мнением А.А. Антопольского , полагающего, что нормы действующего законодательства, регулирующего служебную тайну, не представляют собой единую систему. Нормы, регламентирующие правовой режим служебной тайны, а также содержащие отдельные ее упоминания, можно обнаружить в большом числе нормативно-правовых актов, и наблюдается тенденция к возрастанию их объема и количества.
———————————
См.: Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25.

Читайте так же:  Сроки рассмотрения претензий по гражданскому кодексу рф

Библиография

1. Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. 29 с.
2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. СПб., 2001. 789 с.
3. Гришанков М.И., Волчинская Е.К. Некоторые проблемы формирования института служебной тайны в Российской Федерации // Государственная служба. 2011. N 2. С. 39 — 44.
4. Камалова Г.Г. О системе государственно-значимой информации ограниченного доступа // Современные проблемы организации деятельности публичной власти: Сб. науч. тр. по матер. науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 119 — 122.
5. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. 184 с.
6. Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: Курс лекций. М., 2000. 356 с.
7. Морозов А.В., Полякова Т.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности. М., 2013. 276 с.
8. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1 (31). С. 29 — 37.
9. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. 256 с.
10. Яковец Е.Н., Смирнова И.Н. Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну // Информационное право. 2009. N 4. С. 16 — 20.

Правовое регулирование режима служебной тайны по законодательству РФ

Коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК РФ).

Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация не материальна, хотя ее хранение и передача (распространение) осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей.

Информация может рассматриваться как объект, за которым закрепляется исключительное право. Это выражается в том, что закон признает права лица, владеющего информацией, на сохранение ее в тайне, и одновременно требует от третьих лиц воздерживаться от несанкционированного завладения этой информацией.

Коммерческая тайна является разновидностью интеллектуальной собственности. Ее особенности:

5. фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. От правообладателя, эффективности предпринимаемых им мер зависит его право на тайну;

6. наибольшая универсальность этого объекта, так как под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя;

7. неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которое ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны;

8. не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.

Требования, предъявляемые к коммерческой тайне:

1) информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной;

2) к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции и т.п., она коммерческой тайной не признается;

[1]

3) информация считается коммерческой тайной, если ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это могут быть меры технического, организационного, юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

Субъекты права на тайну — это предприниматели, так как коммерческой тайной являются только сведения, касающиеся предпринимательской деятельности.

Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации.

Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии на сведения, которые становятся доступными третьим лицам и, соответственно, утрачивают свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в установленном законном порядке к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8276 —

| 7911 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое регулирование служебной и профессиональной тайны.

Согласно ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и профессиональную тайну, обязанность соблюдения и ответственность должны быть определены федеральными законами. На сегодняшний день единый нормативный акт, регламентирующий условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны, отсутствует. Существует множество нормативных правовых актов, где фиксируется обязанность субъекта не разглашать сведения, иногда определяется состав сведений и предусматривается ответственность. Между тем условия отнесения сведений к тайне не определены. Исключение составляет Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1993 № 1233. Вместе с тем данное Положение, во-первых, не является федеральным законом и, во-вторых, имеет ограниченную сферу действия: подлежит применению только в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Анализ законодательства о защите информации позволяет выделить следующие условия отнесения сведений к служебной или профессиональной тайне.

Условие 1. Сведения, которые подлежат сохранению в режиме служебной или профессиональной тайны, не являются общедоступными.

Условие 2. Сведения не составляют государственную тайну.

Условие 3. Сведения могут быть сохранены в режиме служебной и профессиональной тайны (не запрещено).

Служебная тайна – связана с должностью лица на государственной службе

Профессиональная тайна – связана с должностью лица, но не обязательно на государственной службе.

Одна и та же тайна для разных лиц может одновременно являться коммерческой, служебной и профессиональной.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к информации с ограниченным доступом.

Определение служебной тайны можно найти только в подзаконных нормативных актах. Их анализ позволяет сделать вывод: служебную тайну по содержанию составляет конфиденциальная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также конфиденциальная информация других лиц, полученная на законных основаниях в силу исполнения должностных обязанностей указанными органами, в отношении которой принимаются меры по охране конфиденциальности.

Читайте также:
  1. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  2. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
  4. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
  5. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
  7. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора).
  8. Административно-правовое регулирование отношений в области безопасности РФ.
  9. Административно-правовое регулирование отношений в области образования.
  10. Административно-правовое регулирование отношений в промышленной сфере.
Служебная тайна — это сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержа­щих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и ком­мерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работни­ками, с органами государственной власти и органами местного само­управления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Феде­ральными законами «Об информации, информатизации и защите информации*», «Об основах государственной службы Российской Федерации»**, Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессу­альным кодексом РФ, другими федеральными законами, норма­тивными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практичес­ки в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере по подсче­там специалистов действует более ста законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы пра­вовых норм: распространяющиеся на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциаль­ных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой — дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или не представляющей таковой.

Служебная тайна :

· сведения о налогоплательщике (Налоговый кодекс РФ)

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: общедоступных с согласия налогоплательщика, ИНН, о нарушениях НК РФ, а также предоставляемых в избирательные комиссии и налоговые органы других государств.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

· тайна предварительного расследования (статья 161 УПК)

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Основной признак профессиональной тайны — связь с профессиональной деятельностью.

Профессиональная тайна — это информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении профессиональных обязанностей или организациями — при осуществлении определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 Закона об информации).

Профессиональная тайна— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Перечень сведений конфиденциального характера, утв.указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, к профессиональной тайне относит: врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.

· Законодательством РФ предусмотрена защита и врачебной, и медицинской тайны. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Статья 15 Семейного кодекса РФ к медицинской тайне относит результаты обследования лица, вступающего в брак.

· В законодательстве отсутствует легальная дефиниция «нотариальная тайна». В статье 16 «Основ законодательства о нотариате» от 11.02.1993 в числе обязанностей нотариуса обозначена обязанность хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариальную тайну также составляет тайна завещания. В соответствии со ст. 1123 Гражданского кодекса РФ нотариус не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Следует отметить, что должностные лица (органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ, капитаны судов, начальники экспедиций, командиры воинских частей и т.д.), наделенные правом удостоверять завещания, переводчики, исполнители завещания, свидетели, гражданине, подписывающие завещание вместо завещателя, также обязаны хранить тайну завещания.

По требованию нотариальной палаты нотариус обязан предоставить сведения о совершенных им нотариальных действиях. В этом случае обязанность сохранять тайну совершения нотариальных действий возлагается также на должностных лиц нотариальной палаты.

Нотариус может быть освобожден от обязанности сохранения нотариальной тайны только судом, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

· Понятие адвокатской тайны определено ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Субъектами адвокатской тайны выступают адвокаты, помощники и стажеры адвоката. В целях обеспечения адвокатской тайны адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 90 Налогового кодекса (НК) РФ при осуществлении налогового контроля адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля для дачи показаний, так как подобные сведения относятся к его профессиональной тайне.

Вместе с тем в установленных законом случаях адвокаты обязаны:

1) предоставить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в налоговые органы и их должностным лицам (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

2) предоставить необходимые для проведения налоговой проверки документы (информацию) по требованию должностного лица налогового органа посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п.1 ст. 93 НК РФ).

3) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить уполномоченный орган (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

· К числу профессиональных тайн Перечень сведений конфиденциального характера относит также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Указанные виды тайн попадают под режим тайны связи.

Тайна связи регламентируется Федеральными законами от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) и от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». В соответствии со ст. 63 Закона о связи на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Согласно ст. 15 Закона о почтовой связи тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

· К другим видам профессиональных тайн можно отнести: тайну страхования, банковскую тайну, налоговую тайну и др.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 167 ; Нарушение авторских прав

Правовой режим служебной тайны.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ.

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права.

Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:

•отнесена ФЗ к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости;

Видео (кликните для воспроизведения).

•является охраноспособной конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);

•не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

•получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных ФЗ.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации:

[2]

1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ в целях защиты государственных интересов:

2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.

Разновидностью служебной тайны является налоговая тайна, поскольку по всем основным признакам она совпадает с признаками служебной тайны.

Правовая охрана права на служебную тайну. Правовая охрана в отношении охраноспособной конфиденциальной информации других лиц в режиме служебной тайны в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностными лицами и иными представителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и в случаях, установленных ФЗ. Сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента постановки на учет, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Государственные органы и их должностные лица вправе использовать полученную конфиденциальную информацию только в целях, для которых она была получена и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны; порядок передачи этой информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств ее защиты и т.п..

Служебная тайна не подлежит разглашению государственными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренныхФЗ. К разглашению служебной тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу коммерческой тайны, ставшей известной должностному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.

В отношении собственной служебной тайны федеральные государственные органы и их руководители должны иметь следующие права:

•устанавливать режимы охраны служебной тайны и сроки их действия для сведений, доступ к которым ограничен ФЗ и для сведений, доступ к которым может быть ограничен должностными лицами в силу служебной необходимости;

•разрешать допуск (прекращать допуск) граждан (в том числе должностных лиц) и организаций к этим сведениям, если иное не указано в федеральном законе;

•распоряжаться сведениями, составляющими служебную тайну;

•требовать защиты сведений, составляющих служебную тайну, в силу положений закона от всех лиц, кому эта информация стала известна на законных основаниях;

•добиваться сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты для сведений, составляющих служебную тайну;

•ставить вопрос о привлечении лиц, виновных в разглашении служебной тайны, к дисциплинарной или административной, либо уголовной ответственности.

Наряду с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать установленный порядок работы с такой информацией.

Защита прав на служебную тайну. Государственные органы несут ответственность за убытки, причиненные владельцам охраноспособной конфиденциальной информации, вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном ФЗ.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники государственных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем такая ответственность предусматривается и для владельцев охраноспособной конфиденциальной информации при нарушении правил ее представления в государственные органы в случаях и порядке, установленном ФЗ.

Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны должна осуществляться в порядке, аналогичном для государственной тайны.

В действующем законодательстве сегодня установлены лишь нормы уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона:

ст. 155 — разглашение тайны усыновления (удочерения);

ст. 310 — разглашение данных предварительного следствия;

ст. 311 — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса;

ст. 320 — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Правовой режим служебной тайны

Читайте также:

  1. Автомодельный режим
  2. Автомодельный режим.
  3. Адаптации наземных растений и животных к водному режиму.
  4. Адаптация к влажности и водному режиму.
  5. Административно-правовой договор.
  6. Административно-правовой статус общественных объединений
  7. Антидемократические политические режимы
  8. Асинхронный режим
  9. В режиме стоячих волн энергия вдоль линии не передается и на каждом участке линии происходит только обмен энергией между электрическим и магнитным полями.
  10. Ветровой режим
  11. Виды административно-правовых режимов
  12. Виды организационно-правовой формы ЮЛ.
Читайте так же:  Обременения и ограничения использования земельного участка

В законодательстве однозначно не определено понятие «служебной тайны». Анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Служебная тайна – это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан, характере заболевания пациента). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна – это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна – это служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти.

Информация, составляющая служебную тайну, используется в организации с грифом конфиденциальности – «для служебного пользования».

Некоторые примеры служебной тайны:

налоговая тайна– это любые сведения о налогоплательщиках, полученные налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, таможенными органами. К разглашению налоговой тайны относится использование и передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении или своих обязанностей;

тайна записи актов гражданского состояния – сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГСа, являющиеся персональными данными, относящиеся к категории конфиденциальной информации, имеющие ограниченный доступ и не подлежащие разглашению. Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении, выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями ребенка; информацию о перемене фамилии (гражданин в заявлении о перемене фамилии указывает причину, побудившую его к этому – неблагозвучная фамилия или фамилия бывшего супруга); руководитель ЗАГСа обязан предоставить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, дознания, следствия, уполномоченного по правам человека.

Читайте так же:  Страховые компании участвующие в страховании имущества сбербанк

Другие примеры: тайна нотариальной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, банковская тайна.

К служебной тайне не могут быть отнесены сведения:

— содержащиеся в актах законодательства, устанавливающих правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенного пункта, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

— описание структуры органа власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

— порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

— решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

— сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивах, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

— информацию о руководителе, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки, деловые связи);

— информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

— информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

— информацию о системе организации охраны организации.

[3]

Таким образом, к служебной тайне относится информация (за исключением государственной тайны) о деятельности государственных органов и служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государством в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Читайте так же:  Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с

Другой вариант: служебная тайна – это несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им организациях, учреждениях, предприятиях.

Информация, составляющая служебную тайну, характеризуется следующими чертами:

— в состав информации входят только отдельные сведения, секретность которых определяется государством или лицом и вытекает из законодательства;

— недоступность широкому кругу лиц;

— получение на законных основаниях, в результате выполнения трудовой или служебной функции;

— конфиденциальность обеспечивается разработанными правилами;

— ценность для гражданина, организации или государства;

— разглашение их способно нанести вреда правам и законным интересам гражданина, юридического лица или государства;

— охраняются законом, предусматривающим ответственность за их разглашение.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 432 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проблемные вопросы понимания служебной тайны

(Павлов И. Ю.) («Информационное право», 2010, N 3)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОНИМАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Павлов И. Ю., адвокат, председатель Совета Института развития свободы информации, кандидат юридических наук.

Рецензент — Наумов В. Б., старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, кандидат юридических наук.

В статье отмечается отсутствие четких критериев идентификации информации для отнесения ее к категории ограниченного доступа, а также рассматриваются проблемные вопросы, связанные с понятием «служебная тайна».

Ключевые слова: права и свободы гражданина, тайна, служебная тайна, информация ограниченного доступа, конфиденциальная информация.

Certain aspects of understanding official secret I. Yu. Pavlov

The article notes absence of distinct criteria of identification of information in order to refer it to the category of limited access and also considers the controversial issues related to the concept «official secret».

Читайте так же:  Управление транспортным средством лицом лишенным права управления

Key words: rights and freedoms of citizen, secret, official secret, information of limited access, confidential information.

Давно известно, что критерии идентификации конкретной информации для отнесения ее к категории ограниченного доступа должны быть определены федеральным законом. В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ «О государственной тайне», Федеральный закон «О коммерческой тайне». В то же время в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайны имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения . Между тем необходимо определить четкие признаки тайны, чтобы иметь возможность дать правильную правовую оценку необходимости отнесения той или иной информации под конкретную категорию тайны. ——————————— Михайлов В. Право на тайну // Закон. N 2. 1998. С. 5 — 8; Егоров А. Правовые основы институтов тайны // Закон. N 2. 1998. С. 75 — 79.

Видео (кликните для воспроизведения).

Многие правоведы критически оценивают содержание Постановления N 1233, отмечая в качестве основных его недостатков: узкую сферу действия, предоставление руководителям федеральных органов исполнительной власти чрезмерно широких полномочий по определению сроков ограничения, порядка и условий ее защиты. По мнению А. А. Антопольского , основным недостатком Постановления N 1233 является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения в п. 1.2, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко. ——————————— См., напр.: Фатьянов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001. С. 171 — 174. Антопольский А. А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 217.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
  5. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here