Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей

Полная информация на тему: "Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей" от профессионалов для людей понятным языком.

Правовое поле деятельности общественных организаций в сфере защиты прав потребителей

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон) предоставлено право гражданам объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Отдельное внимание хотелось бы остановить на праве общественных объединений потребителей осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.

Законодательством Российской Федерации не определено понятие «общественный контроль», а также форма и порядок его проведения, что проводит к осуществлению общественного контроля общественными объединениями потребителей с нарушением законодательства, в частности общественные объединения потребителей при осуществлении общественного контроля пытаются подменить органы государственной власти по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Согласно положениям Закона при осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Так, согласно ст. 7, 8 Закона потребитель имеет право на то, что бы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, кроме того, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей. В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно ст. 11 Закона режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Проводить проверки, составлять акты проверок, а также запрашивать документы, представление которых потребителям не предусмотрено законом, представители общественных объединений потребителей не вправе.

Согласно ст. 45 Закона общественные объединения потребителей вправе по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.

Право общественных объединений потребителей (их ассоциаций союзов), предусмотренное ст. 45 Закона, на осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей, ограничивается выявлением фактов, свидетельствующих о нарушении прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.

При этом брать на себя исполнение функций указанных органов, такие, например, как требование подписания акта проверки, выносить предписание об устранении нарушений, требовать оплаты штрафа, общественные объединения потребителей не праве.

Читайте так же:  Субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов рф

Общественным объединениям потребителей следует помнить, что документы, составленные по результатам общественного контроля не являются абсолютным доказательством нарушения индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Данная информация проверяется должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти, которые в отличие от представителей общественных объединений потребителей несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, составленных по результатам контроля в отношении индивидуальных предпринимателей (юридических лиц).

Кроме того, представители общественных объединений потребителей при проведении общественного контроля не вправе предъявлять удостоверения схожие либо идентичные с удостоверениями должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На удостоверениях членов общественных объединений потребителей не должны помещаться изображения государственных символов – Государственного герба Российской Федерации, это нарушает статьи 4 и 8 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

Статья 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного герба Российской Федерации в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Также не допускается использовать Герб Астраханской области без соответствующего разрешения, выданного министерством экономического развития Астраханской области. За использование герба Астраханской области с нарушением порядка также предусмотрена административная ответственность статьей 4 Закона Астраханской области от 04.09.2007 № 49/2007-ОЗ «Об административных правонарушения» в виде административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Следует отметить, что общественные объединения потребителей осуществляют деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, таким образом, полномочия на осуществление общественными объединениями потребителей общественного контроля определяются учредительными документами объединения.

Статью подготовил: Бойцун Александра Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и за деятельностью некоммерческих организаций

Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО

от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32

О ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В связи с большим количеством обращений о полномочиях общественных объединений потребителей по защите прав потребителей Роспотребнадзор разъясняет.

Статья 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее — Закон) определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей.

Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

[2]

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Необходимо отметить, что отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона.

Подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.

По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:

требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

проверку соблюдения санитарных правил и норм;

проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;

проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;

[3]

проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.

Читайте так же:  Пришло постановление о возбуждении исполнительного производства

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

[1]

Территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо вырабатывать наиболее эффективные формы и направления взаимодействия с общественными объединениями потребителей по формированию и реализации национальной политики в области защиты прав потребителей, что среди прочего может находить свое практическое выражение в работе координационных советов по защите прав потребителей в субъектах Российской Федерации и в региональных программах по защите прав потребителей.

Территориальным управлениям Роспотребнадзора следует продолжить работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего региона.

По итогам работы с общественными объединениями потребителей за III квартал 2005 года следует в срок до 01.10.2005 представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе на электронном носителе информации).

Заместитель
руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО

Лето, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами

Наши полномочия

Наши полномочия

Для осуществления уставных целей и задач городское общество защиты прав потребителей имеет право:

Проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового и других видов обслуживания;

вносить в органы управления, предприятия, организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества продукции, о снятии с производства, изъятия из продажи продукции опасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды;

участвовать совместно с соответствующими государственными органами в осуществлении контроля за применением установленных и регулируемых цен;

вносить в прокуратуру и органы управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и продаже продукции по неправомерно завышенным ценам или не соответствующей установленным требованиям по качеству;

предъявлять иски в суд в интересах потребителей, не являющихся членами организации, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Видео (кликните для воспроизведения).

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных организациях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по всем вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

привлекать добровольные пожертвования граждан РФ, предприятий, фирм, государственных, частных и общественных организаций в виде денежных средств, любого движимого и недвижимого имущества;

проводить на добровольной основе научно-исследовательскую деятельность в области защиты прав потребителей;

разрабатывать необходимый и оптимальный алгоритм действий в каждом конкретном случае;

осуществлять правовую экспертизу договоров и документов;

оказывать помощь в составлении различных документов: досудебных претензий, исковых заявлений, иных документов правового и процессуального характера;

вести претензионный порядок разрешения спора с необходимым выездом на место;

осуществлять судебную защиту нарушенных прав потребителей в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;

организовывать проведение необходимой экспертизы.

Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей

В редакции Закона о защите прав потребителей от 13 июля 2015 года

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

Права общественных организаций по защите прав потребителей

Если права потребителя нарушены, гражданин мо­жет обратиться в общественную организацию потребите­лей, если такая есть в его городе или районе. Практиче­ски при всех обществах работают юристы — специалисты по защите прав потребителей.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1.Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Читайте так же:  Срок переоформления лицензии на медицинскую деятельность

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей — утратил силу с 01.08.2011 года);

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

ВНИМАНИЕ! Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образо­вании и медицинских книжек торгового и иного обслужива­ющего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой тех­ники;

порядок ведения журнала учета контрольных меро­приятий.

ВНИМАНИЕ! В случае выявления нарушений предста­вителями общественной организации запись в журнале уче­та контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

У представителей обществ потре­бителей такое же правовое положение, как у покупателей. А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных ви­дов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хране­ния продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или забор­ные листы. Для проверки продавец показывает, но не отда­ет документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила — это установленная Пра­вительством мера должного поведения продавца при обще­нии с покупателем.

И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Про­давец производит перемеривание, перевешивание, а покупа­тель — наблюдает.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соот­ветствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупате­ля — по другую сторону прилавка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, общественные объединения потреби­телей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпри­нимательских структур и граждан-потребителей, консульти­рование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Астраханской области, 2006-2019 г.

Адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Официальный сайт общества по защите прав потребителей в Москве

+7 (499) 322-28-05

Время работы горячей линии ежедневно с 9:00 до 22:00

Жалобы с сайта принимаются круглосуточно

    Как вернуть деньги без обращения в суд Как получить компенсацию морального вреда Как вернуть вынужденные расходы Как наказать недобросовестного продавца

* Проект реализован в рамках ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г.

Основные направления защиты Общества защиты прав потребителей «Правовой надзор»

  • Бесплатное оказание юридических консультаций
  • Бесплатный анализ договоров
  • Бесплатная подготовка исковых заявлений/возражений
  • Проведение независимых экспертиз товаров и качества оказываемых услуг
  • Бесплатная судебная защита в судах всех уровней и инстанций

Основные категории рассматриваемых вопросов

  • Расторжение договоров, взыскание денежных средств в связи с недостатками товаров, проведении работ, оказания услуг
  • Расторжение договоров, взыскание денежных средств в связи с существенными недостатками товаров (работ, услуг)

Основные вопросы, по которым потребители обращаются к нам за помощью

  • Проблемы с застройщиком
  • Некачественная мебель
  • Продажа некачественных товаров
  • Некачественная бытовая электроника
  • Некачественный ремонт в квартирах, домах
  • Некачественная установка дверей
  • Некачественное строительство загородных домов
  • Некачественная установка / продажа
    сантехники
  • Некачественные медицинские услуги
  • Некачественные туристические услуги
  • Некачественные автотранспортные средства
  • Некачественные косметологические услуги
  • Проблемы со страховой фирмой

Как мы работаем

Оказываем бесплатную юридическую консультацию

Заключаем договор на бесплатную правовую помощь

Готовим документы для суда

Бесплатно
защищаем в суде

Что вы получите

  • Взысканную сумму за некачественный
    товар / услугу
  • Неустойку
  • Штраф
  • Компенсацию морального вреда

Как обратится за помощью в общество защиты прав потребителей “Правовой надзор”

  • Позвоните по номеру телефона +7 (499) 322-28-05
  • Заполните форму ниже

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Особенности получения и оказания помощи гражданам

На официальном сайте Московского общества защиты прав потребителей можно найти свежие новости, актуальную информацию о деятельности организации. Чтобы достигать поставленные цели учитываются нормативы и действующие законы. Они своевременно знакомятся с внесенными изменениями и правками. Организация по защите прав потребителей занимается следующими вопросами:

Оказание услуг высокого качества. Каждое действие подтверждается юридически. Специалисты составляют претензии. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте Московского общества по защите прав потребителей. Каждый оператор и сотрудник имеют высшее юридическое образование, представляют интересы в разных государственных и частных инстанциях.

Организация по защите прав потребителей проводит тщательный анализ документации при получении услуг заключается договор. Чтобы доказать правомерность своих обязанностей требуется чек на товар. Специалисты могут найти расхождения, неточности и несогласованность.

Защита прав потребителей и возврат денег, проведение независимой экспертизы. Запрос могут отправить потребители. Организация может стать инициатором. На официальном сайте общества по защите прав потребителей «Правовой надзор» можно посмотреть примеры работы сотрудников. Сотрудники гарантируют защиту прав потребителей и возврат денег в короткие сроки.

  1. Консультационные услуги для населения, решение вопросов по гражданским правам.
  2. Защита прав потребителей при оказании услуг. Для этого нужно предоставить доказательную базу, собрать документацию.

Когда нужно проконсультироваться со специалистом необходимо зайти на официальный сайт общества по защите прав потребителей и посмотреть номер для связи. Каждый вопрос решается в индивидуальном порядке. Операторы внимательно знакомятся с поставленной задачей, стараются найти оптимальный вариант для решения трудного вопроса. Для защиты прав потребителей при оказании услуг или покупке товаров работают квалифицированные юристы.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта кимрского района тверской области

Источники


  1. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
  4. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  5. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here