Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений

Полная информация на тему: "Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений" от профессионалов для людей понятным языком.

Приложение N 4. Инструкция о порядке подсчета голосов на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома

Приложение N 4
к постановлению
Исполнительного комитета г. Казани
от 4 августа 2009 г. N 6440
(Примерная форма)

Инструкция
о порядке подсчета голосов на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома

Частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Количество голосов собственников помещений, присутствующих на общем собрании, в процентах определяется путем деления суммы общей площади принадлежащих им помещений на суммарную общую площадь всех помещений, находящихся в собственности физических и юридических лиц (общую полезную площадь помещений дома, сведения о которой содержатся в паспорте домовладения) и умножения полученного результата на 100%.

где X — количество голосов в процентах; — сумма общих площадей помещений, принадлежащих собственникам, присутствующим на собрании; So — общая полезная площадь помещений дома.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2. Частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса установлено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Подсчет голосов собственников помещений при подведении итогов голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме может производиться в каждом многоквартирном доме в порядке, установленном собственниками помещений в данном доме на общем собрании.

Возможный вариант порядка определения подсчета голосов на общем собрании:

Количество голосов каждого собственника отдельного помещения определяется исходя из расчета:

— 1 голос каждого собственника соответствует 1 метру общей площади принадлежащего ему помещения, при этом общее количество голосов собственников помещений в доме будет равняться количеству метров общей площади помещений (общей полезной площади здания, сведения о которой содержатся в паспорте домовладения).

— для перехода к целочисленным значениям можно установить, что 1 метру площади помещений соответствует 10 голосов собственника.

[2]

3. Для собственников помещений в коммунальных квартирах количество голосов может быть установлено следующим методом.

Сначала определяется доля собственника на места общего пользования коммунальной квартиры, при этом площадь каждой комнаты делится на жилую площадь квартиры (сумму площадей всех комнат), а полученный результат умножается на площадь мест общего пользования.

Полученный результат есть доля собственника в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры, который необходимо сложить с площадью принадлежащей собственнику комнаты (см. ниже формулу).

Таким образом, устанавливается площадь, приходящаяся на каждого собственника помещений в коммунальной квартире (с учетом мест общего пользования).

где X — размер площади принадлежавшей собственнику помещения в коммунальной квартире; Sk — размер площади комнаты (жилой площади), принадлежащей собственнику в коммунальной квартире; О — размер площади мест общего пользования коммунальной квартиры; — сумма площадей всех жилых помещений коммунальной квартиры.

Используя полученные данные, определяется количество голосов этого собственника на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома с использованием методов определения количества голосов собственников отдельных помещений многоквартирного дома, указанного в пунктах 2, 3.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений

Главная страница Форум Гарант

В соответствии со ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения на общем собрании пропорционально его доле в праве общей собственностина общее имущество в данном доме (п. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Необходимо провести общее собрание собственников. До этого собрания не проводились.

[3]

Имею: 5 кв. жилой дом общей площадью 570 кв.м., из них общая площадь квартир = 518 кв.м., жилая площадь = 323 кв.м., площадь общих коридоров и мест общего пользования = 52 кв.м.
Площади квартир:
? 1 = 95 кв.м.;
? 2 = 110 кв.м.;
? 3 = 115 кв.м.;
? 4 = 125 кв.м.;
? 5 = 73 кв.м.
Площади квартир указаны без балконов и лоджий (п. 5 ст. 15 ЖК).

Для расчета количества голосов использую формулу:

Qn = общая площадь квартиры / общую площадь ж.д. * 100 (для удобства расчета)

Получаем следующие цифры:
? 1 = 16,667 (последняя цифра округляется);
? 2 = 19,298;
? 3 = 20,175;
? 4 = 21,930;
? 5 = 12,807.

Итого сумма долей получается равным 90,877.
это и понятно, что не 100, т.к. оставшиеся 9,2 доли будут как раз те самые места общего пользования = 52 кв.м. Следовательно, эти показатели еще не является долей, т.к. сумма долей всегда должна быть равна 100.

Следовательно для расчета доли в % мы должны сумму 90,877 принят равной 100%, и определить долю каждого «жильца».

Отсюда получаем следующее распределение долей/голосов:

? 1 = 18,340%
? 2 = 21,235%
? 3 = 22,2%
? 4 = 24,132%
? 5 = 14,093%

Далее вопросы:
1) соответствует ли данный расчет ст. 37 ЖК, и не производится ли расчет буквально не от общей площади ж/д, а от площади мест общего пользования;
2) исключать ли при расчете площадь мест общего пользования, а учитывать только общую площадь квартир (в данном случае 518 кв.м.), т.к. долю в общей собственности мы определяем пропорционально площади квартиры собственника.
3) как понимать редакцию п. 3 ст. 48:
а) количество голосов признается равным доле;
б) для определения количества голосов необходимо еще считать пропроцию. Тогда какую и по какой формуле?

Всем кто отзовется заранее большое спасибо. Думаю каждому будет интересно, т.к. все мы «собственники» или мечтаем ими стать, а вопросы управления домом и решение вопросов на общих собраниях в ближайшем будущем станут таким же обычным делом как плата за жилье и ком.услуги.

Посмотри, может тебе наша Методика подсчета голосов пригодится.
А подсчитывать и высчитывать твои — извини, просто нет времени, к сожалению.

Мы когда создавали ТСЖ — пользовались этой схемой.

Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Квартира в долевой собственности и подсчет голосов на общем собрании собственников

    В отличии от подсчета голосов собственников — участников общей совместной собственности, количество голосов долевого собственника жилого помещения должно соответствовать принадлежащей ему доле в праве на жилое помещение в многоквартирном доме.

    Например, площадь квартиры в МКД составляет 45 кв.м. На общем собрании собственников помещений МКД проголосовал один из собственников указанной квартиры, доля в праве которого составляет 1/3. Таким образом, данный собственник обладает 15 голосами, которые и подлежат учету при подсчете голосов.

    Однако, несмотря на отсутствие каких-либо разночтений в судебной практике по вопросу подсчета голосов долевых собственников при проведении общего собрания, неверный расчет голосов и кворума инициаторами собраний явление нередкое.

    Например, придя к выводу о том, что ввиду отсутствия кворума, общее собрание собственников многоквартирного дома было нелегитимным для принятия на нем решений, в том числе, и выбора способа управления многоквартирным жилым домом, суд указал, в частности, что ряд лиц являются собственниками только по 1/2 доли в праве обще долевой собственности на жилые помещения, однако при проведении общего собрания голоса указанных собственников включены в подсчет без учета долевой собственности (из апелляционного определения Саратовского областного суда от 27.07.2012 N 33-3710).

    Читайте так же:  Страхование деятельности нотариуса занимающегося частной практикой

    По другому делу суд, соглашаясь с позицией истца, указал, что в отношении некоторых жилых помещений в деле имеются сведения об их нахождении в общей долевой собственности граждан, в связи с чем количество голосов каждого из участников голосования при отсутствии у него полномочий действовать от имени других собственников могло учитываться лишь в соответствии с приходящейся на это лицо долей (из определения Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2013 N 33-7795/2013).

    Еще один пример. Судом было установлено, что при подсчете голосов собственников нескольких жилых помещений голоса учтены как голоса единоличных собственников квартир.

    Вместе с тем указанные жилые помещения согласно сведениям Управления Росреестра на момент голосования находились в общей долевой собственности. Однако иные собственники долей в указанных помещениях в голосовании участия не принимали.

    С учетом изложенного правильным является вывод суда, что голоса указанных лиц при подсчете результатов голосования подлежали учету в соответствии с долей проголосовавших собственников в праве общей собственности на жилое помещение (из апелляционного определения Мурманского областного суда от 15.08.2012 по делу N 33-2032).

    Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений

    Про общее собрание собственников помещений в МКД

    Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления этим домом. Общее собрание собственников проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

    Общее собрание собственников помещений в МКД правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). По общему правилу, из которого есть исключения, предусмотренные ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании.

    Решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, имеющие юридические последствия в виде возложения на собственников помещений обязанностей в отношении общего имущества в доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Данные документы подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим проведение общего собрания.

    Про протокол

    Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр, действующим с 29.04.2016, утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД.

    Обратите внимание! Требования вступили в силу 29.04.2016, поэтому не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до указанной даты, вследствие чего не применяются, допустим, к протоколу собрания собственников помещений в МКД от 19.06.2013 (см. Постановление АС СКО от 10.04.2017 N Ф08-1926/2017 по делу N А63-8390/2016). Об этом также идет речь в Постановлении АС УО от 05.10.2017 N Ф09-5593/17 по делу N А60-49124/2016.

    На основании п. 3 Требований протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания. Перечень обязательных реквизитов протокола приведен в п. 4:

    • — наименование документа (протокол общего собрания собственников помещений в МКД);
    • — дата и регистрационный номер протокола общего собрания. Это дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания, и порядковый номер общего собрания в течение календарного года
    • — дата и место проведения общего собрания;
    • — заголовок к содержательной части протокола (должен содержать адрес МКД, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование));
    • — содержательная часть протокола, состоящая из двух частей (вводной и основной). Вводная часть включает в себя среди прочего сведения об общем количестве голосов собственников помещений в МКД и количестве голосов собственников, принявших участие в голосовании на общем собрании;
    • — место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование. С учетом изменений, внесенных в Жилищный кодекс Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ и действующих с 11.01.2018, речь идет о месте хранения копий протоколов и решений;
    • — приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);
    • — подпись.

    Подлинники протокола и решения управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней после получения от лица, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников (на что ему дается 10 дней после проведения собрания), должны направить в орган ГЖИ для хранения в течение трех лет. А вот копии этих документов хранятся в месте или по адресу, которые определены решением собрания собственников помещений в МКД.

    Реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления. Если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания должны содержать сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

    Про лиц, проводящих подсчет голосов

    Как отметил Минстрой в Письме от 28.02.2018 N 7252-ЕС/04, жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, к компетенции которой относится подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в МКД, и в нем не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов. А в отсутствие прямых норм в специальном законодательстве могут применяться нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (п. 104 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). К решениям собраний применяются правила гл. 9.1 ГК РФ (ст. 181.1 — 181.5) постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (п. 1 ст. 181.1 ГК РФ).

    Согласно п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии собранием решения составляется протокол в письменной форме. Он подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. При этом в протоколе должны быть указаны среди прочего сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Это обязательное требование пп. 4 п. 4, пп. 4 п. 5 данной статьи, на чем заостряют внимание судьи (см., например, Определения ВС РФ от 29.06.2016 N 5-АПГ16-30, Московского городского суда от 11.04.2017 N 4га-4365/2017).

    Итак, счетная комиссия должна быть. Кстати, на это указано и в Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в МКД, которые разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса с целью оказания собственникам помещений в МКД помощи в подготовке и проведении общего собрания как в очной форме, так и в форме заочного голосования. Однако этот документ носит именно рекомендательный, а не обязательный характер (Определение ВС РФ от 12.08.2015 N 9-АПГ15-11).

    В Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в МКД сказано, что подведение итогов голосования по вопросам, включенным в повестку дня данного общего собрания, осуществляется счетной комиссией, члены которой избираются на общем собрании (п. 6). Протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии (п. 22).

    Читайте так же:  Согласование перепланировки нежилого помещения в жилом доме

    Минстрой добавил: действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов, к составу счетной комиссии и не ставит его в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания. Поэтому вполне допустимо включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в МКД, а также секретаря собрания при условии, что решением общего собрания не установлено иное. В частности, нужно учитывать, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом общим собранием собственников помещений в МКД решении. А решение общего собрания собственников помещений в доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

    Ключевые выводы Минстроя. В состав счетной комиссии могут входить председатель и секретарь собрания собственников помещений в МКД. Состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в доме. Вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

    Про оспоримость решения собрания

    Отсутствие сведений о лицах, проводивших подсчет голосов, является существенным нарушением правил составления протокола, поскольку не позволяет установить перечень лиц, принявших участие в голосовании, проверить правильность подсчета голосов и установить наличие кворума, и основанием для признания судом собрания недействительным. (Согласно пп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение правил составления протокола.) Изложенное подтверждает судебная практика ( Апелляционное определение от 25.07.2017 N 33-14985/2017; Апелляционное определение от 11.07.2017 N 33-13324/2017; Апелляционное определение от 20.06.2017 N 33-11671/2017 по делу N 2-352/2017; Апелляционное определение от 17.05.2017 N 33-9592/2017 по делу N 2-8358/2016; Апелляционное определение от 02.11.2016 по делу N 33-2562/2016; Апелляционное определение от 19.05.2016 по делу N 33-9138/2016)

    Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона (п. 1 ст. 181.4 ГК РФ) также в случае, когда:

    • — допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
    • — у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
    • — допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении.

    Важно, что согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участие в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случае, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

    Аналогичная норма права содержится в ч. 6 ст. 46 ЖК РФ. Собственник помещения в МКД вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, в том случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения, а также если данным решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

    Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если:

    • — голос указанного собственника не мог повлиять на результаты голосования;
    • — допущенные нарушения не являются существенными;
    • — принятое решение не повлекло причинение убытков данному собственнику.

    Поэтому решения общего собрания собственников помещений в МКД, принятые по вопросам их компетенции, являются оспоримыми и обязательны для всех собственников помещений в доме до признания их судом недействительными. В том числе это касается решений, оформленных протоколами общих собраний собственников помещений в МКД, подписанных только инициатором собраний (при этом председатель, секретарь и счетная комиссия общих собраний не выбирались). Об этом — следующие Постановления АС ДВО :

    — от 09.06.2016 N Ф03-2476/2016 по делу N А51-15413/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 07.11.2016 N 303-ЭС16-12764;

    — от 20.06.2016 N Ф03-2756/2016 по делу N А51-18487/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 03.10.2016 N 303-ЭС16-11972;

    — от 28.06.2016 N Ф03-2705/2016 по делу N А51-18489/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.10.2016 N 303-ЭС16-13852.

    Про отдельный протокол счетной комиссии

    На этот счет также высказался Минстрой, напомнив, что письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

    Итак, исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД установлен Приказом Минстроя РФ N 937/пр. Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений в МКД не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

    Счетная комиссия, к компетенции которой относится подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в МКД, должна создаваться. Ее члены избираются на общем собрании собственников помещений в доме. При этом действующее законодательство не содержит особых требований, в том числе ограничений и запретов, к составу счетной комиссии. Более того, ее состав не зависит от того, кто выступает в качестве инициатора общего собрания. В частности, в состав счетной комиссии могут войти председатель общего собрания собственников помещений в МКД, а также секретарь данного собрания.

    Подсчет голосов на собрании собственников

    Здравствуйте! подскажите пожалуйста, как следует считать голос непроголосовавшего собственника жилья,не присутстврвавшего на общем собрании? Вычитала, что голос неголосовавшего собственника, считается как «против», Так ли это?

    Ответы юристов ( 2 )

    Он не «за» и не «против» он просто не принимал участия в голосовании.

    1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

    Фактически можно говорить, что если он не «за», то «против». Если он не отдал свой голос за решение и его голоса не хватило, то решение не будет принято.

    Но юридически это категорически неправильно.

    Информация

    Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (п.3 ст.48 ЖК РФ).

    ДОЛЯ СОБСТВЕННИКА определяется следующим образом:

    где:
    D – доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество;
    Sп.с – площадь помещения (жилого или нежилого), принадлежащего конкретному собственнику (по свидетельству о праве собственности);
    Sобщ – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, принадлежащих собственникам (по экспликации БТИ).

    КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ СОБСТВЕННИКА помещения на общем собрании определяется в следующем порядке:

    Шаг 1. Установить общее количество голосов собственников помещений

    Вариант 1. Общее количество голосов приравнивается к 100, если число помещений в доме незначительно, или к 1000 при значительном количестве помещений в доме.

    Читайте так же:  Срок исковой давности по административным правонарушениям пдд

    Вариант 2. Общее количество голосов приравнивается площади помещений всех собственников в доме, из расчета 1 голос = 1 кв.м помещения, принадлежащего собственнику.

    Шаг 2. Установить количество голосов каждого собственника

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вариант 2. Кгол. = D = Sп.с., если 1 голос = 1 м 2 помещения,

    где:
    Кгол. – количество голосов, которым обладает Собственник помещения;
    D – доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество;
    Кобщ – общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме (100, 1000 или другой показатель).

    D = 48 м кв./ 2600 = 0,018 – доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество

    Кгол. = 0,018х1000=18 – количество голосов, которым обладает Собственник помещения

    Вариант 2. В доме площадь всех жилых и нежилых помещений составляет 2600 м кв. Количество голосов – 2600. Собственник жилого помещения площадью 48 м кв. обладает 48 голосами.

    Как проводится заочное собрание собственников?

    От количества квартир, расположенных в МКД, напрямую зависит сложность сбора собственников в одно время для проведения голосования. Единственным выходом из данной ситуации выступает проведение заочного собрания с последующим голосованием.

    По принятию решения, естественно, бывают случаи более сложные, потому как «сколько людей, столько и мнений», однако, для начала следует разобраться с организацией голосования в форме заочного волеизъявления в полной мере для всех жителей и собственников МКД.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    8 (800) 511-69-42
    Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

    Что такое общее собрание собственников жилья

    Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) выступает в качестве органа управления данным домом (данное положение регламентируется статьей 44 ЖК РФ).

    Естественно, со скептической точки зрения, общее собрание собственников – своего рода негативное явление, сопровождающееся неприятными и монотонными обсуждениями и скучными мероприятиями.

    Подобное мнение может сформироваться от времени пребывания внутри душного помещения или же при холодных погодных условиях во дворе, когда при этом каждый член собрания пытается отстоять именно свои интересы, не всегда считаясь с остальными владельцами помещений МКД.

    Итак, общее собрание (ОС) – спланированный и заблаговременно организованный процесс, имеющий в качестве цели разрешение ряда актуальных вопросов.

    Только лишь в руках собственников помещений многоквартирного дома ответственность за решение вопросов по управлению их имуществом. Исходя из данного факта, только ОС, выступающее единственным органом управления МКД, в состоянии решать вопросы по управлению, использованию, а также распоряжению общедомовым имуществом.

    Собственниками являются жители квартир МКД, которые приватизировали, приобрели, либо же унаследовали свою жилплощадь. При этом как участники общего собрания могут выступать и хозяева помещений нежилого фонда.

    Протокол общего собрания собственников МКД: бланк.

    О проведении общего собрания собственников жилья читайте тут.

    К примеру, при условии, что в вашем доме расположена торговая точка по продаже продуктов питания, то владелец данного магазина на равных правах с остальными жителями МКД должен принимать участие в разрешении вопросов, злободневных для содержания дома.

    В качестве собственника как жилых, так и нежилых помещений может выступать муниципальный орган. При условии наличия у вас договора социального найма или же соглашения по аренде квартиры (помещения), то в качестве собственника такого имущества выступает городская администрация вашего населенного пункта.

    Одно и то же помещение может иметь несколько сособственников. Это зависит от формы собственности – то ли это общая совместная собственность, то ли общая долевая.

    [1]

    В первом случае (общая совместная) со стороны собственника помещения выступает один человек, который будет действовать в общих интересах, и совместно со вторым лицом будет разрешать все проблемные моменты.

    При втором варианте (общая долевая собственность) каждый из собственников в соответствии с его долей, размер которой указывается в документе на право собственности, действует со своей стороны и вопросы решает самостоятельно.

    В качестве исключения может выступать собственник-ребенок или же недееспособное лицо.

    От имени такого собственника должен выступать законный представитель в виде или родителя, или же опекуна/попечителя, который предъявит подтверждающие полномочия документы. Такими документами могут выступать: свидетельство о рождении ребенка или же Постановление о назначении опекуна (попечителя), вынесенное главой администрации.

    Вопрос порядка управления МКД находит свое решение в рамках общего собрания собственников по большинству голосов.

    Данный аспект рассматривается в рамках первого общего собрания.

    Стоит учесть, что подобный выбор выступает обязанностью, а не правом собственников.

    Варианты для выбора способа управления:

    • весь объем проблем дома может быть решен управляющей компанией;
    • решение принимает товарищество собственников жилья;
    • решения принимаются (управление осуществляется) непосредственно собственниками помещений дома.

    Порядок проведения заочного собрания собственников жилья

    Сообщение о намерении провести ОС в заочной форме волеизъявления.

    Согласно статье 45 ЖК РФ собственники помещений многоквартирного дома обязаны хотя бы 1 раз в год проводить ОС собственников, в ходе чего определять сроки и порядок проведения таковых.

    Для проведения голосования в заочной форме (аналогично как и при проведении очного собрания) возникает необходимость в направлении в адрес каждого из собственников помещения МКД уведомления по поводу проведения заочного голосования.

    Так как заочная форма голосования является одним из вариантов осуществления собрания, в тексте сообщения следует указать следующее:

    • данные о лице, выступившем инициатором созыва данного собрания;
    • в какой форме данное собрание буде проходить;
    • временные рамки для приема волеизъявлений совладельцев относительно поставленных на голосование вопросов, а также путь направления решений;
    • повестка дня для конкретного собрания;
    • способ получения сведений и информации, которая будет представлена в рамках данного собрания, и, кроме того, указание места и адреса, по которому можно будет с данной информацией ознакомиться;
    • контактные данные инициатора собрания.

    Разница между способами уведомления по разным видам собраний заключается в одном отличии – в одном случае указывается место и дата сбора лиц, а в другом случае – место и дата приема решений по поставленным вопросам.

    Если порядок уведомления владельцев помещений о проведении ОС был нарушен, то решение, которое было принято в ходе собрания, может быть оспорено в суде, и впоследствии может быть признано судом недействительным.

    Правомочность общего собрания собственников

    Общее собрание является правомочным при условии, что в нем принимали участие собственники помещений МКД или же представители таковых, которые обладают 50% и большим количеством голосов собственников (предусмотрено статьей 45 ЖК РФ).

    Решения, принятые в ходе заочного голосования

    Решения заочного голосования владельцев помещений МКД могут быть приняты так же, как и в ходе очного собрания собственников МКД.

    Требования, которые предъявляются к решению, вынесенному собственником

    ОС в виде заочного голосования должно быть проведено посредством передачи решений собственников в письменной форме по тому месту и адресу, что были указаны в уведомлении относительно проведения общего собрания и вынесенных на голосование вопросов.

    В адрес собственника помещения в МКД вместе с сообщением о собрании с раскрытием вопросов повестки дня следует направлять и бланки для заполнения относительно каждого из вопросов.

    Данные бланки должны заполняться собственником лично, что, в свою очередь, подкрепляется его персональной подписью.

    При условии, что от имени собственника квартиры или помещения решение принимается со стороны его доверенного лица, то в качестве приложения к такому волеизъявлению обязательно наличие доверенности.

    Частью 3 статьи 47 Жилищного кодекса РФ определены обязательные для выполнения требования относительно решения собственника.

    Читайте так же:  Фсс официальный сайт программа для электронных больничных

    Несоблюдение требований может повлечь за собой признание данного решения, принятого на общем собрании, как недействительного (предусмотрено ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

    Такими требованиями выступают:

    • соблюдение письменной формы решения;
    • относительно содержания: данные о лице, которое участвует в голосовании, данные по документу, который подтверждает право собственности на помещение, а также решения относительно каждого из вопросов по повестке дня в формате «за», «против» или же «воздержался».

    Иными словами, принятое собственником решение не должно быть неоднозначно растолкованным.

    Действующими нормативно-правовыми актами определено, что в тексте сообщения относительно проведения собрания владельцев помещений МКД при заочном голосовании обязательно указывается место или же адрес направления решения, и, кроме того, поставлены временные рамки для приема решения собственником.

    Собственники считаются принявшими участие в общем собрании владельцев помещений МКД в заочной форме голосования, если их решения были получены до момента обусловленного окончания приема таковых.

    Правомочность собрания должна быть определена исходя из количества голосов, которые были выражены согласно данным решениям. Дата исчисляется днем, месяцем, годом и конкретным временем.

    Процедура голосования

    Основные положения и основы голосования в случае проведения заочного голосования собственников помещений МКД должны соответствовать таковым же на собрании очной формы.

    Заключительная часть по заочному голосованию

    С целью подытожить голосование создается специальная счетная комиссия, что выносится в качестве вопроса повестки дня одного из собраний.

    Состав такой комиссии должен быть предложен со стороны инициаторов ОС, а также утвержден самим общим собранием.

    Во время проведения голосования относительно вынесенных вопросов, проходят лишь голоса по вопросам, в отношении которых собственник оставил единственный из предполагаемых вариантов.

    По решениям, которые были оформлены с нарушениями подобного требования, принимается категорическое определение их как недействительных, в связи с чем подсчет голосов по ним произведен не будет.

    Как оформляются решения по общему собранию?

    Принятые решения ОС собственников помещений МКД должны оформляться с помощью составления документа – протокола.

    Данные протоколы, а также упомянутые ранее сообщения и уведомления о проведении ОС, и, кроме того, решения собственников квартир и помещений хранятся в пределах одного места и по одному адресу.

    Среди реквизитов протокола должны быть соблюдены и указаны: дата и место, где подводились итоги заочного голосования, а также кворум и повестка дня для собрания.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    8 (800) 511-69-42
    Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

    Разъяснения о порядке проведения общего собрания собственников помещений

    Осенью 2017 года Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало письмо с разъяснением (ответами) на самые часто задаваемые вопросы, связанные с проведением общего собрания.

    В частности дано определение, что участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения. Отметим, что позиция судов предусматривает наличие зарегистрированных прав в Росреестре для признания голоса собственника в ходе проведения общего собрания.

    Вторым важным моментом является неразделимость голосов собственника одного(или нескольких помещений), то есть один собственник должен принимать только одну позицию (ЗА, ПРОТИВ или ВОЗДЕРЖАЛСЯ) в ходе проведения общего собрания и не имеет права участвовать только частью своих голосов. Количество голосов, отданных за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник. Количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений), определяется пропорционально площади этого помещения (помещений).

    Собственник нежилого помещения также может участвовать в общем собрании наравне с собственниками жилых помещений, количество его голосов пропорционально площади указанного помещения.

    Возможные опечатки при заполнении признаются с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

    Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2017 г. № 35851-ЕС/04 О порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

    Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

    1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

    В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.

    Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 — 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

    Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

    При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

    Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

    Необходимо особо отметить, что количество голосов, которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ. Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества голосов, которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества голосов ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

    Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

    Следовательно, и количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного голосования одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью голосов.

    В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника. Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе — от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

    Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю голосов, отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам — от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме). Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

    Читайте так же:  Утилизация молочной продукции с истекшим сроком годности

    Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

    2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома. При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений. Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

    Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные — все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему либо частично встроены, частично пристроены.

    3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ. В случае выполнения установленных указанными нормами требований порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

    Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — такие действия не противоречат действующему законодательству. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

    4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование. Подпись — это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

    5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

    6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

    7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений, при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

    Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников. Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете голосов участников собрания.

    В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.), указанное решение допустимо учитывать при подсчете голосов исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

    Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу («за», «против» или «воздержался») определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете голосов именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

    Источники


    1. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.

    2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

    3. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
    4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
    5. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
    Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here