Перевозка пассажиров для собственных нужд юридического лица

Полная информация на тему: "Перевозка пассажиров для собственных нужд юридического лица" от профессионалов для людей понятным языком.

Содержание

Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 5 марта 2019 г. “Разъяснения к Положению о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённому постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195”

1 марта 2019 г. опубликовано Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 (далее — Положение).

В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:

— перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);

— перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:

— скорой медицинской помощи;

— военной автомобильной инспекции;

— федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

— федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

— Вооруженных Сил Российской Федерации;

— войск национальной гвардии Российской Федерации;

— следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

— в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

К соискателю лицензии с 1 марта 2019 г. предъявляются следующие требования:

— наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;

— наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

— наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.

Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.

Порядок принятия территориальными органами Ространснадзора решения о предоставлении лицензии определен ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В то же время следует обратить внимание, что лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;

2) изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Обзор документа

1 марта 2019 г. опубликовано Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Ространснадзор разъяснил:

[3]

— какая деятельность лицензируется;

— при совершении каких видов перевозок лицензия не требуется;

— какие требования предъявляются к соискателю лицензии.

Лицензии предоставляются организациям и ИП, имеющим лицензию на перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, без внеплановой документарной проверки, за исключением некоторых случаев.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обязана ли организация, использующая легковые автомобили исключительно для перевозки своих сотрудников (менеджеров компании и т.п.) и небольших грузов для собственных нужд, соблюдать все требования, установленные ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 марта 2019 г.

Транспортные компании будут штрафовать за отсутствие автостоянок

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Для собственных нужд юридическое лицо приобрело микроавтобус на 20 мест, автобус зарегестрирован на юридическое лицо.

Сегодня на посту ДПС был остановлен для проверки документов, в числе прочих документов поступило требование о предъявлении лицинзионной карточки.

Водитель сослался на Постановление от 30 октября 2006 г. N 637 Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), но представителем ДПС было отвечено, что в любом случае карточка должна быть.

Читайте так же:  Объекты недвижимости подлежащие государственному кадастровому учету

Вопрос: правомерно ли требование о лицинзировании, ведь автобус используется для развозки сотрудников предприятия? И есть ли нормативный акт, который признает постановление недействительным?

Использование автобусов или микроавтобусов для перевозок после 29 июня 2019 года допускается лишь на основании лицензии

Федеральным законом от 30.10.2018 № 386-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, часть 4 статьи 1 указанного Федерального закона дополнена пунктом 6, а в п. 24 ч. 1 ст. 12 рассматриваемого Федерального закона внесены изменения, согласно которым лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Указанные изменения вступили в законную силу с 01.03.2019.

Однако в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (то есть до 29.06.2019).

По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

Требования о лицензировании деятельности распространяются на любой автотранспорт с количеством пассажирских мест более восьми (далее — автобусы), который принадлежит организации, индивидуальному предпринимателю на праве собственности или ином законном основании (кроме транспорта, арендованного с экипажем).

Исключение составляют автобусы: пожарной охраны; скорой медицинской помощи; аварийно-спасательных служб; военных автомобильных инспекций; ФСБ, ФСО, Вооруженных сил, Росгвардии, полиции; следственных органов СК РФ.

Также требования не коснутся транспорта, необходимого для перевозок вне автодорог общего пользования.

Раньше лицензия требовалась только коммерческим перевозчикам. Если же у организации или предпринимателя был автобус, который использовался только для своих нужд (например, чтобы перевозить работников), лицензия была не нужна.

С 1 марта правила поменялись: при перевозках автобусами для собственных нужд требуется лицензия. Ее также нужно успеть получить 29.06.2019.

Если у организации или индивидуального предпринимателя уже есть лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, понадобится оформить лицензию заново.

Новая лицензия будет давать право на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Таким образом, до 29.06.2019 новая лицензия нужна будет и коммерческим перевозчикам, у которых уже есть лицензия, и тем, кто использует транспорт для собственных перевозок.

Во исполнение внесенных в законодательство изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Порядок лицензирования зависит от того, является ли владелец коммерческим перевозчиком. Но есть и общие для всех владельцев моменты:

· предварительно нужно оплатить госпошлину в размере 7500 руб.;

· подавать документы нужно в органы Ространснадзора;

· максимальный срок оформления лицензии — 48 рабочих дней (45 дней на принятие решения, 3 дня на отправку или вручение лицензии).

Если владелец не является коммерческим перевозчиком (использует автобусы для своих нужд) либо только собирается им стать для получения лицензии понадобится:

· копию приказа о назначении ответственного за безопасность дорожного движения;

· копию договора с медорганизацией, которая проводит медосмотры водителей;

· копию свидетельства о регистрации каждого автобуса. Если автобус не в собственности, дополнительно нужно приложить документы о праве владения (например, договор аренды);

Одновременно с принятием решения о выдаче лицензии орган Ространснадзора внесет в реестр лицензий сведения о ваших автобусах. Использовать автобусы, сведений о которых нет в реестре, запрещено.

Если владелец является коммерческим перевозчиком, срок действия старой лицензии не истек, для получения новой лицензии и включения сведений об автобусах в реестр понадобится направить пакет документов:

· заявление о предоставлении лицензии. Приложения к заявлению не нужны, указывать в нем реквизиты документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям, также не надо;

· заявление о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах. Данное заявление можно объединить в одно с предыдущим;

· копию свидетельства о регистрации каждого автобуса. Если автобус не в собственности, дополнительно нужно приложить документы о праве владения (например, договор аренды).

За перевозки без лицензии для собственных нужд организацию оштрафуют на сумму от 170 тыс. до 250 тыс. руб., предпринимателя — от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Вместо штрафа деятельность организации или ИП могут приостановить до 90 дней (ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). За коммерческие перевозки без лицензии штрафы выше — 400 тыс. руб. и 100 тыс. руб. соответственно (ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Использование автобуса для собственных нужд компании (развозка)

Компания для собсвенных нужд осуществляет развозку сотрудников (лен область).

Автобус 20 мест. Какие требуются документы доя осуществления данной развозки? Правомерно ли сотрудники гибдд требуют оформленный путевой лист с отметками врача и печатью, технической службы? Требуется ли лицензирование данной перевозки? Может ли компания сдать автобус в аренду водителю и заключить с ним договор на развозку сотрудников компании, что бы не оформлять листы путевые? Какие в этом случае документы должен иметь водитель, который занимается развозкой сотрудников, имея автобус в аренде и осуществляющий развозку по договору перевозки с компанией ооо.?

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,6 рейтинг
  • 2849 отзывов

Уважаемый Роман! Здравствуйте!

В силу п.4 Положения о лицензировании… (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»: см. http://www.consultant.ru/cons/. )

Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

На мой взгляд, если перевозите для своих нужд своих работников без заключения договора перевозки — лицензии не надо.

Читайте так же:  Поддержка малого и среднего предпринимательства в россии

А вот касаемо предрейсового и послерейсового осмотров — обязательно (см. ст.20 федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения».

Путевой лист: также (см. Устав автомобильного транспорта РФ).

Может ли компания сдать автобус в аренду водителю и заключить с ним договор на развозку сотрудников компании, что бы не оформлять листы путевые? Какие в этом случае документы должен иметь водитель, который занимается развозкой сотрудников, имея автобус в аренде и осуществляющий развозку по договору перевозки с компанией ооо.?

Может, но тогда водителю надо оформлять ИП или образовывать ЮЛ. Далее лицензирование.

Предусмотренные Положением о лицензировании.

Здравствуйте, для перевозок пассажиров и иных лиц юридические лица и ИП должны получить лицензию до 29.06.2019, после этой даты такие перевозки без лицензии не допускаются. При намерении приступить к таким перевозкам до 29.06.2019, необходимо получить лицензию до начала их осуществления. (ФЗ от 30.10.2018 № 386 –ФЗ)
Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство

. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации – Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Согласно п.3 ст.23 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения»

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Штраф за отсутствие предрейсового или послерейсового медицинского осмотра предусмотрен ст. 12.31.1 КоАП РФ. Оплачиваются услуги медицинского работника работодателем, возможно на основании договора с медицинским учреждением, без введения специальной штатной единицы.

Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров

Краткое содержание

  • Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек.
  • Добрый день))) нужна ли лицензия на перевозку пассажиров санаторию МВД России?)
  • Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров для собственных нужд юридического лица.
  • Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек. Открываю ИП.
  • Нужна ли лицензия на перевозку пассажира по России на 8 мест + водитель.
  • Нужна ли лицензия при оказании услуг по перевозке пассажиров на работу и с паботы.
  • Нужна ли лицензия на перевозку пассажиров заказным автобусам?
  • Нужна ли лицензия на перевозку грузов

Лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке людей автобусами, в которых оборудовано свыше 8 ми мест (ФЗ за № 386 от 30.10.2018 г.) как по заказам, так и для собственных нужд.

День добрый! Нужна ли лицензия на автобус физ. лицу?

Я физ лицо в собственности автобус 16 мест перевозкой пассажиров не занимаюсь в аренду не сдаю. Индивидуальным предпринимателем не являюсь автобус используется только для поездок с семьёй и друзьями. Нужна ли лицензия для собственных нужд физ лицу.

Здравствуйте! Я считаю что нет. ФЗ О лицензировании от 4 мая 2011 г. N 99 в ст. 1 установил Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Перевозка пассажиров для собственных нужд юридического лица

ВОПРОС

[1]

Обязаны ли водители организации иметь при себе и предъявлять путевые листы сотрудникам ГИБДД, в случае если они используют автомобиль только для собственного перемещения и не использует его для перевозки пассажиров и багажа, грузов третьих лиц?

Видео (кликните для воспроизведения).

ОТВЕТ

В данном случае водители организации не обязаны иметь при себе и предъявлять путевые листы сотрудникам ГИБДД, так как автомобиль используется только для собственного перемещения и не используется для перевозки пассажиров и багажа, грузов третьих лиц, по следующим причинам:

1. Согласно Разделу 2 ПДД «Общие обязанности водителей»:

«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • · водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • · регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • · абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1156;
  • · в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • · страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Читайте так же:  Решение комиссии о списании дебиторской задолженности образец

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы».

Попробуем разобраться, установлено ли законом, что в рассмотренной ситуации сотрудник компании должен иметь при себе путевой лист.

Согласно Федеральному закону №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».

Вместе с тем, согласно Гражданскому Кодексу РФ деятельность компании по перемещению собственных сотрудников не подпадает никоим образом под понятие услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, так как при оказании услуг предполагается обязательное наличие другой стороны – заказчика соответствующих услуг.

Так, согласно Гражданскому Кодексу РФ:

«Глава 39. Возмездное оказание услуг

Статья 779. Договор возмездного оказания услуг

1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Глава 40. Перевозка

Статья 784. Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Глава 41. Транспортная экспедиция

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Аналогичные нормы имеются и в самом уставе, так согласно п.12 ст.2 Устава установлено понятие перевозчика.

«Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу».

Таким образом, компания не подпадает под понятие перевозчика, так как не заключает договор на перевозку, и на нее не распространяются соответствующие нормы об оформлении путевого листа.

2. Согласно Приказу Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года:

«Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555) приказываю…»

Таким образом, Приказ Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года утвержден во исполнение и не может противоречить «Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а лишь развивает его положения.

Согласно п.9. утвержденных Приказом правил «Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях».

Так как выше было указано, что Приказ утвержден во исполнение и не может противоречить Уставу, данную норму следует рассматривать во взаимосвязи с Уставом и она говорит о транспортных средствах, которые используются «при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (п.1. ст.1 Устава).

3. Разбираясь в формулировке Приказа Минтранса можно выделить следующие виды деятельности, на которые оформляется путевой лист, «путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для:

  • · осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях
  • · осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях

Относительно перевозки грузов

Ст.2 устава установлено, что:

«3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза».

Согласно ст.8 Устава:

«Статья 8. Заключение договора перевозки груза

1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем».

Таким образом, под перевозкой грузов в Уставе понимается перевозка грузов третьих лиц на основании договоров.

В нашем случае компания не перевозит грузов третьих лиц и не заключает соответствующих договоров.

Относительно перевозки пассажиров

Согласно п.12 ст.2 Устава «12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства».

Читайте так же:  Последовательность обжалования судебных решений по гражданским делам

Таким образом, понятие перевозки пассажиров предполагает обязательное заключение договора на перевозку, чего нет в нашем случае.

Кроме того в понимании Устава существуют следующие виды перевозок пассажиров:

«Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

[2]

При этом под регулярными перевозками понимается следующее:

«Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования».

Компания не заключает никаких договоров на перевозку пассажиров и не имеет маршрутов регулярных перевозок.

Перевозка по заказам:

«Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме».

Под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников также не подпадает.

Перевозка легковым такси:

«Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа

1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

И под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников не подпадает, то есть компания не осуществляет перевозок пассажиров.

Таким образом, использование путевых листов в рассматриваемом случае законодательством не предусмотрено.

Об ответственности за отсутствие путевого листа, в случаях, когда он необходим согласно законодательству

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

При этом задержание транспортного средства за нарушение ч.2 ст.12.3. КоАП РФ не предусмотрено:

Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 — 7 статьи 12.5, статьей 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства. Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. После устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки возвращаются его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.

Нужно ли получать лицензию при предоставлении транспорта для перевозки пассажиров?

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства.

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира – получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12).

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

Читайте так же:  Установка антенны на крыше многоквартирного дома законодательство

В чем проблема таких ситуаций

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора – предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялисьпо расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства. Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД МЕНЯЮТСЯ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Вступил в силу Федеральный закон № 398 от 20.12.2017г. (ред. 30.10.2018г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Если у организации есть грузовик или автобус, который она использует для своих нужд, ей придется соблюдать те же требования, что и коммерческим перевозчикам. Поправки затронут и организации, у которых есть только легковые автомобили.

Действующие правила перевозок

Организации и предприниматели, которые используют автотранспорт, должны соблюдать требования ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения.
Требования можно разделить на две группы:
— общие требования ко всем, кто использует автотранспорт. Например, обязанность страховать автомобили и проводить медосмотры водителей;
— специальные требования к перевозчикам. Например, обязанность назначить ответственного за безопасность дорожного движения, прошедшего аттестацию.

В судебной практике не было единства по вопросу о том, распространяются ли общие и специальные требования на тех, кто использует транспорт для собственных нужд (а не для коммерческих перевозок). Было три подхода:
— распространяются и общие, и специальные требования;
— распространяются только общие требования;
— не распространяются ни те, ни другие.

Точку поставил летом этого года Пленум ВС РФ. При перевозках для своих нужд необходимо соблюдать все требования ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, в том числе специальные. Этот подход суды уже используют (ВС РФ, АС Уральского округа).

Правила перевозок, которые начнут применяться 21 декабря

Видео (кликните для воспроизведения).

Организации и предприниматели должны будут соблюдать специальные требования при перевозках для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.
Следовательно, если организация использует для своих нужд только легковые автомобили, специальные требования ей соблюдать не нужно. Например, она не должна назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автотранспорта.
Общие требования, которые должны выполнять все, немного изменены:
— исчезла обязанность создавать условия для повышения квалификации водителей (она перешла в перечень специальных требований);
— появилось требование проводить техобслуживание транспорта в сроки, которые установил завод-изготовитель.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.

  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  5. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
Перевозка пассажиров для собственных нужд юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here