Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Полная информация на тему: "Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению" от профессионалов для людей понятным языком.

Как учесть имущество по договору безвозмездного пользования казенному учреждению

Классификация объекта учета аренды осуществляется на основании критериев, перечисленных в разделе III СГС «Аренда». Классификация объекта учета аренды является субъективным суждением должностных лиц учреждения. Как разграничить операционную и финансовую аренду, читайте в Энциклопедии решений.О том, что объекты, передаваемые в безвозмездное бессрочное пользование, могут быть квалифицированы в качестве объектов финансовой аренды, указано в системных рекомендациях Минфина России (смотрите, в частности, п. 3 Методических рекомендацией по применению СГС «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237). В то же время в частных разъяснениях Минфин России указывал на возможность учета переданных в безвозмездное бессрочное объектов в качестве объектов операционной аренды (письмо Минфина России от 07.03.2018 N 02-07-10/14794).

Как учесть имущество, находящееся в безвозмездном пользовании?

II Методических рекомендаций по применению СГС «Аренда», утвержденных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее — Методические рекомендации). Переданное иными организациями госсектора имущество в безвозмездное пользование, как частный случай аренды на льготных условиях, отражается в бухгалтерском учете по его справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объекта учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 Стандарта «Аренда»). Порядок определения указанной стоимости необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.Согласно п.

Особенности учета при передаче имущества по договору безвозмездного пользования

Аренда и безвозмездное пользование недвижимым имуществом в бюджетных учреждениях

В соответствии с положениями п. 29.2 и п. 30.2 СГС «Аренда» на финансовый результат текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета в течение срока пользования имуществом равномерно относятся:- предстоящие доходы от предоставления права пользования активом;- отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом.Учитывая изложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, передача казенным учреждением части помещения по договору безвозмездного пользования при операционной аренде отражается проводками:1. Увеличение забалансового счета 26- отражена информация о передаче части объекта в безвозмездное пользование по стоимости, указанной в акте передачи;2.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

СГС «Концептуальные основы…» при определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения информации о рыночных ценах, размещенной в открытом доступе. Также конкретный порядок определения рыночной цены при получении имущества в безвозмездное пользование может быть принят на уровне учредителя бюджетного учреждения.СГС «Аренда» предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен.
Соответственно, прежде всего необходимо определить, к какому виду аренды будет отнесен конкретный договор.

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Как учесть имущество по договору безвозмездного пользования казенному учреждению

С учетом вышесказанного и на основании положений п. 7, 19, 41.1, 120, 123 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения необходимо сформировать следующие бухгалтерские записи: 1. В межотчетный период: Содержание операции Дебет Кредит Списан объект (автомобиль), находящийся в безвозмездном пользовании, с забалансового учета Забалансовый счет 01 Операционная аренда Принято право пользования автомобилем – объектом операционной аренды 1 111 45 3501 401 30 000 1 401 30 0001 401 40 182 Финансовая аренда Принят к учету автомобиль – объект финансовой аренды 1 101 35 3101 401 30 000 1 401 30 0001 401 40 182 2.
При этом бюджетное учреждение осуществляет признание дохода от безвозмездного предоставления права пользования недвижимым имуществом на счете 2 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами», а по условно арендным платежам — на счете 2 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам», а также признание расходов по упущенной выгоде на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и (или) счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ.
В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):

  • наличие распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества в рамках выполнения функций (полномочий), без возложения на пользователя (арендатора) имущества обязанности по его содержанию;
  • наличие организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества.

Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 «Права пользования активами» (п. 151.1 Инструкции № 157н).

Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Приказами Минфина России от 31.03.2018 № 64н, 65н, 66н и 67н внесены изменения в Инструкции № 157н, 162н, 174н и 183н. Поправки обусловлены вступлением в силу федеральных стандартов бухучета. Появились новые счета бухгалтерского учета, а также изменился порядок применения уже существующих. Новыми редакциями Инструкций по применению планов счетов установлены корреспонденции, которые надо применять для учета по Стандарту «Аренда».

Порядок отражения объектов учета аренды

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Безвозмездное пользование имуществом учет 2019 казенное учреждение

Как учесть имущество, находящееся в безвозмездном пользовании?

12 – 14 СГС «Аренда». Обратите внимание: объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п. 10 СГС «Аренда»). Отметим, что классификация объектов учета аренды производится посредством оценки договорных условий пользования имуществом и его содержания.

Читайте так же:  Отчет о финансовых результатах при ликвидационном балансе

Например, в силу положений СГС «Аренда» при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования автомобилем возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (см. письма Минфина РФ от 15.12.2019 № 02-07-07/84237 и от 30.11.2019 № 02-07-07/79257).

А автомобиль, полученный учреждением по договору безвозмездного пользования, заключенному на определенный срок, может учитываться в качестве объекта операционной аренды.

Безвозмездное пользование дорогостоящим медицинским оборудованием казенным учреждением

Обоснование Как учитывать основные средства, которые учреждение получает безвозмездно Какое имущество считать безвозмездно полученным Безвозмездно полученным считается имущество, которое вам передали в оперативное управление бесплатно и вы не должны вернуть его дарителю (п.

1 ст. 572 ГК РФ). Не считайте безвозмездно полученным имущество, которое получили в безвозмездное пользование и потом вернете.

Передача в безвозмездное пользование имущества в 2019

Объектом соглашения может стать имущество, которое за время эксплуатации не теряет натуральных свойств (естественный износ допускается).

Сторонами в соглашении могут выступать физические и юридические лица с правом распоряжаться предметом договора.

Стандартные пункты для соглашения при предоставлении вещей в безвозмездное пользование:

  1. Расходы по содержанию;
  2. Срок, изменения, расторжение.
  3. Обязанности;
  4. Предмет;
  5. Ответственность;
  6. Стоимость;

В конце нередко записываются дополнительные положения (например, решение споров, форс-мажор, ответственность перед третьими лицами). Передача в безвозмездное пользование имущества бюджетному учреждению При предоставлении имущества бюджетному учреждению обязательным является заключение договора.

При этом, в соответствии с НК РФ, полученная вещь не признается объектом обложения налогом. Принятый

Учет имущества, полученного безвозмездно

0504805), форма которого утверждена Приказом № 173н, и с соответствующими сопроводительными документами. Извещение (ф. 0504805) составляется передающей стороной не менее чем в двух экземплярах. Этим документом подтверждается осуществление расчетов между учреждениями.

Учреждение, получившее извещение (ф. 0504805) с приложенными к нему документами, подтверждающими факт приемки-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков, актами на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.)

Применение СГС «Аренда» в образовательном учреждении

Отношения же, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п.

10 СГС «Аренда»). Еще одно уточнение об ограничении применения СГС «Аренда» приведено в Письме Минфина РФ № 02-07-07/83464: к отношениям, возникающим при передаче имущества в безвозмездное пользование без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию, положения СГС «Аренда» не применяются. Такими отношениями в учреждениях образования могут быть передача в безвозмездное пользование медицинскому учреждению части площади учреждения для организации работы медицинского кабинета, передача иной организации помещения столовой для организации горячего питания, при этом обязанности по содержанию имущества, в том числе по возмещению коммунальных расходов, не передаются.

Нужно ли в 2019 году ставить на забалансовый учет безвозмездно арендуемое недвижимое имущество?

Если из условий договора, поименованного как договор аренды, следует его безвозмездность, он может быть классифицирован как договор безвозмездного пользования (договор ссуды) (п. 1 ст. 689 ГК РФ). Вместе с тем отсутствие в договоре аренды условия о цене (размере арендной платы) само по себе не означает необходимость такой классификации: в этих случаях следует исходить из того, что исполнение договора оплачивается по цене, взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные объекты (п.

Отражение в учете безвозмездного получения имущества.

Можем сообщить, что в оперативное управление передается имущество учреждению от учредителя или из казны соответствующего уровня бюджета. Т.е. в Вашем случае, передачу имущества из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет следует рассматривать как межбюджетную передачу.

Поэтому если передающая сторона не является учредителем для бюджетного учреждения, то рекомендуем вопрос о получении имущества в оперативное управление согласовать с Вашим учредителем. Обоснование Как арендатору отразить в учете получение имущества по договору аренды Классификация объектов аренды Стандарт «Аренда» впервые вводит классификацию объектов учета аренды.

Бюджетный учет основных средств в 2019 году

Стандартом предусмотрено отражение в составе объектов основных средств (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы».

Передача имущества в безвозмездное пользование это распоряжение

Основаниями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов). Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями: Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п.

2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п.

Безвозмездное пользование

Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектом движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

Читайте так же:  Повышение пенсионного возраста последние новости сегодня

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям. 4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам. 6.

Порядок передачи имущества в безвозмездное пользование

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;

  • муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  • на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  • некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  • образовательным и медицинским учреждениям;
  • адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  • объектам почтовой связи;
  • взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.
  • Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса.

Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67. Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Передача имущества в безвозмездное пользование это распоряжение

В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством. Государственное (муниципальное) имущество может передаваться в безвозмездное пользование без проведения торгов: 1.
На основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу. 2. Государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации.
3.

Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770). Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Дата документа 01.02.2012
Метки Статья

ПЕРЕДАЧА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Б.И Знаменский, консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В прошлом году мы подробно рассмотрели особенности передачи основных средств в казенных учреждениях . Отражение в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений операций по передаче имущества имеет свои особенности.
Подробнее о передаче основных средств в казенных учреждениях читайте в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 11 за 2011 год.

Основные вопросы передачи имущества

Общий порядок совершения хозяйственных операций по передаче имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями аналогичен порядку передачи имущества казенными учреждениями.
Основными причинами для такого выбытия имущества в бюджетных и автономных учреждениях могут быть:
— передача объекта основных средств в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами);
— передача органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления);
— передача в соответствии с законодательством Российской Федерации иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), и пунктом 12 Инструкции по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), передача объекта основных средств в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) отражается в сумме балансовой стоимости:

Дебет счета 0 30404 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10100 000 «Основные средства» (0 10111 410 — 0 10113 410, 0 10115 410, 0 10118 410, 0 10121 410 — 0 10128 410, 0 10131 410 — 0 10138 410).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Дата документа 15.10.2018
Метки Статья · Вопрос-ответ

КАК ОТРАЗИТЬ ПОЛУЧЕННОЕ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО

О.Н. Емельянова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бюджетное учреждение по договору безвозмездного бессрочного пользования в 2011 году получило перечень имущества:
1. Комплект в составе (системный блок) – 1 шт.
2. Монитор – 1 шт.
3. Источник бесперебойного питания – 1 шт.
4. Модем – 1 шт.
5. Сетевой фильтр.
6. Неисключительные права (диск Microsoft Office Standard 2007 – 1 шт., полный пакет для сертифицированной ОС WINDOWS XP Professional – 1 шт., пакет сертифицированного клиентского доступа к Microsoft Windows Server 2003 c 1 АРМ – 1 шт., программа фиксации и контроля исходного состояния программного комплекса «Фикс» – 1 шт., пакет сертификации для СКД Device Lock для использования на 1 АРМ – 1 шт.).
Стоимостью полученного имущества составила 179 116,92 рублей. Имущество передано в пользование бюджетным учреждением (не специализированной организацией).
Как и по какой стоимости в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить полученное по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество в соответствии с федеральным стандартом «Аренда»?

1. Начиная с 1 января 2018 года хозяйственные операции по договорам безвозмездного пользования отражаются в учете бюджетных учреждений в соответствии с требованиями СГС «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Можно ли передать муниципальное имущество в безвозмездное пользование

Энциклопедия решений

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Читайте так же:  Справка из собеса о неполучении единовременного пособия

Безвозмездное пользование недвижимым имуществом: оформление документов

В качестве субъекта, предоставляющего объект, может выступать лицо, наделенное правом распоряжения им. Соответственно, получателем может быть тот, кто имеет юридическую возможность эксплуатировать вещь по условиям соглашения. Первому участнику посвящена ст. 690 ГК. В норме присутствует указание на возможность предоставления имущества только собственниками или другими лицами, уполномоченными им либо законом. При этом на владельца объекта могут накладываться определенные ограничения. Например, в ст. 346 ГК установлено, что залогодатель может предоставить объект в безвозмездное пользование только по согласию залогодержателя. Субъектом, уполномоченным собственником, может выступать комиссионер, который действует в пределах поручения. Несколько меньший объем юридических возможностей предусмотрен для доверительного управляющего. Он может совершать различные сделки, осуществлять безвозмездное пользование недвижимым имуществом, но только в интересах выгодоприобретателя.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Требование о расторжении договора правомерно, если вещь не может полноценно использоваться в результате непредоставления соответствующих принадлежностей и документов. В иных случаях у ссудополучателя сохраняется право на истребование у ссудодателя указанных предметов и документов.

[2]

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Порядок передачи государственного и муниципального

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса определяются Правительством Российской Федерации.

Можно ли передать муниципальное имущество в безвозмездное пользование

— государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Отметим: в силу ст. ст. 295, 296 ГК РФ передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями права владения или пользования в отношении недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию (заданию) собственника такого имущества. В случае если государственное или муниципальное имущество передается по результатам торгов, собственник уполномочивает обладателя права хозяйственного ведения или оперативного управления на организацию и проведение соответствующих торгов, а также дает согласие (задание) на передачу такого имущества до начала организации этих торгов (Письмо ФАС РФ от 28.09.2010 N АЦ/32580);

Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия

Муниципальные унитарные предприятия. Нередко муниципальные образования в лице комитетов по управлению имуществом передают имущество муниципальным предприятиям по договору безвозмездного пользования. Возникает ли в этой ситуации у МУП доход, подлежащий обложению налогом на прибыль? Подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО «Росагролизинг» в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

Безвозмездное пользование

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Гражданское право России

Если ссудодатель пользуется вещью не в соответствии с ее назначением или условиями, установленными договором ссуды, ссудодатель может потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Те же последствия могут наступить при передаче вещи третьему лицу без разрешения ссудодателя (п. 1 ст. 698 ГК РФ). И в этих ситуациях на ссудополучателя возлагается риск случайной гибели вещи.

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

[3]

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

Читайте так же:  Оформление путевки в военный санаторий военному пенсионеру

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование

Нормативное правовое регулирование

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

[1]

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Читайте так же:  Типовая производственная инструкция оператора котельной

Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».

Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):

Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.

Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:

  • 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
  • 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
  • 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):

Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»

  • в сумме балансовой стоимости права пользования активом.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.

1С:ИТС Бюджет

Подробнее об отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» операций по льготной аренде ссудополучателем см. статьи, публикуемые в методической поддержке типовых конфигураций редакции 1 и редакции 2 программы БГУ1 и БГУ2 .

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

. экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

  • от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.
Видео (кликните для воспроизведения).

В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке — на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Источники


  1. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  2. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  3. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
  4. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
  5. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here