Отчет по стажировке по программе профессионального обучения

Полная информация на тему: "Отчет по стажировке по программе профессионального обучения" от профессионалов для людей понятным языком.

Стажировка педагога СПО на производстве: важный фактор его профессионального совершенствования

Стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.

В процессе стажировки происходит практическое освоение навыков выполнения работы, приобретенных при профессиональной подготовки: подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте. Стажировка как вид дополнительного профессионального образования дает возможность осваивать современные технологии, методики, способы работы непосредственно на производстве.

Стажировка является неотъемлемой частью стратегии многих организаций и компаний в области подбора персонала. Во время обучения стажирующийся имеет возможность изучить особенности профессиональной деятельности в реальных условиях, проработать специфические вопросы, выработать или восстановить необходимые навыки.

Производственная стажировка проводится в организациях сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в техникуме специальностям, где стажер приобретает или повышает свою квалификацию, знакомятся с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства.

Стажировка для специалиста — педагога является средством повышения уровня профессиональной компетентности в современных условиях быстро меняющейся образовательной и технологической среды [4].

Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по индивидуальной модульной программе, в том числе построенной по накопительной системе. Стажировка должна проходить не реже одного раза в 3 года [5, с.25]. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях, стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения могут проводиться чаще.

Стажировка проводится в организациях и предприятиях, имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

Стажировка проводится под руководством ответственного квалифицированного лица, в обязанности которого входит регулярное консультирование стажера, контроль результатов его практической деятельности в период стажировки. Стажировка осуществляется по программе, разработанной для круга вопросов, актуальных в данной области.

Основанием для стажировки является распорядительный документ – приказ директора техникума. В приказе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, стажирующихся на данном предприятии, руководители, ответственные за её проведение. Для стажеров в качестве сопроводительного документа оформляется Направление на стажировку.

Основным регламентирующим документом для стажера является утвержденная директором техникума индивидуальная программа стажировки, согласованная с руководителем стажирующей организации. После освоения программы стажером руководитель составляет отзыв, отражая полученные результаты и достижение поставленных целей.

Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения может завершаться:

а)подтверждающим экзаменом, результаты стажировки оформляются в соответствии с действующим в организации порядком;

б)защитой портфолио, которое может содержать: свидетельства, подтверждающие эффективность прохождения стажировки или справку о прохождении стажировки; дневник прохождения стажировки; сертификат сформированных профессиональных компетенций, заверенный печатью; научные статьи, учебно-методические разработки и пособия;

в)составлением отчета о проделанной работе, который должен быть представлен пакетом документации: направлением на стажировку; программой и графиком стажировки; методическими рекомендациями; отзывом (производственной характеристикой) руководителя стажировки, заверенным руководителем предприятия; отчётом стажёра с прилагаемой технологической документацией.

Документы о стажировке преподавателя или мастера производственного обучения предъявляются в методический отдел техникума, копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения.

В нашем техникуме разработано Положение о стажировке преподавателей и мастеров производственного обучения ОГБПОУ «Костромской машиностроительный техникум» (далее – Положение), которое регулирует процедуру формирования и реализации стажировки. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений среднего профессионального образования. Данное Положение содержит цели, задачи стажировки и весь алгоритм её прохождения, документальное оформление стажировки и подведение итогов.

Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения техникума. Стажировка носит практико-ориентированный характер.

Задачами стажировки являются: совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной сферах на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологий; ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности или профессии; освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения; изучения отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квалификации рабочих, служащих; выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.

Планы и программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями.

Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей и изучаемого круга вопросов, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 8 часов.

Когда студенты нашего техникума проходят производственную практику на базовых предприятиях мы видим имеющееся на заводах современное оборудование, применяемые технологии и стараемся их изучить. Определяем предприятия, на которых необходимо пройти стажировку в первую очередь, и распределяем между мастером производственного обучения и преподавателем спец. дисциплин места прохождения стажировки.

Остановлюсь на одном из базовых предприятий нашего техникума — ОАО «Цвет», которое является нашим социальным партнёром. Между нами заключён Договор о создании Учебно-методического центра [2], что позволяет осуществлять комплексное взаимодействие в образовательной и производственной сферах с предприятием, и Договор дуального обучения по профессии СПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), который предусматривает реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в интересах предприятия, срок обучения 2 года 10 месяцев. Поэтому Рабочая профессиональная образовательная программа по профессии СПО Сварщик разработана в соответствии с требованиями предприятия ОАО «Цвет», и имеет рецензию предприятия. Его представители участвуют в Государственной итоговой аттестации выпускников по профессии СПО Сварщик. Во время защиты лучшим студентам предлагают работу на предприятии [3].

Читайте так же:  Советник государственной службы 3 класса соответствует званию

ОАО «Цвет» было создано в 1968 году как предприятие по выпуску красильно-отделочного оборудования. Сейчас ОАО «Цвет» — один из лидеров машиностроительной отрасли, предприятие, специализирующееся также на изготовлении оборудования для текстильной промышленности, емкостного оборудования технического назначения, днищ различного типа, предназначенных для размещения сыпучей и жидкой продукции [7].

Благодаря современному техническому оснащению предприятие располагает возможностями для производства продукции с применением самых разнообразных технологий — от штамповки холодным методом до горячей штамповки и сварки с применением высокоточного оборудования. Применение прогрессивных технологий обработки металла и сварки, а также высокосортных материалов позволяет выпускать продукцию высокого качества. А собственная заводская лаборатория позволяет проводить контроль качества сварных швов радиографическим методом и с помощью механических испытаний.

Программа стажировки преподавателя спец. дисциплин была разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по профессии СПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), в соответствии с нормативно-правовой базой. Значительная часть времени в ней отводится на освоение вопросов изучения различного оборудования и его практического применения при проведении лабораторных занятий. Программа была рассчитана на 18 часов. Режим занятий: 6 часов в день.

Основными целями стажировки педагогического работника на базовом предприятии ОАО «Цвет» являлись, формирование навыков по профессиональным компетенциям для реализации требований образовательного стандарта СПО в части требований к уровню подготовки выпускников по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям профессии СПО Сварщик, изучение передового опыта работы, при выполнении заказов.

Задачами стажировки педагога техникума являлись: совершенствование профессионально-педагогических компетенций; освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения, адаптивных базовому предприятию ОАО «Цвет»; выработка конкретных предложений по совершенствованию учебного процесса в области подготовки специалистов для предприятия; практическое изучение современного оборудования предприятия и технологии производства; работа с технической и нормативной документацией, с учетом особенностей номенклатуры выпускаемой продукции.

В результате пройденной стажировки преподаватель спец. дисциплин подробно изучил оборудование: установку для плазменной резки металла, установки автоматической плазменной и аргонодуговой сварки, установку для рентгеноконтроля сварных швов [1]. В дальнейшем преподаватель использовал полученные знания при объяснении тем профессиональных модулей ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях, и при проведении лабораторных работ по профессии СПО Сварщик [6, с.26]. А также при объяснении тем по ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций специалистам среднего звена по специальности СПО 150415 Сварочное производство.

Программа стажировки преподавателей профессионального цикла специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» на профильных предприятиях индустрии питания и услуг

Программа стажировки преподавателей разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по программе среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена 260807 «Технология продукции общественного питания», локальными актами техникума.

  1. Паспорт программы стажировки
  2. Структура и содержание стажировки
  3. Условия реализации программы стажировки
  4. Результат освоения программы стажировки

1. Паспорт программы стажировки

1.1 Область применения программы

Программа стажировки является обязательной для преподавателей профессионального цикла специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».

Программа стажировки может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации специалистов индустрии питания и услуг.

1.2 Цели и задачи стажировки

Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателей техникума.

Стажировка преподавателей профессионального цикла на профильных предприятиях является продуктивной формой повышения профессиональной квалификации и позволяет решать следующие задачи:

— осуществлять совместную с работодателем деятельность по разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

[3]

— значительно повышать учебно-методический потенциал техникума в целом;

— повышать профессиональный уровень преподавателей;

— осуществлять подбор руководителей практики и дипломного проектирования.

Стажировка носит практико-ориентированный характер.

2. Структура и содержание стажировки

Самостоятельная теоретическая подготовка: анализ действующих нормативно-правовых актов, технологическими документами предприятий индустрии питания и услуг

Практическая часть: приобретение дополнительных профессиональных компетенций:

ознакомление с предприятием, особенностями и спецификой работы

ознакомление с современными технологиями, оборудованием и организацией предприятия, этапами оперативного планирования, охраной труда (непосредственно на рабочем месте)

изучение организации и технологии профессиональной деятельности

работа с нормативными, технологическими и иными документами предприятия

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера).

Индивидуальные консультации руководителем стажировки/специалистами предприятия.

Выполнение и представление зачетной работы руководителю стажировки.

3. Условия реализации программы стажировки

Руководитель предприятия, реализующих стажировку преподавателей, определяет рабочее место/места для преподавателя/стажера.

За стажером закрепляется руководитель стажировки из числа наиболее опытных сотрудников или высококвалифицированных рабочих предприятия.

В обязанности руководителя стажировки входят регулярные консультации стажера и контроль результатов его практической деятельности в период стажировки.

Программа стажировки предусматривает работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приемами труда, связанными с профилем и специализацией предприятия; ознакомлению с современным оборудованием и организацией предприятия, охраной труда.

Программа стажировки предусматривает предварительную самостоятельную работу анализу действующих нормативно-правовых актов, технологических документов предприятий индустрии питания и услуг.

Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально.

Программа стажировки преподавателей может быть реализована концентрировано (возможно, прохождение стажировки на одном и более предприятиях) или модульно (на одном и более предприятиях) по накопительной системе в течение периода — 3 лет. Объем времени прохождения стажировки на одном предприятии не менее 8 часов.

Сроки стажировки устанавливаются по договоренности с конкретным предприятием.

[2]

За преподавателями, проходящими стажировку в предприятиях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки.

Читайте так же:  Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в целях

При необходимости образовательная организация оплачивает прохождение медицинского осмотра для оформления медицинской книжки

В случае прохождения стажировки в предприятиях, расположенных в других регионах, стажерам оплачиваются командировочные расходы по установленным действующим законодательством нормам.

4. Результат освоения программы стажировки

Преподаватель несет персональную ответственность за выполнение программы стажировки в установленные сроки.

Результат стажировки преподаватель/стажер представляет руководителю стажировки, членам предметно-цикловой комиссии образовательной организации на заседании предметно-цикловой комиссии.

Стажировка преподавателей завершается защитой портфолио.

— свидетельства, подтверждающие эффективность прохождения стажировки,

— справку о прохождении стажировки,

Видео (кликните для воспроизведения).

— дневник прохождения стажировки, где приводится краткий отчет о стажировке и дается заключение руководителем стажировки.

В отчете кратко отмечается результат программы, вид профессиональной деятельности, перечень компетенций, которыми овладел преподаватель/стажер в ходе прохождения стажировки

К портфолио могут быть приложены учебно-методические разработки и пособия, сертификаты, благодарственные письма и другой материал.

Возможный результат стажировки (по согласованию с руководителем стажировки) — разработка конкретных продуктов для предприятия.

Документы о прохождении стажировки преподавателем являются необходимыми для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию. Копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя.

В дальнейшем результат стажировки должен служить основой для актуализации рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля или практики, методического сопровождения к ним, разработки методик проведения занятий и т. д.

Copyright © 2010—2019
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Организация стажировки преподавателей

8 основных вопросов о стажировке

1. Кому необходимо проходить стажировку?

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47). Однако новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС 3), это право переводят в разряд обязательных требований. В них прямо указано, что преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Таким образом, требования к кадрам, представленные в ФГОС 3, направлены на повышение качеств а педагогических квалификаций и развитие широкого спектра педагогических компетенций, требующихся в современных условиях.

Целевые стажировки, обеспечивают методическую подготовку и технологическую грамотность при использовании новых информационных ресурсов в образовательной деятельности.

2. Как организована стажировка?

В ООО «Инфометод» разработаны типовые программ для восьми направлений стажировки, предполагающих освоение приемов работы с сетевыми информационными ресурсами, получение навыков разработки интерактивных дидактических материалов и применяя их в образовательной практике.

[1]

Основные организационные моменты стажировки:

  1. Желающий пройти стажировку оставляет заявку по типовой форме на сайте infometod.net Заявка.
  2. Методист центра уточняет подробности и отправляет необходимый пакет документов и счет на оплату.
  3. После оплаты издается приказ по организации о приеме на стажировку и назначении куратора или тьютора.
  4. Стажер получает логин и пароль для доступа к дистаниционной системе с методическими материалами и заданиями.
  5. На выполнение изучение материалов и выполнение заданий отводится 45 дней. В случае возникновения затруднений стажер обращается к тьютору.
  6. Выполненные задания проверяются и по ним готовятся аннотация и отзыв. Даются рекомендации.
  7. Методистом готовится пакет итоговых документов, включающий отчет о стажировке, дневник прохождения, справку от организации с указанием выполненных работ. Документы заверяются подписью и печатью директора ООО «Инфометод».
  8. Документы согласовываются со стажером и утверждаются. Подписывается акт выполненных работ (электронный документ).
  9. Пакет готовых и утвержденных бумажных документов отправляется на адрес стажера письмом через ФГУП «Почта России».

График прохождения устанавливается индивидуально
Количество одновременно обучающихся стажеров (дистанционно): 25 человек
Календарные сроки стажировки на 2017 год: с 15 января по 15 июня и с 15 сентября по 25 декабря.

3. Что входит в программу стажировки?

Основным регламентирующим документом для преподавателя в период стажировки является индивидуальная программа повышения квалификации, утвержденная директором образовательного учреждения и председателем ПЦК. С учетом этой программы и на основании программ направлений стажировки, существующих в ООО «Инфометод», составляется индивидуальный план стажировки, который стажеру необходимо согласовать с руководством своей организации.

В ООО «Инфометод» разработаны типовые шаблоны программ стажировки, которые, после консультации с Заказчиком, дорабатываются в соответствии с требованиями конкретного образовательного учреждения. Содержание стажировки включено в Приложение к Договору.

4. Как заключить договор на стажировку?

Основанием для направления преподавателя на стажировку является:

  1. заявка от учреждения на организацию и проведение стажировки преподавателей;
  2. инициатива самого преподавателя, при наличии согласия принимающей на стажировку организации.

Прием на стажировку оформляется приказом руководителя организации. В случае коллективной заявки от образовательного учреждения, направление преподавателей для прохождения стажировки оформляется приказом директора ОУ. Обе стороны заключают двусторонний договор о стажировке.

Читайте так же:  Юрист онлайн консультация бесплатно круглосуточно без телефона

5. Какие документы о стажировке нужны для аттестации?

Порядок прохождения аттестации работников утверждается администрацией конкретного ОУ и согласовывется с вышестоящими органами.

Как правило, копия приказа о приеме преподавателя на стажировку, договор о стажировке и акт о ее прохождении хранятся в личном деле преподавателя, прошедшего стажировку, а программа стажировки сдается в методический кабинет колледжа.

Документы о стажировке преподавателя, как обязательной части повышения квалификации, являются необходимыми для прохождения процедуры аттестации педагогическими работниками на квалификационную категорию.

6. Как проходит дистанционная стажировка-практикум?

В компании «Инфометод» стажировка организована в дистанционной форме. Такой формат прохождения обеспечивает дополнительные возможности по освоению современных возможностей применения сети Интернет в образовании. Для доступа к обучающим материалам на хостинге компании развернута система дистанционного обучения, к которой стажеру предоставляется доступ по персональному логину и паролю. Все необходимые инструкции представлены в текстовом формате, снабжены иллюстрациями, есть видео файлы, иллюстрирующие этапы выполнения типовых заданий. В процессе стажировки преподаватель создает материалы для поддержки того курса, по которому он ведет занятия, используя собственные наработки.

Небольшой фрагмент учебных материалов доступен для просмотра по ссылке:

Стажировка может проходить в двух форматах: с тьюторской поддержкой и без тьюторской поддержки.

Наличие тьюторской поддержки означает, что стажер может обратиться за разьяснениями и помощью к наставнику, назначенному при заключении Договора. Тьютор поможет с выполнением заданий, прокомментирует недочеты каждого задания, укажет пути исправления и улучшения.

В случае отсутствия тьюторской поддержки стажер работает самостоятельно по предложенным методическим материалам. Первоначально методист ИОЦ обязан убедиться в том, что материалы стажеру доступны, цель заданий ясна, технология работы с системой СДО не вызывает затруднений. По окончании выполнения работ методист принимает завершенное задание и передает его на проверку назначенному куратору, который проверяет выполненную работу, дает рекомендации по каждому заданию в письменной форме.

Разумеется, в случае возникновения серьезных проблем команда ИОЦ придет на помощь и даст необходимые консультации в любом случае!

7. Какие юридические нормы о стажировке существуют?

По правовым понятиям стажировка не имеет достаточного урегулирования. В Трудовом кодексе Российской Федерации нет отдельных статей, посвященных вопросам стажировки. На практике, обычно составляется договор между стажером и работодателем, в большинстве случаев подразумевающий повышение уровня знаний, квалификации стажера, нежели исполнение им трудовых функций

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 12.11.2016) «О лицензировании образовательной деятельности» образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании установленного образца лицензированию не подлежит. В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

В ООО «Инфометод» итоговым документом, подтверждающим прохождение стажировки. является справка (или сертификат) с указанием направления стажировки. перечнем выполненных работ и продолжительностью 36 часов. Документ заверяется печатью организации и подписью руководителя.

8. Кто оплачивает стажировку?

В ООО «Инфометод» проведение стажировки организуется на основе полного возмещения затрат стажером на условиях 100% предоплаты информационных услуг на расчетный счет организации.

В расчетную стоимость включены:

  1. Работы по созданию и актализации учебно-методических материалов;
  2. Работы по администрированию системы дистанционного обучения;
  3. Работа методиста по оформлению необходимой документации;
  4. Работы куратора или тьютора по проверке, рецензированию и консультации стажера;
  5. Работы, связанные с публикацией статьи стажера в сборнике ВНПК;
  6. Почтовые расходы по пересылке.

Учитывая, что стажером не выполняется никаких работ в интересах организации, все затраты на проведение стажировки оплачиваются стажером либо направившим его образовательным учреждением. Данное положение закрепляется в Договоре на стажировку.

Образцы документов по стажировке

Ниже представлены типовые шаблоны документов ООО «Инфометд», связанные с организацией и проведением дистанционных стажировок-практикумов для преподавателей. Вы можете скачать, распечатать и изучить все материалы.

При подготовке пакета документов Вам следует внести конкретные изменения, согласовав их с методистом, отвечающим за подготовку документации.

2017 © ИОЦ «Инфометод» дизайн и разработка ООО «Инфометод» Политика конфиденциальности Публичная оферта

Отчет о стажировке

Логичным завершением прохождения стажировки на рабочем месте является составление стажером отчета, в котором подробно описаны проделанная работа и достигнутые результаты. В нашей статье мы расскажем, что должен содержать данный документ, и приведем образец отчета о стажировке.

Статьей 70 ТК РФ определено добровольное для работодателя условие принятия на работу новых сотрудников после прохождения испытания. Нет никаких регламентирующих данный вопрос документов, равно как и форма отчета о прохождении стажировки может быть разработана самим предприятием. Если стандартный бланк отсутствует, сотрудник имеет право написать отчет произвольно.

Содержание отчета о стажировке сотрудника

Итоговый отчет о стажировке обычно включает следующую информацию:

Любое предприятие может сформировать собственную форму для отчета стажеров, которая будет отвечать необходимым требованиям к кандидатам. При этом могут быть установлены различные нормы, в зависимости от того, проходит практику повышающий квалификацию сотрудник или окончивший вуз молодой специалист.

В качестве отчета может быть разработан специальный бланк в виде теста, где нужно ответить на вопросы (пример тут), или создан индивидуальный план, где стажер лишь прокомментирует этапы проделанной работы (пример тут). Впоследствие руководителем составляется отзыв о рассматриваемом кандидате и утверждении его в должности.

Какую бы форму ни имел подаваемый стажером отчет, произвольную или строго регламентированную предприятием, он несет в себе важную информацию о соответствии сотрудника занимаемому месту. На основании такого документа можно определить, внимателен ли человек, компетентен, может ли в нужный момент выйти из сложной ситуации и будет ли сотрудничество с ним плодотворным.

Читайте так же:  Узнать собственника по кадастровому номеру земельного участка

Составляем программу стажировки на рабочем месте — образец

Программа стажировки на рабочем месте — образец этого документачасто требуется кадровикам. Он подробно описывает те знания и навыки, которые должен получить работник в ходе стажировки. Разберемся, что нужно, чтобы составить такую программу.

Когда требуются программы стажировки на рабочем месте по профессиям?

Необходимость стажировки предусмотрена ТК РФ. Так, ст. 212 данного кодекса в числе прочих обязанностей, которые возложены на работодателя, упоминает необходимость обучения работника безопасным способам работы, в том числе с помощью инструктажей, стажировки и итоговой проверки полученных знаний и навыков. Сразу необходимо отметить, что стажировка — это обязанность не только работодателя, но и работника: ст. 214 кодекса указывает, что работник обязан проходить обучение по охране труда, в том числе стажировку.

Стажировки делятся на 2 вида:

  1. Обязательная по законодательству. Ее должны проходить работники профессий, к которым предъявляются особые требования по мерам безопасности. В соответствии с п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда (утвержден постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29) обучение должны проходить сотрудники, занятые на рабочих профессиях. При этом п. 2.2.2 того же акта указывает, что стажировка проводится там, где имеются вредные или опасные условия работы. Также в этом вопросе можно руководствоваться нормами действующего ГОСТ 12.0.004-2015 (утвержден приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст).
  2. Установленная внутренними нормативными актами организации. Руководство предприятия вправе ужесточить меры, касающиеся охраны труда, и соответственно расширить перечень профессий, требующих стажировки перед началом самостоятельного исполнения обязанностей.

Стажировка может проводиться как при первоначальном трудоустройстве, так и при переводе на новую работу, выполнение которой по нормативным актам требует прохождения стажировки. Например, при стажировке водителей используется руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса, принятый в РСФСР. Несмотря на то что документ был утвержден еще в 1986 году, он применяется до сих пор, поскольку не отменен и не заменен. Например, Верховный Суд РФ, вынося постановление по административному делу от 22.09.2014 № 34-АД14-5, среди прочих актов руководствовался и положением, утвержденным этим руководящим документом.

Для проведения стажировки требуется, чтобы на предприятии в наличии имелась программа, по которой работники стажируются. Причем программа необходима во всех случаях, т. к. без нее невозможно грамотно и правильно определить этапы проведения стажировки и ее содержание.

Типовой порядок проведения стажировки

Вне зависимости от того, по каким причинам требуется стажировка, она проводится обычно следующим образом:

  1. Оформляется трудовой договор с работником по правилам, установленным ТК РФ. Допускается также оформление дополнительного соглашения к трудовому договору, если работник не принят на открывшуюся вакансию, а переведен внутри организации на должность, которая требует прохождения стажировки.
  2. Проводится инструктаж, касающийся способов и методов безопасного осуществления трудовых функций. В отличие от стажировки инструктаж должен проводиться для всех работников предприятия, а не только для занятных на опасных работах.
  3. Издается приказ руководителя о направлении работника на стажировку. Этим же приказом назначается куратор (руководитель стажировки), под контролем которого это мероприятие будет проходить.
  4. Проводится сама стажировка. Ее продолжительность определяет программа стажировки на рабочем месте, утвержденная на предприятии, прохождение фиксируется в журналах охраны труда.
  5. По окончании стажировки работник сдает экзамен на знание теоретических основ безопасной работы в должности.
  6. Если экзамен сдан, издается приказ о допуске сотрудника к работе. Именно этот документ разрешает ему выполнять трудовые функции самостоятельно, без надзора куратора.

Как оформляется типовая программа стажировки на рабочем месте?

Для того чтобы программа начала применяться, она должна быть разработана и утверждена руководством предприятия. При этом конкретный порядок ее разработки и утверждения законом не определяется.

На практике это происходит обычно следующим образом:

  1. Подразделение предприятия, в котором должна проводиться стажировка, разрабатывает проект документа.
  2. Проект согласовывается с подразделением по охране труда (или с конкретным сотрудником, ответственным за соблюдение техники безопасности, если такого подразделения в структуре организации нет).
  3. Согласованный проект утверждается приказом руководства предприятия.

Допускается и иной порядок — в соответствии с действующими на предприятии правилами делопроизводства. Главное, чтобы программа была утверждена директором или иным лицом, действующим от лица организации.

Содержание программы стажировки, этапы прохождения стажировки работником

Государственные нормативные акты не содержат в себе требований относительно того, что конкретно должна содержать программа стажировки и из каких структурных частей она должна состоять. На практике же сформировался определенный подход, согласно которому такая программа включает разделы, описывающие:

  1. Цель, ради которой проводится стажировка. Обычно здесь указывается, что целью является ознакомление со структурой подразделения, в котором должна происходить трудовая деятельность работника, и происходящими там технологическими и производственными процессами. Также в числе целей упоминаются выработка навыков безопасного выполнения трудовых обязанностей и закрепление теоретических знаний, касающихся техники безопасности.
  2. Общие требования. В этом разделе программы указывается перечень того, что должен изучить работник во время стажировки (инструкции по технике безопасности, опасные факторы при выполнении работы и т. д.). Также здесь указывается, что стажировка проводится под руководством руководителя (куратора) стажировки, назначенного приказом по организации из числа руководителей либо специалистов предприятия, а также определяется порядок допуска работника к прохождению стажировки.
  3. Непосредственно само содержание программы с указанием количества часов либо смен, в течение которых должна проходить стажировка.

В целом программа обычно включает следующие этапы:

  1. Ознакомление с нормативной базой, касающейся охраны труда и правил безопасной работы по конкретной профессии.
  2. Знакомство с рабочим местом и должностными обязанностями. Здесь можно использовать должностную инструкцию для конкретной профессии и профстандарт, если он применяется на предприятии.
  3. Изучение правил подготовки рабочего места к работе и приемов безопасной работы.
  4. Практическая деятельность, выполняемая под контролем руководителя (куратора) стажировки.
Читайте так же:  Публичная кадастровая карта владимирской области киржачский район

Как разрабатывается программа стажировки?

Содержание программы зависит от того, что конкретно должен освоить сотрудник на новом рабочем месте. Длительность же, в соответствии с порядком обучения по охране труда, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (п. 2.2.3), устанавливается работодателем самостоятельно. Единственное, на что здесь необходимо опираться, — это нормативные акты, касающиеся правил безопасности при проведении конкретных видов работ.

Кроме того, при разработке программ стажировки можно использовать и примерную программу обучения по охране труда, утвержденную Минтрудом РФ 17.05.2004. Однако необходимо при этом учитывать, что это довольно обобщенный документ, относящийся практически ко всем сотрудникам — как рабочим всех специальностей, так и специалистам. Копировать ее целиком бессмысленно, однако использовать ее положения при подготовке программы стажировки на конкретном предприятии можно и нужно.

Наконец, необходимо учитывать, что помимо программы на предприятии должно действовать и положение о прохождении стажировки — локальный нормативный акт, определяющий, как именно стажируется на рабочем месте сотрудник. При этом программа не должна ему противоречить. Конкретных нормативных требований к содержанию данного положения тоже нет, поэтому оно тоже готовится на предприятии в тех пределах, которые установлены нормами законодательства.

Где можно скачать бесплатно программы стажировки на рабочих местах?

В связи с тем, что официально утвержденных программ стажировки нет, их разработчики нередко сталкиваются с определенными трудностями. Зачастую сотрудники предприятий, занимающиеся охраной труда, или работники кадровых служб просто не знают, как должен выглядеть соответствующий документ. Особенно остро эта проблема стоит на недавно созданных предприятиях, где документация по проведению стажировок только разрабатывается.

Одним из способов решения такой проблемы является скачивание образцов готовых программ с сайтов кадровой и юридической направленности. Этот вариант вполне допустим, однако необходимо помнить, что любой образец требует доработки для соответствия условиям, действующим на конкретном предприятии.

Как правильно написать отчет о стажировке — образец

Отчет о стажировке — образец его может быть предложен стажеру на том предприятии, где он трудился, хотя не исключен и вариант, что отчет ему придется составлять самостоятельно. Однако в любом случае для составления могут быть полезны советы, предложенные в этой статье.

Какие правила нужно соблюдать при составлении отчета?

Если на предприятии, где лицо проходит стажировку, составление такого отчета — обычная практика, то там, скорее всего, будут утверждены соответствующие локальные акты, касающиеся правил стажировки, а также типовые образцы документов, связанных с ее прохождением, в том числе и образец отчета. В этом случае стажеру нужно будет ознакомиться с правилами и просто написать отчет по представленному образцу.

Тем же стажерам, что составляют отчет самостоятельно, полезно будет знать, что в него следует включить следующие разделы:

  1. Введение. Здесь описываются:
    • характеристика места стажировки;
    • должностные обязанности, которые стажеру пришлось выполнять;
    • цели стажировки.
  2. Основная часть. В этом разделе кратко описывается прохождение стажировки (какие мероприятия были запланированы, в какие сроки они были выполнены) и ее результаты.
  3. Заключение. Эта часть используется для написания выводов по стажировке и рекомендаций по оптимизации работы компании.

Для чего нужен отчет о стажировке?

Скачать форму отчета

Стажировка подразумевает, что процесс работы включает в себя элементы обучения. Бывший студент, еще не имеющий опыта работы, может сразу не справиться с поставленными перед ним работодателем задачами, но если назначить ему куратора, который будет объяснять, как нужно на практике применять полученные в ходе обучения знания, то все значительно упрощается. Эта ситуация применима и к работникам, которых переводят на новое рабочее место, на котором требуются несколько иные навыки и умения, чем на предыдущей работе.

В то же время перед стажером стоит задача как можно быстрее разобраться с трудовыми обязанностями, усвоить правила и алгоритмы работы и приступить к самостоятельному труду. Обычно после стажировки предполагается проведение экзамена, в ходе которого стажер доказывает, что усвоил полученные уроки, но кроме этого вполне могут потребовать и отчет о стажировке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для работодателя отчет о стажировке может служить основанием для оценки деятельности стажера на предприятии. Кроме того, в нем могут содержаться ценные советы человека со стороны по улучшению производственного процесса или отдельных его составляющих.

Источники


  1. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.

  2. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
  5. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
Отчет по стажировке по программе профессионального обучения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here