Особо защитные участки леса разрешенные виды деятельности

Полная информация на тему: "Особо защитные участки леса разрешенные виды деятельности" от профессионалов для людей понятным языком.

Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов

Статья 102 . Защитные леса и особо защитные участки лесов

См. комментарии к статье 102 ЛК РФ

1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ в подпункт «в» пункта 3 части 2 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ пункт 3 части 2 статьи 102 настоящего Кодекса дополнен подпунктом «в.1»

в.1) лесопарковые зоны;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

3. К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ пункт 3 части 3 статьи 102 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ в часть 4 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в часть 6 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

>
Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях
Содержание
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (ЛК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Особенности правового режима лесов

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.). Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.

По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.

К защитным лесам, в частности, относятся:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся:

— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

— постоянные лесосеменные участки;

— заповедные лесные участки;

— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105).

Читайте так же:  Ответственность за пожарную безопасность арендатель или арендодатель

В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

— ведение охотничьего хозяйства;

— ведение сельского хозяйства;

— разработка месторождений полезных ископаемых;

— размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24).

Кодексом определяются виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

— ведение сельского хозяйства;

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

— осуществление рекреационной деятельности;

[1]

— создание лесных плантаций и их эксплуатация;

— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— переработка древесины и иных лесных ресурсов;

— осуществление религиозной деятельности.

Лесной кодекс РФ требует ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26). Декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Граждане и юридические лица — лесопользователи в соответствии со ст. 49 должны представлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).

В целях обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Лесной кодекс РФ предусматривает ряд организационно-правовых мер.

Важную роль играет планирование, осуществляемое в форме лесного плана субъекта РФ (ст. 85). В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ст. 87). Лесохозяйственные регламенты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Лесохозяйственный регламент разрабатывается на срок до десяти лет и устанавливает:

— виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса;

— возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

— ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса;

— требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В свою очередь, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов (ст. 88), подлежащий государственной или муниципальной экспертизе (ст. 89).

Для проверки состояния лесов, определения их количественных и качественных характеристик уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводится государственная инвентаризация лесов (ст. 90). Инвентаризация лесов проводится в целях:

— своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

— оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

— информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Для учета лесов ведется государственный лесной реестр, представляющий собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91).

Лесным кодексом РФ регулируется также государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, а также муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии — 52%, Западной Европе — 46%, США — 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9251 —

| 7367 — или читать все.

Ограничения по видам особо защитных участков лесов

Видео (кликните для воспроизведения).

На территории Новгородского лесничества лесоустройством выделены особо защитные участки лесов (далее ОЗУ) с ограниченным режимом лесопользования. В соответствии со ст. 107 Лесного кодекса Российской Федерации особо защитные участки выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах.

Читайте так же:  Приказ мчс 644 об утверждении административного регламента

На заповедных лесных участках проведение рубок лесных насаждений запрещается; на других особо защитных участках лесов разрешены сплошные рубки, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, выполняющих средообразующие функции. Выборочные рубки допускаются только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Ограничения по видам особо защитных участков лесов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8276 —

| 7911 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особо защитные участки (ОЗУ) и режим лесопользования в них

Режим лесопользования в категориях защитности лесов 1 группы и ОЗУ.

ОЗУ-Участки леса, на которых ограничивается режим хозяйственной деятельности с целью сохранения их природных или средообразующих свойств.

-особо важные берего-защитные участки (вдоль оврагов); -опушки лесов на границе с безлесым пространством; -ПЛСУ; -реликтовые и эндемичные растения; -редкие животные.

В особо защитные участки устанавливается особый режим лесопользования, обеспечивающий выполнение ими полезных экологических функций.

В границах всех категорий особо защитных участков лесного фонда при угрозе распространения вредителей и болезней леса возможно проведение выборочных и сплошных санитарных рубок(расчистка лесных площадей под прокладку трубопроводов, дорог, линий электропередач и линий связи, других линейных сооружений, разрубка просек, создание противопожарных разрывов и других подобных целей). В границах всех категорий особо защитных участков лесного фонда, если это не противоречит их статусу, возможно: (сенокошение; сбор дикорастущих плодов и ягод, грибов; размещение ульев и пасек);Использование для нужд охотничьего хозяйства;Использование для научно-исследовательских и культурно-оздоровительных, спортивных, туристических целей.

Методы лесоустройства.

Виды лесоустройства.

По Инструкции 1994 года установлено 3 вида. 1) первичное лесоустройство осуществляется на впервые устраиваемых землях государственного лесного фонда. Отличительными его особенностями являются полная организация территории и выполнение всех видов лесотаксационных работ;
Первичное – проводят впервые на территории ЛФ, намеченного к хозяйственному освоению в ближайшие 10-15. делают квартальную сеть. Чаще проводят по 3 разряду.) третий разряд (обследование) — при устройстве лесов пустынных территорий (саксаульников).

2) периодическое (повторное) лесоустройство осуществляется в ранее устроенных объектах по истечении сроков ревизионного периода.При его проведении осуществляется частичная корректировка внутрихозяйственной организации территории объекта, а таксация леса осуществляется с максимально возможным сохранением контуров выделов, установленных предыдущим лесоустройством, с учетом изменений, произошедших в результате хозяйственной деятельности.
В объектах, не затронутых хозяйственной деятельностью, лесные массивы таксируются в основном методом камерального измерительного дешифрирования аэрофотоснимков с использованием материалов предыдущего лесоустройства и актуализацией таксационных показателей насаждений на естественный прирост за прошедший ревизионный период;
Периодичное повторное проводят в объектах, где ранее было ЛУ, но истёк ревизионный период. На 1 совещании решают нужно-ли менять разряд ЛУ и квартальную сеть. Из-за недостатка денег многие работы отпадают (оставляют старые столбы).

3)Непрерывное лесоустройство представляет собой сочетание обычного (базового) лесоустройства с последующими ежегодными инвентаризациями части выделов лесного фонда предприятия, ведущего лесное хозяйство, вовлекаемых в хозяйственную деятельность, подвергшихся стихийным или иным неблагоприятным воздействиям в течение ревизионного периода. Ежегодные (текущие) инвентаризации проводятся до нового базового лесоустройства. ИЛИ: Непрерывное предусматривает ежегодную инвентаризацию части выделов ЛФ лесхоза. Сначала делают базовое ЛУ по высшему разряду. Затем ведут непрерывную актуализацию, вносят изменения в базу данных. Для этого в лесхозе работают работники лесоустроительной организации. Через 20 лет снова проводят базовое ЛУ с составлением проекта. Непрерывное ЛУ ведётся в Рощино, на Карельском перешейке, в Лисино. Выгодно, если за ревизионный период изменяется не менее 15% площадей, при интенсивном ведении хозяйства.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1158 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Особо защитные участки леса разрешенные виды деятельности

Особо защитные участки лесов — 3. К особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные… … Официальная терминология

категории защитности лесов I группы — Классификация лесов для разделения по хозяйственному и социально экономическому значению в соответствии с их местоположением и степенью проявления полезных функций. Выделяют следующие категории защитности: леса, выполняющие преимущественно… … Справочник технического переводчика

Категории защитности лесов первой группы — Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: 1. запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов. 2. запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; 3.… … Словарь юридических понятий

ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ — земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко культурное,эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение, изъятые постановлениями федеральных органов государственной власти,органов государственной власти… … Энциклопедия юриста

ЛЕСНОЙ ФОНД — совокупность всехлесов, за исключением расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земель Л.ср.. не покрытых лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы Л.ф. в соответствии со ст.7 ЛК… … Энциклопедия юриста

Лесной кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Лесной кодекс Российской Федерации» Номер: 200 ФЗ Принятие: Государственной думой 8 ноября 2006 Одобрение: Советом Федерации 24 ноября 2006 … Википедия

ЛК РФ — федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» Номер: 200 ФЗ Принят: Государственной думой 8 ноября 2006 Одобрен: Советом федрации 24 ноября 2006 Подписан … Википедия

Зоны охраны охотничьих ресурсов — особо защитные участки лесов и другие зоны, созданные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в целях сохранения охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается[1]. В числе таких зон:… … Википедия

ОЗУ (значения) — ОЗУ оперативное запоминающее устройство ОЗУ особо защитные участки лесов Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи … Википедия

Читайте так же:  Перечень населенных пунктов подвергшихся воздействию радиации чаэс

Особо защитные участки леса разрешенные виды деятельности

Экологическое право России: словарь юридических терминов. — М.: Городец . А. К. Голиченков . 2008 .

Смотреть что такое «Категории защитных лесов» в других словарях:

Группы лесов — 1) в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 1997 г. единица классификации лесного фонда в соответствии с его экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми им функциями; в лесном фонде выделялись… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Губернские учреждения — Губернские учреждения совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления,… … Википедия

Федеральное агентство лесного хозяйства России — (Рослесхоз) федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минисельхоза. Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного… … Википедия

Рослесхоз — Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минисельхоза. Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению… … Википедия

Защитные леса — 1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. 2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса,… … Официальная терминология

Комарова, Наталья Владимировна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Комарова. Наталья Владимировна Комарова … Википедия

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГКИНП 02-121-79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000 — Терминология ГКИНП 02 121 79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000: 7.8.43. «Кусты» свай в воде остатки свайных мостов, некоторых плотин и других сооружений на реках с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Природные ресурсы — (Natural Resources) История использования природных ресурсов, мировые природные ресурсы Классификация природных ресурсов, природные ресурсы России, проблема исчерпаемости природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов… … Энциклопедия инвестора

ЛЕСНОЕ ПРАВО — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране лесных ресурсов. Наряду с другими приро доресурсными отраслями входит в комплексную отрасль экологического права. Предметом Л.п. выступает область лесных общественных … Энциклопедия юриста

Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов

Главы 15 и 16 ЛК РФ определяют правовой режим лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Особенности осуществления права лесопользования традиционно были связаны с правовым режимом лесов, который устанавливал условия использования и охраны лесов в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы.

Леса, основное назначение которых выполнять различные экологические функции, и леса особо охраняемых природных территорий были отнесены к лесам первой группы. Данная группа делилась на 20 категорий защитности.

К лесам второй группы были отнесены леса регионов с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса с недостаточными лесными ресурсами, требующими ограничения режима лесопользования.

К лесам третьей группы были отнесены леса многолесных территорий, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Они делились на два вида: освоенные и резервные леса. В лесах всех групп допускалось выделение особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ введена новая классификация лесов. Они разделены на защитные, эксплуатационные и резервные, при этом в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, Лесным кодексом РФ допускается отнесение их к защитным лесам.

Основное целевое назначение защитных лесов состоит в выполнении различных экологических функций — средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных. Дополнительные ограничения по лесопользованию в защитных лесах преследуют цель — сохранить природные объекты, которые взаимосвязаны с лесами, земли, воды, объекты животного и растительного мира и окружающая среда в целом.

Защитные леса разделены на четыре категории в зависимости от их расположения и функционального назначения:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

Наиболее подробно о категориях защитных лесов см. в комментариях к ст. 103-106 ЛК РФ.

Выделение категорий защитных лесов обусловлено необходимостью более жесткой регламентации проведения рубок (сплошных или выборочных) в этих лесах, так как именно заготовка древесины может существенно повлиять на всю лесную экосистему и связанные с ней другие природные объекты. При этом необходимо руководствоваться п. 4 ст. 17 ЛК РФ, в соответствии с которым в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Правовой режим лесопользования в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, подчинен правовому режиму отдельных видов особо охраняемых природных территорий.

На особо охраняемых природных территориях устанавливается режим особой охраны, которым постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания особо охраняемой природной территории.

Правовое регулирование использования лесов в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»*(172), приказом Рослесхоза от 25 марта 1997 г. N 33 «О Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

Леса, выполняющие санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, выделяются в категорию защитных лесов в зависимости от вида природного или иного объекта, в отношении которого они выполняют защитную функцию. К ним отнесены:

[3]

— леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

Читайте так же:  Существенные недостатки протокола об административном правонарушении

— защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Федерации;

— леса зеленых зон, лесопарков, городские леса;

— леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Правовой режим данной категории защитных лесов устанавливается нормами Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г.)*(173), Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 29 декабря 2006 г.)*(174), Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 7 июля 2003 г.)»*(175), постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (в ред. от 19 июля 2006 г.)*(176), постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»*(177) и др.

Ценные леса выполняют не только защитные функции, например противоэрозионные, полезащитные, но и могут представлять собой научную, историческую ценность или иметь хозяйственное назначение — орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения.

Лесным законодательством сохранено понятие «особо защитные участки лесов». Они могут быть выделены во всех видах лесов, так как их основная цель состоит в сохранения защитных и иных экологических и социальных функций лесов. Представленный перечень наименований особо защитных участков лесов намного уже (всего 6), чем перечень наименований (их 26), содержащийся в приказе Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса» (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.)*(178).

Перечень особо защитных участков лесов является открытым и может быть дополнен или изменен в связи с необходимостью защиты отдельных видов природных объектов.

Полномочия по отнесению лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов в лесах всех видов, а также установление их границ переданы органам государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, особо защитных участков лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1. Леса на особо охраняемых природных территориях

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ).

Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих ООПТ. В лесах, расположенных на ООПТ, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на ООПТ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесной кодекс РФ устанавливает правовой режим лесов, расположенных на ООПТ. Напомним, что в соответствии с Лесным кодексом РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на иных категориях земель.

Расположение лесов на ООПТ понимается как расположение лесов на землях особо охраняемых территорий. Если бы подразумевалось обратное, тогда надо было вести речь о расположении ООПТ в лесах.

Земли ООПТ и объектов как самостоятельная категория земель, предусмотренная Земельным кодексом РФ (ст. ст. 7, 94, 95), не есть сами категории ООПТ в рамках Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку в нем речь идет уже о совокупности нескольких природных компонентов. Уточним, что ООПТ — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Помимо понимания ООПТ как природных комплексов, данный Закон предусматривает придание соответствующего статуса находящимся на них природоохранным учреждениям, как правило, одноименных с природным комплексом.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований.

Отметим, что земельным законодательством, Лесным кодексом РФ (1997 г.) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» не была предусмотрена обязательность перевода земель лесного фонда в земли ООПТ или наоборот. Вследствие этого ООПТ на землях лесного фонда объявлялись как природные комплексы, однако данные земли по-прежнему учитывались в земельном и лесном кадастрах как земли лесного фонда.

Читайте так же:  Постановление арбитражного суда северо кавказского округа

Кадастр на ООПТ велся отдельно . Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускал перевод земель лесного фонда в другую категорию земель в целях создания ООПТ .

См.: Приказ Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. N 312 и Приказ Рослесхоза от 25 декабря 1997 г. N 175.

Подробнее см.: Семьянова А.Ю. Организация особо охраняемой природной территории регионального значения на землях лесного фонда // Право и экономика. 2004. N 7.

Принятие Лесного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» ясности в данный вопрос не добавили. Так, например, в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается.

Однако соответствующий запрет на создание на данных землях ООПТ законодательно не прописан. Таким образом, формально на землях лесного фонда может быть создана ООПТ (любого значения), однако перевод земель в соответствующую категорию осуществлять не обязательно.

В этой связи следует обратить внимание на ст. ст. 27, 94, 95, 97 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 18, 33, 38 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Леса, расположенные на ООПТ, в соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ являются самостоятельной категорией защитных лесов. Заповедные лесные участки относятся к особо защитным участкам лесов. В тексте Лесного кодекса РФ не упоминаются особенности правового режима лесов на таких ООПТ, как памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты и иные, прямо не оговоренные Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Сведения об основных ограничениях по режиму лесов, расположенных на ООПТ, представлены в таблице 4 .

Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007.

Таблица 4 Сведения об основных ограничениях по режиму лесов, расположенных на ООПТ Категория ООПТ, где расположен лес Запрещены рубки Разрешены рубки Запрещение оборота Государственные На участках, где На иных участках Земли и земельные природные исключается любое допускается участки заповедники вмешательство проведение приватизации не человека в выборочных рубок подлежат, из природные процессы, лесных насаждений, оборота изъяты запрещается если это не (ст. ст. 27, 95 ЗК проведение рубок лесных насаждений (ст. 103 ЛК РФ) противоречит правовому режиму ООПТ в целях обеспечения функционирования заповедников и жизнедеятельности граждан, там проживающих (ст. 103 ЛК РФ) РФ) Национальные

Запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ст. 103 Ж РФ). Запрещается заготовка древесины за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд (ст. 15 Закона «Об ООПТ», ст. 18 Закона «О введении в действие ЛК РФ»)

Проведение выборочных рубок лесных насаждений должно определяться положениями об ООПТ (ст. 103 Ж РФ) Земли и земельные участки

приватизации не подлежат, из оборота изъяты (ст. ст. 27,

В отдельных случаях допускается наличие в границах

национальных парков земельных участков иных пользователей, а также

собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель Природные парки Запрещается Проведение проведение сплошных выборочных рубок рубок лесных лесных насаждений насаждений, если должно иное не определяться предусмотрено положениями об правовым режимом ООПТ (ст. 103 Ж функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ст. 103 Ж РФ) РФ) Ограничены в обороте, т.е. не могут

предоставляться в частную

у становл енных

законами (ст. 27 ЗК

Допускается размещение природных парков на землях иных пользователей,а также собственников (ст. 95 ЗК РФ) Г осударственные

Запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не

[2]

предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ст. 103 Ж РФ)

Проведение выборочных рубок лесных насаждений должно определяться положениями об ООПТ (ст. 103 Ж РФ) Ограничены в обороте, т.е. не могут

предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, у становл енных федеральными законами (ст. 27 ЗК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев (ст. 95 ЗК РФ) Памятники

Источники


  1. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  2. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  4. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  5. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
Особо защитные участки леса разрешенные виды деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here