Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Полная информация на тему: "Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних" от профессионалов для людей понятным языком.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Особенности психических расстройств в подростковом возрасте. Факторы, определяющие правовое положение несовершеннолетних. Сущность синдрома психического инфантилизма. Закономерности становления психопатий. Клиническая картина психогенных реакций.

Рубрика Медицина
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 19.03.2018
Размер файла 18,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Подростковая психиатрия в настоящее время приобретает все большую автономию, но пока находится в процессе становления, многие ее теоретические и организационные вопросы окончательно не решены. Выделение данного раздела психиатрии продиктовано насущными потребностями практики (социально-педагогические проблемы подростково-юношеского возраста) и обосновано теоретическими и клиническими разработками. Подростковая психиатрия изучает специфику психических расстройств в период пубертата, что соответствует возрасту 12-18 лет.

С юридической точки зрения лица моложе 18 лет в нашей республике считаются несовершеннолетними. Подростки 14-16 лет привлекаются к уголовной ответственности лишь за тяжкие преступления; лицам 16-18 лет могут быть инкриминированы все статьи УК, но при небольшой общественной опасности криминальных поступков к ним применяются принудительно-воспитательные меры в специальных воспитательно-трудовых учреждениях. Указанное правовое положение несовершеннолетних связано главным образом с их естественной возрастной психической и социальной незрелостью, определяющей недостаточность правовых знаний и умения ими пользоваться, незрелостью волевых функций и недостаточной сформированностью критических способностей. Одна из основных особенностей психических расстройств в подростковом возрасте состоит в резком преобладании в клинической картине патологических проявлений.

В результате клиническая картина оказывается полиморфной и нозологически нейтральной. Кроме того, выраженные нарушения поведения могут полностью маскировать психические расстройства. Правильное представление о клинике конкретных нозологических форм возможно лишь при условии изучения тех синдромальных характеристик, которые преимущественны для подросткового возраста, могут наблюдаться в рамках любого психического заболевания, т. е. являются изоморфными.

Синдром психического инфантилизма

занимает особое положение, так как встречается часто. При пубертатном кризе психический инфантилизм выступает в виде 2 вариантов: 1) инфантилизм обнаруживается с детства, а в период пубертата проявляется как этап возрастной динамики; 2) инфантилизм выявляется в период пубертата в результате асинхронного протекания психобиологического созревания.

Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихологическими факторами, известны описания «инфантилизированного характера» и «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежат неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопека. Знание клинических форм инфантилизма необходимо при решении вопроса о соответствии уровня психического развития паспортному возрасту. Этот вопрос нередко ставится перед судебными психиатрами, если у подростка есть признаки задержанного развития и назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. При разработке показаний к назначению такой экспертизы следует учитывать, что самостоятельное судебно-психиатрическое значение могут иметь только такие формы инфантилизма, которые практически исчерпывают клиническую картину, а другие проявления психической аномальности или не выражены, или отсутствуют.

Показателями глубины психической незрелости (критерии невменяемости) являются: задержка созревания всех сфер психики, выраженная внушаемость и подражательность, слабость интеллектуального и волевого контроля, инфантильность мотивации, отсутствие борьбы мотивов при принятии решения, нарушение способности к прогнозированию, критике, неуправляемость поведения.

Синдром фантазирования

тесно связан с психической незрелостью. Нозологически он неспецифичен, неоднороден по структуре, механизмам возникновения, клинической и возрастной динамике, может занимать центральное место в клинической картине или быть лишь ее компонентом.

Необходимость изучения фантазирования связана с существованием его патологических форм и с возможностью криминальных действий под влиянием вымыслов. Одним из вариантов психогенного фантазирования у подростков является «инфантильная фантастическая мания». Она проявляется в нелепых фантазиях с элементами конфабуляций на фоне экзальтированного настроения и выраженной переоценки своих возможностей.

В судебно-психиатрической клинике наиболее часто встречаются сверхценное фантазирование, стремление к самоутверждению, сверхценные неприязнь и привязанности, сверхценные идеи мести у эпилептоидов и страх мести у подростков, переживших реальную угрозу для жизни, идеи чужих родителей и сиротства, сверхценные увлечения, идеи убийства, дисморфофобии, идеи неполноценности и переоценки своих возможностей. Важными особенностями сверхценных образований в подростковом возрасте являются частота сочетаний разных вариантов и выраженная тенденция к их реализации (убийства, повторные поджоги, угоны транспортных средств).

[1]

Особенности

поведения в подростковом возрасте следует анализировать нe только с точки зрения трудностей содержания несовершеннолетних в закрытых учреждениях, но и для правильной клинической, диагностической и экспертной квалификации психического состояния в целом. Формы нарушенного поведения разнообразны, но тесно зависят от выраженности и особенностей психической незрелости, типа искаженного психологического криза созревания, содержания ведущего синдрома.

Судебно-психиатрическая оценка отдельных нозологических форм у подростков имеет свои возрастные особенности клиники. Психиатры-эксперты чаще наблюдают ранние резидуально-органические состояния, затем психопатии, шизофрению, олигофрении, реактивные состояния, инфантилизм и реже других-эпилепсию и подростково-юношеском возрасте.

Психопатии.

Для правильной диагностики психических расстройств в подростковом возрасте особое значение приобретает изучение психопатий в связи с частотой психопатоподобного оформления практически любого психического заболевания. Основу психопатии составляют стойкие личностные нарушения, формирующиеся с детства и обычно заканчивающие свое становление к концу пубертатного периода. Становление психопатий в детском и подростковом возрасте подчинено определенным закономерностям и проходит 3 этапа (начальных проявлений, структурирования, завершения формирования), возрастные границы и клинические характеристики которых зависят от генетической группы и клинических вариантов.

Читайте так же:  Соглашение о разделе имущества супругов форма заключения

Констатация психопатии у подростка еще не дает основания для заключения о невменяемости. Психопатические особенности затрудняют регуляцию поведения, но обычно не исключают ее полностью. Невменяемыми признаются только подростки с глубокими изменениями личности: выраженной психической незрелостью, резко очерченной дисгармоничностью психики, некорригируемостью поведения, тотальной дезадаптацией и практической беспомощностью, стойкой склонностью к спонтанным утяжелениям психопатической симптоматики, к частым психопатическим декомпенсациям, а также патологическим характером кризовой симптоматики и недостаточностью критических способностей. Такая глубина психопатии исключает возможность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Органические поражения головного мозга

в судебно-психиатрической клинике представлены в основном ранними резидуально-органическими состояниями сложного генеза (инфекции, травмы). Клиника резидуально-органических состояний в подростковом возрасте разнообразна, но наиболее часто встречаются органические психопатии и психопатоподобные состояния. При психопатоподобных состояниях органический дефект чаще состоит в нерезкой задержке умственного развития, некотором снижении памяти, внимания, побуждений, моторном беспокойстве, обедненности высших эмоций. Частыми симптомами являются стойкий энурез, частая головная боль, головокружения, обмороки, склонность к судорогам, непереносимость духоты, езды в транспорте.

Психогенные расстройства.

Клиническая картина психогенных реакций у подростков значительно элементарнее, чем у взрослых. Острые реактивные психозы редки, как редки и выраженные патологические реакции на судебную ситуацию, что, по-видимому, связано с социальной незрелостью, недостаточно глубоким осмысливанием таких сложных ситуаций, как арест, социальная изоляция. Аффективные расстройства, которые занимают основное место в клинической картине психогенных реакций, очень часто завуалированы. Значительное своеобразие представляют психогенные состояния, возникающие у подростков в ответ на удлиненную психотравмирующую ситуацию.

Особого внимания заслуживает клиническое оформление депрессий, наблюдающихся у подростков в судебно-психиатрическом стационаре. В этих случаях обращает на себя внимание скудность жалоб, которые ограничиваются высказываниями о частичной бессоннице, головной боли или соматическом недомогании. Подростки с грубо нарушенным поведением до привлечения к ответственности становятся в дальнейшем тихими, незаметными. расстройство подростковый психопатия психогенная

Шизофрения

. Распознавание шизофрении у подростков представляет очень большие трудности. При оформлении клинической картины иногда лишь отдельные симптомы заставляют заподозрить шизофренический процесс. В некоторых случаях обращают на себя внимание безмотивность, импульсивность правонарушений, отсутствие адекватной реакции на совершенное или нелепая мотивация своих поступков, хотя нередко при ближайшем рассмотрении это получает понятное объяснение. Поскольку шизофрения часто начинается в детском возрасте, при изучении анамнеза подростка следует обращать внимание на диффузные безмотивные и беспредметные страхи в прошлом, ранние беспричинные расстройства настроения с преобладанием тревоги или вялости, безразличия к окружающему (залеживается в постели, не причесывается, не умывается, отказывается от пищи), а также на проявления холодности и неприязни к родителям с убеждением, что они неродные, мало мотивированные изменения поведения с исчезновением интереса к учебе, прежним увлечениям, возникновением не свойственных ранее склонностей, совершением неожиданных поступков.

Нарастание указанных выше явлений, а также склонности к нелепым абстрактным построениям с оторванностью от реальности, учащение приступов вялости и безразличия, упорный отказ от учебы, приобретения профессии, неспособность к какой-либо продуктивной деятельности, безмотивное и длительное бродяжничество, резкое усиление негативизма, внушаемости, постепенная стереотипизация облика подростка вместо расцвечивания «индивидуальности» отличают психопатоподобную шизофрению у подростков от формирующихся психопатий.

Олигофрении

имеют существенное значение в судебно-пси-хиатрической клинике подросткового возраста, поскольку объединяют состояния психического недоразвития. В практике экспертизы несовершеннолетних в основном встречается олигофрения в степени дебильности. Чаще такие больные бывают пассивными правонарушителями, их используют для своих целей либо взрослые, либо старшие подростки. При судебно-психиатрической экспертизе подростков, страдающих олигофренией, необходимо учитывать не только глубину интеллектуального дефекта (дебильный подросток, зная общеизвестные законодательные нормы, часто не понимает более сложных ситуаций: нельзя воровать, но можно спрятать украденное другими), но и состояние эмоционально-волевой сферы. При этом показателями невменяемости являются снижение интеллекта, повышенная внушаемость, неспособность соизмерять и корригировать свои аффективные побуждения и поведение, неумение ориентироваться в конкретной ситуации и адаптироваться в ней, нецеленаправленность в поступках.

Для судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних исключительно важно иметь представление о клиническом содержании критериев невменяемости

, поскольку 98 % обследуемых составляют подростки, находящиеся под следствием, а также в связи с тем, что в большинстве случаев вменяемость определяется по степени психических нарушений. Последнее обстоятельство определяет исключительное преобладание в практике экспертизы несовершеннолетних подростков с психическими нарушениями пограничного уровня.

Первичная профилактика антисоциального поведения несовершеннолетних должна начинаться с самого детства и также осуществляться комплексно (педагогический, социальный и собственно медицинский аспекты). Основное значение имеют нормализация воспитания в семье, своевременное выявление и лечение психической аномальности, коррекция нарушений поведения, создание условий для обучения и трудоустройства.

1. Назовите критерии невменяемости при синдроме психического инфантилизма.

2. Каковы особенности синдрома фантазирования несовершеннолетних?

3. В чем заключаются особенности поведения в подростковом возрасте?

4. Дайте характеристику особенностям клиники психопатий, психогенных расстройств у подростков.

5. Назовите показатели невменяемости при олигофрении у подростков.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Следственные дела могут быть разного характера и направления. Но наиболее сложными делами являются дела связанные с несовершеннолетними. В отношении несовершеннолетних должны применяться иные меры расследования. Следственный комитет не может проводить с несовершеннолетними такие же допросы, как с обычным лицом, который проходит по делу.

Если по следственному делу проходят несовершеннолетние, то для их допроса должны использоваться специальные меры. В некоторых ситуациях в отношении несовершеннолетних используется помощь со стороны психиатров.

Помощь экспертов

В связи с тем, что у следственного комитета нет специальных полномочий в отношении несовершеннолетних, то эксперты-психиатры будут необходимы. Эксперты могут провести судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних. Данная экспертиза позволяет проводить освидетельствование несовершеннолетних в момент следствия, а также при экспертизе потерпевших и свидетелей- детей и подростков.

Читайте так же:  Санитарно гигиеническая характеристика рабочего места образец

Экспертиза позволяет решить две главные задачи, которые стоят перед следственным комитетом:

  • есть ли у несовершеннолетнего отклонения в развитии;
  • мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.

По итогам проведенных исследований составляется заключение о состоянии несовершеннолетнего. Заключение используется следователями во время проведения расследования по установленному делу.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних проявляются в получении необходимых данных, которые обычным методом невозможно выяснить. В следственной практике данная экспертиза стала применяться все чаще, что доказывает ее эффективность и необходимость. На настоящее время данная экспертиза используется по отношению всех несовершеннолетних.

Для того, чтобы составить провести судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних можно обратиться к нашим экспертам. Наши эксперты имеют необходимое образование и опыт для данных работ. Они проведут все работы за короткое время. А полученные результаты опишут в составленном заключении.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних представляет значительные трудности. Согласно законодательному положению в России совершеннолетними считаются лица, достигшие 18-летнего возраста, в то же время уголовную ответственность несут лица 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ), а за наиболее тяжкие уголовные деяния — в 14-летнем возрасте. Последние две группы несовершеннолетних в силу социально-психологической незрелости не всегда могут осознавать меру своей ответственности перед законом и руководить своими действиями в деликтных ситуациях. Также для данной возрастной группы свойственны пубертатные кризы, психолого-характерологические особенности с различной степенью выраженности и отклонениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10276 —

| 7249 — или читать все.

Статьи по предмету Уголовный процесс

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны, во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения, во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу. Она проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования и экспертной квалификацией.

Из-за трудностей, возникающих при установлении диагноза психического заболевания в подростковом возрасте, судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних является сложным видом судебно-психиатрической экспертизы, требующим преимущественно стационарного обследования. Однако в большинстве случаев проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Изучение и анализ 200 актов показали, что проведение амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза не решает поставленных следствием вопросов, что приводит к назначению дополнительной стационарной судебно-психиатрической экспертизы (количество назначенных дополнительных экспертиз составляет 60% от общего количества проводимых экспертиз, т.е. количество дополнительных экспертиз превышает количество первичных).

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна служить не только правосудию, но и реализации права подростка на социальную и медицинскую защиту. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних производство судебной экспертизы может потребоваться:

а) для установления возраста несовершеннолетнего, если документы о возрасте вызывают сомнение;

б) для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности;

в) для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, достигшего 16 лет.

При этом, несмотря на выраженную тенденцию к омоложению преступности и росту ее среди несовершеннолетних правонарушителей до 14 лет, вопросы правового положения лиц младше этого возраста законодательно практически не разрешены.

Не определены также особенности проведения экспертиз, в частности психиатрических, в отношении них. Не попадая под действие статей УПК, они не могут быть освидетельствованы комиссией судебных психиатров, направлены на принудительное лечение.

В судебной психиатрии освидетельствуются только такие несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

Однако здесь возникает определённая проблема. Часть 3 ст. 20 УК сформулирована таким образом: если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности. Введение критерия «не в полной мере» приравнивает этот пункт к ч. 1 ст. 22 УК, в которой говорится, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

При этом, как показывает практика, большинство следователей не ставят вопрос об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего. Эксперт же не может проявить инициативу и выйти за пределы своей компетенции. Таким образом, вопрос об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии зачастую вообще не рассматривается. Это затрудняет применение статьи на практике, тем самым нарушаются права несовершеннолетних, что приводит к Судебным ошибкам. При этом в первую очередь необходимо уточнить понятие «отставание в развитии» несовершеннолетнего. Ведь именно его неопределённость ведёт к тому, что этот вопрос фактически следствием и судом не ставится и не рассматривается, а при вынесении решения используется только ст. 22 УК. Однако, если вопрос о применении ч. 3 ст. 20 будет решён положительно, суд может освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Читайте так же:  Продажа автомобиля ниже остаточной стоимости налоговые последствия

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для оценки психического и личностного развития подэкспертного в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы необходимо исследование в беседе, проективных и полупроективных методиках общего характера мотивации, интересов, его социальной направленности и сформированности самосознания. Индивидуально-психологические особенности также должны быть изучены более детально. На выявление этих данных должны быть направлены минимум 3 методики.

При групповых правонарушениях, в случаях, когда подросток играл подчиненную роль, следует определять внушаемость несовершеннолетнего при помощи специальных проб.

В направленной беседе выясняется субъективное отражение подэкспертным ситуации правонарушения, его мотивов, оценок, прогноза последствий. Ответы на экспертные вопросы даются на основе сопоставления данных анализа объективных обстоятельств по материалам уголовного дела и результатов экспериментального психологического исследования.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Участие детей и подростков в правонарушениях или преступлениях осложняет их расследование, особенно если речь идет о назначении судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) в отношении несовершеннолетних.

В чем сложности организации СПЭ

При принятии решения о проведении СПЭ, должны учитываться особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Трудности обусловлены возрастом, касающимся социальной зрелости и предусмотренным за совершение правонарушений и преступлений:

  • паспорт молодые люди получают в 14 лет;
  • совершеннолетними, согласно Законодательству, становятся в 18 лет;
  • уголовная ответственность наступает в 16 лет;
  • за совершение наиболее тяжких преступлений — в 14 лет.

При этом отмечается, что несовершеннолетние, в силу своей социальной и психологической незрелости, не всегда осознают меру ответственности за совершаемые деяния. Учитываются и физиологические особенности «переходного» возраста.

[3]

Кроме того, Уголовный кодекс делает поправку и на учет особенностей развития ребенка, где отмечается, что от уголовной ответственности могут освобождаться несовершеннолетние, имеющие отставание в психическом развитии, не связанное с психическими расстройствами. Предполагается, что они могут в полной мере не осознавать реальный характер и общественную опасность своих деяний или, наоборот, бездействия.

Что необходимо учесть

Формулировки Закона дают четкие разграничения состояния ребенка, поэтому при назначении судебно-психиатрической экспертизы, касающейся несовершеннолетних, в состав комиссии включаются специалисты по детской и подростковой психиатрии, детские психологи, а также другие специалисты, которые могут дополнять своими исследованиями картину его психического состояния.

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых

Дата публикации: 19.11.2015 2015-11-19

Статья просмотрена: 2147 раз

Библиографическое описание:

Уварова И. А., Сорочан В. В. Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 631-633. — URL https://moluch.ru/archive/102/23440/ (дата обращения: 14.09.2019).

В статье анализируются особенности назначения и проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых; рассматриваются последствия, которые могут возникнуть в случае необходимого ее проведения.

Ключевые слова: судебная экспертиза, несовершеннолетний, подозреваемый, эксперт-психолог, заключение эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза как один из основных видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов в области психологии и психиатрии, с целью составления заключения, которое будет выступать в качестве доказательств по уголовному делу с участием несовершеннолетних подозреваемых.

Производство судебно-психологической экспертизы осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.

Статистический анализ преступности за 2014 г. показывает, что из 2190578 зарегистрированных преступлений 59549 совершено несовершеннолетними или с их участием [1], а в январе — сентябре 2015 г. из общего числа совершенных преступлений 1777938, несовершеннолетними совершено — 41236 преступлений [2].

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить «… психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве».

Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

Поэтому проблема возрастной специфики психических заболеваний актуальна как для общей, так и для судебной психиатрии [3, c. 3, 9].

Основным принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры конкретных поступков несовершеннолетних подозреваемых или отражения явлений действительности. Всестороннее и полное расследование и судебное разбирательство уголовных дел включает в себя изучение и анализ психологических механизмов поведения людей, в частности, степени его осознанности. Если же психологические вопросы не могут быть решены на основе профессионального и жизненного опыта следователя, то возникает потребность в проведении судебно-психологической экспертизы.

Изучение особенностей психических расстройств в детском возрасте, начавшееся в конце прошлого столетия, привело к оформлению детской психиатрии в самостоятельную научную дисциплину, способствовало разрешению ряда основных клинических, организационных и лечебно-профилактических вопросов.

Читайте так же:  Срок исковой давности дебиторской задолженности составляет

Одной из таких проблем на сегодня является психиатрия подростково-юношеского возраста, которой до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания.

Для экспертной оценки способности несовершеннолетних подозреваемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, необходимо исследовать состояния их интеллектуального (умственного) развития. Задержка в развитии психиатрии подростково-юношеского возраста, остро ощутимая в настоящее время в связи с потребностями практики, связана с рядом обстоятельств, основное место среди которых занимают чрезвычайная сложность, психопатология, чистота поведенческих нарушений и трудности работы с этим контингентом.

Для следственной, судебной и экспертной практики важно, что в основе отставания подростка в психическом развитии лежат различные причины, ни одна из которых не определяет отставание как обязательный результат, но и не должна оставаться без внимания при оценке процесса и состояния психического развития несовершеннолетнего.

В тех случаях, когда в распоряжении следователя имеются данные о том, что подросток перестал учиться в школе или вообще не посещал ее, неоднократно оставался на второй год, можно предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае рекомендуется назначить судебно-психологическую экспертизу и проведенная ранее судебно-психиатрическая экспертиза признала подростка психически здоровым [4, c. 152].

Самый первый опыт проведения судебно-психологической экспертизы в России был в 1883 году и назывался экспертизой чувств и впечатлений, автором, которого был известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони [5].

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические проявления несовершеннолетнего подозреваемого, которые выходят за пределы нормального поведения. С помощью указанной экспертизы можно получить данные, которые позволяют понять и оценить особенности психической деятельности и проявления подростка, которые имеют значение для выводов правового характера и способствуют правильной оценке показаний подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности.

В качестве предмета судебно-психологической экспертизы рассматриваются возможности допрашиваемого несовершеннолетнего лица воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, которые подлежат доказыванию.

На практике следователь часто сталкивается с тем, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, что приводит к определенным трудностям в процессе расследования преступлений. В таких случаях заключения экспертов-психологов используются для оценки показаний.

Отказ от проведения подобной экспертизы может привести к утрате доказательств и к тому, что преступление будет не раскрыто, а виновные лица не будут наказаны.

Не редко следователь сталкивается с личностной незрелостью несовершеннолетних, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

При этом поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут служить данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего или сомнения в его достаточной личностной зрелости, основанное на анализе целей, мотивов, обстоятельств совершения преступления.

Так, например, при расследовании наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, подлежат установлению уровень психического развития несовершеннолетнего, наличие либо отсутствие у него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими [6, c. 146; 7, с. 24]

При расследовании преступлений, участниками которых являются несовершеннолетние, следователь ставит на разрешение судебно-психологической экспертизы следующие вопросы:

1) имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?

2) учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

3) учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Проведение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого направлено не на установление общей способности или неспособности сознавать значение своих действий и руководить ими, а на установление конкретных действий, совершаемых в конкретных условиях [8, c. 7; 9, с. 169].

Обязательной составляющей экспертного исследования является сопоставление данных о состоянии и особенностях психического развития подростка с результатами анализа ситуации и поведения испытуемого подростка.

[2]

Проводя исследование, эксперт должен сформулировать окончательные выводы по каждому вопросу, точно придерживаясь их содержания. Ответ на вопрос «Имеются ли у несовершеннолетних признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?» должен содержать утверждение или отрицание наличия признаков отставания в психическом развитии у несовершеннолетнего. При ответе на второй вопрос тоже должен быть только положительный или отрицательный ответ. Эксперт-психолог должен сделать вывод о том, мог ли подросток полностью сознавать значение своих действий. При ответе на третий вопрос, эксперт должен установить, в какой мере несовершеннолетний мог руководить своими действиями:

 мог руководить своими действиями в полной мере;

 мог руководить своими действиями не в полной мере;

 не мог руководить своими действиями.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой один из наиболее сложных видов экспертного исследования, для стандартизации и выработки единых общепринятых критериев которого необходима серьезная работа. Вместе с тем, развитие правовой политики по отношению к несовершеннолетним позволяет надеяться на введение в России, системы ювенальной юстиции, которая предусматривает использование не только принципа разумения, но и принципа воспитуемости. А это повлечет за собой постановку новых вопросов к экспертам-психологам и необходимость новых методологических разработок.

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Детская и подростковая преступность растет год от года. Но не только обвиняемыми становятся дети, многие из них становятся жертвами преступлений, а это означает серьезные психические расстройства.Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних практически не отличается по задачам, которые ставит следствие перед экспертизой. Однако в такой экспертизе есть свои особенности. Если у вас есть необходимость участия в судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних в любом качестве, настоятельно рекомендуем вам перед прохождением экспертизы посоветоваться со специалистом, а лучше всего, если во время экспертизы, с вами будет юрист, который специализируется по делам несовершеннолетних.

Читайте так же:  Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с

Рост участия подростков в правонарушениях не может не волновать. Однако в случаях с подростками определение вменяемости в разрезе ст 15 ГК РФ очень расплывчато. Основные положения об определении способности к уголовной ответственности описаны в документе ООН «Пекинские правила». Сегодня это один из документов, который содержит современный подход к определению нижней границы уголовной ответственности. При проведении экспертизы несовершеннолетних учитывается возрастная незрелость, влияние от среды, способность к избирательному поведению, которая отличает взрослого человека от подростка. Кроме этого для определения вменяемости надо не только сознавать свои поступки, но и руководить своими действиями осознанно.

При судебно-психиатрическом освидетельствовании подростков необходимо помнить не только о влиянии возраста на клиническую картину и течение психических заболеваний, но и возможности развития патологического пубертатного криза как самостоятельного болезненного расстройства психической деятельности подростков. В этих случаях оно квалифицируется как временное болезненное расстройство психической деятельности и экспертные вопросы решаются в зависимости от степени его патологичности.
Но чаще пубертатный криз протекает аномально у лиц с теми или иными психическими отклонениями и заболеваниями. При этом основными особенностями психических заболеваний в пубертатном возрасте являются стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений.
Ко всем подросткам, признаваемых невменяемыми, применяются меры медицинского характера.

Особенности психических расстройств у несовершеннолетних. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики. Возраст 14 – 18 лет, в течение которого происходит половое и психическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный). Большое значение имеет темп нарастания и обилие проявлений пубертатного периода. Выделяют ускоренное созревание (акселерация) и замедленное (ретардация). Но наибольшее значение имеет дисгармония развития, при которой половое, психическое и физическое созревание происходит неравномерно, диссоциированно.

Основной особенностью психических расстройств у подростков является сочетание аффективных нарушений с возрастными реакциями протеста, отказа, расстройств поведения, а также специфическими психопатологическими синдромами.

Синдром психического инфантилизма характеризуется задержкой созревания всех сфер психики, выраженной внушаемостью и подражательностью, несформированностью мотивации, нарушением способности к прогнозированию и критике, неуправляемостью поведения.

Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью, отражает стремление подростка к самоутверждению.

Синдром сверхценных образований, среди которых наиболее часто встречаются сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести, сверхценные увлечения, идеи своей неполноценности или переоценки.

Гебоидный синдром характеризуется расторможенностью или извращением влечений, ослаблением или искажением нравственных установок, эмоциональным притуплением, нарастанием жестокости и появлением садистских наклонностей.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Организация судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних – это проведение широкого круга мероприятий, направленных на обеспечение социальноправовой и медицинской защиты подростка, совершившего правонарушение. Условия проведения экспертизы:

  • Соблюдение законности.
  • Обоснованность направления несовершеннолетнего на экспертизу.
  • Адекватность выбора вида экспертизы.
  • Квалифицированность специалистов, участвующих в производстве экспертизы.
  • Использование надежных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки.
  • Адекватность рекомендуемых медицинских мер.

Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатры, имеющие специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Экспертиза подростков должна быть: преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, эндокринолога, педагога и др.); стационарной – для подследственных и осужденных; амбулаторной – для потерпевших и свидетелей.

Принудительные меры медицинского характера применяются к следующим категориям подростков: 1) совершившим правонарушение в состоянии невменяемости; 2) признанным вменяемым в отношении совершенного преступления, если после его совершения у них наступило психическое расстройство; 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; 4) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Несовершеннолетние больные, находящиеся на принудительном лечении, должны регулярно (1 раз в полгода) освидетельствоваться врачебной комиссией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, пубертатный период является наиболее значительным для формирования личности. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни, происходит бурное формирование психопатий, учащение психогенных реакций и других нарушений. Особенности психического, эндокринного и неврологического развития подростков необходимо знать юристам и учитывать при назначении судебно-психиатрической экспертизы.

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  2. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  4. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here