Особенности реализации санкции примененной должностным лицом

Полная информация на тему: "Особенности реализации санкции примененной должностным лицом" от профессионалов для людей понятным языком.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности: права и обязанности

Согласно КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, должны быть вменяемыми и достигшими 16 лет к моменту совершения проступка. Как показывает анализ норм, санкции могут вменяться гражданам России, иностранцам и субъектам, не имеющим гражданства.

Критерии субъектов

Признаки, которыми обладает лицо, привлекаемое к административной ответственности, КоАП разделяет на общие и специальные. Первые указаны выше – это вменяемость и достижение 16 лет. Специальные признаки разделяются на группы, которые отражают:

  1. Специфику трудовой деятельности, служебного статуса.
  2. Прошлое неправомерное поведение.
  3. Прочие особенности юридического положения гражданина (военнообязанный, иностранец и пр.).

[2]

Исключения

Не допускается привлечение к ответственности граждан, которые при совершении неправомерного поступка не отдавали отчет в своих действиях или не могли руководить ими в связи с душевным расстройством. Как отмечают эксперты, законодательство признает субъектами правонарушений исключительно вменяемых и достигших установленного возраста людей. Психически больные люди, а также малолетние не обладают волей и сознанием, необходимыми для адекватной оценки и решения жизненных ситуаций.

Специфика мер

Ряд авторов высказывает мнение о том, что для некоторых категорий субъектов особенности их статуса обуславливают дополнительные основания для применения мер воздействия, а для других – ограничение в их использовании. К примеру, должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, наказывается не только за непосредственное нарушение общеобязательных правил, но и за ряд проступков, которые расцениваются как упущения по службе. Ко второй категории относят беременных, женщин, имеющих малолетних иждивенцев, несовершеннолетних. В отношении них не применяются некоторые меры воздействия. Стоит также упомянуть и о военнослужащих. Эти субъекты несут, как правило, дисциплинарную ответственность за административные нарушения.

Особенности нормативного регулирования

Если статья не содержит указаний на специальные критерии, то к ответственности может привлекаться гражданин, имеющий общие признаки. Если же соответствующая оговорка присутствует, то меры воздействия применяются к субъектам, обладающим соответствующими особенностями. Сегодня в законодательстве предусмотрены нормы, по которым к административной ответственности могут быть привлечены и юрлица.

Особенности статуса субъектов

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, — обобщенное понятие. Оно характеризует субъекта, который совершил правонарушение, предусмотренное в Особенной части Кодекса, в других статьях федеральных законов и прочих нормативных документов. Каждое лицо обладает конкретным правовым статусом. Существует несколько подходов к раскрытию этого понятия. Однако все авторы сходятся во мнении, что статус формируется совокупностью возможностей, обязанностей и свобод, а также реальных гарантий их реализации. В подтверждение этой формулировки можно привести высказывание Воеводина. Автор указывает на то, что в любой стране статус личности, кроме свобод и возможностей, должен включать в свою структуру и обязанности. Дело в том, что без последних осуществлять нормативное регулирование поведения индивида нельзя. Основы статуса личности в РФ закрепляются в Конституции. Установленные в гл. 2 положения могут изменяться только в порядке, предусмотренном в Основном Законе. Статус субъектов, привлекаемых к ответственности, возникает с момента совершения противоправного деяния. Его можно определить как систему, регулирующую отношения между уполномоченным органом и гражданином, к которому применяются меры воздействия.

Элементы статуса

Особенности применения мер

Законодательство закрепляет определенные обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченные органы могут применить к нарушителю меры воздействия. К примеру, лицо, привлекаемое к административной ответственности, может подвергаться принудительному приводу в случае его неявки на рассмотрение дела с его участием. Многие авторы логично считают, что меры воздействия должны применяться только в случае нарушения запретов, установленных законодательными и прочими нормативными документами.

Важные моменты

Предусмотренные в КоАП права лица, привлекаемого к административной ответственности, тесно связаны с возможностями, закрепленными конституционно. Некоторые из них затрагиваются в рамках применения к гражданину мер воздействия. К их числу относят право на личную неприкосновенность, частную и семейную тайну, человеческое достоинство, защиту доброго имени и чести, неприкосновенность жилища, свободу выбора места пребывания, передвижения и пр. Поскольку государство выступает гарантом их реализации, закон допускает заключение и пребывание под стражей, арест исключительно по судебному решению. До принятия соответствующего постановления субъект не может задерживаться более чем на 2 суток.

Конфиденциальность информации

На практике достаточно часто возникает вопрос: обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, предоставлять все сведения о себе правоохранительным органам? Анализируя нормы, эксперты приходят к утвердительному ответу. Однако вместе с тем, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ограничить действия уполномоченных органов, установив запрет на сбор, хранение, распространение сведений, составляющих тайну его жизни, без его согласия. Субъект имеет возможность контролировать информацию о себе, препятствовать ее разглашению.

Процессуальные возможности

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, достаточно обширны. Они позволяют субъекту активно осуществлять допустимые законодательством действия, отстаивать свое мнение по делу. При этом права лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспондируют с предписаниями, установленными для уполномоченных органов и служащих. Они направлены на обеспечение реализации процессуальных возможностей гражданина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

  1. Знакомиться с материалами производства, заявлять ходатайства, давать объяснения, предоставлять доказательства.
  2. Пользоваться помощью адвоката.
  3. Оспаривать постановления, действия/бездействия уполномоченных служащих и органов.
  4. Выступать на языке, которым хорошо владеет, или воспользоваться помощью переводчика.

Материалы дела рассматриваются в присутствии субъекта, совершившего правонарушение.

Для применения мер воздействия должна быть доказана виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эта задача реализуется уполномоченными органами и служащими. Законодательство устанавливает презумпцию невиновности лица. Субъект, хотя и совершил правонарушение, не должен доказывать, что он его не совершал. Правоохранительные и другие уполномоченные структуры должны предоставить исчерпывающие материалы, подтверждающие факт невыполнения предписаний, установленных законом. Однако лицо может предъявить доказательства своей невиновности.

Читайте так же:  Срок давности по кредиту невыплаченному законодательство

Ознакомление с материалами производства

Лицо, которое привлекают к ответственности, вправе знать содержание всех документов, которые составлены при его участии. К ним, в том числе, относятся акты освидетельствований и заключения экспертиз. Кроме этого, закон предоставляет возможность субъекту делать выписки из документов, копировать их. Перед составлением протокола гражданин вправе знать, в чем он обвиняется. С текстом документа субъект должен быть ознакомлен под подпись. При этом лицо вправе делать замечания, настаивать на дополнении сведений, отраженных в акте, выражать несогласие, а также отказаться подписать протокол. Ознакомление с материалами производства обеспечивается уполномоченным служащим до направления их для рассмотрения по существу. Очевидно, что без знания содержания документов, составляющих дело, лицо не сможет дать объяснения, представить доказательства, заявить отвод и ходатайства. Некоторые авторы считают, что целесообразно законодательно закрепить конкретный порядок ознакомления субъекта с материалами производства.

Административная ответственность юрлиц

Проблемы применения наказаний к организациям

Сложности привлечения к ответственности юрлиц обусловлены тем, что институт административного наказания тесно граничит с нормами финансового и гражданского права. В этой связи проблема вызывает особый интерес и требует самостоятельного изучения. Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, значит должно быть соответствующее постановление уполномоченного органа. Следует учесть, что решение этого вопроса не относится к компетенции МВД. Административные правонарушения могут выявляться в рамках выездных проверок, при подаче документов в регистрирующие органы и пр. Необходимо иметь в виду, что меры воздействия могут применяться только при соблюдении процедур, предусмотренных законодательством. В частности, нормами предписана фиксация и изучение доказательств в рамках возбуждения производства, рассмотрение собранных материалов и пр.

Финансово-правовые санкции

Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без применения к виновному лицу финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.

[3]

Финансово-правовая санкция — это меры финансово-правовой ответственности, применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим и организациям за нарушение финансового законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, имущественного или организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями.

Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовая санкция представляет элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.

В финансовом праве применяются санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).

Установление финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры ответственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-правовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установлены КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции.

Санкции в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

— правовосстановительные санкции, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства; принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а так-же на восстановление нарушенных имущественных прав государства;

— карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, предусмотренные ст. 116, 117, 118, 125, 126, 128, 129 НК РФ, носят карательный характер, остальные санкции, предусмотренные HК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носит большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.

Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения.

Читайте так же:  Передача акций в доверительное управление государственным служащим

Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.

Все финансовые санкции, несмотря на различные способы исчисления, имеют общую юридическую природу и характер тем необходимо учитывать особенности финансово-правовой пени, начисляемой при нарушении публично-правовых обязанностей.

Наибольшее распространение пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Согласно ст. 75 HК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9607 —

| 7570 — или читать все.

Понятие и особенности административной ответственности, соотношение с иными видами ответственности

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

АО характеризуют такие признаки:

1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, — кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности — стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

КоАП РФ — основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне. Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях. Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами. В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий. В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

Особенности административной ответственности:

— является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

— регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

— нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

— фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

— субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

— реализуется посредством применения мер административных наказаний;

— к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

— привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

— к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

— меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием, ведутся уже давно. Однако вряд ли удастся прийти к единому решению, если не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям.

Итак, главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Читайте так же:  Состав видов разрешенного использования земель населенных пунктов

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности — представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды

Читайте также:

  1. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  2. I. Нарушение ощущения.
  3. I. Особенности культуры периода.
  4. II Нарушение подвижности
  5. II. Особенности ношения предметов военной формы одежды
  6. II. Особенности перемещения товаров 1 страница
  7. II. Особенности перемещения товаров 2 страница
  8. III. Нарушение мышления.
  9. III. Особенности заключения и исполнения договора
  10. IV. Особенности ДКК
  11. IV. Особенности ношения предметов военной формы одежды
  12. VI. Особенности выполнения и защиты дипломных работ по юридическим
Видео (кликните для воспроизведения).

Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи­нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб­людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу­альном порядке.

Финансовые санкции — это меры государственного принуж­дения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возла­гающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности.

Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

Виды финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции направлены:

— на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением,

— на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства.

Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.

Со­гласно ст. 75 НК РФ пеня — денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции.

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

Штраф как мера финансово-правовой ответственности прин­ципиально отличается от административного штрафа и граждан­ско-правового штрафа.

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения:

во-первых, финансовый штраф не мо­жет быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;

во-вторых, исключается возможность взыскания штра­фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях;

в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взыс­канием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ)

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения.

Единую правовую природу финансовых санкций подчерки­вает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финан­сово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

[1]

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено — Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

Читайте так же:  Прекращение права пользования жилым помещением судебная практика

По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Неустойка — вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Гражданский кодекс статья 330.

Штраф — денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

Пеня — санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 9396 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право-восстановительные санкции

К право-восстановительным санкциям относятся те, осуществление которых в случае нарушения правопорядка непосредственно направлено на восстановление нарушенных отношений, не принудительную реализацию невыполненной обязанности, восстановление нарушенных прав. Таковы принудительное исполнение, возложение обязанности возместить имущественный ущерб, отмена или изменение актов, противоречащих закону, и иные меры, направленные не только на осуществление задач общей и частной превенции, но и на устранение вреда, причиненного правонарушением социалистическим общественным отношениям.

Право-восстановительные санкции подразделяются на три вида: принудительное исполнение, отмена незаконных актов, обязанность возместить имущественный ущерб.

А) Принудительное исполнение. Как отмечено, трактовка принудительного исполнения как реализации самостоятельной санкции не является в литературе бесспорной. М.М. Агарков вообще считал осуществлением санкций только меры непосредственного принуждения, обращенные на имущество или личность правонарушителя. Другие авторы, напротив, считают, что гражданско-правовая санкция предусматривает только возникновение обязанности возместить убытки, причиненные правонарушением, а не принудительное взыскание убытков.

О.Э. Лейст считает мнение, что обязанность возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением, является санкцией ряда норм гражданского права, вполне обоснованно. Но он говорит, что нельзя согласится с тем, что непосредственное принуждение (принудительное исполнение) имеет подчиненное только этой санкции значение, служит только осуществлению гражданско-правовых санкций в виде взыскания убытков, обязанности возместить вред и т. д.

Меры непосредственного принуждения, направленные на принудительное осуществление невыполненной обязанности, на восстановление нарушенного субъективного права, представляет собой осуществление самостоятельной санкции правовых норм Правильно вводит И.С. Самощенко в общее определение санкций правовых норм указание на меры непосредственного государственного принуждения, применяемые для обеспечения реального исполнения правовых обязанностей И.С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государством, М., 1960, стр. 72..

Меры государственного принуждения являются во многих случаях являются «последней инстанцией», охраняющей от нарушений нормы права различных отраслей. Они обеспечивают реализацию ряда не только обязанностей, возникших из правонарушения, но и «нормальных», обычных правоотношений.

Так, взыскание штрафа, неуплаченного налога, просроченного долга, незаконно выплаченного вознаграждения и т.д. Все это является осуществлением не разных, а одной санкции — санкции принудительного исполнения. Без этой санкции многие юридические обязанности «повисли бы в воздухе», утратили бы свой юридический характер.

Осуществление принудительного исполнения опирается на поддержку аппарата непосредственного исполнения (судебно-исполнительный аппарат, милиция и др.) и при попытках лица, подвергнутого такому взысканию, уклонится от него, сопровождается применением к нему непосредственно принудительных мер либо применением к нему санкций за новое правонарушение.

Исключительной целью принудительного исполнения является охрана правопорядка, тогда как другие принудительные меры, применяемые государственным аппаратом, нередко служат осуществлению других задач.

В отличие от ряда иных мер принуждения, направленных на охрану правопорядка, принудительное исполнение осуществляется лишь в результате правонарушения, установленного соответствующим актом государственного органа (решение суда, арбитража, административного органа и др.). При этом принудительное исполнение способствует устранению вредных последствий данного наличного правонарушения.

Так же принудительное исполнение отличается от иных принудительных мер, направленных на охрану правопорядка, тем, что его осуществлением исчерпывается вопрос о ликвидации вредных последствий правонарушения (разумеется, исключая случаи, когда по характеру правонарушения, кроме санкции право-восстановительной, применяется санкция штрафная, карательная).

Ряд мер принуждения, применяемых при охране правопорядка, осуществляется в результате правонарушения или при наличии серьезных оснований полагать, что правонарушение имело место. Многие из них близки по своему характеру к принудительному исполнению или неразрывно с ними связаны.

Таким образом, принудительное исполнение является осуществлением особого вида санкций правовых норм и ему присущи все характерные черты санкций. Принудительное исполнение направлено на обеспечение юридических обязанностей, имеющих «внешний объект»; его возможность понуждает лиц, которые могли бы не выполнять свои обязанности, к реальному исполнению этих обязанностей.

Б) Отмена незаконных актов. Осуществлением особой право-восстановительной санкции, обеспечивающей соблюдение ряда правовых норм, является отмена государственными органами и должностными лицами незаконных актов, влекущая за собой аннулирование созданных этими актами отношений. И.С. Самощенко трактует издание акта, противоречащего закону, как правонарушение (или как нарушение законности, представляющее собой лишь внешне противоправное деяние), а отмену таких актов — как применение право-восстановительной санкции, ответственность особого рода. А.С. Пиголкин также рассматривает отмену актов, противоречащих закону, как особого вида «санкцию недействительности».

Отмена незаконных актов должна быть признана осуществлением право-восстановительной санкции особого рода; эта санкция, как и другие санкции, обеспечивает соблюдение определенных юридических обязанностей (по О.Э. Лейсту). По своему характеру право-восстановительная санкция представляет собой «угрозу», указывающую на определенные меры государственного принуждения, содержащие в себе момент социально-отрицательной оценки противоправных действий, приведших к изданию акта, противоречащего закону. Эта санкция служит предупреждению правонарушений, побуждая (и принуждая) лиц и органы, издающие подзаконные нормативные и индивидуальные акты, к совершению всех действий, необходимых для вынесения законных и обоснованных решений.

Читайте так же:  Правоподтверждающие и правоустанавливающие документы на недвижимость

В случае правонарушений осуществление этой санкции (ответственность) обеспечивает восстановление нарушенного правопорядка, устранение вреда, причиненного правопорядку правонарушением.

Но нельзя считать осуществлением право-восстановительной санкции приостановление действия незаконного акта.

Суть дела в том, что приостановление действия того или иного акта не разрешает вопроса об акте по существу и хотя и предупреждает вредные последствия незаконного акта, но не содержит его итоговой оценки и предполагает обязательное решение дела о существе акта, действие которого приостановлено компетентным органом, который должен либо применить право-восстановительную санкцию в случае, если акт будет признан незаконным, либо напротив, отклонить протест или жалобу и отменить приостановление действия оспариваемого акта.

Нельзя считать осуществлением право-восстановительной санкции также и отказ суда или иного органа руководствоваться при решении какого-либо дела актом, который этим органом признан незаконным.

В) Обязанность возместить имущественный ущерб. Особое место среди право-восстановительных санкций занимают те, которые предусматривают обязанность лица, причинившего вред личности или имуществу другого, возместить причиненный вред, восстановив прежнее состояние, либо, поскольку такое восстановление невозможно, возместив причиненные убытки.

Санкция «обязанность возместить имущественный ущерб» имеет ряд особенностей, отличающих ее от других санкции.

Прежде всего, она может осуществляться без вмешательства государственных органов. Обязанность правонарушителя, предусмотренная этой санкцией, возникает непосредственно из факта правонарушения. Решение суда, арбитража и других органов при наличие спора не создает обязанности правонарушителя возместить причиненный ущерб и права потерпевшего требовать такого возмещения, а только подтверждает существование правонарушения, в необходимых случаях конкретизирует его. Вместе с тем такое решение является основой для принудительного исполнения обязанности возместить причиненный ущерб в том случае, когда такая обязанность не выполняется добровольно, но само принудительное исполнение представляет собой осуществление уже другой санкции.

Вторая особенность санкции «обязанность возместить причиненный ущерб» состоит в том, что эта санкция, являясь право-восстановительной, содержит некоторые элементы, присущие штрафным, карательным санкциям. Осуществление обязанности возместить причиненный ущерб ведет к восстановлению нарушенных имущественных отношений, устранению ущерба, подчиненного чьим-либо правам и охраняемым законом интересам, в чем проявляется право-восстановительный («эквивалентный», «компенсационный») характер данной санкции. В то же время ей присущи отдельные черты «штрафного» порядка.

Осуществление санкции «обязанность возместить имущественный ущерб» выражается в возложении на правонарушителя специальной обязанности возместить причиненный ущерб за счет своего собственного имущества. Этим указанием санкция близка к таким, например, мерам штрафного, карательного характера, как штраф или конфискация, применение которых к правонарушителю также состоит в возложении на него обязанности уплатить определенную сумму и передать ранее принадлежавшее ему имущество.

Основная цель санкции правовой нормы — предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено-применение и реализация санкции направлены на осуществление задач общей и частной превенции, исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление во всех возможных случаях нарушенного правопорядка.

Обеспеченность (гарантированность) государственным принуждением — необходимое качество каждой правовой нормы и права в целом: «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» В.И. Ленин, Полн. Собр. Соч., т. 33, с. 99..

Санкция является не составной частью каждой правовой нормы, а ее необходимым атрибутом. Нормы права образуют систему, в которой предписания одних норм охраняются другими правовыми нормами, имеющими, в свою очередь, санкции.

Санкция гарантирует соблюдение юридической обязанности, применяется в случае нарушения запрета. Соблюдение и исполнение юридических обязанностей неразрывно связано с обеспечением прав граждан и других участников общественных отношений, с развитием социалистической демократии.

В определении юридических обязанностей санкции играют подсобную, но необходимую роль (без защищенности санкцией обязанность перестает быть правовой). Содержание санкции зависит от обеспечиваемой ею обязанности и в том отношение, что предусмотренные санкцией меры принуждения должны в максимально возможной степени служить реальному исполнению соответствующей обязанности, пресекать ее нарушение и устранять его вредные последствия.

Поскольку юридическая обязанность включает запрет иного, чем предписано правом, поведения, нарушение которого влечет применение санкций, о санкциях невозможно говорить в тех случаях, когда нормативные определения порядка совершения юридически значимых действий не сопряжены с предписанием эти действия обязательно совершать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основная цель всех санкций — предупреждение правонарушений, — в содержании различных санкций преломляется по-разному: одни из них предусматривают меры принуждения, непосредственно направленные на восстановление противоправно нарушенных общественных отношений; другие — на исправление и перевоспитание правонарушителя, общую и частную превенцию данного вида правонарушений; наконец, некоторые правонарушения требуют применения тех и других санкций.

Источники


  1. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  2. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.

  3. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
  4. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  5. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Особенности реализации санкции примененной должностным лицом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here