Основными формами административной ответственности являются

Полная информация на тему: "Основными формами административной ответственности являются" от профессионалов для людей понятным языком.

Основными формами административной ответственности являются

17.1. Понятие, особенности и виды административной ответственности

Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Основными формами административной ответственности являются

Административное право является одной из отраслей права России. Предмет данной отрасли права – общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, которые согласно ст. 10 Конституции РФ составляют одну из ветвей государственной власти России.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность государства, выполняют функции управления во всех сферах жизни общества.

Система органов исполнительной власти и их компетенция закреплены в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации (см. Раздел I настоящей работы).

[2]

Органы исполнительной власти подразделяются на:

• федеральные органы (органы РФ) и органы исполнительной власти субъектов РФ;

• органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по всем вопросам, входящим в компетенцию органов исполнительной власти;

• органы исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющие руководство и управление определенной отраслью;

• органы исполнительной власти функциональной компетенции, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по определенному, четко очерченному кругу полномочий.

Административное право регулирует отношения между различными звеньями органов исполнительной власти; между органами исполнительной власти и юридическими лицами; между органами исполнительной власти и гражданами.

Административно-правовые отношения характеризуются методом власти и подчинения, методом властных предписаний.

Помимо отношений, складывающихся с участием органов исполнительной власти, административное право регулирует учебные отношения (между школьником и школой, студентом и вузом и т. д.). Хотя в этих отношениях не участвуют органы исполнительной власти, по методу регулирования они близки к административно-правовым, строятся также на методе власти и подчинения, поэтому и входят в предмет административного права.

Нормами административного права регламентируется административная ответственность за правонарушения.

[1]

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая во всех случаях является результатом неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами и их должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Основным законодательным актом, регулирующим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. От 02.07.2005 г.).

Задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП).

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). Таким образом, вопрос об административной ответственности может встать только если совершено деяние, предусмотренное Кодексом, т. е. подпадающее под действие соответствующей статьи раздела II (Особенная часть), в котором предусмотрены деяния, признаваемые административными правонарушениями, либо соответствующими законами субъектов РФ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решать дело об административном правонарушении, могут освободить совершившего его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Субъектами административной ответственности являются: граждане (физические лица); организации (юридические лица); должностные лица; некоторые другие, указанные в Кодексе лица (военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства и др.).

Административная ответственность граждан наступает по достижении 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП).

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административного правонарушения в случаях, когда их ответственность предусмотрена статьями раздела II Кодекса или законами субъектов РФ.

Административную ответственность несут также должностные лица в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом ответственность должностных лиц наступает, когда в статьях кодекса они названы в качестве субъектов ответственности.

Понятие должностных лиц как субъектов административной ответственности дано в Примечании к ст. 2.4. КоАП. Под должностными лицами понимаются: лица, осуществляющие функции представителя власти, т. е. наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них; лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных силах РФ. Административную ответственность как должностные лица несут (если иное не установлено законом) руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за совершение административных правонарушений в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Читайте так же:  Письмо работодателю о невыплате заработной платы образец

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения (ст. 1.5 КоАП). При этом, как и в уголовном праве, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит, что лицо считается невиновным пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновных в нем физических лиц.

Санкцией за совершение административного правонарушения является административное наказание.

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Видами административного наказания являются следующие:

• возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

• административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

• административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться следующие меры наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, а также конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение выносится в письменной форме и выражает официальное порицание физического или юридического лица.

Административный штраф – денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:

• минимальному размеру оплаты труда (МРОТ);

• стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

• сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее 0,1 МРОТ. Предельные размеры штрафов установлены ст. 3.5 КоАП и составляют:

• при исчислении штрафов: для граждан – 25 МРОТ, для должностных лиц – 50 МРОТ, для юридических лиц – 1000 МРОТ. За отдельные правонарушения могут устанавливаться повышенные размеры штрафов, налагаемых на должностных лиц и на юридических лиц, но не выше: для должностных лиц – 200 МРОТ, для юридических лиц – 5000 МРОТ;

• при исчислении штрафов, исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета или суммы неуплаченных налогов, сборов.

Такие меры административного наказания, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаются только судьей.

Лишение специальных прав применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных Кодексом, и назначается судьей на срок от одного месяца до 2 лет.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за отдельные правонарушения – до 30 суток. Данная мера наказания назначается судьей только в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений. Эта мера не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп.

Дисквалификация устанавливается сроком от шести месяцев до 3 лет, назначается судьей. Эта мера может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств и других объектов, назначается судьей в случаях, предусмотренных Кодексом, на срок до 90 дней.

В разделе III Кодекса определены органы, правомочные рассматривать административные правонарушения и применять к нарушителям меры административного наказания. Четко проведено разграничение компетенции этих органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

• судьи (мировые судьи);

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные уполномоченные органы (ст. 22.1 КоАП).

Административные правонарушения рассматриваются налоговыми органами; органами, ответственными за исполнение федерального бюджета; Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда; органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и т. д. (см. ст. 23.123.61 КоАП).

В Кодексе дается регламентация порядка ведения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 24–30), порядка исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31–32).

Административная ответственность

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Срок действия энергетического паспорта бюджетного учреждения

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  При усыновлении российским гражданином ребенка иностранца согласие

6. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций.Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды административной ответственности

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административное выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства;

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. [2, с. 357]

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения административного правонарушения. Так, например, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя.

В соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАПЛишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест предусмотрен, в частности, за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстри-рование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и др.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное выдворение за пределы, Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в РФ соответствующими должностными лицами.

Читайте так же:  Срочный трудовой договор продление на определенный срок

Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Вопросы для проверки знаний

1. Охарактеризуйте систему административного права и перечислите нормы и институты административного права.

2. Перечислите характерные особенности отрасли административного права.

3. Как соотносится административное право с другими отраслями права?

4. Роль административного права в условиях рыночной экономики.

Виды административной ответственности

По Кодексу об административных правонарушениях ус­танавливаются следующие виды административных взысканий:

— предупреждение — выносится в письменной форме;

— штраф — денежное взыскание;

— возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения;

— конфискация предмета, являвшегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административ­ного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного дан­ному гражданину (права управления транспортным сред­ством, прав охоты, права на эксплуатацию радиоэлект­ронных средств или высокочастотных устройств);

Порядок наложения административных взысканий

При наложении административного взыскания учиты­ваются:

— характер совершенного правонарушения;

— степень его вины;

— обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответ­ственность.

Взыскания применяются на основе 3 принципов: законность, индивидуализация, справедливость.

Административная ответственность смягчается при наличии следующих обстоятельств:

— чистосердечное раскаяние виновного;

— предотвращение виновным вредных последствий пра­вонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение правонарушения под влиянием сильно­го душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения несовершеннолетним;

— совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Ответственность за административные правонарушения отягчают следующие обстоятельства:

— продолжение противоправного поведения, несмот­ря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторно в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию;

— совершение правонарушения лицом, ранее совер­шившим правонарушение; — вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

— совершение правонарушения группой лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятель­ствах;

— совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера админист­ративного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Если человек совершил 2 и более правонарушений, то взыскание налагается за каждое правонарушение в отдель­ности. При наложении административного взыскания учитываются сроки.

Взыскание может быть наложено — не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения;

— при длящемся правонарушении — не позднее 2 ме­сяцев со дня его совершения;

— при отказе в возбуждении уголовного дела не по­зднее 1 месяца со дня принятия решения об отказе в воз­буждении уголовного дела либо его прекращения.

После истечения этих сроков исключается возможность наложения административного взыскания. Административное взыскание действует в течение 1 года. Если лицо в течение 1 года со дня окончания ис­полнения взыскания не совершило нового правонарушения, то лицо считается не подвергавшимся админис­тративному взысканию.

[3]

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как разновидность юридической ответственности, ей присущи также специфические особенности, позволяющие отграни­чить административную ответственность от других разновидностей ответственности, установленных государством.

· Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т.е. она имеет собственную нормативную базу

· Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

· Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица. так и коллективные образования.

· За административные правонарушения предусмотрены адми­нистративные взыскания.

· Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной вла­сти, местного самоуправления, их должностными лицами, а также судами судья ми).

· Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — / правонарушителей.

· Применение административного взыскания не влечет судимо­сти и увольнения с работы.

· Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновид­ность юридической ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях —это установленный действующим законодательством РБ порядок (процедура) возбуждения, рассмотрения и решение дел об админи­стративных правонарушениях.

Задачами этой деятельности являются: своевременное, всесторон­нее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспе­чение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, обшей и частной превенции (предупреждения) административных правонарушений.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии ряда обстоятельств:

— отсутствия события административного правонарушения;

— отсутствия в деянии состава административного правонарушения;

— отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность;

— истечение к моменту рассмотрения дела сроков, установлен­ных для наложения административного взыскания;

— не достижение лицом, совершившим административное право­нарушение, к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста;

— наличие заключения медицинского учреждения о невменяемо­сти лица, совершившего административное правонарушение, и при наличии других оснований, установленных законом.

Читайте так же:  Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, может ознакомиться с материалами дела. давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. При рассмотрении дела оно вправе пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика/если не владеет языком, на котором ведется производство: обжаловать постановление по делу и пользоваться иными правами, предоставленными ему законом.

Дело об административном правонарушении рассматривается в при­сутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда име­ются данные о своевременном его извещении о месте и времени рас­смотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. В действующем законодательстве могут быть преду­смотрены случаи, когда явка виновного обязательна. В частности, при­сутствие правонарушителя необходимо по делам о мелком хулиганстве, злостном неповиновении требованиям работника милиции и др. При неявке без уважительной причины лицо может быть подвергнуто при­нудительному приводу работниками органов внутренних дел.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

— административные комиссии при администрации городов, районов, сельских поселений, где эти органы предусмотрены;

— главы администраций, преимущественно муниципального уровня управления;

— комиссии по делам несовершеннолетних;

— районные (городские) народные суды (народные судьи);

— органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то действующим законодательством РБ. Это могут быть налоговая служба, природоохранные органы, санитарно-эпидемиологические службы и др.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В ходе производства по делам об административных право­нарушениях важным является вопрос о доказательствах, на основе которых решается дело. Доказательствами по делу об администра­тивном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должност­ные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоко­лом об административном правонарушении, объяснениями лица. при­влекаемого к административной ответственности, показаниями потер­певшего, свидетелей, заключением эксперта, покаяниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоко­лом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.

Должностные лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объек­тивном исследовании всех обстоятельств дел а в их совокупности, ру­ководствуясь законом и правосознанием.

В соответствии с действующим законодательством участниками административного процесса являются:

— орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном правонарушении;

— лицо, привлекаемое к административной ответственности;

В законе определены права и обязанности участников административного процесса. Так, потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу.

Административный процесс представляет собой последовательное осуществление определенных процессуальных действий, стадий, этапов производства. Под стадией понимается относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с решением общих задач имеет и свои специфические функции. Все стадии органично связаны между со­бой и в своей совокупности образуют единую систему.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет четыре стадии:

1. Административное расследование; На первой стадии выявляются факты и обстоятельства соверше­ния проступка, данные о лице, совершившем проступок, и составля­ется протокол об административном правонарушении.

2. Рассмотрение дела; На второй стадии компетентный орган рассматривает дело и при­нимает постановление.

3. Пе­ресмотр постановления (факультативная стадия); Третья стадия не является обязательной и в случае отсутствия жалобы гражданина или протеста прокурора по принятому решению она отсутствует. Если же такая жалоба или протест были принесены, то она заканчивается либо оставлением постановления в силе, либо его изменением, либо его отменой. 4. Исполнение по­становления. Четвертая стадия по времени начинается сразу же после приня­тия постановления либо после рассмотрения жалобы, протеста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

| 7412 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  3. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
  4. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
  5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
Основными формами административной ответственности являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here