Основным нормативно правовым актом муниципального образования является

Полная информация на тему: "Основным нормативно правовым актом муниципального образования является" от профессионалов для людей понятным языком.

Система муниципальных правовых актов

Система муниципальных правовых актов – это совокупность нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство механизма правового регулирования вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  3. правовые акты главы муниципального образования, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Представительный орган муниципального образования принимает правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции законодательством, уставом муниципального образования, для исполнения на своей территории, а также принимает решения по вопросам организации своей деятельности.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам переданных законом государственных полномочий в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (муниципалитета).

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных законодательством, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законодательством, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Правовыми актами муниципального образования являются

Является ли решение городской думы муниципального образования нормативно-правовым актом, которым утверждается структура администрации муниципального образования? Бывают ли такие условия, при которых это решение не является нормативно-правовым актом?

Фёдор,добрый день! На основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Новороссийска,муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

8. Система муниципальных правовых актов города включает:

1) Устав города , правовые акты, принятые на местном референдуме;

2) нормативные и иные правовые акты городской Думы;

3) правовые акты Администрации города ;

4) правовые акты Главы города (Председателя городской Думы);

5) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления города

[3]

9. Муниципальные нормативные правовые акты принимаются в форме решений городской Думы, постановлений Администрации города , постановлений Главы города (Председателя городской Думы). Муниципальным нормативным правовым актом также является решение местного референдума.

Муниципальными нормативными правовыми актами утверждаются порядки, положения, регламенты, правила и иные правовые документы, содержащие нормы права.

10. Муниципальные правовые акты, не имеющие нормативного характера, принимаются в форме решений городской Думы, распоряжений Администрации города, распоряжений Главы города (Председателя городской Думы), распоряжений и приказов должностных лиц Администрации города .

Муниципальными правовыми актами, не имеющими нормативного характера, утверждаются планы, программы, в том числе городские и отраслевые целевые программы, прогнозы, рекомендации, обращения, декларации, заявления, отчеты, концепции, законодательные инициативы в Законодательное Собрание края, иные правовые документы ненормативного характера, акты, устанавливающие, изменяющие либо отменяющие права и обязанности конкретных лиц (акты применения норм права).

Система муниципальных правовых актов (Статья 43)

Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах?

Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

Решением представительного органа муниципального образования принято Положение о Совете депутатов городского округа, устанавливающее статус представительного органа городского округа. Принятое Положение описывает полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов. Является ли в связи с указанным Положение о Совете депутатов городского округа нормативным правовым актом?

Возможно ли издание должностными лицами местного самоуправления (в частности заместителями главы местной администрации) распоряжений и приказов по вопросам местного значения в случаях, если в федеральных законах прямо указано, что по данному вопросу решение принимается органом местного самоуправления? Является ли акт должностного лица местного самоуправления актом органа местного самоуправления (то есть можно ли считать приказ или распоряжение должностного лица актом органа местного самоуправления)?

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Не будет ли являться нарушением законодательства то, что местная администрация осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования?

В ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлен определенный перечень правовых актов, которые вправе принимать глава муниципального образования в зависимости от перечня его полномочий. Следует ли из данной статьи, что указанное должностное лицо не вправе издавать иные правовые акты?

Читайте так же:  Рассмотрение судом апелляционной инстанции частной жалобы

Структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования. Является ли указанное решение нормативным правовым актом?

Может ли уставом муниципального образования быть предусмотрено принятие муниципальных правовых актов в ряде случаев квалифицированным большинством голосов либо, наоборот, большинством голосов от числа присутствующих депутатов?

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты.
В соответствии с ч. 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности представительного органа?

Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель представительного органа по вопросам организации деятельности представительного органа?

Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?

К вопросу о понятии муниципального нормативного правового акта

Баранов П.М., ассистент кафедры конституционного права Северного (Арктического) федерального университета, помощник прокурора города Северодвинска.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводит понятие муниципального правового акта, означающее решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Однако дифференциация муниципальных правовых актов на нормативные акты и правовые акты, не имеющие нормативного характера, проведена в Законе нечетко и недостаточно последовательно.

Так, ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. включает в систему муниципальных правовых актов как нормативные, так и иные правовые акты. В отличие от ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей необходимость официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. распространяет это требование на любые муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности. Таким образом, исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 47 Закона, официальному опубликованию подлежат, например, распоряжения местной администрации об установлении опеки над недееспособным или о немедленном отобрании ребенка у родителей в порядке ст. 77 Семейного кодекса РФ .

В соответствии со ст. 62 и 63 Областного закона от 20 сентября 2005 г. N 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» (Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. 2005. N 5) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Термин «муниципальный нормативный правовой акт» использован в ст. 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г., предусматривающей формирование федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Данная статья введена Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. , т.е. через четыре года после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Определения этого нового термина в Законе не содержится, и критерии отнесения муниципальных правовых актов к числу нормативных, а значит, подлежащих включению в федеральный регистр, не определены.

См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5556.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г., федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ. Подпунктом 64 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Соответственно и регулируется ведение этого регистра законодательством субъекта Федерации.

Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Волна. 2008. 14 нояб.
Волна. 2009. 10 февр.

Однако перечисление видов нормативных актов и актов, не имеющих нормативного характера, полезно в качестве образца, но не может претендовать на установление общеобязательного критерия разграничения этих двух категорий. Так, законодательство за отдельными исключениями не содержит ограничений, препятствующих принятию на референдуме правового акта, не имеющего нормативного характера. В то же время сведения, составляющие государственную тайну, вполне могут содержаться в нормативных актах.

Таким образом, в отсутствие легальной дефиниции муниципального нормативного правового акта и законодательного закрепления его признаков решение вопроса о квалификации муниципального правового акта в качестве нормативного либо правоприменительного зависит главным образом от усмотрения принявшего его органа местного самоуправления или должностного лица .

В различных субъектах РФ ситуация может отличаться. Так, система «КонсультантПлюс» со ссылкой на Закон Московской области от 5 декабря 2008 г. N 193/2008-ОЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области» дает следующее определение: «. муниципальный нормативный правовой акт — муниципальный правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. «

Вместе с тем понятие нормативного правового акта относится к числу юридических терминов, значение которых в целом не вызывает споров. Это позволяет уяснить содержание понятия муниципального нормативного правового акта с помощью основных признаков нормативных правовых актов, выявленных юридической наукой и практикой. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений .

Читайте так же:  С какого момента исчисляется срок административного задержания

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1.

Необходимо отметить, что требования наличия полномочий на принятие правового акта и соблюдения установленного порядка его принятия в равной степени касаются как нормативных, так и правоприменительных (индивидуальных) актов. Таким образом, нормативность как свойство правового акта связана именно с установлением данным актом общеобязательных и рассчитанных на неоднократное применение правил поведения субъектов.

Однако Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предоставляет примеры принципиально иного подхода к пониманию нормативного характера муниципальных правовых актов. Так, согласно ч. 5 ст. 31 Закона опрос граждан как одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления должен назначаться нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Причем речь идет не об определении порядка назначения и проведения опроса граждан, который в соответствии с ч. 4 ст. 31 должен регулироваться уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, а о назначении даты и сроков проведения опроса, утверждении формулировок предлагаемых вопросов, формы опросного листа, т.е. о правовом акте, принимаемом ad hoc.

Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества .

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Так, из содержания п. 7 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества, утвержденного решением Муниципального Совета Северодвинска от 24 апреля 2003 г. N 41 , следует, что решение об условиях приватизации утверждается мэром Северодвинска в отношении каждого подлежащего приватизации объекта муниципального имущества и определяет наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные, способ приватизации, нормативную цену подлежащего приватизации имущества, порядок оплаты и иные необходимые для приватизации имущества сведения. Решение об условиях приватизации является основанием для осуществления Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Северодвинска действий по приватизации данного имущества.

Северный рабочий. 2003. 31 мая.

Таким образом, решение об условиях приватизации муниципального имущества является правоприменительным актом, индивидуализированным в отношении конкретного объекта имущества, находящегося в муниципальной собственности. Если приватизация данного объекта в планируемые сроки по каким-либо причинам не будет осуществлена, при приватизации того же объекта в следующем году условия приватизации могут быть определены иным образом, т.е. решение об условиях приватизации не рассчитано на неоднократное применение. Следовательно, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. необоснованно относит такое решение к числу нормативных правовых актов.

Недостаточная проработанность используемых юридических конструкций, пробелы в законодательстве, а также чрезмерная регламентация отдельных, часто второстепенных, вопросов создают дополнительные трудности в деятельности органов местного самоуправления. Все проблемы местного самоуправления нельзя решить на уровне закона, но сократить их количество и облегчить решение, по-видимому, возможно.

Муниципальный нормативный правовой акт: понятия и признаки

Баранов И.Н., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского государственного областного гуманитарного института.

Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными правовыми актами имеют важное значение для организации деятельности органов местного самоуправления.

В систему муниципальных правовых актов согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входят: «1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования» .

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003; в ред. от 25.07.2011 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что понятие «муниципальный правовой акт» шире понятия муниципального нормативного правового акта, т.к., согласно данному Закону, в систему муниципальных правовых актов входят «нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования».

Так как муниципальный нормативный правовой акт — это нормативный правовой акт, поэтому необходимо уяснить, что понимается под термином «нормативный правовой акт» в юридической литературе.

В теории права есть доктринальные определения нормативного правового акта, которые по аналогии можно применять в сфере местного самоуправления. Однако научные определения нормативного правового акта затрагивают небольшое количество характеристик, что при использовании и адаптации определения к правовой практике может вызвать путаницу в решении практических правовых вопросов, например, ответственности либо надзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ученые-правоведы дают следующие определения нормативного правового акта.

К примеру, академик В.С. Нерсесянц определяет нормативный правовой акт как «письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права» .

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002. С. 402.

Профессор М.Н. Марченко утверждает, что «под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это — акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы» .

Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Изд-во «Зерцало», 2004.

Профессор О.В. Мартышин говорит, что «нормативный правовой акт (или нормативный акт) — это акт, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами» .

Теория государства и права: Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М.: НОРМА, 2009.

Общее у этих определений то, что нормативный правовой акт содержит нормы права — правила поведения общего характера и принимается он государственным органом. Значит, основным признаком муниципального нормативно-правового акта является то, что он направлен на установление общих правил поведения на территории муниципального образования и принимается компетентным органом местного самоуправления. Это его и отличает от общепринятых определений нормативного правового акта.

Верховный Суд Российской Федерации определил понятие нормативного правового акта, указав признаки, характерные для него. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 , существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: 1) издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

[2]

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007, в ред. от 10.06.2010 // Российская газета. N 1. 2008.

Читайте так же:  Обязан ли работодатель давать характеристику бывшему работнику

Однако брать это определение за основу как определение муниципального нормативного правового акта нельзя, т.к. у него есть существенный недостаток — не отражена сфера применения данного акта, что важно сделать в отношении понятия муниципального нормативного правового акта.

В последнее время во многих принятых и вступивших в силу федеральных законах употребляется термин «муниципальный нормативный правовой акт». Это, например, такие Законы, как Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (ст. 2), ФЗ N 131-ФЗ (ст. 43.1).

Об отходах производства и потребления: Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998, в ред. от 19.07.2011 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 26. Ст. 3009.

Применяется также термин «нормативный правовой акт муниципального образования» (например, в ст. 7 Федерального закона «О национально-культурной автономии» ).

О национально-культурной автономии: Федеральный закон N 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., в ред. от 09.02.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2965.

Термин «нормативный правовой акт органа местного самоуправления» употребляется законодателем в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , в Градостроительном кодексе Российской Федерации , а также в Земельном кодексе Российской Федерации .

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., в ред. от 25.07.2011 // Парламентская газета. N 110 — 111. 2002.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, в ред. от 21.07.2011 // Российская газета. N 290. 2004.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, в ред. от 21.07.2011 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

В некоторых федеральных законах законодатель употребляет два термина, например:

Несмотря на то, что во многих федеральных законах применяются различные по формулировке термины, они являются тождественными. И ни в одном федеральном законе не дано определение этим терминам. Отсутствие в действующем федеральном законодательстве определения понятия «муниципальный нормативный правовой акт» создает трудности для нормотворческих органов при создании нормативных правовых актов (в т.ч. и местных) и для правоприменителей в обращении с тем или иным правовым актом.

Например, ст. 43.1 ФЗ N 131-ФЗ вводится понятие «федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов». В федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов включаются только муниципальные нормативные правовые акты. Во исполнение указанной нормы все субъекты Российской Федерации приняли законы, регулирующие правовые отношения по организации и ведению региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов. В некоторых регионах законодатели дали определение муниципальному нормативному правовому акту.

Например, в Московской области в сфере муниципального нормотворчества был принят Закон Московской области «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области» , в котором дано следующее определение: «муниципальный нормативный правовой акт — муниципальный правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области: Закон Московской области N 193/2008-ОЗ от 5 декабря 2008 г. // Ежедневные новости. Подмосковье. 2008. N 274.

Например, в Законе Рязанской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области» дано другое определение: «муниципальный нормативный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила».

О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области: Закон Рязанской области N 227-ОЗ от 31.12.2008 // Рязанские ведомости. 2009. N 2.

Например, в ст. 1 Закона Республики Хакасия «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия» «под муниципальным нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений».

О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия: Закон Республики Хакасия N 47-ЗРХ от 03.10.2008 // Вестник Хакасии. 10.10.2008. N 54.

Проанализировав вышеуказанные определения, можно вывести общие признаки муниципального нормативного правового акта:

  1. акт должен быть принят управомоченным на то органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления;
  2. акт должен содержать нормы права, направленные на установление, изменение или отмену общественного правоотношения;
  3. акт должен содержать правило поведения (правовую норму), которое распространяется на всю территорию муниципального образования;
  4. акт должен быть обязателен для неопределенного круга лиц в границах муниципального образования;
  5. акт должен быть рассчитан на неоднократное его применение;
  6. акт должен быть документально оформлен;
  7. акт должен быть принят в установленном порядке.

Существенным недостатком данных в региональных законах определений является отсутствие в них такого признака: муниципальный нормативный правовой акт принимается в сфере решения вопросов местного значения или вопросов осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Это еще один обязательный признак муниципального нормативного правового акта.

Читайте так же:  Чем опасна постоянная регистрация для собственника жилья

Внесение в региональные законы определения «муниципальный нормативный правовой акт» говорит о том, что законодатели и правоприменители нуждаются в четком определении термина «муниципальный нормативный правовой акт». В настоящее время возникла необходимость в легальном его определении. Сделать это необходимо в рамках федерального закона, чтобы исключить произвольное понимание данного термина.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить федеральному законодателю формулировку нормы, определяющей понятие «муниципальный нормативный правовой акт», которую необходимо внести в п. 1 ст. 2 ФЗ N 131-ФЗ, следующего содержания:

«муниципальный нормативный правовой акт — это документально оформленный, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений, направленных на решение вопросов местного значения или вопросов осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Система муниципальных правовых актов. Статья 43. Система муниципальных правовых актов

Читайте также:

  1. I.2.3) Система римского права
  2. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 1 страница
  3. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 2 страница
  4. IX. СИСТЕМА ПОТОЧНОГО І ПІДСУМКОВОГО КОНТРОЛЮ
  5. V2: Международное право как особая система юридических норм
  6. VIII.Система званий
  7. XII. Участие подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках
  8. Автоматизированная система организации и управления перевозками (АСОУП).
  9. Административно-правовые нормы, их действие, реализация, систематизация и кодификация.
  10. Англійська система фізичного виховання. Діяльність Томаса Арнольда.
  11. Англо-американська правова система
  12. Англосаксонська правова система

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав мо, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа мо;

3) правовые акты главы мо, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов мсу и должностных лиц мсу, предусмотренных уставом мо.

2.Устав мо и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории мо.

. Закон Самарской области «О МСУ в Самарской области: структура, основное содержание.

Закон Самарской области «О МСУ в Самарской области» был принят решением Самарской Г Думы от 21.12.95 №152. Состоит из 79 статей, 10 глав, 5 разделов: 1)Основы МСУ в Самарской области(Гл.1 Общие положения(основные понятия и термины, права граждан на участие в МСУ, правовая основа МСУ, устав, принципы, г поддержка, МСУ в МО закрытого типа, ассоциации, употребление языков и символика);2)Территориальная организация МСУ(ГЛ.2 Территориальная организация МСУ, Гл.3 Система и организация органов МСУ, Гл.4 Непосредственная демократия) Гл.5 Выборные представители и должностные лица Гл.6 Муниципальная служба 3) Основы компетенции МСУ(Гл.7: Компетенция МСУ и его органов 4) Экономические и финансовые условия МСУ(Гл.8Экономические условия Гл.9 Финансовые условия 5)Гарантии МСУ(Гл.10).

41. Устав муниципального образования: понятие, структура, основное содержание( на примере муниципальных образований Самарской области).

15. Территориальные основы МСУ.

ТОсновы МСУ- совокупность мп норм, закрепляющих и регулирующих террит организацию МСУ: формирование и состав территории МО, порядок их установления и изменения. Установление и изменение границ МО относится к полномочиям органов г власти субъектов РФ- (ст.5 ФЗ №154), но нужно учитывать мнение населения. Инициаторами изменения границ могут быть: 1) население МО 2) органы МО 3)органы г власти субъектов РФ. В состав территории МО входят все земли в границах МО. Для признания территориальной единицы МО нужна м собственность, бюджет и выборные органы. В соответствии с Градостроительным КРФ от 29.12.04 земли городских исельских поселении подразделяются на следующие виды: 1) земли жилых зон; 2) земли общего пользования; 3)общественно-деловые зоны; 4)земли производственных зон и зон инженерной, транспортной инфраструктур; 5)рекреационные зоны; 6)зоны с/х использования; 7) земли, необходимые для развития поселений. Принципы изменения границ: законность;

равноправие МО, добровольность реализации права на МСУ, целостность территории субъекта РФ; учет исторических и иных м традиций; учет сложившихся экономических связей. Образование МО— образование нового МОна территории, на которой МСУ не осуществлялось или которая являлась частью другого МО. Решение об образовании МО должно приниматься на референдуме, назначаемом органом г власти субъекта РФ. Объединение МО— создание единого МО на территории нескольких упраздненных МО. Решение должно приниматься в каждом из МО в соответствии с уставом: на референдуме, предст. органом МСУ. Упразднение возможно в случаях: 1) объединения с другими МО и создания нового 2)возникновения неустранимых препятствий в осуществлении МСУ на данной территории (например, катастрофа экологического характера).

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 230 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Муниципальные правовые акты. Наиболее значительную роль в правовом регулировании повседневного осуществления местного самоуправления должны играть муниципальные правовые акты

Наиболее значительную роль в правовом регулировании повседневного осуществления местного самоуправления должны играть муниципальные правовые акты. Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В ст. 43 Закона о местном самоуправлении 2003 г. в обобщенном виде представлен перечень элементов, составляющих систему муниципальных правовых актов: во-первых, это устав муниципального образования; во-вторых, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); в-третьих, нормативные и иные (ненормативные, индивидуальные) правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования; в-четвертых, правовые акты, издаваемые главой муниципального образования; в-пятых, постановления и распоряжения главы местной администрации; в-шестых, правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Таковыми могут быть, например, постановления и распоряжения контрольного органа, избирательной комиссии муниципального образования.

[1]

Актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов являются устав муниципального образования и решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, оформленные в виде правовых актов. Высшая юридическая сила этих актов предполагает, что никакой иной муниципальный правовой акт не может противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Читайте так же:  Реестр экспертов техников минюста россии официальный сайт

Помимо высшей юридической силы указанные акты обладают еще двумя юридическими свойствами:

прямое действие. Если правовая норма, содержащаяся в указанном акте, не имеет явно выраженного отсылочного или бланкетного характера, она должна применяться всеми субъектами непосредственно, т. е. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих эту норму правовых актов;

– применение на всей территории муниципального образования.

Основным нормативно-правовым актом муниципального образования является устав.

Как источник права устав имеет достаточно широкое распространение в правотворческой практике российского государства и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения. Признаваемые и гарантируемые Конституцией организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления – именно это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.

В них определяются: предметы ведения местного самоуправления; территориальное устройство; статус органов местного самоуправления; порядок их формирования и взаимодействия; их полномочия и ответственность; правовая, экономическая и финансовая основы их деятельности; формы прямого волеизъявления населения муниципального образования; другие вопросы организации местного самоуправления.

Устав муниципального образования обладает рядом особенностей.

1. Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. принятие устава муниципального образования относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

2. Являясь актом учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.

3. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества.

4. Устав обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.

5. Устав является основой для дальнейшего нормотворчества. Поскольку он не в состоянии урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправления, для реализации устава необходимо принять дополнительные местные нормативно-правовые акты.

6. Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм принятия определяется непосредственно в уставе муниципального образования. Устав подлежит обязательной регистрации в органах государственной власти, при этом данная регистрация носит не только и не столько учредительный характер, сколько характер контроля со стороны государства соответствия норм устава действующим федеральным и региональным законам.

7. Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления.

8. По возможности, устав должен быть самодостаточным, т. е. должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления.

Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования и организации общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и др. Степень детализации вопросов в уставе может быть далеко не одинаковой. Некоторые из них могут излагаться в общей форме, создавая легальное основание для издания более конкретных актов, например, о местном референдуме, муниципальной службе.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава является его противоречие Конституции и законам РФ, законам субъектов РФ, а также нарушение установленного федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Закон о местном самоуправлении 2003 г. впервые установил обязательные наименования муниципальных правовых актов. Такой подход способствует установлению единообразия в статусе и иерархии правовых актов муниципального образования, унификации в системе документационного обеспечения местного самоуправления.

В указанном Законе содержатся нормы, предполагающие обязательное принятие более 40 муниципальных правовых актов в форме положений по вопросам организации и деятельности системы органов местного самоуправления, финансовой и экономической деятельности муниципального образования, градостроительства, благоустройства, общественного порядка и безопасности жизни, жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, участия граждан в осуществлении местного самоуправления и иным вопросам.

В настоящее время Центром правовой поддержки местного самоуправления и другими институтами разрабатываются модельные правовые акты по наименее проработанным вопросам: регламент представительного органа муниципального образования, положения о контрольно-счетном органе муниципального образования, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о муниципальном заказе, о правотворческой инициативе граждан, о публичных слушаниях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  3. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  4. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  5. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
Основным нормативно правовым актом муниципального образования является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here