Основания приобретения земельного участка в собственность

Полная информация на тему: "Основания приобретения земельного участка в собственность" от профессионалов для людей понятным языком.

Договорные основания приобретения права собственности на земельные участки

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147. (далее ЗК РФ) права на земельные участки (в том числе и право собственности) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в ред. от 12.03.2014// Российская газета. — № 145. — 30.07.1997.. В гражданском законодательстве основания возникновения гражданских прав перечислены в ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г № 51-ФЗ, в ред. от 02.11.2013 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. (далее ГК РФ), а основания приобретения права собственности в гл. 14.

Анализ норм гражданского законодательства показывает, что основаниями возникновения права частной собственности на земельные участки могут служить разнообразные юридические факты, как правило, образующие сложные фактические составы. Образование последних в основном связано с общим правилом п. 2 ст. 8 ГК РФ, в соответствии с которым права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Оставив в стороне такой юридический факт, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество, рассмотрим иные юридические факты, являющиеся основанием возникновения права частной собственности на земельные участки.

Во-первых, наиболее распространенным основанием возникновения права частной собственности на землю выступают сделки купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением. Статья 8 предусматривает, что основанием возникновения гражданских прав могут быть и иные сделки, не предусмотренные законом, однако применительно к земельной собственности такой возможности не усматривается.

Во-вторых, право частной собственности на землю может возникнуть из актов государственных органов и органов местного самоуправления. Данное основание имеет значение для возникновения права частной собственности на землю в связи с тем, что земля может быть предоставлена в собственность граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения соответствующего органа. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется, как правило, за плату. В отдельных случаях, когда это прямо предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно. Например, возможность бесплатного предоставления земельных участков гражданам РФ предусмотрена п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: Норма, 2012. — 894 с..

Земли предоставляются гражданам и юридическим лицам для определенных целей из земель соответствующих этим целям категорий. Такими целями являются: ведение сельского хозяйства, индивидуальное жилищное строительство, дачное, гаражное строительство и др.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В случае, когда земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату, наряду с решением органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка юридический состав образует также договор купли-продажи земельного участка.

В-третьих, право частной собственности на земельный участок может возникнуть из судебного решения. Таким решением, в частности, может быть решение о признании права на земельный участок. Возможность такого способа защиты предусмотрена п. 1 ст. 8 ГК и п. 1 ст. 59 3К РФ. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в ред. от 12.03.2014// Российская газета. — № 145. — 30.07.1997. (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).

В-четвертых, закон также допускает приобретение земельных участков по таким основаниям, как наследование, правопреемство при реорганизации юридического лица и приобретательная давность.

В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Кодексом. При наследовании земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. В случае если наследников несколько, то земельный участок переходит к ним на праве общей собственности. Раздел земельного участка осуществляется с учетом требований ст. 1182 ГК РФ.

[1]

В-пятых, основанием приобретения нрава собственности на земельный участок может служить приобретательная давность. В соответствии с нормой ст. 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, не являющиеся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Читайте так же:  Уборка придомовой территории многоквартирного дома законодательство

Согласно действующему российскому гражданскому законодательству земельный участок и расположенное на нем здание (сооружение, строение) являются самостоятельными объектами права. Однако между ними законодательно закреплена тесная правовая связь, которая выражается в следующем.

Согласно ст. 25 ЗК РФ право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами Дейнега С.Л. Сущность земельной собственности и её роль в развитии общества. — М.: Академия,2013. — 259 с..

Основания приобретения земельных участков собственность:

  • 1) в частную собственность (по Гражданскому кодексу РФ):
    • · на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218);
    • · в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218);
    • · в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217);
    • · по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу приобретательной давности.
  • 2) в государственную собственность (ст. 17, 18ЗК РФ):
    • · по федеральным законам;
    • · процедура разграничения государственной собственности на землю;
    • · гражданско-правовые основания;
    • · безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).
  • 3) в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):
    • · по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;
    • · процедура разграничения государственной собственности на землю;
    • · гражданско-правовые основания;
    • · безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента такой регистрации Голиков М.Т. Разработка концепции развития земельного законодательства — главное направление модернизации земельного права // Российская юстиция. — 2010. — № 11. — С. 16-19..

Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении.

Под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме. Так как предметом договора может быть только индивидуально определенное имущество, к договору в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Отсутствие паспорта влечет признание сделки недействительной.

Все сделки с землей подлежат обязательной государственной регистрации территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Данные о совершении сделок вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сделки дарения и мены совершаются по правилам гражданского законодательства. Особого порядка совершения данных сделок федеральным земельным законодательством не предусмотрено.

Ничтожным является условие передачи земельного участка после смерти дарителя. Отказ от земельного участка после оформления его в собственность является добровольным отказом от участка, прекращающим право собственности на него, и право на участок переходит к государству Давыдов С.С. Право собственности на землю // Экологическое право. 2011. — № 4. — С. 37-39..

Основной трудностью при заключении договора мены может стать оценка земельного участка как объекта недвижимости, поскольку по общему правилу (п. 1 ст. 568 ГК РФ) обмениваемые вещи предполагаются (должны быть) равноценными. Такая оценка будет примерной, если она будет произведена сторонами. В случае, когда соглашение насчет цены обмениваемого имущества не достигнуто, стороны могут прибегнуть к услугам профессионального оценщика недвижимости, и, если вещи будут неравноценными, сторона, имеющая менее ценную вещь, должна будет доплатить разницу в ценах (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Цена обмениваемого земельного участка должна быть не ниже нормативной.

В ст. 15 ЗК РФ установлен принцип равного доступа к приобретению земельных участков в собственность. Реализация этого принципа обеспечивается путем установления в федеральном законе случаев, когда земельный участок может быть приобретен только путем проведения конкурсов, аукционов (ст. 38 ЗК), а также информирования граждан и юридических лиц о наличии земельных участков, их разрешенном использовании (ст. 31 и 34 ЗК).

Однако из данного принципа есть исключения, которые содержатся, прежде всего, в самом Земельном кодексе:

  • · при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки (п. 8 ст. 22);
  • · собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка (п. 3 ст. 35);
  • · граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе приватизировать соответствующий земельный участок (п. 1 ст. 36) Земельное право РФ: Учебник для вузов./Под ред. проф. Ш.Д. Проворова. — М.: Бек, 2011. — 507 с..

Переход права собственности на земельные участки по наследству

Правоотношения по передаче земельных участков по наследству регулируются нормами гражданского, наследственного и семейного законодательства.

Наследование представляет собой одностороннюю сделку, т.е. сделку, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны, в данном случае наследодателя.

Наследование земельных участков осуществляется по завещанию, а при его отсутствии — по закону (ст. 1111 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ, в ред. от 01.01.2014 // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552..

Наследование есть вид универсального правопреемства, субъектами которого в большинстве случаев выступают граждане (ст. 1110 ГК РФ).

Каждый гражданин вправе завещать свое имущество (в частности, и земельный участок) любому лицу или нескольким лицам, в том числе и не входящим в круг наследников по закону. Завещание должно быть составлено письменно и нотариально удостоверено.

Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Читайте так же:  Ответ на представление контрольно счетной палаты образец

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Раздел 9. Однократное бесплатное приобретение гражданами земельных участков в собственность

9. Однократное бесплатное приобретение гражданами
земельных участков в собственность

9.1. Основаниями однократного бесплатного приобретения гражданами РФ в собственность земельных участков (долей в праве собственности на земельный участок) являются:

9.1.1. Пункт 5 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании);

9.1.2. Пункт 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении).

9.1.3. Пункт 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (находящиеся в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы).

9.2. По указанным основаниям гражданин Российской Федерации может однократно бесплатно приобрести в собственность один земельный участок или долю в праве собственности на один земельный участок независимо от времени, места и основания однократного бесплатного приобретения, а также разрешенного использования земельного участка.

Граждане, которые однократно бесплатно приобрели в собственность один земельный участок или долю в праве собственности на один земельный участок, в установленном порядке приобретают другие земельные участки и доли в праве собственности на земельные участки за плату.

9.3. Земельные участки, предоставленные гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение для строительства объектов, предназначенных для предпринимательской деятельности, эксплуатации объектов или другого имущества, предназначенных для предпринимательской деятельности, приобретаются индивидуальными предпринимателями за плату по правилам, установленным для юридических лиц.

9.4. Не предоставляются в собственность земельные участки, изъятые из оборота; ограниченные в обороте (если иное не установлено законом); указанные в перечнях земельный участков (категорий земельных участков), изъятых из оборота или ограниченных в обороте, утверждаемых Собранием представителей муниципального образования.

9.5. Однократно бесплатно предоставляются гражданам:

— земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании граждан;

— доли в праве собственности на земельные участки при наличии у граждан доли в праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

— земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении граждан, в том числе в результате наследования;

— доли в праве собственности на земельные участки при наличии у граждан доли в праве пожизненного наследуемого владения, в том числе в результате наследования;

— земельные участки, находящиеся в фактическом владении граждан, если эти земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР» (то есть до 1 июля 1990 года);

— доли в праве собственности на земельные участки, находящиеся в фактическом владении граждан, если эти земельные участки с частями расположенных на них жилых домов либо с долями в праве собственности на эти дома приобретены ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305 «О собственности в СССР» (то есть до 1 июля 1990 года).

9.6 Копии документов, являющихся приложениями к заявлениям и в соответствии с настоящим Положением не требующих нотариального удостоверения, удостоверяются заявителем, по запросу органа, принимающего заявление, заявитель обязан представить для обозрения подлинные документы.

Указанные в настоящем положении документы, которые являются приложениями к заявлениям и должны быть удостоверены нотариально или выдавшим органом (кроме доверенностей) могут представляться с удостоверением их лицами, подающими заявления. При этом вместе с копиями должны представляться подлинные экземпляры, которые подлежат возврату после сверки с ними копий документов.

9.7. При подаче заявлений о предоставлении земельных участков на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» вместо свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (доли а# праве собственности на жилой дом) допускается указание в заявлении и представление в качестве приложения к нему технического паспорта, если указанные права граждан зарегистрированы до начала регистрации в органах юстиции, осуществляющем# государственную регистрацию прав на земельные участки, прав физических лиц 15.09.98 г. в соответствии с распоряжением Губернатора Тульской области от 10 сентября 1998 года N 861-р «О начале деятельности Тульского областного регистрационного центра по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

9.8. Разработка проектов границ, межевание и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет оплачивается гражданами.

9.9. Площадь бесплатно предоставляемого земельного участка должна соответствовать площади, указанной в документе о праве на участок или в договоре о приобретении дома. Если в документе о праве на участок или в договоре о приобретении дома границы земельного участка, в том числе координаты, не определены, то площадь бесплатно предоставляемого земельного участка должна соответствовать площади, указанной в документе о праве на участок или в договоре о приобретении дома, с точностью до пяти процентов в большую сторону.

Если в договоре о приобретении дома площадь земельного участка не указана, то площадь бесплатно предоставляемого земельного участка не может превышать установленный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства (в сельских поселениях — для ведения личного подсобного хозяйства).

9.10. Граждане, земельные участки которых не поставлены на государственный кадастровый учет, имеют право заказать изготовление проекта границ в проектной организации и обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением об утверждении проекта границ.

9.11. К заявлениям прилагаются:

— удостоверенная гражданином копия паспорта гражданина;

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия документа о праве на участок (при наличии права);

Читайте так же:  Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска рабочим устанавливается

— технический паспорт (при наличии объекта);

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (при наличии жилого дома);

— проект границ земельного участка, разработанный и согласованный в установленном порядке;

— сведения из государственного земельного кадастра о земельном участке и смежных земельных участках для проведения работ по землеустройству в виде кадастрового плана, выписок формы В1 — В6

9.12. В случае, определенном пунктом 9.10 настоящего положения администрация муниципального образования в месячный срок:

— либо утверждает проект границ постановлением главы муниципального образования (исполнитель — комитет имущественных отношений);

— либо выдает мотивированный отказ в утверждении границ (исполнитель — комитет имущественных отношений);

Видео (кликните для воспроизведения).

— либо выдает мотивированные замечания для доработки проекта границ (исполнитель — комитет имущественных отношений).

9.13. На основании утвержденного проекта границ граждане с привлечением специализированной организации производят межевание земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет.

9.14. Гражданин для однократного бесплатного приобретения в собственность земельного участка обращается с заявлением на имя главы муниципального образования.

9.15. В заявлении заявитель указывает:

— Ф.И.О., место жительства, паспортные данные заявителя;

— адрес и площадь земельного участка, функциональное назначение расположенного на нем объекта;

— что ранее однократно бесплатно не приобрел земельный участок или долю в праве собственности на земельный участок;

— что уведомлен о последствиях сокрытия информации о ранее однократно бесплатно приобретенном земельном участке или приобретенной доле в праве собственности на земельный участок;

— контактные телефоны и другие сведения (по желанию заявителя);

— название, выдавший орган, номер и дату документа о праве на участок (при подаче заявления на основании статей 20 или 21 Земельного кодекса РФ);

— название, выдавший орган, номер и дату свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);

— название, выдавший орган, номер и дату договора о приобретении жилого дома (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);

— опись прилагаемых документов.

9.16. К заявлению прилагаются:

— удостоверенная заявителем копия паспорта заявителя;

— кадастровая карта (план) земельного участка, состоящая из разделов (В1 — В-6) в 1 экземпляре;

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия документа о праве на участок (при подаче заявления на основании статей 20 или 21 Земельного кодекса РФ);

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);

— нотариально или выдавшим органом удостоверенная копия договора о приобретении дома (при подаче заявления на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»); нотариально удостоверенная доверенность, если заявление подписано доверенным лицом заявителя.

9.17. Если заявление соответствует требованиям, установленным настоящим положением, глава муниципального образования в двухнедельный срок издает постановление об однократном бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность.

Постановлением могут устанавливаться публичные сервитута# и ограничения прав на земельный участок.

9.18. Постановление главы муниципального образования об однократном бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность является основанием для регистрации права собственности заявителя в уполномоченных на то органах юстиции.

9.19. Право однократного бесплатного приобретения земельного участка в собственность считается реализованным со дня вступления в силу постановления об однократном, бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность.

9.20. До государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок на основании обращения заявителя об отказе от однократного бесплатного приобретения участка в собственность администрация муниципального образования обязана издать постановление о признании постановления об однократном бесплатном предоставлении земельного участка заявителю в собственность утратившим силу.

9.21. Однократное бесплатное приобретение гражданами земельных участков в собственность возможно при отсутствии судебных споров, а также арестов (запрещений) в отношении участков.

>
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд
Содержание
Решение Собрания представителей Ефремовского района Тульской области от 8 августа 2005 г. N 10-74 «Об утверждении Положения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ в статью 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

[2]

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

[3]

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Читайте так же:  Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в подпункт 1 пункта 1.1 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1.2 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме см. письмо Минэкономразвития России от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ пункт 5 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Положения пункта 5 статьи 36 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 6 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Читайте так же:  Среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 7 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ пункт 8 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 9 статьи 36 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

Муниципальная собственность на землю: понятие, объекты, содержание, основание возникновения

Муниципальная собственность на землю возникает:

  1. в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;
  2. в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственностиграждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территориюмуниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

  1. земли городских, сельских поселений;
  2. прилегающие к ним земли общего пользования;
  3. рекреационные зоны;
  4. земли, необходимые для развития поселений;
  5. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

  1. признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;
  2. приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15З КРФ).

Источники


  1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  2. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
  5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
Основания приобретения земельного участка в собственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here