Охрана труда педагогических работников образовательных учреждений

Полная информация на тему: "Охрана труда педагогических работников образовательных учреждений" от профессионалов для людей понятным языком.

Типичные нарушения по охране труда в образовательных учреждениях

Самые распространённые нарушения по охране труда в ДОУ и прочих образовательных учреждениях
Нарушения в приказах

Нарушения связанные с инструктажами

  1. Не оформлены программы первичного инструктажа (вообще нет такого вида документов).
  2. Программа первичного инструктажа оформлена не на все профессии/должности.
  3. Программа первичного инструктажа оформлена одна на все должности/профессии.
  4. Программа первичного инструктажа не предусматривает распределение инструкций.
  5. В программе первичного инструктажа не указано время на изучение вопросов по времени.
  6. Программа первичного инструктажа включает не все инструкции, которые предусмотрены для должности/профессии.
  7. Стажировка не оформляется.
  8. Отсутствует бланк стажировки.
  9. Бланк стажировки оформлен неправильно.
  10. Бланк стажировки заполнен неправильно.
  11. Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки оформлен неправильно.
  12. Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки заполнен неправильно.
  13. Не верно указывается количество смен в стажировке.
  14. Не верно выбран ответственный за проведение стажировки.Не собраны подписи на распоряжениях.

Нарушения в журналах

Перечни – 6 типовых нарушений

  1. Перечень выдачи СИЗ отсутствует.
  2. Перечень выдачи СИЗ устарел.
  3. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств отсутствует.
  4. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств устарел.
  5. Перечень инструкций по охране труда отсутствует или устарел.
  6. Контингент профессий и должностей по медицинским осмотрам отсутствует, не соответствует результатам АРМ (СОУТ).

Программы обучения по охране труда

  1. Программа обучения для руководителей и специалистов продолжительность обучения 10-20 часов,отсутствуют экзаменационные билеты.
  2. Программы обучения для работников продолжительность обучения более 20 часов, отсутствуют экзаменационные билеты.
  3. Программы обучения по видам работ продолжительность обучения более 20 часов отсутствуют экзаменационные билеты.

Протоколы обучения по охране труда
Протоколы обучения по охране труда для руководителей и специалистов:

  • не оформляются,
  • оформляются с нарушением периодичности,
  • не оформляются на новых работников.

Протоколы обучения по охране труда обучения для работников:

  • ? не оформляются,
  • оформляются с нарушением периодичности,
  • не оформляются на новых работников.

Протоколы обучения по охране труда по видам работ:

  • не оформляются,
  • оформляются с нарушением периодичности,
  • не оформляются на новых работников.

Личные карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств 4 типовых нарушения

Карты учета выдачи СИЗ:

  • не ведутся,
  • ведутся с замечаниями.

Карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств:

  • не ведутся,
  • ведутся с замечаниями.
  1. Отсутствует положение об обеспечении работников СИЗ.
  2. Отсутствует положение об обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами.
  3. Отсутствует положение об обучении по охране труда.
  4. Отсутствует положение о расследовании несчастных случаев на производстве.
  5. Отсутствует положение об организации работ по охране труда.
  6. Работники и специалисты не ознакомлены с положениями.
  7. Новые работники не ознакамливаются с положениями.

СОУТ (АРМ) – типовых нарушений

  1. Работники не ознакомлены с результатами СОУТ (АРМ).
  2. Новые работники не ознакамливаются с результатами СОУТ (АРМ).
  3. Перечень выдачи СИЗ не совпадает с перечнем, указанным в АРМ.
  4. Работникам не установлены доплаты за вредные условия труда, по результатам АРМ.
  5. У АРМ вышли сроки «годности» (проводилась больше 5 лет назад).
  6. СОУТ не проведена на вновь образованных рабочих местах (на вновь введенной должности/профессии).

—————

Тест по проверке знаний требований охраны труда педагогических работников образовательного учреждения

по проверке знаний требований охраны труда педагогических работников образовательного учреждения

Выберите правильный ответ:

1. С какого момента работник считается принятым на работу:

а) с момента издания приказа;

в) с момента фактического допуска к работе.

2. За сколько времени работник должен предупредить работодателя об увольнении:

а) за два месяца;

б) за две недели;

3. Коллективный договор регулирует отношения складывающиеся между:

а) работниками и работодателем;

б) профсоюзным органом и работодателем;

в) профсоюзным органом и работниками.

а) от 1 года до трех лет;

б) от 1 года до пяти лет;

в) неопределенный срок.

5. Укажите, к какой ответственности будет привлечен работник, который нарушил правила внутреннего трудового распорядка:

6. Укажите, что из перечисленного является дисциплинарным взысканием:

б) лишение премии;

в) увольнение по соответствующим основаниям.

7. Укажите установленные сроки ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам:

а) 42 календарных дня;

б) 56 календарных дней;

в) 28 календарных дней.

8. В течение какого времени проводится расследование несчастных случаев на производстве, отнесенных к категории тяжелых:

а) в течение 3-х дней;

[3]

б) в течение 10 дней;

в) в течение 15 дней.

9. Сколько времени подлежат хранению в архиве учреждения акты формы Н-1, Н-2:

10. Кто выносит окончательное решение по квалификации несчастных случаев на производстве с временной потерей трудоспособности:

б) комиссия по расследованию;

в) государственный инспектор по охране труда.

11. Кто осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда в образовательном учреждении:

б) уполномоченные (доверенные) лица по охране труда;

в) администрация ОУ.

12. К какому классу по степени вредности и опасности относятся такие условия труда, как недостаточная освещенность рабочего места:

а) вредные условия труда;

б) допустимые условия труда;

в) оптимальные условия труда.

13. Какова периодичность проведения обучения по охране труда и проверке требований охраны труда руководителей и специалистов образовательных учреждений:

а) один раз в 3 года;

б) один раз в год;

в) один раз в 5 лет.

14. Какие из перечисленных опасных и вредных производственных факторов относятся к физической группе:

а) пониженная температура воздуха;

б) физические нагрузки;

15. Какие виды обеспечения по страхованию, назначаемые в связи с несчастным случаем на производстве, осуществляются через фонд социального страхования:

а) единовременные и ежемесячные страховые выплаты;

б) оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья;

16. Назовите, установленные санитарными нормами, сроки очистки от пыли светильников в учебных кабинетах:

а) не реже одного раза в год;

б) не реже двух раз в год;

17. Какое количество детей допускается при проведении мероприятий в помещении, имеющем один эвакуационный выход:

а) не более 25 человек;

б) не более 50 человек;

в) не более 60 человек.

18. Какими средствами безопасно проводить ликвидацию пожара в электроустановках до 1000В:

б) порошковым огнетушителем;

19. С какой целью проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:

а) обоснование предоставления гарантий и компенсаций;

б) для включения в трудовой договор условий труда работника;

в) планирования и проведения профилактических мероприятий по охране труда.

20. Какими правами обладает комитет (комиссия) по охране труда образовательного учреждения:

а) получать от руководителя учреждения информацию о состоянии условий труда на рабочих и учебных местах;

б) привлекать к ответственности должностных лиц, в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

в) заслушивать на своих заседаниях сообщения руководителя учреждения (его заместителей) по вопросам выполнения ими обязанностей условий труда работников, обучающихся.

Читайте так же:  Справка о временной нетрудоспособности сотрудника мвд бланк

21. Укажите первые действия по оказанию первой помощи пострадавшему при химических ожогах (щелочью):

а) пораженное место промывают большим количеством проточной воды;

Инструкция по охране труда для педагога дополнительного образования ДОУ
консультация по теме

1. Общие требования безопасности для педагога доп. образования ДОУ

2. Требования безопасности перед началом работы педагога дополнительного образования детского сада

3. Требование безопасности во время работы педагога доп. образования в ДОУ

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5. Требования безопасности по окончании работы педагога дополнительного образования

Вложение Размер
po_ohrane_truda_izo_pedagoga.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

по охране труда для педагога дополнительного образования ДОУ

1. Общие требования безопасности для педагога доп. образования ДОУ

1.1. К выполнению обязанностей педагога дополнительного образования допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, которые ознакомились с инструкцией по охране труда для педагога дополнительного образования в ДОУ , прошли медицинский осмотр и прослушали инструктаж по охране труда.

1.2. К опасным факторам в работе педагога дополнительного образования относятся:

— нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров детской мебели и неправильном ее расположении;

— нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности групповых комнат, близком расположении телевизора;

— поражение электрическим током при использовании неисправного электрооборудования групповых и других помещений, незащищенных электрических розеток.

1.3. В групповых помещениях детского сада должны быть расположены комнатные термометры для контроля температурного режима, должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания первой медицинской помощи при различных травмах.

1.4. Обязательно соблюдать правила пожарной безопасности, настоящую инструкцию по охране труда педагога дополнительного образования ДОУ .

1.5. Педагог дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время проведения занятий с ними.

2. Требования безопасности перед началом работы педагога дополнительного образования детского сада

2.1. После полного включения освещения, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: в групповой комнате не менее 200 лк. (13 вт/ кв м) при люминесцентных лампах и не менее 100 лк. (32 вт/ кв. м) при лампах накаливания; в помещениях для обучения 6-летних детей — не менее 300 лк. (20 вт/ кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк. (48 вт / кв. м) при лампах накаливания.

2.2. Проверить на исправность электрооборудование в групповых и других помещениях:

— светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;

— коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки — фальшвилками;

— корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их, открыв окна или фрамуги и двери. Открытые окна фиксировать при помощи крючков, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание помещений закончить за 30 мин. перед приходом детей.

2.4. Проверить, чтобы температура воздуха в помещениях соответствовала установленным санитарным нормам.

2.5. Убедиться в том, что все стационарное детское оборудование надежно закреплено и не несет опасности для здоровья детей.

2.6. Проверить на исправность инвентарь и педагогические пособия, которые применяются во время проведения работы.

3. Требование безопасности во время работы педагога доп. образования в ДОУ

3.1. Дети рассаживаются за столы, в зависимости от их роста.

3.2. Длительность просмотра телевизора должна составлять не больше 15 мин.

3.3. Чтобы просматривать развивающее и обучающее видео необходимо использовать телевизор с размером экрана 59-69 см. Телевизор должен быть установлен на высоте 1.0 — 1,3м от пола. Детей рассаживать на расстоянии 4-6 м от экрана телевизора. Просмотр телепередач длится до 30 мин.

3.4. Во время работы с детьми не отвлекаться и не отвлекать других педагогов посторонними разговорами, строго соблюдать инструкцию по охране труда для педагога дополнительного образования в детском саду .

3.5. Категорически запрещается отпускать детей одних с индивидуальных занятий.

3.6. Не разрешается закалывать иголками, булавками свою одежду, не держать в карманах бьющиеся и острые предметы, в детском саду носить удобную обувь только на низком каблуке.

3.7. Использовать в группе электронагревательные приборы запрещается.

3.8. Необходимо следить за крепежами мебели, цветочными подставками.

3.9. При оформлении групповых комнат становится только на устойчивые специально предназначенные лестницы-стремянки.

3.10. При происшедшем несчастном случае, поставить в известность заведующего детского сада и оказать первую медицинскую помощь.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара сразу эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и немедленно приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения: огнетушителя, песка.

4.2. В случае возникновения пожара, аварии и других чрезвычайных ситуациях педагог дополнительного образования принимает меры по спасению детей, ставит в известность заведующего детским садом или заместителя заведующей по АХЧ и действует согласно Плану эвакуации детей в случае ЧС.

4.3. Если произошел несчастный случай в группе, на индивидуальных занятиях педагог дополнительного образования должен срочно обратиться к медперсоналу детского учреждения, чтобы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему ребёнку.

5. Требования безопасности по окончании работы педагога дополнительного образования

5.1. Проверить, чтобы все демонстрационные приборы, аудио- и видеотехника были выключены.

5.2. Убрать рабочее место, переложить инвентарь, наглядные пособия в отведенное место.

5.3. Проветрить помещения, плотно закрыть окна, фрамуги и выключить все лампы.

[1]

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____20___г. __________ (_____________________)

Охрана труда и техника безопасности в школе

Рекомендуем купить инструкции по охране труда для школы в нашем интернет-магазине, проверенные инженером по охране труда и скачать наиболее полные и новые (2018 год).

Ниже расположен наиболее полный перечень инструкций по охране труда в школе, которые разрабатываются руководителями подразделений (заместителями директора) с непосредственной помощью и участием ответственного за охрану труда в школе или инженера по ОТ.

Инструкции по охране труда утверждаются директором школы после согласования с инженером по ОТ (ответственным за ОТ) и с профсоюзным комитетом общеобразовательного учреждения.

У каждого учителя в школе должен быть свой журнал регистрации инструктажей, в котором педагогический работник делает записи после ознакомления учащихся с соответствующими инструкциями по охране труда при выполнении работ в учебном кабинете школы.

8.4. Организация работы по охране труда в образовательных учреждениях

Организация работы по охране труда слагается из целого ряда взаимосвязанных видов работы: разработка и установление обязанностей администрации, преподавателей, студентов, школьников в области охраны труда; организация службы безопасности труда и определение ее задач; создание противопожарного режима; составление; местных инструкций по технике безопасности; обучение, аттестация работающих, инструктаж обучающихся; планирование и финансирование мероприятий по охране труда; организация медицинского обслуживания студентов) и школьников; пропаганда охраны труда и т. д.

В своей деятельности по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий учреждения системы образования руководствуются действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Читайте так же:  Согласование перепланировки нежилого помещения в жилом доме

Выполнение правил и норм по охране труда и ответственность за общее состояние охраны труда в учреждениях системы образования возлагается на их руководителей: директора школы, учителя, который считается ответственным за организацию и проведение его процесса в соответствии с действующими норнами и правилами по технике безопасности и производственной и иной санитарии:

— обеспечивает учреждение инструкциями и другими нормативными документами по технике безопасности;

-осуществляет выполнение приказов, правил, инструкций, предписаний и решений технической, пожарной и санитарной инспекций по вопросам охраны труда и техники безопасности;

— обеспечивает своевременное рассмотрение и принятие решений по внедрению предложений трудового коллектива, направленных на дальнейшее улучшение условий труда, и проведения учебных занятий;

— занимается оформлением разрешений на эксплуатацию учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, учебных цехов;

— организует расследование несчастных случаев, связанных с учебным процессом и производством в соответствии с действующим законодательством.

— заслушивает отчеты ответственных лиц за состояние охраны труда и принимает необходимые меры к устранению имеющихся недостатков;

— ставит на обсуждение педагогического совета вопросы организации работы по охране труда и обеспечивает создание безопасных и здоровых условий для учебы и труда;

— организует семинары по обучению и повышению квалификации сотрудников в области охраны труда и действующего трудового законодательства;

— проводит (на рабочем месте) инструктаж персонала по технике безопасности, а также инструктирует каждого вновь поступившего работника с оформлением проведенного инструктажа в журнале;

— оформляет на работу лиц, подлежащих предварительному освидетельствованию, только при получении положительного заключения медицинского учреждения;

— организует проведение регулярных анализов воздушной среды в помещениях на содержание пыли и вредных газов, а также проведение дезинфекции и дезинсекции;

Видео (кликните для воспроизведения).

— организует ежегодные проверки состояния защитного заземления и периодические проверки состояния изоляции электрических сетей согласно Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

— своевременно организует осмотры и ремонт зданий учреждения (потолков, полов, лестниц, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в туалетных и др.);

— осуществляет систематический контроль за исправностью водопровода, газопровода, канализации;

— обеспечивает сотрудников, а в необходимых случаях и учащихся спецобувью, предохранительными приспособлениями согласно действующим нормам и инструкциям;

— организует учет, хранение, сушку, стирку, дезинфекцию и ремонт спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений в соответствии с инструкцией о порядке выдачи, хранения и пользования спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями.

— организует безопасное хранение на складах и хранилищах топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и сырья.

Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, руководитель кружка:

— принимает необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;

— обеспечивает выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;

— проводит занятия и работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по охране труда;

— обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещений;

— проводит инструктаж учащихся по технике безопас­ности с соответствующим оформлением инструктажа в журнале;

— разрабатывает мероприятия по технике безопасности для включения их в план и соглашение по охране труда;

— не допускает учащихся к проведению работы или занятиям без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;

— приостанавливает проведение работы или занятий, coпряженных с опасностью для жизни, и докладывает об этом руководителю учреждения;

— немедленно извещает руководителя учреждения о каждом несчастном случае;

— отвечает за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения должностных обязанностей;

— несут ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенического режима и безопасных условий учебы и работы;

— обеспечивают надзор за безопасным состоянием и эксплуатацией оборудования, приборов, инструментов и санитарным состоянием помещений;

— проводят (на рабочем месте) инструктаж по технике безопасности каждого учащегося при проведении работ в учебных мастерских или лабораториях и т. д. с оформлением проведенного инструктажа в журнале;

— разрабатывают мероприятия для включения в план и соглашение на проведение номенклатурных мероприятий по охране труда;

— извещают руководителя учреждения о невыполнении к сроку намеченных мероприятий, обеспечивающих безопасные условия учебы и труда;

— ставят в известность руководителя учреждения о происшедшем несчастном случае, связанном с проведением занятий и работой.

Заместитель директора школы по хозяйственной части осуществляет непосредственное руководство производственно-хозяйственными подразделениями по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий, выполнению ими мероприятии по охране труда; обеспечивает учебные помещения оборудованием и инвентарем; организует работы по эксплуатации и содержанию зданий, территории школы и несет ответственность за пожарную безопасность их; организует обучение административно-хозяйственного персонала по охране труда.

Заместитель директора школы по производственному обучению отвечает за организацию производственного обучения в соответствии с нормами, правила, инструкциями и законодательством по охране труда.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной лицо, ответственное за безопасную организацию общественно полезного труда учащихся.

Педагогический персонал и администрация учреждения в пределах своей компетенции организует работу и осуществляет контроль за своевременным и качественным проведением паспортизации — технического состояния условий труда в учебных заведениях и учреждениях (цеха, участки, лаборатории и т.п.) в соответствии с действующими ГОСТами, правилами и нормами по охране труда.

В высших учебных заведениях значительную работу по охране труда осуществляет инженер по охране труда, который подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

На него возложена методическая и организационная работа по улучшению условий труда и учебы. Он составляет проекты перспективных и годовых планов по улучшению условий охраны труда, контролирует соблюдение охраны труда, участвует в расследовании аварий, несчастных случаев, ведет их учет, проводит вводные инструктажи по охране труда всех поступающих на работу, следит за своевременным финансированием мероприятий но охране труда.

Со всеми студентами, школьниками, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с действующим законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

При изучении учащимися тем разных учебных дисциплин должен проводиться повседневный инструктаж, содержание которого определяется программой по предмету. Повседневный инструктаж должен быть конкретным, кратким, сопровождаться в необходимых случаях показом учителем правильных и безопасных приемов выполнения работы (например) лабораторной. Этот инструктаж не фиксируют в журнале инструктажей, но содержание его желательно поместить в методических указаниях по выполнению данной практической работы. Если инструктируемый что-то не понял, он обязательно должен обратиться к преподавателю.

Административно — технический персонал несет ответственность за невыполнение указаний и правил проведения всех видов инструктажей.

Для лиц, связанных с облуживанием сложной техники (паровых котлов, аппаратов под давлением, электрических установок и т.п.), проводят специальное курсовое обучение (аттестацию) по технике безопасности.

Цель пропаганды требований охраны труда – внедрение и учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда. Для этого разрабатывают инструкции и памятки по пне труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.

В школьных мастерских, учебных цехах, в коридорах учебного заведения широко используют различные предупредительные надписи и знаки безопасности. Различают несколько групп таких надписей: предупреждающие («Осторожно!», «Электрический ток!»); запрещающие («Не курить!»); предписывающие («Работать в очках!»); указательные («Вход на склад», «Огнетушитель»).

Читайте так же:  Регистрация ооо гарантийное письмо от собственника помещения

Тексты надписей должны быть предельно краткими и убедительными, читаться издалека. Если условия работы изменились или опасность миновала, надписи надо заменить или снять.

Лекция «Охрана труда и здоровья педагога»
статья на тему

Цель лекции: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества.

Задачи:

  • изучить основные причины заболеваний педагога;

выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.

Вложение Размер
okhrana_zdorovya_pedagoga.docx 23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция по охране труда .

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества.

  • изучить основные причины заболеваний педагога;
  • выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.

Проблема сохранения психологического здоровья педагога.
Восстановление профессионального здоровья педагога.

“Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества”.

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Так что же такое здоровье?

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”

Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр. среда +50% образ жизни.

Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, Но есть в его деятельности своя специфика;

  • во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая;
  • во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, “постарели”, так как молодежь все реже идет в педагогику.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

50% – образ жизни . Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь об учителях. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  1. сердечно-сосудистые;
  2. желудочно-кишечные ;
  3. нарушения опорно-двигательного аппарата;
  4. болезни крови;
  5. нарушение функции щитовидной железы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  2. снижение двигательной активности;
  3. эмоциональная перенапряженность;
  4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  6. использование авторитарного стиля руководства.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

  1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
  2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
  3. Зачем мне быть здоровым?
  4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

[2]

  1. неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста;
  2. неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
  3. неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы… и тем самым сохранить свое здоровье;
  4. неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;
  5. неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;
  6. незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!
  1. неумение противостоять стрессам;
  2. отсутствие навыка управления своими эмоциями;
  3. частое превышение своих психических возможностей;
  4. неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
  5. неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Читайте так же:  Система и последовательность процедур банкротства юридического лица

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровье разрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специального тренинга.

Упражнение. Замена одной эмоции на другую

Возникшая эмоция “раскручивается” несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Представьте, что у Вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили. И тут же, не давая ей “раскрутиться”, нужно “включить” другую эмоцию. Какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма…). Или ту “светлую” эмоцию, которая вызывается легче всего. Заменив одну эмоцию на другую, Вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была бы работа, какая бы это была жизнь.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

– лечебно-оздоровительные упражнения:– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника

следить за своим физическим здоровьем:

– полноценное питание – достаточный сон
– соблюдение правил личной гигиены
– режим труда и отдыха
– занятия спортом

соблюдать психоэмоциональное равновесие:

– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.

– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
– Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8-ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.
– Старайтесь окружить их комфортом.

Презентация «Здоровье и мы».

Источники: журналы «Классное руководство» 2011-2012гг.,

108 Особенности регулирования труда педагогических работников

Труд педагогических работников регулируется комплексом нормативных актов, к которым относятся:

1. Рекомендация о положении учителей (5 октября 1966 г.);1

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;2

3. Федеральный закон от 22 августа 1966 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. От 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)1;

4. Федеральный закон от 13 января 1996 г. «Об образовании» (с изм. и доп. от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта 2002 г.)2;

5. Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. №438-1 «О социальном развитии села» (с изм. и доп. от 28 апреля 1993 г.)3;

6. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 сентября 2001г.)4;

7. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»5;

8. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. №1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»6;

9. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (с изм. и доп. от 14 февраля 1997г.)7;

10. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе–интернате» (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г.)8;

11. Приказ Минобразования РФ от 6 августа 1999 г. №167 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации»1;

12. Отраслевой стандарт ОСТ-01-2001 «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования в России. Основные положения (утв. приказом Минобразования РФ 14 августа 2001 г. №2953).

Особенность регулирования труда педагогических работников обусловлена тем, что их деятельность связана с повышенным интеллектуальным, эмоциональным и нервным напряжением, являющимся следствием преподавания и воспитания обучаемых. Особые требования предъявляются к моральным качествам работников, поэтому законодательство как на международном, так и на внутригосударственном уровне предъявляет повышенные требования к личности и профессиональным качествам педагога и устанавливает особые гарантии по охране труда, например в виде дополнительного времени отдыха.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами. Трудовой договор с педагогическими работниками общих образовательных учреждений и образовательных учреждений среднего профессионального образования заключается на неопределенный срок.

Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Читайте так же:  Служебная записка о несоответствии занимаемой должности

Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть вручена педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или если это необходимо для защиты интересов обучающихся, воспитанников.

При исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Для работников высшего учебного заведения, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) с целью содействия в обеспечении их издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, определяемом законодательством Российской Федерации.

Увольнение педагогических работников по инициативе работодателя в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года.

Помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.

109 Особенности регулирования труда работников религиозных организаций Особенности регулирования труда работников религиозных организаций обусловлена тем, что важнейшей обязанностью сторон трудового договора религиозной организации является соблюдение внутренних установлений религиозной организации, не противоречащих российскому законодательству.

Внутренние установления религиозных организаций определены в Библии, Коране, а также в Канонических правилах и Уставах религиозных организаций.

Повышенные требования предъявляются не только к поведению на работе, но и к образу жизни работника.

Работодателем является религиозная организация, зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и заключившая трудовой договор с работником в письменной форме. Согласно ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированного в качестве юридического лица.

Работником является лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, заключившее трудовой договор с религиозной организацией, лично выполняющее определенную работу и подчиняющееся внутренним установлениям религиозной организации.

Трудовой договор между работником и религиозной организацией может заключаться на определенный срок. При заключении трудового договора работник обязуется выполнять любую не запрещенную законом работу, определенную этим договором. В трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом и внутренними установлениями религиозной организации включаются условия, существенные для работника и для религиозной организации как работодателя.

Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством РФ.

Режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется с учетом установленной Трудовым кодексом нормальной продолжительности рабочего времени исходя из режима осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями.

При необходимости изменения существенных условий трудового договора религиозная организация обязана предупредить об этом работника в письменной форме не менее чем за семь календарных дней до их введения.

С работником религиозной организации может быть заключен договор о полной материальной ответственности в соответствии с перечнем, определенным внутренними установлениями религиозной организации.

Учитывая повышенные требования к поведению работника, помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой договор с работником религиозной организации может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором, например, за:

— грубое нарушение заповедей;

— неуважительное отношение к святыне;

— несоблюдение устава религиозной организации;

— небрежное отношение к имуществу религиозной организации;

— грубость в обращении с прихожанами;

— разглашение сведений, составляющих конфиденциальную информацию.

Сроки предупреждения работника религиозной организации об увольнении по основаниям, предусмотренным трудовым договором, а также порядок и условия предоставления указанным работникам гарантий и компенсаций, связанных с таким увольнением, определяются трудовым договором.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенность в порядке рассмотрения трудовых споров состоит в том, что стороны должны приложить усилия к тому, чтобы урегулировать спор самостоятельно. Если стороны к соглашению не пришли, спор рассматривается в судебном порядке.

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Охрана труда педагогических работников образовательных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here