Ограничения допуска товаров происходящих из иностранного государства

Полная информация на тему: "Ограничения допуска товаров происходящих из иностранного государства" от профессионалов для людей понятным языком.

Содержание

  • Определен новый порядок применения запретов и ограничений в отношении иностранных товаров, работ и услуг при закупках для нужд обороны страны

    Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению и товаров, происходящих из государств — членов ЕАЭС), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов ЕАЭС), в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕАЭС отсутствуют.

    Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к Постановлению, в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. Предусмотренный приложением к Постановлению перечень товаров, происходящих из иностранных государств, включает 132 позиции. Запрет действует в течение 2 лет со дня вступления в силу Постановления.

    Подтверждением отсутствия производства на территории РФ товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Минпромторг России, является заключение этого Министерства об отсутствии производства на территории РФ этих товаров, выдаваемое с учетом положений постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719.

    Предусмотрены случаи, при которых установленные запреты не применяются.

    Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224, которое ранее регулировало аналогичные правоотношения, признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1576.

    Правовая характеристика предмета запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства (Свининых Е.А.)

    Дата размещения статьи: 19.05.2015

    Вместе с тем очевидно, что государственный заказчик обратился в Минэкономразвития России ввиду нормативной неопределенности термина «нужды обороны страны и безопасности государства» и сомнений в абсолютности установленного в правительственном Постановлении запрета.
    Таким образом, по нашему мнению, целесообразно определить на нормативном уровне критерии отнесения государственных и муниципальных нужд к нуждам обороны страны и безопасности государства.
    В качестве одного из критериев можно предложить, например, ведомственный критерий, т.е. круг субъектов, уполномоченных принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и осуществляющих закупки для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Установление границ понятия «нужды обороны страны и безопасности государства» возможно также путем использования предметного критерия, т.е. определения перечня товаров, работ и услуг, закупка которых направлена на обеспечение нужд обороны страны и безопасности государства. Для достижения поставленной цели допустимо и комбинирование ведомственного и предметного критериев.

    Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 “Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства”

    В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

    2. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.

    3. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

    4. Установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случаях:

    а) необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 — 44 приложения к настоящему постановлению);

    б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 — 44 приложения к настоящему постановлению);

    в) закупок одной единицы товара, стоимость которого равна или менее 50000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 — 19, 32 — 43 и 113 — 121 приложения к настоящему постановлению);

    Читайте так же:  Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется

    г) закупок одной единицы товаров, указанных в пунктах 2 — 19, 32 — 43 и 113 — 121 приложения к настоящему постановлению, стоимость которых равна или менее 5000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей;

    д) осуществления закупок Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 — 19 приложения к настоящему постановлению);

    е) закупок товаров, указанных в пунктах 22 — 30 приложения к настоящему постановлению, произведенных на территории Евразийского экономического союза и соответствующих требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

    5. В целях реализации настоящего постановления для отнесения товаров к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, учитываются осуществляемые на территории государств — членов Евразийского экономического союза операции, предусмотренные требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

    6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее II квартала 2017 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств — членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств — членов Евразийского экономического союза, и к промышленной продукции, производство которой на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует.

    7. Для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

    8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

    9. Установить, что пункт 2 настоящего постановления действует в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д. Медведев

    Приложение
    к постановлению Правительства РФ
    от 14 января 2017 г. № 9

    Перечень
    товаров, происходящих из иностранных государств

    Обзор документа

    Правительством РФ был установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, к закупкам для нужд обороны страны и безопасности государства. Пересмотрены условия и порядок применения этого запрета.

    Как и ранее, запрет не касается товаров, происходящих из стран — членов ЕАЭС (кроме случаев производства таких товаров в России), а также случаев, когда производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕАЭС или России отсутствует.

    В то же время предусмотрены новые случаи, при которых запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, к закупкам для нужд обороны страны и безопасности государства не применяется. К таким случаям, в частности, отнесены необходимость обеспечения взаимодействия товаров с уже используемыми заказчиком ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки; закупки запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию в соответствии с их технической документацией; закупки товаров на сумму ниже порогового значения.

    Перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых установлен запрет, приведен с указанием кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

    Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Письмо Минфина России от 15 апреля 2019 г. N 24-02-05/26879 Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд

    Минфин России сообщает позицию по вопросу внесения изменений в приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ N 126н).

    1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) обособляет такие объекты закупки, как товар, работа, услуга, а в ряде случаев также выделяет работу (услугу), при выполнении (оказании) которой используется товар.

    Частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок:

    1) товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств,

    2) работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

    Приказ N 126н принят для реализации полномочий по установлению условий допуска для целей осуществления закупок исключительно товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что следует из его наименования, пункта 1 Приказа N 126н, утвержденного приложения, содержащего исключительно товары.

    Таким образом, Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем пункт 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг.

    На основании изложенного Приказ N 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.

    Читайте так же:  Чем занимается арбитражный суд какие споры рассматривает

    2. В отношении кодов ОКПД 2 26.20 и 26.30 Минфин России сообщает, что отдельные подкатегории, категории, виды указанных групп кодов ОКПД 2 включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление N 968), устанавливающим ограничение по принципу «третий лишний».

    При этом пункт 5 Постановления N 968 содержит положения, аналогичные требованиям пункта 3 Приказа N 126 (для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него).

    Минфин России отмечает, что Постановление N 968 также применяется при осуществлении закупок исключительно товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара).

    Таким образом, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции (в случае, если предметом контракта является поставка товара) — заказчики руководствуются требованиями Постановления N 968, Приказа N 126н (в зависимости от возникающих обстоятельств при поступлении различных предложений в составе заявок), каждое из которых устанавливает запрет на объединение в одном лоте товаров, включенных и не включенных в перечни, утвержденные указанными нормативными актами.

    [3]

    3. По вопросу объединения в состав одного лота работ по проектированию и дальнейшему созданию информационных систем, включая оснащение оборудованием, Минфин России считает возможным дополнительно сообщить, что требования статей 33, 42 Закона N 44-ФЗ обязывают заказчика исчерпывающе описать объект закупки, установив функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, объем выполняемых работ.

    Кроме того, согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

    Исключения из вышеуказанных требований установлены частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, предусматривающими возможность проектирования, создания, обслуживания объекта закупки в рамках единой закупки (одного контракта), к числу которых создание центров обработки данных не отнесено.

    Вместе с тем включение в один объект закупки проектирования, по результатам которого становится известным объем и характеристики подлежащих выполнению в рамках исполняемого контракта работ (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ), может иметь признаки нарушения Закона N 44-ФЗ, Закона N 135-ФЗ в связи с неустановлением в документации о закупке объема выполняемых работ, их характеристик.

    По данному вопросу сложилась судебная практика, в первую очередь в сфере строительства, а также проектирования и монтажа пожарной сигнализации — например, абзац 5 пункта 3 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

    4. По вопросу о возможности включения в один объект закупки товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), включенных в приложение, утвержденное Приказом N 126н, и монтажа, пуско-наладки таких товаров, Минфин России сообщает, что в силу части 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик устанавливает в документации о закупке требования к:

    1) обязательности (при необходимости) осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара;

    2) осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар, в случае определения поставщика машин и оборудования.

    Таким образом, монтаж и наладка товара в силу Закона N 44-ФЗ могут быть включены в один объект закупки с поставкой товара вне зависимости от условий допуска, ограничений допуска для целей закупок таких товаров, происходящих из иностранных государств.

    A.M. Лавров

    Обзор документа

    Установленные Минфином ограничения допуска иностранных товаров для целей закупок применяются исключительно при закупках товаров. Они не распространяются на закупки работ, услуг, в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.

    При закупке радиоэлектронной продукции, когда речь идет о поставке товара, запрещено объединять в одном лоте товары, включенные и не включенные в перечни, утвержденные Правительством (постановление от 26.09.2016 N 968) и Минфином (приказ от 04.06.2018 N 126н).

    Объединение в один лот работ по проектированию и дальнейшему созданию информационных систем, включая оснащение оборудованием, может считаться нарушением.

    [1]

    Монтаж и наладка товара могут быть включены в один объект закупки с поставкой товара вне зависимости от условий и ограничений допуска к закупкам иностранных товаров.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Ограничения допуска товаров происходящих из иностранного государства

    © АО «Кодекс», 2019

    Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

    Версия сайта: 2.2.15

    Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

    Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

    Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

    Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

    Как не нарушить правила национального режима

    Национальный режим

    В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

    Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов.

    Поэтому национальный режим в госзакупках — это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее — Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ. Разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Предусмотрены обстоятельства, при обосновании которых допускаются исключения из существующих правил.

    Как действовать заказчику

    Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику нужно подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

    Читайте так же:  Существенные недостатки протокола об административном правонарушении

    Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством.

    Заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска установлены как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ).

    Общее правило: закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

    Постановлениями Правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг.

    Легкая промышленность

    В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.

    Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

    Машиностроение

    Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

    • инвестиционный контракт;
    • акт экспертизы ТПП;
    • сертификат о происхождении ЕАЭС.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009.

    Программное обеспечение

    Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

    1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
    2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
    3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

    Продукция для нужд обороны и безопасности

    1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
    2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

    Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга.

    Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

    Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

    • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
    • акт экспертизы ТПП;
    • сертификат СТ-1.

    Учитывать: критерии подтверждения (ПП № 550 от 10.05.2017).

    Ограничения

    Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается.

    Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара в случае, если также подано не менее 2 отвечающих требованиям извещения предложений:

    • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
    • различных производителей.

    Постановлениями Правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

    Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

    Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

    Учесть: правила отбора организаций (ПП № 967 от 14.08.2017), правила определения страны происхождения.

    Лекарственные препараты

    Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

    Учесть: перечень ЖНВЛП (РП № 2885-р от 28.12.2016), правила определения страны происхождения.

    Пищевые продукты

    Учесть: наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

    Радиоэлектроника

    Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Перечень недавно дополнен новыми наименованиями. Правила в отношении закупок имеют различия в срок до 01.09.2018 и после это даты. Разница в том, что сейчас продукция стран ЕАЭС приравнена к иностранной. Отдельно вынесены условия приравнивания продукции к российской.

    Учесть: требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны. Действующий национальный режим 44-ФЗ предусматривает подтверждение российского происхождения в виде одного из документов:

    • инвестиционный контракт;
    • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (Приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
    • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (Приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
    • сертификат СТ-1.

    Стенты для коронарных артерий, катетеры

    Правила установлены в срок до 01.07.2018. Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. Страна происхождения подтверждается:

    • сертификатом ЕАЭС;
    • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
    • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

    Условия допуска

    Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

    Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

    При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847). Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.

    Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

    Приказ МЭР действует в совокупности с Постановлением о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016 № 925.

    В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) законодателем установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

    1. на закупку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Указанный запрет распространяется также на закупку исключительных прав на подобное программное обеспечение и прав его использования (Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236)
    2. на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств. Перечень таких товаров содержится в приложении к определяющему Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи. (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656)
    3. на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств — членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров (Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791)
    1. на допуск лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС). Данное ограничение заключается в том, что заказчик обязан отклонить заявки (окончательные предложения), в которых предлагается поставить иностранные лекарственные препараты из указанного Перечня (Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289)
    2. на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС) (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102)
    3. на допуск отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС). Перечень таких продуктов приведен в приложении к указанному Постановлению. В него включены, например масло сливочное, рис шелушеный (Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832)
    4. на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств. В перечень входят, например, портативные компьютеры, принтеры, компьютерные мониторы (Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968)
    Читайте так же:  Приказ о возложении обязанностей временно отсутствующего работника

    Помимо перечисленных выше запретов и ограничений, согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Минфин России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска товаров иностранного происхождения к закупкам.

    Перечень таких товаров приведен в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ от 25.03.2014 N 155). К таким товарам отнесены: продукты питания (картофель, морковь столовая, говядина подмороженная, рыба (кроме сельди) мороженая, масло подсолнечное техническое нерафинированное, мука и пр.), бумага и картон, посуда столовая, конструкции стальные шпунтовые, конструкции сварные и материал для железнодорожных путей, оборудование теплообменное ядерных реакторов, ножницы для обработки металла, машины непрерывного литья стали радиальные, аппаратура световой и звуковой сигнализации электрическая, диоды светоизлучающие полупроводниковые, изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и пр.

    Участники закупок, которые поставляют такие товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС, имеют право на предоставление преимущества в соответствии с порядком, установленным в Приказе от 25.03.2014 N 155. Указанное преимущество представляет собой преференцию в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок ее предоставления зависит от способа осуществления закупки.

    Вывод EXPERT’a

    Как мы видим, законодательно установлено не малое количество запретов и ограничений при осуществлении закупок. Целевым обоснованием установления подобного рода запретов и ограничений является защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства, защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, а также поддержка российских товаропроизводителей.

    Для того, чтобы заявка участника не была отклонена Заказчиком как несоответствующая требованиям документации, в которой установлен какой-либо запрет (или ограничение), участнику закупки необходимо придерживаться ряда правил. Во – первых, необходимо внимательно изучить требования документации, особенно обратив внимание на наличие запретов (или ограничений), и во – вторых, при наличии в документации установленного запрета (или ограничения), изучить Постановление, которое устанавливает данный запрет (ограничение), и в составе своей заявки на участие в закупке приложить документы, подтверждающие соответствие участника установленному требованию.

    Успешных Вам закупок ! ©
    Алина Александровна Швецова
    Юрист Консалтингового центра «Expert»
    (4212) 788-100 доб.101
    Ваши вопросы имеют ответы, а проблемы — решение! Тел. 8-800-333-28-66, (4212) 788-100

    Адрес: 680014, Россия,
    г.Хабаровск, пр-т 60-летия Октября,
    д 170 «В», оф.43

    Телефон: (4212) 788-100
    (4212) 75-88-48 (факс)

    Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ

    Нормами статьи 14 44-ФЗ вводится ряд запретов и ограничений на допуск товаров происходящих из иностранных государств. Такая политика направлена на стимулирование российской экономики и поддержание отечественного производителя. Введение национального режима доставляет немало неудобств, как заказчикам, так и поставщикам. Госучреждениям важно правильно составить документацию перед проведением процедуры, а участникам подтвердить соответствие предлагаемой ими продукции установленным требованиям.

    В соответствии с нормами статьи 14 44-ФЗ Правительство получает право накладывать запрет на закупку госучреждениями отдельных товаров иностранного происхождения. Для этого оно выпускает соответствующие постановления, которые становятся обязательными к исполнению всеми заказчиками. На сегодняшний день подобные запреты действуют в отношении следующих видов продукции:

    1. Программное обеспечение.
    2. Товары для нужд обороны страны и безопасности государства.
    3. Продукция машиностроения.
    4. Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности.
    5. Изделия легкой промышленности.

    [2]

    Эти запреты распространяются на товары, произведенные в любых странах, за исключением России, Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана ( ЕА ЭС ). Информацию о наличии такого запрета заказчик обязан отобразить в закупочной документации. В противном случае он привлекается к административной ответственности.

    Программное обеспечение

    С 01 января 2016 года постановлением Правительства России №1236 вводятся ограничения на закупку программного обеспечения, разработанного на территории иностранных государств. Эта норма распространяется на исключительные права и права эксплуатации.

    На Министерство связи наложена обязанность по ведению единого реестра программного обеспечения российского производства. С ним заказчик должен сверяться перед проведением закупки. Правила его создания и ведения также прописаны в постановлении Правительства за номером 1236.

    Когда требуемая программа отсутствует в реестре или ее технические характеристики не совпадают с параметрами, указанными в документе, разрешено назначать тендер на иностранную продукцию. Запрет, установленный Постановлением №1236, не распространяется на закупки, проводимые консульствами, дипломатическими представительствами, а также торговыми представительствами РФ при ведении ими деятельности за рубежом. Запрет не применяется также при закупках, составляющих государственную тайну.

    Товары для нужд обороны

    Постановлением Правительства №9 от 14.01.2017 (до него — ПП №1224 от 24.12.2013) вводится запрет на закупку товаров иностранного производства, необходимых для нужд безопасности и обороны страны. Исключение составляет лишь та продукция, которая не производится на территории России или государств, входящих в Евразийский экономический союз.

    К поставке в рамках госконтракта допускаются не только товары, фактически произведенные в России, но и продукция, отвечающая одному из следующих требований:

    1. Ее создание или модернизация проводилось в рамках специального инвестиционного контракта.
    2. Изделие соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства №719 от 17.07.2015г.
    3. Товары произведены в странах ЕАЭС.

    Запрет не распространяется на закупки, проводимые МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСТЭК, а также Управлением делами Президента России. Полный перечень продукции, которая подпадает под действие постановление, приведен в приложении к нему. В этот перечень входят: обрабатывающие центры, токарные, металлорежущие, шлифовальные заточные и другие виды станков, измерительные и контрольные приспособления.

    Читайте так же:  Пансионат для постоянного проживания одиноких пожилых людей

    Продукция машиностроения

    Запрет на поставку в рамках государственных контрактов объектов машиностроения вводится постановлением Правительства №656 от 14.07.2014 г. Запрещено осуществлять закупки следующих иностранных товаров:

    1. Трамвайных вагонов.
    2. Прицепов.
    3. Снегоочистителей.
    4. Различных транспортных средств.
    5. Автокранов.
    6. Тракторов.

    Полный перечень приведен в приложении к постановлению. Такие запреты не распространяются на закупки, реализуемые дипломатическими и торговыми представительствами, а также консульствами.

    Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности

    Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается постановлением Правительства №1072 от 05 сентября 2017 года. Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

    1. Она произведена на территории России или стран ЕАЭС.
    2. Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта.
    3. Продукция соответствует требованиям постановления Правительства №719 от 17.07.2015г.

    Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты. Такое постановление действует до 1 декабря 2019 года.

    Изделия легкой промышленности

    Постановлением Правительства №108 от 17 февраля 2016 года устанавливается запрет на приобретение государственными учреждениями отдельных изделий легкой промышленности, изготовленных в иностранных государствах. Исключение составляют лишь товары, произведенные в странах ЕАЭС. Дополнительным требованием является использование при выпуске изделий российских полуфабрикатов и материалов.

    В перечень товаров, попадающих под запрет входят:

    1. Ткани.
    2. Кожаная одежда.
    3. Спецодежда.
    4. Обувь.
    5. Пластмассовые изделия.
    6. Ковры.
    7. Верхняя одежда.
    8. Нижнее белье.

    Указанные товары должны быть исключительно российского производства. В постановлении приводится отдельный список продукции, которая может быть произведена на территории стран ЕАЭС. В него включены ткани, текстильные изделия, огнестойкая одежда и некоторые другие изделия.

    Ограничения

    На отдельные виды товаров законодатель установил ограничения. Это значит, что заявки, содержащие изделия иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией российского производства, соответствующей установленным характеристикам. Это справедливо для следующих видов товаров:

    1. Радиоэлектроника.
    2. Медицинские изделия.
    3. Лекарственные препараты.
    4. Продукты питания.

    При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции. Если победу в тендере одерживает компания, в заявке которого имеются иностранные товары, то итоговая цена контракта будет уменьшена на 15%.

    Радиоэлектронная продукция

    Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены постановлением Правительства №968 от 29 сентября 2016 года. В список изделий, попавших под действие нормативного акта, включены:

    1. Фоторезисторы.
    2. Светодиодные изделия.
    3. Интегральные электронные схемы.
    4. Вычислительны машины.
    5. Электронные книги.
    6. Запоминающие устройства.
    7. Радиоэлектронные средства связи.
    8. Антенны.
    9. Видеокамеры.

    Полный список приведен в приложении к постановлению. Установленные ограничения не применяются в случае проведения закупки на территории иностранного государства для обеспечения собственной деятельности.

    Медицинские изделия

    При закупке медицинских изделий, включенных в перечень, указанный в постановлении Правительства №102 от 05 февраля 2015 года, устанавливаются ограничения. В этот список попали:

    1. Медицинская одежда.
    2. Санитарно-гигиеническое белье.
    3. Реагенты.
    4. Салфетки.
    5. Тампоны.
    6. Повязки.
    7. Диагностическое и реанимационное оборудование.

    Список товаров огромен, поэтому поставщикам и заказчикам необходимо внимательно с ним ознакомиться перед участием в процедуре. Запрет не распространяется на закупки, проводимые на территории иностранных государств.

    Лекарственные препараты

    Введение ограничений при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливается постановлением Правительства №1289 от 13.11.2015 года. Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в распоряжении Правительства №2323-р от 23.10.2017 года.

    Если в результате проведения закупки товаров, на которые распространяются ограничения, был заключен контракт с поставщиком, предложившим российскую продукцию, то замена препаратов, предложенных в заявке, иностранными аналогами в процессе исполнения обязательств не допускается. Это установлено пунктом 3 постановления Правительства №1289.

    Продукты питания

    Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены постановлением Правительства №832 от 22.08.2016 года. В перечень таких продуктов входят:

    1. Мороженая и свежая рыба.
    2. Морепродукты.
    3. Различные сорта мяса.
    4. Соль.
    5. Сливочное масло, сыры, творог, молоко.
    6. Рис.
    7. Сахар.

    Исключением из данного постановления становятся закупки, осуществляющиеся на территории иностранных государств.

    Действия заказчика

    Действия заказчика при проведении закупок товаров, попадающих под действие ограничений, будут зависеть от типа приобретаемой продукции:

    За невыполнение возложенных обязательств заказчик привлекается к административной ответственности. Если организатор закупки допускает к участию в процедуре заявку, не соответствующую требованиям национального режима, то он будет вынужден выплатить штраф в размере 1% от НМЦК (от 5000 до 30000 рублей) при проведении аукционов и 5% от НМЦК (не более 30000 рублей) при осуществлении запроса котировок.

    Действия поставщика

    Для участия в закупках товаров, на которые действуют запреты или ограничения, участник должен подтвердить соответствие предлагаемой им продукции требованиям законодательства. Сделать это можно при помощи следующих документов:

    1. Копия инвестиционного контракта, в рамках которого осуществляется производство изделий.
    2. Сертификат по форме СТ-1.
    3. Акт экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой России.
    4. При закупке продуктов питания, на которые установлены ограничения. Участнику достаточно задекларировать в заявке страну происхождения. Наименование государства должно соответствовать ОКСМ.
    5. Если проводится закупка радиоэлектроники, то в отдельных случаях допускается прикладывать к заявке уведомление о стране происхождения товара, полученное от Минпромторга.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отсутствие указанных документов в заявке является основание для ее отклонения. В случае возникновения спорных ситуаций участник имеет обращаться с жалобой в ФАС.

    Источники


    1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

    2. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

    3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
    4. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
    5. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
    Ограничения допуска товаров происходящих из иностранного государства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here