Очередь граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий

Полная информация на тему: "Очередь граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий" от профессионалов для людей понятным языком.

Форма Списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Московской области, размещаемая с 09.08.2017, создана во исполнение поручения Министерства строительного комплекса Московской области от 16.07.2017 № 137-08Вх-6087 в рамках исполнения поручения Губернатора Московской области от 31.08.2015 № ПР-612/03-02-03-19 по созданию единой информационной системы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий — «Прозрачная очередь»

Условия и порядок постановки на очередь на улучшение жилищных условий

К сожалению, уровень доходов большинства россиян весьма невысок, в то время как стоимость жилья составляет солидную сумму, которую собрать рядовое население просто не в силах.

Поэтому с целью поддержки граждан РФ на государственном уровне разработана программа, которая позволяет той же молодой либо многодетной семье претендовать на получение социального жилья, которое впоследствии можно и приватизировать.

Актуальность проблемы

Большая часть государственного фонда жилья в настоящий момент состоит из многоэтажных домов, построенных еще во времена СССР, что подразумевает квартиры небольших габаритов с устаревшей планировкой, которая не отвечает ни современным тенденциям, ни нормам метража из расчета на одного человека. Конечно, на региональном уровне выделяются средства для обновления жилфонда, но процент новостроек невелик, да и цена квадратных метров настолько высока, что не каждый может себе позволить купить новую жилую недвижимость.

При этом многие граждане продолжают ютиться в крохотных комнатках, размер которых настолько мал, что люди вынуждены как-то приспосабливаться. Сложнее всего в данной ситуации приходится многодетным семьям, а также малоимущим гражданам, которые улучшить жилищные условия самостоятельно не могут, в связи с чем нуждаются в поддержке государства.

Следует отметить еще один аспект, а именно состояние домов, которое опять же оставляет желать лучшего. Ведь в связи с тем, что во многих регионах капитальный ремонт зданий даже достаточно старых проводиться только по плану, а именно спустя 30, а то и 40 лет, многоэтажки медленно приходят в негодность и признаются аварийными, учитывая, что менять ни инженерные сети водоснабжения и тепловой энергии, ни иные конструктивные части жилых домов просто не за что.

Соответственно для жителей вышеуказанных домов, которые в силу тяжелого финансового положения не могут приобрести более комфортабельное жилье и вынуждены проживать в тесных квартирах, расположенных в старых домах, и предусмотрена государственная программа, которая подразумевает на начальном этапе постановку на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением квартиры в новостройке либо ином доме при наличии свободных помещений.

Конечно, далеко не все граждане могут рассчитывать на улучшение жилищных условий за государственный счет, учитывая, что некоторые имеют собственное жилье. Именно поэтому на законодательном уровне и утвержден перечень лиц, которые в силу тяжелых обстоятельств вправе претендовать на жилищную помощь.

В частности, в силу ст.51 ЖК РФ встать на очередь для последующего получения квартиры могут следующие граждане:

  • не имеющие собственного жилья, а также не являющиеся членами семьи собственника недвижимости;
  • не проживающие в социальной квартире, как в качестве основного квартиросъемщика, так и его родственников;
  • являющиеся нанимателями социальных квартир, но при условии, что учетная норма метража на каждого проживающего в указанном помещении менее установленного законом;
  • проживающие в жилье, которое признано аварийным;
  • пребывающего в социальной жилой недвижимости, в которой проживают несколько семей, да еще и больной близкий родственник, заболевание которого относиться к инфекционным, к примеру туберкулез, что подразумевает его отселение.

Также в рамках ст.49 ЖК РФ на улучшение жилищных условий могут претендовать:

  • граждане, признанные малоимущими в установленном законом порядке, при условии соблюдения вышеперечисленных оснований;
  • дети-сироты, которым по окончании интерната либо выпуска из детского дома нужно где-то жить;
  • многодетные семьи, также не имеющие возможность купить другую квартиру в виду отсутствия средств;
  • молодые семьи при условии, что в соответствующем регионе принята программа по оказанию помощи молодоженам.

Кстати, основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регламентируются и нормами законодательства субъектов федерации, которыми предусмотрено к примеру, обязательное условие о проживании в городе не менее 10 лет, не говоря уже об уровне минимального дохода и условиях признания семей малоимущими, а также учетной норме метража на каждого человека.

Кто имеет право

Как правило, на начальном этапе граждане, желающие улучшить условия проживания, должны быть приняты на учет в органы местного самоуправления, в ведении которого и находиться жилищный фонд того либо иного населенного пункта, как, собственно, и компетенции по выделению жилого помещения. А так как свободных квартир крайне мало, а новостройки сдаются в пользования тоже в небольшом количестве, из претендентов формируется определенная очередь, в соответствии с которой граждане жилую недвижимость и получают.

При этом лица, поставленные в очередь, получают жилье не только в порядке очередности, так как существует несколько нюансов. В частности, на учет становятся не только отдельные лица, но целые семьи, для которых в соответствии с законом полагается, как минимум 2-х или 3-х комнатная квартира. Соответственно, если освободится однокомнатная квартира, она отдается не первому по списку претенденту, у которого трое детей, а одинокому гражданину либо семье из двух человек, то есть исходя из учетной нормы квадратных метров на человека.

Также заветные жилые помещения может быть распределены вне очереди льготным категориям, к которым относятся:

  • ветераны ВОВ и боевых действий;
  • инвалиды, принадлежащие к нерабочей группе, а также лица, страдающие инфекционными заболеваниями;
  • граждане, которые утратили жилье в связи со стихийными бедствиями;
  • военнослужащие, уволенные по достижению предельного возраста либо в связи с получением инвалидности при исполнении обязанностей.

Порядок процедуры

При этом к заявлению, бланк которого законом не утвержден, необходимо приложить следующий пакет документов:

После подачи заявления с вышеуказанными документами в силу ст.52 ЖК РФ претендент регистрируется, ему выдается расписка о принятии заявления и данных, которые затем на протяжении 30 дней проверяются путем подачи запросов в различные инстанции. После принятия окончательного решения в течение трех дней заявитель получает уведомление и при положительном исходе принимается на учет, что, собственно, не гарантирует предоставление жилья в краткие сроки, особенно, если речь идет о лицах, которые к льготной категории не относятся.

Как узнать свой номер

Соответственно, на указанном сайте и присутствуют списки лиц, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности.

Если же доступа к сайту нет либо гражданин не обладает необходимыми знаниями по работе с информационными технологиями, данные о своем номере очередности можно получить в органах местного самоуправления путем подачи заявления, которое будет удовлетворено не позднее двух недельного срока с дня подачи заявки по адресу заявителя.

Читайте так же:  Образец написания акта обследования жилищно бытовых условий

Продвижение

Как было сказано выше, жилой фонд рядовых городов России практически не увеличивается, учитывая, что новостройки возводятся только в мегаполисах, где местный бюджет регулярно пополняется налогами, а значит может себе позволить дополнительные траты.

В небольших же населенных пунктах получить социальную квартиру крайне сложно, учитывая, что можно рассчитывать только на освобождение уже занятого жилого помещения, да и то в следующих случаях:

  • основной квартиросъемщик не имел членов семьи и, следовательно, в случае его смерти не с кем перезаключать договор, что предопределяет возврат квартиры в государственный фонд для последующего перераспределения;
  • с нанимателями социальной квартиры был расторгнут договор найма в виду нарушения условий проживания или же по собственному желанию жильцов, к примеру, при переезде в другой город либо покупке нового жилья.

Конечно, какой-то резерв квартир в каждом городе все-таки имеется на экстренный случай, но он крайне мал и предоставляется только в случаях острой необходимости, допустим при стихийном бедствии либо аварии в доме, что предопределяет срочное расселение жильцов. То есть очередь на улучшение жилищных условий продвигается очень медленно, и претенденты могут рассчитывать на новое жилое помещение, как минимум через 10-15 лет, да и то после тщательной проверки и обновлении ранее предоставленных данных.

Снятие с учета

Порядок снятия граждан с учета регламентируется нормами ст.56 ЖК РФ, где сказано, что лица более не могут претендовать на предоставления жилья в следующих случаях:

  • подачи заявления, если необходимость в социальной квартире отпала, допустим, если появились собственная квартире в результате дарения либо получения наследства от родственников;
  • переезда на постоянное место жительства в другой город;
  • выделения средств для строительства дома;
  • выделения земельного участка для ИЖС, за исключением семей которые имеют трех и более детей.

Также основаниями для снятия с учета выступают:

  • намеренное ухудшение имеющихся условий проживания, что выражается в прописке дополнительного жильца с целью уменьшения нормы метража на человека либо порчи жилого помещения;
  • предоставление недостоверных данных при постановке на учет либо же изменение условий проживания уже впоследствии, причем без уведомления органов местного самоуправления.

При этом, если гражданин был снят с учета без его согласия в виду нарушения правил пребывания на очереди, у него есть право в течение 3-х месяцев обжаловать решение местных органов уже в местном суде. Кстати, наиболее распространенным поводом для снятия является получение наследства, которое может состоять из нескольких долей даже в разных квартирах, которые в рамках закона суммируются и таким образом дают основание считать, что гражданин жильем обеспечен, хотя на самом деле это не так.

Порядок восстановления

То есть, если лицо было снято с очереди, есть два варианта решения проблемы:

  • в судебном порядке опротестовать решение местных органов;
  • подать документы повторно по истечении пяти лет со дня фиксации обстоятельств, которые были признаны намеренными действиями по ухудшению жилищных условий.

Причем в обеих вариантах вышеописанный пакет документов необходимо будет собрать заново, как, собственно, и пройти комиссию для принятия решения о восстановлении в очереди.

Можно ли ускорить получение жилья

В настоящий момент наиболее гарантированным способом быстрого продвижения в очереди и получения жилой недвижимости является рождение детей, то есть приоритетом обладают многодетные семьи, а также пары, которые усыновили третьего ребенка.

В остальном же очередь продвигается также, как и ранее, но с учетом того, что во многих регионах запустили несколько государственных программ, которые позволяют с участием претендентов решить жилищный вопрос в более сжатые сроки.

Региональные особенности

Однако, учитывая, что очередь продвигается крайне медленно в некоторых городах разработано несколько дополнительных программ.

В частности, в г. Москва введена в действие программа «Жилье», в соответствии с которой граждане могут:

  • получить средства для индивидуального строительства;
  • купить квартиру в рассрочку с помощью бюджетных средств, которые составляют не менее 40% стоимости квартиры;
  • получить субсидию на приобретение жилого помещения;
  • приобрести квартиру большего метража, чем предполагалось при постановке на учет с доплатой за счет приобретателя;
  • получить деньги за квартиру, которая расположена в доме, идущем под снос для приобретения жилья уже в другом месте по собственному выбору.

Кстати, помимо вышеуказанных программ в Москве еще и активно развивается строительство новых домов, которые предоставляются в порядке очередности, не говоря уже об обновлении настоящего жилищного фонда.

В Питере также новостройки активно возводятся, что позволяет решить жилищные проблемы около 500 заявителей в год и это при том, что в указанной городе приоритетом пользуются именно многодетные семьи, которые обеспечиваются жилыми помещениями в первоочередном порядке.

А вот в Омске работает программа по предоставлению субсидий молодым семьям и работникам бюджетной сферы, которые могут получить средства для возведения собственных домов либо оформить ипотечный кредит на льготных условиях, за счет предоставления жилищной субсидии.

О правилах регистрации граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий смотрите в следующем видеосюжете:

Как получить субсидии на улучшение жилищных условий в 2019 году

Приобретение собственного жилья или улучшение уже существующих жилищных условий не каждой семье и не каждому гражданину оказывается по карману. При этом рассчитывать на материальную помощь со стороны государства могут только те граждане, которые попадают под определенные льготные категории.

Общая информация о субсидировании

Однако понятие жилища и права собственности на жилое помещение не является одним и тем же определением. Поэтому ссылаться на Конституцию при обращении за правом на субсидию неправомерно.

Жилищный Кодекс, как основной нормативно-правовой акт о жилых помещениях и правах на них, в полной мере не регулирует вопросы о том, кому положена материальная поддержка при улучшении условий проживания или приобретения жилого помещения.

Большая часть норм прописана в федеральных нормативно-правовых актах.

Что такое субсидия

Понятие субсидии на улучшение жилищных условий или приобретения в собственность жилого помещения представляет собой сертификат, который предоставляется на безвозмездной основе гражданам.

Сертификат является целевым, поэтому потратить его можно строго на определенные нужды. При этом если средства были израсходованы не в полном объеме, остаток возвращается в федеральный или региональный бюджет.

На руки граждане средства не получают, только переводят их на счет продавца жилого помещения при приобретении или на счет компании, которая осуществляет строительство жилья.

Местные, областные или федеральные органы власти строго ведут учет средств, а также осуществляют контроль по их целевой трате. В случае если граждане расходуют средства не по назначению или обналичивают их мошенническим путем, то сертификат отзывается, а право на его получение утрачивается.

Кому положены субсидии

Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.

Читайте так же:  Срок рассмотрения ходатайства судебным приставом исполнителем

К таким категориям относятся:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • многодетные семьи;
  • молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
  • инвалиды;
  • военнослужащие и другие категории.

В целом все категории можно объединить в одну большую группу — нуждающиеся в жилом помещении или улучшении условий.

Если гражданин льготной категории не признан нуждающимся в материальной помощи со стороны государства, то он не имеет права на получение такой помощи.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Процедура признания нуждающимися

Согласно действующему законодательству, нуждающимися могут быть признаны следующие категории граждан:
  • не имеющие в собственности жилого помещения и никто из членов семь не является собственником помещения;
  • или не являющиеся нанимателями жилого помещения, не являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения;
  • имеющие в собственности жилые помещения, которые не удовлетворяют требования по нормам, установленным для жилых помещений;
  • не являющиеся нанимателями жилья по договору соцнайма;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма или собственниками такого помещения, где на каждого члена семьи приходится меньше установленной нормы квадратов жилья;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма помещения или собственником такого помещения, в котором проживает несколько семей, один из членов семьи которой тяжелобольной с хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно. При этом семья не должна иметь другого помещения, занимаемого по договору соцнайма или на праве собственности.

Нормы допускают ситуации, когда у нескольких членов семьи есть в собственности жилые помещения.

В этом случае для расчета нормы жилого помещения на человека учитывается суммарная площадь всей собственности.

Например, семья состоит из 4 человек, при этом у одного из них есть в собственности комната, площадь которой составляет 9 квадратных метров, а у другого — 12 квадратных метров. Суммарно — 21 квадратный метр.

Этой площади не хватает на 4 членов семьи, поэтому семья может быть признана нуждающейся.

Норматив жилого помещения на человека установлен в размере 12 кв. м. Все семьи льготных категорий, которые не располагают такой площадью на каждого члена семьи, признаются нуждающимися.

При этом для отдельных категорий нуждающихся граждан учетная норма площади может быть увеличена, например для ветеранов — 18 кв.м.

Как получить статус нуждающихся в 2019 году

Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.

При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.

Если гражданин рассчитывает на субсидировании из-за ветхого или аварийного жилья, то для оценки качества жилого помещения обязательно выезжают специалисты. Составленный ими протокол может быть обжалован в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.

Размер выплат

Размер материальной помощи устанавливается для каждой категории граждан отдельно.

Однако есть установленные нормы, на которые опираются федеральные и региональные органы власти при установлении размера субсидирования.

Нормативы выделения средств

Так, при улучшении жилищных условий учитываются уже существующие условия для проживания и категория льготности у граждан.

Например, военнослужащим положены выделения средств из расчета:

  • 33 квадратных метров на семью из одного человека;
  • 42 квадратных метра на двух человек;
  • по 18 квадратных метров на семью, состоящую из трех и более человек.

Программы жилья для молодых семей в каждом регионе свои, однако и они соответствуют нормам — на каждого члена семьи не должно приходиться менее установленной жилищной нормы.

Что влияет на сумму сертификата

Помимо нормативов и количества членов семьи, на размер сертификата влияет категория льготности. Например, федеральные льготники обычно получают материальную поддержку большего объема, чем региональные. Связано это с распределением бюджета и имеющихся на балансе жилищных фондов средств.

Кроме того, на размер государственных дотаций влияет и стоимость одного квадратного метра жилой площади в конкретном регионе.

Ознакомиться с действующими жилищными программами можно непосредственно в местной Администрации или отделение Жилищного фонда по месту жительства, а также из официальных источников.

Документы для получения сертификатов

Субсидии на улучшение жилищных условий предоставляются только по требованию, носят заявительный характер.

Если гражданин или семья самостоятельно не обратятся за получением сертификата, то уведомлять их о возможности органы власти не обязаны.

При составлении заявления необходимо приложить следующие документы:

В последнем случае все индивидуально. Так, молодым семьям необходимо предоставить копию свидетельства о браке, ветеранам ВОВ — удостоверение ветерана ВОВ , малоимущим — справки о доходах.

С актуальным перечнем документов, необходимых для постановки на учет на получение средств, можно ознакомиться в местной Администрации по месту жительства.

Порядок получения сертификата

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:

Очереди на получение средств

Как правило, постановка во всероссийскую очередь подразумевает присвоение порядкового номера в очереди на получение средств.

При этом федеральный бюджет на каждый регион выделяет ежегодно определенную сумму, которая направляется на жилищные сертификаты.

В этом случае помимо всероссийской очереди производится постановка в региональную очередь, когда средства распределяются в порядке очередности всем зарегистрированным гражданам и семьям.

Пример распределения

Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.

Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.

Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.

Проблематика

Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.

Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные. Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2019 году для сотрудников Росгвардии были запланированы субсидии для улучшения жилищных условий.

  1. Предоставление готовой квартиры.
  2. Выдача субсидии для покупки жилья.
  3. Использование военной ипотеки.
Читайте так же:  Помощь в рефинансировании кредитов с открытыми просрочками

Ранее такие льготы предоставлялись только военнослужащим внутренних подразделений. Сотрудники полиции ( к которым относятся указанные выше работники) таких прав не имели.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Глава III. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 9 — 16)

Глава III. Порядок учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 9. Органы, осуществляющие учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства жилищными отделами (комитетами) или иными органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Учет граждан, работающих на предприятиях, имеющих жилищный фонд и (или) ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, а также граждан, прекративших трудовые отношения в связи с уходом на пенсию, иных граждан в соответствии с коллективным договором осуществляется по месту работы должностными лицами, назначенными администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилья по месту работы на государственных и муниципальных предприятиях, в учреждениях, организациях, которым жилая площадь должна выделяться из государственного и муниципального жилищного фонда, осуществляется по решению администрации и профсоюзного комитета в соответствии с настоящим Законом.

В случае отсутствия на предприятиях, в учреждениях и организациях профсоюзных комитетов их функции исполняются общественными комиссиями по жилищным вопросам, в состав которых входят представители трудового коллектива. Состав общественных комиссий определяется общим собранием членов трудового коллектива.

Учет граждан, по их желанию, может одновременно вестись по месту работы и по месту жительства.

Статья 10. Порядок подачи и регистрации заявления граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление, подписываемое всеми проживающими совместно с ним совершеннолетними членами семьи. К заявлению прилагаются документы, необходимые для решения данного вопроса, перечень которых устанавливается главой муниципального образования.

Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Заявление подлежит регистрации только при наличии всех необходимых прилагаемых к нему документов.

Статья 11. Рассмотрение заявления граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Органы, указанные в статье 9 настоящего Закона, проверяют заявления граждан с составлением при необходимости акта проверки жилищных условий по установленной форме и вносят главе органа местного самоуправления или руководителю предприятия, непосредственно принимающим решение по делу, предложения о принятии гражданина на учет или об отказе в постановке на учет, а также рекомендации о способе улучшения жилищных условий (социальный наем; коммерческий наем; приобретение жилья в собственность с учетом соответствующих льгот).

В случае, если комиссия считает невозможным улучшить жилищные условия гражданину путем предоставления жилой площади по договору социального найма, он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем коммерческого найма или приобретения жилья в собственность, в том числе с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством.

Глава муниципального образования, руководитель предприятия, учреждения, организации с учетом рекомендаций общественной комиссии по жилищным вопросам принимает решение о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с указанием способа улучшения, или об отказе в его постановке. При наличии профсоюзного комитета решение принимается совместно руководителем предприятия, учреждения, организации и председателем профсоюзного комитета.

Граждане считаются принятыми на учет со дня вынесения соответствующего решения главы муниципального образования, а на предприятиях — совместного решения администрации и профсоюзного комитета.

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность определяется по дате подачи ими заявления с необходимыми документами.

Заявления граждан рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления, о принятом решении (включая указание на способ улучшения жилищных условий) гражданам сообщается в письменной форме.

Статья 12. Списки граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилой площади, а также граждане, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены льготы по первоочередному и внеочередному предоставлению жилья с указанием срока (военнослужащие и граждане, уволенные в запас или отставку; прокурорские работники; судьи и иные категории граждан).

В отдельные списки включаются:

а) граждане, которым жилые помещения могут быть предоставлены по договору коммерческого найма;

[3]

б) граждане, желающие приобрести в собственность жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством.

Копии списков граждан, принятых на учет по месту работы, передаются в орган местного самоуправления, который вправе возвратить данные списки для повторного рассмотрения в случае выявления нарушений действующего законодательства при принятии на учет. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие учет граждан, ежегодно уточняют списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не позднее 15 апреля представляют их в соответствующий орган местного самоуправления.

Контроль за состоянием учета граждан на предприятиях, в учреждениях, организациях осуществляется органами местного самоуправления и соответствующими органами профессиональных союзов.

Статья 13. Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Принятые на учет граждане включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется соответственно по месту жительства и (или) работы как документ строгой отчетности.

В книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, ответственным за правильное ведение учета граждан, и скрепляются печатью.

На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Органы местного самоуправления и предприятия обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан.

Статья 14. Перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий

[1]

Органы местного самоуправления и предприятия ежегодно с 1 января по 1 апреля проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.

В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяют жилищные условия очередников, запрашивают сведения о доходах, наличии у граждан и членов их семьи жилых помещений, недвижимого и иного имущества, подлежащего государственной регистрации, другие сведения, которые были представлены при постановке на учет, и уточняют списки граждан, состоящих на учете.

В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат переводу в списки учета граждан в соответствии с изменившимися условиями либо снятию с учета.

Статья 15. Основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий

Читайте так же:  Порядок увольнения директора ооо по собственному желанию

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения ими жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей статье.

Граждане снимаются с учета в случае:

а) если доход на каждого члена семьи за истекший к моменту перерегистрации календарный год стал выше уровня прожиточного минимума по Тюменской области;

б) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали обстоятельства, явившиеся основаниями для постановки на учет (статья 8 настоящего Закона);

в) выезда гражданина, состоящего на учете, на постоянное место жительства в другой населенный пункт;

Информация об изменениях:

д) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

Информация об изменениях:

Законом Тюменской области от 13 января 2001 г. N 248 в пункт «е» статьи 15 настоящего Закона внесены изменения

е) возникновения (выявления) обстоятельств, указанных в статье 8 настоящего Закона;

ж) необоснованного отказа гражданина, состоящего на учете, от трех предлагаемых вариантов предоставления жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и соответствующих социальной норме площади жилья;

з) в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не могут быть сняты с учета семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете на данном предприятии.

Статья 16. Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий

Снятие с учета осуществляется органом, принявшим граждан на учет для улучшения жилищных условий.

О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета в 3-месячный срок.

В случае, если после снятия с учета по основаниям, предусмотренным в статье 15 настоящего Закона, у гражданина вновь возникло право постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановка на учет производится на общих основаниях.

>
Порядок предоставления жилой площади по договору социального найма (ст. 17 — 29)
Содержание
Закон Тюменской области от 7 октября 1999 г. N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий?

В соответствии с принятием новой редакции Жилищного кодекса РФ, получить жилье, а также улучшить свои жилищные условия за счет государственных программ, сможет не каждый желающий, а только определенные категории лиц.

Не все семьи имеют собственное жилье, которое отвечает их потребностям. Взрослые дети не желают жить в одной квартире с родителями, а арендовать жилое помещение очень дорого.

Поэтому для того, чтобы решать такие проблемы, и была введена программа по улучшению жилищных условий. Другими словами, программа по расширению жилой площади.

Казалось бы, ничего сложного нет – встал в очередь, и появилась возможность получить некоторые льготы, а также помощь для приобретения жилья в собственность. Однако не все так просто. Законодатель установил ряд ограничений.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий

Все вопросы по предоставлению социального жилья лицам, которые в этом нуждаются, предусмотрены в ЖК РФ.

Претенденты на такое жилье должны отвечать следующим требованиям:

  • быть гражданином Российской Федерации. Однако если один из супругов является иностранным гражданином, то из общих правил есть свои исключения, которые для каждого региона разные. А в том случае, если нуждающиеся граждане не имеют гражданства РФ, то им социальное жилье не предоставляется;
  • иметь статус малоимущей семьи;
  • в установленном законом порядке, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • в течение последних 10 лет непрерывно были зарегистрированы в данном населенном пункте и постоянно там проживали последние 5 лет. Некоторые регионы страны устанавливают свои требования, отличающиеся от общепринятых;
  • не предпринимали никаких умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий последние 5 лет. Имеется в виду, что не занимались пропиской посторонних лиц на свою жилплощадь, не производили обмен большей жилплощади на меньшую и т. д.

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий?

Как движется очередь на улучшение жилищных условий, читайте тут.

Что необходимо знать для того, чтобы получить статус малоимущей семьи, которая остро нуждается в улучшении своих жилищных условий:

  • Во-первых, чтобы получить такой статус, нуждающейся семье следует обратиться в отдел социальной защиты по месту своего постоянного жительства. Должностные лица указанного органа проведут тщательную проверку на основании поданных семьей документов, проверят официальные доходы каждого работоспособного члена семьи, стоимость приобретенного имущества. Все эти сведения будут истребованы из Росреестра, а также от других органов, ведущих соответствующие учеты. При этом за справками по запросам органов придется побегать претендентам на жилье;
  • Во-вторых, на основании всех собранных документов и сведений, будет определено, имеет ли возможность семья, обратившаяся за помощью, за счет аккумулирования в течении 20 лет собственных средств, приобрести необходимое жилье. И только в том случае, если результат подсчета будет отрицательным, семье выдадут официальный документ о признании ее малоимущей.

В том случае, если у семьи доходы небольшие, однако, в ее собственности есть дорогостоящее имущества, например, дача с земельным участком, гараж, машина, то такой статус семья, скорее всего, не получит.

Какая категория лиц признается нуждающейся в улучшении своих жилищных условий?

Прежде всего, кроме статуса малоимущей, семья должна стоять на учете в качестве нуждающейся для улучшения жилищных условий и получения муниципального жилья. А для этого она должна отвечать требованиям, которые к ней предъявляются действующим жилищным законодательством.

Так ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что по состоянию на 2016 год, семья может быть признана нуждающейся в получении жилья по договору социального найма, в том случае, если:

  • семья пользуется съемным коммерческим жильем или проживает в общежитии, и в ее собственности нет другого жилого помещения или же она не пользуется жильем по договору социального найма;
  • даже если и является нанимателем в соответствии с договором социального найма, однако, площадь для проживания на одного члена семьи меньше установленной для данного региона нормы;
  • имеющееся жилье не соответствует установленным санитарным нормам, и по условиям безопасности там проживать опасно, то есть жилье находится в аварийном здании, принято решение о сносе такого здания и т. п.;
  • в жилом помещении проживает несколько семей, даже если они и находятся в родственных отношениях, однако, в одной из них имеется больной, который по медицинским показаниям предоставляет угрозу для здоровья остальных окружающих. Перечень таких заболеваний общеизвестный, однако, исходя из особенностей каждого региона, он может несущественно видоизменятся.
Читайте так же:  Оплата больничного при увольнении по собственному желанию

Следует иметь в виду, что законодателем определено несколько норм жилья, которые гарантируют безопасное проживание в нем лиц, однако, для каждого региона они несколько отличаются.

Поэтому семья, проживающая в конкретном регионе страны, должна ориентироваться на нормы, которые действуют именно в данном регионе ее проживания. Например, в Москве – это 15 кв.м. для коммунального жилья и 10 для остального, Омске – 15, Ярославле – 12, Воронеже -11.

В том случае, если семья пользуется несколькими жилыми помещениями, предоставленными ей по договорам социального найма, то уровень ее обеспеченности жильем будет рассчитываться с учетом всего жилья.

Документы для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий

Для того чтобы любой гражданин, который имеет право и желает стать на учет для улучшения своих жилищных условий, мог им воспользоваться, ему следует предоставить в орган местного самоуправления пакет документов, которые подтверждают, что он имеет право участвовать в социальной программе по жилью.

Перечень состоит из таких документов:

  • паспорт гражданина РФ или другой документ, который удостоверяет личность заявителя. А также аналогичные документы на взрослых членов семьи. На несовершеннолетних – свидетельства о рождении;
  • справка с места постоянной работы для заявителя и на каждого трудоспособного члена семьи. Для студентов – справки из учебных заведений;
  • документ, который подтверждает факт регистрации каждого члена семьи заявителя на той жилплощади, где они постоянно проживают;
  • если заявитель, или кто-либо из членов его семьи, владеет движимым или недвижимым имуществом, — документы, подтверждающие их право собственности на данное имущество;
  • техническая документация на жилье, в котором семья зарегистрирована и постоянно проживает;
  • выписка из домовой книги места постоянного жительства;
  • данные о задолженности по коммунальным платежам;
  • документ, который подтверждает отсутствие жилого помещения в собственности заявителя и членов его семьи.

В заявлении претендента на получение социального жилья должны быть указаны причины, по которым он имеет право на получение помощи со стороны органов муниципалитета. При этом они должны быть подтверждены соответствующими документами.

Так, например:

  • если в семье есть больной, который должен проживать отдельно, то его заболевание должно быть подтверждено заключением соответствующего медицинского учреждения;
  • Если же жилье заявителя находится в аварийном состоянии, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими экспертными заключениями;
  • В том случае, если гражданин лишился родительского попечения по различным основаниям, этот факт также должен быть подтвержден соответствующими документами;
  • При условии, что заявитель проживает в общежитии или коммунальной квартире, для этого также понадобится подтверждение.

После того, как все необходимые документы будут переданы членам соответствующей комиссии для проверки, они их изучат и проверят фактическое состояние жилищных условий с данными, которые содержатся в предоставленных документах, комиссия примет решение о предоставлении такому заявителю и членам его семьи участвовать в программе по жилью или нет.

О принятом решении, заявитель в обязательном порядке будет извещен установленным способом. В случае несогласия с выводами комиссии, ее решение может быть обжаловано в управлении департамента жилищной политики либо сразу же в суде.

Как встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий

Для того чтобы встать в очередь на улучшение своих жилищных условий, предварительно следует собрать весь пакет необходимых документов. Это не так просто, как кажется, и весь процесс по сбору документов может затянуться на длительное время.

В соответствующий орган местного самоуправления пакет документов подается в полном объеме. В противном случае, заявление рассматриваться не будет. При этом следует иметь в виду, что на законодательном уровне перечень документов, которые являются основанием для постановки на учет, не определен. Это право предоставлено регионам.

Поэтому для каждого региона Российской Федерации пакет документов будет разным. В каждом конкретном случае, заявитель должен самостоятельно уточнить полный перечень необходимых документов.

В том случае, если какой-то из документов члены комиссии могут запросить в порядке межведомственной системы документооборота, то такие документы заявитель подавать не обязан.

[2]

Так как жизнь не стоит на месте, то в обращении появился «Единый жилищный документ», который заменяет сразу несколько справок. Он содержит множественную информацию, которая ранее была предоставлена в разных документах.

Поэтому подача документов существенно упрощена. На их рассмотрение должностным лицам законом отведено 30 дней.

По истечении данного периода времени, может быть принято одно из двух возможных решений:

  • Включить заявителя в список очередников. При этом номер очереди будет указан в решении;
  • Отказать во включении в очередь и разъяснить право на обжалование принятого решения.

Для отдельной категории граждан, которые проживают с членами своей семьи в общежитиях или же в квартирах, имеющих статус служебного жилья, для постановки на очередь потребуется предоставить ряд дополнительных документов:

  • письменное ходатайство работодателя об улучшении жилищных условий;
  • копия или выписка из трудовой книжки;
  • акт обследования межведомственной комиссией условий проживания заявителя и членов его семьи.

Для данной категории лиц также предусмотрено право обжаловать решение жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в судебном порядке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Источники


  1. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  2. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.

  3. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
  4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  5. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
Очередь граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here