Обязательное направление профессиональной деятельности педагога доу ответ

Полная информация на тему: "Обязательное направление профессиональной деятельности педагога доу ответ" от профессионалов для людей понятным языком.

Каким должен быть воспитатель для детей дошкольного возраста?

Несмотря на то, что официально профессия «воспитатель дошкольного учреждения» появилась относительно недавно, ни для кого не секрет, что сами воспитатели, как и само воспитание, существовали всегда. Конечно же, с развитием дошкольного образования, эта профессия также развивалась и дополнялась набором необходимых качеств и требований, правил и умений, навыков и других особенностей. Вместе с тем, суть профессии оставалась неизменной.

Основная задача педагога-воспитателя всегда заключалась в организации интересной и полезной, безопасной и доступной работы детей в группах. Воспитатель дошкольного учреждения не призван заменить ребенку родителей, наоборот, он должен работать с родителями сообща, оказывая воздействие и посильное влияние на формирование детей дошкольного возраста.

В современном мире роль педагога-воспитателя велика, как никогда раньше. Родители зачастую слишком много времени проводят на работе, поэтому ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса занимает именно педагог дошкольного учреждения.

Педагог – проводник детей дошкольного возраста в мир знаний, мир фантазий, мир активной деятельности. Именно он оказывает воздействие на формирование характера ребенка, под его влиянием формируется личность каждого ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был профессионалом своего дела, а работа с детьми была его настоящим призванием.

Что должен делать педагог-воспитатель?

Учитывая ту огромную ответственность, которая возлагается на воспитателей, отвечающих за получение детьми дошкольного образования, у педагога, работающего в дошкольном учреждении, должны быть определенные обязанности. С перечнем того, чем должен заниматься педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, можно ознакомиться в одном из следующих документов:

  • Трудовой договор. В договоре, заключаемом между соискателем той или иной вакансии в детском саду, и работодателем, оговариваются все условия труда. В том числе и обязанности воспитателя, то, что он должен делать на рабочем месте;
  • Должностная инструкция (коллективный договор). В этом документе, представляющим собой часть устава каждого отдельно взятого учреждения, также отражаются основные положения, касающиеся условий труда работников дошкольного учреждения. Если трудовой договор индивидуален, то должностная инструкция распространяется на всех воспитателей того или иного учреждения;
  • Государственные нормы, правила и стандарты. Сюда можно отнести нормы СанПина и другие санитарно-эпидемиологические правила, советы и рекомендации, а также федеральное законодательство, касающееся вопросов воспитания детей в учреждениях.

В первую очередь, на основании этих нормативных документов, педагог и выполняет свои рабочие обязанности. Вместе с тем, образовательные нормы постоянно меняются и дополняются, поэтому и обязанности воспитателя в различных дошкольных учреждениях могут слегка отличаться.

Основная характеристика современной системы дошкольного образования – ее динамичность. В процессе разработки индивидуальных занятий и занятий в группах постоянно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие работе с детьми больший интерактив и вовлеченность самих дошкольников. Появляются все больше новых образовательных стандартов, регламентирующих работу воспитателей с детьми. Касаются все эти требования, преимущественно, четырех уровней развития:

  • Личностно-коммуникативного. В процессе работы с детьми важно обращать внимание на его личностные качества. Важно научить его общаться с другими ребятами в группе, находить с ними общий язык и развеиваться;
  • Познавательно-речевого. Этот компонент особенно важен в младшем дошкольном возрасте, когда речь и понимание мира, в целом, у ребенка ещё совсем не сформировано. На этом этапе развития воспитателю следует больше общаться с детьми, показывая окружающий мир на наглядных предметах и явлениях. Важно при этом говорить четко и ясно, не прибегая к детской лексике;
  • Эстетического. Чувство прекрасного нужно развивать с самого детства. Педагог не должен забывать о культурно-нравственном воспитании своих подопечных. В процессе общения с детьми важно делать акцент на духовных аспектах жизни, личным примером показывая ребятам важность культурной речи, опрятного внешнего вида, и уважения к другим;
  • Физического. Физическое развитие у дошкольников занимает далеко не последнее место. Воспитателям следует учитывать это при планировании групповых мероприятий и ежедневных занятий с детьми.

Важно учитывать все эти уровни развития, при работе с детьми, как в группе, так и в индивидуальных занятиях.

В целях обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса министерство образования внедрило такое понятие, как профпригодность, или профессиональная компетентность педагога. Эта самая компетентность проявляется в умении педагога вести воспитательную деятельность на территории учреждения, в умении находить общий язык со своими подопечными, и оказывать на них влияние в процессе обучения и общения.

Согласно последней редакции профессионального стандарта педагога, воспитатель, помимо указанных выше правил и рекомендаций, должен соответствовать следующим требованиям:

Список навыков и умений, которыми должен обладать воспитатель, можно продолжать бесконечно. Приведенный выше перечень обеспечивает примерное представление о том, каким должен быть педагог, а именно — его профессиональная сторона. Не менее значительную роль играют также и личностные качества педагога, о которых мы поговорим ниже.

Личность воспитателя: какими качествами нужно обладать?

Вне всяких сомнений, воспитатель должен быть профессионалом своего дела. Для успешной работы с детьми ему просто необходимо обладать целым рядом практических умений и навыков, большой теоретической базой и знанием своего дела. Вместе с тем, одной лишь теорией и образованностью не обойтись.

Помимо важных для воспитателя навыков и умений, он должен обладать лидерскими качествами, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста. Помимо них важно также обладать другими, не менее важными для работы с детьми, чертами характера. Среди них можно выделить следующие:

Конечно, это далеко не полный список качеств, необходимых каждому педагогу. К ним можно отнести также и терпение, выдержку, инициативность, творческий подход к работе, и другие. Помимо всего прочего, немаловажным будет умение воспитателя подстраиваться под детей, время от времени находиться с ними на одной волне. Умение рисовать, петь и мастерить вместе с детьми поделки тоже не будет лишним в работе воспитателя.

Без профессиональной подготовки воспитателю не обойтись. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу важно своевременно осваивать все современные технологии и программы. Он должен всесторонне развиваться, осваивая новые программы взаимодействия с детьми и их родителями.

Читайте так же:  Расторжение брака заключенного в иностранном государстве

Воспитателю нужно идти в ногу со временем, каждый день следить за модой и тем, что может быть интересно детям. Ребята обращают особенное внимание на внешность их лидера: одежда, прическа, улыбка. Особенно важно для детей иметь современного воспитателя, модного и «крутого», который понимает и находит время для каждого.

Обаяние, шарм, приятный внешний вид и постоянная улыбка – вот, что поможет вам завоевать сердца детей, и окажет на них самое сильное влияние.

Профстандарт педагога – развивающая деятельность

При осуществлении развивающей деятельности педагог (учитель, воспитатель) должен:

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Оказание адресной помощи обучающимся.

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

Формировать детско-взрослые сообщества.

Педагогические закономерности организации образовательного процесса.

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

Источник: профстандарт педагога

Примечание. Блог предоставляет пользователям информацию без комментариев, которые может найти в методических журналах.

Профессиональная деятельность воспитателя ДОО

В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально — педагогических задач.

Сместились и акценты в содержании педагогических задач (от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия — к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ребенка и воспитателя в процессе взаимодействия).

Особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально – педагогических задач.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ педагога – интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально – педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей

(Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына).

Сейчас воспитатель — это не тот, кто учит тому, что умеет сам.

От него требуется следующее:

· выявлять интересы, умения, навыки детей;

· предлагать ситуации, которые позволили бы детям сконцентрировать внимание на различных видах деятельности;

· организовывать занятия таким образом, чтобы коллективные виды деятельности чередовались с полуколлективными и индивидуальными, требующие внимания и усилий со стороны ребенка — с разрядкой и расслаблением, а руководство деятельностью детей сменялось бы свободными играми и занятиями;

· передавать в распоряжение детей игрушки, игры, дидактические материалы с учетом их возраста, не допускать появления признаков усталости и падения интереса у детей.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДО:

Педагогический такт – чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение этических правил.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родители», «ребенок — ребенок», «педагог — коллега»; понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Профессиональная направленностъ— это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленностъ характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.

Педагогическая рефлексия — это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Так или иначе, данные качества интегрируются в такое сложное образование, как профессиональная индивидуальность, её составляющие:

-индивидуальный стиль деятельности;

Воспитатель должен владеть следующими педагогическими умениями:

-диагностическими умениями, с помощью которых педагог изучает ребенка и детский коллектив с точки зрения возможностей воспитания и обучения;

— конструктивными умениями, необходимыми для организации предметно-развивающей среды и проектирования образовательного процесса с учетом задач и перспектив образовательной работы;

Читайте так же:  Работа воспитателя в логопедической группе детского сада

-коммуникативными умениями, связанными с организацией развивающего общения, как с отдельным ребенком, так и группой детей;

-организаторскими умениями, позволяющими организовать разные виды детской деятельности и подобрать для этого эффективные методы и формы;

-специальными педагогическими умениями, позволяющими педагогу проявить творчество в выборе и реализации эффективных условий воспитания и обучения детей: через приобщение к разным видам искусства, развитие интересов и способностей воспитанников и т.д.

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
статья на тему

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Единица профессиональной деятельности воспитателя – педагогическая задача.

Построение педагогической деятельности как взаимодействия, общения воспитателя с детьми, коллегами, родителями.

Группы задач, решаемые педагогом в ходе педагогической деятельности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Своеобразие взаимодействия воспитателя с детьми раннего, дошкольного возраста.

Вложение Размер
statya._kompetentnost_pedagoga.docx 34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Единица профессиональной деятельности воспитателя – педагогическая задача.

Построение педагогической деятельности как взаимодействия, общения воспитателя с детьми, коллегами, родителями.

Группы задач, решаемые педагогом в ходе педагогической деятельности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Своеобразие взаимодействия воспитателя с детьми раннего, дошкольного возраста.

Педагог ДОУ является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания. Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучаемого, с целью личностного и интеллектуального развития ребенка, которая будет профессиональной:

  • если деятельность носит преднамеренный характер,
  • если ею занимается человек, который обладает необходимыми знаниями, для ее реализации,
  • если педагогическая деятельность целенаправленна.

Период от 0 до 7 лет обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности.

Важная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет требования к воспитателю. И прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Отсюда вытекают профессиональные функции воспитателя :

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей (связана с созданием развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, деятельности);
  • обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей (забота об укреплении здоровья — это залог правильного воспитания детей);
  • осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (реализуется в планировании работы на основе программно – методической документации); диагностировать детей;
  • участие в педагогическом просвещении родителей; регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и ДОУ;
  • участие в исследовательской работе; самообразование.

Чтобы осуществлять педагогическую деятельность, педагог должен обладать: знаниями, умениями, способностями, личностными качествами, опытом, образованием, мотивацией, т. е. обладать п рофессиональной компетентностью – это интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельностью.

Задачи педагогической компетентности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Структура профессиональной компетентности педагога включает в себя три вида компетентности:

  • ключевые (необходимые для любой профессиональной деятельности),
  • базовые (отражают специфику определенной профессиональной деятельности),
  • специальные (отражают специфику конкретной, сферы профессиональной деятельности). Приобретение компетентности это значит овладение всеми ее видами.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру :

  • мотивация,
  • педагогические цели и задачи (задача в деятельности представляет собой цель в определенных условиях — цели общества, цели в системе образования, цели школы) ,
  • предмет педагогической деятельности (организация учебной деятельности),
  • педагогические средства (знания – научные, технические, компьютерные. ),
  • способы решения поставленных задач (объяснение, показ, совместная работа),
  • продукт (формируемый у ученика индивидуальный опыт) и результат
  • педагогической деятельности (развитие ребенка: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации.

Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна т.к. в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: педагог и ребенок. И педагогическая деятельность строится по законам общения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер , оно служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение — целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Задача педагогической деятельности — создание условий для гармоничного развития личности, которая решается организацией развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности и построением правильного взаимодействия с ребенком. В педагогической науке выделяют два вида взамодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения . В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — ребенок. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности.

Воспитатель, работая с детьми должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий. В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Читайте так же:  Состав видов разрешенного использования земель населенных пунктов

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения . Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия , которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе, касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей.

Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на детей бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, и его недопустимость в работе с детьми была доказана в целом ряде исследовании. Но можно говорить о преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля — одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Направление деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Деятельность педагога дошкольного образования сложна и специфична (высокая ответственность, коммуникативный характер, эмоциогенность, импровизационность, непредсказуемость и др.), что обусловлено возрастными особенностями дошкольников и высокой ответственностью за их жизнь и здоровье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последние годы охарактеризованы активным обновлением нормативно-правовой базы в образовании, изменениями в содержании дошкольного образования, новшествами в методологических положениях, которые требуют от педагога дошкольной образовательной организации постоянной работы над повышением профессиональной и психологической компетентности, способствующие успешности и результативности педагогического труда.

«Новая» модель выпускника детского сада подразумевает качественное изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше ребенок при поступлении в первый класс должен был обладать определенным набором знаний, умений и навыков, то в настоящее время возникает необходимость формирования компетентной, социально — адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, обладать интегративными качествами.

Содержание образовательно-воспитательной деятельности педагога дошкольных образовательных учреждений определяется и во вступившем в силу с 1.01.2015 года «Профессиональном стандарте педагога». В «Профессиональный стандарт педагога» включены принципы педагогической деятельности, основными для педагогов — воспитателей считаются:

— взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

[2]

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности.

В профессиональном стандарте педагога обозначены также трудовые функции:общепедагогическая (обучение); воспитательная деятельность; развивающая; педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования .

Сегодня в научной литературы уделяется большое внимание конкретизации профессиональных функций воспитателя дошкольных учреждений, формам и методам работы воспитателя. Автор выделяет для себя следующие профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя):

– проектировочно-конструктивная: участие в разработке и реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО, проектирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования и др.;

– организационно-деятельностная: организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте (предметная, игровая, двигательная и т. д.), организация безопасной и психологически комфортной образовательной среды, организация образовательного процесса и др.;

– коммуникативно-стимулирующая: создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности, под-

держка эмоционального благополучия детей в период пребывания в дошкольной организации, выстраивание партнерского взаимодействия с родителями, сотрудничество с другими педагогическими работниками;

– диагностическая: педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы, использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга и др.;

– аналитико-оценочная: анализ образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста, владение всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно исследовательской и др.), владение ИКТ-компетенциями, развитие профессионально значимых компетенций и др. Эти компетенции

обеспечивают решение профессиональных задач (образовательных задач развития дошкольников) вкупе с профессионально значимыми качествами и свойствами педагога дошкольного профиля.

Итак, изменения в современной образовательной системе связанные с принятием таких программных документов, как приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», положили начало существенным изменениям в содержании дошкольного образования. ФГОС ДО определил личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, а также важность таких факторов, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Поэтому современный педагог дошкольной образовательной организации должен постоянно работать над повышением профессиональной и психологической компетентности, способствующей успешности и результативности педагогического труда.

Читайте так же:  Что можно построить на землях сельскохозяйственного назначения

Раздел 2 Целостный педагогический процесс в доу: теоретические основы

Цель педагогической деятельности определяется

Важнейшие профессиональные функции педагога ДОУ:

разработка образовательной программы ДОУ

+ создание педагогических условий для успешного воспитания детей; обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей

создание эмоционального комфорта в группе ДОУ

сотрудничество с родителями

Основная функция педагога дошкольного воспитания

планирование работы с детьми

+ осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми

планирование работы с детьми и родителями воспитанников

Обязательное направление профессиональной деятельности педагога ДОУ

Научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных

знаний, а также перечень педагогических умений и навыков это…

функции педагога ДОУ

требования к педагогу ДОУ

качество личности педагога

Собирательным свойством личности педагога ДОУ является …

направленность на личность ребенка

направленность на педагогический процесс

К профессиональным умениям воспитателя ДОУ по мнению Е.А. Панько относятся: . Условно эти + гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные

коммуникативные, гностические, специальные

гностические, конструктивные . коммуникативные

Умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки, показывать кукольный театр относятся к …

Умения увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией относятся к.

Умения устанавливать педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения относятся к.

Умения проектировать педагогический процесс воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы относятся к.

Умения, с помощью которых педагог изучает ребенка коллектив в целом относятся к.

Кто является автором программы «Детство»?

Кто является автором программы «Истоки»?

+ Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева

Кто является автором программы «Развитие»?

+ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко;

Кто является автором программы «Радуга»?

+ Т.Н.Доронова, В.В. Гербова С.Г. Якобсрн;

Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми — это…

средства развития познавательных способностей;

фактор социализации детей дошкольного возраста;

[1]

+ альтернатива учебно-дисциплинарной модели;

обеспечение игровой деятельности;

систематическое воспитание и обучение дошкольника;

Какие программы дошкольного образования охватывают все направления развития ребенка – дошкольника?

Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются….

закономерности педагогического процесса

+ принципы педагогического процесса

движущие силы педагогического процесса

подходы к педагогическому процессу

Возрастная периодизация, на основе ведущей деятельности, разработана….

Кто из педагогов впервые составил профессиограмму воспитателя ДОУ?

Организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью их воспитания и обучения называется….

На каком этапе педагогического процесса, по мнению И.П. Подласового, определяется цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, прогнозируется результат, подбираются методы взаимодействия с учетом основной задачи, возраста деьтей и концепции воспитания?

На каком этапе педагогического процесса, по мнению И.П. Подласового, осуществляется анализ результатов?

Совокупность природных и социальных, предметных и культурных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей – это

+ развивающая предметная среда

Период младенчества, выделенный в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.:

от рождения до 3-х месяцев

от рождения до 6 месяцев

+ от рождения до 1 года

от рождения до 1,5 год

от рождения до 2-х лет

Период дошкольного детства, выделенный в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.:

Период раннего детства, выделенный в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.:

от 6 месяцев до 1 года;

от 1 года до 2 лет;

от 1 года до 2,5 лет;

+ от 1 года до 3 лет;

от 1 года до 4 лет.

Понятие «педагогический процесс» _________________ -это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи.

+ в широком смысле.

Зона ближайшего развития – это…

развивающее обучение дошкольника;

уровень актуального развития;

+ расхождение между уровнями актуального развития и уровнем, которого достигает ребенок в сотрудничестве со взрослыми;

показатель познавательной деятельности дошкольника

Научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха – это…

график работы ДОУ

Периодичность мониторинга в рамках реализации ФГТ устанавливается…..

Особенности и характеристика профессиональной компетентности педагога в ДОУ

Статьи по теме

Сегодня говорить о профессиональной компетентности нельзя однозначно. Скорее, стоит представлять компетентность как совокупность знаний и опыта, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности 1 . И важно понимать, что компетентность — это работа с конкретными компетенциями.

Так как педагогическая деятельность характеризуется своими особенностями и высокими требованиями, изучению профессиональной компетентности педагога в ДОУ и других образовательных учреждениях посвящены многие исследования. При этом важно то, что ни одно из определений не используется, как единственный ориентир для данного понятия.

Если говорить в общем, то педагогическая компетентность — это интегральное образование личности, сущность которого в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога. П рофессиональная компетентность включает в себя общие и специальные компетенции.

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.

Для того чтобы понять, из каких элементов складывается сегодня содержание профессиональной компетентности педагога в ДОУ, необходимо обратиться к действующим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность, в частности:

  • профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее — профессиональный стандарт педагога) 2 ;
  • федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).

Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». Каковы же эти компетенции?

В п. 3.2.5 ФГОС ДО даются некоторые указания на них, а именно, перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в рамках профессиональной компетентности педагога в ДОУ:

Таким образом, во ФГОС ДО перечисляются действия, которые должен выполнять педагог, но нет такой профессиональной компетентности педагога в ДОУ, которая бы обеспечивала выполнение этих действий.

Обратимся к педагогическому профессиональному стандарту в сфере дошкольного образования, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений (п. 3.2.1).

За основу взят деятельностный подход и, собственно говоря, здесь мы возвращаемся к пониманию компетенций как совокупности соответствующих знаний, умений и опыта их практического использования. Заметим, что в проекте профессионального стандарта было несколько иное трактование компетентности, а именно, выделение отдельных компетенций педагога. Однако в настоящий момент мы должны руководствоваться действующей редакцией.

Если говорить о компетенциях, их понимание все-таки шире, чем совокупность знаний и умений. Ключевым в понятии компетенции является способность применять знания и умения в реальной практической деятельности. Однако перечисленные в профессиональном стандарте педагога в сфере дошкольного образования «умения» трактуются более широко и по своей сути являются именно компетенциями, поскольку характеризуют не столько умения, сколько способность педагога выполнить то или иное профессиональное действие.

Обратим также внимание на то, что часть из перечисленных умений в части профессиональной компетентности педагога в ДОУ являются по своей сути общими профессиональными компетенциями, другие же — специальными.

Таким образом, приведенную выше совокупность умений и соответствующих им знаний вполне можно рассматривать как совокупность профессиональных компетенций педагога дошкольного образования, образующую его профессиональную компетентность.

Перечень трудовых действий, необходимых для развития профессиональной компетентности педагога в ДОУ 3

Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечения игрового времени и пространства Специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными ( в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечение игрового времени и пространства Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

1 Интернет-энциклопедия «Википедия» (www.wikipedia.org). — Примеч. авт.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2 Профессиональный стандарт педагога применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.01.2017.

3 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (извлечение).

[3]

Источники


  1. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  3. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
  4. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
Обязательное направление профессиональной деятельности педагога доу ответ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here