Обязанность конкурсного управляющего отвечать на запросы кредиторов

Полная информация на тему: "Обязанность конкурсного управляющего отвечать на запросы кредиторов" от профессионалов для людей понятным языком.

Конкурсный управляющий на связь не выходит, на письма не отвечает как нам найти концы, что делать?

Нашего должника банкротят исполнительный лист приставы отправили конкурсному управляющему прошло уже больше года и ничего. Сколько максимально длится процедура банкротства. Если денежных средств не хватило на нашу организацию нас должны были уведомить, что процедура банкротства завершена? Конкурсный управляющий на связь не выходит, на письма не отвечает как нам найти концы, что делать?

Судя по сроку, который вы указали, в отношении должника идет процедура конкурсного производства.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанность кредитора отслеживать ход процедуры, в частности заявлять требование кредитора. Конкурсный управляющий никаких уведомлений Вам давать не будет.

Сроки для включения вашего требования в реестр требований кредиторов вы скорее всего пропустили. Но в соответствии со ст. 100 Закона, при условии, что процедура еще не завершена, вы можете заявить требование, которое, в случае признания его обоснованным будет удовлетворено судом, но оно уже будет за реестром кредиторов.

И скорее всего ни о каком возврате долга речи идти не может, раз уж должник банктротится.

Совет — чтобы надлежаще списать задолженность с баланса предприятия, когда закончится конкурсное производство запросите из налоговой выписку из ЕГРЮЛ и на основании данных о ликвидации предприятьия должника спишите долг.

Запрос от конкурсного управляющего контрагента, признанного банкротом

Я являюсь руководителем юридического лица. Недавно ко мне поступил запрос от конкурсного управляющего одного из наших контрагентов, который признан банкротом. В запросе требуется представить документы, подтверждающие оборот товаров и денежных средств между нашими предприятиями. Обязан ли я выполнять такой запрос и на каком основании? Предусмотрена ли какая-либо ответственность за неисполнение требований управляющего?

Ответы юристов ( 2 )

В соответствии с п. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принять решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 указанного закона, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, предусмотрена ч.4 ст.14.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

Какой срок установлен для конкурсного управляющего для рассмотрения требования кредитора?

Конкурсный управляющий не рассматривает требования кредитора. Требования кредитора рассматривает арбитражный суд и либо включает их в реестр требований либо не включает. А конкурсный управляющий лишь по завершении конкурсного производства срок устанавливается арбитражным судом) производит выплаты согласно очередности, установленной законом. (если есть с чего выплачивать)

Ст. 14 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указывает: «Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом».

Установленный конкурсным управляющим срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым, является пресекательным. Действующим законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность восстановления такого срока (см. также Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 N 09АП-13812/2007-ГК по делу N А40-79479/05-71-260Б).

На практике в публикации о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок предъявления требований в днях, но не указывается конкретная дата закрытия реестра требований. Следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 50.17 Закона в случае, если сведения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня первого опубликования этих сведений. В связи с отсутствием в комментируемом Законе специальных оговорок, момент начала и окончания такого срока определяется в соответствии с правилами гл. 11 ГК РФ, согласно ст. 191 которой течение данного срока начинается на следующий день после первого опубликования сведений о банкротстве кредитной организации.

В соответствии с комментируемой статьей для отнесения поступивших к конкурсному управляющему требований к числу тех, которые предъявлены в установленный срок, принимаются во внимание уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие срок получения конкурсным управляющим указанных требований. Эта норма является специальной по отношению к норме ч. 2 ст. 194 ГК РФ, устанавливающей, что письменные заявления и извещения, которые были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. В силу правила приоритета специальной нормы перед общей применяется ст. 50.28 Закона, а не норма ГК РФ.

Читайте так же:  Списание дебиторской задолженности по сомнительным долгам

Возможны ситуации, когда кредитор направляет требование конкурсному управляющему в срок до закрытия реестра, а конкурсный управляющий получает его после закрытия. В таком случае требование считается установленным, но в реестр требований не включается, а расчеты с таким кредитором осуществляются в соответствии со ст. 50.40 Закона после завершения расчетов с кредиторами, требования которых включены в реестр (см. комментарий к ст. 50.40 Закона). Арбитражно-судебная практика подтверждает правоту конкурсного управляющего в споре с кредиторами по данному вопросу (см., например, Постановление ФАС МО от 12.10.2006, 19.10.2006 N КГ-А40/9481-06 по делу N А40-31713/05-74-11Б).

5. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет закрытый перечень способов и оснований установления требований кредиторов. Установление требований кредиторов осуществляется:

1) конкурсным управляющим:

а) по письменному заявлению кредитора на основании вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или иного судебного акта, а также на основании иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований (см. также комментарий к п. 2 ст. 50.30). Важно отметить, что в случае спора относительно исключения требований кредитора из реестра в связи с отпадением оснований включения требований, предметом рассмотрения суда будет являться его заявление (см. Постановление ФАС МО от 05.03.2007 N КГ-А40/1226-07). Соответственно, к заявлению целесообразно прикладывать, а в заявлении называть все имеющиеся документальные доказательства обоснованности требований кредитора;

б) без письменного заявления кредитора первой или второй очереди на основании сведений, имеющихся в кредитной организации, а также затребованных у кредитора подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований;

в) на основании признания размера, состава, очередности требований, включенных в сформированный временной администрацией реестр требований кредиторов;

г) вследствие рассмотрения и признания обоснованными требований кредиторов, предъявленных к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренных временной администрацией на день истечения ее полномочий;

2) арбитражным судом в случае:

а) установления обоснованности требований кредитора, при рассмотрении возражений кредитора в связи с результатом рассмотрения требования конкурсным управляющим (см. комментарий к п. 7 настоящей статьи). В соответствии с п. 8 требование кредитора, установленное соответствующим определением арбитражного суда, включается конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем кредитор уведомляется конкурсным управляющим в течение трех дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований кредиторов;

б) установления обоснованности требований кредитора, при рассмотрении возражений кредитора в связи с уведомлением об исключении конкурсным управляющим его требований из реестра требований кредиторов, сформированного в период деятельности временной администрации (см. комментарий к п. 10).

Таким образом, арбитражным судом требования кредиторов кредитной организации устанавливаются только в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований (п. п. 5 — 8 ст. 50.28). Исключение составляют разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу судебным актом в части их состава и размера (п. 9 ст. 50.28).

6. На исследование обоснованности предъявленного в ходе конкурсного производства требования законодатель отводит конкурсному управляющему 30 рабочих дней со дня получения такого требования. В этот срок учитывается также период времени, необходимый для уведомления соответствующего кредитора о принятом конкурсным управляющим решении.

7. По итогам рассмотрения требования кредитора конкурсный управляющий принимает одно из следующих решений:

— о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов в полном объеме;

— о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов в неполном объеме;

— об отказе включения требования кредитора в реестр требований кредиторов.

В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к должнику, а также об очередности его удовлетворения.

8. По результатам рассмотрения конкурсным управляющим требований кредитор может заявить в арбитражный суд возражения. Законодатель установил для этого специальный срок — 15 календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. В связи с тем что законодатель специально оговорил необходимость приложения к возражениям уведомления о вручении конкурсному управляющему копии таких возражений или иных документов, подтверждающих направление конкурсному управляющему копии возражений и приложенных к возражениям документов, напрашивается вывод о включении в 15-дневный срок не только периода времени, необходимого для подготовки возражений, но и времени, необходимого для уведомления конкурсного управляющего.

Указанный в п. 5 комментируемой статьи срок является пресекательным (см. Постановление ФАС МО от 16.10.2008 N КГ-А40/9515-08 по делу N А40-73534/06-95-1168Б, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 N 09-АП-7485/2008-ГК по делу N А40-73534/06-95-1168Б, Определение ВАС РФ от 12.02.2009 N 1146/09 по делу N А40-73534/06-95-1168Б). Таким образом, если кредитор в течение 15 дней со дня получения уведомления не направил в арбитражный суд возражения, в дальнейшем он лишается такого права.

[2]

В Постановлении ФАС МО от 28.11.2007 N КГ-А40/12099-07 по делу N А40-68237/06-71-1132Б отмечается, что в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для заявления возражений по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования кредитора отказано правомерно, поскольку п. 5 ст. 50.28 Закона не предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока.

Читайте так же:  Сотрудник достиг пенсионного возраста но продолжает работать

В случае направления кредитором возражений на разрешение арбитражного суда конкурсный управляющий на период до принятия судебного акта по данному вопросу обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований кредиторов.

9. Требования кредиторов, включенные конкурсным управляющим в реестр требований, возражения по которым не поступили, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены конкурсным управляющим.

10. Требования кредиторов, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 60 Закона 2002 г.

По итогам рассмотрения требования кредитора арбитражный суд в своем определении отражает одно из следующих решений:

— о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов, с указанием размера и очередность удовлетворения этих требований;

— об отказе во включении требования кредитора в реестр требований кредиторов.

Копия определения о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов направляется лицу, заявившему возражения, и конкурсному управляющему не позднее дня, следующего за днем вынесения определения арбитражного суда.

Соответствующее определение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 2 ст. 61 Закона 2002 г.

11. Пункт 9 комментируемой статьи определяет порядок разрешения разногласий, возникающих между кредиторами, уполномоченными органами и управляющим по поводу содержания реестра (состава, размера, очередности требований). Этот порядок зависит от того, является ли требование подтвержденным вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда. Если соответствующих судебных решений нет, то разногласия рассматривает арбитражный суд в порядке, определенном Законом. Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.

12. Требование кредитора, предъявленное к включению в период деятельности временной администрации, считается установленным в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены временной администрацией. Конкурсный управляющий вправе по своему усмотрению во внесудебном порядке исключить из реестра требований кредиторов требования, установленные в период функционирования в кредитной организации временной администрации. Это право реализуется путем направления кредитору в течение 60 рабочих дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства кредитору уведомления о полном или частичном исключении указанного требования из реестра требований кредиторов. Законодатель не установил требования о необходимости отражения в уведомлении каких-либо аргументов, обосновывающих исключение требования. Кредитор вправе обжаловать такое уведомление об исключении его требований из реестра в судебном порядке в 15-дневный срок со дня получения кредитором уведомления. Такой срок является пресекательным и не может быть восстановлен независимо от причин его пропуска.

Требования кредиторов, по которым не заявлены указанные возражения, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены конкурсным управляющим.

13. В статье содержится самостоятельное регулирование порядка рассмотрения и установления требований кредиторов, предъявленных к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренных временной администрацией на день истечения ее полномочий.

Такие требования считаются предъявленными в день опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Они устанавливаются конкурсным управляющим в общем порядке. При этом исключением из общих правил является то, что конкурсный управляющий рассматривает требования таких кредиторов, выносит решение по ним, уведомляет кредитора о принятом решении в течение 60 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как кредитору получить инфу о подозрительных сделках?

Заранее извиняюсь, если вопрос глупый, или если он уже где-то обсуждался. Ситуация следующая:

Банкротство ликвидируемого должника, конкурсное производство. Я представляю мажоритарного кредитора.

Конкурсный управляющий не делал анализ фиктивности/преднамеренности банкротства, отчет никому не представлял.

Мы подозреваем, что банкротство было преднамеренным, и что участники должника вывели все деньги перед подачей заявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Но поскольку управляющий недружественный, он нам никакие сведения о сделках должника не представляет, на запросы не отвечает.

Глобальный вопрос — как в этой ситуации конкурсному кредитору узнать о подозрительных сделках должника? Ведь он теперь вправе их оспаривать, но прежде чем оспаривать, нужно откуда-то о них узнать.

У меня рабочий вариант — в порядке ст. 60 ФЗОБ подать в суд жалобу, сказать, что кредитор вправе оспаривать подозрительные сделки должника, но к/у не предоставляет ему инфу о сделках, запросы игнорирует. Потребовать обязать к/у представить соответствующие сведения.

Коллеги, что посоветуете в этой ситуации?

Видео (кликните для воспроизведения).

Пользователь

Павел Кошман

Арбитражный управляющий

Павел Кошман

Арбитражный управляющий

Пользователь

Виктор_1963

Пользователь

Ищу подобную практику!)) Нет ли у кого примеров, когда суд защитил АУ, не желающего раскрывать информацию, в частности, по движению средств должника (в т.ч., физика) за три предшествующих года.

Мне кажется, что АУ трудно защититься в такой ситуации .

Пользователь

Заранее извиняюсь, если вопрос глупый, или если он уже где-то обсуждался. Ситуация следующая:

Банкротство ликвидируемого должника, конкурсное производство. Я представляю мажоритарного кредитора.

Конкурсный управляющий не делал анализ фиктивности/преднамеренности банкротства, отчет никому не представлял.

Мы подозреваем, что банкротство было преднамеренным, и что участники должника вывели все деньги перед подачей заявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Но поскольку управляющий недружественный, он нам никакие сведения о сделках должника не представляет, на запросы не отвечает.

Читайте так же:  Правила регистрации иностранных граждан на территории рф

Глобальный вопрос — как в этой ситуации конкурсному кредитору узнать о подозрительных сделках должника? Ведь он теперь вправе их оспаривать, но прежде чем оспаривать, нужно откуда-то о них узнать.

У меня рабочий вариант — в порядке ст. 60 ФЗОБ подать в суд жалобу, сказать, что кредитор вправе оспаривать подозрительные сделки должника, но к/у не предоставляет ему инфу о сделках, запросы игнорирует. Потребовать обязать к/у представить соответствующие сведения.

Коллеги, что посоветуете в этой ситуации?

[1]

А в суд не пробовали сходить и ознакомиться с делом? если были собрания то АУ все отчеты направлял в суд, там и всю инфу увидите если вам не предоставляет АУ, фин анализ и заключение о ПБФБ он и не мог сделать допустим если доки ему должник не предал, соответственно может и не знать о сделках. Хотя фин анализ конечно должен сделать хотя бы по балансу переданной ему с налоговой

Просмотрите как вариант еще выписки банковские если они конечно есть в деле, можно много там интересного найти и оспорить)

Документы, прикладываемые к отчету КУ при продлении и на собрании кредиторов

Вот пример лично по мне из АСМО. Дело палить не буду, ибо оно еще не закончено и куча обособленных споров, враг не дремлет.

вот выводы 9ААС по другому делу

Полный перечень, объем документов, подтверждающих сведения, отраженные в отчетах конкурсного управляющего не регламентирован на законодательном уровне, в связи с чем не предоставление полного объема документов к отчетам арбитражного управляющего не является нарушением по исполнению обязанностей конкурсного управляющего, установленных законодательством о банкротстве, а является устранимым недостатком при подготовке отчетов арбитражного управляющего

Запрос информации для конкурсного кредитора

Вопрос-ответ по теме

Какую информацию имеет право запрашивать конкурсный кредитор, являющийся акционером общества у конкурсного управляющего в период конкурсного производства?

Конкурсный кредитор вправе получить информацию, предусмотренную ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ на общем собрании, когда конкурсный управляющий представит собранию кредиторов отчет о своей деятельности. информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Согласно п. 3 ст. 20.3. Закона № 127-ФЗ в случае, если иное не установлено Законом № 127-ФЗ, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

Согласно ст. 143 Закона № 127-ФЗ

[3]

1. Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

2. В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:

о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;

о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;

о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;

о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;

о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;

о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно — относительно каждой очереди;

о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;

о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;

о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения;

о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;

иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.

3. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Обоснование данной позиции приведено в материалах «Системы Юрист»

Обязанности конкурсного управляющего при несостоятельности предприятия

Процедура конкурсного производства завершает процесс рассмотрения дела о банкротстве юридического лица. На данном этапе суд признаёт несостоятельность организации и невозможность разрешения её финансовых трудностей.
Судья назначает ответственного за организацию возврата задолженностей предприятия за счёт средств должника.
Таким специалистом является конкурсный управляющий, который принимает на себя функции временного координатора компании-должника.
Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц занимается распродажей имущества юрлица и направляет все вырученные средства на удовлетворение кредиторских требований до полного их погашения.
Специалист отвечает за все процедуры, выполняемые в рамках конкурсного производства. Сроки проведения производства могут составлять от полугода до одного года.

Обязанности и задачи

Конкурсный управляющий обладает широкими полномочиями, которые передаются к нему от прежнего руководства компании. Согласно ст. 129 ФЗ№127 в обязанность конкурсного управляющего входит:

  • публикации в СМИ и ЕФРС о начале конкурсного производства;
  • финансовый анализ деятельности компании;
  • обеспечение сохранности активов и документов юрлица;
  • организация инвентаризации имущества должника;
  • оценка собственности фирмы с привлечением профильных специалистов;
  • регулярное оповещение участников процесса о проводимых процедурах;
  • внесение в реестр информации об имуществе должника;
  • увеличение конкурсной массы за счёт выявления должников фирмы и изысканий средств компании у третьих лиц;
  • ведение реестра претензий заимодателей;
  • уведомление работников компании об их сокращении;
  • увольнение и осуществление расчётов с персоналом фирмы;
  • заключение сделок, которые позволят улучшить финансовое положение должника;
  • представление отчётов о проделанной работе за конкретный период;
  • исполнение прочих обязанностей, установленных судом согласно нормам действующего законодательства.
Читайте так же:  Ответственность за нарушение правил внутреннего трудового распорядка

Все действия и функции конкурсного управляющего направлены на подготовку и организацию торгов имущества фирмы для дальнейшего удовлетворения претензий кредиторов и прочих лиц. После оценки имущества фирмы специалист предоставляет полученную информацию кредиторам, описывая условия реализации собственности должника и выплаты его долгов.

Права управляющего в конкурсном производстве

Права и обязанности конкурсного управленца регулируются Законом «О несостоятельности». Специалист начинает конкурсное управление при банкротстве фирмы с момента открытия до даты завершения производства.
Рассмотрим основные права конкурсного управляющего:

  • распоряжение собственностью и активами компании-должника (продажа залогового и иного имущества юридического лица);
  • регулирование исполнения финансовых обязательств по договорам юрлица (если выполнение условий сделки вредит финансовому положению компании, управленец вправе отказаться от соблюдения её условий);
  • направление в суд ходатайства о признании недействительности сделки, которая может повлиять на платёжеспособность компании;
  • увольнение персонала компании;
  • передача документов компании на хранении доверенному лицу;
  • прочие полномочия, связанные с исполнением других обязанностей специалиста.

И также должностное лицо может быть наделено дополнительными правами по обоюдному желанию участников.

Назначение конкурсного управляющего

Назначать на должность конкурсного управляющего уполномочен судья, который рассматривает дело о банкротстве. Однако, конкурсный управляющий по банкротству банка утверждается Агентством по страхованию вкладов.
Вне зависимости от того, кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве, процесс делится на следующие этапы:

  1. Признание компании банкротом.
  2. Представление сторонами своих кандидатур на должность управляющего.
  3. Претендент на должность проходит проверку.
  4. Назначение управляющего судебным решением.

Участники могут предложить на рассмотрение судьи свою кандидатуру, вписав его в заявление о банкротстве. Если одна из сторон не согласна с назначением специалиста, она имеет право обжаловать решение суда и подать отвод.
Если ни один из участников не предлагает своего кандидата судья может направить запрос в организацию арбитражных управляющих и получить список подходящих кандидатов.
Назначенный конкурсный управляющий будет исполнять свои обязанности до окончания процедуры конкурсного производства и должен соответствовать следующим критериям:

  • гражданство РФ;
  • высшее образование по специальности;
  • опыт работы на руководящей должности не менее одного года;
  • членство в СРО;
  • наличие страхования личной ответственности.

Должностное лицо должно уметь руководить предприятием, потому что его работа будет связана с наблюдением и внешним управлением компанией-банкротом.

Отчётность конкурсного управляющего

Заимодатели и судья могут запросить у специалиста отчёт и сведения, касающиеся конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан подготовить отчётность согласно запросу.
Типовая форма документа содержит следующие пункты:

  • информация об имуществе должника, которое будет использоваться для погашения его обязательств;
  • сведения о проведённой инвентаризации;
  • информация относительно оценки имущества компании;
  • данные о суммах требований кредиторов и очерёдность их погашения;
  • сведения о поступивших на счёт юрлица средствах, вырученных в результате продажи имущества компании;
  • факты о выявленных и изъятых у третьих лиц активах;
  • отчёт по результатам проделанной работы (перечень погашенных задолженностей, список изъятого имущества, данные о расходах, работа о признании сделки недействительной и прочее);
  • информация о мерах, принятых для привлечения руководства компании к субсидиарной ответственности;
  • данные о количестве уволенных работников и информация о работающем персонале.

Непредставление затребованной отчётности свидетельствует о некомпетентности управленца и о его недобросовестном отношении к работе.
После завершения производства управленец оформляет заключительный отчёт о результатах своей деятельности и предоставляет информацию о компании в Пенсионный фонд.

В нём должны содержаться следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • реквизиты управляющего;
  • данные о привлечённых в процессе производства третьих лицах;
  • жалобы на работу управленца (при их наличии);
  • информация о реализованных правах и обязанностях специалиста;
  • данные о конкурсной массе;
  • перечисление принятых мер, направленных на сохранность активов должника;
  • сведения о реестре заимодателей с указанием сумм кредиторских требований к фирме;
  • информация о продаже имущества фирмы и о вырученных средствах;
  • меры, проводимые специалистом для увеличения денежных поступлений на счёт фирмы;
  • сведения о выплаченных долгах компании;
  • данные о персонале компании-банкрота;
  • сведения о расходах управленца;
  • подпись должностного лица и печать организации.

К отчёту прилагается реестр кредиторов и другие документы подтверждающие, указанную в отчёте информацию.
При направлении отчёта в судебный орган управляющий должен проинформировать об этом всех участников процесса.

Ответственность арбитражного управленца в конкурсном производстве

Временный управленец отвечает за свою деятельность по следующим пунктам:

  • за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, специалист может быть отстранён от работы;
  • за грубые нарушения своих обязанностей и невыполнение требований судьи управляющий может быть дисквалифицирован и получить отвод;
  • за нанесённые участникам убытки, которые сформировались в результате действий или бездействий управленца, на него может быть возложена материальная ответственность;
  • за систематические нарушения требований суда и постоянное пренебрежение своими обязанностями специалист может быть исключён из штата организации управляющих.

План действий

В своей деятельности временный управленец обычно придерживается следующего плана:

  1. После назначения управляющий должен взять под руководство все сферы деятельности компании.
  2. Специалист принимает на себя управление предприятием.
  3. Взаимодействие с партнёрами юрлица и формирование конкурсной массы.
  4. Управленец занимается выявлением и изъятием активов предприятия у третьих лиц.
  5. Описывает, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника.
  6. Организация торгов активами должника и направление полученных средств на погашение обязательств фирмы.
  7. Управленец ведёт реестр заимодателей и контролирует погашение их требований согласно очерёдности.
  8. После погашения всех долгов, специалист закрывает реестр кредиторов.
  9. Осуществляется ликвидация предприятия при банкротстве.
  10. Подготовка и оформление отчёта о проделанной работе.
  11. После проверки выполненной работы должностное лицо получает вознаграждение.
Читайте так же:  Стандарт должностной инструкции специалиста по социальной работе

Вознаграждение конкурсного управляющего

Управленец получает за выполнение своих обязанностей вознаграждение. Фиксированная сумма обязательной выплаты должностному лицу составляет 35 тыс. руб. Далее, рассмотрим кто платит конкурсному управляющему за его работу.
Оплата за услуги управленца в пределах фиксированной суммы производится за счёт средств компании-банкрота.

Кроме основного вознаграждения, управленец получает проценты за погашенные долги и средства на возмещение всех расходов, которые он потратил для выполнения своих рабочих функций. Доплата к фиксированному вознаграждению в процентах зависит от степени удовлетворения требований кредиторов после завершения работы управляющего.

Например, если требования кредиторов были погашены на 75%, должностное лицо может получить 7% от размера погашенных долгов. Чем меньше процент погашения обязательств предприятия, тем меньше будет размер процентного вознаграждения.

На основании согласованного решения кредиторского собрания заимодатели вправе назначить управленцу дополнительное вознаграждение, которое будет выплачено за счёт средств кредиторов.
При подписании сторонами мирового соглашения специалист получает своё вознаграждение в установленные документом сроки.

Расходы конкурсного управленца

За период своей деятельности должностное лицо осуществляет множество мероприятий, которые требуют финансовых затрат: уведомление сторон, выявление и изъятие активов юрлица, необходимых для погашения денежных обязательств должника и прочее. К дополнительным расходам управляющего относятся также выплаты привлечённым специалистам (оценщик, судебные приставы аудитор, оператор, и прочие специалисты). Все расходы конкурсного управляющего регулируются ст.20 ФЗ №127.
Данные о фактических расходах управленец предоставляет в своём отчёте о результатах проделанной работы.

Обжалование действий

Стороны имеют право обжаловать действия конкурсного управляющего, если, по их мнению, должностное лицо действовало незаконно и безответственно.
Существует несколько методов обжалования действий управленца:

  1. Составление обращения к судье в форме заявления, на основании которого суд может вынести специалисту предупреждение.
  2. Если одна из сторон считает, что управляющий нарушил её права, участник может направить заявление с жалобами в правоохранительные органы.
  3. Стороны могут направить обращение с жалобами на работу управленца в другие госструктуры, например, в ФНС.
  4. Для прямого воздействия на специалиста можно направить жалобу в СРО, где числится управленец.

Указанные в жалобах нарушения должны быть обоснованными и весомыми. В некоторых ситуация, чтобы правильно составить обращение с обвинениями в адрес управляющего следует привлечь юристов.
После рассмотрения обращения, суд может полностью или частично удовлетворить требования стороны, направившей жалобу. Если действия специалиста привели к убыткам одного из участников, суд может взыскать эти суммы с управленца. Однако, при отсутствии оснований для наказания управленца, суд может отклонить жалобу.

Смена конкурсного управляющего

Видео (кликните для воспроизведения).

Основанием для отвода конкурсного управленца может стать его исключение из организации, в которой он числился, или пренебрежение своими обязанностями. Недобросовестное отношение к работе также может стать основанием для отстранения управляющего.
Для смены специалиста инициаторы должны указать в обращении к суду свои требования. После рассмотрения ходатайства судья может вынести решение об отводе управленца и назначении другого специалиста. Если участники, направившие ходатайство, не указали свою кандидатуру на место прежнего управленца, суд запрашивает перечень претендентов в специализированной организации. Выбор нового кандидата на должность конкурсного управляющего осуществляется участниками процесса совместно.

Может ли конкурсный управляющий уволить с работы

В обязанности конкурсного управленца входит оформление увольнения сотрудников компании-банкрота. В связи с тем, что конкурсное производство завершается ликвидацией юрлица, весь персонал фирмы должен быть уволен. Под сокращение попадают все категории сотрудников вне зависимости от их положения и статуса в компании.
Управляющий должен за два месяца до увольнения проинформировать об этом всех работников компании. А также в обязанности специалиста входит выплата зарплаты сотрудникам предприятия-банкрота и выдача соответствующих документов с отметкой о причине увольнения.
Таким образом, в период конкурсного производства всеми делами на обанкротившемся предприятии заведует управляющий, назначенный судьёй. На него возлагается внушительный перечень прав и обязанностей, но все его действия направлены на удовлетворение требований сторон и достойное завершение процедуры банкротства.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  2. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  5. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
Обязанность конкурсного управляющего отвечать на запросы кредиторов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here