Обстоятельства исключающие привлечение к административной ответственности

Полная информация на тему: "Обстоятельства исключающие привлечение к административной ответственности" от профессионалов для людей понятным языком.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность: сущность и виды

Важное значение в многокомпонентном механизме законодательного регулирования правоотношений имеют обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Это гарантия правовой защиты каждого человека и юридического лица.

Наличие факторов, которые предотвращают возможность неправомерного наложение взысканий, стимулирует добросовестное отношение граждан к закону и порядку.

Навигация по статье

Общая характеристика обстоятельств, которые исключают административное производство

Законодательством регламентированы условия и факторы, абсолютно исключающие возможность привлечь кого бы то ни было к ответственности за совершение поступков с признаками правонарушения. Это обусловлено специфическим состоянием субъекта или юридически оговоренными ситуациями, имеющими место в реальности.

Производство в таких случаях не открывается. Если процесс начат до установления исключающих факторов — подлежит немедленному прекращению. Инициирование ответственности невозможно, если имеет место хотя бы один пункт из перечня, закрепленного статьей 24.5 КоАП Российской Федерации:

  • отсутствует событие административного проступка
  • нет полноценного состава правонарушения
  • причиной действия стало состояние крайней необходимости
  • издан акт амнистии, который упраздняет обязанность нести ответственность
  • прошли допустимые сроки давности
  • по рассматриваемому факту совершения неправомерного поступка с абсолютно идентичным составом уже имеется вынесенное решение по существу либо ведется производство по делу
  • отменены нормы закона, послужившие основанием привлечения к ответственности
  • факт смерти лица, которым совершено противоправное деяние
  • другие предусмотренные законодательством обстоятельства

К отдельным лицам, в частности военнослужащим и гражданам, имеющим на различного рода специальные звания, как к особой категории применяется дисциплинарный вид ответственности. Предписания административных правовых актов становятся общим основанием для соответствующего наказания только в том случае, когда деяние не было связано со служебной деятельностью. Специальные нормы в данном случае приоритетны.

Каждое из вышеуказанных оснований служит фактором, абсолютно исключающим меры наказания по отраслевому законодательству.

Индикатор девиантного поведения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность — это одна из многочисленных правовых реакций государства на нестандартное деяние субъекта, внешне очень схожее по признакам с административным проступком. Своего рода индикатор правомерности, который обеспечивает юридические гарантии участникам правоотношений и защиту от необоснованного взыскания.

Государство в лице компетентных органов и представителей определяет, имеет ли поступок опасные последствия для общества. От того, каковы мысли и намерения побудили человека на девиантные внешние проявления, зависит степень его вины, а значит и дальнейший ход дела.

Рассматриваемые обстоятельства выполняют ряд важных функций: защитную, превентивную и стимулирующую. То есть государство не просто обеспечивает фундаментальные права и свободы, но еще и побуждает к правомерным действиям для сохранения интересов каждого человека и общества в целом.

Неполный состав правонарушения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ, сформулированы законодателем на основе не только специальных отраслевых норм, но и общетеоретических положений правовой науки. Состав каждого наказуемого проступка состоит из четырех элементов, а именно: субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны.

То есть, для того, чтоб говорить о состоявшемся административном правонарушении, необходима совокупность следующих факторов:

  • наличие сегмента общественных отношений, который был подвергнут незаконному воздействию
  • имеет место конкретное деяние, наступившие или вероятные негативные последствия и непосредственная связь между ними
  • участие субъекта — физического или юридического лица
  • правосубъектность физического лица (достижение соответствующего возраста и состояние вменяемости)
  • установлена одна из возможных форм вины

Отсутствие какого либо из перечисленных признаков исключает ответственность за административные проступки. Обязательное условие для применения наказания в любых правоотношениях — только совокупность и одновременное наличие всех четырех составных характеристик.

Одним из самых распространенных обстоятельств, делающих невозможным привлечение к ответственности, является недостижение субъектом шестнадцатилетнего возраста.

Фактически безапелляционным основанием прекращения административного производства становится доказательство невменяемости лица. Правовая наука выделяет два аспекта этого понятия: медицинский и юридический.

В первом случае речь идет о болезненном расстройстве психики в хронической или временной форме, слабоумии и т. д. Во втором — полное не осознание лицом сущности и негативных последствий деяния, невозможность руководить собой на момент совершения административного проступка.

Производство по дело не допустимо, если состав правонарушения неполный.

Действительно ли имело место противоправное событие

Обстоятельствами исключающими наступление негативных правовых последствий для лица, является прежде всего подтверждение отсутствия незаконности деяния. В том числе, когда не было самого события регламентированного статьями особенной части КоАП.

Достаточное количество доказательств не установлено, и не подтвержден реальный факт противоправного действия или бездействия физического, должностного или юридического лица.

Невозможно применить наказание за то, чего не было.

Пример ситуации. Мужчина поставил автомобиль на постоянную ночную стоянку в вечернее время и в салоне стал пить пиво.

Его заметил инспектор ГИБДД. Однако у последнего нет оснований составлять протокол, поскольку транспортное средство неподвижно и предпосылок утверждать про управление в нетрезвом виде нет.

Второй пример с этими же участниками. Остановку автомобиля сотрудник дорожной инспекции мотивирует превышением скорости. Никто не лишает водителя права оспаривать данный факт.

В этом случае прямым подтверждением самого события является только видео регистрация. Остальные доказательства носят косвенный характер.

В основе одной из главных законных форм защиты лежит доказывание отсутствия самого события.

Состояние, исключающее применение административного наказания

Социальная активная позиция людей, намерение защитить себя, своих близких и собственность, а также предотвратить какой-либо вред часто побуждают вынужденно преступить черту закона. Наличие факта противоправного поведения с точки зрения административного законодательства и причинение негативных последствий могут быть вызваны крайней необходимостью.

Если это обстоятельство будет доказано, ответственность исключается.

Отсутствие правонарушения в таком случае имеет место, если в совокупности установлено, что:

  • нет вины субъекта
  • деяние носит вынужденный характер
  • объем причиненного вреда меньше, чем тот который мог быть
  • опасность носила реальный непосредственный характер именно в этот момент
  • другого выхода для спасения блага не было
Читайте так же:  Организацию питания в образовательных учреждениях обеспечивают

Как правило, деяния в состоянии крайней необходимости формально содержат состав одного или даже нескольких правонарушений. Но участники пребывали в таких условиях, при которых приходится делать выбор в пользу меньшего нарушения.

Примерами служат довольно распространенные в повседневной жизни ситуации. Водитель вынужден нарушить правила дорожного движения для того, чтоб избежать столкновения с внезапно выехавшим на встречную полосу транспортным средством. Других способов спасти жизнь себе и пассажирам нет, поэтому в данном случае нет наказания в соответствии со ст 2.14 Кодекса.

В чертах населенного пункта стрельба запрещена (ст. 20.13 Кодекса). Однако, например, при нападении дикого зверя на человека, другого выхода для спасения жизни и моментального реагирования может не быть. По аналогичному принципу не является правонарушением вырубка деревьев и кустарников, если это было необходимо при ликвидации пожара и т. д.

Крайняя необходимость является исключающим наказание фактором лишь в том случае, если другого способа устранить нарушение или угрозу законных прав и интересов не было, и причиненный вред меньше, чем предотвращенный.

Обоснованные действия в состоянии крайней необходимости: критерии сопоставимости

Правоохраняемые интересы могут быть подвергнуты нарушению только в исключительных случаях, которые полностью оправдывают причиненный вред. Главный критерий — целесообразность и неизбежность. При возникновении угрозы должны изыскиваться, прежде всего, правомерные пути разрешения ситуации. Только в том случае, когда таковых не оказалось, или на тот момент субъект не мог оценить их очевидность, можно говорить об оправданном деянии.

Вынужденные действия должны минимально нарушать правовые блага и иметь незначительные последствия. Очевидное злоупотребление не допустимо. Вопросы о том, был ли выбранный способ единственно возможным или нет, решаются на основании конкретных обстоятельств в каждом деле.

Первым критерием сопоставимости вреда является социальная сущность охраняемого и нарушенного блага. Второе разграничение — соотношение стоимостной характеристики имущественных интересов.

Пример. Пожарные при выполнении своей непосредственной работы часто вынуждены выламывать двери, разбивать окна, заливать имущество. Такие действия в условиях реальной угрозы распространения огня и острого дефицита времени оправданы и обоснованы.

Жизнь человека и здоровье всегда выше любой материальной ценности.

Характеристика других пунктов ст. 24.5 КоАП РФ

Истечение сроков давности подразумевает невозможность вынесения постановления после того, как прошло два месяца со дня совершения проступка.

Например, административное правонарушение случилось 01.03.2016 года и последним днем, когда допустимо привлечение к ответственности, станет 01.05. 2016.

Исключением является категория дел, по которым вред причинен здоровью. В этом случае период составляет один год.

Срок давности могут быть остановлены в одном случае — до момента получения дела судьей или органом, осуществляющим административный процесс, по месту жительства участников в результате передачи материалов дела после удовлетворения соответствующего ходатайства.

Способы затягивания, такие как отказ от проведения экспертизы, непредоставление необходимых данных и т. д. на сроки повлиять не могут.

Гарантией защиты от двойного наказания служат правовые нормы о невозможности вести производство по делу, идентичные обстоятельства которого были или есть предметом рассмотрения в другом процессе.

Пример ситуации. Произошло дорожно-транспортное происшествие причиной послужила неправильно выбранная скорость водителем в соответствии со ст 10.1 ПДД. Административным законодательством не предусмотрено наказание по этой норме, в связи с чем дело было прекращено. Позже установлено, что имело место нанесение вреда здоровью пешехода в легкой степени. Это уже ст. 12.24 КоАП, санкция которой предписывает до 2 лет лишения свободы. Однако, решение по существу уже было, что является обстоятельством, исключающим ответственность.

Устранить назначенное административное наказание в ряде случаев может акт амнистии. Этот документ принимается Государственной Думой, после чего одобряется главным исполнительным органом страны и подписывается главой государства.

Амнистия может быть применена только в отношении деяний, которые были совершены и окончены до вступления акта в силу.

Очевидным исключающим основанием является смерть лица, в результате чего наказание никак не может быть применено. Преемственность в данном случае правовыми нормами не предполагается.

Закон имеет обратное действие только в одном случае — если он отменяет или смягчает наказание за совершенное деяние. Применительно к административному кодексу упразднение или изменение правовой нормы распространяется на содеянные ранее правонарушения, наказание за которые еще не было реализовано.

Перечисленные обстоятельства важны прежде всего с точки зрения справедливости и рациональности.

Разграничение смежных понятий

Теоретические положения и законодательство в этой сфере четко дают обозначения, что обстоятельства, исключающие административное производство и основания, освобождающие от наказания — это два разных правовых института. Они взаимоисключают друг друга.

В первом случае в силу особого нетипичного состояния лица или специфических условий (с юридической точки зрения) ответственность не может наступить. Во втором случае она имеет место и является реальным негативным правовым последствием для правонарушителя.

Однако в связи с установлением законных оснований, виновное лицо может быть полностью или в отдельной части освобождено от обязанности нести юридическую ответственность.

То есть, исключающие обстоятельства означают, что наказания нет и быть не может изначально, независимо от смягчающих или освобождающих факторов.

Регламентированные законом обстоятельства, исключающие административное производство и ответственность, являются важным и обязательным инструментом правового регулирования. Их главная функция заключается в обеспечении фундаментальных основ правоотношений на справедливых началах. Это одна из гарантий презумпции невиновности и защиты от неправомерного применения наказания.

О правах человека и презумпции невиновности подробнее можно посмотреть на видео:

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

См. комментарии к статье 24.5 КоАП РФ

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Читайте так же:  Сколько действительна выписка из лицевого счета квартиры

1) отсутствие события административного правонарушения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 195-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 7 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 68-ФЗ часть 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8.1

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ часть 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

[1]

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 24.5 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 103-ФЗ

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

В статье 24.5 КоАП РФ содержится перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта владимирской области киржачский район

Законодатель, раскрывая понятие «административное правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

Гражданский кодекс РФ (см. ст. 48 — 50 ГК РФ) подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

Второй признак административного правонарушения — его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности.

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

КоАП РФ не только освобождает лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, от административной ответственности, но и не считает такие действия административным правонарушением.

При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем. На это прямо указывают слова текста статьи «для устранения опасности, непосредственно угрожающей».

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы — наводнения, пожары, землетрясения и др., дикие или домашние животные, например при их нападении на человека; источники повышенной опасности, например неисправная автомашина; человек, причиняющий или угрожающий причинить вред правоохраняемым интересам.

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства, как издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, и отмена закона, установившего административную ответственность.

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

Ответственность отменяется с отменой закона, которым она была установлена, а также с частичной отменой этого акта, исключением из него ответственности за одно из правонарушений, влекших до того ответственность, если частичная отмена акта либо исключение ответственности касается данного состава административного правонарушения.

Законы, смягчающие или отменяющие ответственность, учитываются при их применении на любой стадии производства по делу, включая надзорное.

Законом, устанавливающим ответственность, является как акт, предусматривающий новое правонарушение и наказание за него, так и действующий акт, дополняющий включенные в него административные правонарушения новыми.

Законом, усиливающим ответственность за административное правонарушение, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое наказание, или увеличивающий размер уже имеющегося наказания, или включающий дополнительное наказание либо увеличивающий его размер.

Независимо от изменений, которые произошли в законодательстве об ответственности за правонарушение с момента его совершения, применяются правила производства, действующие на момент рассмотрения дела.

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

Давностный срок привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, между совершением правонарушения и проявлением его вредных; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей природной среды); особенности календарной отчетности и тд.

Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения.

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействиям) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Смерть лица, привлекаемого к административной ответственности, также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Читайте так же:  Условия рассмотрения дела в порядке упрощенного производства

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 24.5 КоАП РФ

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Комментарий к Статье 24.5 КоАП РФ

1. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

2. Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения, как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.

3. Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

4. Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства, как издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, и отмена закона, установившего административную ответственность.

5. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается разъяснение о том, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством

6. По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействиям) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

7. Смерть лица, привлекаемого к административной ответственности, также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. В целях более эффективного достижения задач законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 комментируемого Кодекса, при совершении ими административных правонарушений.

[3]

9. Если производство по делу об административном правонарушении прекращается на стадии рассмотрения дела, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное постановление о прекращении дела.

Другой комментарий к Ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях при наличии определенных условий, предусмотренных КоАП РФ, не может быть начато, а если оно было начато, то подлежит прекращению. Причем для этого достаточно наличия хотя бы одного из таких условий.

В данной статье названы восемь подобных условий. Подавляющее их большинство имеет существенное юридическое значение и в этом смысле может квалифицироваться в качестве комплекса дополнительных гарантий обеспечения законности административно-процессуальной деятельности.

2. Существу производства по делам об административных правонарушениях противоречит прежде всего отсутствие двух сугубо юридических показателей (факторов), без которых постановка вопроса об административной ответственности утрачивает всякий смысл. Имеется в виду отсутствие:

а) события административного правонарушения, т.е. фактических данных, свидетельствующих о том, что налицо очевидное отклонение в поведении какого-либо лица, хотя бы внешне имеющее противоправное выражение. Таких данных нет, как нет и реальной возможности доказать обратное. Звучит данное условие весьма абстрактно, ибо событие правонарушения может отсутствовать только тогда, когда отсутствует факт его совершения, а потому и противоречит логике возбуждения административного (или любого иного) производства.

Однако это требует официального установления. Например, гражданское законодательство признает отсутствие события гражданско-правового деликта в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, а применительно к событию административного правонарушения его отсутствие может быть установлено в ходе уже начатого производства или же усмотрением полномочного должностного лица (например, контролера), лишенного возможности обнаружить в поведении лица какие-либо признаки правонарушения;

б) состава административного правонарушения, т.е. субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать данное деяние как административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ. При этом внимание акцентируется на недостижении физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста, по достижении которого оно может привлекаться к административной ответственности, а также на невменяемости физического лица, совершившего правонарушение.

3. Невменяемость лица, совершившего противоправные действия, также по понятным причинам исключает производство по делу об административном правонарушении в силу болезненного состояния его психики (ст.2.8 КоАП РФ).

4. В КоАП РФ не включено состояние необходимой обороны в качестве обстоятельства (условия) исключения производства по делам об административных правонарушениях, как несвойственное характеру правонарушения, однако сохранено в качестве такого условия совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ). Имеется в виду причинение вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если не было иных средств ее устранения и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Например, при тушении пожара могут быть разрушены соседние постройки; иное способствовало бы распространению этого стихийного бедствия.

5. Несколько условий, исключающих производство по делу об административном правонарушении, связаны с изменениями законодательства. Таким условием является издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, а также отмена закона, установившего административную ответственность.

6. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности (как правило, два месяца) также препятствует началу либо продолжению производства.

7. В п.7 комментируемой статьи 24.5 КоАП РФ сформулировано следующее условие: если по факту совершения противоправных действий лицом уже вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, то по этому факту производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

8. Естественным условием, исключающим производство, является смерть физического лица, в отношении которого оно ведется.

9. К сожалению, КоАП РФ не предлагает четко обозначенные специфические условия, исключающие производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Как уже отмечалось, многие обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях, могут быть установлены лишь в ходе этого производства.

Источники


  1. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  2. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  5. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
Обстоятельства исключающие привлечение к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here