Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии

Полная информация на тему: "Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии" от профессионалов для людей понятным языком.

Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В течение какого срока и где должны храниться договоры, бухгалтерская документация после ликвидации ООО и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Могут ли налоговые органы проводить налоговую проверку в отношении данных лиц, требовать представления документов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. После внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку в отношении этой организации, а также требовать представления каких-либо документов, поскольку юридическое лицо, как субъект права, перестает существовать.
Документы, образовавшиеся в процессе деятельности ликвидированной организации, необходимо передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив для хранения в течение установленных для них сроков.
2. Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в этом качестве и запрашивать в рамках такой проверки необходимые документы.
После прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны храниться в течение четырех лет.

Юридическое лицо

Индивидуальный предприниматель

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
— Энциклопедия решений. Перечень документов ООО, подлежащих хранению;
— Энциклопедия решений. Проведение выездной налоговой проверки в отношении ИП, прекратившего предпринимательскую деятельность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Ликвидация ООО по решению налогового органа

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

ООО, входящее в группу компаний, зарегистрированных по одному адресу, добровольно ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ 07.04.2017г. После ликвидации 31.05.2017г. Обществу из налогового органа пришло сообщение с требованием представить пояснения, в связи с тем, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016г., представленной 27.03.2017г., выявлены ошибки (противоречия, несоответствия). Требование получено бывшим руководителем ООО, который также работает в другой организации группы компаний в должности коммерческого директора. Нужно ли представлять пояснения на данное сообщение?

Так как сообщение с требованием представить пояснения пришло ООО, у бывшего руководителя нет обязанности на него отвечать, поскольку такая обязанность есть только у налогоплательщика. А юридическое лицо после ликвидации и исключения его из ЕГРЮЛ перестает существовать и быть налогоплательщиком.

Обоснование:

В соответствии с п.2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Пунктом 3 ст.88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Читайте так же:  Управляющая компания как единоличный исполнительный орган ооо

Следовательно, с момента представления налоговой декларации 27.03.2017г., у налогового органа есть три месяца на проведение камеральной налоговой проверки, в течение которых они могут направить сообщение с требованием представления пояснений. При этом указанными положениями ст.88 НК РФ сообщение с требованием представить пояснения должно быть направлено налогоплательщику.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Исходя из положений п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 НК РФ.

[1]

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п.1, 6 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

По разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 01.02.2016г. № 03-02-07/1/4409, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается после внесения сведений о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

На основании вышеизложенного, поскольку ООО добровольно ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ 07.04.2017г., после указанный даты оно перестает существовать и быть налогоплательщиком.

Следовательно, так как сообщение с требованием представить пояснения пришло ООО, у бывшего руководителя нет обязанности на него отвечать, поскольку такая обязанность есть только у налогоплательщика.

[2]

Автор: И.В.Разумова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2009 г. по делу N А06-1664/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 27 января 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельхозагропром», с. Каралат Камызякского района Астраханской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А06-1664/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельхозагропром», с. Каралат Камызякского района Астраханской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области, город Астрахань, о признании недействительным решения от 13.03.2008 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и об обязании произвести указанную государственную регистрацию

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2008 года по делу N А06-1664/2008 отменить, решение Арбитражного суда Астраханской области от 2 июня 2008 года по делу N А06-1664/2008 оставить в силе.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области, г. Астрахань в пользу ООО «Сельхозагропром», с. Каралат Камызякского района Астраханской области 1.000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и 1.000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист согласно настоящего постановления.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Попробуйте прорваться не дожидаясь результатов ВНП, если нет других кредиторов. С момента подачи всех, предусмотренных законом о регистрации документов, налоговая в течение 5 дней обязана либо исключить из ЕГРЮЛ либо отказать в этом.

Могут ли налоговые органы предъявить претензии бывшему руководителю предприятия после официальной ликвидации?

Могут ли налоговые органы предъявить претензии бывшему руководителю предприятия после официальной ликвидации?

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, никаких претензий со стороны налоговых органов и других кредиторов к официально ликвидированному предприятию быть не может. Дело в том, что юридическое лицо, как объект права существует только в тот период, когда о нем имеется запись в Едином государственном реестре.

Это положение законодательно закреплено в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, в частности в ней написано, что «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц». Другими словами, налоговым органам после завершения процедуры ликвидации и исключения компании из ЕГРЮЛ просто некому предъявлять претензии, поскольку такого объекта права попросту не существует.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». То есть ни бывший руководитель, ни кто-либо еще не сохраняет и не приобретает прав и обязательств компании, если ликвидация юридического лица уже произошла, а значит и бывшему руководителю тоже предъявить претензии невозможно. Так что единственная возможность для налоговых органов взыскать с компании все долги – это успеть сделать это во время процесса ликвидации.

Впрочем, существует один вид ответственности, которая остается на бывшем руководителе компании, даже если произошло закрытие ООО или любого другого юридического лица – это уголовная ответственность конкретного человека, поскольку бывший руководитель, остается объектом права как физическое лицо и обязан нести ответственность за все совершенные им действия.

Недобросовестность организации: контрагент исключен из ЕГРЮЛ

Автор: Сурков А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Действующее законодательство допускает проведение этой процедуры как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов. Является ли принудительная ликвидация контр­агента организации основанием считать все сделки, ранее заключенные с ним, сомнительными и направленными исключительно на получение налоговой выгоды? Данный вопрос в ближайшее время, очевидно, может стать актуальным для многих российских компаний, поскольку с 1 сентября 2017 года существенно расширился перечень оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке – принудительной ликвидации. Значит, число ликвидированных принудительно компаний будет расти, как и риск предъявления подобных претензий контролерами. Как организациям защитить свои интересы? Один из вариантов – изучить опыт коллег (в том числе отрицательный): к примеру, обратить внимание на Постановление АС МО от 28.08.2017 № Ф05-10150/2017 по делу № А40-190696/2016, в котором организация смогла доказать несостоятельность претензий налоговых инспекторов.

Основания и последствия исключения компании из ЕГРЮЛ

C 1 сентября 2017 года вступила в силу новая редакция ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), регулирующей процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке – принудительной ликвидации. Внесенные поправки расширили перечень оснований для признания компании недействующей.

Принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были вправе и раньше. Так, они могли исключать из реестра любые недействующие компании. Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ признатьюридическое лицо недействующим (и исключить его из реестра) налоговики могли, если данное лицо одновременно:

Читайте так же:  Основания возбуждения производства по делу о банкротстве

в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения о его принудительной ликвидации, не представляло отчетность о налогах и сборах;

не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Соответственно инспекторы принимали решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1).

С 1 сентября 2017 года оснований для исключения организаций из ЕГРЮЛ стало больше. Теперь налоговики вправе принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если (п. 5 ст. 21.1):

данное лицо обладает признаками недействующего, у него нет средств на расходы по ликвидации и возложить эти расходы на его учредителей (участников) невозможно;

в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев фигурируют сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.

Таким образом, с 1 сентября 2017 года запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ стала самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра.

Подобные отметки контролеры ставят под теми сведениями о компании, которые посчитали фиктивными. Причем налоговики наделены полномочиями проверять достоверность имеющейся информации в ЕГРЮЛ без какого-либо повода со стороны юридического лица. В частности, на основании п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом (налоговой инспекцией) в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц) посредством проведения мероприятий, указанных в названном пункте. Словом, проверочные мероприятия будут назначены, если у регистрирующего органа возникнут обоснованные сомнения в достоверности информации.

Основания, условия и способы проведения таких мероприятий определены Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/[email protected] В пункте 2 названного приказа установлен подробный перечень оснований для назначения проверочных мероприятий.

* В роли заинтересованного лица может выступить как юридическое лицо, так и физическое (п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Причем если от имени физического лица, не являющегося руководителем или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает представитель, полномочия последнего должны быть удостоверены нотариально.

Обратите внимание: помимо исключения из ЕГРЮЛ, есть и другие, более негативные последствия отражения в реестре недостоверных сведений о компании. Так, ч. 5 ст. 14.25 ­КоАП РФ предусмотрено наказание за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию, в виде дисквалификации. Она подразумевает ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в совет директоров, осуществлять иное управление юридическим лицом и может длиться до трех лет. Помимо этого, возможны штрафные санкции для должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, с 28 июня 2017 года исключение общества из ЕГРЮЛ рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств (ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). В этом случае, если у исключенной компании есть долги, появившиеся благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Словом, после исключения компании из ЕГРЮЛ кредиторы (включая налоговую инспекцию) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.

Выходит, что во избежание проблем организациям имеет смысл периодически «мониторить» сведения о себе и своих главных контрагентах в ЕГРЮЛ (на предмет наличия в реестре записей о недостоверности сведений, содержащихся в нем, или о грядущем исключении из ЕГРЮЛ). При появлении подобной записи в отношении самой организации она вправе уточнить сведения о себе (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Если запись о недостоверности информации появилась в отношении контрагента организации – следует готовить аргументы и доказательства того, что компания-партнер являлась благонадежной фирмой на момент заключения договора и при заключении сделки организация проявила должную осмотрительность. Так было сделано в деле № А40-190696/2016, рассмотренном АС МО в Постановлении № Ф05-10150/2017.

Ситуация из судебной практики

Суть спорной ситуации заключалась в следующем. В ходе мероприятий налогового контроля выявилось, что хозяйственные отношения организации с фирмой-контрагентом оформлены формально, без цели осуществления реальной хозяйственной деятельности, с целью уменьшения налогового бремени. При этом инспекторы привели, в частности, следующие доводы:

контрагент имеет явные признаки фирмы-»однодневки» (зарегистрирована по адресу массовой регистрации, штат из одного человека – директора, отсутствовали собственная производственная база и оборудование);

контрагентами второго звена были лица, аффилированные с проверяемым налогоплательщиком;

в первичных документах компании-контрагента указан номер телефона, принадлежащий проверяемой организации;

компания-контрагент представляла налоговую отчетность либо с нулевыми показателями, либо с минимальными суммами налогов к уплате;

полученные от организации денежные средства компания-контрагент не расходовала на производственную деятельность.

Между тем арбитры (все три инстанции) последовательно отклонили все аргументы инспекции, в числе которых был такой, как исключение фирмы-партнера из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Налоговики настаивали, что данное обстоятельство постфактум подтверждает, что организация заключала сделки с неблагонадежной фирмой, не проявив тем самым должную степень осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. Следовательно, заключенные с таким контрагентом договоры и подписанные первичные документы не являются юридически значимыми и не могут служить основанием для бухгалтерского и налогового учета.

Суды, принимая решение в пользу налогоплательщика, указали: принудительная ликвидация юридического лица путем исключения его из ЕГРЮЛ является правом налогового органа и его реализация никак не зависит от действий сторон сделки. Поэтому данное обстоятельство само по себе не является безусловным основанием считать все ранее заключенные ликвидированным таким образом обществом сделки неправомерными и обусловленными исключительно получением налоговой выгоды. На момент заключения сделок и в процессе их исполнения спорный контрагент обладал правоспособностью, соответственно, у налогоплательщика отсутствовали основания для сомнений.

Добавим, что в числе других отклоненных арбитрами АС МО аргументов контролеров были:

отсутствие у контрагентов налогоплательщика ресурсов и работников, отказ гендиректоров контрагентов от своей причастности к деятельности данных фирм – не являются бесспорным доказательством того, что документы оформлены с нарушением и подписаны ненадлежащими лицами;

факт нарушения контрагентами своих налоговых обязательств – не имеет правового значения, если инспекция не собрала в ходе проверки и не представила достаточных доказательств того, что в реальности проверяемый налогоплательщик и контрагенты не совершали операции, расходы и вычеты по которым стали предметом спора;

аффилированность организации и контрагентов – является значимой только в том случае, если это обстоятельство могло повлиять или повлияло на результат заключенной сделки, в том числе в части ценообразования. Однако соответствующие доказательства заключения сделок на нерыночных условиях в деле не приведены, а размер участия в уставном капитале не позволял предопределять факт и условия заключаемых сделок.

Ликвидация ООО документы в налоговую

Краткое содержание

Ваш вопрос по поводу кредита имеет реальное законное решение с профессиональной юридической помощью.

Для того, что бы избавиться от кредита необходимо в досудебном порядке расторгнуть кредитный договор и отказаться от его исполнения и уплаты процентов.

Читайте так же:  Уфмс уведомление о подтверждении проживания иностранного гражданина

Это делается на основании статей 10, 12, 16 Федерального Закона «О защите прав потребителе»-навязанная услуга по кредиту, неполное информирование о его условиях со стороны Кредитора и расторжение договора в связи с этим с Вашей стороны.

Также используются основания для расторжения кредитного договора, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации:

Статья 166 ГК РФ–Оспоримые и ничтожные сделки – кредитные договора, заключенные с нарушением Закона.

Статья 168 ГК РФ-Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта – относится и к кредитному договору, нарушающему Федеральный Закон «О защите прав потребителей».

Статья 178 ГК РФ-Недействительность сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения.

Статья 179 ГК РФ-Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана или неблагоприятных обстоятельств-сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка).

Все эти основания дают право расторгнуть кредитный договор и отказаться от его исполнения, уплаты процентов и возвратить страховку по кредиту, а также избавиться от требований коллекторов.

Для этого необходимо составить и направить кредиторам и в соответствующие инстанции законные и обоснованные юридические документы – претензии и заявления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Я учредитель и директор, уже ликвидированного в этом году ООО. Более 3 лет назад с моего ООО на мою же ИП перечислялись деньги за товар и услуги.

Бухгалтерские документы оформлены. Может ли это считаться незаконным? Может ли уже после ликвидации налоговая предъявить какие-либо претензии?

Ликвидация без выездной налоговой проверки: реальна или нет + «злые шалости» ФНС

В ходе выездных проверок в 2016 году ФНС получила с российских предприятий 173 млрд. рублей, – на 21% больше, чем годом ранее.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – довольно агрессивная форма налогового контроля с опасными санкциями в виде внушительных штрафов, миллионных доначислений и рисками привлечения руководства к субсидиарной и уголовной ответственности.

Опасность проверки существует вплоть до момента исключения компании из ЕГРЮЛ. Даже непосредственно в день снятия с учета визит инспекторов будет вполне законным (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Планируете ликвидировать компанию с долгами (или без), но боитесь визита налоговой и последствий проверки? Читайте до конца и узнаете, реально ли закрыть фирму без ВНП и как защититься от «злых шалостей» ФНС.

Кто чаще становится объектом ВНП

Стопроцентно безопасной зоны или территории, свободной от ВНП, не существует, однако риск проверки можно спрогнозировать.

Особое внимание налоговой инспекции привлекают организации:

  • с оборотом от 100 млн. рублей: ФНС предпочитает ловить «крупную рыбу»;
  • имеющие «сомнительные» связи и большое количество деловых партнеров: если контрагенты замечены в нарушениях, то компанию наверняка включат в план выездных проверок;
  • резко «обедневшие». Инспекторы прекрасно знают о том, что занижение прибыли – банальный способ ухода от налогов.

Еще больше критериев отбора налогоплательщиков для ВНП есть в открытом доступе на сайте ФНС. Двенадцать факторов риска выездной проверки отражены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected]

Пришли с проверкой – готовься к худшему

Выездная проверка может стать неприятным сюрпризом, даже если фирму недавно проверили: ВНП, в отличие от плановых контролирующих мероприятий, не зависит от сроков предыдущих ревизий, а о самом мероприятии предупреждают непосредственно «до» – накануне визита.

Если проверка неизбежна, приготовьтесь к тому, что:

  • С пустыми руками вряд ли уйдут

«Нулевые» проверки — это нонсенс. Цель налоговой службы – наполнить бюджет, а одна из основных задач – достичь необходимых отчетных показателей. Проверки не бывают спонтанными: если компанией заинтересовались, значит на нее уже что-то есть. Скорее всего, инспекторы заранее провели тщательную подготовку и запланировали ориентировочную сумму доначислений. С учетом того, что проверка с «выездным сбором» менее 2-3 млн. рублей считается низкоэффективной, можно представить масштабы возможных неприятностей.

  • Быстро ликвидировать не получится

Проверка длится два месяца, но может быть продлена еще на шесть (п. 6, ст. 89 НК РФ) и/или приостановлена на время истребования сведений, проведения экспертиз, перевода документов – и в результате затянуться на полгода (п. 9, ст. 89 НК РФ).

  • Если уже проверяли и не нашли нарушений, проверят более тщательно

ВНП не проводится чаще двух раз в год, но если компания ликвидируется, проверить могут вне зависимости от даты предыдущей ревизии (п.11, ст.89 НК РФ), в том числе заново проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов за 3 года.

  • Могут заставить платить из «частного кармана»

Если активов компании не хватает для расчетов с налоговой службой, внимание инспекторов привлекает личное имущество руководства. Результаты проверки и факты о выявленных нарушениях могут использоваться с целью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

  • Есть риск судимости

ФНС часто работает в тандеме с органами МВД. К уголовной ответственности ответственных представителей проверяемой компании могут привлечь как по «налоговым» (ст. 199 УК РФ), так и по «банкротным» статьям (ст. ст. 195-197 УК РФ). Виновных наказывают: минимально – штрафами до 500 тыс. рублей, максимально – лишением свободы на срок до 6 лет.

Добровольная ликвидация и ВНП: опасно доверять «альтернативам»

При добровольной ликвидации риск проверки максимален. ФНС призывает регионы проводить ВНП самостоятельно ликвидируемых организаций в обязательном порядке. Однако на практике налоговые органы интересуют лишь потенциально «прибыльные» компании.

Важно: информация в Сети дезинформирует. Юристы предлагают альтернативные методы ликвидации в качестве гарантии ухода от ВНП. Однако, ни реорганизация, ни «продажа бизнеса» не спасают от рисков, если фирма привлекла внимание инспекторов. Напротив, риски многократно возрастают, так как альтернативная ликвидация часто незаконна.

Бегать бесполезно

В надежде избежать выездной налоговой проверки, организации переезжают на новое место, меняют налоговую инспекцию, однако такими действиями часто, напротив, привлекают внимание. Необоснованная «миграция» между налоговыми органами — один из «сигналов» для назначения выездной проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]). Если решение о проведении ВНП уже принято, проверка будет проводиться независимо от юридического адреса.

Смену адреса могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.01.13 № А03-12357/2011, Восточно-Сибирского от 19.09.13 № А19-22759/2012). Кроме того, проверка может быть инициирована уже по новому месту регистрации.

Как не попасть под прицел ФНС

Вот несколько правил, которые помогут снизить вероятность выездной проверки при добровольной ликвидации:

  • не привлекать внимание: снижайте обороты постепенно, поэтапно и в рамках закона выводите активы;
  • провести внутренний и внешний аудит предприятия с привлечением независимых экспертов;
  • закрыть долги, если это возможно;
  • отказаться от смены адреса и альтернативной ликвидации;
  • правильно подготовить документы к проверке;
  • проверить контрагентов, подготовить доказательства проявления должной осмотрительности;
  • промониторить сделки.

Если проверка все-таки состоялась, и налоги доначислили, обжалуйте акт ФНС в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (п. 1, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Ликвидация без ВНП возможна через банкротство

Ликвидация без ВНП реальна. Выездная проверка – это не обязанность, а право налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ), и если компания ступила на путь банкротства, ФНС этим правом предпочитает не пользоваться. Налоговики охотно банкротят по собственной инициативе, но проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации им невыгодно из-за низкой вероятности взыскания средств и невозможности оказать влияние на процедуру банкротства.

Читайте так же:  Список домов включенных в программу капитального ремонта

«Злые шалости» ФНС: как защитить себя и деньги компании

Случается, что проверяющие выходят за рамки закона:

  • Подделывают подписи руководства в документах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2012 г. по делу № А19-6680/10)
  • Дописывают «нужные» данные в акт налоговой проверки (Постановление АС Республики Татарстан от 07.10.2013 г. по делу № А65-11811/2013)
  • Фальсифицируют отказы в предоставлении документов бухучета (Решение АС Республики Татарстан от 13.04.2012 г. по делу № А65-30385/2011)

Только своевременное выявление недобросовестных действий налоговых инспекторов в указанных делах позволило отменить незаконные акты по результатам проверок.

Внимание: грядущие нововведения законодательства о банкротстве 2017 года усилят позицию налоговых органов в делах о банкротстве, и ФНС превратится в опасного оппонента. Чтобы закрыть компанию в сжатые сроки и без серьезных затруднений, обращайтесь за правовой помощью к специалистам, которым доверяете.

Ответственность директора и учредителя после официальной, добровольной ликвидации?

Ликвидировано ООО. Официально, добровольно. Была публикация соот-но в Вестнике. Есть выписка из налоговой о том, что фирма ликвидирована.. Через некоторое время один заказчик написал жалобу в ОБЭП. О том, что фирма выполнила у него работы не в полном объёме и надлежащем качестве. ОБЭП вызывает на допрос бывшего директора (он же учредитель), директор говорит, что согласно закона, после ликвидации ООО они не имеют права предъявлять какие-либо иски и претензии ему.

Он говорят что имеют.

Правы они или нет? Какая ответственность директора (учредителя) после добровольной ликвидации ООО? Если её нет, есть ли офиц. Ссылка на закон, что ответственности нет?

В данной ситуации видимо было написано заявление по факту мошейничества (ст. 159 УК РФ). В случае совершения какого либо преступления долностными лицами юридидеского лица, то они отвечают в уголовно-правовом порядке независимо от того, ликвидировано или нет данное юридическое лицо.

Что касается гражданской ответственности, то учредитель юридического лица — ООО отвечает по обязательствам ООО только в предалах своей доли в уставном капитале общества. Т.е. если стоимость его доли была 10000 руб., то и взыскать в судебном порядке могут не более 10000 руб. (Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Уважаемый Алексей, г.Краснодар !

Если Юридическое лицо ЛИКВИДИРОВАНО в установленном законном порядке , что должно подтверждаться Свидетельством о ликвидации юридического лица, выданного ИФНС РФ по месту регистрации, то в этом случае у данного Юридического лица отсутствует ПРАВОСПОСОБНОСТЬ .

А при отсутствии Правоспособности у Юридического лица оно НЕ может быть ИСТЦОМ и ОТВЕТЧИКОМ в Суде, а также действовать иным образом в экономической и иной сфере и т.д. .

Что касается Учредителей Юридического лица, то в отношении них как физических лиц, может быть возбуждено Уголовное дело только при наличии признаков Состава преступления предусмотренных Уголовным законом РФ .

Желаю вам удачи Владимир Николаевич

Алексей, добрый день!

Прекратите хождения по ОБЭПАм.

Учредитель и (или) директор могут быть привлчены к ответстственности за УМЫШЛЕННЫЕ действия, повлекшие причинение ущерба кредиторам.

Гражданский кодекс РФ.Статья 56. Ответственность юридического лица

3. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции

Нередко бывает, что открытое ранее общество с ограниченной ответственностью становится ненужным и даже обременительным. Законодатель предусмотрел 2 основных способа ликвидации юридического лица – по решению учредителей (участников) и по инициативе регистрирующего органа.

Что это такое

Бизнесмены, которым приходилось закрывать ООО по собственной инициативе, знают, насколько это затруднительная процедура. Поэтому многие владельцы компаний предпочитают воспользоваться такой возможностью, как ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции.

Для ряда предпринимателей, конечно, принудительная ликвидация становится неприятной неожиданностью. Но, согласно статистике, в большинстве случаев, учредители, приняв такое решение, осознанно ведут юридическое лицо к закрытию по инициативе регистрирующего органа в досудебном порядке. Использование этой законной процедуры позволяет предпринимателю избавиться от множества организационных хлопот.

В каких случаях происходит

Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица:

  • неоднократное нарушение действующего законодательства (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование;
  • нарушение закона о конкуренции;
  • отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.

Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в статье 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра:
  1. Организация не имеет средств на расходы, связанные с добровольной ликвидацией и не имеется возможности возложить эти затраты на учредителей (участников).
  2. В ЕГРЮЛ более чем полгода содержится пометка о наличии недостоверной информации, предоставленной юридическим лицом.

Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках.

Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам:

  • если в налоговый орган возвращаются почтовые отправления по указанному адресу с пометкой «адресат отсутствует»;
  • если адрес – жилое помещение, не являющее собственностью директора или одного из основных учредителей;
  • если этот адрес указан в качестве юридического более чем 5-ю организациями;
  • если адрес неполный — не указан номер офиса, помещения и т.д.;
  • если адрес имеет разночтение с данными официального классификатора адресов;
  • если по адресу находится здание, которое нельзя эксплуатировать по назначению (в качестве офиса) – гараж, разрушенное или не введенное в эксплуатацию здание.

В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам:

  • лицо действует без доверенности в интересах более 50 организаций;
  • участники юридического лица фигурируют более чем в 50 компаниях;
  • имеются сведения о наличии постановления об административном правонарушении, в котором зафиксировано решение о дисквалификации лица, действующего от организации без доверенности;
  • имеются сведения о смерти лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Отчетность предпринимателя

Прекращение по инициативе регистрирующего органа происходит, если компания не осуществляет деятельность в течение последних 12 месяцев. В ст. 21.1. ФЗ № 129 перечислены 2 признака:

  • на протяжении последнего года налоговая инспекция не получает декларации и отчеты от ООО;
  • на счетах компании за тот же период отсутствует любое движение средств.
Читайте так же:  Публичная кадастровая карта псковской области печорский район

Поэтому если предприниматель не осуществляет бухгалтерские проводки и не предоставляет декларации, он может ожидать прекращения своего юридического лица.

Как действует ФНС

Чтобы выявить и ликвидировать недействующие ООО, в налоговой инспекции формируются реестры организаций, которые в течение определенного законом срока не подают декларацию и не сдают иную отчетность.

На основании этих реестров в банк направляются запросы, по предоставленным сведениям, анализируется состояние счетов компаний. Если на счетах средств не имеется и бухгалтерских проводок в течение года не осуществлялось, принимается решение об исключении ООО из Единого государственного реестра юридических лиц.

В течение следующих 3 дней налоговая служба размещает в СМИ информацию для заинтересованных лиц — сведения о ликвидации компании, адрес и порядок подачи претензий. Традиционно информация размещается в «Вестнике государственной регистрации».

На протяжении 3 месяцев после публикации физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются или ущемляются ликвидацией данного ООО, могут обратиться в инспекцию с претензией.

Специалисты налоговой инспекции стали работать над выявлением неверно указанных сведений. Поскольку процедура в силу своей новизны еще не регламентирована, инспекторы стараются получить информацию непосредственно от владельцев помещений, запрашивают справки, списки арендаторов, организовывают проверки с выездом по адресам.

Нарушителям направляется предупреждение с требованием внесения изменений в реестр в течение 30 календарных дней. Если предприниматель игнорирует уведомление, напротив него ставится пометка о наличии недостоверных сведений. В этом случае, по истечении полугода с момента появления пометки, общество исключается из ЕГРЮЛ.

Если принудительная ликвидация невозможна

Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре, даже если формальные основания на это у нее имеются.

Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна:

  • если по решению суда в отношении юридического лица начата процедура банкротства;
  • если компания имеет долги в бюджет и страховые фонды, причем срок давности по этим долгам не истек.

Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов. Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица.

Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом

Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди

Исключение из государственного реестра

Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.

Если же в отведенный законом срок от кредитора поступило заявление, процесс принудительной ликвидации в досудебном порядке отменяется и вступает в силу порядок, предусмотренный ст. 61 ГК РФ. В таком случае исключение из государственного реестра происходит либо после процесса добровольной ликвидации, либо по итогам окончания всех этапов процедуры банкротства.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в ст. 56 Гражданского кодекса РФ действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале.

После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности. По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.

До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала. Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.

Однако, в связи с внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет. Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.

В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию. К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность. При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании.

Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано.

Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник, который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг. Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО.

Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.

Финансовые риски в бизнесе есть всегда, вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.

Источники


  1. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  2. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  3. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
  4. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
  5. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here