Что такое среднее профессиональное образование в россии

Полная информация на тему: "Что такое среднее профессиональное образование в россии" от профессионалов для людей понятным языком.

Минобрнауки занялось развитием среднего профобразования

​Отечественное среднее профессиональное образование (СПО) должно перейти на новый уровень уже к 2020 году. К такому выводу пришло Министерство образования и науки и представило соответствующий проект, где учтены практически все мероприятия которые, по мнению специалистов ведомства, будут способствовать совершенствованию системы СПО. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с деталями проекта Минобрнауки, посвященного модернизации средне-профессионального образования России.

Отечественное среднее профессиональное образование (СПО) должно перейти на новый уровень уже к 2020 году. К такому выводу пришло Министерство образования и науки и представило соответствующий проект, где учтены практически все мероприятия которые, по мнению специалистов ведомства, будут способствовать совершенствованию системы СПО.

В реализации проекта задействованы: Минобрнауки, Минтруда, Торгово-промышленная палата РФ, Агентство стратегических инициатив, Общероссийские объединения работодателей, органы исполнительной власти и пр.

Предлагаем вам подробнее ознакомиться с деталями проекта Минобрнауки, посвященного модернизации средне-профессионального образования России.

Чем вызвана необходимость модернизации СПО?

На современном этапе система СПО находится далеко не в лучшем состоянии. И основным показателем этого является постоянно снижающееся количество обучающихся: с 2000 года количество выпускников учреждений СПО снизилось с 30% до 20%.

Среди основных причин сложившейся ситуации можно выделить следующие:

  • демографический спад;
  • повышение доступности высшего профобразования;
  • отсутствие заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и экономия на зарплате.

Нельзя не упомянуть и том, что после 90-х годов государство фактически не уделяло СПО никакого внимания, из-за чего учреждениям средне-профессионального образования приходилось существовать автономно. Не все руководители учреждений смогли самостоятельно наладить связь с производством и остаться наплаву. В итоге качество СПО в России значительно снизилось, да и желание обучаться в техникумах и колледжах у молодежи пропало.

Сегодня власти признают, что упадок системы СПО не лучшим образом скажется на развитии российской экономики в будущем, ведь уже сегодня наблюдается упадок производительности труда и низкое качество рабочей силы. Решение проблемы нехватки высококвалифицированных кадров вышла в приоритетные задачи Министерства образования, и даже появился специальный департамент, курирующий это направление.

В 2015 году Правительство РФ опубликовало распоряжение, где приводится комплекс мер по совершенствованию системы СПО, на основе которого проходит реализация соответствующего проекта.

Какие меры позволят совершенствовать СПО?

Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование СПО, разбит на несколько блоков, которые включают в себя:

[2]

  • работу над соответствием квалификации выпускников современным экономическим потребностям;
  • сотрудничество бизнес-структур и государства в рамках развития системы СПО;
  • отслеживание качества подготовки по программам СПО.

Давайте теперь рассмотрим содержание каждого из блоков подробнее.

Квалификация выпускников согласно требованиям экономики

Прежде всего, был сформирован список востребованных специальностей СПО на современном рынке труда, из которых выделено 50 наиболее нужных. Для последних разрабатываются и актуализируются профстандарты, ориентированные на зарубежный опыт и передовые технологии. Все это должно быть утверждено на нормативном уровне.

[3]

Параллельно производится последовательное внедрение в СПО дуальной модели обучения. В узком смысле такая модель предполагает теоретическое обучение в образовательном учреждении, и получение практических навыков – у работодателя в организации.

В соответствии с разработанными стандартами будет пересмотрена подготовка педагогических кадров для работы в системе СПО. Для дополнительного профобразования руководителей техникумов и колледжей в самое ближайшее время будут подготовлены методические рекомендации.

На протяжении 2015-2020 года будут проводиться регулярные мероприятия в виде чемпионатов профессионального мастерства, всероссийские конкурсов и олимпиад по перспективным профессиям. Сюда относится чемпионат «Ворлдскиллс Россия» и конкурс «Лучший по профессии». Согласно их результатам будут подготовлены методические рекомендации по улучшению СПО.

Весь комплекс мер должен в полной мере распространяться в том числе и на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, будет повышаться квалификация педагогических работников, работающих с лицами с ОВЗ, а в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах появятся специальные номинации для участия в них лиц с ОВЗ.

Обязательный компонент проекта – информационная кампания по повышению общественного престижа СПО в России и популяризации рабочих профессий.

Консолидация ресурсов

Предполагается улучшение профессиональной ориентации обучающихся в школах, а также развитие системы СПО в направлении эффективного совмещения теории и практики.

Для мотивации предприятий в способствовании дуальному образованию и обеспечению учебных заведений необходимым оборудованием будут внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.

Изменениям подвергнется и ФЗ «Об образовании». В частности это коснется расширения целей деятельности колледжей и техникумов.

Мониторинг качества подготовки кадров

Постепенно будут развиваться механизмы оценки и сертификации квалификаций. В новую систему мониторинга обязательно войдет такой критерий, как результаты участия в чемпионатах профессионального мастерства. Предполагается, что мониторинг будет проходить ежегодно.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Ожидается, что внедрение комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы СПО в России, должно принести следующие результаты:

  • определение самых востребованных специальностей в зависимости от потребностей экономики;
  • внедрение новых профстандартов в сфере СПО;
  • развитие материально-технической базы учреждений СПО;
  • внедрение дуальной модели образования и подключение к этому заинтересованных предприятий;
  • повышение престижа СПО;
  • проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов.

Все это должно привести не только к увеличению количества обучающихся в колледжах и техникумах, но и повышению качества образования по программам СПО. Таким образом, в перспективе рынок труда заполнят практикоориентированные специалисты, которые будут соответствовать запросам современного производства.

Читайте так же:  Сверхурочные работы допускаются с письменного согласия работника

Какое образование получают в колледже и техникуме

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.

Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:

  • Техникум, колледж или училище — что выше ценится?
  • Закончил техникум. Какое это образование?
  • Техникум — это какое образование?
  • После окончания техникума какое образование?
  • Образование после техникума как называется?
  • Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?

На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.

[1]

Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Подробнее о ссузах

  1. Колледж (какое образование, в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные — ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) – НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие – АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 4 определения термина СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее профессиональное образование

образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Средства обучения и воспитания материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)

Читайте так же:  Образовательные учреждения среднего профессионального образования

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью послесреднего образования, реализуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, педагогических, музыкальных и др. училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят. выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производств, звеньями, помощи специалистам высш. квалификации. Для нек-рых специальностей С. п. о. — высш. квалификац. ступень. Особенность С. п. о. состоит в усвоении комплекса практич. исполнит, умений и навыков на базе достаточно широкой общеобразоват. подготовки (часто профессионально ориентированной).

Необходимость особой подготовки работников ср. квалификации выдвинута процессами специализации труда. Становление С. п. о. связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Особое значение имели деятельность городских школ и утверждение реального направления в общем образовании.

В 19 в. С. п. о. стало осмысливаться как специфич. часть нар. образования, развитие к-рой оказывает существенное воздействие на состояние экономики, воен. дела, здравоохранения, просвещения и др. областей профессиональной деятельности.

Соответствие содержания образования совр. и перспективным требованиям проф. деятельности — одна из важнейших пед. и организац. проблем С. п. о. Она решается периодич. пересмотром уч. планов и корректировкой профилей подготовки специалистов, открытием новых специальностей и специализаций, рационализацией методов и сроков обучения. При этом учитывается динамика содержания общеобразоват. подготовки в школах, а также достижения практики проф. образования на разл. уровнях. При разработке содержания С. п. о. принимаются во внимание особенности осн. контингента учащихся — подростков, часто с не вполне сформировавшимися личностными и проф. установками.

В условиях непрерывного образования система С. п. о. становится более гибкой, учитывающей разнообразные интересы учащихся, разл. пути получения ими образования. Создаются условия для дальнейшего проф. роста, расширяются возможности для поступления учащихся ср. проф. уч. заведений в вузы. В большинстве стран с развитыми системами проф. образования реализуется принцип единого уровня содержания общего образования во всех типах ср. проф. уч. заведений, идет совершенствование спец. и практич. подготовки. Основой формирования уч. планов стали квалификац. характеристики, определяющие уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями практич. деятельности на рабочем месте (см. Квалификация).

Содержание С. п. о., как правило, разделяется на циклы: общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный. Формирование содержания С. п. о. подчинено общедидактич. закономерностям.

Гос. и муниципальные ср. проф. уч. заведения существуют в большинстве стран. В странах с традиционно развитой рыночной экономикой широко представлен и сектор частных уч. заведений, принадлежащих отд. корпорациям, фирмам и т. п. В условиях многоступенчатой системы проф. образования подготовка специалистов ср. звена часто ведется на базе ун-тов и профилированных (отраслевых). вузов. Гос-во оказывает влияние на программы подготовки через соответствующие образоват. стандарты, систему лицензирования и аттестации уч. заведений. См. также Средние профессиональные учебные заведения.

В СССР. в 20-х гг. первоочередное развитие получило пед. и мед. С. п. о. Развитая система С. п. о. (оно называлось средним специальным). сложилась в основном в 30-х гг.; при этом особое внимание уделялось специальностям промети, с. х-ва и транспорта. Разработка уч. планов и программ проф. подготовки в уч. заведениях координировалась со 2-й пол. 30-х гг. подразделениями, действовавшими в составе органов управления высшим образованием (см. Министерство высшего и среднего специального образования СССР). После создания Министерства просвещения СССР. (1967). на всесоюзном уровне координировалось содержание общеобразоват. подготовки учащихся техникумов, училищ и т. п. В 1945-—90 уч. планы пересматривались в перспективе развития хоз. комплекса страны 6 раз; вводились новые специальности и специализации, расширилось внедрение вузовских форм занятий, уч. работы, практикоориенти-рованный характер приобрели обще-проф. и спец. занятия. Это позволяло в основном обеспечивать х-во, здравоохранение, отрасли культуры специалистами ср. звена.

С нач. 70-х гг. ср. спец. образование стало рассматриваться как один из каналов получения молодежью общего ср. образования. Органичное сочетание общекультурной (гуманитарной). и проф. подготовки стало, однако, значит. проблемой из-за сложившейся в предшествующие годы ориентации уч. заведений на спец. образование. Это в целом снижало степень подготовленности специалистов к самостоят. работе, ограничивало возможности продолжения образования.

Вместе с тем в условиях командно-адм. управления экстенсивное увеличение числа специальностей и приема на них учащихся без достаточного учета реальной потребности в специалистах конкретных профилей привело к серьезным противоречиям в содержании образования и качестве подготовки. Отставала мате-риально-технич. и уч.-производств, база техникумов и училищ. Ок. 40% выпускников техникумов, особенно в отраслях машиностроения, использовались на рабочих местах, не требующих ср. спец. образования. На инж. должностях в разл. отраслях работало от 30 до 50% специалистов со ср. спец. образованием. Система подготовки специалистов ср. звена была рассредоточена между десятками мин-в и гос. ведомств. Пед. коллективы и руководители уч. заведений часто оказывались отстраненными от решения проблем уч. процесса.

Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда об исковой давности
Видео (кликните для воспроизведения).

В Рос. Федерации в нач. 90-х гг., особенно после введения Закона об образовании (1992), приняты нормативные документы, расширившие возможности совершенствования системы С. п. о. В 1994/95 уч. г. введен Гос. образоват. стандарт ср. проф. образования. Пересмотрен (1994). классификатор специальностей С. п. о. Он объединил 34 группы родств. специальностей (всего св. 250), в т. ч. новые профилированные по отраслям «экономика и управление», «менеджмент», «маркетинг». Присваиваемые в рамках специальностей конкретные квалификации устанавливаются Гос. образоват. стандартом ср. проф. образования.

Новая структура С. п. о. реализуется на путях принципиально нового подхода к построению постоянной и варьируемой частей уч. плана, призванных отражать в проф. и квалификационной направленности подготовки будущих специалистов как требования федерального стандарта, так и интересы регионов, отд. отраслей и групп предприятий.

В зависимости от характера специализации может меняться перечень и содержание преподаваемых предметов уч. плана, поскольку это не затрагивает федеральный компонент образования. Разл. требования регионов и отраслей х-ва обусловили большее, чем раньше, разнообразие типов ср. проф. уч. заведений.

Система рос. С. п. о. последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации, расширения возможностей для ступенчатой подготовки специалистов широкого профиля, обладающих проф. мобильностью и способностью быстрой адаптации к меняющимся условиям деятельности. В связи с этим вводится обязат. минимум содержания программы, обеспечивающий эквивалентность образования на всей терр. Рос. Федерации (содержание обязат. дисциплин и виды практич. обучения нормируются федеральным компонентом образоват. стандарта).

Подготовка специалистов широкого профиля обеспечивается углублением фундам. знаний, дифференциацией содержания обучения по осн. видам или объектам проф. деятельности. Усиливается проф. направленность общеобразоват. подготовки, к-рая ориентируется на базовый компонент общего ср. образования, а также установление рационального соотношения теоретич. и практич. обучения; комплекс занятий способствует формированию творческого мышления учащихся и высокой исполнит, культуры труда. Содержание образования формируется гл. обр. на основе дея-тельностного подхода и раскрытия в содержании уч. предметов и видах практики будущей производств, деятельности. Как важная задача С. п. о. рассматривается гуманитаризация С. п. о. и углубление изучения проблем мировоззренч. характера, ист., социально-культурных, экологич. и экон. проблем.

Лит.: Среднее спец. образование в СССР, М., 1962; Д с м ин А. Ф., Петров Б. И., Производственное обучение в техникумах, М., 1963; Кузьмин Б. А., Что такое техникумы СССР, М., 1966; Чупрунов Д. И., Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование, М., 1984; Structures of technological education and contributing si social factors. ed. by Wilfred Fixhwick, UNESCO, 1988. В. Г. Шипунов.

Что такое среднее-профессиональное образование

Что характерно для данного типа образования, чем отличается от других?

Среднее профессиональное образование – это образование, полученное в училище, колледже или техникуме.

Такие учебные заведения называют средними профессиональными или средними специальным.

Они занимают промежуточное положение между средним и высшим образованием и служат для подготовки специалистов после окончания школы.

Кто может получить среднее профессиональное образование

Поступить в колледж, техникум или училище может любой человек, проживающий на территории РФ и имеющий законное право пребывать на ней. Наличия российского гражданства для поступления не требуется.

Обучение можно проходить только при наличии аттестата о полном или не полном среднем образовании. В некоторых случаях для поступления могут потребоваться определенные таланты, физические и психологические качества.

Проходной балл для поступления в среднее профессиональное учебное заведение ниже, чем в университете или институте, но для поступления все равно нужно сдать ГИА или ЕГЭ хотя бы на троечку. Обучение может быть как бесплатным, так и платным. На некоторые специальности почти все места могут быть бюджетными.

Студентам таких учебных заведений предоставляется, в большинстве случаев, общежитие, выплачивается стипендия. Им проще проходить практику, так как те профессии, которые преподают там, востребованы рынком труда. В основном это рабочие профессии.

Профессиональные училища и техникумы не занимаются выпуском докторов наук и профессоров.

Основная задача любого профессионального учебного заведения – это подготовить высококвалифицированного специалиста способного решать повседневные простые задачи. Например, починить холодильник, уметь готовить или шить.

Такие профессии легче освоить, поэтому требования к поступающим значительно ниже, чем в высших учебных заведениях

Особенности получения среднего профессионального образования

Образование, в зависимости от выбранной профессии и наличия (отсутствия) полного среднего образования составляет от 1 до 4 лет. В основном в таких заведениях получают рабочие профессии, такие как диплом швеи, слесаря, мастера по ремонту бытовой техники и другие профессии.

Также там можно получить диплом бухгалтера или юриста, но, несмотря на то, что на такие профессии есть направления, устроиться без высшего образования будет труднее, учитывая конкуренцию со стороны обладателей дипломов о высшем образовании.

Однако это не означает, что оно хуже, просто ожидать повышения и карьерного роста не имеет смысла, так как для того, чтобы занять определенную должность, например прокурора, претендент должен отвечать определенным стандартам. Если посмотреть установленные законом требования к кандидатам, то там везде требуется наличие профильного высшего образования.

Поэтому на профессии экономиста и юриста нужно сразу поступать в ВУЗ. Раньше была возможность сначала закончить колледж, а потом поступить на третий курс в институте, но после введенных новых правил, принятых в 2015 году, это стало невозможным. После окончания среднего специального учебного заведения, студент все равно может поступить на первый курс.

Те, у кого неполное среднее образование, при поступлении в среднее специальное заведение, первые два года проходят помимо дисциплин по профессии, еще и школьную программу 10-11 класса. И хотя ЕГЭ они не сдают, но прохождение программы считается обязательным.

Читайте так же:  Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов

Перспективы трудоустройства

Человеку с дипломом среднего профессионального образования, если это не диплом экономиста или юриста, устроиться на работу будет значительно проще. Однако все зависит от выбранной им специальности при поступлении. Так наибольшим спросом пользуются специалисты?

Этот список можно продолжить до бесконечности, так как профессий, которые можно получить в средних специальных заведениях очень много, и они охватывают многие сферы жизнедеятельности человека.

Рабочие профессии сегодня как никогда востребованы в России, поэтому проблем с трудоустройством не возникнет. Многие выпускники училищ и техникумом быстрее находят работу с высоким окладом, чем люди, которые закончили институт или университет.

Как видно, нет ничего плохого в среднем профессиональном образовании. Это отличная возможность получить востребованную на рынке труда профессию, тем более что обучение в таких заведениях либо бесплатное, либо стоит очень дешево.

При этом поступить в какое-нибудь из них значительно проще, чем в ВУЗ, а зарплата некоторых специалистов даже выше, чем у выпускников институтов и университетов.

Что такое среднее профессиональное образование в россии

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела – 05 марта 2014 г.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

  • техникум (училище) – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 марта объявляются:

  • правила приема в образовательную организацию;
  • порядок приема в образовательную организацию для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности с выделением форм получения образования – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат;
  • требования к уровню образования, которое необходимо для поступления – основное общее или среднее (полное) общее образование;
  • перечень вступительных испытаний;
  • информацию о формах проведения вступительных испытаний;
  • информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;
  • особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Не позднее 1 июня:

  • общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
  • информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;
  • образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Не позднее 20 июня начинается прием документов на первый курс.

По результатам вступительного испытания на следующий день после объявления оценки поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами (далее – апелляция). Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением.

Читайте так же:  Стандарт должностной инструкции специалиста по социальной работе

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34 % от общей численности занятых.

Видео (кликните для воспроизведения).

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).


Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Источники


  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  3. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
  5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
Что такое среднее профессиональное образование в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here